Иже в девятый час. Молитвы вечернего богослужения перед вознесением текст в православной церкви. Проектирование и разработка

02.07.2020 Утепление

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Священник без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство…», после чего южными дверями уходит в алтарь.

Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся»(трижды). Затем читаются три псалма девятого часа:

1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83);

2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84);

3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85).

После псалмов: «Слава и ныне…», Аллилуиа (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» - тропарь святому из Минеи, «И ныне» - Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы…», Трисвятое по «Отче наш…».

После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник: «Боже, ущедри ны…».

В завершение чтец произносит молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…».

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа.

Итак, в последовании девятого часа Святая Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

§ 2. Вечерня
Следующей службой после девятого часа является вечерня -ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, «перед вечером мало» (вечерня вседневная, Типикон, 9 глава), «прежде солнечного захождения» (вечерня малая, Типикон, 1 глава) и «по еже зайти солнцу мало» (вечерня великая, Типикон, 2 глава). Итак, по различию дней вечерня бывает:

«великая» , совершаемая в воскресные и праздничные дни;

«малая», поемая перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец,

вечерня «вседневная», или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения.

Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).

2. 1. Чинопоследование вседневной вечерни

Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, следующим образом.

После молитвы девятого часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает.

Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды), после чего читает 103 псалом, называемый предначинательным: «Благослови, душе моя, Господа ».

В тех случаях, когда девятый час не совершается, вечерня начинается обычно так:

Священник возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец отвечает: «Аминь» и читает обычное начало, то есть «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся…» (трижды), а затем предначинательный псалом.

Во время чтения предначинательного псалма священник, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно семь светильничных молитв, которые находятся в Служебнике в самом начале «Чина вечерни». Светильничными эти молитвы называются потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 псалма, произносит «Слава. И ныне», с троекратным «Аллилуиа».

После этого священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся».

Если со священником служит диакон, то по окончании 103 псалма он исходит северными дверями на амвон, кланяется священнику и произносит великую ектению, священник же уходит в алтарь.

По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит священник, то он уходит в алтарь только по возгласе «Яко подобает…»).

После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением «Господи, помилуй» (трижды) со «Славой». По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

Далее хор поет «Господи, воззвах» со стихирами по Уставу. 1 «Господи, воззвах» в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее. Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда «Господи, воззвах» поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи. Общее количество стихир по Уставу положено шесть, не считая стихиры на «Слава» и «И ныне».

Далее следует «Слава, и ныне», затем поется Богородичен, а по вторникам и четвергам - Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на «И ныне» поется догматик гласа истекающей недели. В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на «Славу». В таком случае Богородичен берется на «И ныне» из приложения Минеи по гласу «Славы».

Во время пения стихир «Господи, воззвах» диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя северной дверью на солею, диакон кадит святые врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.

После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом священника и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).

После стихир на «Господи, воззвах», хор поет «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если священник служит без диакона, то он произносит: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).

Хор поет прокимен.

После прокимна чтец: «Сподоби, Господи…».

Затем священник (или диакон) произносит просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».

Если службу совершают священник с диаконом, то возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же просительную ектению, как и все другие ектении, диакон выходит на солею.

После ектений следует возглас священника: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи» (протяжно).

Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы он возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».

Затем поются стихиры на стиховне. В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из Второго приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается.

После стиховных стихир читается «Ныне отпущаеши…» и Трисвятое по «Отче наш…». Затем священник произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор поет тропарь.

В обычные дни исполняется тропарь святому, а на «Слава, и ныне» - Богородичен от меньших, то есть из четвертого приложения по гласу тропаря. В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на «Слава, и ныне» - тропарь праздника. Если в один день совершается память двум святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь первому святому, затем «Слава» - тропарь второму святому, а на «И ныне» - Богородичен от меньших, то есть из четвертого приложения по гласу последнего тропаря. В субботу тропарь святому, а на «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже…» (ектения эта находится в Служебнике).

По возгласе: «Яко милостив…» диакон возглашает: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Утверди, Боже…».

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую…».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст. 1

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии святителя Иоанна Златоуста.

Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни священник будет произносить так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…». Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», священник произносит возглас: «Слава Святей…» и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается. 2. 2. Очерк исторического развития вечернего богослужения

Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, например, некоторые указания на предначинательный псалом и на пение «Господи, воззвах» 2 - имеются в VIII книге Апостольских Постановлений и в памятниках VIII-IX веков.

От IV-V веков имеются свидетельства о светильничных молитвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно, каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светильничными.

Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня с IV века и до нового времени называлась также «светильничное» . Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня, и сначала они относились к «антифонам вечерни», то есть псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб - всенощного бдения и литургии.

После предначинательного псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще «мирной», потому что начинается выражением «Миром» или, вернее, «В мире».

Термин «ектения» - молитвенное прошение - очень древний, ибо он встречается уже на рубеже I и II веков («Послание к Коринфянам» святителя Климента Римского ). В IV веке именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весьма близкая к современной. Непосредственными же предшественницами ектений нашего времени являются диаконские молитвы в асирско-антиохийской (III век) и Иерусалимской (Постановление Апостолов IV и V веков) редакцях.

Выражение «Паки и паки », характеризующее малую ектению, встречается в IV веке «в Постановлениях Апостольских».

О 140 псалме на вечерне есть упоминание в IV веке (святитель Иоанн Златоуст). Далее, начиная с V века, упоминания о его употреблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке.

Что касается гимна «Свете Тихий» , то он восходит к эпохе катакомб и является наряду с «Господи, воззвах» и стихирами типичной особенностью вечерни. Время жизни автора песни «Свете Тихий» установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первоначального христианства, о котором упоминается в Греческом Часослове, автором которого назван святой Афинагор (начало IV века). Весьма распространено мнение, согласно которому автором «Свете Тихий» является святой мученик Афинаген (III век). Святитель Василий Великий в своем «Послании к Амфилохию о Святом Духе» (глава 29) пишет следующее: «Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, - говорит Василий Великий, - которые читают во время светильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: «Поем Отца, Сына и Святого Духа». 1

Славянский Часослов называет автором «Свете Тихий» знаменитого литургиста VII века, святителя Софрония , патриарха Иерусалимского . Многие исследования по этому вопросу тоже останавливаются на его имени. Однако, тип христологии в «Свете Тихий» и стиль догматического выражения очень характерны для II и III века, с полным основанием констатирует профессор М. Скабалланович.

Что касается возгласа «Премудрость », то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости, Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в XVI в. называлась «Святыя славы».

К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, который произносится после «Свете Тихий».

Что же касается возгласа «Мир всем », то он является приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20, 19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: «Господь с вами».

Возглас «Вонмем» встречался уже в памятниках IV века. Возглас: «Премудрость» - сравнительно более позднего происхождения. Он встречается в памятниках VIII-X веков.

В «Апостольских Постановлениях» указывается также на древнее произношение при вечернем богослужении молитвы: «Сподоби, Господи…». В православную вечерню она перешла в IV в. из Сирской Церкви, где возникли «Апостольские Постановления», на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник VII-VIII веков).

Вслед за молитвой «Сподоби, Господи» следует ектения, которая называется «просительною», а в богослужебных книгах - «Исполним». Эта просительная ектения имеется в «Апостольских Постановлениях».

По окончании стихир на стиховне поется или читается молитва святого Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» . Текст этой молитвы (Лк. 2, 29-32) появляется в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне «Апостольских Постановлений». Есть он и в описании «Синайской вечерни» Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах VIII века.

Очень загадочным по своему происхождению и смыслу является термин «тропарь» . Это текст, содержание которого указывает на общее значение службы, соответствующего праздника или дня. Этимология слова «тропарь» не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием «гласа», «напева», как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая содержание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празднику. Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из которой выросли стихиры, кондак и икос.

Термин «сугубая ектения» значит буквально «прилежное, усердное моление». Первоначальный тип этой ектении близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях X века. Нынешнее её содержание следует отнести к XV веку. Тройное «Господи, помилуй» (независимо от ектений) встречается в сирийских и греческих списках литургии святого апостола Иакова.

Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех указаниях последования вечерни, которые начинают встречаться с XIII века, с указаниями вечерни, совершаемой в Русской Церкви, имеются некоторые отличительные особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче современной. Но бесспорно, что эти различия не касались существа чина. Чин вечерни VI века, сохранившийся до нашего времени, почти не отличается (за очень немногими исключениями) от чина современного. 1

Все о религии и вере - "молитва девятого часа" с подробным описанием и фотографиями.

Приидите, поклонимся (трижды, и поклоны три )

Коль возлюблена села Твоя, Господи сил, желает и скончевается душа моя во дворы Господня. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положи птенцы своя. Олтари Твоя, Господи Боже сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в век века восхвалят Тя. Блажен муж ему же есть заступление его от Тебе. Восхождения в сердцы своем положи, во юдоли плачевне, в месте идеже положи. Ибо благословение даст закон даяи. Пойдут от силы в силу, явится Бог богом в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши Боже Ияковль. Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селех грешничих. Яко милость и истину любит Господь. Бог благодать и славу даст. Господь не лишит блага, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяи на Тя.

Благоволил еси Господи, землю Твою, возвратил еси плен Ияковль Оставил еси беззакония людем Твоим, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратил еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасении наших, и возврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простреши гнев свой от рода в род. Боже, Ты обращ живиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог; яко речет мир на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его, спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли восия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Приклони Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь, спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты Господи, благ, и долготерпелив, и многомилостив всем призывающим Тя. Внуши Господи, молитву мою, и воньми гласу моления моего. В день печали моея возвах к Тебе, яко услыша мя. Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы елико сотвори приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. Яко велии еси Ты, и творяи чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое, боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век. Яко милость Твоя велия на мне, и избави душу мою от ада преисподняго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты Господи Боже мой, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен. Призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя и постыдятся; яко Ты Господи, поможе ми, и утешил мя еси.

Слава, и ныне. Аллилуия (трижды) . Господи помилуй (трижды) . Тропарь по уставу.

Аще ли же пост, глаголем сий тропарь, глас 8: Иже в девятыи час, нас ради плотию смерть вкусивыи, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, спаси нас.

Да приближится молитва моя пред Тя Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

Да внидет прошение мое пред Тя Господи, по словеси Твоему избави мя.

Слава, и ныне. Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явль яко Бог, не презри их же созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое Милостиве, приими рождьшую Тя Богородицу, молящуся заны, и спаси, Спасе наш, люди согрешьшия.

Аще ли пост, бывает чтение. Таже: Не предаждь нас до конца, имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленнаго от Тебе, и за Исаака раба Твоего, и Израиля святаго Твоего. Таже, Трисвятое. И по Отче наш, кондак дню, или святому.

Аще ли же пост, глаголем тропари сия, глас 8: Видя разбойник Начальника жизни на Кресте висяща, и глаголаше: аще небы Бог был воплощься, Иже с нами распныися, небы солнце лучи свои потаило, ниже земля трепещущи тряслася, но Иже за вся терпяи, помяни мя Спасе, егда приидеши во царствии Си.

Слава. Посреди двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низходящу во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от грех к разуму богословия. Христе Боже, слава Тебе.

И ныне. Агньца и пастыря и Спаса миру, на Кресте зрящи рождьшая Тя, глаголаше слезящии: мир убо радуется, приемля Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже мой.

Таже, Господи помилуй (40). Иже на всяко время. Господи помилуй (трижды) . Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. За молитв святых отец наших. Аминь. И сотворяем три великия поклоны, со обычною молитвою: Господи и Владыко животу моему. И прочих метаний (12). Посем молитва. Владыко Боже, Отче Вседержителю.

Аще ли великий пост, и мы по поклонех молитвы: Владыко Боже, Отче. не глаголем, но поем на оба лика: Во царствии Си.

Аще ли кроме поста, глаголем молитву сию: Владыко, Господи Исусе Христе, Боже наш, долготерпеливе о наших согрешениих, даже и до нынешняго часа приведыи нас, воньже на животворящем древе вися, благоразумному разбойнику, Иже в рай путь сотворил еси вход, и смертию смерть разрушил еси, очисти нас грешных, и недостойных раб Твоих. Согрешихом бо и беззаконновахом, и несмы достойни возвести очию нашею, и возрети на высоту небесную, зане же оставихом путь правды Твоея, и ходихом в волях сердец наших, но молим Твою благость: пощади нас Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши. Изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам прегрешения наша, и умертви плотьское наше мудрование, да ветхаго отложивше человека, и в новаго облецемся, и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодателю, и тако Твоим повелением последующе, в вечныи покой достигнем, идеже есть всем веселящимся жилище. Ты бо еси воистину истинное веселие, и радость любящим Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Ти Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитва девятого часа

Приглашаем в храм

«Приглашаем в старообрядческий храм » - первая попытка среди старообрядческих сайтов рассказать о духовных основах древлеправославия. Раздел содержит статьи о вере, храме, богослужении, молитве и традициях старообрядцев.

Мы приглашаем авторов и рецензентов принять посильное участие в наполнении и уточнении этого важного направления просветительской работы. Все пожелания, уточнения и материалы присылайте на адрес редакции:

Внимание! Для издателей, редакторов, владельцев интернет-ресурсов и других частных авторов: любое использование материалов раздела «Приглашаем в старообрядческий храм» допускается только с согласия редакции.

Проектирование и разработка

В древности у евреев и римлян сутки делились на 4 стражи: первая начиналась с утра - по прежнему исчислению в первом часу ; вторая начиналась в 9 утра , по прежнему исчислению в третьем часу, и так далее. Каждая стража в христианской Церкви освящалась молитвой , так появились часы 1, 3, 6, 9 . Слово «час » - это неточный перевод слова «стража ». Каждый час имеет свое особое духовное знаменование. Первый час посвящен воспоминанию суда над Господом у первосвященников и Пилата, который происходил ранним утром. В то же время первый час есть начало дня , и служба первого часа содержит благодарение Господу за протекшую ночь и просьбу услышать молитву.

Славянское чтение. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой.

В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Славянское чтение. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. но обнови нас молящихтися.

Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе.

Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов », то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи.

Славянское чтение. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

Русское пояснение. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно (совершенный) в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.

Девятый час воспоминает смерть Господа.

Славянское чтение. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас.

Русское пояснение. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас.

Общий порядок всех часов : читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче».

Возглас священника и заключительная молитва.

Первый час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Глаголы моя внуши, Господи» (псалом 5), «Господи прибежище бысть нам» (псалом 89) и «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (псалом 100). Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». «Христе свете истинный», и отпуст.

Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Аминь. «Царю небесныи»; Трисвятое; «Отче наш»; «Приидите поклонимся»; три псалма: «Услыши, Господи, правду мою» (псалом 16); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (псалом 24) и «Помилуй мя, Боже» (псалом 50); Слава и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная»; стих: «Господь Бог благословен»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и т. д. Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Шестой час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Боже, во имя Твое, спаси мя» (псалом 53); «Внуши, Боже, молитву мою» (псалом 54) и «Живыи в помощи Вышняго» (псалом 90); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Яко не имамы»; стих: «Скоро да предварят»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам».

Девятый час . «Приидите поклонимся»; три псалма: «Коль возлюбленна села Твоя» (псалом 83); «Благоволил еси, Господи, землю Твою» (псалом 84) и «Приклони, Господи, ухо Твое» (псалом 85); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Иже нас ради рождеися»; стих: «Не предаждь нас до конца»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи» помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Владыко Господи, Исусе Христе, Боже наш».

Статьи

Спецпроекты

«Русская вера»

Девятый час

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: “Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”, за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: “Отче, в руце Твои предаю дух Мой” (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, “Учительное известие” (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34-й гл. VIII кн. Постановлений Апостольских (II-III вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (+348), а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат св. Василию Великому (329-379).

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Например, в Типиконе относительно девятого часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь “С высоты снишел еси”, а не “Запечатану гробу”.

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: “Благословен Бог наш”. Чтец: “Аминь”. “Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе”, “Царю Небесный”. Трисвятое по “Отче наш. “. Священник, стоящий на солее, произносит возглас: “Яко Твое есть царство. “. После возгласа “Яко Твое есть Царство. ” священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: “Аминь”, “Господи, помилуй” (12 раз), “Слава и ныне”, “Приидите поклонимся” (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. “Коль возлюблена селения Твоя, Господи”(Пс. 83);

2. “Благословил еси, Господи, землю Твою” (Пс. 84);

3. “Приклони, Господи, ухо Твое” (Пс. 85). После псалмов: “Слава и ныне”. Аллилуиа (трижды), “Господи, помилуй” (трижды), “Слава” – тропарь святому из Минеи, “И ныне” – Богородичен часа: “Иже нас ради рождейся от Девы. “, Трисвятое по “Отче наш. ” После возгласа священника: “Яко Твое есть Царство. ” чтец читает кондак святому из Месячной Минеи. “Господи, помилуй” (40 раз), “Иже на всякое время. “, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”. “Честнейшую Херувим..”, “Именем Господним благослови, отче”. Священник: “Боже, ущедри ны. “. Чтец молитву часа: “Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш. “

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил, наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девятого часа: “Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас”. В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Порядок совершения 9 часа

Б.1. В.1. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

В состав церковного богослужения входят:

В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, т.к. течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения РПЦ входят:

9 час по Церковному счислению соответствует 3-му часу пополудни. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, т.к. именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?", за к-рым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" (23, 46), с к-рым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских (2-3 вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому (329-379).

Т.к. 9 час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу".

9 час обычно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.

9 час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста).

Порядок совершения 9 часа

Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш".

Чтец: "Аминь". "Слава Тебе, Боже наш, слава тебе", "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…".

Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь.

Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся"(трижды). Затем читаются 3 псалма 9 часа:

1. "Коль возлюблена селения Твоя, Господи" (Пс. 83);

2. "Благословил еси, Господи, землю Твою" (Пс. 84);

3. "Приклони, Господи, ухо Твое" (Пс. 85).

После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа (трижды), "Господи, помилуй" (трижды), "Слава" – тропарь святому из Минеи, "И ныне" – Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…".

После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" (40 раз), "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" (трижды), "Слава и ныне". "Честнейшую Херувим…", "Именем Господним благослови, отче".

В завершение чтец произносит молитву часа: "Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…".

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа.

Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас".

В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают 2х типов: с псалмами (3хпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные).

Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа:

3) великие (под сочельники).

Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они входили в круг древних часов.

Молитвословия 1 часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе.

В конце утрени, после пения: "Утверди Боже…" свящ-к задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: "Приидите, поклонимся…" и положенные псалмы 1 часа.

Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда 1 час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

1 час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с "Приидите, поклонимся" (трижды).

Затем следует характерное для часов трехпсалмие; в 1 часе оно состоит из 3х псалмов:

· 5 пс. "Глаголы мои внуши, Господи…",

· 89 пс. "Господи, прибежище был еси нам…"

За трехпсалмием следует "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды), опять "Слава" и тропарь празднику или святому, затем "И ныне" – Богородичен: "Что тя наречем…".

Затем "Трисвятое", "Отче наш…" и кондак праздника или святого. "Господи, помилуй" (40 раз), после чего следует общая молитва повечерия, полунощницы и Часов "Иже на всякое время…" За этой молитвой следует троекратное: "Господи, помилуй. Слава, и ныне", потом: "Честнейшую херувим…" "Именем Господним благослови, отче".

Свящ-к, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: "Боже, ущедри…".

Свящ-к же продолжает молитву, в к-рой прославляет Христа: "Христе, Свете истинный…".

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном "Взбранной Воеводе…".

За этой торжественно-благодарственной и победной песнью свящ-к произносит: "Слава Тебе, Христе Боже…"

Свящ-к говорит отпуст 1 часа.

Пение "Взбранной Воеводе" в сущности не относится непосредственно к 1 часу (в Уставе его нет), а явл-ся кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования 1-го Часа.

В практике имеет место традиция, в силу к-рой в великие праздники вместо "Взбранной Воеводе…" поется кондак праздника. (Напр, 7 января вместо "Взбранной Воеводе" поется "Дева днесь", и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на 1 часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на 1 часе произносится малый отпуст.

При совершении 1 часа вспоминается, как сказано в Служебнике, "како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть" (Известие учительное в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на 1 Часе определенные псалмы, в к-рых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в 5 пс. раскрываются свойства врагов, к-рыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

1 час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греч. памятниках 8 в, т.е. почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы 1 часа восходят ко временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит свт. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы 1 часа. Есть сведения о службе 1 часа, восходящие ко времени жизни прп. Саввы Освященного. О соединении 1 часа с утреней упоминает Никон Черногорец (11 в). На Западе 1 час становится известным с 6 в. в уставах святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, 1 час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов. Отсюда становится ясно, что 1 Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни "Взбранной Воеводе…", то этот текст, как утверждают нек-рые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (7 в), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность к-рого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди к-рых были и "Тавроскифы" – русские славяне.

К. Никольский придерживается другого мнения. Он говорит, что "Взбранной Воеводе…" составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей – Аскольда и Дира (866 г), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

Девятый Час по Церковному счислению соответствует третьему часу пополудни (По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответствует нашему 7 часу)

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил", за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: "Отче, в руце Твои предаю дух Мой" (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34-й гл. VIII кн. Постановлений Апостольских (II-III вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (+348), а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат св. Василию Великому (329-379).

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Например, в Типиконе относительно девятого часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу".

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь". "Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе", "Царю Небесный"..., Трисвятое по "Отче наш...". Священник, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство...". После возгласа "Яко Твое есть Царство..." священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся" (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. "Коль возлюблена селения Твоя, Господи"(Пс. 83);

2. "Благословил еси, Господи, землю Твою" (Пс. 84);

3. "Приклони, Господи, ухо Твое" (Пс. 85). После псалмов: "Слава и ныне"... Аллилуиа (трижды), "Господи, помилуй" (трижды), "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы....", Трисвятое по "Отче наш..." После возгласа священника: "Яко Твое есть Царство..," чтец читает кондак святому из Месячной Минеи... "Господи, помилуй" (40 раз), "Иже на всякое время...", "Господи, помилуй" (трижды), "Слава и ныне". "Честнейшую Херувим..", "Именем Господним благослови, отче". Священник: "Боже, ущедри ны...". Чтец молитву часа: "Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш..."

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил, наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девятого часа: "Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Хотя был всего девятый час в начале, но небо до такой степени закрылось тучами, что на улицах сделалось совершенно темно. Сверху черная, безграничная бездна, прорезываемая молниями; кругом воздух, наполненный крутящимися атомами пыли, - все это представляло неизобразимый хаос, на грозном фоне которого выступал не менее грозный силуэт пожара. Видно было, как вдали копошатся люди, и казалось, что они бессознательно толкутся на одном месте, а не мечутся в тоске и отчаянье. Видно было, как кружатся в воздухе оторванные вихрем от крыш клочки зажженной соломы, и казалось, что перед глазами совершается какое-то фантастическое зрелище, а не горчайшее из злодеяний, которыми так обильны бессознательные силы природы. Постепенно одно за другим занимались деревянные строения и словно таяли. В одном месте пожар уже в полном разгаре; все строение обнял огонь, и с каждой минутой размеры его уменьшаются, и силуэт принимает какие-то узорчатые формы, которые вытачивает и выгрызает страшная стихия. Но вот в стороне блеснула еще светлая точка, потом ее закрыл густой дым, и через мгновение из клубов его вынырнул огненный язык; потом язык опять исчез, опять вынырнул - и взял силу. Новая точка, еще точка… сперва черная, потом ярко-оранжевая; образуется целая связь светящихся точек, и затем - настоящее море, в котором утопают все отдельные подробности, которое крутится в берегах своею собственною силою, которое издает свой собственный треск, гул и свист. Не скажешь, что́ тут горит, что́ плачет, что́ страдает; тут все горит, все плачет, все страдает… Даже стонов отдельных не слышно.

Люди стонали только в первую минуту, когда без памяти бежали к месту пожара. Припоминалось тут все, что когда-нибудь было дорого; все заветное, пригретое, приголубленное, все, что помогало примиряться с жизнью и нести ее бремя. Человек так свыкся с этими извечными идолами своей души, так долго возлагал на них лучшие свои упования, что мысль о возможности потерять их никогда отчетливо не представлялась уму. И вот настала минута, когда эта мысль является не как отвлеченный призрак, не как плод испуганного воображения, а как голая действительность, против которой не может быть и возражений. При первом столкновении с этой действительностью человек не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но в то же время еще надеется, что злодейство, быть может, пройдет мимо. Но когда он убедился, что злодеяние уже совершилось, то чувства его внезапно стихают, и одна только жажда водворяется в сердце его - это жажда безмолвия. Человек приходит к собственному жилищу, видит, что оно насквозь засветилось, что из всех пазов выпалзывают тоненькие огненные змейки, и начинает сознавать, что вот это и есть тот самый конец всего, о котором ему когда-то смутно грезилось и ожидание которого, незаметно для него самого, проходит через всю его жизнь. Что остается тут делать? что можно еще предпринять? Можно только сказать себе, что прошлое кончилось и что предстоит начать нечто новое, нечто такое, от чего охотно бы оборонился, но чего невозможно избыть, потому что оно придет само собою и назовется завтрашним днем.

Все ли вы тут? - раздается в толпе женский голос, - один, другой… Николка-то где?

Я, мамонька, здеся, - отвечал боязливый лепет ребенка, притаившегося сзади около сарафана матери.

Где Матренка? - слышится в другом месте, - ведь Матренка-то в избе осталась!

На этот призыв выходит из толпы парень и с разбега бросается в пламя. Проходит одна томительная минута, другая. Обрушиваются балки одна за другой, трещит потолок. Наконец парень показывается среди облаков дыма; шапка и полушубок на нем затлелись, в руках ничего нет. Слышится вопль: Матренка! Матренка! где ты? потом следуют утешения, сопровождаемые предположениями, что, вероятно, Матренка с испуга убежала на огород…

Вдруг, в стороне, из глубины пустого сарая раздается нечеловеческий вопль, заставляющий даже эту, совсем обеспамятевшую толпу перекреститься и вскрикнуть: «спаси господи!» Весь или почти весь народ устремляется по направлению этого крика. Сарай только что загорелся, но подступиться к нему уже нет возможности. Огонь охватил плетеные стены, обвил каждую отдельную хворостинку, и в одну минуту сделал из темной, дымившейся массы рдеющий, ярко-прозрачный костер. Видно было, как внутри метался и бегал человек, как он рвал на себе рубашку, царапал ногтями грудь, как он вдруг останавливался и весь вытягивался, словно вдыхал. Видно было, как брызгали на него искры, словно обливали, как занялись на нем волосы, как он сначала тушил их, потом вдруг закружился на одном месте…

Батюшки! да ведь это Архипушко! - разглядели люди.

Действительно, это был он. Среди рдеющего кругом хвороста темная, полудикая фигура его казалась просветлевшею. Людям виделся не тот нечистоплотный, блуждающий мутными глазами Архипушко, каким его обыкновенно видали, не Архипушко, преданный предсмертным корчам и, подобно всякому другому смертному, бессильно борющийся против неизбежной гибели, а словно какой-то энтузиаст, изнемогающий под бременем переполнившего его восторга.

Отворь ворота, Архипушко! отворь, батюшко! - кричали издали люди, жалеючи.

Но Архипушко не слыхал и продолжал кружиться и кричать. Очевидно было, что у него уже начинало занимать дыхание. Наконец столбы, поддерживавшие соломенную крышу, подгорели. Целое облако пламени и дыма разом рухнуло на землю, прикрыло человека и закрутилось. Рдеющая точка на время опять превратилась в темную; все инстинктивно перекрестились…