Подавление чувств. Позитивные эмоции и расстановка приоритетов. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Психологам онлайн нередко задают вопрос, как справиться с гневом и агрессией, как развить в себе управление гневом? Как подавлять эмоции, чтобы они не подвели в самый неподходящий момент? Ведь при внешнем спокойствии внутри могут бушевать страсти, которые пытаются вырваться наружу. Давайте рассмотрим детальнее так называемый процесс «захоронения чувств».

Подавлять или управлять чувствами?

Мы учимся подавлять свои чувства с детства. Точнее, нас учат их подавлять. Какой мальчик не слышал в свои четыре года строгое или раздраженное «Мужчины не плачут!» Лишь немногих детей не высмеивали за проявленный страх.

Сами по себе чувства человека нейтральны. «Хорошим» или «плохим» может быть лишь их проявления. При чем постоянная демонстрация окружающим своих чувств – не совсем верный вариант поведения. Эмоциональная зрелость человека измеряется в том числе и умением сдерживать первый порыв чувств. Это необходимо для того, чтобы проанализировать их и ситуацию, а не поддаться бурному потоку эмоций.

Но существует огромная разница между контролем эмоций и их подавлением. Наши психологи онлайн склонны считать, что перерастать в физическую болезнь может не каждая душевная боль, но лишь та, которую человек подавляет.

При этом не важно, как мастерски вы умеете не показывать то, что на самом деле происходит в душе. С годами все мы можем стать настоящими профессионалами, скрывающими свои чувства. Это только усугубляет ситуацию, ведь от подобной «привычки» мы можем совершенно запутаться в своих истинных чувствах и перестать их идентифицировать.

Физиология чувств

Как реагирует наш разум на подобные умерщвления эмоций? Чем меньше мы позволяем себе выразить угнетающие нас болезненные чувства, тем большим становится наше душевное напряжение. При этом организм убеждается в том, что мы находимся в опасности, с которой мы должны или сражаться, или бежать от нее. Подавленные чувства или их бесконечное отрицание превращает нас во внутренне напряженных и злобных существ, прикрывающихся внешней благопристойностью и рискующих получить хроническую болезнь.

Симптомы подавленных чувств

Консультанты линии доверия «Доброе слово» предлагают некоторые индикаторы того, что человек осознанно, а скорее всего, бессознательно страдает от «похороненных» эмоций:

  • Перфекционизм – идеальное выполненные задания поможет избежать отвержения или критики.
  • Тотальный контроль себя и других – владение собой и ситуацией поможет избежать нежелательных чувств и нарушения внутреннего мира.
  • Самоосуждение, неуверенность в себе , происходящие из-за возрастания в неблагополучной среде. Зачастую человек, привыкший подавлять свои чувства, пережил отвержение и недостаток семейного тепла.
  • Цинизм – защита своих внутренних проблем путем высмеивания окружающих, ситуаций.
  • Повышенная эмоциональность – чрезмерная реакция на мелочи, тревога от определенных запахов, мелодий, тяжелые воспоминания или кошмары.
  • Беспорядочные интимные отношения , в которых человек ищет ощущение того, что он принят, его любят и в нем нуждаются. Снова таки, скорее всего это связано с глубоко спрятанным чувством отверженности, пережитым в детстве.

Чувства не умирают

Они ищут выход, ведь эмоции нужно выражать. Вот только их выражение может быть все более искаженным. Переполненные сосуды наших сердец начинают изливать на окружающих гнев и раздражение. Достаточно малейшего повода. А тело начинает болеть физически.

Умение испытывать эмоции – это важная способность человека. Эмоции по своей сути являются особенной разновидностью психических процессов либо состояний индивида, они возникают при переживании каких-то значимых ситуаций на протяжении жизни. Их стоит рассматривать, как один из основных регуляторов нашей психической деятельности, но люди часто не желают принимать свои эмоции и не позволяют им властвовать над собой. Однако многие доктора уверенны, что подобная практика может нанести серьезный вред организму. Поговорим, чем чревато подавление эмоций, последствия для органов какими могут быть от этого.

Под термином «подавление эмоций» психологи подразумевают влияние на особенно сильные эмоции (те, которые протекают бурно и являются раскрученными) с целью прекращения их естественного течения и последующего уничтожения. Как известно, деятельность нашего организма тесно связана с работой психики. Соответственно, происходящее у нас в душе сказывается и на состоянии тела: переживания отражаются и на лице, и на жестах, и даже на деятельности внутренних органов. Так, к примеру, при волнении и страхе наблюдается ускорение сердцебиения.

Специалисты утверждают, что нет смысла разделять эмоции на положительные и негативные, каждое чувство имеет право на существование и возникает не случайным образом. Чувства появляются помимо воли человека, никто не может заставить себя не бояться, не ревновать или не злиться.

И попытка подавить эмоции, согласно утверждениям психотерапевтов, может в отсроченной перспективе привести к развитию многих психосоматических заболеваний.

Какие болезни могут быть вызваны неотреагированными эмоциями?

Подавленные эмоции могут вызывать не только , но и проявиться как (развиться со временем в болезнь), либо артериальная гипертензия и язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Также они могут привести к развитию бронхиальной астмы, глаукомы и псориаза. Психологи утверждают, что задавленные эмоции могут вылезти сахарным диабетом, ревматоидным артритом, гипертиреозом, раком и самыми разными инфекционными недугами.

Попытки заставить ребенка подавлять эмоции: не выражать свою злость или радоваться потише (или попозже) могут привести к развитию ОРЗ и ОРВИ, головных болей и насморка. Такие дети часто жалуются на боли в животе и желудке, у них возникает ангина, болезни горла и дыхательных путей.

Как именно влияет сдерживание эмоций на организм?

Есть довольно популярная гипотеза, что психосоматические болезни развиваются из-за влияния повторных и длительных отрицательных эмоций. Как известно, в нашем организме присутствует и симпатический, и парасимпатический отдел нервной системы, и каждый из них связан с позитивными или негативными эмоциями. Соответственно, сильное возбуждение, к примеру, симпатических нервов при воздействии эмоций, заставляет их влиять на определенные органы и ткани. В результате такое приводит к ухудшению снабжения клеточек питательными элементами, токсические вещества понемногу накапливаются в организме и вызывают разные недуги ЖКТ, сердца и сосудов, легких, кожи, головного мозга и пр.

Есть еще одна теория связи невыраженных эмоций с болезнями: соматические симптомы возникают в ответ на подавление внешнего выражения возникших эмоций. К примеру, при ярости у человека в норме увеличивается сахар в крови и возрастает давление. А при сдерживании эмоций вегетативная нервная система не способна нормализоваться: сахар и давление остаются повышенными. Так что подавление агрессии может вылиться в развитие гипертонии.

Психосоматические болезни могут возникать в результате подавления совершенно естественных эмоций, не одобряемых обществом, а также по причине неудовлетворения важнейших потребностей организма. Ведь эмоция может сигнализировать о появлении в нашем теле какой-то потребности. Так, например, голод часто вызывает злость, которая необходима для предприятия активных действий для удовлетворения этой потребности.

Подавленные эмоции, особенно агрессия, начинают накапливаться, и организм может направлять их на самого себя. В результате у человека развивается хроническое напряжение мышц, и возникают соответствующие боли. Эмоциональный раздрай приводит то к раздражению, то к смятению, то к апатии, то к бездействию. И человек теряет возможности личностного роста, да и просто счастливой жизни.

Синдром хронической усталости

Ученые Лондонского королевского колледжа пришли к выводу, что в условиях стресса люди, страдающие от синдрома хронической усталости, способны активно противостоять влиянию внешних раздражающих факторов. При этом их усталость на порядок возрастает. Дальнейшие исследования показали, что чаще всего диагностируется у людей, которые склонны подавлять свои эмоции и волнения. Во время исследования их организм сообщал об активации симпатической нервной системы в ответ на стрессы (проводимостью кожи, объемами выделяемого пота и пр.), но практически никто из испытуемых не сообщил о своих переживаниях. И именно у них в подавляющем большинстве наблюдались хронические боли разного типа.

Справиться с подавленными эмоциями и их негативным влиянием на организм поможет квалифицированный психотерапевт. Без помощи этого врача не обойтись и при необходимости лечить психосоматические заболевания.

Народный рецепт от нервозности

Чтобы несколько смягчить влияние отрицательных эмоций на организм, можно прибегнуть к натуральным средствам.

Так если вам нужно расслабиться, устранить избыточную нервозность и прочие неприятные симптомы перенесенного стресса, подготовьте сто грамм молоденьких листиков березы. Измельчите их хорошенько и залейте полулитром теплой предварительно вскипяченной водой. Настаивайте лекарство под крышкой в течение пяти-шести часов, после процедите, а растительное сырье отожмите. Принимайте готовое лекарство по половинке стакана дважды-трижды на день примерно за полчаса до трапезы.

Можно не сдерживать эмоций, злиться, кричать, хохотать, плакать навзрыд и громко возмущаться. Вы думаете, что такая искренность нравится кому-нибудь? Только вашим врагам приятно наблюдать за этим спектаклем. Учимся управлять эмоциями!

Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.

Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.

Они , не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.

Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека. При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, и пр. Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.

Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.

Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.

Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец . ― Секрет... в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».

Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными. Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко. Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.

О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.

Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.

В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир. Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй. Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.

Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.

Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели . Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» - где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

3. Записываем на листе главные цели, стоящие перед нами, и кладем (или вешаем) его на видное место

Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

5. Наблюдаем за своей реакцией на события, вызывающие в нас сильные эмоции, и анализируем, стоят ли они наших переживаний

Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

7. Известная фраза гласит: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

1 год назад

Состояние, когда человек не может выразить и прожить эмоции, называется алекситимией. По статистике, от этой проблемы страдает около 70% населения. Как распознать наличие расстройства, и почему нельзя запрещать детям плакать? Разбираемся с психотерапевтом Владленом Писаревым.


Владлен Писарев Врач-психотерапевт. Изучал Гештальт-терпаию в Московском Институте Гештальт Терапии и Консультирования.

Понятие алекситимии и ее проявление

Алекситимия пока не относится к заболеваниям - скорее психологическая проблема.

У алекситимиков преобладающий процесс в голове - рассуждение.

Один из пунктов, по которому можно распознать это состояние - подмена. Алекситимик старается игнорировать свои эмоции, и если во время приступа злости у него спросить, что он сейчас чувствует, алекситимик ответит: «Ничего!». Он сам пытается верить в то, о чем говорит.

Причины алекситимии

Алекситимия развивается под давлением среды. Взрослые помогают детям стать алекситимиками, накладывая запрет на проявление чувств и эмоций. «Не кричи», «не плачь», «не злись» - это лишь небольшая часть того, что я каждый день слышу от родителей. Так они формируют списки из «разрешенных» и «запрещенных» эмоций. К первым относятся чувство вины и чувство стыда. Злиться нельзя, а стыдиться - можно. В нашем обществе чувство вины и чувство стыда продвигаются, всячески подкрепляются и считаются «хорошими». Поэтому алекситимики продолжают их испытывать, в то время как другие эмоции им не доступны.

Диагностика

Первый признак алекситимии: вы начинаете осознавать, что чувства и эмоции - лишнее. При развитии этого состояния мысли замещают эмоции. Человек начинает рассуждать, вместо того чтобы, например, разозлиться. Алекситимиков не волнует, что происходит вокруг. Они ко всему безразличны.

Еще один важный симптом - наличие аффективных реакций (ярко-выраженные, бурно протекающие реакции в ответ на что-либо). Многие путают их с проявлением эмоций. Алекситимики стараются быть сдержанными и спокойными.

Эмоции накапливаются и, когда их становится слишком много, происходит аффективная вспышка. Типичный пример: на работе неприятности, пришел домой и сорвал злость на детях или жене.

Группа риска

Алекситимия может развиться у каждого. Если вы постоянно сдерживаете гнев или раздражительность, а потом срываете их на других людях - это прямой путь к развитию такого состояния. Норма: человек моментально отреагировал на ситуацию.

В той или иной степени от алекситимии страдает около 70% населения. Чаще всего она встречается у мужчин. Их воспитывают в среде с большим количеством запретов на эмоции. Мужчинам нельзя плакать, они никогда не злятся, всегда спокойны и сдержанны - так выглядит идеал. Но эта модель воспитания в несколько раз увеличивает риск развития алекситимии.

Нельзя запрещать ребенку эмоции. Разрешите ему злиться, удивляться, стесняться. Приведу пример. При проявлении нового незнакомого человека ребенок смущается. В таких ситуациях модель поведения взрослых такова: «Коля, это же тетя Маша, она хорошая, иди к ней, не стесняйся». Это запрет на эмоцию! Ребенок должен проверить безопасность человека и, когда он почувствует, что от него нет никакой угрозы, сам к нему подойти. Такой процесс важен и естественен, а взрослые его нарушают.

Часто вижу ситуацию, когда ребенок начинает плакать в общественном месте, а ему говорят: «Не плачь! Люди смотрят». Но ему крайне важно прожить свое горе, даже если оно связано, например, со сломанной игрушкой. Сообщение о том, что ему купят другую - «липовое». У ребенка есть эмоциональная связь именно с этой игрушкой. Ему важно ее оплакать. Только после этого можно купить новую, но другую. Это не замена!

Последствия алекситимии

Каждый орган выполняет определенную функцию и необходим для нормальной жизнедеятельности. Его нельзя взять и «выключить» без последствий. За эмоции отвечает лимбическая система (ряд структур головного мозга, опоясывающий верхнюю часть ствола) и часть правого полушария. Алекситимики пытаются жить, игнорируя их.

Эмоции выполняют важную функцию: определяют, как мы себя чувствуем во внешней среде. Это важная информация, потому что, когда плохо - нужно что-то менять, а когда хорошо - нужно стараться сохранить это состояние и улучшить его.

Если человек не имеет доступа к эмоциям, он долго живет в стрессовой для себя ситуации, которую нужно менять. Но он не может этого сделать, потому что не идентифицирует ее как «плохо».

Мозг так устроен, что эмоциональная реакция есть всегда (вспомнил что-то - испытал эмоцию, любуюсь картиной - получил эмоциональный ответ). Ее можно сравнить с электричеством, которое вырабатывается постоянно.

В нормальной ситуации эмоции проживаются, и «электричество» расходуется. Если оно никуда не делось, импульсы перебрасываются на соседние центры. Откуда начинают посылаться хаотические сигналы в органы, за работу которых эти центры отвечают. Результат: нарушение их функционирования. Это явление называется психосоматическими расстройствами.

К наиболее часто встречающимся расстройствам относятся: язва двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и прочее.

Лечение

В 18 лет я понял, что со мной что-то не так в плане проживания эмоций. Тогда я стал стараться читать больше текстов с описанием природы, слушать музыку, но, пока не попал на терапию, к улучшениям это не привело. На консультации выяснилось, что у меня в доступе 13 эмоций, а их - больше 100. Над тем, чтобы научиться их проживать, работал долго. Поэтому, кроме терапии, при алекситимии ничего не поможет.

Текст: Наталия Капица

Похожие материалы из рубрики

Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность - образами, а любовь - одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии.

Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень его удовлетворенности зависят исключительно от реакции окружающих. Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при полном игнорировании того факта, что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя.

Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является, главным образом внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.

К подавляемым эмоциям относятся те, происхождение которых связано с предчувствием боли, а именно - враждебность, гнев и страх. Эти эмоции подавляются, если их нельзя ни выразить, ни вытерпеть.

У индивида не остается иного выбора, как отрицать их. Такая ситуация возникает в момент столкновения воли родителей и воли ребенка. Когда это происходит, исходная причина конфликта превращается в выяснение вопроса «кто прав, а кто - нет», и чувства ребенка становятся уже неважны.

Поскольку для родителя чрезвычайно трудно допустить или даже на мгновение представить, что он может быть неправ, то ребенок, в конце концов, оказывается вынужден подчиниться. Будучи подчиненным воле родителей, ребенок вырабатывает в отношениях с ними такой стиль поведения, который максимально облегчает его взросление.

Однако под внешним подчинением скрывается сопротивление, которое набирает силу и вспыхивает, когда молодой человек обретает больше независимости в подростковый период.

Подростковый бунт не высвобождает подавленные в детстве эмоции. Он основывается на открывшихся подростковых прерогативах и, таким образом, вводит новый конфликт в отношениях между родителем и ребенком. И хотя подросток может иметь превосходство в этом новом противостоянии, тем не менее, вина и стыд, которые являются наследием его детского опыта, остаются неразрешенными.

Погребенные в бессознательном, они подпитывают пламя его противостояния, истинная цель которого остается для него скрытой.

Процесс подавления состоит из нескольких шагов: во-первых, блокируется выражение эмоции, чтобы избежать продолжения конфликта; во-вторых, развивается чувство вины, вынуждающее признать, что это «плохая» эмоция; и, в-третьих, эго успешно отрицает эмоцию, тем самым преграждая ей путь к сознанию.

Подавление эмоционального выражения - это одна из форм смирения. Ребенок больше не ждет удовольствия от своих родителей и довольствуется смягчением открытого конфликта.

Способность быть объективным, понимать, что родителям тоже приходится тяжело и что их ценности обусловлены их образом жизни, отмечает следующий шаг в развитии сознания ребенка и закладывает основу для чувства вины.

Эта ступень в развитии происходит в латентный период, в возрасте от семи до тринадцати лет (ранее семилетнего возраста, большинство детей слишком субъективны, чтобы чувствовать вину по поводу собственных отношений и поведения).

Способность к оценке собственных установок возникает вследствие идентификации с родителями и другими авторитетными фигурами. Посредством таких идентификаций человек достигает позиции, которая находится за пределами его «Я».

Только с этой позиции можно настроить эго против себя, осуждая собственные эмоции и порождая чувство вины. С позиции, находящейся «вне» «Я», подвергнутые осуждению эмоции воспринимаются как плохие. Поэтому человек вполне оправданно отделяет себя от них, чтобы снизить чувство вины.

На последнем этапе этого процесса эго пытается устранить возникшее расщепление личности, отрицая эмоцию и заменяя ее воплощением противоположного чувства.

Человек, подавляющий свою враждебность, будет видеть себя любящим и почтительным. Если он подавляет свой гнев, то будет воображать себя добрым и благожелательным.

Если он подавляет страх, то будет представлять себя мужественным и бесстрашным человеком. Эго обычно оперирует образами: первый - это образ тела, второй - образ «Я», и третий - образ мира.

Если эти образы подтверждаются опытом, человек находится в контакте с реальностью. Образ, противоречащий опыту, является иллюзией.

Но человеку часто приходится искажать реальность. Например, чтобы играть роль любящего и послушного ребенка, необходимо притвориться, что родители являются любящими и заботливыми людьми.

Поскольку иллюзии возникают в уме, они поддерживаются его способностью рационализировать. Таким образом, они влияют не только на поведение человека, но и на качество его мышления.

Спорить с логическими суждениями довольно сложно. А человек, живущий иллюзией, убежден в нравственной «чистоте» своей позиции и может привести достаточно аргументов в ее защиту.

Обычно приходится ждать, когда иллюзии рухнут в пропасть депрессии, прежде чем человек станет открыт для помощи. А депрессия в этом случае неизбежна.

Рано или поздно резервы будут полностью истощены, и человек обнаружит, что не в силах больше продолжать. В состоянии депрессии человек буквально не находит сил, чтобы поддерживать обычное функционирование.

Все жизненно важные функции оказываются подавлены: аппетит снижен, дыхание ослаблено, подвижность сильно ограничена.

Вследствие подобного снижения жизненной активности понижается энергетический метаболизм и притупляются чувства.

Человек, соприкасающийся со своим телом, не впадает в депрессию. Он знает, что удовольствие и радость зависят от надлежащего функционирования его тела. Он сознает свои телесные напряжения и знает, чем они вызваны.

Таким образом, он может принять соответствующие шаги для восстановления позитивного телесного самочувствия. У него нет иллюзий относительно себя и относительно жизни. Он принимает свои чувства как выражение своей личности, и ему не составляет труда вербализовать их.