История создания туалетной воды. История развития парфюмерии. Зарождение духов в Древнем Египте

30.06.2020 Освещение

Туалетной водой пользуются и женщины и мужчины. Что же представляет собой этот легкий парфюм? С точки зрения химического состава - это концентрация душистых веществ в спирте в размере от 7 до 10%. Доля основных нот в этом парфюме уменьшена, а верхние ноты наоборот - усилены. Eau de toilette - именно так написано на флаконах, более легкая, чем духи, поэтому их используют в день несколько раз. Туалетные воды идеально подходят для работы, ими удобно пользоваться в летнее жаркое время.

Как появилось название «туалетная вода»

Туалетную воду все привыкли называть «туалетной водой» так же, как и, например, море «морем» или солнце «солнцем». Но это название придумал и впервые употребил известный человек, не имеющий отношения к производству духов, туалетных вод - император Бонапарт Наполеон.

Своему имиджу император уделял очень большое внимание. Ходили слухи, что на себя он переводил в день до 12 л одеколона. На острове Святой Елены, куда он был сослан, не проводилось пышных приемов, не было прекрасных дам. Но любовь к парфюмам у него осталась. С собой у императора был приличный запас духов, но однажды они закончились. Тогда Бонапарт создал свое ароматическое средство. Оно состояло в основном из спирта, куда добавлялось немного свежего бергамота. Этому составу французский полководец дал название «Eau de toilette», что в переводе - туалетная вода .

Истории о туалетной воде

Ароматические вещества использовались людьми задолго до времен Наполеона. Составы делали из различных компонентов, но любовь к ароматам была неизменной во все века.

Древний Египет

Вещества, дающие ароматы, знакомы людям еще в Древнем Египте. Царица Клеопатра перед путешествиями всегда издавала приказ увлажнять паруса кораблей ароматным составом. Она хотела, чтобы в пути с ней был любимый шлейф запаха. Именно с помощью туалетной воды египтянке удалось обрести власть над военачальником Марком Антонием.

Древняя Греция и Древний Рим

В городах Древней Греции, Древнего Рима принято было пропитывать ароматной водой завесы в амфитеатре. В праздничные дни такая вода лилась из фонтанов, а на крылья птиц, которые пролетали над присутствующими, разбрызгивали туалетную воду. Благоухание стояло очень сильное. Такую концентрацию некоторые не могли выдержать. Были случаи, когда из-за такого насыщенного аромата люди страдали удушьем.

Венгрия

Королева Елизавета составила свой парфюм. Основным его компонентом являлся розмарин. Такая вода неожиданно поправила здоровье венгерской властительницы, после чего польский правитель предложил ей руку и сердце.

Франция

Король Франции Луи 14-й всегда орошал одежду ароматной суспензией, ее он называл «небесной». При приготовлении подобия душистой воды туда бросали апельсиновый цвет, алоэ, составляющими были редкий по тем временам мускус, восточные специи, и почти обязательный ингредиент — розовая вода.

Нидерландская королева Вильгельмина настолько любила ароматы, что при купании выливала в свою ванну целый флакончик туалетной воды. Ароматные водные процедуры принимала и Мария Антуанетта.

Современная история

Компания Guerlain смогла изменить понятие об ароматной жидкости. Выпустив в 1920 г. Eau de Fleurs de Cedrat, туалетную воду уже не воспринимали, как духи, которые разбавили водой. Всем пришелся по вкусу скромный аромат с нотами цитруса.

Во времена Великой депрессии, которая длилась три года, к парфюмерии никто не проявлял интереса. Но сразу же после ее завершения интерес к ароматам резко вырос. Тогда и появилось два вида туалетной воды, выпущенных компанией Floris: «Red Rose», «English Violet».

После завершения II мировой войны широко распространились : «Muse» от Coty, «Vent Vert» от Pierre Balmain, «L’AirduTemps» от NinaRicci. Последнюю и сегодня можно найти в продаже. Модный дом Hermes выпустил свой первый аромат «Eau d’Hermes». А Dior представил в 1953 году свою туалетную воду «Eau Fraiche».

Сегодня существует очень много запахов, которые можно встретить только как туалетную воду. Чаще всего их производят для сильной половины.

Интересный факт: если туалетная вода изготавливается, как пара к духам, которые уже существуют, то в ней меняется не только насыщенность ароматическими веществами, а еще и сама композиция.

Такая практичная туалетная вода

В тот момент, когда производителям духов ароматические композиции показались очень уж «тяжелыми», их сменила туалетная вода. Переход производителей на ее выпуск оправдан. Духи имеют интенсивный, тяжелый запах, который не подойдет для применения в течение дня, особенно, если женщина проводит его на работе. Поэтому использовать духи начали чаще для вечерних торжественных или просто приятных моментов. Им на смену пришла туалетная вода - более легкая. В повседневной жизни она подходит, как нельзя лучше. Этим парфюмом разрешается пользоваться на работе. При желании аромат можно обновлять, нанося на кожу воду несколько раз.

Самая дорогостоящая туалетная вода

Данные статистики свидетельствуют: люди чаще всего покупают туалетную воду в ценовом диапазоне 10-80 долларов за 1 бутылочку, вместимостью 75 мл. Среди этого парфюма вряд ли встретишь брендовый аромат, ведь все бренды, известные в мире, не опускают цену ниже 100-150 долларов.

Для привлечения внимания к своим ароматам производители добавляют в композиции всевозможные вытяжки экзотических трав, феромонов животных. Стоимость воды может увеличиться, если налить ее в дорогостоящий флакон. Так, компания Clive Christian запросила за аромат «Imperial Majesty» 250 тысяч долларов. В истории она стала известна, как изготовитель самой дорогой туалетной воды. Сам флакон маленького размера, украшен бриллиантами, золотом. Содержимое этой изысканной упаковки имеет аромат, соединяющий ваниль Таити, индийский сандал, редкие эфирные масла. Всего фирма выпустила 10 таких упаковок туалетной воды. Кто стал владельцем флакончиков, является тайной.

Эта же компания выпустила самый дорогой мужской аромат «Clive Christian’s No.1». Флакон этой туалетной воды мастера решили выдержать в строгой форме, добавив на горлышко причудливое кольцо. Стоимость парфюма составляет всего 650 долларов. Clive Christian и сегодня выпускает этот аромат, поэтому каждый желающий может его приобрести.

Нельзя не отметить еще один парфюмерный бренд, который выпускает продукцию класса люкс. Компания Amouage основана в 1983 году. Сегодня она известна, как производитель самой дорогостоящей мужской туалетной воды. Называется аромат «Amouage Die Pour Homme». В нем можно услышать чувственные цветочные веяния. Аромат основан на нотках благовоний, цветов сливы, пиона. Вода помещена в винтажный флакон из розового золота и хрусталя. Эту туалетную воду можно купить за 250 долларов.

Как носить туалетную воду

  • Прежде чем наносить аромат воды, определите, насколько мужчина имеет рост выше Вашего. Если его рост намного превышает Ваш, то распылите воду на верхние части тела. Так запах быстрее дойдет до обоняния спутника.
  • Разбрызгивать на себя туалетную воду лучше сразу после душа. Чистая, влажная кожа значительно интенсивнее поглотит аромат. Распылять парфюм старайтесь на тело, не допуская попадания на одежду, ведь туалетная вода может испортить ткань.
  • Если нанести аромат на влажные волосы, приятный запах будет чувствоваться очень долго.
  • Если нужно нанести второй раз туалетную воду, увлажните место кожи кремом, можно лосьоном - аромат усвоится намного лучше.

Куда нанести аромат

Для нанесения парфюма есть специальные «правильные» места. Избранник обязательно оценит Ваш аромат, если туалетная вода будет нежно окутывать Вас.

За ушами не стоит брызгать туалетной водой из флакона. Так содержимое попадет на одежду, истратится зря. Побрызгайте парфюмом кончики пальцев и легко нанесите ими аромат за ушами, в мочки.

Верхнюю часть груди нужно орошать туалетной водой аккуратно, чтобы вокруг Вас создалась легкая дымка аромата. В этой части тела важно не переусердствовать с ароматом.

Подбородок душится легким прикосновением.

Немного eau de toilette нанесите между молочными железами, чтобы обеспечить ненавязчивый аромат, создать целостность композиции.

Любой аромат ярче проявится на тех местах тела, где повышается температура. Активнее всего реакция на нагревание пройдет под коленями. Именно это место является лучшим для нанесения парфюма.

На запястья аромат нужно наносить в самом конце — на каждое отдельно. Растирать между запястьями туалетную воду не стоит, чтобы аромат держался дольше.

Количество нанесения туалетной воды подскажет Вам тип аромата. Если он нежный и легкий, то чаще всего парфюм не очень стойкий. Вам нужно будет наносить его чаще. Более «густые» ароматы на коже будут держаться дольше, а потому достаточно нанести такую туалетную воду пару раз в день.

Учтите тип кожи

При распылении воды обязательно учитывать тип кожи. Темная, жирная гораздо лучше впитывает запахи, чем светлая, сухая. Туалетная вода выветривается несколько быстрее духов поэтому, если Вы обладательница смуглой кожи или имеете кожу повышенной жирности, то лучший вариант - бросить любимую воду в сумочку, чтобы при необходимости дополнительно надушиться.

Важно не наносить аромата слишком много. Даже если Ваша туалетная вода очень дорогая нужно помнить, что любой аромат нужно наносить в меру. Никому не понравится, если от человека разит духами.

Любимый аромат придает любой женщине уверенности, поэтому очень важно выбрать свой аромат. Туалетная вода менее стойкая, чем духи, но ее можно менять чаще, выбирая под настроение подходящий вариант.

Что может быть более волнующим, чем тонкий невидимый аромат, оставляющий шлейф еле уловимых ассоциаций и воспоминаний. Случайно почувствовав знакомые нотки, тут же неосознанно реагируешь на них, наслаждаешься мимолетным мгновением. Они волнуют, обольщают, интригуют, завораживают, даже соблазняют. В чем секрет такого воздействия, каковы законы их сочетаемости? Как один парфюм для каждого отдельного человека может стать особенным? Ведь происходит настоящее волшебство, когда запах «подстраивается», становится «своим» – уникальным. Какова же история создания, возникновения и развития парфюма и парфюмерии вообще? В мире благоуханий существуют свои законы и традиции. Неспроста эту сферу деятельности считают искусством. Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы подробнее.

Истоки в Древнем Египте

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э. Но подробностей расшифровать не удалось, других источников не найдено, поэтому основную информацию об этом периоде берут из древнеегипетских папирусов.

Исследователи условно выделяют два направления в этой сфере того времени:

  • Культовое (религиозное, для храмов) – в процессе ритуалов сжигали ароматические вещества для получения определенного запаха паров. Бытовало верование, что сладкие благоухания привлекают благосклонность богов. Окуривание едким дымом с резкими и неприятными ароматами отпугивало злых существ, болезни и несчастья, голод и неурожай.
  • Бытовое (народное) – проявлялось в распространении аромамасел. Они наносились на тело, одновременно увлажняя и питая кожу. Этими средствами даже обозначали свой статус и место в обществе. Так, социальная «верхушка» египтян использовала благоухания лилии для демонстрации своей элитарности.

Использование других парфюмированных средств было дорогим удовольствием. Поэтому его могли себе позволить лишь богатые люди.

Технология извлечения эфирных масел была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.

Не менее интересна история появления духов и парфюмерии на Ближнем Востоке. В этом прославились израильские города Эйн-Геди и Эйн-Бокек. Тут извлекали аромамасла из загадочного растения афарсемон и добавляли в ароматические мази. Их использовали для помазания великих царей. Рецепт такого средства держался в строгой тайне.

Античные времена

Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов.

Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.

Купание в ванной – популярная гигиеническая процедура в Античности. Это был настоящий ритуал со множеством уходовых и косметических средств. Важную роль в нем играли духи. Разные запахи предназначались для определенных частей тела.

В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева.

Отношение Рима к парфюмерии

Римляне во многом переняли традиции эллинов в воспроизводстве душистой воды. Но они не остановились на месте и продолжили развитие отрасли, наладив экспорт товаров в страны Африки, Индию, Аравию. Отсюда же получали экзотическое сырье для изготовления и распространения новой продукции.

В Древнем Риме благовония были чрезмерно востребованы, их обожествляли. Они использовались везде: для одежды и тела, для помещений и мебели, даже в качестве специй и приправ. Особенно страдали розы, поскольку ради наслаждения благоуханием их просто истребляли. Это привело к необходимости привозить цветы из других стран.

Римляне верили в целебные свойства запахов. Они заметили, что некоторые успокаивают нервы, другие – избавляют от головной боли, третьи – лечат бессонницу. Фактически именно тут мы находим истоки распространенного сегодня направления – ароматерапии.

На берегу Средиземного моря берет свое начало история флакона для духов, который сменил глиняный сосуд. Искусство выдувания стекла было перенято у сирийцев. Вскоре мастерство достигло таких высот, что появились пузырьки самой разной формы: бутоны цветов, колбы, вазы и др. Некоторые умельцы изготавливали их из цветного стекла, делали росписи.

Вклад арабских стран

С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке. Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.

Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Некоторые исследователи приписывают это изобретение аравийскому ученому и философу Аль-Кинди (или Алкиндус). Им было написано первое дошедшее до нас письменное руководство для парфюмеров. В нем подробно описывалось, как создается парфюм: история появления ароматов, рецепты пахучих масел, бальзамов, мазей и лекарств.

Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде. Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования.

Технология создания на основе натуральных ароматических масел сохранилась в арабских странах и сегодня. Тогда как европейские производители за основу берут спиртосодержащие вещества. Масляный парфюм характеризуется большей концентрацией, процесс раскрытия букета отличается от спиртового. Он «срабатывает» более плавно по мере впитывания в кожу.

Эпоха раннего Ренессанса

Быстрое развитие торговых отношений и культурное взаимодействие приводит к актуализации этого мастерства в Европе. Европейская знать открывает для себя практическую сторону использования ароматизированной косметики. На многие годы центром отрасли становится Венеция. Сюда свозят различные пряности с Востока, где они успешно перерабатываются и используются.

Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела. Это была ароматическая вода, которая возымела на королеву исцеляющий эффект.

В раннем Ренессансе духи применяют для нейтрализации неприятного запаха кожаных изделий, в частности, перчаток. Потом главной причиной использования ароматных композиций становится маскировка естественных человеческих испарений и зловонных улиц жилых кварталов.

1608 год ознаменовался строительством первой парфюмерной фабрики во Флоренции. Она была создана в одном из монастырей, ее мастерами стали простые монахи, которые получили покровительство знати и даже Папы Римского.

Становление парфюмерии профессией: главные этапы

В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).

Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня.

Если изначально «пахучее» ремесло объединяло в себе парфюмеров и перчаточников, то после Великой Французской революции выделилось два отдельных направления. Начиная с XIX века это производство перестает быть кустарным. Появляется все больше крупных компаний и фабрик по распространению духов. «Отцами» этого профессионального мастерства тех времен принято называть Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Они предложили новаторские подходы к технологии создания благоухающей продукции, описали новые теории в научном обосновании, чем заслуженно увековечили свои имена.

Настоящим поворотным моментом стала идея объединения парфюмерного и модельного бизнеса. Впервые это новшество появилось в начале ХХ в. у П. Пуаре, который дополнил свои линии одежды подходящими ароматами. Эту идею продолжила Габриэль Шанель, выпустив известный всему миру флакон Chanel №5.

Новатором в индустрии запахов называли Франсуа Коти, благодаря объединению натуральных и синтетических веществ в одном букете. Он создал свой Chypre, положивший начало целой группе шипровых композиций.

Внедрение синтетических ингредиентов произвело настоящую революцию. За счет появления альдегидов значительно возросло количество новой продукции. Она стала группироваться по направлениям: цветочная, ванильная, пудровая, восточная, амбровая, морская и др.

История возникновения парфюмерии и первых духов в России

Сегодня отечественному производителю сложно конкурировать с импортными брендами, особенно класса люкс. Но на рубеже XIX-XX вв. российское производство переживало расцвет. Рассмотрим главные особенности его становления:

  • Парфюмерная продукция начала повсеместно появляться в XVIII веке на прилавках аптек.
  • Специалистами изначально были выходцы из других стран (в основном европейских).
  • Несмотря на популярность французской косметики, отечественная тоже была высокого качества.
  • К концу XIX в. построено около 30 крупных фабрик, на которые регулярно для сотрудничества приглашаются французские специалисты.
  • Большое внимание обращают на внешнюю упаковку, поскольку это был самый распространенный и желанный подарок, который, как правило, предназначался даме. Некоторые флаконы выглядели как настоящее произведение искусства. Для их создания привлекались именитые архитекторы и скульпторы (например, Фаберже).
  • Чтобы понять, когда и где появились первые духи в России, нужно упомянуть компанию «Ралле и Ко», основанную в 1843 г. французским подданным. Это было самое успешное предприятие в этой области, удостоенное чести поставлять парфюм Двору Его Императорского Величества, что считалось высшей наградой. После революции оно было национализировано в фабрику «Свобода», производящую мыло и косметику.
  • 1872 г. – открытие магазина благовонных товаров Брокара, который выпустил общедоступный одеколон «Цветочный».
  • В 1913 г. «Brocar и Ко» сотворили к 300-летию дома Романовых флакон «Любимый букет императрицы», который позже стал называться «Красная Москва».
  • После 1917 г. эта лавка переименовывается в «Товарищество», национализируется и становится фабрикой «Новая Заря».

Изучая историю того, как и откуда появились духи и парфюм в России, мы находим французские корни. Заграничные идеи во многом трансформировались и обрастали русскими чертами. Такой симбиоз был продуктивен для становления российской косметической промышленности.

Современная парфюмерная индустрия

Сегодня это ремесло переросло в настоящую индустриальную отрасль, которая достигла высот и продолжает активно развиваться. Выпускаются сотни композиций, синтетические компоненты максимально приближены к натуральным, букет одного флакона может содержать до 100 составляющих.

Вместе с тем, инновационные технологии значительно облегчают деятельность парфюмеров. Извлечение эфирных масел, затрудняющее производство парфюма в ранние эпохи, в современных условиях не составляет труда. Научные познания и достижения в области химии позволяют комбинировать множество соединений, имитирующих самые разные запахи. И эти открытия постоянно продолжаются.

Непростым остается вопрос, как создаются ароматы духов: процесс создания сегодня стал и сложнее, и проще одновременно. Мода на состав образцов постоянно меняется. В последние десятилетия популярны фруктовые композиции.

В наше время у покупателя нет проблемы с выбором, личные предпочтения у каждого индивидуальны, поэтому крупные торговые площадки предлагают широкий ряд различной продукции. Примером ассортимента на любой вкус и проверенного качества можно назвать компанию AromaCode. Тут представлены оригинальные и селективные образцы элитной парфюмерии, разнообразие которой постоянно обновляется.

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим. Большинство из нас не задуматся о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Однако если вы хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов. С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым». Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан. Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики . Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов. Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами. Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ. По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ. Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее. Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана. Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы. Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши. Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам. Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы. В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом. Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах. Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор. Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах. После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета. У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов). Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло. До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат. Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами. Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы. Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае. Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни. Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах. Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина. В это время появляется «эссенция нероли», экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни. Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.

Начнется наше путешествие в историю туалетной воды с острова Святой Елены. В этом одиноком местечке, среди пихт, эвкалиптов и кипарисов коротал время своей ссылки опальный император Наполеон I Бонапарт. Несмотря на удаленность от роскошного парижского общества бывший правитель продолжал уделять пристальное внимание своему имиджу (по свидетельству исторических источников, в день он переводил ни много ни мало – 12 литров одеколона).

Кто знает, как бы называлась сегодня туалетная вода, если бы в один прекрасный день одеколон у императора не закончился и он не придумал бы собственный ароматический состав. Приготовлен он был на основе спирта с добавлением бергамота. Наполеон прозвал свое творение «eau de toilette» - то есть туалетная вода.

Клеопатра, королева Виктория и Нерон – найди сходство!

Использовать ароматическое вещество, подобное по составу наполеоновской туалетной воде, стали задолго до Бонапарта, еще в Древнем Египте. Если верить легенде, получить власть над Марком Антонием царице Клеопатре помогла именно туалетная вода. Древнеегипетская правительница также приказывала замачивать в этом составе паруса на своих кораблях.

Теперь же наш путь лежит через античные города. Здесь в амфитеатрах туалетной водой пропитывали навесы, а по праздникам розовая вода била из фонтанов. Во время легендарных пиров Нерона парфюмерные брызги разлетались из специальных серебряных труб, а над головами летали голуби, чьи крылышки были смочены ароматным веществом. Однажды у одного из присутствующих из-за чрезмерного благоухания случилось удушье. Впрочем, все это происходило еще до того, как в XII веке арабские мастера открыли дистилляцию спирта и началось производство парфюмерии в сегодняшнем понимании этого слова.

Немало эпизодов истории туалетной воды связано с Венгрией: по легенде, 70-летняя венгерская королева Елизавета (1305-1380) придумала туалетную воду на основе розмарина, и ее плохое здоровье внезапно поправилось, так что ей даже сделал предложение польских король.

Король Франции Луи XIV, который родился в 1638 году, обожал душить свои рубашки некой «небесной водой», состоящей из алоэ, мускуса, цветка апельсина, розовой воды и специй. Королева Елизавета I использовала туалетную воду, приготовленную на основе фиалок, а королева Нидерландов Вильгельмина (1880 – 1962 гг.) выливала в ванную по целой бутылке ароматного состава. Любила благоухающие ванны и Мария Антуанетта. А английская королева Виктория душилась туалетной водой с мускусным запахом.

Современная история

Сегодня туалетной водой принято называть ароматический состав, где присутствует 4 - 10 % эфирных масел, растворяемых в спирте 80-90 % об. В 1920 году компания перевернула представления о туалетной воде. С выходом в свет цитрусового аромата Eau de Fleurs de Cedrat туалетная вода перестала восприниматься просто как разбавленные духи. Все осознали преимущества скромного, невызывающего аромата.

Во время трехлетней Великой депрессии Америке было не до парфюмерии, зато как только война закончилась, интерес к ней возродился, и появилась культовая туалетная вода English Violet и Red Rose от Floris.

В годы после Второй мировой войны получили известность цветочные ароматы: туалетная вода L"Air du Temps от Nina Ricci, которая продается и сегодня, Muse от Coty и Vent Vert от Pierre Balmain. Затем вышел в свет дебютный аромат от модного дома - Eau d"Hermes. В 1953 году была представлена Eau Fraiche от Dior.

И сейчас есть немало ароматов, которые существуют только в виде туалетной воды, особенно часто они встречаются среди мужской парфюмерии. Интересно, что когда выпускается туалетная вода в дополнение к уже существующим духам, очень часто меняют не только концентрацию ароматических веществ, но и саму композицию.

История создания парфюма: от благовоний до духов.

В древности люди относились к ароматным веществам с особым почтением, поэтому они стали благовониями, сжигаемыми во время религиозных обрядов. Недаром буквальный перевод латинского слова "per fumum" - "через дым". Благовония получали путем сжигания ароматических смол и древесины. Для воскурений чаще всего использовали смолу кедра, ладан и мирру.

О родине духов до сих пор ведутся споры. Одни считают, что искусство создания духов впервые появилось в Месопотамии, другие отдают эту честь Аравии. Тем не менее, любой исследователь согласится, что в возникновении духов огромную роль сыграл Египет. Египтяне были уверенны, что если их тело будет источать приятный запах, то это обязательно привлечет благосклонность богов. Даже после смерти тело египтянина, очищенное от внутренностей, заполнялось ароматическими веществами.

В Египте благовония готовились жрецами по стандартным рецептурам. Здесь изготавливали ароматные масла и благовонные мази. История парфюмерии также связана с именем царицы Клеопатры. Она смачивала паруса своего корабля в ароматических веществах, чтобы возвещать о своем прибытии. Знаменитая египетская царица даже стала автором нескольких парфюмов. Пренебрежение к аромату собственного тела египтяне считали проявлением варварства и грубости.

Еще до начала нашей эры в обиход вошли так называемые «духи для одежды», которые было принято прятать в складках нарядов. Правда, парфюмы были доступны только самым богатым. Весомый вклад в историю духов внесли греки. Именно они создали первую классификацию духов. Также в древней Греции появились первые официальные парфюмеры. Здесь распространилась парфюмерия на масляной основе. Духи представляли собой смесь ароматических масел и порошков. Известно, что духами пользовался даже философ Диоген, который из соображений экономии наносил парфюм на ноги.

Из Греции парфюмерия перекочевала в Рим. Здесь умащенные ароматическим маслом волосы свидетельствовали о знатности. Римские бани могли похвастаться ароматическими маслами на любой вкус. Для изготовления духов римляне использовали мацерацию (погружение ароматических веществ в масла) или выжимку под прессом. Страстными любителями благовоний были такие императоры, как Калигула и Нерон. В дворце последнего были специальные серебряные трубы, из которых на гостей обрушивались благовонные эссенции. Когда Римская империя приближалась к своему закату, духами обливали пороги домов, военное снаряжение, лошадей и собак.

Духи завоевывают мир.

История создания парфюма тесно связана с так называемым цивилизационным процессом. Искусство парфюмерии в первую очередь культивировалось народами, перенимавшими друг у друга эстафету цивилизации. Так, от египтян парфюмерия перекочевала к иудеям, ассирийцам, грекам, римлянам и арабам. Современные европейские народы занимают в этом перечне только последнее место.

Употребление ароматов в Европе приостановило нашествие варваров. Поэтому вершителями истории парфюмерии стали народы ислама, которые изобрели перегонный куб и улучшили дистилляцию. Первооткрывателем выделения ароматических элементов из растений с помощью дистилляции стал Авиценна. Благодаря этому методу духи стали более устойчивыми. Кроме того, Авиценне удалось выделить розовую воду.

В Европе употребление духов расширилось после крестовых походов, которые, как ни странно, сильно повлияли на историю парфюмерии. Рыцари считали своим долгом привозить из походов восточные духи, и розовую воду. Распространению искусства ароматов способствовало и расширение торговых отношений, произошедшее в XII веке. Вскоре столицей парфюмерии становится Венеция. Профессия парфюмеров-ремесленников становится вполне обыденной. Так, во Франции, чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было прослужить 4 года учеником и 3 года подмастерьем.

Одним из главных поворотных моментов в истории парфюмерии стало рождение духов на основе сочетание эфирных масел и спирта – ароматических вод. Это случилось во 2-й половине XIV века. По легенде первая ароматная вода на основе розмарина была подарена венгерской королеве Елизавете монахом. Сначала ароматические воды использовались в лечебных целях. Со временем применение духов настолько распространилось, что ими начали душить не только тело, но также нижнее белье и постель.

В 1608 г. в монастыре Санта Мария Новелла (Флоренция) возникла первая парфюмерная фабрика. Ей покровительствовали герцоги, князья и даже сам папа римский. Важным в истории создания духов является и 1709 г., когда Жан-Мари Фарина выпустил в продажу «Кёльнскую воду». В Европе она стала распространяться под французским названием «одеколон». Первый одеколон состоял из виноградного спирта, бергамота, масел нероли, лаванды, розмарина и лимона. Считалось, что это ароматическое средство исцеляет от самых разных болезней, в том числе от чумы и оспы.

В конце XVIII века парфюмерные лавки сменили небольшие парфюмерные предприятия. А с середины XIX века производство духов приобретает промышленные масштабы. В этот же период Наполеон вводит моду на принятие ароматических ванн. Кроме того, совершенствуется искусство создания флаконов. Первостепенную роль в этом сыграли французские парфюмеры. Успехи органической химии в XIX веке открыли эру получения ароматических веществ химическим путем. В результате парфюмеры начали создавать композиции, не существующие в природе. Крупнейшим поставщиком парфюмерного сырья стал французский город Грас.

История духов быда бы неполной без упоминания Жана Герлена, Франсуа Коти и Эрнеста Дальтрофа, известных как «отцы парфюмерии». Перечисленные парфюмеры выдвинули несколько основополагающих теорий о создании ароматов. К примеру, Франсуа Коти впервые соединил натуральные запахи с ароматами, созданными искусственно.

Парфюмерия в ХХ веке.

Уже начало ХХ века ознаменовалось поворотным моментом в истории парфюмерии. Тогда искусство создания ароматов объединилось с модельным бизнесом. Поль Пуаре первым, дополнил свою линию одежды духами. Успешность этой идеи была доказана великой Габриэль Шанель, которая в 1921 г. выпустила «Chanel №5».
В начале 20-х годов XX века ароматы начали создавать «синтетическим» путем. Парфюмеры открывают для себя удивительные свойства альдегид. В 1930 году французский парфюмер Жан Пату выпускает аромат Joy, получивший титул «самых дорогих в мире духов». Его композиция была построена на тандеме розы и жасмина. В 50-х годах наивысшего расцвета достигает французская парфюмерия. Период взлета переживают и духи для мужчин. Хотя настоящий бум мужских парфюмов приходится на начало 60-х. Немаловажным достижением ХХ века стало и существенное снижение цен на духи.

Как дальше двигалась история парфюмерии? В 70-е годы возникла парфюмерия «pret-a-porter de lux», отличавшаяся не только высоким качеством, но и доступностью. Настоящий прорыв в категории духов «масс-маркет» сделали американские парфюмеры. Кроме того, на мировой ароматный рынок ворвалась Япония. Парфюм Inoui от Shiseildo до сих пор входит в перечень самых дорогих ароматов мира. Названные духи открыли моду на свежие зеленые композиции. В 70-х кроме модельеров собственные парфюмы начали создавать и ювелиры.
80-е запомнились экспериментами с флаконами и модой на тяжелые «амбровые» ароматы. Кроме того, в духах появляются морские и озоновые мотивы. 90-е отличились естественно-природными ароматами. В это время стали использовать технологию «Живые цветы», позволяющую "собирать" запах несорванных растений. С начала 90-х и до сих пор парфюмерия развивается достаточно стремительными темпами. Так, если в 1993 г. новая парфюмерная композиция появлялась каждую неделю, то сейчас новинки атакуют потребителей ежедневно.

Описывая историю создания парфюма, нельзя забывать и о советской парфюмерии. Одним из самых известных советских парфюмеров является Август Мишель, создавший духи «Любимый букет императрицы», которые более известны под названием «Красная Москва». Не менее популярным был и парфюм «Красный мак». Послевоенным хитом стали духи «Ландыш серебристый».

Современность
Современная история парфюмерии представляет собой безграничный океан запахов, в котором легко потеряться. Найти правильный курс поможет классификация ароматов, которую мы решили дополнить лучшими новинками последних годов.

Шипровые ароматы. Сердцем этой группы духов обычно являются ноты ладана, пачули, дубового мха и бергамота. Яркой шипровой новинкой стал парфюм Body от Buberry. Он был выпущен в связи с новой коллекцией тренчей упомянутого бренда.

Цитрусовые ароматы. Для данного типа ароматов характерны аккорды лимона, апельсина, бергамота и грепфрута. Лучше всего эту группу запахов представит парфюм Cristalle Eau Verte от Chanel, который удачно соединяет новые веяния с классикой истории парфюмерии.

Цветочные ароматы. Главным компонентов цветочных парфюмов является цветок. Одним из цветочных бестселлеров последних лет является аромат Light Blue от D&G, который был выпущен в 2001 году. Его свежий и тонизирующий запах идеально подходит для летнего времени.

Фужерные ароматы. В основе этих духов лежит лаванда, дубовый мох и кумарин. В данном случае в первую очередь стоит вспомнить парфюм High Line от Bond No 9. Эти духи также относится к группе унисекс, которые стали одним из главных открытий современной истории духов.

Древесные ароматы. Названный тип ароматов в первую очередь характерен для мужских духов. В сердце таких парфюмов играют ноты пачули, сандала, кедра и ветивера. Ярким представителем указанного типа духов стал аромат Untitled от Maison Martin Margiela.

Восточные ароматы. Восток сыграл одну из главных ролей в возникновении духов. Что касается современных ориентальных ароматов, то они, как правило, соединяют в себе аккорды пудры, ванили, ладана и животные ноты. Одним из лучших ориентальных духов последних лет считается Amber от Prada. Стойкий шлейф названного парфюма нашел немало поклонников.

Кожаные ароматы. Кожаные духи напоминают не только запах кожи, но также дыма, моря и табака. К самым эксцентричным новинкам данного типа ароматов стоит отнести парфюм Idole от Lubin, который был выпущен в 2005 году. Уже сейчас их без промедления можно считать одной из ценнейших странниц в многотомной истории парфюмерии.

В ХXI веке парфюмерной модой руководят личные предпочтения и индивидуальность. В результате на пике популярности находится так называемая нишевая парфюмерия. Поэтому выбирая парфюм, забудьте о правилах и доверьтесь собственным ощущениям.