Гроза – явление, которое одновременно и завораживает и пугает, ведь предугадать, куда ударит небесный заряд, невозможно. И хоть вероятность прямого попадания молнии в человека крайне мала, ежегодно насчитывается немало пострадавших от этой грозной стихии. Как бы там ни было, знание о том, как уберечься от молнии во время непогоды уж никак не помешает.
Безопасней всего во время грозы человек может чувствовать себя только в закрытом помещении. Однако, и тут нет стопроцентной гарантии остаться невредимым, если не соблюдать меры предосторожности:
Во время непогоды не подходите к окнам и не выходите на балкон;
Не пользуйтесь стационарным телефоном – если дом плохо защищен от ударов молнии или эта защита нарушена, электрический заряд может пройти по проводам и ударить через телефонную трубку;
Воздержитесь от пользования душем и умывальником – в случае неисправного заземления, водопроводные трубы могут стать отличным проводником электричества после удара молнии. По этой же причине, лучше держаться подальше от труб отопления;
На всякий случай, выключите электроприборы из сети: как минимум – от скачков напряжения они могут выйти из строя, как максимум – короткое замыкание может привести к пожару.
В городской местности во время раскатов грома можно чувствовать себя в относительной безопасности, так как здесь находится множество объектов, которые более привлекательны для молнии, нежели одинокий прохожий. Однако, бывали случаи когда разряд попадал в человека, вопреки тому, что вокруг было множество более подходящих целей. Поэтому, во время грозы лучше как можно быстрее найти убежище в доме или, как минимум, спрятаться в парадной. А пока вы находитесь на улице, следуйте таким рекомендациям:
Каким бы сильным не был ливень, не пользуйтесь зонтом – он может выступить в роли громоотвода;
Не прячьтесь под навесом городских остановок общественного транспорта – в большинстве своем они представляют собой металлическую конструкцию, а металл является хорошим проводником, что увеличивает шансы притянуть молнию;
Если во время небесных вспышек вы находитесь внутри транспорта, будь то поезд, автобус или машина, можете не переживать за свою безопасность. Ущерб может ожидать само средство передвижения, а водителю и пассажирам бояться нечего. Главное, чтобы транспорт был герметично закрыт. В таких случаях физика на нашей стороне – по принципу клетки Фарадея разряд молнии потечет по поверхности корпуса и через колеса уйдет в землю.
Находясь среди деревьев, не стоит искать в них защиту во время грозы, лучше держаться от них подальше, особенно от высоких экземпляров. Имейте в виду, что молния, вопреки сложившемуся мифу может ударять в одно и тоже место несколько раз подряд, поэтому не нужно бежать к дереву, которое уже подверглось атаке с неба. Стоит также учесть, что электрический разряд, после удара молнии, может распространяться по земле до 30 метров вокруг.
Чтобы уберечься от молнии в лесу или парке, прячьтесь в кустах – в них практически никогда не попадает заряд. Прячась в растительности, пригнитесь или присядьте на корточки, но не касайтесь земли руками или «пятой точкой»;
Возьмите себе на заметку: лучшие проводники среди деревьев это тополь, дуб, ясень и верба – близость к ним не сулит ничего хорошего. А вот липа, орех, ель, пихта и бук представляют меньшую опасность – в них содержится большое количество масел, что увеличивает сопротивление тока. Это значит, что между дубом и орехом, молния скорее выберет в роли жертвы дуб.
Находиться в «чистом» поле во время грозы крайне опасно в силу того, что вокруг нет высоких мишеней, которые способны притянуть молнию. Поэтому ваша первостепенная задача должна состоять в том, чтобы не стать самым высоким объектом на данной территории.
Не приближайтесь к холмам, каменистым возвышенностям. От кустарников в данном случае тоже стоит держаться подальше;
Постарайтесь отыскать низину и прячьтесь там;
Опуститесь на корточки и сгруппируйтесь в позу младенца. Однако не стоит ложиться и опираться на землю руками – чем больше с ней точек соприкосновения, тем больше шанс поражения электрическим зарядом, который распространяется по земле после удара молнии.
Услышав гром в момент купания в озере – скорее выбирайтесь на сушу. Находиться в воде во время грозы крайне опасно:
Во-первых, вода отличный проводник, а значит, охотно притягивает молнию;
Во-вторых, купаясь в водоеме, ваша голова над поверхностью водной глади будет самой высокой точкой, что делает ее мишенью номер один;
В-третьих, в силу сверх проводимости воды, разряд молнии может поразить все живое в радиусе 100 метров от точки удара.
Находясь в лодке во время грозовой стихии, как можно быстрее пристаньте к берегу. Если это не представляется возможным, следует подложить под себя резиновый сапоги, спасательный жилет или другие вещи, которые не проводят электричество. Пригнитесь как можно ниже и если есть брезент, укройтесь им так, чтобы дождевая вода стекала за борт, но края полиэтилена при этом не должны касаться воды.
Благодаря разнице между скоростью света (вспышка) и скоростью звука (гром), вычислить, насколько далеко или близко от вас сверкает молния довольно просто – посчитайте, сколько пройдет секунд между вспышкой и раскатом грома, а затем количество секунд поделите на 3 и получите расстояние в километрах, которые вас разделяют. Если гром звучит уже через 3-4 секунды, значит – молния бьет примерно в километре от вас, а это сулит опасностью и значит, пора искать укрытие.
Далеко не всегда прямое попадание разряда молнии в человека сулит для него неминуемой смертью – по некоторым данным около 90% остаются в живых, хоть и получают серьезные повреждения тела. В основном страдает мозг, сердце и легкие – именно через эти органы проходит основной разряд. Поэтому, чтобы спасти пострадавшего, стоит незамедлительно перенести его в более безопасное место и проверить признаки жизни. Если дыхание и сердцебиение отсутствуют – приступайте к искусственному дыханию и массажу сердца. Кстати, бояться прикасаться к человеку, пораженному молнией не стоит – заряд уже прошел через него и током вас не ударит.
Эти советы помогут вам уберечься от молнии и более грамотно организовать свои действия, чтобы не пострадать во время грозы. Берегите себя.
По материалам сайта "Как надо"
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter
или .
Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.
Молния всегда вызывала у людей восхищение и одновременно благоговейный трепет. Это не только восхитительное зрелище на небе, но при этом и весьма грозное природное явление, способное разрушать и убивать.
По своей сути молния являет собой мощнейший электрический разряд в атмосфере, переносимый в себе на землю отрицательно заряженный заряд, величина которого измерима десятками кулон, когда амплитуда тока варьирует от 20 и до 100 кА
.
Как явление, молнию давно изучают в лабораториях многие ученые мира, делая попытки воссоздать это чудное явление природы искусственно, деля ее на типы, измеряя ее температурный режим и напряжение. Но даже сегодня о таком явлении, как молния известно, не на много больше, чем, к примеру, 300 лет назад.
И еще несколько интересных фактов о молнии.
Гражданин США , который работает смотрителем в национальном парке штата Виргиния, на своем веку пережил 7 прямых в него попаданий разряда молнии. Случилось это в период с 1942 по 1977 года и зафиксировано в книге рекордов Гинесса как мировой рекорд. Но Рой в возрасте 71 года умер, и его не поразила насмерть разряд молнии — так фактической причиной смерти стало именно самоубийство.
В 1998 г., в республике Конго, при проведении футбольного матча в поле попал разряд молнии – как следствие 11 игроков именно из состава приглашенной команды были убиты на месте, а еще 30 зрителей на трибунах получили в следствии сильнейшие ожоги. При этом команда принимающей стороны, ее игроки – остались невредимы.
Если в человека попадет молния, на его теле могут образовываться весьма причудливые узоры, которые называют узорами Лихтенберга
. Это может быть все что угодно – завиток или просто линия, узор напоминающий саму молнию или даже очертание дома или дерева. Но полученный вследствие удара молнии красноватый узор не сойдет с тела на протяжении 3-4 дней, постепенно бледнея и исчезает совсем.
Когда разряд молнии попадает в землю – в недрах образуется соответствующий след от такого удара разряда. В этом случае образуется так называемый фульгурит
– полая, стеклянная трубка. Она образуется из переплавленного песка вследствие попадания в землю электрического тока разряда молнии и в недра земли такая полая трубка может входить на несколько метров, но в силу своей хрупкости извлечь их из земли весьма трудно.
Полезно знать: Молния, или как с ней бороться? August 17th, 2013
12 августа у подножья горы Говерла во время туристического похода молния убила 12-летнего мальчика, который во время грозы стоял на камне в полный рост. Телефон его был отключен, но родители и туристы, которые были рядом, помочь ему ничем не смогли, мальчик «сгорел» мгновенно, и даже попытки прикопать его в землю для того, чтобы хоть немного освободить тело от тока, не привело его в чувство. Скорая приехала через два часа и лишь констатировала смерть ребенка, тело которого с горы нес на руках несчастный отец.
Эту картину даже не хочется представлять, но через пять дней в эти края поеду я, погода на Говерле обещается мокрая и облачная, с влажностью под 90 %, а посему вероятность молнии совсем не исключается. Увлекаясь пейзажной фотографией, я молнию очень люблю, и заслышав первые признаки раскатов грома, сразу начинаю распаковывать штатив и доставать пульт. Но, как показывает практика, эти два предмета могут запросто прославить вас как при жизни, так и посмертно. «Памятник себе» еще ставить я не хочу, что и заставило меня заинтересоваться проблемой, как же уберечься от несчастного случая, будучи на высоте 2000 м во время грозы. Вдумчивого вам чтения, коллеги, и удачных походов!
Такое ощущение, что с каждым годом молнии становятся все агрессивней и чаще - вот оно, непоправимое влияние глобального потепления. Молния - это мечта фотографа, она притягивает к себе взоры и фотокамеры, заставляя иногда платить за удовольствие непомерно высокую цену. К сожалению, оборудование, состоящего из диэлектриков , которое можно надеть на себя, в этом случае совсем бесполезно, ибо молния почти всегда сопровождается дождем, который сделает проводником электрического тока любой предмет, всего лишь просто намочив его. Прорезиненная обувь и простой полиэтиленовый дождевик куда лучше. Конечно, можно «изолировать» себя, надев диэлектрические боты, но такой заряд, которые выдает молния, пробьет что угодно. Поэтому здесь стоит просто быть внимательным и выучить как «Отче наш» те немногочисленные правила, которые помогут вам не попасть тот, казалось бы нереальный, единственный случай на полмиллиона. Итак, начнем:
Я очень надеюсь, коллеги, что эта информация вам поможет и сделает ваше знакомство с молнией как можно более приятным и менее болезненным. Удачных прогулок, охоты и созерцания!
Когда на небе сверкает молния это природное событие завораживающее и таинственное. Молния и гром происходят во время грозы, после грозы воздух становиться чистым свежим, насыщенным ионами. Молния как явление представляет огромную опасность для человека, животных, да и вообще окружающей среды.
Молнией называют сильный электрический разряд, в атмосфере проходящий между положительно и отрицательно заряженными частицами облаков или между грозовым облаком и землёй.
Высокие здания с большой электропроводимостью становятся объектами разряда.
Молниеотвод состоит:
середине крыши стержень из металла, длинна которого должна составлять от трёх до четырёх сантиметров.
Дымовые трубы, изготовленные из кирпича, тоже защищают молниеотводами. Потому что трубы бывают мокрыми и пропитанными смолами, а это, как правило, снижает изоляционные свойства.
Дымовые трубы, изготовленные, из металла обычно просто заземляют. Так же необходимо заземлить телевизионные антенны.
Заземление делают на расстоянии от колодцев, скважин и здания. Чтобы сделать заземление, для этого берут трубу и лист из металла.
Металлический лист закапывают в грунт на ту глубину, где почва всегда влажная, а дальше на эту же глубину заколачивают трубу размером в два метра и диаметром десять сантиметров. И ещё необходимо заранее выкопать яму для грунтовых вод.
Если вы хотите использовать обычное железо, то оно должно быть очень большой толщины. И так, следующим действием является при помощи болтов с гайками или сварки прикручивание к устройству для заземления токопроводника.
Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015
Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.
Да, и видео этого случая под катом …
По сути, не происходит ничего страшного.
Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.
Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.
На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.
Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.
В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.
«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».
Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.
В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.
Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.
Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.
Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.
«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».
За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.
Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.
Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.
Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.
Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.
«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.
источники
http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -