Роль в природе насекомых, их практическое значение для человека. Вопрос: к насекомым санитарам относятся:жуки-навозникижуки-могильщикишмелипчёлы Значение насекомых в жизни человека

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.

Беспозвоночные Насекомые

На опушке леса у дороги лежит мертвый дрозд. Погиб бедняга, столкнувшись с мчавшимся мимо автомобилем.

Смотрю на тушку птицы с жалостью и вдруг... мне кажется, что она вздрагивает будто живая. Присматриваюсь повнимательнее. Действительно, мертвая птица время от времени кем-то подталкивается снизу, покачивается. Осторожно приподнимаю дрозда за крыло и вижу, к моему удивлению, под ним четырех великолепных жуков-могильщиков - виновников его покачивания.

Могильщики - черные жуки с оранжевым узором на темных надкрыльях. Сюда их привлек запах мертвого дрозда.

Жуки заползают под эту птицу и выполняют обычное для них дело - закапывание. Вокруг птицы растет маленькая почвенная насыпь, а ее тело оседает все глубже и глубже. Могильщики работают до тех пор, пока весь труп не окажется в земле.

Личинки могильщиков питаются полуразлагающимся трупом, проводя таким образом санитарное очищение участка.

Французский энтомолог Жан Анри Фабр провел опыт, привязав мертвую птицу к палке (догадаются ли жуки подкопать палку, чтобы закопать труп в землю?). Опыт показал, что могильщики не поняли, что же мешает им зарывать труп. Они сумели только перегрызть веревочку, которой было привязано мертвое животное, подобно тому, как делают жуки, если захоронению мешают корешки растений. В таком случае жуки подгрызают их до самого основания и удаляют все то, что мешает им работать.

Пройдет 10-15 суток, и от трупа останутся только кости. А жуки-могильщики, вырастив потомство и очистив от загрязнения место захоронения, улетают на поиски новой добычи.

Из семейства жуков-могильщиков в СССР обитает более двух десятков видов. Самый крупный из них - жук черный могильщик, его тело длиной до 30 миллиметров. Обычно он встречается на юге нашей страны.

Среди трупоедов наиболее известен четырехточечный мертвоед. Он отличается тем, что надкрылья у него желтоватые и каждое надкрылье имеет по 2 черных пятна. Этот жук обитает в лиственных лесах и охотится на гусениц, ползая по растениям.

Такое питание падалью характерно и для других видов жуков-санитаров. О них прочтете в другом рассказе.

Редких жуков - под охрану!

На стволе дуба с просачивающимся из ранки соком облюбовал себе удобное местечко один из самых больших и великолепных жуков нашей страны - жук-олень. И вот к нему спустился по стволу вниз второй, третий...

Иногда днем около таких поврежденных деревьев можно найти по нескольку, даже по нескольку десятков жуков-оленей. Они суетятся, стараясь занять более удобное место.

Огромные челюсти самца напоминают оленьи рога. Тело жука-оленя вместе с челюстями достигает в длину около 7,5 сантиметра. У самок челюсти и величина всего тела гораздо меньше.

На местах массовых скоплений жуки нередко затевают драки: то из-за места у дубового сока, то из-за самок. Перед схваткой жуки встают почти на дыбы, раскрывают челюсти и ожесточенно бросаются друг на друга.

Жуки-олени обитают на юге лесной зоны и в лесостепи, чаще всего в дубовых лесах. В июне - августе эти жуки с громким жужжанием летают над вершинами дубов и буков.

Самки откладывают крупные круглые яйца (диаметром более 2 миллиметров) в труху пней или в почву у подножия деревьев. Личинки питаются гнилой древесиной. Развиваются они долго, почти 5 лет. Взрослые личинки имеют тело толщиной с большой палец, а длиной до 13 -14 сантиметров.

Когда вам удастся встретить жука-оленя, не ловите его. Полюбуйтесь его величием и красотой, постарайтесь понаблюдать за его поведением и сфотографировать наиболее интересные моменты его поведения. Польза от этого двойная: во-первых, жук останется в живых как ценнейшее украшение нашей природы, а во-вторых, у вас останутся прекрасные фотографии или диапозитивы - подлинные документы незабываемых встреч с этим удивительным жуком-гигантом.

Помните, что редкие жуки, например жук-олень, жук-носорог и особенно уссурийский реликтовый усач, являются не только украшением природы, они представляют научный интерес. Поэтому охрана редких жуков - наш долг.

краткое содержание других презентаций

«Урок Зона арктических пустынь» - Гагарка. Кайра. Белый медведь. Природные зоны россии. Растительность. Лишайник. Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России». Полярный мак. Животный мир. Зона арктических пустынь. Арктическая тундра. Полярная чайка. Арктическая пустыня. Арктика. От греч. arktikos - северный, аrctos - медведь (по созвездию Малой Медведицы). Тюлени. Камнеломка. Мох.

«Тундра окружающий мир» - Карликовая ива. Дикие утки. Дриада. Полярная сова. Лемминг. Морозы достигают – 60 градусов по Цельсию. Голубика. Из-за нерационального использования пастбищ исчезает ягель. Окружающий мир, 4 класс. Омуль. Морошка. Пауки и мухи. Канюк. Длинная и суровая зима длится 8-9 месяцев.

«Полезные ископаемые 4 класс» - Краснодарский край – старейший нефтедобывающий район России. Кварцевый песок. Песчаник. Варениковская Крымский район. Новороссийский цементный завод в 1936г получил золотую медаль на международной выставке. Песок. Гравий. Топливо Руда Строительные материалы Горно – химическое сырье. П.Сенной Темрюкский район. Добыча нефти начата в 1864г. В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. Мостовской район С. Шедок.

«Русь расправляет крылья» - Время: 0 мин. 25 сек. Верно: 0 Ошибки: 0 Отметка: 0. Там пересекались водные пути. Рязанское. Ивановский. Кожевники. Собор. Исправить. Какой монастырь основал Сергий Радонежский? Какие ремесленники особенно ценились в Северо-восточной Руси? Кремль. Там люди чувствовали себя под защитой. Свято-Успенский. Восточные.

«Проект Весна» - Презентация группы Знайки-Незнайки. Диск CD с музыкальными произведениями. Какие упоминания о весне есть в устном народном творчестве. Проблемные вопросы: Темы исследований: Раскраски на весеннюю тематику. Каталог картин о весне русских художников. Устное народное творчество. Руководитель проекта: Мартынова М.В. Учебный предмет: литературное чтение, изо, музыка.

«Солнечная система 4 класс» - Строение Солнечной системы. Такие светила называют кометами (от греч. «кометес» - «длинноволосый»). А Луна является спутником Земли. Малые планеты. Авторы: Дорошенко Максим 4 класс Сидоров Максим,8Б класс. Мы должны ответить на вопрос: «Что такое Солнечная система?». Метеориты. Мы предполагаем, что в солнечную систему входят Солнце, Земля, Луна и звёзды. Кометы. Большие планеты.

«Насекомые-вредители» - Определи отряд насекомого (впиши название насекомого в пустой квадрат). Муха комнатная. Проверь. Комар. Яблонный цветоед. Медведка. Махаон. Не полный. Муравей. Колорадский жук. небольшая бабочка с размахом крыльев около 2 см. Саранча. Насекомые – вредители сада. Полный. Голубая бабочка. Типы развития насекомых.

«Муравьи биология» - Рассмотрели грудь. Показатели исследования. Объект исследования. Рассмотрев ноги, нашли бедро, голень и лапку. Цель работы: выяснить особенности муравьёв, муравейника и значение муравьёв для экосистемы. Схема гнезда рыжих лесных муравьёв. . Кормовые дорожки муравьёв. Характеристика почвы.

«Неполное превращение насекомых» - К вредным для человека насекомым относятся некоторые представители отряда вшей. Равнокрылые. Насекомые с неполным превращением. Постельный клоп. Насекомые с неполным превращением: Стрекозы отличаются очень быстрым и манёвренным полётом. Относятся – цикада, тля. Типы развития насекомых. Пенница. Цикада.

«Полезное насекомое» - Объекты питания: Создание условий для формирования личности. МОУ Алешковская сош Сергеев В. Изучить видовой состав насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур, на пришкольном участке. Ознакомить учащихся с полезными насекомыми. Полезная энтомофауна в борьбе с вредителями садов и огородов. Проект экологического исследования.

«Многообразие насекомых» - Дневные бабочки. Чешуекрылые. Личинки комара обыкновенного. Изучаемые отряды: 1. таракановые – А 2. прямокрылые -- З, И 3. уховертки -- Ж 4. поденки -- Л 5. стрекозы -- Е 6. вши -- Д 7. жесткокрылые -- В, Г 8. клопы -- Б. Куколка. Равнокрылые. Блоха собачья. Муха комнатная. Прямокрылые. Ротовые органы бабочки.

«Значение насекомых» - 5. Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека и с/х животных. 4. Насекомые – вредители сада и леса. Небесный усач. Значение насекомых в природе. Дозорщик-император. 4. Являются пищей для других насекомых. Альпийский усач. Комар. Жук-навозник. Тля. Пахучий красотел. Мясная муха. Насекомые, внесенные в Красную Книгу РФ.

Всего в теме 25 презентаций

Похожие вопросы

  • Выберите один правильный ответ. 1. Наружная клеточная мембрана обеспечивает а) постоянную форму клетки в) обмен веществ и энергии в клетке б) осмотическое давление в клетке г) избирательную проницаемость 2. Оболочки из клетчатки, а также хлоропластов не имеют клетки а) водорослей б) мхов в) папоротников г) животных 3. В клетке ядро и органоиды расположены в а) цитоплазме _ в) эндоплазматической сети б) комплексе Гольджи г) вакуолях 4. На мембранах гранулярной эндоплазматической сети происходит синтез а) белков б) углеводов в) липидов г) нуклеиновых кислот 5. Крахмал накапливается в а) хлоропластах б) ядре в) лейкопластах г) хромопластах 6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в а) ядре б) лизосомах в) комплексе Гольджи г) митохондриях 7. В образовании веретена деления участвуют а) цитоплазма б) клеточный центр в) вакуоль г) комплекс Гольджи 8. Органоид, состоящий из множества связанных между собой полостей, в которых накапливаются синтезированные в клетке органические вещества - это а) комплекс Гольджи в) митохондрия б) хлоропласт г) эндоплазматическая сеть 9. Обмен веществ между клеткой и окружающей ее средой происходит через оболочку благодаря наличию в ней а) молекул липидов в) молекул углеводов б) многочисленных нор г) молекул нуклеиновых кислот 10.Синтезируемые в клетке органические вещества перемещаются к органоидам а) с помощью комплекса Гольджи в) с помощью вакуолей б) с помощью лизосом г) по каналам эндоплазматической сети 11.Расщепление органических веществ в клетке, сопровождаемое освобождением. энергии и синтезом большого числа молекул АТФ происходит в а) митохондриях б) лизосомах в) хлоропластах г) рибосомах 12. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, комплекса Гольджи, относят к группе а) прокариот б) эукариот в) автотрофов г) гетеротрофов 13. К прокариотам относятся а) водоросли б) бактерии в) грибы г) вирусы 14. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе а) глюкозы б) липидов в) клетчатки г) нуклеиновых кислот и белков 15. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых мономеров, это а) митохондрия б) рибосома в) комплекс Гольджи г) лизосома
  • ПОМОГИТЕ!!! помогите решить задачу! Из 10 метров полотна получается 3 рубашки.Сколько рубашек попучится из 2730 метров полотна?
  • Решить неравенство: х(х+2)>0
  • От двух остановок, между которыми 96 м пути,одновременно в одном направление отъехали на скутерах Андрей и Мирас. Андрей ехал со скоростью 16м/мин, а Мирас -24 м/мин. Путь какой длины будет между ними через 2 ч?
  • Приведите 2-3 примера каждого способа образования слов. 1. Сложение из двух целых слов (ракета-носитель, летчик-космонавт) 2.Сложение части слова с целым словом (драмкружок, физкультура) 3. Сложение полных слов с помощью соед. гласных о, е (верхолаз, полевод) 4. Сложение сокращенных слов(ВУЗ, профком)