Рациональное использование и охрана растительного покрова. Задания и методические указания по выполнению контрольной работы. Аллелопатия или химическая борьба между растениями

Растения (латинское Plantae или Vegetabilia) изучает наука ботаника, на XXI век ученые насчитывают более 320 тысяч видов растений, большая часть которых относится к цветковым растениям (около 280 тыс. видов), число растений увеличивается с каждым годом, постоянно открываются новые виды.

Какой была бы наша планета без растений?

Роль растений как в природе так и в жизни и хозяйственной деятельности человека трудно переоценить. Благодаря процессу фотосинтеза, происходящему в зеленых листьях растений при участии солнечного света происходит образование кислорода, который жизненно необходим для всех обитателей земной поверхности. Растения - богатейших источник витаминов и минералов, незаменимый элемент трофических цепей питания, продуцент разнообразных органических веществ в природе из неорганического сырья. Если бы в природе не существовало растений, то не было бы ни животных, ни самого человека, а сама бы планета выглядела как безжизненная пустыня, на ней бы даже не было почвы и никакого ландшафтного разнообразия, создаваемого именно растительными группировками. Человек должен ценить и понимать роль растений в своей жизни, ведь без них его бы просто не существовало, сажая и ухаживая за маленькими росточками зеленой жизни мы становимся чище и добрее, приобщаемся к таинствам природы и мироздания.

Фотосинтез как великий космический процесс, делающий нашу планету пригодной для жизни

Одной из важнейших функций зеленых растений является выработка кислорода в процессе фотосинтеза. В листьях зеленых растений содержится пигмент хлорофилл, который под влиянием солнечного света разделяет вытянутую корнями воду из почвы на водород и кислород (процесс фотолиза). Также поглощенный растениями углекислый газ в присутствии хлорофилла и уже без обязательного участия солнечного света вступает в реакцию с водой, образуя глюкозу и кислород (процесс восстановления углекислого газа). Соединяя полученную глюкозу с соединениями серы, азота и фосфора, полученными из почвы, растения генерируют белки, жиры, крахмал, различные витамины и другие сложные соединения, необходимые для их дальнейшей жизнедеятельности.

Что еще полезного дают растения природе

Скорость фотосинтеза зависит от интенсивности света, концентрации кислорода и углекислого газа, температуры окружающей среды. Полученный О 2 частично выделяется в атмосферу, частично идет на дыхание самих растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу до 510 тонн кислорода, они поддерживают её постоянный газовый баланс до состояния пригодного для дыхания. Поднимаясь в верхние слои атмосферы,кислород превращается в озон и становится частью озонового слоя, защищающего нашу планету от пагубного УФ-излучения Солнца.

Каждый год с помощью растений образовывается до 170 миллиардов тонн органических веществ, большая часть которых вырабатывается наземными растениями. С помощью растений формируется верхний плодородный слой Земли под названием почва, они обеспечивают в ней постоянный круговорот минеральных веществ, такой необходимый для её плодородия.

Растения, благодаря тому, что возвращают в атмосферу 90 % влаги, которую испаряет суша, значительно смягчают климат Земли и формируют температурный режим планеты. Поглощая углекислый газ они снижают так называемый парниковый эффект, хотя человек в результате своей хозяйственной деятельности (сжиганию топлива и вырубке значительных площадей влажных экваториальных лесов) и пытается свести все усилия «легких планеты» к нулю.

Растительность, покрывая землю плотным ковром, предохраняет её от пересыхания, создает более мягкий, влажный климат, корни хранят почву от выветривания и эрозии, предотвращают появление оврагов и оползней. Растения выделяют в воздух специфические вещества фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий, являются первой важной ступенью в трофических цепях питания.

Человек и растения

В жизни человека растения играют огромную роль, ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски, каучука и других разнообразных полезных веществ.

Растения - незаменимый источник витаминов и минералов, дефицит которых может привести к развитию у человека серьезных заболеваний. В животноводстве кормовые культуры идут в пищу животным, в крупных мегаполисах они поглощают избыток углекислого газа, служат для санитарных и гигиенических целей, поглощая вредные вещества из воздуха, ионизируя его и увлажняя.

384. С точки зрения охраны природы рациональное природопользование подразумевает:

б) наиболее полное использование природы как ресурса;

в) соотнесение возможностей хозяйственного использования территории человеком с экологической емкостью этой территории.
6.2. Современное состояние и охрана атмосферы

385. Выберите правильное утверждение. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота; б) кислорода; в) углекислого газа; г) углеводородов; д) аргона.

386. Выберите правильные утверждения. Парниковый эф­фект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

а) к понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) к повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участ­ков земли;

г) к отравлению организмов;

д) к увеличению радиационного фона на Земле.

387. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выбе­рите правильный ответ:

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;

г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.

Чем опасно разрушение озонового экрана?

388. Назовите газ атмосферы Земли, доля которого увеличивается вследствие деятельности человека.

389. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается?

390. Объясните, почему в черте города заболеваемость де­ревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.

391. Озоновый слой на­ходится:

а) в нижнем слое атмосферы; в) в верхнем слое океана ;

б) в верхнем слое атмосферы; г) на глубине океана.

392. Объясните, почему в крупных городах главные автомо­бильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.

393. Дайте прогноз состояния окружающей среды при по­вышении концентрации углекислого газа в атмосфере.

394. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению доли кислорода в атмо­сфере.

395. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает зна­чительно (во много раз) меньше кислорода, чем его потребля­ют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Объясните, почему на этих территориях сохраняется жизнь. Что произойдет, если подобное соотноше­ние потребления и воспроизводства кислорода будет на боль­шей части Земли?

396. Накопление в атмосфере парниковых газов (углекисло­го газа и др.) является опасным для всех стран. Выберите из спи­ска одну первоочередную природоохранную задачу для эконо­мически развитой Германии (А) и другую – для экономически слабо развитой Эфиопии (Б), выполнение которой будет способствовать ослаблению парникового эффекта:

а) запретить охоту;

б) прекратить строительство промышленных теплиц по вы­ращиванию овощей;

в) прекратить уничтожение лесов;

г) уменьшить сжигание нефтепродуктов;

д) уменьшить поступление в атмосферу фреонов;

е) противостоять процессу роста городов.

Объясните свой выбор.

397. Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повы­шение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3–4 градуса. Опишите прогноз последствий для России.

398. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более ус­тойчивы. Объясните, с чем это связано.
6.3.

399. Расшифруйте аббревиатуры: ПАВ, СМС, ГЭС, АЭС.

400. Перечислите отрасли хозяйства – основные потребите­ли пресной воды.

401. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды.

402. Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танке­рах, промышленных и транспортных выбросов, мойки авто­машин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти или нефтепродуктов способен образовать пленку на площади 10 м водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

403. Зимой для таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой. Как и поче­му может измениться состояние деревьев и травы в придорож­ной зоне?

404. Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке).

405. Укажите, где накапливаются уносимые с полей химиче­ские вещества, применяемые в сельском хозяйстве.

406. Озеро находится в сельской местности. Промышленных предприятий вокруг нет. Можем ли мы быть уверенными, что вода этого озера не содержит вредных веществ?

407. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в ос­новном нерастворимы и по сравнению с другими загрязните­лями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных.

408. Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совер­шенных очистных сооружений.

409. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую техни­ку, расходовать топливо и т.д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не свя­зываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в та­ких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

410. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая эконо­мические и экологические последствия) этот снег? Выберите правильный ответ: а) на поле; б) в реку или озеро; в) в специально вырытый котлован; г) в любое место. Обоснуйте выбранный ответ.

411. Человек забирает из водоемов много воды на хозяйст­венные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25 часть годового речного стока. Из Волги на различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды из Волги. К каким последствиям это приводит?

412. Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно испра­вить это положение при строительстве дорог?
6.4. Рациональное использование и охрана недр и почвенных ресурсов

413. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлоло­ма и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие.

414. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой половине XXI в. будут исчерпаны более чем наполовину.

415. Как необходимо проводить вспашку почвы (или форми­рование грядок) на склоне, чтобы предотвратить почвенную эрозию? Выберите правильный ответ: а) вдоль склона; б) поперек склона; в) по диагонали склона. Обоснуйте выбранный ответ.

416. Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

1) переход на малоотходные технологии;

2) организация заказников и заповедников;

3) безотвальная и плоскорезная вспашка;

4) вспашка поперек склонов;

5) регулирование снеготаяния;

6) борьба с загрязнением воды, воздуха;

7) создание полезащитных, водорегулирующих и приов­ражных полос;

8) обработка почвы с оборотом пласта;

10) применение тяжелой техники при обработке почвы;

11) строительство противоэрозионных прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;

12) строительство земляных валов;

13) строительство водоотводящих каналов.

417. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е гг. XX века в СССР и Канаде проводилось ос­воение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Что вам известно об этом? Почему некоторые ученые выступали против распаш­ки степей и использования их для выращивания сельскохозяй­ственных культур? Какие факторы являются лимитирующими для выращивания сельскохозяйственных растений в степных районах? К каким последствиям может привести частая обра­ботка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

418. Какова роль многолетних трав в защите почвы от эрозии? Почему в степных условиях рекомендуется безот­вальная вспашка? В чем сущность рекультивации земель?

419. По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяй­ственная организации ООН), человечество теряет (за счет вы­мывания, засоления, загрязнения и т.п.) 6–7 млн. т почвы в год. Если не брать в расчет возобновление почвы и распашку новых территорий, рассчитайте, за какой срок при нынешнем хозяйствовании человечество потеряет всю обрабатываемую сегодня почву (около 150 млн т).

420. Докажите на конкретных примерах связь продоволь­ственной проблемы с проблемой деградации почв.
6.5. Рациональное использование и охрана растительного покрова

421. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – воз­можен выход воды из берегов и затопление населенных пунк­тов, полей и т.д. Почему наводнения на лесных реках случа­ются редко?

422. Сель – опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громад­ные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, поче­му сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность воз­никновения селей очень высока?

Валовую первичную продукцию.
8. Экология как научная дисциплина относится к … наукам.

Социальным;

Биологическим;

Экономическим;

Техническим.
9. Основным программным документом Международного Союза Охраны Природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) является...

- «Концепция устойчивого развитая»;

Программа «Человек и биосфера»;

- «Международная биологическая программа»;

- «Всемирная стратегия охраны природы».
10. Живое вещество биосферы устойчиво только...

В живых организмах;

В биополимерах;

На уровне биосферы;

На уровне популяций.
11. Процесс разделения популяциями разных видов пространства и пищевых ресурсов называется...

Акклиматизацией;

Сегрегацией;

Дифференциацией экологических ниш;

Дивергенцией.
12. Установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ – это прерогатива Закона Российской Федерации...

- «О радиационной безопасности населения»;

- «Об охране атмосферного воздуха»;

- «Об отходах производства и потребления»;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
13. Мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах называется...

Авиационным;

Импактным;

Зональным;

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.2 Законы экологии Б. Коммонера.

1.3 Назовите углевод, являющийся запасным у животных.

1.4 Осенью каждая самка рыбы-нерки из семейства лососевых в реках Канады откладывает на гравий в мелких местах 3200 икринок. Следующей весной из икры выводится 640 мальков и выходит в озеро вблизи отмели; уцелевшие 64 серебрянки живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыб возвращаются к местам нереста через 2,5 года, нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности и выживаемости в каждом из следующих периодов от кладки икры до переселения мальков в озеро спустя 6 месяцев. Нарисуйте кривую выживания.

2.1 Понятие об экологическом кризисе и его причинах. Современная экологическая ситуация в стране, в регионе.

2.2 Перечислите органоиды общего значения.

2.3 Особенности агроэкологического мониторинга.

2.4 Осенью каждая самка рыбы-нерки из семейства лососевых в реках Канады откладывает на гравий в мелких местах 3200 икринок. Следующей весной из икры выводится 640 мальков и выходит в озеро вблизи отмели; уцелевшие 64 серебрянки живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыб возвращаются к местам нереста через 2,5 года, нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности и выживаемости в каждом из следующих периодов за 12 месяцев жизни в озере. Нарисуйте кривую выживания.

