Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему: «По следам героев Союзмультфильмов» для детей подготовительной группы.
Кузьмина Наталья Николаевна, воспитатель I квалификационной категории, ГБОУ «Лицей №1571» отделение дошкольного образования «Лучики».Буланович Лариса Алексеевна
МБДОУ детский сад №41 , Краснодарский край Крымский район х.Непиль
Воспитатель
Интеллектуальная игра
Что? Где? Когда?- подготовительная группа.
Програмные задачи:
Закрепить знания через народное исскуство детей с традициями и обычаями своего народа.
Прививать любовь к русской народной культуре.
Углублять и уточнять представления о Родине - России; о русском народном прикладном творчестве.
Закрепить знание детей о государственной символике России.
Ход мероприятия:
Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить всё чему, мы с вами научились. Для этого проведём викторину, темой которой будет " Народное творчество Руси". Скажу по секрету, что нас посетят гости. Вас ждут интересные конкурсы. Участвуют в викторине две команды (медведи) и (тигры). Судить наше соревнование будет представительное жюрив составе (........). Жюри внимательно будет за вами наблюдать и в конце нашей игры объявит победителей. За каждый выигранный конкурс вы получаете призовую фишку. Какая из команд наберёт наибольшее количество очков, та и будет победителем. И так прошу команд занять свои места, игра начинается.
1 раунд: Разминка
Особенности русского быта.
Я командам поочерёдно буду задавать вопросы на которые вам нужно будет сразу ответить, если не ответите то может ответить другая команда и заработать себе дополнительный бал. 1 - команда Медведи.
1. Как называется русская муржская рубашка? (Косоворотка)
2. Какое национальное дерево России? (Берёза)
3. Как называется праздник проводов зимы? (Масленица)
4. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каши, блины, пироги)
5. Назовите первую столицу русского государства? (Киев)
2 - команда Львы.
1. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)
2. Назовите русский сувенир известный во всём мире? (Матрёшка)
3. Что такое изба 7 (Деревянный крестьянский дом)
4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)
5.Какое угощенье было обязательно напразднике проводов русской зимы? (Блины)
2. раунд: Продолжи пословицу.
1. Куй железо - пока горячо!
2. Один в поле - не воин.
3. Что посеешь - то и пожнёшь.
4. Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей.
5. Век живи - век учись.
6. Не имей сто рублей - а имей сто друзей.
7. При солнышке тепло - при матери добро.
8. Под лежащий камень - вода не течёт.
3. раунд: Богатыри.
Проводится подвижная игра " Перетягивание каната" - участвуют обе команды.
4. раунд: Вопрос - ответ.
1. Славный защитник Руси - матушки? (Илья - Муромец)
2. Свистел по - соловьиному, кричал по - звериному, шипел по - змеиному? (соловей - разбойник)
3. Наша страна называется? (Россия)
4. Кто победил змея - горыныча? (Добрыня - Никитич)
5. Как зовут президента России? (Путин В.В)
6. Столица России - город? (Москва)
7. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, Герб, Гимн0
8. Название этой реки одинаково с названием города столицы нашей Родины? (Москва - река)
9. Какие праздники отмечаются на Руси с древних времён? (Рождество, Пасха, Масленица)
10. Как в старину называлась наша Россия? (Русь, Русь Великая)
5. раунд: Народные промыслы России.
Воспитатель: Земля наша русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
1. Команда отвечает на загадку.
Игрушки эти не простые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как берёзки.
Кружочки, клеточки. полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
О каком промысле эта загадка? (Дымковские игрушки)
Вопросы командам:
1. Какими узороми украшают мастера свои игрушки?
2. Какие используют цвета?
3. Почему деревня называется Дымка?
2. Команда отвечает на загадку.
Посуда это не простая,
А словно залотая
С ягодами и листочками,
Травкой и завиточками,
О каком промысле эта загадка. (Хохлома)
Вопросы командам:
1. Какими узорами расписывают хохломские мастера свои изделия?
2. Какие используют цвета?
3. Почему роспись получила такое название?
6 раунд: Конкурс капитанов
" сложить матрёшку по образцу".
