Есть ли у католиков прощенное воскресенье. Почему католический Великий пост начинается в Пепельную среду? Традиции праздника связанные с датой Прощеного воскресенья

30.06.2020 Утепление

МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Милена Фаустова. С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к "празднику праздников" — Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.

Пепельная среда

Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд "возложения пепла" — посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья — праздника Входа Господня в Иерусалим.

Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.

"Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста. Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы ", — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви "в зачет" идет не все.

"Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова", — пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

"Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — "матерь всех бдений", Великая Пасхальная ночь", — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути , когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое "постановление". Этот "подвиг", который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

"Когда мы говорим слово "пост", мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие", — отметил Кирилл Горбунов.

"Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни", — добавил он.

Конечно, российские католики, которые "живут в пространстве русской христианской культуры", кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции "Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное", и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

"Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы", — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения "пищевого устава", эти недели тоже имеют свои особенности.

"Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является "сплошной", то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь", — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: "душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу". А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня", — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд "умовения ног" совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы , которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский "девятый час" — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово "пассия" происходит от латинского passio ("страдание" или "страсть"). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение "более акцентировано".

"Одна из этих суббот — перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) — называется Вселенской родительской , на ней мы поминаем всех "от века почивших православных христиан". Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших — ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии — ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается", — поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения — ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

"Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия — это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения "пищевого устава", чем субботние и воскресные", — поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

"Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста), преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое — Крестопоклонное , когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

"Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред.) — это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов.

В последний день Масленицы, накануне Великого поста празднуется крайне важный для верующий праздник, именуемый «Прощеное воскресенье». В этот день все увеселительные мероприятия и пиршества постепенно сходят на нет и наступает время для подготовки к Великому посту. По сути вся Масленица предшествовала Прощеному воскресенью, которое является некой ключевой точкой для логического завершения. Само название говорит за себя. В Прощеное воскресенье необходимо попросить прощения за все грехи и упущения, а также важно найти в себе силы простить.

Когда празднуют Прощеное воскресенье (дата празднования)?

Как мы уже сказали, Прощеное воскресенье отмечается в последний день Масленицы, а вот сама Масленица (масленичная неделя) зависит от Пасхи. При этом дата Пасхи «плавающая», что значит и ежегодное изменение даты празднования Прощеного воскресенья. По сути высчитать его можно так. От дня Пасхи отнять 49 дней на Великий пост, это и будет датой для прощеного воскресенья.

Хронология праздников связанных с Пасхой (Воскресением Христа)

Масленица Великий пост (49 дней) ПАСХА
(ВоскресенИе Христа)

(первое воскресенье весны, после первого полнолуния)

9 дней Радоница x Троица
x Прощенное воскресенье
(сжигание чучела)
x Вербное воскресенье

(вхождение Христа в Иерусалим)

Страстная неделя (последние 7 дней Великого поста) 50 дней
(на 40 день вознесение)
Великая среда
(предательство Иуды)
Чистый четверг Великая пятница
(распятие Христа)
Великая суббота
(освящение пасхальной еды)

Таким образом, 1 марта февраля 2020 года будет последним днем Масленицы и одновременно Прощеным воскресеньем. Теперь вы без труда сможете определить дату празднования этого религиозного праздника.
В этот день по традиции вспоминают не только нагорную проповедь Иисуса Христа о всепрощении, канонический текст которой читается во всех храмах, но и напоминают себе и близким о грехопадении Адама и Евы, выбравшим путь эгоизма и чревоугодия.
В Прощеное воскресенье, которое в 2020 году приходится на 1 марта, все верующие просят друг у друга прощение и от всего сердца прощают в ответ. Нет ничего более важного и сложного, чем признаться в своих ошибках и плохих поступках не только себе, но и близким людям. Умение не отвечать на зло злом и прощать любые обиды, помогает по жизни и позволяет вступить в Великий пост со светлой и легкой душой и совестью.

Традиции праздника связанные с датой Прощеного воскресенья

В Прощёное воскресенье, существует несколько основных традиций. К ним относят:

Просить прощение у друзей и родных. С раннего утра, едва встав с кровати стоит попросить прощения за причиненные обиды у домочадцев и позвонить друзьям. Делать это нужно от всего сердца. Если это вызывает сложности, то стоит представить себя на месте обиженного и понять, как ему было больно. Таким образом, просьба о прощении будет искренней и прочувствованной.
Просить прощение у усопших. В этот день принято приходить на кладбище и просить прощение у тех, кого уже нет рядом. Часто бывает, что уже нет возможности извиниться за причиненные обиды, однако, в Прощеное воскресенье, есть возможность снять этот груз с души.
Простить. Стоит набраться духовных сил и простить своих обидчиков, даже если они не хотят или не могут попроситься прощения. Это очень непросто, но важно понять, что эти люди мучаются и переживают из-за своих ошибок, а, значит, уже понесли наказание.
Посетить храм. В этот праздничный день на Литургии читают повествование о наших прародителях, изгнанных из рая. Также читается и Евангельское повествование, в котором говорится об объяснении Иисусом Христом слов о «долгах наших». Господь с помощью этой заповеди показывает путь в свое царство. Этот путь начинается со всепрощения и любви друг к другу.

Помимо указанных традиций, есть еще несколько менее распространенных. Принято, чтобы первыми просили прощения старшие у тех, кто моложе, независимо от возраста и профессии. Важно также в Прощеное воскресенье, навестить пожилых родственников и попросить у них прощения.
Если человек приходит извиниться за обиды на могилу близкого человека, то принято приносить блины.
Разрешается начинать празднование Прощеного воскресенья с заката предыдущего дня. Считается, что таким образом, можно успеть извиниться перед многими людьми.
Важно начинать просить прощения у тех людей, которых вы могли действительно оскорбить или обидеть. После того, как слова извинений произнесены и прощение получено, верующие приходят на службу в храм и припадают к иконам. После богослужения обычно принято петь пасхальные песни.
Следом за Прощеным воскресеньем наступает Чистый понедельник. В этот день, люди готовятся духовно и физически к Великому посту, символизирующему очищение души и тела.

Интересные факты связанные с прощеным воскресеньем

Православное воскресенье, празднуется только в православной и католической церкви Греции.
Истории известны трогательные и печальные традиции празднования этого дня. Например, монахи Египта перед Великим постом просили друг у друга и у своих близких прощения и уходили на все сорок дней посла в пустыню для того, чтобы побыть наедине с Господом и помолиться. По окончании поста многие монахи не возвращались. Кто-то умирал от голода, кто-то погибал в когтях диких животных, от жажды или сходил с ума от одиночества. Монахи знали о подобной опасности и просили прощение искренне и от души, так как знали, что могут не вернуться.
Интересной традицией в царской Руси было то, что Император лично обращался с речью к людям и просил у них прощения. Кроме того, он традиционно объезжал монастыри и казармы. По примеру императора, господа просили прощения у своих слуг и это не считалось зазорным или унизительным, а было данью традиции.
На Руси также было принято родственникам, живущим далеко друг от друга встречаться и просить прощения, улаживать старые ссоры. Такой обряд заканчивался низкими поклонами и поцелуями.

Подводя итог о Прощеном воскресенье

Самым важным в этот праздник является искреннее раскаяние. Прощеное воскресенье, отмечаемое в 2020 году 1 марта, символизирует освобождение от обид и вины, которые разъедают душу и не дают радоваться жизни. Прощение грехов близким и родным позволяет ощутить гармонию в душе и стать еще ближе к Богу, а, значит, получить и его прощение.

В Православной церкви есть множество праздников, памятных дней и событий с различными обычаями. В этот перечень можно внести и Прощёное воскресенье. Этот день помогает нам сбросить с сердца определённый груз, устроить небольшую исповедь или покаяние в стиле «лайт». Даже убеждённый атеист может пользоваться интересными традициями и обычаями этого дня!

О празднике

Сразу ответим на вопрос: «Какого числа Прощёное воскресенье в 2019 году?». Оно приходится на 10 марта. Это ровно семь недель до Пасхи. Это последнее воскресение из четырёх воскресений, когда идёт активная подготовка к Великому посту. Праздник является переходным, так как его дата привязана к празднованию Пасхи и лунному календарю. Это крайний день, когда можно употреблять в пищу молоко, масло, яйца и сыр. Самое яркое действо этого дня — все просят друг у друга прощения.

Прощение надо просить не только у друзей и родственников, но у Бога, каясь в своих грехах разного уровня. Задача каждого христианина — окунуться в длительный пост с минимальным количеством грехов. Но основное церковное значение этой даты — не просить у всех прощения, а пройти заговенье на главный пост. Ответ на вопрос «Когда будет Прощёное воскресенье в 2019 году?» помогает определить дату начала Масленицы. День прощения выпадает на финишный день Масленицы (она идёт всю неделю до Прощёного воскресенья).

У православных этот период часто именуется «неделя сыропустная». Смысл лежит в названии — сыр опускается из списка продуктов, которые нельзя есть. За Прощёным днём следует Великий пост, который длится сорок дней, до Пасхи. Уже в понедельник наступает первый день для этого духовного и физического испытания. Прощёное воскресенье есть и у католиков.

Обычаи

В сей день не только просят прощения за личные «косяки». В это воскресенье положено садиться за стол 7 раз. 7 — это число недель до Пасхи. В это воскресенье можно вдоволь поесть высококалорийной белковой пищи. После сытного ужина не принято убирать со стола остатки и посуду. Всё оставшееся накрывается скатертью. А сверху кладётся меховая овчина. Этот обычай необходим для того, чтобы всё семейство прожило весь год в благополучии и сытости. Все ссоры, проблемы и разногласия должны обойти такое жилище стороной.

Сама церемония прощения не ограничивается одной только фразой «прости меня». Если действительно есть подобные грехи, то необходимо их перечислить, провести маленькую исповедь. А потом завершить процедуру поцелуями, подтверждающими искренность намерений. Ужин во многих семьях проходит по определённым правилам. Отец садится на отдельном табурете, а все его домочадцы по очереди подходят к нему и просят прощения. За какие грехи следует просить прощенья:

  • Сквернословие.
  • Обман.
  • Непослушание.
  • Ругань.
  • Спесь.

Потом прощения просит и сам глава семьи у каждого из своих близких. Прощёное воскресенье надо прожить в атмосфере добра, искренности и теплоты. Никакого сквернословия, греховных дел и помыслов. Не стоит начинать грандиозные дела, все остальные проблемы могут подождать. Но важно помнить, что настоящий христианин чтит слово Божье не только в большие праздники, но и каждый день.

На бескрайних просторах

В России многие православные праздники являются государственными, нерабочими днями. Но Прощёное воскресенье не входит в этот перечень. Да и бессмысленно: празднование проходит в воскресенье, большинство людей дома, можно смело посвятить весь день молитве, служению Богу в храме. По центральному телевидению не будет обращения президента и забавных речей премьер-министра в духе: «Всего хорошего Вам, веры нет, но Вы держитесь!»

А вот на более скромных телеканалах возможны небольшие выступления святых отцов и настоятелей, которые поздравят народ с приближающимся постом, пожелают смирения и кротости. А ещё предложат испытать себя на умеренность и присоединиться к ограничениям в рационе. Приблизить волшебную атмосферу этого дня поможет ролик:

Называется Прощеным воскресеньем, потому что в этот день на вечернем богослужении в храмах византийского обряда совершается особый чин - чин прощения.

По заповеди, данной Иисусом Христом в молитве Господней, - «…и оставим нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» - верующие (прихожане, духовенство и иерархи) просят друг у друга прощения в преддверии Великого поста.

Является четвертым и последним воскресеньем из подготовительного цикла перед началом Великого поста. В богослужебной традиции оно носит название «Неделя сыропустная», или «Неделя Адамова изгнания». Первое название связано с тем, что в это воскресенье верующие в последний раз могут на трапезе есть молочную пищу, а затем оставляют, или «отпускают» сыр и прочие продукты, которые были позволены церковным уставом в последнюю неделю (Сырную седмицу) перед началом поста.

Второе происходит от содержания богослужебных текстов, которые напоминают верующим о первородном грехе прародителей и его последствиях: изгнании Адама и Евы из рая и отпадении от живого богообщения.

На литургии в Прощеное воскресенье в храмах читается 6-я глава Евангелия от Матфея, в которой Христос рассказывает Своим ученикам о смысле христианского подвига, о прощении, посте и выборе цели в жизни:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».


Чин прощения

На повечерии в Прощеное воскресенье совершается чин прощения, который, по преданию, вошел в церковный обиход благодаря традиции, распространившейся в древних египетских монастырях.

Ради полного уединения, безмолвия и сосредоточения на внутренней жизни египетские монахи на все 40 дней Великого поста удалялись из своих обителей в пустыню. Как правило, никаких запасов продуктов или воды подвижники с собой не брали. Пребывание в безлюдных местах, среди дикой природы, было связано с риском для жизни, поэтому перед уходом из монастыря его насельники прощались друг с другом как перед смертью, памятуя о евангельской заповеди Христа Спасителя.

В конце богослужения настоятель храма - священник или архиерей - выходят на амвон и просят прощения у причта и паствы: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он совершает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче (или «владыко» - если службу возглавляет епископ) святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста верующие должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Последнее обновление: 27.02.2015 г.

Пепельная среда — день начала Великого поста в католической, англиканской и некоторых лютеранских церквях. Отмечается за 46 календарных дней до дня Христова Воскресения.

Название «Пепельная среда» произошло от древнего обряда посыпания голов пеплом, что считалось символом покаяния, смирения и осознания бренности человеческого бытия.

АиФ.ru рассказывает об истоках и традициях праздника.

Как католики встречают Пепельную среду?

На церковных службах в Пепельную среду проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом. Этот обычай имеет древнее библейское происхождение — в Ветхом завете посыпание головы пеплом означало покаяние и смирение.

Пепел, по традиции, получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного воскресенья. Собранный пепел освящают по особому чину и окуривают ладаном перед первой мессой Пепельной среды.

В некоторых церквях верующие смывают пепел перед тем, как покинуть храм — в знак того, что очистились от своих грехов. В других прихожанам рисуют пеплом на лбу крест, с которым они выходят из храма. В древней церкви священный обряд проводили только над публично кающимися, а завершался он, как и ныне, покаянной процессией.

Нанесение на лоб пеплом знака креста. Фото: Commons.wikimedia.org / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Brian May

Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайся и веруй в Евангелие» либо произносит библейскую фразу «Прах ты есть и прах вернешься».

Пепельной среде предшествует Жирный вторник, который является последним днем времени карнавалов, празднеств и развлечений перед Великим постом. В Русской Православной Церкви последний день перед постом — Прощеное воскресенье.

Подробнее о том, почему в Прощеное воскресенье просят прощения,

Почему у католиков — Пепельная среда, а у православных — Чистый понедельник?

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Завершается он Христовым Воскресением (в 2015 году у всех христиан — 12 апреля).

В католической традиции Великий пост начинается за 46 дней до Христова Воскресенья. Время поста составляет 40 дней: 6 седмиц (исключая воскресенья) и 4 дня. Католики не постятся по воскресеньям, и шесть воскресений из времени поста «выпадают», поэтому шестинедельный пост начинают в среду предшествующей недели.

Фото: www.globallookpress.com

Почему время празднования Пасхи у католиков и христиан не всегда совпадает?

Первые христиане, зная все о традиции празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха, которую Христос праздновал с учениками, пришлась на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 году было решено праздновать Христово Воскресение в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между греческой и латинской Церквами (а также и внутри латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 году Христово Воскресение праздновали: в Галлии — 21 марта, в Италии — 18 апреля, в Египте — 25 апреля. У православных и католиков праздник не совпадал.

Очередной «календарный раскол» произошел в XVI веке, когда папа Григорий ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по старому юлианскому календарю.

В настоящее время христиане празднуют Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее, чем 21 марта.

Разница между датами католической и православной Пасхи составляет одну, четыре или пять недель, либо эти даты совпадают. Эти даты рассчитываются по особому алгоритму, согласно которому разница между ними не бывает в две или три недели.

Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2011 году православные и католики отмечали ее 24 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2010, 2007, 2004, 2001 годах. Пасхи совпадут в 2014 и 2017 годах.

Пальмовое воскресенье — праздник в воскресенье, предшествующее Пасхе. В этот день Церковь празднует вход в Иерусалим Иисуса Христа, которого народ приветствовал пальмовыми ветвями. Отсюда и название праздника. В России пальм нет, поэтому верующие срезают к празднику ветки вербы, которая как раз в это время распускается. Поэтому православные этот день называют Вербным воскресеньем.