3.1 Пространственно-этологические особенности популяций: одиночный, семейный образ жизни, стая, колония, стадо.

3.2 Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «минимума».

3.3 Цитоплазма состоит из следующих составных частей

3.4 Осенью каждая самка рыбы-нерки из семейства лососевых в реках Канады откладывает на гравий в мелких местах 3200 икринок. Следующей весной из икры выводится 640 мальков и выходит в озеро вблизи отмели; уцелевшие 64 серебрянки живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыб возвращаются к местам нереста через 2,5 года, нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности и выживаемости в каждом из следующих периодов за 30 месяцев от выхода из озера до возвращения к местам нереста. Нарисуйте кривую выживания.

4.1 Эколого-биологическая роль продуцентов

4.2 Перечислите органоиды специального значения.

4.3 Особо охраняемые природные территории: заповедники

4.4 Численность населения в данном году составила 500 000 человек и за год родилось 10 000. Рассчитать, какова рождаемость в этом году при пересчете на 1000 человек. Достаточно ли этого уровня для поддержания стабильности народонаселения в данном регионе?

5.1 Назовите способы размножения клеток..

5.2 Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия.

5.3 Управление качеством окружающей природной среды.

5.4 Две женщины, родившиеся в один и тот же год, родили первенцев двойняшек-дочерей. Женщина «А» родила в 18 лет, а женщина «Б» - в 36 лет. Их дочери в свою очередь в том же возрасте что и матери родили двойняшек - дочерей. Все матери умирали в 72 года, рожали один раз. Рассчитать, сколько потомков было у женщины «А» и «Б» через 144 года. Нарисовать график динамики численности потомков у каждой женщины, отложив по вертикали число потомков, по горизонтали - время.

6.1 Понятие о биосфере. Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы.

6.2 Назовите вещества, входящие в состав мембран.

6.3 Изменения природных сообществ в результате распашки земель.

6.4 Две женщины, родившиеся в один и тот же год, родили первенцев двойняшек-дочерей. Женщина «А» родила в 18 лет, а женщина «Б» - в 36 лет. Их дочери в свою очередь в том же возрасте что и матери родили двойняшек - дочерей. Все матери умирали в 72 года, рожали один раз. Рассчитать, сколько потомков было у женщины «А» и «Б» к моменту их смерти. Нарисовать график динамики численности потомков у каждой женщины, отложив по вертикали число потомков, по горизонтали - время.

7.1 Загрязнение окружающей природной среды. Виды веществ-загрязнителей.

7.2 Особо охраняемые природные территории: национальные парки.

7.3 Дайте понятие наследственности.

7.4 Заполните цифровыми значениями блоки пирамиды биомассы в цепи питания «трава - полевки - лиса», если известно, что для питания одной лисы массой 8 кг в течение 1 года требуется 5475 полевок, каждая полевка съедает 23 кг травы в год, а весит 30 граммов.

8.1 Видовая структура сообществ (биоценоза). Показатели видовой структуры (обилие вида, частота встречаемости, постоянство, доминирование).

8.2 Назовите функции слюны, и её процентный состав..

8.3 Нормирование селитебных территорий. Особенности нормирования зеленых насаждений в населенных пунктах.

8.4 Заполните цифровыми значениями блоки пирамиды биомассы в цепи питания «трава - косуля», если косуля весит 25 кг и съедает 500 кг травы в год.

9.1 Основные источники загрязнения почвы. Мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения.

9.2 Биотехнология в охране окружающей природной среды.

9.3 Перечислите функции печени.

9.4 Рассчитайте, сколько продуцента приходится на 1 кг живой массы в цепи питания, где присутствует консумент 1 и 2 порядка.

10.1 Эффект экотона. Объясните с точки зрения экологии, почему наблюдается этот эффект.

10.2 Функции скелета человека и укажите число костей черепа..

10.3 Ресурсы биосферы. Эколого-экономическая классификация природных ресурсов.

10.4 На рисунке представлена пирамида энергии водной экосистемы, которая отражает скорость образования биомассы. Каждая ступень отражает количество энергии, прошедшей через определенный трофический уровень за определенный период.

Конечные хищники 88

Хищники 1603

Травоядные 14098

Водные растения 87110

Цифрами обозначено количество энергии на каждом трофическом уровне в кДж/м 2 год. Рассчитайте процент перехода энергии с предыдущего уровня на последующий.

11.1 Биомасса, продукция и продуктивность экосистем. 4 класса сообществ по продуктивности.

11. 2 Назовите массовую долю всех скелетных мышц тела человека и их функции.

11.3 Влияние лесных биогеоценозов на аграрные ландшафты.

11.4 На рисунке отражено количество ДДТ, заключенное в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи. Цифрами выражено количество весовых единиц ДДТ, приходящееся на 1 млн. весовых единиц биомассы.

Птицы (скопа) 75 Хищник 2

  1. Во сколько раз возрастает концентрация ДДТ при переходе: в первичных консументов; в мелких рыб; в крупных рыб; в тела хищных птиц, завершающих пищевую цепь?

12.1 Элементарный и молекулярный состав клетки.

12.2 Понятие «экологически чистая сельскохозяйственная продукция. Основные загрязнители пищевой продукции.

12.3 Последствия орошения для экосистем.

12.4 На рисунке отражено количество ДДТ, заключенное в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи. Цифрами выражено количество весовых единиц ДДТ, приходящееся на 1 млн. весовых единиц биомассы.

Птицы (скопа) 75 Хищник 2

Крупная рыба (сарган) 50 Хищник 1

Мелкая рыба (атериновые) 10 Травоядное животное

Водные растения 0,04 Продуценты

Концентрация ДДТ в окружающей воде составляет 0,02 части на млн. частей.

  1. На каком трофическом уровне ДДТ скорее всего оказывает наибольшее внимание?

13.1 Кожа человека, её строение, значение и функция.

13.2 Защитное лесоразведение и озеленение.

13.3 Особо охраняемые природные территории Удмуртии. Цель их создания.

13.4 На рисунке отражено количество ДДТ, заключенное в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи. Цифрами выражено количество весовых единиц ДДТ, приходящееся на 1 млн. весовых единиц биомассы.

Птицы (скопа) 75 Хищник 2

Крупная рыба (сарган) 50 Хищник 1

Мелкая рыба (атериновые) 10 Травоядное животное

Водные растения 0,04 Продуценты

Концентрация ДДТ в окружающей воде составляет 0,02 части на млн. частей.

  1. На каком уровне ДДТ легче всего обнаружить?

14.1 Среда обитания и экологические факторы.

14.2 Природные ресурсы, их классификации и пути использования.

14.3 Экологические проблемы применения минеральных удобрений.

14.4 На рисунке отражено количество ДДТ, заключенное в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи. Цифрами выражено количество весовых единиц ДДТ, приходящееся на 1 млн. весовых единиц биомассы.

Птицы (скопа) 75 Хищник 2

Крупная рыба (сарган) 50 Хищник 1

Мелкая рыба (атериновые) 10 Травоядное животное

Водные растения 0,04 Продуценты

Концентрация ДДТ в окружающей воде составляет 0,02 части на млн. частей.

  1. На каком уровне находятся насекомые - вредители урожаев, против которых применяется ДДТ?

15.1 Уровни организации живой материи в изучении жизненных явлений.

15.2 Происхождение и эволюция биосферы. Современные тенденции изменения биосферы.

15.3 Экологические аспекты известкования почв.

15.4 Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1,3,5 и 10 лет при полном отсутствии хищников. При численности оленей 2000 особей и ежегодно популяция увеличивается на 40%. Отобразите изменение численности оленей графически.

16.1 Обезвреживание и очистка сточных вод. Очистка воды в домашних условиях.

16.2 Лицензия на природопользование.

16.3 Экологическая экспертиза. Экологические ограничения при проектировании сельскохозяйственных предприятий.

16.4 Рассчитайте какова будет численность оленей через 1,3,5 и 10 лет, если начальная численность волков составляет 15 особей и не изменяется на протяжении времени. Один волк потребляет 30 оленей ежегодно. При численности оленей 2000 особей. Выжившая популяция увеличивается на 40%. Отобразите изменение численности оленей графически.

17.1 Клетка - функционально-структурная единица живого. Строение клетки. