Использование песочной терапии для повышения интеллектуального развития детей с овз. Песочная терапия для детей с овз

10.10.2019 Утепление

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

(ГКУ СО КК «АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Адлерский реабилитационный

центр», протокол № 1

«Адлерский реабилитационный центр»

Т.М. Васинюк

«_____» ____________ 2018 г.

«____» _______________ 2018 г.

Образовательная программа дополнительного образования

«Волшебный песок»

Педагог-психолог:

Гаева А.В.

Сочи

2018 год

Содержание.

Пояснительная записка

1.1 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность…………………………………………………………….3 стр.

1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования…………………………………………………………………..4 стр.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы ………………….5 стр.

1.4Планируемые результаты освоения программы…. ……………………5стр.

Содержание программы

2.1. I модуль «развитие коммуникативной составляющей»……………….6 стр.

2.2. II модуль «развитие познавательной активности»……………………..8 стр.

2.3. III модуль «развитие эмоционального интеллекта»…………………..10 стр.

Условия реализации программы............................................................11 стр.

Список литературы

    Пояснительная записка

    1. Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

творческогопотенциала
способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена:

    на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

    Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

    Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

    Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

1.2 Цели и задачи программы:

Цель:

    Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.

    Формирование психологического здоровья детей;

    Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

    Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

    Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);

Обучающие :

    обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

    учить выражать свою любовь;

    обучать рефлексивным умениям.

    учить выстраивать композиции на песке.

    закреплять представление об окружающем мире.

    овладеть техникой песочного рисования.

    обучать основам цвето- и свето-видения.

    знакомить с принципами анимации.

Развивающие:

    развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.

    развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

    развивать у детей интеллектуальные способности.

    развивать творческие способности учащихся.

    развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

    развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.

    развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

    развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.

    вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

    воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

    воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.

    воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.

    воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.

    воспитывать эстетический и художественный вкус.

    корректировать нежелательные черты характера и поведения .

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Системность : в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность : создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие : создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

    использование светового стола и песка для создания изображений;

    освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

    умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

    умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).

    Содержание программы

Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.

Содержание предусматривает обучение трех возрастных групп детей: 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, с оответствующих психофизиологическим особенностям детей .

В каждой из возрастных групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий .

Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации одного модуля -2,5 месяца.

Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.

Режим занятий.

Занятия проходят два раза в неделю по 30 минут для каждой возрастной группы соответственно (4-5 лет, 5-7лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год

(Содержание программы представлено 3 самостоятельными модулями:)

2.1 I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида занятий:

    игра с песком - в групповой песочнице;

    рисование песком на специальных световых столах.

    Рисование цветным песком на картоне

Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и

других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми,способность

саморегуляции и адаптации в новых условиях.

    развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;

    тренировка мелкой моторики рук;

Модуль 1

занятия

Тема

Содержание

Волшебная страна

Ознакомление детей со средством рисования песком (световой стол, песок.)

Песочная феерия

Ознакомление с приёмами рисования песком

Сказка на холсте

Ознакомление с основными жанрами живописи

Видимо-невидимо

Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом

Весёлые песчинки

Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета радуги

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице

песочного города

Что значит быть художником?

Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передачи в рисунке формы, фактуры.

10.

Сказочный дворец

Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание)

11.

Мир синего и белого цвета.

Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение,

волшебства тайны).

12.

Синее небо

Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.

13.

Что такое открытое пространство?

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.

Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

14.

Мой детский сад ранним утром.

15.

Страна чудес в которой мы живём.

2.2 Модуль «развитие познавательной активности»

    Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Цель : развитие познавательнойактивности Модуль включает три вида занятий:

1. Метод рисования цветным песком.

Технологии работы:

С цветным песком и клеем;

С использованием дополнительных художественных материалов;

Динамическое рисование цветным песком.

2. Технология рисования песком на световом столе.

3. Методы работы с песком

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:

    развитие всех познавательных процессов - внимания, памяти,

восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой

моторики и сенсорной сферы;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    развитие воображения и зрительного восприятия.

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Что мы знаем о песке

Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона

Удивительный мир

Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины

Белый снег на крыше

Рисование дома зимой, на световом столе

Однажды в новый год

Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе

Новогодняя ночь

Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе

Формы из песка

Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе

Наши любимые мультфильмы

Рисование главных героев из мультфильма

Мультик в гости к нам пришёл

Закрепление пройденного материала, создание песочной картины.

Сам себе режиссёр

Песочная анимация. Создание онлайн фильма.

Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.

10.

Сказочные герои у нас в гостях

11.

12.

Фантазёры

Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка.

13.

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея).

14.

15.

День защитника отечества.

Рисование открытки на световом столе.

2.3 III модуль «развитие эмоционального интеллекта»

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл»

Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.

Основные задачи:

    развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессовсаморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;

    развитие мелкой моторики рук;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    формирование установки на положительное отношение к себе.

    Развитие воображения и зрительного восприятия

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Весенние цветы для мамы

Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа

В гости к нам весна пришла

Весенняя сказка. Рисование на световых столах.

Что бывает весной?

создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы.

Солнечный день

Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для создания однотипных изображений.

Маленькие творцы

Просмотр созданных работ

Разноцветный песок

Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа

Чудо песок

Рисование мандалы по подгруппам.

Мандала

Рисование мандалы на формате 2м х 2м

Рисунок выполняется детьми 2-х групп

10.

Весенняя капель

Рисование цветным песком (свободная тема)

11.

12.

13.

14.

15.

Песочная фантазия

Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе.

Понятия «сценарий» анимационного ролика.

Разработка персонажей.

1 этап.

Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами.

2 этап.

Рисование цветным песком на подносах.

    этап.

    Условия реализации программы

Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.

Список литературы.

    Программа от рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

    Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.

    «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75
    Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

    Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал « Старший воспитатель » №5/2012г.

    ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с

    Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.

    Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.

Терапия Sand - art

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

    плохой сон, ночные кошмары;

    плохо развита мелкая моторика;

    истерики, непослушание, капризы;

    логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

    застенчивость, неуверенность в себе;

    агрессия, тревожность;

    нет взаимопонимания с родителями;

    расстройства невротического характера;

    недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

    психосоматические заболевания;

    страх перед школой, садиком;

    частая плаксивость (без повода);

    ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:

    Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

    Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

    Развитие воображения, творческого потенциала;

    Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

    Развитие самооценки и уверенности в себе;

    Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

    Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

    Формирование положительных черт характера.

Игры и упражнения с песком.

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Карта сокровищ».

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Для игры понадобится , набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.

Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

«Отгадай загадку».

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.

Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

«Веселая ферма».

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

7. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1. Уфа: Омега Сайнс, 2016. С.174-176.

8. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.243-245.

9. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.142-144.

© Топакова В. В., 2016

Фетисова Мария Юрьевна

Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г.Новокуйбышевск Самарской области

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

Ключевые слова

Арт-терапия, песочная терапия, кинетический песок, ограниченные возможности здоровья

Внутренний мир ребенка очень сложен и велик. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы услышать ребенка, почувствовать его проблемы, помочь раскрыть внутренний мир, найти себя в этом огромном мире.

Говоря же о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, нужно помнить и о таком важном аспекте, как бережная забота о его здоровье.

Применение методик и технологий художественно-эстетической направленности всегда придавало положительную окраску процессам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно искусство является основным средством, которое способно решить целый ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.

Одним из направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является арт-педагогика и арт-терапия.

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с ОВЗ, их социальная адаптация средствами культуры. Арт-терапии - гармонизация психологического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Существует много видов арт-терапии - музыкотерапия, имаготерапия (театрализация), фототерапия, игровая терапия, изотерапия, библиотерапия и множество других.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, в том числе методов арт-терапии, ориентированы на решение эмоционально-волевых проблем ребенка, формирование позитивной самооценки ребенка с ОВЗ, в первую очередь с речевыми нарушениями, в работе с которыми пристальное внимание следует обратить на развитие тонких движений пальцев, ведь для детей с речевыми нарушениями очень важна взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

Доказано, что мысль и глаз двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, большое внимание следует уделить тренировке рук, что будет мощным стимулом для развития головного мозга.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком направлении арт-терапии как песочная терапия, которое становится популярным в последнее время благодаря такому изобретению современных химиков как кинетический песок, который носит много названий - живой, космический, мокрый. Но как бы не назывался этот продукт, ценность его неоспорима.

Это очень необычный материал, созданный в 2013 году в Швеции, на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не вызывает аллергии, легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. Все эти свойства позволяют активно использовать его в образовательной деятельности как дома, так и в детском саду.

Количество игр и упражнения с песком безграничны, все они вызывают неподдельный интерес ребенка, позволяют повысить эффективность занятий.

Знакомство с этим удивительным материалом мы начинаем еще в группах раннего возраста во время проведения непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с веществами и материалами. Малыши знакомятся со свойствами песка, разглаживают его, рисуют пальчиками закорючки, лепят и разрушают свои комочки. Помимо общего положительного фона, эти занятия позволяют изучить цвет, форму, величину. Кроме формочек используются пластиковые стаканчики, ячные контейнеры, футляры от яиц с сюрпризом и другой бросовый материал.

Для ребят постарше воспитатели совместно с родителями изготовляют формочки в форме цифр, детям очень нравятся такие игры и они быстро и с удовольствием запоминают названия и обозначения цифр.

В песке можно прятать предметы и играть по принципу «Волшебного мешочка», выделять основные признаки предметов, чувствовать пальцами разницу, развивая тем самым тактильные ощущения. В песке можно зарыть клад пиратов, и на песке же нарисовать карту сокровищ.

Замечательная игра по изготовлению отпечатков фигур на песке. Можно почувствовать себя археологами, смастерив отпечаток фигурки динозавра на песчаном камушке. Можно сделать следы животных и определять, кому они принадлежат. Либо по принципу игры «Мемори» изготовить по паре одинаковых отпечатков, запомнить их расположение, перевернуть и отгадывать месторасположение двух одинаковых.

Рисование на песке тоже может быть различным. Можно нарисовать тропинку. Это, простое на первый взгляд задание часто вызывает у детей затруднение, так как должен быть определенный нажим и положение пальца. Но данное упражнение очень полезно для развития моторики.

Для детей с нарушением речи можно вылепить из песка «язычок» из различных логопедических упражнений («Горка», «Чашечка» и т.д.) и повторить эту форму уже собственным языком.

Занятия с логопедом можно превратить в увлекательную игру, если слова, которые нужно разделить слоги, будут написаны не в тетради, а на песке, и вместо ручки использовать палочку или пальчик.

Любая ролевая игра будет интереснее с живым песком. Из него можно сделать огород и посадить пластиковые овощи, можно построить автостраду, или сварить суп.

Все это только малая доля тех игр и упражнений, которые Вы можете использовать со своими детьми. Но, безусловно, на занятиях с песком нет скуки и монотонности, каждая игра как открытие, которая принесет радость и пользу в освоении обыденных вещей волшебным образом.

Список использованной литературы:

1. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2006.

2. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.

© Фетисова М.Ю., 2016

Фоминцева Наталья Сергеевна

Учитель, МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова:

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение. В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека . В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью . В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание . Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств .

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Песок - это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке - это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является - рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: - мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме - снежинки, вспоминали о лете - делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе - делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!

Мартынова Анна Михайловна Педагог-психолог I квалификационной категории Структурное подразделение «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарская область

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку.

Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т.М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.) ; «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно.

Примеры некоторых упражнений

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей) .
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек» ) .

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Превращать буквы «Л» в «А» , «Ч» в «Т» , «О» в «Я» и т.д.

17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

18. Игра «Мой город» . Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

19. «Чей это след?» . На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?

20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

21. «Археология» . Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую) . В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть он раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

22. «Дорожки из песка» . Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка) .

23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

24. Игра «Назови звук» (по Н.В. Дуровой) . Психолог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

25. Игра «Найди друга» (по Н.В. Дуровой) . Психолог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) .

Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к] ; [к] и [к"] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие) .

26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослы сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

27. Игра «Кто это был?» (по Р.Г. Голубевой) . Психолог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м» , тигр – рычит «р-р-р» , пчела – жужжит «ж-ж-ж» , змея – шипит «ш-ш-ш» , ёж – фырчит «ф-ф-ф» . Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

28. Игра «Эхо» . Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке

Та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу.

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

29. Упражнение «Необыкновенные следы» .

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются» ) .

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
  • ребёнок с ОВЗ чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке;
  • ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
  • на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ.

В классической песочной терапии происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится во внутренний мир, в бессознательный слой. Затем в виде некоторых моделей переносится в реальную жизнь. В индивидуальной работе педагог-психолог никогда ничего не вносит в песочницу, ничего не изменяет. Когда в процессе анализа нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее сам ребёнок. Во время работы особое внимание обратить на то, какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я» .

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо, солнце.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические) ;
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические) ;
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы) ;
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения) ;
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола) ;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.) ;
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака) ;
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства) ;
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки) ;
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы) ;
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.) ;
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.) ;
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.