Перед вами лежат конверты в них находятся пазлы Матрёшки, вам надо сложить рисунок и по завершению работы поднять руку, а жюри оценит насколько правильно была собрана матрёшка.
7. раунд: Юнные художники.
Обеим командам нужно раскрасить рисунки в соответствии с народными промыслами.
8. раунд: Бой без правил.
Команды выбирают по одному игроку и проводится игра. Кто победит то та команда получает фишку. (игру можно повторить несколько раз).
Ну а теперь пока жюри подводит итог, я предлагаю всем детям поиграть в музыкальный стульчик. После подведения итогов команды награждаются и проходит чаепитие.
Цель:
создать условия, способствующие расширить и реализовать через практическую деятельность знания детей по ознакомлению с космосом.
Задачи:
обобщить, систематизировать, закрепить знания пройденного материала о космосе; развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь детей; формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Оборудование. Стол, разделенный на сектора, конверты с вопросами, аудиозаписи с музыкой из игры «Что? Где? Когда?», видеозаписи с вопросами, чёрный ящик, скрипичный ключ - для музыкальной паузы, волчок со стрелкой, песочные часы, табло, где выставляется счёт за каждый раунд; фигурки звезд белого, голубого, желтого, красного цвета; глобус, кусочки метеоритов; телескоп; тарелки с небольшим углублением, молоко (2% или выше), пищевые красители, средство для мытья посуды, ватные палочки; карточки с изображением планет солнечной системы,
Внимание! Внимание!
Ждет нас опять игра.
Любознательных детей и находчивых
Приглашает в гости она.
Вас ждут непростые вопросы,
Улыбки и радостный смех.
Загадки, сюрпризы, и тайны.
Дерзайте!
И вас ждет успех!
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики и участники игры! Мы рады вас приветствовать в нашем клубе «Что? Где? Когда?». В этом зале мы сегодня собрались на праздник ума, смекалки и находчивости, соревнования и взаимопомощи, где против команды знатоков будут играть дети и взрослые. А какой теме будет посвящена сегодняшняя игра, вы сейчас узнаете.
Ребенок.
В апреле славный праздник
Россия отмечает.
День Космонавтики у нас!
И все об этом знают.
Гордится космонавтикой страна.
Она была и будет нам нужна.
В ночное небо часто мы глядим
И в космос отправиться тоже хотим!
Но мы пока еще малы,
Никто нас не возьмет.
Но мы сейчас в игре сразимся дружно.
Готовься команда! На старт, и вперед!
Ведущий.
Да, сегодня нашу игру мы посвящаем космической теме. Разрешите представить вам игроков и капитана команды знатоков. (Представление игроков).
Ведущий.
Сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Вы видите на столе игровой круг с волчком, разделённый на сектора, в которых находятся закрытые конверты, содержащие вопросы. Знатоки должны ответить на предложенные вопросов, на обсуждение которых дается 1 минута. По истечению минуты, капитан команды, либо сам дает ответ на вопрос, либо адресует его одному члену своей команды. Ответ должен быть чётким и при необходимости с пояснением. Один раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. В двух конвертах находятся блиц – вопросы, на обсуждение которых дается 10 секунд, Если знатоки не ответят хоть на один вопрос, очко присуждается команде зрителей.
Ведущий.
Итак, мы начинаем игру! (Звучит гонг!)
Вопрос №1.
Где начинается космос и что такое пустота?
Ответ. Там, где заканчивается воздушное пространство Земли, примерно на высоте 118 км, начинается бесконечное пространство – космос. Воздуха там нет, а только пустота. В воздухе можно дышать, в пустоте – нет. В пустоте всегда одинаково холодно. В воздухе летают птицы, в пустоте им пришлось бы ходить по земле, крылья были бы бесполезны, так как там не на что опереться. По воздуху передаются звуки, в пустоте – нет.
Вопрос №2.
- Что такое космические звезды, отличаются ли они по цвету?(Разложить карточки - звезды по температурному ряду в виде убывания) Как называется самая близкая к нам звезда?
Ответ. Звезды – это огромные огненные газовые шары, излучающие свет. Температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые, потом идут - желтые, и замыкают этот ряд – красные. Самая близкая к нам звезда – наше Солнце.
«Черный ящик» 1.
В «Черном ящике» находится предмет, предназначенный для наблюдения за небесными телами: звездами, планетами и галактиками. Его название происходит от греческих слов: «теле» вдаль и «скопео» смотрю.
Ответ. В черном ящике находится телескоп.
«Черный ящик» 2.
Уважаемые знатоки! Если ночью долго вглядываться в небо, усыпанное звездами, то иногда можно различить среди них редкие загадочные объекты без четких очертаний. Это – туманности - огромные скопления газа, пыли, которые мы можем наблюдать как невооруженным взглядом, так и при помощи телескопов. Нередко они становятся «родителями» новых звезд, образующихся в наиболее плотных участках из газа и межзвездной пыли. В нашей Галактике много красивых и разноцветных туманностей. В Черном ящике находятся предметы и вещества, которые помогут вам создать свои туманности.
Опыт «Украшаем космос туманностями»
Объяснение.
Для создания этого волшебства вам потребуется: тарелка или блюдо с небольшим углублением, молоко (2% или выше), пищевой краситель – разные цвета, средство для мытья посуды, ватные палочки. Наливаем в тарелку тонкий слой молока, затем капаем в молоко пищевой краситель, краситель капаем на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем обмакиваем ватную палочку в моющее средство и осторожно опускаем ее в центр цветной капельки.
Вопрос №3.
Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Ответ . Солнце дает нам свет и тепло. Если бы Солнце не освещало и согревало Землю своими лучами, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, и на ней всегда был ночь. Погибли бы растения, так как им для жизни необходимы свет и тепло. Растения нужны для питания людей и животных. Еще они забирают из атмосферы углекислый газ и выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.
Музыкальная пауза «Танец звездочки»
Вопрос №4.
Что представляет собой Солнечная система? Назовите планеты Солнечной системы.
Ответ . Это планетная система, которая включает в себя центральную звезду Солнце и вращающиеся вокруг него планеты: планеты земной группы или каменистые планеты - Меркурий, Венера, Земля, Марс, и газовые планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. (показать на карточках)
Игра считалка.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун…(Аркадий Хайт)
«Черный ящик»
В «Черном ящике» находится предмет круглой формы, на котором мы можем увидеть высокие горы, бескрайние равнины, ледяные, заснеженные просторы, моря и океаны?
Ответ.
В черном ящике находится глобус.
Блиц.
Можно ли увидеть звезды днем? (Да, Солнце).
Всегда, ли можно увидеть ночью звезды? (Нет, если небо закрыто тучами).
Можно ли одновременно наблюдать на небосводе Солнце и Луну? (Да).
Где кратеров больше - на Луне или Земле?(Да).
Какая планета вращается лежа на боку? (Уран).
Какую планету называют красной? (Марс).
Какие планеты ближайшие «соседи» Земли? (Венера и Марс).
Можно ли смотреть на Солнце в подзорную трубу или бинокль? (Нет).
Музыкальная пауза. Песня Н. Козыревой - « Песенка Маленькой Ракеты Пиу- Пиу»
Вопрос №5.
Человек всегда наблюдал за звездным небом, людям всегда казалось, что они видят фигуры, соединяя ближайшие звезды воображаемыми линиями. Это и есть созвездия. Назовите некоторые созвездия, носящие названия животных.
Ответ. Большая Медведица, Малая Медведица, Лев, Рак, Телец, Овен, Рыбы, Лебедь, Орел, Кит, Дельфин, Гончие Псы.
«Черный ящик»
В Черном ящике находится гость из космоса. Такие предметы еще называют – падающими камнями, они бывают каменные, железные или смешанные.
Ответ. В Черном ящике находится метеорит.
Вопрос №6 .
Ответ. В честь первого полета человека в космос, который совершил Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток - 1» 12 апреля 1961года.
С какого года, он празднуется у нас и с какого года он стал Международным?
Помощь зала .
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 7 апреля 2011 года было принято решение 60 странами, которые провозгласили день 12 апреля - Международным днем полета человека в космос.
Блиц.
Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль?(Орбита)
Как быстро можно долететь до космоса? (На ракете)
Как звали первую собаку, побывавшую в космосе? (Лайка).
Как звали первую в мире женщину-космонавта? (В.В. Терешкова).
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А. Леонов).
Как называется космическая одежда космонавтов? (Скафандр).
Как называется состояние, при котором человек и окружающие предметы теряют вес? (Невесомость).
Что космонавты делают в течение дня? (Проводят эксперименты, занимаются спортом, едят, спят).
Может ли космонавт позвонить из космоса домой на Землю? (Да, используя компьютеры).
Вопрос к зрителям.
Что отличает космонавта от астронавта?
Ответ . Космонавт означает «человек, управляющий космическим кораблем».
Астронавт – «человек, совершающий межзвездные полеты»
Исполнение песни «Межпланетный круизер» (музыка – Натальи Вайнер, слова - Аркадия Вайнера).
Награждение победителей, выявление лучшего знатока игры!
Ведущий. Всем большое спасибо за игру!
Источники.
Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. – М.: СФЕРА, 2011.
Петрановская Л.В. Звездное небо. – М.: ОЛМ Медиа Групп,2013.
Элиза Прати. Звезды и Планеты. – М.: «Издательская группа « Азбука- Аттикус»,2016.
Кэти Дейнс. Вопросы и Ответы о космосе. – М.: Издательство Робинс,2017.
Игра «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной группы в детском саду
Цель:
Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закреплять знания о математических представлениях, развитие речи, знания русских народных сказок.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативную речь детей;
3. Воспитывать в детях интерес к занятиям-играм, мотивацию к обучению; самостоятельность, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивая их.
4. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
5.Развивать умение работать самостоятельно, выполнять четко заданные инструкции. Развивать логическое мышление на материале загадок.
Оборудование:
игровое поле со стрелочкой вопросы в конвертах,черный ящик,лед, сказочные герои - Карлсон, Золушка, Буратино, Мальвина, Незнайка; картинки - банка с вареньем, хрустальная туфелька, портфель; конверты с заданиями; индивидуальные листы с буквами алфавита, красный и синий карандаши на каждого ребенка;бейджики,медали
Содержание игры
1 этап. Мотивационно-побудительный (цель - настроить детей на игру, определить цели игры)
Дети входят в группу, встают в круг вокруг воспитателя.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа,
Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло.
- Ребята, везение сегодня вам всем пригодится. Я самый главный Грамотей в стране Знатоков. В эту страну я вас и приглашаю отправиться, предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?», вы будете моими помощниками. И стать знатоками сможете, только пройдя всю игру до конца и выполнив все задания. Вы целая команда, чтобы победить в игре, вы должны быть внимательными, активными, показать все, чему вы научились на наших занятиях.
- Вы готовы начать игру? Приглашаю вас занять места за игровыми столами. (Дети садятся за столы)
2 этап. Основной - игровой (звучит музыка -фонограмма из игры «Что? Где? Когда?»)
Внимание! Внимание! Против моих маленьких игроков играют сказочные герои, чтобы получить задание, вы должны отгадать сначала сказочного героя. Начинаем игру. Звучит фонограмма «Волчок» из игры.
На игровом поле со стрелочкой 6 конвертов -секторов, сейчас
стрелочка остановилась на секторе №1 .
Против знатоков играет первый сказочный герой.
На доске появляется картинка «Банка с вареньем».
-Скажите, какому сказочному герою принадлежит этот предмет? (Дети отвечают: Карлсону)
Молодцы. Воспитатель выставляет изображение Карлсона
Карлсон играет против знатоков. Открываем конверт с заданием № 1. Воспитатель читает: «Уважаемые знатоки, вы должны определить с какой буквы пишется ваше имя, найти эту букву в алфавите и закрасить ее нужным цветов: синим - если это согласная буква, красным - если гласная»
Задание 1 «Раскрась букву»
- вам нужно на листе алфавита найти первую букву своего имени и раскрасить ее.
Воспитатель по ходу выполнения детьми отслеживает правильность выполнения и задает вопросы: Какая это буква? (согласная). Что ты можешь еще сказать о ее звуке, какой он? Как он звучит в твоем имени?
