Беззубка обыкновенная (Anodonta cygnea). Лабораторная работа. Строение раковины беззубки Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы Дыхательная система беззубки

29.08.2019 Освещение

«Двустворчатые моллюски»

ВВЕДЕНИЕ


130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу.
Класс Двустворчатые.

Беззубка и другие двустворчатые моллюски.

В связи с тем, что особенности образа жизни и строения беззубки следует рассматривать в сравнении с большим прудовиком, проверка знаний не проводится.

Учитель рассказывает об образе жизни типичного представителя двустворчатых - беззубки. Для выявления характера черт строения ее раковины нужно организовать лабораторную работу, которую учащиеся выполняют по инструкции.

Лабораторная работа. Строение раковины беззубки

Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, передний и задний концы.

Рассмотрите роговой слой раковины, найдите слои ее годового прироста, подсчитайте их число и определите возраст беззубки.

Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите следа! прикрепления мышц.

Зарисуйте внешний вид раковины беззубки, подпишите ее основные части.

Ответьте на вопрос; какое значение имеет раковина в жизни беззубки?

Учитель проверяет качество выполнения работы, полученные учащимися знания использует в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на его защитное значение. Далее учитель рассказывает о внутреннем известковом слое, который придает раковине прочность. Сообщая о перламутровом слое, подчеркивает его неодинаковое развитие у двустворчатых. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Учитель рассказывает об особенностях роста раковины и отмечает роль мантии в этом процессе. Он предлагает учащимся ответить на вопрос: чем отличается раковина беззубки от раковины большого прудовика?

При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности предварительно следует предложить школьникам вспомнить особенности внутреннего строения большого прудовика, а уже затем обратить внимание на строение систем внутренних органов беззубки.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: как дышит большой прудовик? Получив ответ, он рассказывает - о дыхании беззубки растворенным в воде кислородом с помощью жабр, расположенных в мантийной полости. Учитель сообщает, что кровеносная система беззубки похожа на таковую большого прудовика, и предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности строения кровеносной системы беззубки? Какое значение имеет эта система в ее жизни?

При рассмотрении нервной системы учителю следует предложить школьникам вспомнить о ее строении и значении в жизни большого прудовика, и на основе этих знаний нужно показать особенности этой системы беззубки, использовав для этого таблицу.

Личинка беззубки


1- внешний вид под микроскопом; 2 - личинки на плавнике рыбы.

Для закрепления знаний о строении системы внутренних органов беззубки учителю следует предложить школьникам найти их на влажном препарате.

С многообразием двустворчатых, их основными видами (ми-дня, устрица и др.) можно познакомиться с помощью таблиц из книги «Жизнь животных».

Рекомендуем заслушать заранее подготовленное сообщение одного из учащихся о мидии. Затем учителю следует рассказать об устрицах, которых ради вкусного мяса разводят на устричных банках. Целесообразно также обратить внимание школьников на корабельного червя, особенно на его строение и отрицательную роль в хозяйственной деятельности человека (порча береговых сооружений).

При изучении класса двустворчатых можно использовать диафильм «Многообразие моллюсков».


Глава 2. ТИП МОЛЛЮСКОВ
130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Это вторичнополостные животные, но целом их сократился до незначительных по объему полостей, в которых лежат сердце (околосердечная сумка, или перикард) и половые железы.

Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу. Головной отдел у сидячих форм может редуцироваться. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела, на котором моллюск ползает, у сидячих и малоподвижных форм также может исчезать. Туловище же, как правило, может разрастаться на спинную сторону, образуя как бы горб - внутренностный мешок, в котором располагаются органы моллюска, в первую очередь объемистая печень.

Тело моллюска снаружи покрыто кожной складкой - мантией. Мантия на брюшной стороне прилегает к телу неплотно, образуя мантийную полость, из которой торчит нога и в которой расположены жабры. В нее же открываются анальное отверстие, выводные отверстия почек и половых органов. У наземных форм жабры редуцируются, и такие моллюски дышат через стенки мантийной полости, превращающейся в легкое.

Мантия же выделяет защитную раковину, в основном из углекислого кальция. Снаружи раковину покрывает кожистый слой из органического вещества, за ней следует так называемый фарфоровидный слой, в которое СаСОз кристаллизуется в виде призмочек, а к мантии прилегает перламутровый слой, слагаемый таблитчатыми кристаллами СаСОз. Перлам красиво блестит и радужно переливается, за что с незапамятных времен высоко ценится человеком. Относительно редко какая-нибудь микроскопическая частица, попав между мантией и раковиной, обволакивается слоя перламутра и становится жемчужиной. Жемчуг издавна считался одним самых драгоценных камней - до тех пор, пока японский зоолог Мицукур а затем промышленник Микимото не догадались искусственно стимулировать образование жемчужин в специально разводимых для этой цели моллюсках. Такой жемчуг не уступает натуральному (он и есть натуральный), но цена на него упала, предложение превысило спрос.

У низших моллюсков раковина может состоять из 8 пластинок, защищающих спинную сторону, у других она колпачковидна, закручена в спираль или разделяется на две створки, подвижно сочлененные на с ней. Многие моллюски, особенно активно плавающие, раковину потеряли.

За редкими исключениями моллюски не имеют челюстей. Для размельчения пищи у них возникает радула (терка) - роговые крючковидные выросты стенок глотки.

Кровеносная система у них незамкнутая и состоит из сердца, слагаемого одним или двумя желудочками и предсердиями. Кровь из предсердий попадает в желудочек и сокращениями его гонится в основной сосуд - порту. Аорта разделяется на артерии, поставляющие кровь к внутренним органам. В конце концов, кровь поступает в лакуны - промежутки между тканями и органами, а из них - в приносящие жаберные сосуды. Отдав в жабрах СО2 и получив О2, кровь по жаберным венам идет в предсердия.

Таким образом, сердце у моллюсков сложнее, чем у раков и насекомых. Как и у человека, оно делится на предсердия и желудочки. Этот принцип у высших животных становится главным.

Нервная система у моллюсков проще, чем у членистоногих. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него четырех стволов. У примитивных форм это все напоминает ортогон плоских червей. Значит, предки моллюсков отделились от предков кольчатых червей до того, как у них сформировалась брюшная нервная цепочка. У большинства моллюсков нервная система разбросанно-узловая: парные скопления нервных клеток - ганглии, соединенные нервами, обслуживают ногу, внутренние органы, мантию.

Развиваются моллюски из личинок, очень похожих на трохофору многощетинковых кольчатых червей.

Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых

Двустворчатые моллюски (20 тыс. видов) населяют морские и пресные воды. Пластинчатожаберными их называют потому, что у высокоорганизованных их представителей перистые ктенидии срастаются в двухслойные решетчатые пластины, лежащие в мантийной полости. Русское название - ракушки.

Тело моллюска одето с боков двустворчатой раковиной. Створки соединяются на спинной стороне эластичной связкой-лигаментом и замком, состоящим из зубовидных выступов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Зубы замка, впрочем, могут исчезать потому-то двустворчатый моллюсков наших рек называется беззубкой.

Нормальное состояние раковины открытое, между створками на брюшной стороне образуется щель. Но у моллюска имеется один или два замыкав тельных мускула, прирастающие к обеим створкам. Если его потревожить» они сокращаются, плотно смыкая раковину.

Как и у прочих моллюсков, у двустворчатых раковина растет с крае и на ее створках, как на пне дерева, можно обнаружить следы годичных приростов. Самый крупный моллюск - гигантская тридакна коралловых рифов Тихого и Индийского океанов достигает 1,35 ми 250 кг массы; Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц. Многие из них прирастают к дну, выделяя из особой железы биссус - тягучую клейкую слизь, превращающуюся в воде в шелковистые нити. Такая жизнь не способствует развитию «ума». И голова у двустворчатых исчезла, осталось лишь ротовое отверстие на переднем конце туловища (еще одно название класса - безголовые).

Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон. В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Некоторые моллюски-камнеточцы острыми краями раковин могут высверливать в твердых грунтах и мягком камне норки и ходы. Другие сверлят Дерево, из них наиболее известен и опасен корабельный червь - тередо.

Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы, на заднем конце - два длинных сифона, на переднем - крошечная раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет бактерий-симбионтов, расщепляющих целлюлозу. (Некоторые из его симбионтов могут усваивать растворенный в воде азот.) В результате дерево превращается в подобие губки, источенное ходами. У нас тередо встречается в Черном, Азовском и дальневосточных морях.

Кровеносная система двустворчатых также незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Схематический разрез через мантийную полость двустворчатого моллюска

1- раковина; 2 - срез через передний замыкательный мускул; 3 - срез через задний замыкательный мускул; 4 - край мантии; 5 - нога; 6-вводный сифон; 7 - выводной сифон (стрелками показано движение тока воды); 8-жабры; 9 - ротовые лопасти.

Корабельный червь-тередо (в древесине)





Пресноводные ракушки-униониды


Органы выделения двустворчатых, как и нервная система, типичны для моллюсков - обычно три пары ганглиев, соединенных нервами. Хотя головы у них нет, глаза иногда имеются, по краю мантии, на сифонах, даже на жабрах.

Оплодотворение у ракушек наружное, но иногда яйцеклетки остаются на жабрах матери, оплодотворяются спермиями, занесенными в мантийную полость, и развиваются дальше (жаберная беременность). Личинка у них сходна с трохофорой.

Различают надотряды первичножаберных двустворчатых, у которых жабры - перистые ктенидии, и настоящих пластинчатожаберных - их подавляющее большинство. Из последних отметим отряд пресноводных ракушек - унионид, с личинками-глохидиями, куда относятся не только беззубка и перловица, но и речные жемчужницы наших северных рек. Они дают хороший перламутр и жемчуг, но запасы их хищнически подорваны - ведь жемчужницы растут медленно, достигая за 50 лет длины 10 см и более.

Ко второму отряду - митилид относятся высокоценимые устрицы и мидии; их уже стали разводить искусственно, выращивая оседающие личинки на черепицах. К этому же отряду относятся важнейшие производители жемчуга - морские жемчужницы Тихого и Индийского океанов.

К отряду пектинид - морских гребешков относятся крупные, промысловые морские гребешки. Они способны быстро плавать, хлопая створками. Выбрасывая из мантийной полости воду, моллюск движется по реактивному способу.

