Как устранить свищ на трубе. Свищ в трубе: ремонт без сварки, как заделать на трубе горячей воды, в трубопроводе водопроводном, что это такое. Как устранить течь в металлических трубах

Одной из наиболее распространённых проблем, возникающих в металлическом стояке водоснабжения и отопления является образование свища.

Чаще всего свищ появляется на трубах горячего водоснабжения. Определить эту проблему достаточно просто: в том месте, где образуется свищ, появляется рыжий нарост или точечная коррозия.

Причиной появления свища на металлической трубе является износ. Однако, когда эта проблема появляется, необходимо думать не о причинах, а о рациональных способах, которые позволят избежать прорыва трубы.

Перед тем, как приступить к решению появившейся проблемы, необходимо слить воду из системы, перекрыв стопорный вентиль и открыв все краны. После этого можно выбрать один из приемлемых способов.

Способ первый: заделка свища болтом

Этот способ не подойдёт для старых труб, так как он предполагает нарезание резьбы, а старые трубы не пригодны для осуществления этой операции, которая может просто увеличить диаметр возникшей протечки. Если вы планируете провести ремонт новых труб, то вам предстоит сделать следующее:

  • возьмите дрель и расширьте свищ;
  • метчиком сделайте резьбу;
  • вкрутите болт в резьбовое отверстие.

Способ второй: установка бандажа временного типа

Этот способ предназначен для заделки продолговатого свища. Чтобы наложить бандаж, необходимо запастись прокладкой из резины, которую можно изготовить из подручных средств: резины от сапога, жгута, шины или перчатки из толстой резины.

По размеру такая прокладка должна быть больше свища. Чтобы плотно закрепить на трубе прокладку, можно использовать либо болты, либо специальные хомуты.

Способ третий: устранение свища клеевым бандажом

В данном случае процесс работы состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Очистите поверхность стояка от грязи, воспользовавшись щёткой из металла. Затем обработайте её с помощью бензина. После обработки дайте трубе высохнуть. На это потребуется пятнадцать минут.

Второй этап. Возьмите стеклоткань и нарежьте на полосы. Размер отрезков должен быть таким, чтобы одной полосой можно было шесть раз обмотать трубу. А ширина ленты должна быть больше диаметра установленной трубы на одну треть.

Третий этап. Обработайте кромку получившейся полосы клеем БФ-2. Затем на одну её сторону шпателем нанесите эпоксидный клей. Клей должен полностью пропитать материал.

Четвёртый этап. После этого на трубу водопровода наматывается лента, центральная часть которой должна полностью перекрыть место повреждения.

Пятый этап. Получившийся бандаж необходимо стянуть и закрепить полосой металлической ленты.

Важно помнить, что использовать трубу после ремонта можно уже через одни сутки, если она расположена в тёплом помещении. Если же температура в комнате не превышает семнадцати градусов по Цельсию, то эксплуатировать стояк можно лишь через четыре дня.

Способ четвёртый: холодная сварка и ремонт свища

Для временной заделки свища также используется холодная сварка. В этом случае необходимо с помощью дрели сделать свищ шире, обработать трубу ацетоном, предварительно очистив, и нанести подготовленный состав, который затвердеет за десять минут.

Что делать со старой трубой?

Старые трубы тоже можно избавить от свищей с помощью хомутов, диаметр которых должен соответствовать диаметру трубы. Кроме этого, необходимо нарезать резиновые ленты, которые будут размещаться под хомутами.

Этот способ очень удобно использовать, когда свищ появляется внезапно в неподходящее время суток. Чтобы не залить соседей до приезда аварийной бригады, именно этой конструкцией лучше всего и воспользоваться.

Если свищ небольшой, то подойдёт автомобильный хомут стандартного размера. Процесс ремонта выглядит следующим образом:

  • вырезаем ленту из резины. Её ширина должна быть либо больше на три-четыре миллиметра места повреждения, либо равна ей. Длина определяется обматыванием ленты вокруг трубы;
  • размыкаем хомут и одеваем его на повреждённое место;
  • слегка прихватываем хомут и вставляем вырезанную резиновую прокладку, аккуратно подведя её к месту, где образовался свищ;
  • закрываем повреждённое место и ключом или отвёрткой закрепляем хомут.

Если повреждение имеет большой размер, то потребуется хомут соответствующих размеров. Для его установки необходимо слить воду из труб, предварительно отключив водоснабжение.

Прежде чем установить хомут, необходимо выяснить состояние трубы. Все неровности нужно зачистить наждачкой, иначе вода будет сочиться по образовавшимся неровностям. Затем хомут устанавливается способом, описанным выше.

В принципе, заделать свищ в металлической трубе не очень сложно. С этой задачей можно легко справиться, если под рукой есть самые обычные инструменты и материалы. Бывалые мастера рекомендуют подготовить необходимые материалы заблаговременно, если у вас в квартире или доме установлены металлические стояки. Тогда никакая протечка не застанет вас врасплох.

Любая система водопровода из металла или пластика со временем может дать течь. Это может возникнуть из-за деформации или механических повреждений. Если у вас по какой-то причине нет возможности провести полную замену системы, тогда можно попробовать устранить течь в трубе на какое-то время. Для этого необходимо выяснить где находится поврежденное место. Если вода появилась под ванной или умывальником, возможно причина заключается в слабом соединении сливного отверстия. Решить проблему можно с помощью подтягивания резьбовых соединений или замены прокладки. Если же проблема гораздо серьезнее, тогда необходимо использовать эффективные методы для ее устранения.

Чаще всего трубопровод дает сбой в ванной комнате, это происходит от того, что идет большая нагрузка на всю систему. Если ваша труба вышла из строя, необходимо выяснить ее причину. Например, для пластиковой системы характерны следующие проблемы:

  • недостаточная герметизация фитингов, это может произойти из-за того, что не до конца перекрыта вода;
  • монтаж труб был произведен под давлением воды;
  • вздутие конструкции;
  • деформация или смятие всей системы.

В металлических трубах причин повреждения может быть несколько. Наиболее распространенные из них:

  • ослабление соединений, угловых или прямых;
  • внутренний коррозийный процесс, который образует маленькие отверстия по всей площади конструкции;
  • застывшая вода при сильном морозе, что приводит к разрыву труб;
  • образование мелких трещин и возникновение течи.

Коррозия является главной проблемой для металла, именно она вызывает появление ржавчины, которая приводит стенки труб к тонкому состоянию. Вследствие этого появляются небольшие отверстия, которые могут дать частичную или полную протечку всей системы.

Для того, чтобы провести качественный ремонт трубопровода, необходимо понимать что делать если течет труба.

Основные требования к ремонту металлических труб


Если вода начала капать из сливного трубопровода, устранить ее будет легко. Ремонт труб, работающих под небольшим давлением, является самым простым. Для устранения течи в ванной можно попробовать заделать проблемный участок с помощью цемента и небольшого отреза ткани.

Использование цемента. Освободите трубопровод от воды, разведите немного цемента, раствор должен быть жидким. Далее в раствор поместите обрез ткани и хорошенько его вымочите, ткань должна пропитаться. Далее накрутите на проблемный участок ткань в несколько слоев, после чего оставьте на 1 сутки, цемент должен хорошо высохнуть. Намотанную ткань можно покрасить, чтобы не портить внешний вид в комнате. Преимущество этого способа заключается в его простоте. А вот недостатком является то, что:

  • если конструкция расположена слишком близко к стене, использовать этот метод будет неудобно;
  • этот способ не подойдет и для мест стыков конструкции;

Использование клея. Этот метод предусматривает применение эпоксидного клея. Для этого понадобится очистить трубу от краски или ржавчины и обезжирить ацетоном. Далее берем ленту из стеклоткани и хорошо пропитываем ее в клее. Заклеиваем дыру и оставляем высыхать на сутки.

Использование болта. Для этого необходимо увеличить в диаметре поврежденное место, после чего в него закручивается болт с резиновой шайбой. Стоит отметить, такой способ поможет на небольшое количество времени, поэтому, как только вода перестанет идти, сразу начинайте подготовку к полной замене конструкции.

Использование стального хомута. > Для этого метода на поврежденное место устанавливается стальной хомут и закрепляется болтами и резиной, которую подкладывают под него.

Использование сварочного аппарата. Этот метод является наиболее надежным и эффективным. К сожалению, его невозможно выполнить самостоятельно, т.к. для этого нужны навыки и знания. Если вам удалось заделать проблемное место, обратитесь за качественной помощью к специалистам.

Ремонт медных изделий


А вот провести ремонт медных труб выше описанными методами не выйдет. Для меди используется высокотемпературная пайка с применением твердого припоя. Использование пайки дает возможность устранить протечку и продлить срок эксплуатации. Еще распространенной проблемой в медной конструкции является образование трещин на сгибах.

Совет специалиста! Для профилактики образования течи и трещин на меди, следует учитывать радиус сгиба.

Также протечка может образоваться из-за неисправности фитинга. В таком случае необходимо заменить прокладку, если проблема в ней. Если же фитинг вышел из строя, тогда необходимо вырезать кусок трубы и установить новый с муфтой.

При небольших поврежденных участках на металлической конструкции можно воспользоваться специальным герметиком и заклеить дырку.

Основные требования к ремонту пластиковых конструкций


Пластиковый водопровод гораздо легче исправить. Для этого не нужно использовать сварку, а можно попробовать заклеить поврежденное место. Несколько эффективных методов как устранить течь в трубе.

Использование изоленты. Для этого необходимо обмотать поврежденное место изолентой. Такой способ поможет работать системе долгое время.

Применение расплавленного пластика. Для этого необходимо взять небольшой кусочек пластика, нагреть его и заделать дыру. Выполняйте все действия аккуратно, иначе можно повредить водопровод.

Совет специалиста! Если глубина трещин или царапин составляет 10% толщины стенки, необходимо провести замену участка. Любая конструкция, работающая под давлением, требует дополнительной связки механического прижатия. Клей может высохнуть или осыпаться.

Устранение свища в трубе


Проблема возникновения свища в системе отопления или водоснабжения достаточно распространенная. Свищи возникают в результате износа труб или под действием блуждающего тока. Свищ в трубе можно заделать несколькими способами:

Метод временный бандаж. Для устранения течи можно использовать любой из этих материалов:

  • прочная резиновая перчатка;
  • велосипедная шина;
  • жгут медицинский;

Важно! Размер резиновой прокладки должен превышать площадь свища.

Устранение течи происходит следующим путем:

  • зачищается труба и обрабатывается ацетоном;
  • из отреза стеклоткани нарезаются ленты, размер их зависит от диаметра повреждения; длина ленты должна позволять наложить на трубу не менее 5 слоев;
  • кромку ленты обрабатывают клеем и туго обматываем трубу.
  • получившийся бандаж стягиваем металлической лентой.

Метод холодной сварки. Для этого необходимо выполнить следующее:

  • расширить свищ при помощи сверла;
  • очистить поверхность трубы ацетоном и дать ей высохнуть;
  • замазать поврежденное место составом холодной сварки;

Также заделать свищ можно при помощи хомутов, этот способ чаще всего применяют для старой конструкции в ванной комнате.

Профилактика образования течи

В целях профилактики образования течи на канализационной, водопроводной и отопительной системах следует выполнять несложные рекомендации специалистов:

  • не допускайте засорения сливного трубопровода;
  • следите, чтобы не образовывался конденсат на холодном стояке;
  • для наружного трубопровода недопустимо его перемерзание;

Каждый из предложенных способов устранения проблемы не вызывает технических сложностей. Единственным исключением можно считать неисправность металлической или пластиковой системы на стоках. В таком случае просто замазать поврежденное место не получится, для этого понадобится помощь специалистов и применение техники.

Протечка системы отопления – не редкость, причём происходит это в большинстве случаев неожиданно, если не считать пробных пусков оборудования в начале отопительного сезона. Что послужило причиной протечки, не всегда удаётся определить достоверно, да это не всегда и важно, так как на первом плане в таких ситуациях – восстановление герметичности отопительного контура. Как правило, основательный ремонт откладывают на тёплое время года, и при обнаружении протечки выбирают, чем замазать течь в трубе отопления временно.

Характеризующие разгерметизацию системы факторы

Система отопления состоит из следующих основных элементов:

  • нагревательный котёл;
  • трубопровод;
  • радиаторы;
  • контрольно-измерительная и запорная арматура.

Все перечисленные элементы смонтированы в отопительный контур, герметичность которого зависит от целостности составных элементов и их соединений.

Выбор способа восстановления целостности системы отопления зависит от следующих факторов:

  • доступность места повреждения;
  • статус протечки (свищ, утрата герметичности резьбовым соединением и т.д.);
  • материал изготовления повреждённого элемента;
  • наличие возможности отключения системы.

По совокупности перечисленных обстоятельств и выбирается способ, как максимально эффективно заделать протечку в трубе отопления в имеющейся ситуации.

Подготовительные работы

При точечном ремонте системы отопления прежде всего необходимо установить конкретное место протечки теплоносителя. Если трубопровод проложен скрытно (в стене, в полу), облицован декоративными элементами или обустроен теплоизоляцией, задача усложняется.

Важно! В ситуации, когда протекла труба или стык, замоноличенные в стену, целесообразно рассмотреть возможность монтажа нового участка трубопровода, так как портить отделку помещения для ремонта трубы с высокой степенью износа не имеет смысла.

На предполагаемом аварийном участке контура демонтируются декоративная отделка и теплоизоляция, отыскивается место протечки, после чего оценивается характер и степень повреждения, а также его доступность ремонту.

Точечный ремонт системы отопления может быть трёх видов:

  • механический – с применением обжимающих и стягивающих приспособлений, электросварки и других средств, не основанных на применении герметизирующих растворов;
  • химический – с использованием разного рода составов для герметизации, твердеющих в результате химических реакций или высыхания;
  • комбинированный – герметизация контура с помощью комбинации механического и химического способов.

Если выбран механический способ производства ремонта, и повреждение не значительное (игольчатый свищ или капельная утечка), систему отопления перед началом работ по устранению протечки можно оставить в рабочем режиме. Если повреждение более серьёзное, то отопление нужно отключить:

  • автономный котёл выключают, теплоноситель сливают;
  • в системе центрального отопления необходимо перекрыть вентиль общего стояка и повесить на него предупредительную табличку, после чего также слить воду из системы.


Технология обработки основания перед герметизацией контура зависит от материала исполнения трубопровода, статуса протечки и вида ремонта, но, в любом случае, окончательный результат работы во многом обусловлен качеством подготовки поверхности.

Способы выполнения ремонта с привязкой к месту протечки

В большинстве случаев устранить протечку системы отопления возможно своими силами, без привлечения профессионалов. Для этого рассмотрим способы производства точечного ремонта контура при наиболее распространённых повреждениях.

Устранение свища на прямом участке стального трубопровода механическими способами

На горизонтальном или вертикальном участке цельной стальной трубы вследствие ряда факторов (износ, коррозия, дефект материала) часто возникает течь, которую можно устранить самостоятельно и без значительных затрат.

Если в стальной трубе диаметром до 50 мм образовался свищ с сечением струи приблизительно в спичку, то устранить его можно даже без особой подготовки основания, но толщина стенки трубопровода должна быть не менее 3 мм. Место вокруг повреждения очищают от ржавчины и окалины напильником или болгаркой, после чего дрелью вкручивают в отверстие самосверлящий винт с уплотняющей прорезиненной шайбой. Длина винта подбирается с таким расчётом, чтобы он на выходе из отверстия внутри трубы выступал минимально и ни в коем случае не упирался в противоположную стенку.

Важно! При использовании электродрели теплоноситель в трубе не должен быть под давлением, чтобы струя воды не попала на инструмент и не стала причиной электротравмы или поломки дрели. В целях безопасности лучше использовать дрель со встроенным аккумулятором на 12 В, обёрнутую в целлофановый пакет с прорезью для патрона.

О том, как заделать дырку в трубе отопления диаметром от 50 мм и с более значительным сечением свища, тоже лучше знать заранее, так как последствия от повреждений такого теплопровода серьёзнее, а вероятность происшествия ничуть не ниже.

Отверстие свища прогоняется сверлом чуть большего диаметра с таким расчётом, чтобы затем нарезать в нём резьбу под болт. Толщина стенки также должна быть достаточной для нарезки резьбы. В таблице указано соответствие свёрл и резьб (метчиков).

Диаметры отверстий под метрическую резьбу с нормальным шагом

После нарезки резьбы в отверстие вкручивается болт с шайбой и уплотнительной прокладкой из резины. Длина болта подбирается в зависимости от толщины стенки – деталь после вворачивания не должна перекрывать просвет трубы или упираться в противоположную стенку.

Устранить протечку стальной трубы отопления можно и без резьбовых элементов — с помощью зачеканивания и электросварки. Отверстие рассверливается до ближайшего по величине диаметра, после чего в него молотком заколачивается выточенный из стали конус (чоп) подходящего размера. Оставшаяся снаружи часть чопа стачивается болгаркой до такой степени, чтобы осталась небольшая выступающая шляпка, которая потом обваривается электросваркой. Такой способ устранения протечки надёжен и долговечен, но следует помнить, что для сварки оцинкованных труб нужно применять электроды с рутиловым покрытием, а толщина стенок трубы должна быть достаточной (3мм).

Одиночное отверстие в стенке стальной трубы можно заглушить также при помощи узкого обжимного хомута.

Такой хомут можно изготовить и самостоятельно из полосовой стали, но в продаже имеется большой ассортимент этих приспособлений, эстетичность которых гораздо выше. Хомут выбирается по диаметру трубы и, если в комплекте с ним нет прокладки, такая уплотнительная полоса вырезается из резины или паронита толщиной не менее 3 мм. Приспособление надевается на трубу, прокладка совмещается со свищем, и хомут обжимается с необходимым усилием. Данный способ устранения протечки применим и к трубопроводам из меди или полимерных материалов.

В ситуации, когда на малой площади образовалось несколько свищей, использовать вышеперечисленные способы ремонта нельзя – участок трубы ослаблен, и ремонтировать протечки по одиночке не эффективно и даже чревато разрушением всего фрагмента контура. На повреждение продолговатой формы (трещину) узкий хомут тоже, как и чоп, не установишь.

Если в данный момент нет возможности произвести замену всего аварийного участка, то для восстановления герметичности трубопровода отопления используют обоймы — широкие хомуты, принцип действия которых тот же, что и у узких приспособлений.

Ремонт трубопровода на прямом участке или повороте химическим и комбинированным способами

Для устранения протечки трубопровода отопления производятся различные виды термостойких одно- и двухкомпонентных герметиков, применяемых как на стальных, так и на полимерных трубах. Наибольшее распространение получили высокотемпературные составы на основе силикона, характеризующиеся высокой степенью адгезии, пластичностью и способностью выдерживать температуру до 350 градусов. Эти герметизирующие смеси отличаются от других видов силиконовых клеев красноватым или коричневым оттенком.

У каждого из этих составов своя инструкция по применению, изложенная на упаковке и предусматривающая использование при герметизации стыков и сопряжений. Но, если применить армирование, их можно использовать и на плоскости, то есть, на поверхности трубопровода, как стального, так и полимерного.

Перед началом работ из системы отопления сливается теплоноситель, а участок вокруг повреждения очищается от краски, обезжиривается и высушивается.

Важно! Адгезия силиконовых герметиков к гладким поверхностям сильнее, чем к шершавым, поэтому обрабатывать ремонтируемый участок трубы абразивами не следует.

Армирование силиконового герметизирующего покрытия производится для увеличения прочности оболочки на растяжение и её устойчивости к механическим повреждениям. В качестве арматуры используют серпянку – малярную ленту из стекловолокна.

На подготовленную поверхность трубы отопления наносится герметик сплошным слоем толщиной в 2-3 мм, поверх которого наворачивается серпянка – витками встык. Поверх первого слоя сетки опять наносится слой герметика, а затем снова серпянка, но уже с напусками витков друг на друга в 5 мм. В общей сложности, слоёв сетки с прослойками из силикона должно быть 4 или 5. Необходимо, чтобы витки укладывались в натяг, без складок с пустотами, подобно бинтованию – с поворотами ленты вокруг оси в конце каждого слоя для возврата в обратном направлении. Такое бинтование должно захватывать участки трубопровода по 10-20 см в обе стороны от повреждения. Последний слой на трубе выполняется из герметика, который разглаживается рукой, смоченной в мыльной воде. Конец серпянки временно крепится к трубе капроновым хомутом в стороне от ремонтируемого участка – после отверждения состава он отрезается заподлицо поверхности герметика.

В зависимости от вида клея и общей толщины герметизирующего слоя, отверждение, которое происходит от контакта состава с влагой воздуха, требует от нескольких часов до суток.

По такой же технологии, с использованием армирования из серпянки, производят ремонт системы отопления с помощью термостойких каучуковых герметиков – также прочных, но эластичных составов, успешно применяемых как в быту, так и на производстве.

Следует иметь в виду, что в продаже имеются силиконовые и каучуковые герметики для использования в автомобильных двигателях. Если рабочие характеристики таких составов соответствуют требованиям отопительной системы, то автогерметик, рассчитанный на использование при ремонте двигателя внутреннего сгорания, с герметизацией теплопровода в быту справится тем более.


Для устранения течи трубы бытовой системы отопления часто используют готовые ремонтные комплекты, в состав которых входит всё необходимое для герметизации. Примером таких средств может служить ремкомплект Силопласт, укомплектованный даже защитными резиновыми перчатками. Основным элементом ликвидации течи в наборе является лента со специальной пропиткой, которая при контакте с водой (смачивание при монтаже) твердеет и образует на трубе прочную герметичную оболочку, которую дополнительно ничем замазывать не нужно.

Способ применения Силопласта подробно описан на упаковке, и от соблюдения этой технологии, а также качества подготовки основания зависит успех ремонта. Ремонтный набор можно использовать не только на прямых, но и на изогнутых участках трубы, а также поверх резьбовых соединений, уплотнительный материал которых потерял свои свойства.

Материал производится для различных сфер производства, поэтому при покупке необходимо выбрать именно необходимую разновидность ремкомплекта, одна из них – Силопласт «Для дома».

Для восстановления герметичности системы отопления применяются также специальные двухкомпонентные составы под названием «холодная сварка» — смеси на основе эпоксидных смол с добавлением металлического наполнителя и присадок, отвечающих за специфические характеристики клея в определённых условиях.

Смола в составе обеспечивает пластичность материала после отверждения, а металлосодержащий компонент повышает прочность и твёрдость связующего. Холодная сварка производится в жидкой и пластичной форме. Технические характеристики, в том числе температура эксплуатации и способ применения, указаны на упаковке. Остаётся только правильно выбрать тип герметика, соответствующий условиям эксплуатации и материалу изготовления теплового контура.

Если труба отопления подтекает не значительно, то вопрос, чем замазать контур на прямом участке или стыке резьбового соединения, можно решить и подручными средствами, например, с помощью клея «Минутка» или идентичных по действию. Для этого ремонтируемая поверхность или трещина должны быть очищены от краски, обезжирены и высушены. Затем подготовленный участок обматывают слоем серпянки встык и втирают в ячейки сетки обычную пищевую соду (предварительно первый виток точечно крепят к трубе клеем). Затем на трубу накладывают ещё слой из витков сетки, выполненных уже внахлёст, и опять заполняют ячейки содой. После укладки третьего слоя серпянки с содой последний виток ленты закрепляют капроновым хомутом, а на получившуюся муфту наносят клей из тюбика, начиная с места повреждения. Клей мгновенно впитывается в соду и, вступая в реакцию с ней, так же мгновенно твердеет, образуя прочную оболочку. Необходимо нанести клей на всю поверхность обмотки, тюбики выдавливают поочерёдно по мере опустошения, количество туб зависит от площади ремонтируемого участка.

Если повреждение трубы – трещина, то её так же набивают содой и капают сверху клей, мгновенно герметизируя повреждение. Поверх трещины накладывают бандаж из серпянки описанным выше способом.

Способ применим для ремонта как стальных, так и полимерных труб.

Существует ещё один способ заделывать протечки теплоносителя на прямом или овальном участке стального трубопровода отопления, а также поверх резьбового соединения – с помощью накладки бандажа из армированного цементного раствора. Для этого в системе сбрасывают давление, чтобы вода не сочилась из места повреждения, и ремонтируемый участок очищают от краски и ржавчины. Затем из цемента марки 400 или 500 готовят водяной раствор консистенции сметаны, и проблемный участок трубопровода послойно бинтуют полосой из холщовой ткани, хорошо пропускающей через себя жидкости (можно серпянкой или обыкновенным медицинским бинтом). Бинтование производят с обмазыванием каждого слоя цементным раствором. На трубе в результате должна образоваться муфта с толщиной стенки не менее 2 см, которую покрывают последним слоем того же раствора.

Эффективность способа можно повысить, если для затворения цемента использовать не воду, а клей ПВА, но не пастообразную его разновидность, а эмульсионную. Кроме того, вместо цемента можно использовать обмазочную гидроизоляцию на цементной основе

Ceresit СR 65, предназначенную специально для устройства водонепроницаемых покрытий.

Важно! Применение для герметизации трубопровода отопления цементного бандажа является временной мерой, так как цемент не пластичен и плохо сопротивляется усилиям на разрыв, которые будут воздействовать на него при температурных расширениях труб, поэтому от возникновения со временем микротрещин в ремонтной оболочке не спасёт даже армирование серпянкой.

Устранение протечки в местах резьбовых соединений

Если теплоноситель протекает на стыке участков труб, выполненном резьбовым способом, или в местах подключения к радиатору отопления, запорной арматуре, то оптимальным действием будет демонтаж резьбового соединения для диагностики причины разгерметизации. Имеется в виду ситуация, когда при монтаже отопительной системы не были использованы фитинги, рассчитанные на юстировку – регулировку с уплотнением. Демонтаж резьбового соединения, который производится после спуска теплоносителя из системы, покажет причину протечки – износ резьбы или утрата уплотнителем своих качеств.

В первом случае профиль резьбы освежают проходом по ней лерки (плашки) с нарезкой дополнительных 2-3 витков. Если же резьба разрушена значительно, то придётся выполнять вставку нового фрагмента трубопровода с помощью сварки или опять же резьбового соединения (сгон).

При удовлетворительном состоянии резьбы производят замену уплотнительного материала. Для этого резьбу очищают от остатков старого уплотнителя и наносят на неё новый. Для надёжности уплотнения рекомендуется использовать комбинацию из волоконного уплотнителя (льняная прядь) и одного из видов герметика для резьбовых соединений, в том числе и анаэробных, рассчитанных на самостоятельное использование.

Упростить эту процедуру можно, используя специальную универсальную уплотнительную нить с пропиткой. Материал нити может быть натуральным или синтетическим, пропитка – чаще всего силикон. Привлекательна такая нить простотой применения, универсальностью и доступностью цены, что позволяет выполнить ремонт самостоятельно и без значительных затрат.

В качестве уплотнителя резьбового соединения широко применяется ФУМ-лента – синтетический материал, благодаря содержанию фтора устойчивый к воздействию высоких температур и химических веществ.

ФУМ-лента производится трёх видов:

  • ФУМ-1 – со смазкой на основе вазелина, для использования в промышленных трубопроводах, в том числе с агрессивной средой;
  • ФУМ-2 – не содержит смазку, пригодна для сред с окислителями;
  • ФУМ-3 – для трубопроводов с неагрессивной средой.

Все три вида ФУМ-ленты пригодны для использования в бытовых системах отопления и достаточно эффективны при правильном нанесении на резьбу.

В случаях, когда интенсивность протечки не значительна, демонтаж резьбового соединения можно отложить до окончания отопительного сезона, а герметичность соединения восстановить наложением поверх стыка армированного бандажа с использованием одного из описанных выше герметизирующих составов – силиконового, каучукового, холодной сварки.

Заключение

Устраняя протечку системы отопления, следует объективно оценить эффективность и потенциал долговечности производимого ремонта. Большинство средств, предлагаемых производителями для устранения протечки, рассчитаны на временное устранение аварийной ситуации до принятия радикальных мер, в том числе, производства капитального ремонта системы отопления. Поэтому, проведя диагностику причин протечки и выбирая, чем замазать повреждение, необходимо проконсультироваться с профессионалами, не полагаясь только на маркетинговые консультации в магазине, иногда предоставляемые работниками без опыта ремонтно-строительной деятельности. Это позволит получить объективную оценку ситуации и правильно спланировать ремонтные мероприятия по окончании отопительного сезона, чтобы избежать усугубления ситуации в холодное время года.

Канализационные трубы, как для подачи, так и для отвода воды, в моей квартире были зашиты съемным коробом из фанеры, и об их состоянии я мог только догадываться.

Снятие короба показало, что канализационная чугунная труба, хотя и имела приличный внешний вид, но на ее поверхности имелось несколько бугорков влажной ржавчины, при прикосновении к которым, обнажились свищи. Кстати, канализационную трубу я красил 12 лет назад грунтовкой по металлу, и, как видите, грунтовка продержалась много лет, и поверхность канализационной трубы сохранилась в отличном состоянии.

Рекомендаций в Интернете как заделать свищ много. Самый распространенный метод – это накладка на свищ куска резины и прижим ее с помощью хомута, рекомендуют также забивать молотком в свищ свинцовый конус, герметизировать трубу эпоксидной смолой и всевозможными герметиками, рассверливать свищ, нарезать в отверстии резьбу и закручивать винт с резиновой шайбой. В моем случае хомут было использовать невозможно, так как один из свищей находился в месте разветвления чугунных труб. А не зная состояние стенок канализационной трубы, применять механические способы герметизации может обойтись себе дороже. На месте свища можно получить большую дыру.

Второй свищ находился на прямом участке трубы, можно было наложить и хомут, но стоимость хомутов для труб большого диаметра довольно высокая.

В надежности герметизации увлажненного водой свища с ржавыми краями эпоксидной смолой и герметиками я не был уверен. А запретить соседям временно не пользоваться канализацией, чтобы подготовить место свища к заделке и дать затвердеть герметику, не представлялось возможным.

Казалось, остался только один способ избавиться от свищей, заменить чугунную канализационную трубу новой, пластиковой. Но был у меня опыт герметизации протечек подпочвенной воды в углах стального кессона, установленного в гараже. Способ позволяет быстро заделывать влажные свищи своими руками, используя подручный материал.


Для заделки свища в чугунной трубе канализации из материалов понадобится всего немного цемента и силикатного клея, который можно приобрести в любом магазине, торгующем канцелярскими товарами. Из инструмента потребуется всего одна маленькая кисточка, напильник или кусок наждачной бумаги.

Перед тем, как заделывать свищ, нужно удалить с места трубы вокруг него краску и ржавчину, которые плохо держатся. Эта работа выполняется напильником или с помощью наждачной бумаги. После зачистки поверхности трубы место нахождения свища стало невидным. Очевидно, что свищ был очень маленького размера и пылью его закупорило. Если отверстие свища большее, то можно закрыть его слоем пластилина или любого герметика. Это будет технологическая заделка, не несущая в дальнейшем функцию герметизации свища, а служащая только для того, чтобы можно было нанести цементное покрытие.


Если цементный раствор делать на воде, то он приобретает механическую прочность через сутки. Но если воду для приготовления цементного раствора заменить силикатным клеем, то раствор застынет через несколько минут. В такой высокой скорости есть как плюс, так и минус. Пока замешивается раствор, он уже делается твердым. Эту трудность легко обойти, замешивая раствор непосредственно на самой канализационной трубе.

Делается это следующим образом. Сначала на место свища кисточкой наносится слой канцелярского клея. Площадь заделки я взял намного больше, чем размер свища, чтобы предотвратить возможное появление рядом нового свища.


Далее этой же кисточкой на нанесенный слой клея наносится слой чистого цемента, и цемент перемешивается со слоем клея. Так как кисточка в клее, к ней хорошо цепляется цемент и его удобно наносить и перемешивать. Количество нанесенного цемента должно быть таким, чтобы слой нанесенного клея был покрыт сухим слоем цемента. Сразу после нанесения слоя цемента, для предотвращения порчи кисточки, нужно хорошенько промыть ее в воде и выжать остатки воды тряпкой. Для этого под рукой желательно иметь небольшую емкость с водой.

Минут через 10, когда цемент затвердеет, для надежности наносится второй слой. Для этого нужно повторить операцию, закрасить клеем нанесенный ранее слой цемента и на клей, смешивая с ним, опять нанести цемент.

Для надежности я наношу три слоя клеевого раствора цемента. Получается толщина заделки около 3 мм, что вполне достаточно для надежной герметизации свища. Заканчивается работа нанесением на последний слой цемента слоя силикатного клея. Через несколько часов последний слой клея высыхает, поверхность цементной латки делается светлой и гладкой на ощупь. Можно покрыть трубу краской и канализационная труба будет выглядеть как новая.