Звучит фонограмма «Волчок»
Воспитатель: Наша стрелочка переходит к следующему заданию -сектор №2.
Против знатоков играет герой № 2.
На мольберте появляется картинка «Хрустальная туфелька».
Воспитатель: Скажите, какому герою принадлежит этот предмет обуви? (Золушка)
Послушаем задание от Золушки.
«Уважаемые знатоки! Я очень люблю решать задачки. Но сегодня растерялся и не знаю, правильного ответа. Помогите мне пожалуйста найти его найти.
Задание 2 «Весёлые задачки».
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Кто ответит из ребят,
Сколько стало всех щенят? Итак, правильный ответ: (2)
2. У Алёнки в гостях
Два цыплёнка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане
И корова в юбке,
В тёплом полушубке.
Кто ответит нам скорей,
Сколько собралось гостей? Итак, правильный ответ: (7)
3. Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалились? Итак, правильный ответ: (2)
4. Девять сосисок мама купила.
Киска одну через час утащила!
Сколько сосисок досталось нам? Итак, правильный ответ: (8)
На табло вносятся очки
Продолжим игру. Звучит фонограмма «Волчок»
Воспитатель передвигает стрелочку на сектор №3
.
Против знатоков играет сказочный герой- звучит загадка:
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Буратино предлагает вам разгадать что находится в черном ящике
Итак, внимание, вносится чёрный ящик. Вы должны по вопросу, угадать, что в нём находится.
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов:
Мост как синее стекло,
Скользко, весело, светло. Итак,правильный ответ: (лёд)
Из чего состоит лёд? Итак,правильный ответ:
(из воды)
Какое свойство воды имеет лёд? Итак, правильный ответ:
(твёрдое)
Музыкальная пауза
Итак, мы поиграли и пора вернуться к вопросам
Продолжаем игру. Звучит фонограмма «Волчок».
Стрелочка переходит к сектору№ 4.
Против вас играет герой, узнайте его:
А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, - ….
Правильно ребята, это Мальвина, она умная девочка и учила своих друзей. Мальвина хочет проверить вас, что вы знаете о геометрических фигурах
Задание№
4 «
Назовите геометрические фигуры
»
Перед вами геометрические фигуры круг, прямоугольник, треугольник.
Назовите предметы похожие на данные геометрические фигуры.
Стрелочка переходит к сектору №5
Против знатоков играет сказочный герой:
Я одеваюсь очень модно,
Поколочу кого угодно,
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!» (ответ: Незнайка)
Задание № 5 «
Внимание, Блиц -вопросы:»
1. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится? Курочка или петушок.
2. Каким гребешком не причешешься?
3. Под каким деревом прячется заяц во время дождя?
4. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленьких. Сколько всего шишек на берёзе?
5. Кого в лесу больше: медведей или зверей?
Ответы детей.
Правильные ответы: 1 - утёнок, 2 - гребешком петуха, 3 - под мокрым, 4 - ни одной, 5- зверей.
Стрелочка переходит к сектору №6
Внимание вопрос:
«Угадай мелодию» (Звучат фонограммы из детских мультфильмов. Дети отгадывают их названия).
Музыкальная пауза! Дети исполняют песню "Улыбка".
Ребята, вот и закончилась наша осенняя встреча на игре “Что? Где? Когда?” со счетом 6:0 в вашу пользу. Молодцы! Мы вас поздравляем!
Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?
Вам понравилось быть знатоками?
Спасибо вам за интересную игру, а мы с вами встретимся на игре в следующем сезоне
Список литературы:
1. Алябьев Г. М. «Утренники в детском саду» г. Новосибирск изд. "Риф плюс -книга»,2004г.
3. Кувашова Н. Г. «Праздники в начальной школе» г. Волгоград изд. "Учитель»
В клуб приглашаются наши знатоки! (МУЗЫКА)
1. Ведущий специалист по аудио и видео аппаратуре - Г. Роман
4. Самая наблюдательная - К. Александра
7. Самый задумчивый - Е. Кирилл.
8. И самая-самая-самая - капитан команды В. Елизавета.
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса, на какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в 8 конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.