Самый большой отряд двустворчатых - вен ер иды. К нему относятся гигантские тридакны, сердцевидки наших южных морей (створки их раковин часто слагают ракушечные пляжи) и тот же тередо. Некоторые проникли в пресную воду. Такова дрейссена - мелкая сидячая ракушка, в изобилии размножившаяся в реках, озерах и водохранилищах Европы. Разрастаясь в огромных (до 10 000 экз/м2) количествах, дрейссены забивают водостоки, трубы, заборные устройства водопроводов, чем причиняют большой вред. Глохидиев у них нет, и вверх по течению они распространяются, прирастая к днищам судов.

Множество представителей этого отряда, обитающих в морях,- прекрасный корм для рыб, морских птиц и даже моржей. В целом двустворчатые моллюски играют большую роль в жизни морей и океанов.


Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ»
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, соединенных на спинной стороне. Мускулы, закрывающие створки раковины, такие мощные, что даже человек должен приложить усилие, чтобы открыть крупную раковину. Раковина состоит из трех слоев: внешнего рогового, среднего, самого твердого – фарфорового и перламутрового, выстилающего раковину изнутри.

Живут двустворчатые моллюски на дне водоемов и способны передвигаться с помощью мускулистой ноги, которой прикрепляются к субстрату и подтягивают остальное тело. Скорость передвижения, естественно, мала – до 30 см/ч.

Дышат двустворчатые моллюски, затягивая воду через вводной сифон (трубку, образованную краем мантии) в жаберную полость и выпуская ее через выводной сифон. По типу питания все двустворчатые моллюски являются фильтраторами, и поглощение пищи происходит у них одновременно с дыханием.

Моллюски: перловица обыкновенная

Похожая на беззубку перловица имеет более вытянутую и толстую раковину зеленоватого цвета. Имеет промышленное значение: из ее раковин делают перламутровые пуговицы.

Горошинки и шаровки – более мелкие двустворчатые моллюски, длина их раковины не превышает 1,5 см. У горошинок вершина раковины смещена к заднему концу, а у шаровок располагается в центре раковины.

Моллюски: А – шаровка роговая; Б – горошинка речная

Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Задачи урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождением моллюсков, многообразием видов, средой жизни.

Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция моллюсков

План урока:


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Лекционный материал с использованием презентации (слайдов).

Работа с текстом



7 минут

2 минут


Закрепление изученного материала:

Повторение основных особенностей, присущих типу моллюски,

Работа по вопросам (экспресс – опрос),

Проведение сравнительного анализа по усложнению организации между типами Кольчатые черви и Моллюски с использованием таблицы.


4 минуты
2 минуты


5 минут
4 минуты

Подведение итогов урока

4 минуты

Сценарий урока.

Урок “Происхождение и особенности строения моллюсков” является первым уроком в изучении темы “Моллюски”. Основная функция этого урока – это формирование общего представления о данной группе животных: о происхождении, об особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме необходимо предложить учащимся прослушать отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, и дать возможность детям самим попробовать догадаться, о какой группе животных пойдет речь на уроке.

I. Учитель объявляет тему и задачи урока

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Лекционный материал. На стадии изучения нового материала (осмысления) учитель читает лекционный материал, с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такое метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

1.2 Общие черты типа, происхождение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Внешнее строение.

Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск /

1.3. Внутреннее строение.

1.3.1. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

1.3.2. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

1.3.3. Органы дыхания. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.3.4. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.3.5. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.3.6. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

2. Работа с текстом. Самостоятельная форма работы с текстом позволит мотивировать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности

Источник жемчуга и перламутра (морская жемчужница).

Употребление в пищу (устрицы, мидии, морской гребешок).

Естественные очистители воды (двустворчатые моллюски).

В конце работы учитель задает вопрос

Скажите, какое из значений моллюсков вы считаете наиболее важным? Поясните ответ?

III. Закрепление. Так как данный тип урока изучение нового материала, что связано с получением новых знаний, с учетом повторения ранее изученного материала, поэтому чтобы работа не была однообразной и утомительной, стоит проводить варьирование заданий, но так, чтобы их содержание одновременно соответствовало достижению цели, путем повторения фундаментальных основ изучаемой темы. Сначала ребятам предлагается задание с иллюстрированными рисунками, где они могут получить возможность самостоятельно, по памяти, определить органы и части тела моллюска, после чего благодаря повторному повторению слайдов проверить правильность своих ответов и возможность исправления допущенных ошибок. Второе задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов с применением метода дихотомии. Третье задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных. Чтобы активизировать работу детей и вызвать интерес, закрепление стоит провести в нестандартной форме. Учитель предлагает ребятам путешествие, которое они смогут совершить, опираясь на свои знания. Кроме того, цель, ради которой дети должны будут отправиться в “плавание”, несет в себе и воспитательную нагрузку, благодаря которой закладываются основы экологического воспитания, стремление придти на помощь, развития чувства сопереживания.

Определите основные черты типа Моллюски. (Ребята у вас на столе находятся образцы схематических изображений систем органов моллюсков. Попробуйте правильно описать их). Черты строения, характерные моллюскам: мягкое тело, наличие мантии, разбросано-узловой нервной системы, дифференцированного кишечника, наличие специализированного органа, измельчающего пищу – терки, пищеварительных желез открытого типа кровеносной системы, наличие сердца, разделенного на камеры, органа выделения – почки.

В чем вы видите особенности внешнего строения моллюсков?

Что представляет собой мантия?

Наблюдается сегментация тела у моллюсков?

Какой тип кровеносной системы? Почему?

В чем особенности строения нервной системы?

Чем представлены органы дыхания

Произошло ли усложнение строения пищеварительной системы по сравнению с кольчецами?

2 задание от тередо (моллюск стал подтачивать днище корабля путешественников, чтобы продолжить дальнейшее путешествие, дети должны выполнить задание).

Экспресс-опрос.

3 задание от морской жемчужницы.

Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу.

1. Какие усложнения в организации моллюсков мы наблюдаем по сравнению с кольчатыми червями.

2. Подумайте, почему моллюски являются “тупиковой ветвью эволюции”?

IV. Обобщение и анализ изученного материала.

Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, открытую кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей “приходит” письмо – обращение, Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: “Любите и оберегайте нас”. Вопросом “Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?”, учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

V. Подведение итогов. При подведении итогов урока можно использовать демократичный подход и предложить ребятам оценить работу своих товарищей, а затем работу всего класса в целом.

Ребята, давайте оценим вашу работу на уроке, как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает оценки отлично? Ответ пояснить.

Объявление домашнего задания стр. 134-135 пересказ.

Реферат по теме “Многообразие моллюсков”.

Рефлексия.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка.

Лабораторная работа. Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.

Рис. 3 Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине


2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? _________________________________

В чем их различие?__________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

Выводы


1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ ______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________


Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ»
1. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?


2.

3. Заполните таблицу


4. Двустворчатые моллюски

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).

Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

5. Тестовые задания по теме «Моллюски»

1. По числу видов тип Моллюски уступает только типу:

а) Членистоногие;

б) Простейшие;

в) Кишечнополостные;

г) Кольчатые черви.

2. Видов моллюсков известно:

а) около 1 млн;

б) свыше 13 тыс.;

в) свыше 130 тыс.;

г) около 1300.

3. С помощью легких дышит:

а) каракатица;

б) прудовик;

в) беззубка;

г) кальмар.

4. Активным хищником является:

а) прудовик;

б) беззубка;

в) катушка;

г) кальмар.

5. Активный, подвижный образ жизни ведет:

а) осьминог;

б) беззубка;

в) перловица;

6. Фильтратором является:

а) рапана;

б) прудовик;

в) каракатица;

г) беззубка.

7. Из приведенного ниже перечня выберите:

1 – брюхоногих моллюсков; 2 – головоногих моллюсков; 3 – двустворчатых моллюсков:

а) кальмар;

в) устрица;

г) осьминог;

д) катушка;

е) горошина;

ж) шаровка;

з) беззубка;

и) рапана;

к) прудовик.

8. За час одна устрица может отфильтровать.

, (их можно скачать в Google Play),
приложения-определители для iPhone и iPad: , (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ,
цветные ламинированные определительные таблицы: ,
определитель серии "Энциклопедия природы России": .




Фото 1. Беззубка обыкновенная европейская - Anodonta cygnea


Фото 2. Беззубка обыкновенная европейская - Anodonta cygnea


Рис. 1. Беззубка обыкновенная европейская - Anodonta cygnea

Беззубка обыкновенная относится к подсемейству Беззубок (Anodontinae) семейства Унионид (Unionidae) класса Двустворчатых моллюсков (Bivalvia). Подсемейство беззубок характеризуется относительно тонкими раковинами, лишенными замковых зубов .

Синонимы. Беззубка обыкновенная, или европейская, или лебединая - Anodonta cygnea (Linnaeus, 1758), = Anodonta mutabilis, = Mytilus cygneus Linnaeus, 1758, = Anodonta cellensis Schroter, 1779, = Mytilus zellensis Gmelin, 1791, = Anodonta ventricosa C. Pfeiffer, 1825, = Anodonta elongata nob. Potiez & Michaud, 1844.

Происхождение названия. Название этих моллюсков - как русское, так и латинское, связано с отсутствием замковых зубов на раковине.

Внешний вид. Раковина обыкновенной беззубки крупная, удлиненно-овальная (высота ее составляет 0,5 длины), немного угловатая, относительно тонкостенная , ломкая. Линии прироста выражены четко, шероховатые по всей их длине, эпидермис между ними гладкий, блестящий, тонко концентрически исчерченный. Раковины серого, оливково-коричневого или почти черного цвета . При светлой окраске раковины заметны радиальные лучи, которые расходятся от верхушки до краев створок. Толщина створок раковины одинакова в направлении от макушки до вентрального края.

Спинной и брюшной края раковины спрямлены и параллельны друг другу (схема раковины с обозначением сторон и краёв изображена в описании класса Двустворчатых). Задний край создает широкий притупленный клюв, который соединяется с верхним краем прямой или вогнутой линией. Макушки (верхушки) узкие, не выступающие, лежат от переднего конца раковины на 0,25-0,3 ее длины. Скульптура их сложена из 5-6 рядов слабо извилистых концентрических складок, более или менее выпрямленных посредине.

Лигамент (связка, соединяющая створки) длинный, широкий, массивный. Щит стесненный с боков, выступающий, выраженный, хотя радиальные углы, которые отделяют его от остальной части створок, нечеткие. Щиток малозаметный.

Внутренняя поверхность створок гладкая, перламутр тонкий, ломкий, голубой, иррадирующий. Мантийная линия достаточно глубокая.

Беззубка - очень изменчивый вид, образующий чуть ли не в каждом большом водоеме, районе и т.д. различные морфы, экологические расы, разновидности (см. ниже - Особенности систематики и другие виды).

Размеры. Обыкновенная беззубка - самая крупная из наших беззубок, длина раковины взрослого моллюска лежит в пределах 8-12 см (максимальное упоминание до 20 см), высота 42-63 мм, выпуклость 26-46 мм.

Движение. Движения беззубок довольно однообразны - они могут закапываться в песок с помощью ритмичных сокращений своей ноги, а также ползать по донному грунту. Передвижение осуществляется с приоткрытыми сторками, брюшной стороной вниз, макушкой вверх (схема раковины с обозначением сторон и краёв изображена в описании класса Двустворчатых), в щель между которыми моллюск высовывает ногу, с помощью которой медленно ползёт по дну. При этом на песчаном или илистом грунте остаются характерные глубокие борозды, которые хорошо видны на мелководье. Скорость движения невысока - 20-30 см в час.

Дыхание. Как и все двустворчатые моллюски, беззубки дышат жабрами, которые представляют собой парные лопасти по обоим сторонам от ноги. В спокойном состоянии, когда беззубка находится на дне, брюшной стороной (полуоткрытыми створками) вниз, вода засасывается в мантийную полость через вводной (нижний) сифон, омывает жабры и с силой выбрасывается через выводной (верхний) сифон (подробное описание процесса дыхания с иллюстрациями и схемой потоков воды приведены в описании семейства Унионид - Unionidae).

Питание. Беззубки являются фильтраторами, их питание осуществляется одновременно и параллельно с дыханием - ток воды, увлекаемый в жаберную полость, несет с собою мелкие взвешенные в воде питательные частицы - зоо- и фитопланктон, а также детрит. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи мягких выростов, которые носят название ротовых лопастей и сидят в количестве двух пар на переднем конце.

Местообитания. Обыкновенная беззубка стречается в разнообразных водоемах, больших и малых, стоячих и текучих. Предпочитает озера, водохранилища, пруды, старицы, каналы и медленно текущие реки. Держится на богатых органикой илистых и песчано-илистых грунтах. Обычная глубина питания - 0,5-2 м

Распространение. Обыкновенная беззубка - один из наиболее широко распространенных видов беззубок. Она распространена в Средней и Северной Европе, в Европейской части России и стран бывшего СССР, а также в Западной Сибири, Передней и Средней Азии.

Особенности систематики и другие виды. Беззубка обыкновенная - довольно изменчивый вид, образующий чуть ли не в каждом большом водоеме, географическом регионе различные морфы, экологические расы, разновидности. По разным классификациям они считаются либо подвидами обыкновенной беззубки, либо отдельными видами. Это:

  • беззубка вытянутая, или удлиненная (Anodonta cygnea cellensis, = Anodonta cellensis Gm., = Anodonta zellensis) - раковина длинная, ее задняя часть образует узкий клюв длиною 12-16 см, живет в озерах и речных старицах,
  • беззубка рыбья (Anodonta cygnea piscinalis, = Anodonta piscinalis Nils.) - широкая, угловатая, с острым задним краем и почти прямым спинным, длиною до 110 см,
  • беззубка утиная (Anodonta cygnea anatina, = Anodonta anatina L.) - более мелкая, длиною до 8 см, по форме напоминающая обыкновенную и рыбью.

Другие описания. Выловить беззубку не стоит большого труда, в особенности, если вода достаточно прозрачна и ракушек можно различить с берега. Для лова нужен сачок с достаточно прочным ободом, которым можно действовать как граблями, разгребая грунт и подхватывая в сачок освобождаемых из песка и ила моллюсков.

Раковина беззубки состоит из двух выпуклых створок, которые, подобно прочным щитам, прикрывают нежное мягкое тело моллюска, защищая его от невзгод и опасностей. Створки соединены между собою замочной связкой-лигаментом (на спинном крае раковины). Противоположный край называется брюшным. Тупой округлый край раковины - ее передний конец; задний конец - более острый, удлиненный. Сверху раковина буро-зеленого или буро-желтого цвета; цвет зависит от покрывающего ее снаружи рогового вещества. Если поскоблить раковину ножом, нетрудно видеть, что темный роговой слой сходит, и под ним видно белое вещество - фарфоровый слой. Изнутри раковина выстлана блестящим слоем перламутра, который легко рассмотреть, найдя пустую створку какой-либо погибшей ракушки.

Попробуем раскрыть плотно замкнутые створки. Это удается не без труда, причем образовавшаяся щель сейчас же замыкается вновь. Створки удерживаются благодаря работе сильных замыкающих мышц на переднем и заднем концах раковины. При раскрывании раковины бросается в глаза мантия животного - желтая слизистая выстилка, покрывающая изнутри створки раковины.

Наблюдать движения беззубки нетрудно посадив ее в сосуд с водой и оставив на некоторое время в покое. Через некоторое время створки ракушки медленно раскроются, образуя щель, через которую высунется мягкий, желтоватый, тупой отросток - нога моллюска. При помощи этого отростка моллюск может закапываться в песок своим передним концом или же медленно ползать по дну, оставляя за собой на песке характерные борозды. Скорость этого движения, однако, весьма незначительна: едва ли более 20-30 см в час.

Дыхание беззубки можно наблюдать на экскурсии лишь в том случае, если удастся подметить в мелководье полузарывшегося в песок моллюска, который остался не потревоженным. Выставив из грунта свой задний конец, спокойно сидящее животное открывает на нем две короткие трубки, образованные краем мантии: вводной сифон, с черными бахромчатыми краями, через который вода поступает в жаберную полость моллюска, омывая жабры, и выводной сифон, через который вытесняется отработанная вода.

Ток воды создается биением ресничек, покрывающих внутренние стороны мантии и жабры. Гонимая ресничками вода поступает в мантийную полость к ротовому отверстию, загоняется в него, поступает в пищеварительную систему. Дыхательные процессы осуществляются одновременно с питанием. Если разжать створки пойманной беззубки и вставить между створками клинышек (из палочки или пробки), то в раскрытую щель можно видеть нежные поперечно-исчерченные жаберные пластинки буро-желтого цвета, по паре с каждой стороны тела. Поступающая через сифон вода омывает жабры, которые поглощают растворённый в ней кислород и выделяют углекислый газ, удаляющийся с током воды через выводной сифон.

На экскурсии можно наблюдать и некоторые явления размножения беззубки. Довольно часто встречаются зрелые самки, у которых жаберные пластинки значительно вздуты. Это самки, несущие зародышей, которые развиваются в полости наружной жабры. Стоит прорвать или взрезать такую жабру, как из отверстия выступит густая коричневая масса, которая невооруженному глазу кажется мелкозернистой. Она сплошь состоит из живых личинок беззубки, так называемых глохидий, рассмотреть которых можно только в микроскоп.

Описания видов и иллюстрации взяты из компьютерного определителя пресноводных беспозвоночных России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2018) .

Описания видов и иллюстрации взяты из компьютерного определителя пресноводных беспозвоночных России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2018) .

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии : Введение , Предмет и задачи энтомологии , Краткий очерк истории энтомологии , Основные принципы систематики насекомых , Строение насекомых , Нервная деятельность насекомых , Размножение насекомых , Развитие насекомых , Жизненные циклы , Диапауза , Защитные приспособления и общественный образ жизни , Питание и кормовая специализация насекомых , Распространение насекомых , Колебания численности насекомых , а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев" .

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
В нашем по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

Компьютерные (для PC-Windows) определители ,

Представленным в отечественных водоемах. Проживает указанный вид преимущественно на песчаном и илистом дне. Давайте же рассмотрим подробно строение раковины беззубки, узнаем, какой образ жизни ведет этот моллюск.

Строение

Рассматривая строение раковины беззубки, наружный и внутренний слои, стоит отметить, что такой моллюск крайне схож с другим распространенным в наших водоемах моллюском - перловицей. Форма раковин указанных видов практически идентична. Однако беззубки более массивны, а также имеют тонкую структуру внешней оболочки. К тому же эти существа не содержат зубцов на внутренней стороне раковины, образующие своеобразный замок, как у перловицы. Отсюда и пошло название - беззубка.

Рассматривая, как выглядит раковина беззубки, внешнее строение панциря, нужно отметить, что последний сформирован из двух плотно прилегающих друг к другу ороговевших половинок. В передней части раковина имеет расширение. В задней области сужается. У живого, только что выловленного моллюска створки всегда надежно сомкнуты, что является защитным рефлексом против хищников.

Чтобы рассмотреть внутреннее строение раковины беззубки, придется перерезать внутренние мышцы, удерживающие панцирь закрытым. В естественной среде раковина раскрывается путем сокращения роговидной прочной связки, что проходит вдоль всей спинной части тела моллюска. Пока беззубка жива, ее защитный панцирь большую часть времени остается закрытым. Когда животное погибает, мышцы расслабляются, и створки произвольно раскрываются.

Что представляет собой раковина беззубки?

Следует отметить, что строение раковины беззубки и прудовика, а также все той же перловицы практически идентично. Внешний панцирь моллюска, по сути, является ороговевшим известковым слоем, покрытым окаменевшим илистым налетом коричневатого оттенка. Если кусок раковины поместить в раствор соляной кислоты, из материала начнут активно выделяться пузырьки газа. Это свидетельствует об органической структуре внешней оболочки моллюска.

Изучая беззубки строение, можно заметить, что внутри раковины содержится перламутровый слой, который имеет вид тонких пластинок, налегающих друг на друга. Поверхности раковины здесь имеют привлекательный радужный отблеск.

В целом же ороговевшая часть тела моллюска состоит из трех слоев. Внешнюю часть раковины формирует ороговевший известковый слой. Изнутри панцирь беззубки выстлан фарфоровым и перламутровым слоем.

Мягкие ткани

Исследуя, что представляют собой беззубки, строение моллюска, следует рассказать о внутренней, мантийной полости такого животного. Раскрыв створки раковины, можно увидеть складчатые кожные структуры, которые располагаются по обоим бокам тела. Края таких мягких тканей плавно переходят в раковину и соединяются с ороговевшими структурами прочными связками.

Строение беззубки внешнее представлено достаточно устойчивыми к механическим воздействиям структурами. В свою очередь, внутренняя часть моллюска крайне мягкая. По этой причине подобных животных еще называют мягкотелыми. В мантийной, складчатой полости находятся внутренние органы. Чтобы их рассмотреть, достаточно отвернуть мягкие ткани.

Створки раковины в задней части тела моллюска состыковываются неплотно. Здесь имеется небольшая щель, через которую свежая вода поступает в раковину. Жидкость отфильтровывается органами пищеварения беззубки и выводится наружу через специальное верхнее отверстие на теле. Перемещение воды в мантийной полости поддерживается благодаря ритмичным колебаниями так называемых мерцательных ресничек, что покрывают внутренние органы моллюска.

Дыхание и нервная система

В мантийной полости моллюска имеются жабры. Отличить их от прочих мягких тканей можно по характерному бурому оттенку. На каждой внутренней стороне створки панциря содержится по паре жабр. Вода, что поступает в раковину, приносит беззубке не только питательные вещества, но и кислород.

Что касается нервной системы, у беззубки она примитивна и состоит из нескольких пар нервных узлов. При помощи нервных волокон, расположенных в мягких тканях, моллюск воспринимает раздражители и отвечает на них. Так, при касании к раскрытой раковине, ее створки инстинктивно сомкнутся.

Особенности размножения

Беззубки являются разнополыми существами. Внешне самки ничем не отличаются от самцов. В период брачного сезона моллюски концентрируются в определенной области водоема. Мужские особи выбрасывают семя в воду. В тело самок сперматозоиды попадают через специальный сифон, после чего начинается оплодотворение яиц. Из последних развиваются личинки. Посредством того же сифона еще не до конца сформированные особи выбрасываются наружу.

Образ жизни

Беззубки, строение которых было описано выше, ведут Такие моллюски питаются пассивно. Беззубки отфильтровывают из воды примитивные организмы и частички растений. Последние попадают в мантийную полость через ротовые лопасти - небольшие кожистые складки, расположенные в передней части тела. Движением мерцательных ресничек полезные вещества загоняются в органы пищеварения.

Чтобы проследить за беззубки и поведением в естественной среде, достаточно поместить моллюска в аквариум, что имеет песчаное дно. По прохождению некоторого времени можно заметить раздвижение створок раковины. Через образованную щель наружу выглянет кожистая складка, благодаря которой животное передвигается по дну. По себе на поверхности песка беззубка оставляет неглубокие бороздки. В течение часа моллюск способен преодолеть дистанцию не более 30-40 сантиметров.

В заключение

Как видно, беззубки являются типичными представителями примитивных двустворчатых моллюсков. Такие животные массово расселяются в прудах и реках, поскольку не имеют естественных врагов. В отличие от тех же устриц и мидий, беззубки не употребляются в пищу человеком.

Который живет на дне водоёмов, зарываясь напо-ловину в илистый грунт.

Строение

Овальная раковина беззубки имеет длину около 10 см. Передний конец раковины закруглен, задний слегка заострен. Раковина состоит из двух сим-метричных створок — правой и левой. Моллюсков, обла-дающих раковиной из двух половинок-створок, как у без-зубки, называют двустворчатыми. Обе створки при помощи упругой гибкой связки и двух мускулов-замыкателей со-единены между собой на спинной стороне. На брюшной стороне они могут раскрываться, и в образующуюся щель высовывается нога моллюска. Головы у беззубки нет. Нога у беззубки, в отличие от прудовика , не с широкой плоской подошвой, а в виде мускулистого, направленного вперед клина. При передвижении беззубка выдвигает ногу вперед и закрепляется ею в грунте, а затем подтягивает тело. Таким образом беззубка делает как бы маленькие шаги, по 1—2 см каждый, передвигаясь за час всего на 20—30 см. Потревоженная беззубка втягивает ногу в раковину и плотно замыкает створки при помощи мышц-замыкателей. Когда мышцы расслаблены, створки снизу раздвигаются под действием пружинящей связки.

Раковина беззубки, как и раковина прудовика, состоит из извести и снаружи покрыта рогоподобным коричнево-зелёным веществом. Внутренняя поверхность раковины покрыта светлым, переливающимся различными цветами радуги перламутром. У беззубки перламутровый слой раз-вит слабо, а у некоторых других моллюсков, например, у перловицы и жемчужницы, он значительно толще. Такие раковины используют для приготовления пуговиц. Туловище беззубки находится в спинной части раковины. От него отходят две складки мантии, плотно прилегающие к створкам. Между ними образуется ман-тийная полость, в которой помещаются с двух сторон жабры, а посередине — нога.

Дыхание

Беззубка дышит при помощи жабр (рис. 61). Жабры, образованные мантией, расположены по обе сторо-ны ноги и окутаны густой сетью кровеносных капилляров. Они поглощают кислород, растворенный в воде и выделяют углекислый газ в воду. Жабры служат двустворчатым моллюс-кам не только для дыхания, но и для отцеживания из воды частиц пищи. Таким образом, двустворчатые — фильтраторы.

Кровеносная система

Кровеносная система беззубки (рис. 61) незамкнутая, как и у прудовика, однако сердце у беззубки трехкамерное, состо-ящее из двух предсердий и желудочка.

Из жабр в предсердия поступает артериальная кровь, затем она выталкивается по артериям из желудочка и движется ко всем органам, вытекая из сосудов. От органов тела кровь собирается в венозные сосуды и поступает к жабрам, где совершается газообмен. Артериальная кровь по сосудам втекает в предсердия.

Выделительная система

Выделительная система у беззубки образована двумя почками и моче-точниками.

Нервная система

Нервная система беззубки (рис. 61) узлового типа, состоящая из трех пар нервных узлов и нервов. Материал с сайта

Органы чувств

Органы чувств у беззубки слабо развиты. Имеются лишь осяза-тельные клетки в ноге и по краям мантии, особенно в жабрах, что позволяет узнавать пищевые частицы.

Размножение и развитие

Беззубки — раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Сперматозоиды по-падают в мантийную полость самки с током воды. Яйца формируются в яичниках и развиваются в мантийной по-лости на жабрах.

Вышедшие из яиц личинки выводятся через верхний сифон в воду. Затем они прикрепляются с помощью клейких нитей или зубчиков на раковинке к жабрам или коже рыбы. На теле рыбы образуется опухоль, внутри которой продолжает развивать-ся моллюск. Через некоторое время созревший моллюск разры-вает кожу рыбы и падает на дно. Благодаря такому способу развития беззубки могут расселяться очень широко.

Положение в систематике (классификация)

Беззубка — один из видов класса Двустворчатые моллюски.

На этой странице материал по темам:

  • Где происходит газообмен у беззубки

  • Где происходит газообмен у беззубеи

  • Краткое описание беззубки

  • Какой покров у прудовика

  • Сообщение на тему беззубка

Вопросы по этому материалу:

Беззубка (c латинского - аnodonta) относится к роду пресноводных двустворчатых моллюсков семейства унионидов (Unionidae). Естественная среда их обитания - песчаное или илистое дно в пресноводных водоемах. Распространены эти моллюски в Европе, Азии и Америке.

Беззубка – лучший естественный фильтр для аквариума. Она питается разного рода микроорганизмами, тем самым очищая воду. Поэтому беззубок можно выращивать в качестве корма для некоторых аквариумных рыб. В моллюсках содержится много цинка, йода и других необходимых для развития рыб веществ. Подают их обитателям аквариума в измельченном виде.

Длина раковины беззубки в среднем до 10-12 см, но некоторые виды достигают 20-25 см. Раковина овальная, один ее конец закруглен, другой – заострен. Створки раковины одинаковые, без замковых зубов, именно поэтому они получили свое название, стенки тонкие, снаружи окрашены, как правило, в коричнево-зеленый или желтовато-серый цвет, а внутри покрыты перламутром. Створки соединены между собой лигаментом – упругой связкой, которая открывает и закрывает створки при ослаблении мышц-замыкателей.

Передвигается моллюск с помощью ноги в виде мускулистого клина, которую высвобождает из брюшной стороны раковины, при этом оставляя глубокие борозды на песке.

По словам аквариумистов, в благоприятных условиях живет беззубка до двух лет.

Виды беззубок

Существует более 50 видов беззубок. В числе самых распространенных – обыкновенная или лебединая беззубка (Anodonta cygnea), утиная беззубка (Anodonta anatina), узкая беззубка (Pseudanodonta complanata).

Обыкновенная беззубка достигает длины 20 см, ее створки очень тонкие и ломкие. Утиная беззубка обычно длиной до 15 см. Беззубка узкая – более редкий вид и отличается небольшими плоскими раковинами.

Беззубки очень чувствительны к качеству воды в аквариуме. Они не переносят никакой химии и сразу же погибают от нее. Им необходимо большое количество кислорода, которым они дышат через жабры. Поэтому в аквариуме обязательно должны быть растения, также не помешает и дополнительная принудительная аэрация.

Беззубка при передвижении вспахивает песок и способна повреждать растения со слабой корневой системой, поэтому их нужно высаживать в горшочки.

Комфортная температура воды для моллюска – до 20-22?С. Прежде чем поместить беззубку в аквариум (как озерную, так и выращенную в аквариумах в зоомагазинах), нужно подержать ее на карантине и акклиматизировать к новой для нее среде. Для этого постепенно, в течение 6-12 часов, с помощью капельницы добавляют аквариумную воду. Срок адаптации – 3-7 дней. При этом воду следует обязательно аэрировать.

Необходимо постоянно следить за состоянием беззубок в аквариуме. У мертвых моллюсков широко раскрыты створки раковины.

Питание