Сценарий экологической сказки для детей о бережном отношении к природе. Учительские университеты

Сценарий экологической сказки «Приключения в добром лесу» для детей старшего дошкольного возраста


Данный сценарий будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Может быть использован, как презентация экологического проекта. Ориентирован для детей старшей, подготовительной групп. Написан в легкой стихотворной форме, что облегчает запоминание текста детьми. При работе над постановкой у детей развиваются не только актерские навыки, но прежде всего, проходя испытания вместе с героями сказки они учатся ценить и беречь природу.
Цель: учить бережно относиться к природным ресурсам, воде – источнику всего живого, учить любить родной край.
Задачи:
воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру в целом;
развивать познавательный интерес к миру природы;
прививать детям экологическую культуру поведения;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

(Звучит пение птиц и спокойная музыка.)
В далеком-далеком краю, где точно не знает никто, есть чудесный лес. Этот лес зовут Добрым. А в этом добром лесу живут добрые жители: Ежик Пых, Белка Соня, сорока по имени Пташка и зайчик Прыг. В самом центре Доброго леса плещется круглое, как блюдце, озерцо в котором живет русалочка по имени Лапушка. (герои выходят по очереди, последней из озера появляется Русалочка)
Русалочка : Какой чудесный нынче день;
Повсюду солнышко сияет!
Ежик: Но где же Капитошка- дружок наш ручеек?
Он озеру лесному появиться здесь помог.
(звучит песенка «Капитошка» Композитор В. Осошник, вбегает ручеек)
Ручеек: Здравствуйте мои друзья,
Очень рад вас видеть я!
Водицу свежую несу
Для всех зверей в Добром лесу!
Ведь всегда нужна вода
Всем – от мошки до слона!
(звучит страшная музыка, появляется злой волшебник Дикобраз)
Дикобраз: Ха-ха-ха!
Я злой волшебник дикобраз!
Я не люблю веселье, раз!
Когда зеленая трава –
Я не люблю и это, два!
Когда растут кругом цветы
Я не люблю и это, три!
Веселье ваше прекращу,
Я ручеек ваш утащу!
В лесу исчезнет вся вода,
Засохнет озеро тогда!
А без воды вам всем не жить,
И лесу Доброму не быть!
(снова звучит страшная музыка Дикобраз уводит Капитошку)
Белка: Что же делать!
Как нам быть!
Как ручеек освободить!
Сорока: Я в детский садик полечу
Ребят на помощь позову.
Дикобраза победить и
Ручеек освободить!
(навстречу Сороке выходят 3 ребенка)
Сорока: Поскорее помогите ручеек освободить!
Дикобраза убедите, его в лес наш отпустить!
(все идут к дикобразу и поют на музыку из к/ф «Приключения Маши и Вити» музыка Г.Гладкова (мы Снегурочку найдем в царстве тридесятом)
- Капитошку мы спасем
В царстве Дикобраза.
Колдуна мы победим,
Не моргнув и глазом!
Ведь водичка всем нужна
И зверям и мошкам.
Чтобы снова жизнь нести
Смог наш Капитошка!
(звучит музыка, появляется навстречу Дикобраз)
Дикобраз: Кто такие? Что вам надо?
Уходите поскорей!
1 ребенок: Злой волшебник, не ругайся,
Не спеши нас прогонять!
Как вода нужна животным,
Тебе хотим мы рассказать!
Дикобраз: Ха-ха-ха! Ну насмешили!
Что же можете вы знать!
2 ребенок: Очень многое узнали,
Пока воду изучали!
Мы узнали как вода
Для животных всех нужна!
3 ребенок: На экскурсию ходили
Посетили зимний сад.
Черепах, улиток, рыбок
Был увидеть каждый рад!
1 ребенок: Много книжек прочитали
Ходили и в читальный зал.
Как для животных важна влага
Библиотекарь рассказал.
2 ребенок: С родителями проекты
На тему «Всем нужна вода»
Мы составляли, защищали
Задача трудная была.
3 ребенок: И за питомцами следили
В любимом зооуголке
Эксперименты проводили,
Чтоб знать, насколько им важна вода.
1 ребенок: Мы наблюдали, изучали,
Животных дружно рисовали.
Любого сможем убедить,
Что без воды нельзя прожить!
2 ребенок: К нам в садик мы вас приглашаем,
Чтоб одному тут не скучать,
Природу будем с вами вместе
Любить, беречь и изучать!
Дикобраз: Ну что ж, меня вы убедили.
Простите! Вот ваш ручеек.
(выводит за руку Капитошку)
Вредить всем больше я не буду,
Понять же главное я смог:
Всем в мире и на всей планете,
В любые годы, времена
Вода нужна, тут спору нету.
Все хором: Для всех – от мошки до слона!!!
Звучит веселая музыка, все кланяются.

составлен старшим воспитателем Постниковой Е.И.
В зале стоят диван и два кресла, торшер, лежат игрушки, стоит журнальный столик.
С двух сторон входят мальчик и девочка.
Сестра: - Ты хочешь снова сказку слушать?
Брат: - И чтоб придумала сама!
Сестра: - А ты убрал свои игрушки,
Закончил все свои дела?
Мальчик собирает игрушки наводит порядок.
Сестра:- Ах, все ты сделал аккуратно
Давай же вместе сочинять
И чтобы было всем приятно
Мы будем сказку начинать…
Они садятся на диван – открывают книгу.
Голос за кадром: - На лесной опушке где роса сверкает
Встретились подружки
Громко распевая…
Входят две подружки –девочки, разодеты, с магнитофоном в руках.
Звучит песня « Дружба крепкая»
Девочки играют в ладушки.
Голос: - Пели они звонко
Про друзей и дружбу
Капелька девчонка
Слушала про дружбу.
Появляется Капелька подходит к девочкам.
Голос: - Захотелось Капле тоже быть подружкой
Капля: - Мне нужны подружки-
Буду дружить с вами,
Добрые девчушки… (протягивает им руки)
1-я девочка: - Мокрая какая
ты намочишь платье.
2-я девочка - Не нужна такая!
Мокрая такая!
Капля:- Не нужна такая?
Голос: - капля зарыдала
К капле тучка подошла
Нежно каплю обняла
Туча:- Ты не плачь душа моя
Не нужна так не нужна
Мы дождем с тобой прольемся
И к ним больше не вернемся.
Танец с зонтиками. Звучит музыка дождя. Туча с Капелькой танцуют. Уходят.
1-я девочка: - Дождь покапал и прошел
Солнце в целом свете
2-я девочка: - Мы с тобою посидим
поиграем вместе
звучит музыка. девочки кружатся, играют в классики и т.д.
1-я девочка: - Ой, как жарко стало
прыгать я устала
ручки бы помыть бы
2-я девочка: - Ой и мне водички
брызнуть бы на личико
1- я девочка: - Где бы взять бы нам воды?
2- я девочка: - А вон кран стоит гляди…
выходит мальчик в фартуке с краном.
1- я девочка: - Сколько кран мы не крутили
А воды мы не добыли…
Кран:- Хоть крути, хоть не крути
Нет подруженьки воды
Обратитесь вы к реке
Даст она попить воды
Девочки идут к реке.
Голос: - А у речке-то толпа,

Все давно пришли сюда

Выходят цветок, птичка, лисичка. К ним выходит речка.

Речка: - Рады я бы вам помочь

Только вот не в мочь, мочь, не в мочь…

Обмелела сильно…

Где же взять воды мне

Напоить ведь надо всех

И цветок, и птичку, и лису –сестричку.

Все пришли ко мне гурьбой

Все пришли на водопой.

Раньше я была сильна,

Полноводна и быстра

А вот Капелька ушла

Я и обмелела.

Все: - Что же делать?

Как нам быть?

Без воды нам не прожить…

Кран: - Надо вместе нами идти

В царство голубой Воды.

Птичка: - Там мы капельку найдем

И обратно позовем.

Девочки: - Надо в путь нам собираться

Да, скорее отправляться.

Дети берутся за руки и отправляются в путь.

Водное царство. На троне – Вода, в боковых креслах: ДОЖДЬ, ТУЧА, КАПЛЯ.

Цветочек: - Наконец –то мы пришли

Дайте мне скорей воды

Без неё я погибаю

Засыхаю, засыхаю…

1-я девочка: - капелька ты нас прости

зла на нас ты не держи

2-я девочка: - Без тебя нам не умыться

не наесться, не напиться

все: - Мы тебя не замечали

обижали, прогоняли.

Капелька ты нас прости.

Туча: - Что же капелька простим

Вода:- Быть полезным важно

И не ждать награды,

Беззащитным, слабым

Помогать отрада.

Капелька:- Буду помогать вам

Я и в зной и жажду

Туча,Дождь: - Будем поливать мы

Поле, луг и клумбы

Чтобы зеленело и цвело вокруг все.

Вода: - Пусть побольше будет

Доброты и ласки-

Вот тогда и в жизни

Будет словно в сказке!

Сестра:- Все ты понял, милый

В этой новой сказке?

Брат:- Да, конечно понял

Даже без подсказки

И скажу ребятам

У финала сказки

Чтобы все могло расти и жить

Надо нам с водой дружить.

Бобкова Светлана Владимировна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский Сад № 40»
Октябрьского района
города Саратова
Сценарий музыкально ­ экологического
спектакля ­ сказки
для детей старшего дошкольного возраста
" Вылечим Сердце Природы".
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.

Заверено: Заведующий ______ Г.И. Третьякова
Пояснительная записка

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является
формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач,
которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его
потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде,
образе жизни.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и
природы.
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего
ближайшего окружения.
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать
прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности
преумножать красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать
диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником
наглядно­чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития
детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости,
наблюдательности и других положительных качеств.
Для успешного решения поставленных задач мы используем разнообразные пособия:
экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы,
алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.
Все дети в ДОУ знают:
Природа ­ наш огромный дом,
И всем найдется место в нем:
Букашке, зверю и побегу
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может скоро мы, поймем,
Что мы неправильно живем,
Мы дом наш охранять должны
От грязи, злобы.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чиста!
Художественно эстетическое развитие предполагает:
 развитие предпосылок ценностно

 смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
 реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно МОД)
«Удивительный мир природы»
Актуальность данной проблемы
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного
детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования
трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в
окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого
рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование
самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий
масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка
дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы
являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в
ДОУ.
На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так,
неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного
отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное
отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и
отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут
сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного
образовательного процесса.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое
существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и
т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время
года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один
дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего
воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической
культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной
природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области
экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте
закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим
людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную

насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с
природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра,
опытно­экспериментальная и речевая деятельность).
Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и
любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
 формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с
дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами,
наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим
материалом, формирование экологических представлений.
 осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о
наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
 на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их
функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
 формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной
деятельности человека;
 показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
 привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм через
беседу, наблюдение, игру;
 воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
 воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
 развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
 привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Представляю Вашему вниманию экологический спектакль, который дети по средствам
музыки раскрыли суть, которую хотели донести дети своей игрой в этом мини – спектакле.
Этот спектакль мы вместе с детьми назвали ­
" Вылечим Сердце Природы".
Дети прониклись всей душой к этой теме и с удовольствием выступали в стенах ДОУ.
Каждый ребёнок играл эмоционально, вложил в игру частичку своей маленькой души и
сердца. Это было несказанно трогательно.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
(детский образовательный спектакль)
Для детей старшей и подготовительной групп
Цель: развивать творческие способности детей на основе эмоционально­образного
восприятия окружающего мира. Воспитание любви к природе через музыкальные образы,
эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.
Оборудование: декорации леса, костюмы и атрибуты для персонажей.
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий
Фея Леса
Богиня Музыки
Сердце природы
Дети:
Муравей
Ёжик
Ручеёк
Ветер
Цветы – 4 чел.

Ход мероприятия:
Ведущий­ Скажите, ребята, вы любите природу? У тех людей, кто любит природу,
охраняет и ценит её – горячее и доброе сердце!
Как вы думаете, у природы есть сердце? Конечно есть.
Журчит ручеёк – это голос Сердца Природы.
Цветут цветы – это Сердце Природы называет красивый наряд.
Порхают бабочки и мотыльки – это значит, что Сердцу природы легко и хорошо дышится,
оно радуется, ликует и дарит радость людям.
Слышится стук сердца.
Но иногда оно стучит беспокойно и просит о помощи. Слышите, как жалобно оно стучит?
Сейчас вы увидите сказку о том, как волшебные звуки спасли Сердце природы.
(На сцене декорации леса, идёт Муравей и плачет)
Муравей – Какой большой лес! А я такой маленький! Разве я могу помочь Сердцу
природы?
Бежит Ёжик…

Ёжик – Здравствуй, Муравьишка, почему ты такой печальный?
Муравей – А ты разве не знаешь? Заболело сердце природы. Растаял снег, а под снегом –
банки, склянки, бумажки… Очень много мусора… А из –за этого птицы не поют, цветы не
растут, солнышко не светит…
(снова слышится стук сердца)
Ежик – Надо что­то делать. Но где же найти такое лекарство, чтобы его вылечить (звучит
фонограмма журчания воды)
Муравей – Слышишь, журчит ручеёк, давай спросим у него.
Выбегает Ручеёк…
Ежик – как красиво ты журчишь! На душе тепло от твоего приятного разговора.
Ручеёк – Я хотел придумать песню, но у меня ничего не получается.
Муравей – А знаешь почему? Потому что Сердце природы заболело, и всем стало грустно.
Ежик – Что же нам делать?
Ручеёк – Смотрите, летит ветер, мы спросим у него.
Звучит музыка Ветра. Летит Ветер…
Муравей – Ты ответь нам, сильный Ветер,

Есть ли кто­нибудь на свете
Самый мудрый, самый добрый?
Ручеёк – Тот, кто в зной и непогоду
Сердце нежное природы
Сможет вылечить от боли?
Ветер – Знаю, есть на свете волшебная сила, она лечит и душу, и сердце.
Ёжик – Что это за волшебная сила?
Ветер – Это волшебная сила музыки и ваше бережное отношение к природе, лесу!
(Ветер улетает)
Ручеёк – Постой, куда же ты? Я побегу к большой реке, может, она знает, где музыка
живёт?
Ёжик – А я покачусь к высокой горе, может, музыка там живёт?
(убегает).
Муравей – Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это – музыка?
Расскажите мне скорей!
(звучит волшебная музыка, немного тревожная, выходит Богиня Музыки).

Богиня Музыки – Я – Богиня Музыки. Ты хочешь узнать, что такое музыка? Так слушай!
(исполняется отрывок из песни Г. Струве «Что такое музыка»).
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Видишь, тучка в небе кружится,
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя!
Богиня исчезает….
Муравей (радостно) – Я теперь знаю, как вылечить Сердце природы! Но всё же, где эта
музыка живёт?
Появляется Ветер…и Ручеёк…
Ветер – Музыка всюду живёт,

Ручеёк ­ только прислушаться надо. (поют вместе)
Музыка всюду живёт.
Слова В. Семернина
Музыка С. Соснина
1. Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живёт­
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей.
Падает гром с небосвода­
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
2. Тихие слёзы свои, ива роняет у брода,
Трелью приветствует ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа!
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо!
Муравей –
Вот птица запела над зеленью трав.
Как много травинок на свете.
Прислушались травы, на цыпочки встав.
Слышите песенку эту.
(фонограмма пения птиц)

Муравей – Дождь умыл травы, ветерок их причесал, и звонко зазвучала песенка ветра,
травы и ручья. Слышите, её поёт Фея Леса.
Выходит Фея леса, кружится поёт песенку…
Песенка Ветра, Травы и Ручья…
Сл. И. Головачёвой
Муз. Т. и С. Железновых.
1. Спешит тропинкой лесной весёлый ручеёк.
Он звонко песней голубой несётся над землёй.
Спешит ручей, спешит туда, где всем нужна вода.
Спешит туда, где ждут цветы невиданной красы.
2. И зеленеет дивный лес,
И травка шелестит.
Прозрачной капелькой росы
Зелёный лес умыт.
И мягкой зелени травы
Порхают мотыльки,
И ярко светят светлячки,
Как будто огоньки!
3. И лёгкий летний ветерок по лесу пролетел.
Он задержался на часок и снова улетел…

И вдруг затихло всё вокруг, и лес затрепетал.
И утро наступило вдруг, и новый день настал…
(пока поёт Фея Музыки – Муравей и Ёжик убирают весь мусор с полянки)
По окончании.
Фея Леса – вот спасибо вам друзья мои! Вы молодцы, что собрали весь мусор с наших
полянок! У вас очень доброе сердце!
Фея – Я помогу вам вылечить сердце природы…
(выходит Сердце природы и вокруг него сидят цветочки… Под волшебную музыку цветы
встают медленно вокруг сердца природы)
Муравей – Что я вижу? Это распускаются цветы…
(ТАНЕЦ ЦВЕТОВ)
Муравей – Когда зеленеет под солнцем трава
И кружатся в небе весёлые птицы,
Находятся сами для песен слова,
И хочется счастьем со всеми делиться.

Ёжик ­ Я счастлив. Расцвели цветы. Это значит Сердце природы надело свой наряд. Оно
выздоровело.
(звучит фонограмма – стук сердца)…
Сердце природы – Как давно я не встречалось с моими друзьями. Но где же они? Почему
такая воцарилась тишина?
Выходят все герои (Муравей, Ёжик, Ручеёк, Ветер подходят к Сердцу Природы)
Сердце ­ Спасибо за помощь, мои верные друзья. Что это за лекарство, которым вы меня
вылечили?
Все герои – Волшебные звуки музыки!
Цветы говорят по очереди– Ах, как красиво в чудесном царстве природы!
Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная
красота.
Прекрасный вальс танцуют с ветром дети.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Хором ­ Природой называется всё это.
Давайте же любить её всегда!
Все герои исполняют танцевальную композицию вокруг Сердца Природы.
По окончании выстраиваются у центральной стены…
Ведущий – Какая замечательная сказка! Так давайте же все вместе беречь Сердце
природы, чтобы никто и никогда не смог его потревожить!

Используемая литература
 Журнал для музыкальных руководителей «Музыкальная палитра»
А. Буренина 2016 г.
 Л.Н. Мещанова «Современные технологии обучения в художественном образовании»
2015 г.

«ДЕДУШКИН ОГОРОД»

(экологическая сказка)

(для детей 4-7 лет)

Подготовила:

Воспитатель

Христофорова Валентина Геннадьевна

Арабоси 2017

Цели:

1. Дать начальные сведения о главных экологических проблемах нашего

2. Развитие личности дошкольников в процессе экологического

воспитания, понимание содержания сказки;

3. Формировать у детей ответственное отношение к природе.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы;

2. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно

относиться ко всему живому;

3. Соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с

природой.

Оборудование:

Костюмы персонажей, декорация дома, грядка в огороде,

садово-огородный инвентарь, семена, овощи, деревья, родник, река, мусор,

знаки на экологическую тему, музыкальное сопровождение

«ДЕДУШКИН ОГОРОД»

1 Сказочница : - Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

2 Сказочница: - Позвал дед бабку.

Дедушка: - Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?

Бабушка: - Как что? - отвечает бабка. - Так ведь огород-то свой поливать надо!

1 Сказочница : -Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

Дедушка: - Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

Бабушка: - И я не знаю. Давай спросим у внучки.

2 Сказочница: - Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

Внучка: - Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

Дедушка: -Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная!

Бабушка: - Можно ли такой водой огород поливать?

Внучка: - А где вы эту воду набирали?

Дедушка: - Так это…я в нашей реке воду набрал…

Внучка: - Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая - пречистая.

1 Сказочница: - Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!

2 Сказочница: - Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.

1 Сказочница: - Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

Жучка: - Что звали меня, хозяева?

Бабушка: - Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

Жучка: - Так может землю эту порыхлить надо?

1 Сказочница: - Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

Жучка: - Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

2 Сказочница: - Прибежали и Кошка, и Мышка.

Кошка: - Друзья, посмотрите сколько здесь мусора.

Мышка: - Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

1 Сказочница: - Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!

2 Сказочница: - Потом ребята из детского сада поставили знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.

1 Сказочница: - А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!

А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.

Список использованной литературы

1. Русская народная сказка «Репка»

Лебедева Л.В., Павловский Г.А.

2. Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Сказка "Дедушкин огород"

508.tvoysadik.ru/file/download/147

Экологическая сказка "СПАСЕНИЕ СТАРОГО ДУБА"

Цель: Доставить детям радость от участия и просмотра сказки.
Задачи:
- Закреплять знания о лесе и его обитателях, также о правилах поведения в лесу.
- Развивать познавательную активность, речь, мышление, слуховое внимание, физическую активность.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, бережное отношение к природе и друг к другу.

На всей территории железной дороги ОАО «РЖД» был объявлен проект «Эколята-Дошколята». Этот Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
В ходе реализации проекта в нашем детском саду в этот день было проведено много интересных мероприятий: игр, бесед, занятий, викторин и конкурсов, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Так как я веду театральный кружок, конечно взяла сказку на экологическую тему. Предлагаю её вашему вниманию.

Действующие лица:
Взрослые: Дуб
Дети: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка, Елочки -6шт, Дятел, Ветерок, Жук Короед, Жуки -4 шт, Муравьи -8шт.

Атрибуты и декорации: Лейка, цветы, книжка для Умницы, еловые шишки, аптечка(для Дятла), солнышко, лопатки и ведёрки (для Муравьев), кора (для Короедов), полянка, дерево дуб с желудями,.
Начало представления
№1
/Лесная полянка, развесистый дуб любуется на внуков. Шалун кувыркается в траве. Тихоня поливает свой цветник. Умница читает. Звучит светлая музыка
Дуб - доброе утро, моя детвора,
Шалун, чем занимался сегодня с утра?
Шалун /весело/ О! я кувыркался в зелёной траве,
Даже стоял на голове! А Тихоня опять, ах, ах!
Копался в цветочках, цветочках-цветах/насмешливо/
Дуб- Цветы-украшенье нашей земли
/гладит по голове Тихоню/ Ты молодец!
Смотрите, вдали Умница наша что-что читает.
Шалун /насмешливо/
Наверно, опять о чём-то мечтает!
Тихоня /укоризненно/ Шалун, не смейся, кто-то любит цветы, а у сестрёнки нашей- мечты!
Шалун - Мечты?! Ха-ха! Вот такие/показывает/
Малюсенькие, простые-простые?
Дуб /строго/ и простые мечты бывают большие,
Мечта, как звезда! Внучка, беги к нам сюда.
/ Подбегает Умница, обнимает дуб/
№2
Умница - доброе утро, хороший мой дед,
Братишки, вам тоже горячий привет!
/на фоне светлой музыки/
Дедушка, я мечтаю о том,
Чтоб было всегда красиво кругом,
Чтоб соловей пел голосистый,
Чтоб воздух прозрачный, чистый- пречистый
Всегда был такой в нашем лесу,
Как сохранить эту красу?
Дуб /задумчиво/ Как сохранить родную природу?
Это непросто. В любую погоду
Мы ей должны все помогать,
А если нужно и защищать!
Тихоня- от кого защищать, от врагов?
Шалун - от врагов! А я любому отпор
дать готов!/сжимает кулачки/
Дуб -/ с улыбкой/
Жёлуди- внуки мои,
какие вы смелые,
И пусть сейчас ещё недозрелые,
Но время настанет и росточками новыми
Из земли прорастут дубочки зелёные / всех ласково обнимает/
№3 Жёлуди танцуют


Дед -А сейчас общее дело хорошее есть,
Ветерок мне принёс печальную весть.
он летает везде и узнал вдруг о том,
Ветка большая упала на дом.
Где живут друзья муравьи,
Им нужно помочь, внуки мои,
Шалун /горячо/ ну, конечно, поможем сейчас
Кто самый сильный из нас?/гордо /
Могу один поднять эту ветку,
Запросто, точно монетку
Умница /грозит шутливо/
Шалун, а вот хвастать не надо.
И я буду рада, тоже помочь
Тихоня. Тогда поспешим. Скоро уж ночь.
№4 ТАНЕЦ ЕЛОЧЕК


№5 елочки уходят, остаётся Ёлочка, пробегают мимо Желуди
Ёлочка - друзья, куда так спешите?
Меня с собою возьмите,
Шалун -/весело/ Эх, наша ёлочка,
Колючая челочка, давай, догоняй!!
Тихоня –ёлочка, не отставай, не отставай. Убегают
Дуб / с улыбкой/-Ох, как, быстро убежали,
О-хо,-хо, догонишь их едва ли.
Внуков очень я люблю, сейчас,пожалуй, подремлю
Всю- то ноченьку не спал, лес любимый охранял/
Старый дуб засыпае т.


№6 Звучит тревожная музыка
№7 Выглядывает осторожно Жук-короед, выходит его семья, жучки


Жук -Старый дуб задремал,
Хранителем леса себя величал,/насмешливо/
Ишь, ты какой. Ничего сейчас будешь больной
Помешать не сможешь тогда, деревья губить нам всегда.
№8 Песня короедов
Всем при-вет! Я - жук ко-ро-ед,
Много лет, себе не во вред
Люблю всю жизнь деревья погрысть
Я и семья большая моя. /показывает/
И ночью и днём деревья грызём
тоненьким голосом: И ночью и днём деревья грызём.
все: Грызём, грызём, грызём /сжимая ладошки/ -2р
ВСЕ ПОЮТ: Нам не люб здоровый дуб,

Ах, как глуп спящий дуб
Грызём…грызём. Грызём – 2 раза
Сейчас мы нападём а…а..а
№9 /Нападают с криком,дуб стонет /


№10 Возвращаются желуди с ёлочкой
Шалун /радостно/
А вот и мы! Деда-привет
Муравьям помогли. Ты спишь что ли, дед?
№11
Тихоня- Тише, слышите стон?
- дед заболел? Печален так он.
Умница А на стволе раны большие/всхлипывает/
Дедушку жалко
Дуб жалобно -спасите, родные!


№12 Короеды выглядывают из-за дуба пугают а-а- и уходят опять за дуб
Все в испуге отбегают
Елочка- ребята, бежим,здесь короеды,
От них в лесу деревьям все беды
Шалун /решительно/
Нельзя так трусливо нам убегать
Любимого деда надо спасать!
Думай, Шалун, думай /стучит себя по голове
Растерянно/ не думается
Учиться мне нужно. Я, как невежда,
Умница, на тебя вся надежда
/Умница достаёт книгу из лесных листьев, быстро листает

Умница /Радостно /нашла, нашла полезный совет
Тс! От короедов секрет /короеды прислушиваются
Умница тихонечко зовёт -
Верный дружок, прилетай к нам, ветерок.
№13 Прилетает ветерок,пролетает круг

Ветерок- Слышу, кто-то здесь плачет, а значит, кто-то в беде.
Помогаю всем и везде!
/Умница тихо что-то говорит ему, показывает на дуб, тот стонет/
Ветерок - выполню просьбу любую
Скорую помощь лесную
Я сейчас приведу, отведем мы беду
улетает
Ёлочка /загадочно/ – у меня тоже план есть такой,
Короедам объявляем мы бой!
Разбираем, девчонки, мальчишки,
Мои еловые шишки
Шалун - будем спасать сейчас деда
Шишка, лети в короеда! /бросает/


№14
весёлая торопливая мелодия, игра в шишки,бегают, резко останавливаются
№15 Тук..тук. тук Короеды замирают
Поочерёдно жучки-короеды:
Вместе: Какой знакомый страшный звук
Тук..тук. тук
1. знает каждый жук
Тук..тук..тук/вместе/
2. Это дятла строгий стук
Тук. Тук.. тук /вместе/
3. Он больных деревьев друг
А если прилетит он вдруг? А-а-а/ в ужасе/
4. Покрепче лапки все прижали.
№16
Все: Задрожали. Задрожали
побежали…побежали.. побежали
под торопливую музыку убегают

№17 Появляется дятел с медицинским чемоданчиком, облетает круг


Дятел- Здравствуйте, все, здравствуйте!
Я дятел- доктор лесной
Деревья лечу и зимой, и весной,
Ветерок позвал к вам не зря,
Медлить минуты нельзя!!!
/одевает очки, осматривает дуб. Прослушивает, качает головой/


Дятел -Что натворили эти жучки,
Беды от них всегда велики
Начинаю лечить:/ стучит по дубу
Тук..тук. тук Я врач медицинских услуг
Тук..тук..тук Вылечить деда возможно
Тук-ту-тук! Тук. Тук. тук
Внуки умоляя: осторожно, осторожно.
Дятел /ласково/ Не волнуйся так,детвора,
У деда больная кора.Корни ослабли и ветки
Корни полить нужно, детки
И будет всё хорошо.
Больных очень много еще
Полечу помочь теперь им
Внуки: Доктор, спасибо, благодарим.
/Дятел улетает/
Умница –где же взять столько водицы,
Чтоб корни могли все напиться?
№18 /Влетает ветерок/
Ветерок- Сейчас, сейчас будет вода,
Муравьи, на помощь скорее, сюда!
№19 Выходят Муравьи


Муравей:
Муравьи, муравьи, братья милые мои
Захворал серьёзно дуб.
Заболел наш старый друг,
Нужно, нужно торопиться
Корешкам нужна водица
Поскорей, поскорей
каждый, каждый муравей!!!
По лесной тропинке
В листике росинки
Очень много принесём.
Дуб больной сейчас спасём! Спасём!!
№20 Танцевальная зарисовка, Муравьи поливают Дуб

Он начинает шевелить ветками
Тихоня /радостно/ выпил всё до донышка
Умница -Сейчас нужно солнышко.
№21 /Все с надеждой смотрят в небо/ Выходит Солнышко
Шалун- Солнышко, пошли лучи.
Дуб больной ты полечи!
Тихоня - Уйди, ненастная пора
Все - Солнце! Солнышко. Ура-а!!! Ура-а!!!


Дуб неожиданно громко чихает: Апчи! /трижды/


Все радостно: Будь здоров! Живи много ты годков!!!
Дуб /весело/ О! как долго я дремал,
Простите, стар, немножко стал
Шалун -Нет. Пока внуки и друзья с тобой.
Будешь молод ты душой
Дед /бодро /Вижу всё у вас в порядке, дорогие экоголятки.
Умница переспрашивает-Эколятки? Это мы?
Тихоня -Почему нас так зовёшь?
Дед -Интересно вам? Ну что ж!
№22 На фоне спокойной музыки
Дед /поучительно/
Эколог любит, изучает природу
Природа влияет порой на погоду.
Что природе бывает опасно,
Учёный везде говорит громкогласно,
Нельзя загрязнять реки, озёра,
Леса сохранить, без лишнего спора.
И от любви заботливой нашей
Станет земля светлее и краше!
Все поочерёдно:
-Помните,взрослые,
-Помните, дети,
-Помните все -красота на планете
-Будет зависеть только от нас.
-Не забывайте об этом сейчас
-Планету хранить. Сберечь для народа
-И пусть восхваляет гимн жизни
все вместе - ПРИРОДА!!