Аугусто Пиночет: Надевший на Чили «Железные Штаны. Аугусто Пиночет, президент и диктатор Чили: биография, особенности правления, уголовное преследование

После установления режима Пиночета в Чили левые партии были запрещены. Была введена жёсткая цензура печати. Профсоюзы поставлены под контроль властей, забастов-ки объявлены вне закона. Репрессии стали органичной состав-ляющей политики хунты. Тайная полиция расправлялась с про-тивниками диктатуры даже за рубежом: самыми громкими её преступлениями стали убийства противника переворота, предше-ственника Пиночета на посту командующего армией генерала Карлоса Пратса и министра иностранных дел «Народного един-ства» Орландо Летельера.

Экономика Чили при Пиночете

После первых неудач в экономике военная хунта Чили привлекла груп-пу «чикагских мальчиков» (выпускников Чикагской школы эконо-мики) к осуществлению масштабной модернизации. Часть национа-лизированной собственности была возвращена владельцам, но кон-троль над значительной частью добывающей промышленности и инфраструктурой был сохранён за государством. Многие про-граммы социального обеспечения оказались свёрнуты. В то же вре-мя крупные международные банки открыли Чили кредиты, а повы-сившиеся цены на медь обеспечили рост производства. Чилийское «экономическое чудо» казалось многим бесспорным: в стране уда-лось снизить инфляцию и сократить громадные государственные расходы, висевшие на экономике тяжёлой гирей; экономический рост на уровне более 6 % в год опережал показатели США, в Чили хлынули иностранные инвестиции.

Однако успехи оказались недолговечными. Уже в начале 1980-х гг. экономика Чили вошла в полосу кризиса. К 1983 г. безработица в ряде районов достигла 30 % (хуже, чем в США во времена «Великой депрессии»), на треть сократилось промышленное производство. Толь-ко масштабная помощь со стороны спасла экономику Чили от полно-го краха. К 1989 г. более 40 % чилийцев жили ниже черты бедности.

Даже военный контроль не смог предотвратить открытые про-тесты против ухудшения уровня жизни и диктатуры. Пиночет был вынужден разрешить деятельность части политических партий. А в 1988 г. в Чили прошёл референдум, на котором избиратели неожи-данно для властей отказались дать согласие на избрание кандидата военных в президенты.

А. Пиночет

Аугусто Пиночет Угарте получил военное образование и сделал успешную армейскую карьеру. В 1973 г. он был на-значен главнокомандующим армией и вскоре предал Аль-енде, став одним из главных участников заговора. После во-енного переворота Пиночет занял президентский пост, ко-торый сохранил до конца 1989 г. После ухода в отставку он получил статус пожизненного сенатора, что освобождало его от попыток расследования преступлений военного ре-жима. Экс-диктатор умер в 2006 г., так и не представ перед судом. Но ему не поставлен памятник, который чилийцы традиционно ставят бывшим президентам, — генерал не был избран на этот пост. Материал с сайта

Окончание режима Пиночета (Чили в 1990-е годы)

На президентских выборах 1989 г. в Чили правые, центристы и часть левых объединились вокруг фигуры христиан-ского демократа Патрисио Эйлвина . Коалиция «Согласие во имя де-мократии» (ХДП и СПЧ) с тех пор не раз подтверждала свою попу-лярность. Устойчивый рост экономики, снижение инфляции и без-работицы в 1990-х гг. при одновременном расширении расходов на образование, здравоохранение и жилищное строительство, сокра-щение числа бедных, рост зарплат и пенсий — всё это позволяет представителям коалиции выигрывать одни президентские выбо-ры за другими. Чили вернулась к демократии, не отказываясь при этом от социальных реформ. В стране активно ведётся процесс пре-дания суду организаторов и участников преступлений, совершён-ных в годы военной хунты.

Военная диктатура в Чили это период в истории страны с 1973 по 1990 гг., когда в результате военного переворота при поддержке Центрального Разведывательного Управления и террористических организаций ультраправого толка было свергнуто законно избранное социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде, и во главе государства встала военная хунта, возглавляемая генералом Аугусто Пиночетом.

В странах Латинской Америки вооруженные силы исторически обладали большим влиянием и нередко выступали в качестве силы, способной взять власть в свои руки для наведения порядка в стране: отсюда и столь большое количество военных диктатур. Чили не стала исключением.

Столь быстрое превращение генерала Аугусто Пиночета, слывшего сторонником конституции, в военного диктатора объясняется тем, что официальный конституционализм чилийских вооруженных сил был формальным, прикрывавшим глубокую идеологизацию военных . На самом деле армия крайне отрицательно относилась к «марксистам» и придерживалась крайне правых взглядов.

Свержение социалистического правительства блока Народного единства мотивировалось необходимостью покончить с нарастанием хаоса в стране, дабы не допустить гражданской войны, и налаживанием экономики. Можно сказать, под этой формулировкой понималось стремление разгромить левое движение и леворадикальную организацию MIR, методы борьбы которой мало чем отличались от террора. MIR (Movimiento de Izquierda Revolucionaria исп. « Левое Революционное Движение») хотя номинально и поддерживала власть, но на деле стремилась совершить революцию, не веря в заявленный Альенде мирный путь строительства социализма.

Судя по всему, сложная политическая и экономическая ситуация, сделавшая возможным путч, образовалась не столько из-за действий Народного единства, сколько благодаря подрывной деятельности Соединенных Штатов Америки против социалистов. В частности, спонсировались оппозиционные средства массовой информации и фашистские организации, такие как, например, Patria y Libertad (Патриа и Либертад исп. « Родина и свобода»), дестабилизирующие обстановку путем проведения широкомасштабных террористических актов. Не стоит также забывать, что с момента победы Альенде на президентских выборах, т.е. с 1970 г., Соединенные Штаты объявили Чили экономическую блокаду.

Реакционный захват власти военными нашел поддержку среди значительных слоев населения. Проводимая коалиционным правительством Альенде политика национализации банков и предприятий, в том числе и иностранных, оказалась непопулярна в массах. Она одобрялась, главным образом, рабочими и наиболее бедной прослойкой общества, но никак не средним классом, к которому, пожалуй, относилась и армия.

Таковы были причины возникновения массового недовольства деятельностью блока Народного единства и появления многочисленных забастовок и протестов, направленных на Народное единство. Тем не менее, в какой-то мере ошибки власти также способствовали ее свержению. Как отмечает исследователь Н.А. Никонова, правительство Альенде, избранное демократическим путем, было разрушено чрезмерно амбициозной социалистической программой, экономическим кризисом и сильной политической культурой, в которой не было места компромиссу .

Уже в день путча (11 сентября) было отменено действие конституции 1925 г., вскоре был распущен Национальный Конгресс Чили высший законодательный орган страны и введен режим военного правления на неопределенный срок. Состояние «осадного положения» продолжалось еще месяц после насильственного захвата власти. Генералы покончили не только с Народным единством, но и со всей политической деятельностью. Они запретили все политические организации и партии. Представители партий левого толка подверглись преследованию.

Суды фактически перестали функционировать, так как все преступления оказались под юрисдикцией военных трибуналов .

Четыре генерала, каждый из которых представлял отдельный род войск, после переворота образовали Правительственную хунту Чили, которая являлась высшим органом государственной власти. В этой четверке оказался и генерал-капитан Аугусто Пиночет один из главных руководителей путча. До конца декабря 1974 г. военная хунта сосредотачивала в себе все ветви власти и военное командование. В этом же месяце Пиночет объявил себя президентом Чили, тем самым установив автократическую диктатуру.

Изначально предполагалось, что полномочия лидеров хунты равны, и управление должно было производиться коллегиально, а возглавлять орган генералы договорились поочередно. Впрочем, реальная власть в скором времени отошла исключительно к Пиночету. Уже в июне 1974 г. ему был присвоен титул «Верховного вождя нации», таким образом, он фактически стал главой исполнительной власти, а за хунтой были оставлены законодательные функции . Недовольных его возвышением членов хунты Пиночет постепенно отстранил от власти. Окончательно он утвердился на посту главы государства в результате плебисцита 1980 г.

Теоретические, правовые и идеологические основы военного режима нашли свое отражение в декрете-законе № 1 и приказе № 5 от 11 сентября 1973 г., а также в «Декларации принципов правительства Чили», обнародованной в газете «Меркурио» 13 марта 1974 г. . В качестве национальных задач хунта декларировала следующее: необходимость борьбы с «марксизмом» и ускорение социально-экономического развития Чили. В связи с этим проводилась политика антикоммунизма, а в экономической сфере было положено начало неолиберальной модели.

Особое место в системе власти занимала политическая спецслужба ДИНА Национальное разведывательное управление. В ведении тайной охранки находились концентрационные лагеря для политических заключенных, а также центры незаконного содержания и пыток. С принятием декрета-закона № 521 ДИНА окончательно превратилась в органическую часть государственного механизма хунты, орудие террористической диктатуры . Ее агенты выслеживали потенциальных врагов режима, сбежавших за границу, и устраняли их.

В начальный период правления военный режим отличался откровенно репрессивным характером, за что подвергался резкой критике со стороны мирового сообщества . Данные о жертвах режима противоречивы. Официальная статистика Комиссии правды и примирения говорит, что за годы правления военной хунты по политическим мотивам было убито более трех тысяч человек, однако совершенно очевидно, что она не отражает полноту сведений о преступлениях режима. Так, например, преступления, совершенные в первый месяц после переворота, и вовсе не расследовались, хотя они носили массовый и часто неизбирательный характер. Согласно иной информации около 40 тысяч человек прошли через аресты и тюремное заключение, многие подверглись пыткам. В течение всего правления хунты подвергались репрессиям преимущественно члены левых партий (коммунисты, социалисты) и «сочувствующие» им, а также боевики группировки MIR.

До 1978 г. в средствах массовой информации царила цензура, в этом году имело место быть частичное послабление. Возможно это связано с тем фактом, что журналистский корпус существенно обновился лояльными власти людьми. К концу 70-х гг. Аугусто Пиночет вновь разрешил профсоюзы и политические партии, пусть и под контролем, а в конечном итоге согласился даже на проведение демократических выборов. К участию в государственных делах подключили гражданскую администрацию, но тоже под контроль военных. Объяснялось это вероятно желанием Пиночета улучшить в глазах мировой общественности дискредитированный имидж своей страны.

С начала 80-х гг. наблюдается кризис военной диктатуры и смягчение режима. В 1980 г. в стране была принята новая конституция. В соответствии с ней Пиночет в 1988 г. должен был поставить вопрос о своем дальнейшем пребывании на посту президента на последующие 8 лет. В назначенный срок генерал провел обещанный плебисцит по вопросу о сохранении диктатуры и проиграл на нем, что, скорее всего, стало для него неожиданностью.

Одной из наиболее спорных тем в историографии является оценка неолиберальной экономической политики, проводимой при режиме военной хунты. Она имеет как своих апологетов, так и противников. Экономику страны Пиночет полностью доверил чилийским экономистам Чикагской школы экономики и впоследствии не вмешивался в проводимые ими реформы. В годы Правительственной хунты в мире была популярна идея так называемого «чилийского экономического чуда». Как утверждают сторонники неолиберальной модели экономики, Чили в этот период активно развивалась.

По мнению некоторых исследователей напротив: никакого экономического развития в Чили при Пиночете на самом деле не было. Экономика упала значительно ниже, чем при правительстве Сальвадора Альенде и привела к катастрофическим последствиям для социально-экономического благосостояния населения. В частности, усилилось социальное расслоение, повысился уровень безработицы, резко подскочили цены, инфляция галопировала; отсутствие профсоюзов лишило работников социальной защиты. К уровню развития, достигнутому при Альенде, чилийская экономика за годы «экономического чуда» так и не вернулась.

В заключении, оценивая государственно-правовое устройство Чили периода хунты, мы приходим к выводу, что это был своего рода компромисс между демократией и диктатурой. Политические права граждан были ограничены, но при этом имела место быть свобода экономических отношений.

Таким образом, можно говорить о том, что, хотя политический режим Пиночета отличали некоторые черты, присущие тоталитарному государству, особенно в первые годы правления хунты, тем не менее, мы определяем государственный политико-правовой режим в Чили указанного периода как трансформацию тоталитарного (1973-1980) в авторитарный (1980-1988).

В 1989 г. Чили перешла к демократии, впрочем, все еще довольно неуверенно. Были проведены одновременно президентские и парламентские выборы, на которых победил оппозиционный блок «Коалиция партий за демократию», избрали нового президента – Патрисио Эйлвина, занявшего пост в 1990 г. Однако стоит отметить, что Пиночет окончательно не ушел из политики. Он, будучи главнокомандующим вооруженными силами, все еще обладал большой властью вплоть до 1998 г. и фактические был соправителем, хотя авторитет его постепенно падал.

Список литературы:

  1. Богуш Е.Ю. Политическая история Чили XX века. – М.: Высш. шк., 2009. – 224 с.
  2. Боровик Г.А. Трагедия Чили. Материалы и документы. – М., Политиздат, Издательство Агентства печати Новости, 1974. – 296 с.
  3. Лаврецкий И.Р. Сальвадор Альенде. – М., 1974. – 288 с.
  4. Никонова Н.А. Влияние внешней политики США на процесс становления демократии в Чили во второй половине XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. - № 7. – С. 162-166.
  5. Сергеев Ф.М. Гестапо Пиночета. – М.: Сов. Россия, 1987. – 128 с.
  6. Шевелев В.Н. Диктаторы и боги. – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 1999. – 320 с.

После военного переворота 11 сентября 1973 г ., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили.

Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией. Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным. Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен.

Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.
Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга. Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг. в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия.

Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники. Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции. рынка. Таможенные тарифы были снижены, Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда.

Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое. Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества.

Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества.

Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны. Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала. Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию Из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде. Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета. Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке.

Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи. Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства в экономику.

На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей. В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг.

были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл. Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике. На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг.

в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное - проведение свободных президентских и парламентских выборов.

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г. полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус. В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин , которому 11 марта 1990 г.

Пиночет передал власть.

Читайте также:

Диктатура Пиночета в Чили (1973-1989)

После военного переворота 11 сентября 1973 г., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили. Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией, установил свой прямой контроль над политической охранкой ДИНА.

Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным.

Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен. Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. В основе такого политического успеха лежали экономические успехи «чикагской неолиберальной модели», разгром оппозиционного движения, конформизм общества.
Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

режим пиночета в чили

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Молодые доктора экономических наук, обучавшиеся в Чикагском университете, последователи М. Фридмена, стали экономическими советниками в государственных учреждениях, министерствах и банках. Военные же гарантировали политическую стабильность и социальный мир для неолиберального экономического эксперимента.

Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.

На первом этапе развития чилийской экономики неолиберальная модель применялась практически в «чистом» виде.

О Чили стали говорить как об испытательном полигоне для экономистов «Чикагской школы». Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга.

Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг.

в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. В 1974-1978 гг. бывшим владельцам было возвращено 294 ранее национализированных промышленных предприятия.

200 предприятий было продано с торгов по заниженным ценам. Под контролем государства оставалось только 20 компаний, из них 5 промышленных. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена.

В результате приватизации крупные чилийские финансово-олигархические группы - «семейные кланы» Александри, Эдвардсов, Матте, Ярура - получили солидную выгоду.

Появились новые кланы - Крусат-Ларрэна, Виаля, Анхелини, Луксича, контролировавшие 250 крупнейших частных предприятий, а также местный рынок ссудного капитала. Укреплялись позиции крупнейших национальных групп в военно-промышленном комплексе. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия. Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники (что принесло стране в 1985-1986 гг.

валютный доход на сумму 100 млн долл.). ПравиТельство защищало интересы этих финансово-промышленных групп. Например, фирма К. Кардоэна, крупнейший частный экспортер оружия, в кризисном 1981 г. получила кредит от государства на сумму 4,6 млн долл. В то же время подрывался национальный производственный механизм: сокращалось производство и доля в ВВП предприятий обрабатывающей промышленности - машиностроительной, химической, текстильной, кожевенно-обувной, оказавшихся неконкурентоспособными в условиях свободного рынка.

Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились.

В течение 1976-1980 гг. посевные площади под 14 основными продовольственными культурами ежегодно сокращались, что привело к увеличению импорта, например пшеницы на 300 млн долл. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции.

Главное состояло в том, что чилийский экспорт, где наибольший удельный вес занимали медь и селитра, удалось диверсифицировать и, следовательно, сделать менее уязвимым к колебаниям конъюнктуры мирового рынка.

Разрушению национальной промышленности способствовало проведенное в соответствии с курсом на открытую экономику снижение таможенных тарифов и отказ от протекционизма.

Таможенные тарифы были снижены с 94 % в 1973 г. до 10 % в 1979 г. Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда. Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое, а стоимость импорта только в одном 1981 г. составила 1,8 млрд долл., что эквивалентно 25 % стоимости всей продукции национальной обрабатывающей промышленности.

Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества. Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества. Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны.
Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала.

Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. в стране функционировало 19 иностранных банков (против одного в 1974 г.). Только Межамериканский банк развития (МАБР) и Мировой банк в 1976-1982 гг. предоставили Чили 46 кредитов на сумму 3,1 млрд долл.
Затраты на переход к неолиберальной экономике способствовали увеличению внешнего долга страны до 20 млрд 690 млн долл.

(1986) против 3,3 млрд долл. (1973). В середине 90-х гг. внешний долг стабилизировался на уровне 17,5-18,5 млрд долл. Правительство Пиночета тратило на обслуживание внешнего долга 62 % доходов от экспорта (правительство Альенде - 12 %). Подсчеты экономистов делают иллюзорной идею о возможности выплаты внешнего долга в существующих условиях. Несомненно одно: в течение десятилетий Чили должно будет работать на своих кредиторов.

Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников. С учетом сокращения числа государственных служащих и разорения мелких предпринимателей доля маргиналов составила свыше одной трети рабочей силы.

Уровень безработицы с 3,8 % в 1972 г. поднялся до 18 % ЭАН.
Социальная политика Пиночета базировалась на отказе от принципа социальной справедливости, утверждался принцип свободы выбора и «равных возможностей».

Социально-психологическим следствием экономических реформ и социальной политики Пиночета можно считать формирование новой ментальности общества на принципах индивидуализма, прагматизма и личного интереса.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию. Общество аполитичных конформистов - субъектов новой ментальности стало основой политической модели режима Пиночета. Хорошие работники должны интересоваться исключительно профессиональной сферой. Допускался лишь такой вид политической активности, как деятельность молодежных, женских объединений, соседских советов и т.п.

Патерналистский характер режима Пиночета сочетался с откровенной обособленностью элиты от других слоев общества.

Духовная жизнь чилийцев была жестко регламентирована, строго подконтрольна и подцензурна, что позволяет говорить о возникновении феномена так называемого «культурного затмения», смысл которого - отсутствие альтернативной официальному курсу культурной жизни.

В то же время из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

«Культура страха», так же как и другие формы массовой психологии, способствовала политической стабильности общества и внедрению неолиберальной экономической модели.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде».

Под «экономическим чудом» следует понимать устойчивые темпы роста ВВП (примерно 6 % в год), снижение втрое дефицита платежного баланса, ликвидацию дефицита госбюджета, задержку инфляции до 30 % в год, модернизацию государственного аппарата по пути эффективности его управления и сокращения числа занятых в нем чиновников. В целом успехи касались макроэкономических факторов.
Вместе с тем цена «чуда» означала рост внешнего долга почти в 5 раз, сокращение государственных инвестиций ниже уровня 60-х гг., сохранение достаточно высокого потолка инфляции, подрыв национальной промышленности и особенно ее обрабатывающих отраслей ниже уровня 1973 г., ущемление традиционных предпринимательских кругов, высокий уровень безработицы (до 18 %), падение средней заработной платы ниже уровня 1970 г., маргинализацию и обнищание населения (свыше 40 % чилийцев жили за чертой бедности, доход 80 % чилийцев не достигал средненационального уровня 1510 долл.

в год). Заплатить такую высокую «социальную цену» общество могло только в рамках диктаторского режима.

Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета.

Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха.

Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке. Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).

Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи, деятельность которого, в отличие от предшественников, характеризовалась большей взвешенностью, реалистичностью, гибкостью.

Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства ^в экономику. Спасая, например, банковскую систему, государство вмешалось в управление 13 банков и установило прямой контроль еще над двумя банками, к тому же государство взяло на себя выплату внешнего долга частных банков. На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей.

В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг. были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл.

Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки.

Кризис 1981 - 1983 гг.

положил начало «остыванию» диктатуры Пиночета. Экономические трудности стимулировали активность различных оппозиционных течений - от новых правых до крайних левых.

Оппозиция начинает сопротивление диктатору. 11 мая 1983 г. впервые проходит так называемый День национального протеста. На повестку дня ставится вопрос о свержении диктатуры и восстановлении демократии. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике.

На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг. в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии».

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г.

полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус.
Итогом эволюции режима Пиночета стал референдум в октябре 1988 г., на который был вынесен вопрос о предоставлении Пиночету президентских полномочий на очередной 8-летний срок. 53 % чилийцев проголосовали против диктатора.

В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин, которому 11 марта 1990 г. Пиночет передал власть.

Коалиционное левоцентристское правительство Эйлвина вступило в переходный период от диктатуры к демократии. Были отменены военные трибуналы, начаты расследования финансовых нарушений и коррупции должностных лиц времен диктатуры, амнистированы политзаключенные.

Национальная комиссия правды и примирения расследовала нарушения прав человека, подтвердив факт гибели в годы диктатуры свыше 2 тыс. человек (их родственники получили компенсацию). Прежний неолиберальный экономический курс Пиночета был скорректирован в сторону отказа от «шоковой терапии» ипривлечения методов госрегулирования. Правительство удвоило расходы на социальные программы.

Удалось сократить безработицу и вдвое уменьшить инфляцию. Чили восстановило дипломатические отношения с СССР, Кубой, Вьетнамом и Северной Кореей, активнее стало участвовать в межамериканском сотрудничестве, расширило отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В декабре 1993 г. на всеобщих президентских выборах победу одержал кандидат от объединения политических партий «За демократию» Эдуардо Фрей (сын бывшего президента Э. Фрея). Его прави-. тельство продолжило курс Эйлвина, сохранив социальную направленность и расширяя поддержку национальных предпринимательских кругов.

Через 26 лет после гибели С. Альенде пост президента занял социалист Рикардо Лагос, Это означало настоящую политическую смерть Пиночета и окончание переходного периода от диктатуры к демократии в Чили.

Перед новым президентом стоят серьезные экономические проблемы: необходимость выплаты внешнего долга, размер которого составил в 1999 г. 45 % от ВВП Чили, и преодоление спада темпов экономического роста, наметившегося в 1999 г. Р. Лагос считает, что нельзя строить рыночное общество в чистом виде, что рынок не может решить всех проблем.

Предстоит разработать стратегию развития с учетом позитивного исторического опыта госрегулирования.

«Секрет хорошей жизни в стране прост: кропотливый труд, соблюдение закона, и никакого коммунизма!» (Аугусто Пиночет)

Он пришёл к власти в результате военного переворота 11 сентября 1973 года, свергнувшего социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде, который вверг процветающую латиноамериканскую страну в тяжелейший экономический кризис. Пиночет — безусловно уникальный в своем роде латиноамериканский правитель. В отличие от правивших в то время латиноамериканских левых диктаторов, он проводил очень важные прогрессивные экономические реформы. Аугусто Пиночет свято верил в частную собственность и в конкуренцию, и при нём частные компании заняли достойное место в бизнесе, а экономика росла и при нём, и долгое время после него.

Ни во внешности Пиночета, ни в его привычках нет ничего экстраординарного. Наоборот, это заурядный человек. Он всегда был консервативен, соблюдал строгий распорядок дня, не курил и не пил спиртного, не любил телевизор и на дух не переносил компьютер. Словом, типичный представитель старого поколения, рожденный в столь далеком от нас 1915 году. Он не был ни аристократом, по праву рождения претендующим на особую роль в обществе, как Маннергейм, ни героем-освободителем, как де Голль. Он был из тех, кого называют «старый служака» и забывают на второй день после похорон. Пиночет любил музыку и книги, собрал большую домашнюю библиотеку.

Получив достойное военное образование в Высшей Военной Академии страны, подкреплённое несколькими важными командировками за границей, он постепенно, шаг за шагом, прошёл путь от младшего офицера, кем он был в 1940-е гг., до главнокомандующего чилийской армией, кем он стал в августе 1973 года. Настойчивость, сдержанность, пунктуальность и амбициозность - вот те качества, которые помогли ему осуществить столь блестящую военную карьеру.

Военные таланты Пиночета дополнялись его обширными познаниями в области геополитики. Из всех президентов Чили он был единственным, кто опубликовал серьёзные книги "Геополитика" и "Эссе по изучению чилийской геополитики", где изложил разумную концепцию управления государством на национально-консервативных основах. Кроме того, его перу принадлежат исследование "География Чили, Аргентины, Боливии и Перу" и мемуары "Решающий день". Часть своей карьеры он посвятил преподаванию в военной академии. Стал членом Национального географического общества, хотя особых лавров как ученый не снискал.

Не случись переворота 1973 года, во главе которого стал Аугусто Угарте, мир никогда бы не узнал о нем. К тому времени Пиночету было почти шестьдесят лет, он был отцом пятерых детей, имел внуков и медленно продвигался по ступенькам военной карьеры, которую выбрал не из-за склонности к военному делу, а из-за социальных обстоятельств: особых талантов, как он считал, у него не было, а солдаты всегда нужны. Что заставило этого обыкновенного человека решиться на такой невероятный шаг, как военный переворот? Чтобы попробовать разобраться в этом, нужно вернуться в самое начало семидесятых годов.

То, что происходило в это время в экономике Чили, казалось невозможным даже по меркам Латинской Америки. Администрация Сальвадора Альенде ставила огромный по своим масштабам эксперимент, который поначалу оказался весьма эффективным: рос ВВП, росли доходы населения, а инфляция снижалась. Однако вскоре денег у чилийцев оказалось так много, что товары стали сметать с прилавков магазинов. Люди познакомились с дефицитом. Возник черный рынок, на котором вскоре можно было приобрети основную массу товаров, в то время как магазины стояли пустые. Цены росли быстрее, чем денежная масса. В 1972 году инфляция составила 260%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 12 раз, а в 1973 году — более 600%. Производство снизилось, а реальные доходы чилийцев стали меньше, чем перед приходом Альенде к власти. В 1973 году правительству пришлось сократить расходы и на зарплату, и на социальные пособия.

Разумеется, такая ситуация стала внушать властям тревогу, больше уже нельзя было списывать провалы в экономике на происки врагов. Правительство стало принимать решительные меры, но вместо того, чтобы вернуться к спасительной идее рыночной экономики, оно прибегло к чисто административным мерам стабилизации.

Несмотря на агитацию за «демократичный социализм», при Альенде началась классика революционного социализма. Военизированные отряды, состоящие из оболваненных рабочих и профессиональных революционеров, занимали предприятия. Такие же отряды, только с крестьянами и деревенской голытьбой вместо рабочих, раскулачивали «помещиков»: начался насильственный передел земли.

Был сформирован Национальный секретариат по распределению, аналог советского Госснаба, куда все госпредприятия должны были в обязательном порядке поставлять свою продукцию. Частным предприятиям навязывали соглашения такого же рода, причем отказаться от них было невозможно. Для населения были созданы нормированные пайки, включавшие 30 основных продуктов питания. Людям, помнящим советскую экономику времен тотального дефицита, понятно, что это должно было со временем привести к катастрофе. Практически это уже была катастрофа. Однако Сальвадор Альенде был популярен, чилийцы в него верили, а экономическая разруха в стране казалась многим временной. Многим, но не всем. Первой взбунтовалась армия.

Еще сразу после избрания Альенде, в 1970 году, военные разделились на два лагеря: одни были решительно против нового президента, вторые оставались лояльны. Через три года представители первого лагеря созрели для переворота, и правительство это понимало. Необходимо было во главе армии поставить человека, который бы не допустил беспорядков. По иронии судьбы выбор Сальвадора Альенде пал на генерала Пиночета. Тот стал главнокомандующим чилийской армией и, как считал Альенде, мог бы удержать армию под своим контролем. Так оно и вышло. Но президент ошибся в другом: генерал перестал быть лояльным к его режиму.

Летом 1973-го года напряженность достигла безумных пределов, а 22 августа чилийский конгресс в ходе символического голосования объявил поведение Альенде антиконституционным. Три недели спустя армия не стерпела и выступила против социалистического правительства. Пиночет взял на себя координацию путча, его войска арестовали коммунистов, а к обеду чилийская авиация обстреляла президентский дворец в Сантьяго, знаменитую «Ла-Монеду». В ходе штурма здания пиночетовскими отрядами Альенде застрелился из пистолета, который ему подарил Фидель Кастро.

Власть в Чили перешла к коллегиальному органу управления — военной хунте. Но уже в следующем году Пиночет стал единоличным лидером страны: сначала так называемым верховным главой нации, а затем — просто президентом.

За уничтожением прямой опасности — социалистического правительства — следовала борьба с остатками красной чумы в лице бесчисленных красных отрядов, вооруженных государственных профсоюзов и местных аналогов продотрядов. В городах армии быстро удалось избавиться от них. Футбольные стадионы, ставшие символом искоренения коммунизма в Чили, превратились в место сбора леворадикальных деятелей. Самые дерзкие коммунары были приговорены полевыми судами и расстреляны прямо на стадионах (больше всех — в «Эстадио Насиональ де Чили»). С импортными революционерами дело оказалось сложнее. Они не были связаны с Чили и обладали богатым опытом партизанской войны, но чилийские десантники и их в конце концов достали даже в самых труднодоступных лесах и горах. Ещё пару месяцев продолжались уличные бои с отдельными бандами, но в целом коммунизм был побеждён, его хребет — сломан, а самые буйные революционеры — расстреляны.

После окончания боевых действий с силами международного коммунизма, Пиночет начал работать по двум направлениям. Во-первых, начались репрессии против «левой интеллигенции». Никого, правда, не убивали. Многие из них уехали добровольно. Во-вторых, пришлось чинить разваленную социалистами экономику. Экономическая реформа стала главным делом в эпоху правления Пиночета. В 1975 году американский экономист и лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман посетил Чили, после чего военные на ключевых постах правительства были заменены молодыми экономистами-технократами, получившими прозвище «чикагские мальчики», поскольку окончили кузницу либеральных кадров того времени — Чикагский университет. Впрочем, на самом деле среди них были выпускники и Гарварда, и Колумбийского университета. Времена менялись, и традиционные центры американского левого интеллектуализма дали самых твердых реформаторов правого толка.


Экономика реанимировалась по классическим рецептам: свободный бизнес, снятие ограничений на торговлю с заграницей, приватизация, сбалансированность бюджета и построение пенсионной системы накопительного типа. «Чили — страна собственников, а не пролетариев» — не уставал повторять Пиночет. В результате всех этих мер Чили стала самой процветающей страной Латинской Америки. И даже два экономических кризиса, которые случились с тех пор, — в 1975 и 1982 годах — не имели таких тяжелых последствий, как при режиме Сальвадора Альенде. Сам Фридман назвал эти процессы «Чилийским Чудом», так как они превратили страну в процветающее современное государство, которое до сих пор по всем экономическим параметрам является безусловным лидером среди стран Южной Америки. Экономическое чудо, произошедшее в Чили, стало для жителей страны главным критерием оценки деятельности Пиночета. К тому же военные, в руках которых была власть, не запятнали себя коррупцией, как это случилось в соседней Аргентине.

Пока либеральные технократы спасали плоть чилийской нации, правительство заботилось о его душе. Несмотря на невмешательство государства в экономику, оно вполне интересовалось идеологическим воспитанием своих граждан (ведь изначально Альенда победил на «честных» выборах). Однако Пиночет старался не брать пример со своих южноамериканских коллег, прославившихся массовым террором и эскадронами смерти в черных униформах. Идеология и культура времён хунты базировались на ультраправом консерватизме с элементами фашизма и чилийском национализме. Центральное место в пропаганде занимал антикоммунизм, видная роль отводилась также антилиберализму. В общественной жизни и культуре всемерно культивировались католические и патриотические ценности. Пиночет ориентировался на классический европейский национализм, издавая литературу тех лет и прославляя его деятелей. Несмотря на то, что троцкистский «Международный комитет Четвёртого интернационала» считал режим Пиночета фашистским, большинство политологов несогласны с этим утверждением. Якобо Тимерман назвал чилийскую армию «последней прусской армией мира», описывая дофашистский характер режима. На самом же деле, Пиночет являлся уникальным вождём. Избегая коллективизма и социализма в экономике, он исповедовал право-консервативную идеологию, совмещавшую европейский республиканский национализм, классический либерализм и иерархичность каудилистских режимов Испанидада. Как ни парадоксально, сам Пиночет считал себя демократом. Он хладнокровно констатировал: «Демократия в самой себе несет зерно собственного разрушения, демократию необходимо время от времени купать в крови, чтобы она оставалась демократией». Генерал, по его собственному выражению, «надел на нацию железные штаны».

Демократические стремления генерала подкреплены весомыми доказательствами. В 1978 году появился закон о политической амнистии. Режим остановил репрессии и уже этим показал, что он сильно отличается от традиционных диктаторских режимов, сменяющих одну волну террора другой. В 1980 г. был проведен плебисцит по конституции: 67% населения поддержали конституцию Пиночета, согласно которой он становился теперь легитимным президентом страны, а не генералом-узурпатором.

Конечно, слишком доверять итогам не стоит: многие считают, что имела место фальсификация. Но то, что с 1985 года начался активный диалог власти с оппозицией по поводу дальнейшего развития страны, — очевидный факт.

Диалог не прекратился даже после покушения на Пиночета в 1986 году, когда был ранен его девятилетний внук, находившийся в президентской машине. Пиночет не стал использовать покушение в качестве предлога для новой череды репрессий. «Я демократ, — говорил он впоследствии, — но в моем понимании этого слова. Все зависит от того, что вкладывается в понятие демократии. Невеста может быть очень миловидной, если она молода. И может быть очень безобразной, если стара и вся в морщинах. Но и та, и другая — невеста».

Что удивительно, но свою приверженность демократии Пиночет доказал в 1988 году, когда был проведен новый плебисцит по вопросу о том, должен ли генерал оставаться президентом до 1997 года. Пиночет его проиграл и согласился уйти. Правда, он оставался командующим сухопутными войсками до 1998 года, а также пожизненным сенатором. После отставки его не увенчали лаврами спасителя нации, но никто и не третировал. И хотя у чилийцев есть противоположные мнения о том, что представлял собой режим Пиночета, страна предпочла не погружаться в баталии о своем недавнем прошлом, а совершенствовать экономическое чудо.

Пиночет отличался от своих южноамериканских «коллег» действительно железной диктатурой закона, настаивая на принципах правового государства. Считая, что иногда можно переступить через черту («Я не угрожаю никому. Я предупреждаю всего один раз. В тот день, когда они нападут на моих людей, Верховенство Закона окончено»), он старался не допускать кровавых перегибов. Комиссия насчитала 2279 жертв, убитых при Пиночете по политическим мотивам. В это число входят, помимо расстрелянных на стадионах коммунистов, погибшие в уличных боях с армией террористы и казненные за свои преступления коммунисты-убийцы. Так как считаются не жертвы Пиночета, а «жертвы ПРИ ПИНОЧЕТЕ» , в эту статистику включены даже полицейские, убитые коммунистами. Еще несколько тысяч узников концлагерей и вынужденных эмигрантов считаются в той или иной мере пострадавшими.

Цифры, конечно, убедительнее слов. Убив 2000 человек — большинство из которых атаковало представителей государство с оружием в руках, являясь не диссидентами, но комбатантами — Пиночет спас страну от коммунизма и обеспечил Чили лучшей экономикой на континенте. Но всё, как говорится, познается в сравнении. На сегодняшний день Чили занимает седьмое место по экономической свободе и обладает самой свободной экономикой Южной Америки, а также самым высоким уровнем жизни в регионе. ВВП на душу населения (2016 год) составляет 12 938$ (в нефтегазовой РФ, для сравнения — 7 742$) и быстро растёт, за чертой бедности живут около десяти процентов населения. Из достойных упоминания ископаемых у Чили только медь (впрочем, в 70-ые ее значение для экономики начало снижаться). А как чувствует себя Венесуэла, прошедшая через социалистический рай Чавеса? 176-е место по экономической свободе (из 178), самая строгая плановая экономика Южной Америки, один из самых низких уровней жизни на континенте. ВВП на душу населения — 5908$, стагнирующий при жесткой инфляции. Уровень умышленных убийств на уровне Африки, треть населения за чертой бедности, при этом — гигантские запасы нефти.

От этого социалистического счастья и спас Чили Пиночет, однако национальное согласие в Чили не стало для него страховкой безоблачной старости. Осенью 1998 года он был арестован в Англии, где находился на лечении. Кампанию по преследованию экс-президента, которому к тому времени исполнилось 83 года, возглавил испанский судья Гарсон, требовавший выдачи Пиночета.

Один из самых жестких политиков ХХ века, генерал, главнокомандующий войсками, захвативший власть в результате военного переворота, Аугусто Пиночет вошел в мировую историю не только как президент Чили, правивший страной в течение 16 лет, но и как палач и тиран. Имя его стало нарицательным при характеристике людей жестоких и агрессивных. 25 ноября Аугусто Пиночету исполнилось бы 98 лет. К этой дате поговорим о его диктаторской карьере.

Будущий лидер и «благодетель» чилийского народа происходил из небогатой семьи среднего класса. Отец его был портовым служащим, мать домохозяйкой, воспитывающей шестерых детей, старшим из которых и был Аугусто. И самым лучшим путем в жизни дл парня предвиделась военная карьера. В 1933 году в неполные 18 лет он поступает в пехотное училище в Сан-Бернардо, которое окончил в 1937 в звании младшего офицера. Молодой лейтенант направляется в Чакабуко, где по прошествии 36 лет будет находиться один из самых мрачных концлагерей диктатуры Пиночета. А пока будущий правитель набирается военного опыта, сменяя полки и повышая свое мастерство в училищах, служит в провинциальных гарнизонах.

В 1948 он поступает в Высшую военную академию, по окончании которой в 1951 ему присваиваются квалификации «офицер генерального штаба» и «преподаватель военной географии и логики». С 1954-го он преподает в этом учебном заведении. Он успел опубликовать книгу «География Чили, Аргентины, Боливии и Перу» и поступил в школу права при Чилийском университете, окончить которую не успел.
В 1956 году Аугусто Пиночета направили выполнять военную миссию Чили в США. В армии тогда царило «немыслимое раболепство» перед всем американским. В Кито он должен был посодействовать созданию Военной академии Эквадора. В 1959 году Пиночет возвращается в Чили, где впервые примеряет генеральские погоны, командуя сначала полком, затем бригадой и дивизией, возглавляя штаб и фактически руководя военной академией. В должности заместителя директора (1964) он пишет «Эссе по изучению чилийской геополитики» и книгу «Геополитика».

Первым кровавым звоночком стало подавление митинга забастовавших рабочих на руднике «Эль-Сальвадор» в 1967-м. Тогда полк под командованием Пиночета расстрелял не только выступивших горняков, но и мирных жителей, среди которых были дети и беременная женщина.

Лидер демократов Сальвадор Альенде
В 1971-м Пиночет возглавил гарнизон «Сантьяго», президент Сальвадора Альенде возлагал на него большие надежды. Генерал, будучи дисциплинированным военным и квалифицированным специалистом, смог завоевать доверие у правительства Народного единства. В начале ноября 1972 года на Пиночета возложили обязанности главнокомандующего сухопутными войсками, что в дальнейшем развязало ему руки.

Уже в августе 1973 он организовал провокацию против министра внутренних дел, генерала Пратса, заместителем которого сам и являлся. Тот подал в отставку, не выдержав травли, и тогдашний президент Чили Альенде, убежденный марксист, который намеревался вести страну по коммунистическому пути, свои руками подписал себе приговор, поставив во главе генерала Пиночета.

11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, санкционированный Пиночетом и поддерживаемый США. Тщательно спланированная стратегия захвата президентского дворца, с полной блокадой путей отхода, применением авиации, бронетехники и пехоты. Режим Альенде был свергнут, президент и его сторонники расстреляны. К власти пришла «хунта четырех», в которой будущий диктатор поначалу не играл ведущей роли. Однако именно он в 1974 стал единоличным правителем страны, в которой объявляется временное ужесточение режима. Срок его Пиночет рассчитал на 20 лет. Он немного ошибся – правление диктатора закончилось в 1990-м, однако генеральствовал он вплоть до 1997-го.

Став у руля, Пиночет сосредоточил в своих руках всю власть, расправившись с конкурентами: генерала Густаво Ли отправили в отставку, адмирала Мерино тоже отстранили от дел, министр внутренних дел генерал Оскар Бонилья погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах. Летом 1974 был принят закон «О юридическом статусе правительственной хунты», в котором генерал Пиночет провозглашался верховным носителем власти. Отныне его действия не ограничивалась ни парламентом, ни политическими партиями. Своим главным врагом Пиночет объявил коммунистов и со всей жестокостью расправлялся с ними.

С этой целью в стране были учреждены военные трибуналы и организованы центры пыток и концлагеря. Для проведения репрессивных мер был создан национальный разведывательный орган с разветвленной агентурной сетью, а буквальной через полгода он перерос в Управление национальной разведки (ДИНА). Основной задачей сотрудников (а их числилось порядка 15 тысяч человек) был поиск и уничтожение сторонников взглядов Альенде, эмигрировавших из страны. Один из них Антонио Виас вспоминает: «Необходимо было прятаться, чтобы тебя не нашли. Когда все самое страшное было уже позади, я сумел скрыться – меня еще продолжали искать. Мои товарищи, которых поймали, были убиты». Было расстреляно более 40 тысяч человек. А простые приверженцы коммунистических взглядов уволены с работы и отчислены из учебных заведений.

Кроме репрессий, Пиночет проводил новую экономическую , пытаясь вывести страну из кризиса. Он остановил национализацию и ввел принципы свободной торговли американца Милтона Фридмана. Модель свободной экономики базировалась на отказе от всех форм государственного регулирования, предоставлении свободы действий частному национальному и иностранному капиталу, либерализации импорта и активном привлечении внешнего финансирования. В результате этой политики в стране исчез средний класс, общество разделилось на богатых и бедных, правда, надо отдать ему должное и ужасающая нищета была ликвидирована.

В 1977-м пиночетовская клика объявила о роспуске Управления национальной разведки, наводившего ужас на население страны варварскими пыткам и кровавой расправой. Как раз в этот день в Чили прибыл из Вашингтона помощник госсекретаря США по межамериканским делам Т. Тодмен, первый высокопоставленный посланец администрации Дж. Картера. Фашистский режим Пиночета широко осуждался в мире, а Америке было важно наладить официальные отношения между странами. Этот спектакль был устроен специально для высокого гостя, чтобы показать, что хунта «начинает уважать права человека».

Управление национальной разведки было реорганизовано в Национальный информационный центр, однако поменялось только название, суть осталась та же. В сентябре 1977 г. лондонская газета «Таймс» писала: «После четырех лет диктатуры фашистского типа режим Пиночета не проявляет склонности изменить курс. Он держится лишь благодаря террору».

В 1978 году на референдуме генерал Пиночет, играя на чувствах простых чилийцев, обещая им свободу, получил 75 % голосов в свою поддержку, что знаменовала крупную политическую победу тирана. Даже была обнародована Конституция в 1981 году, однако внедрение ее основных положений в жизнь растянулось на долгие 8 лет. Все это время полномочия конгресса осуществляла военная хунта. Аугусто Пиночет без выборов был объявлен «конституционным президентом на 8 лет с правом переизбрания на последующие 8 лет».

Когда в 1986-м году Пиночет отказался рассмотреть «Национальное соглашение о переходе к демократии», движение оппозиционеров стало возрастать: прокатилась волна забастовок и санкционировано вооруженное нападение на диктатора. Пиночет чудом остался жив, а вот пятеро его телохранителей погибли. Это обстоятельство усилило ненависть к демократии: «Те, кто рассуждает о правах человека, будут выдворены из страны или отправлены за решетку» – таков был вердикт «владыки».

В 1988-м Пиночета снова назвали единственным кандидатом в президенты страны. Он пообещал, что все политические силы, включая оппозиционные, получат право контролировать ход голосования. Власти отменили чрезвычайное положение, разрешили возвратиться в страну бывшим депутатам и сенаторам, руководителям некоторых левых партий и профсоюзов, объявленным раннее «государственными преступниками». Было разрешено возвратиться в Чили и вдове Сальвадора Альенде. Но результаты плебисцита оказались не те, что ожидал Пиночет: около 55 % избирателей проголосовали против Пиночета. Выступая по радио и телевидению, Пиночет оценил итоги голосования как «ошибку чилийцев».

Через два года демократия в стране победила, и 11 марта 1990-го Аугусто Пиночет подал в отставку, но остался главнокомандующим сухопутными войсками и сохранил свое влияние в политической жизни страны. Но это обстоятельство все равно не смогло остановить негативного отношения к Пиночету в мире. В 1991 г. сорвалось его европейское турне, поскольку уже в самом его начале, когда Пиночет находился в Великобритании, ни один из официальных представителей его не принял.

В октябре 1998 года Пиночета обвинили в государственных преступлениях: сотни испанцев были убиты или бесследно исчезли в Чили во время правления Пиночета. Испания потребовала экстрадиции бывшего диктатора, но поскольку Пиночет был пожизненным сенатором Чили, на него распространялся закон о неприкосновенности. Палата лордов объявила решение об аресте законным, в то время как Чили настаивали на незаконности как самого ареста Пиночета, так и его выдачи в Испанию. В конце октября 1998-го Пиночета освободили под залог.

Силы были уже не те – 83-летний диктатор заверил, что хочет закончить свои дни в Чили «в мире и спокойствии», взяв на себя политическую ответственность «за происходившее в годы диктатуры» с оговоркой: «Все, что я делал, сделано для блага родной страны».

Пиночет – преступник, он нарушил права человека, но его так и не смогли осудить. Его пять раз сажали под домашний арест, но по состоянию здоровья и из-за недостаточности улик отпускали. Так он и умер без обвинительного приговора. Скончался жестокий правитель в 2006-м. Тело свое завещал кремировать, так как опасался, что могила его будет подвергаться осквернению.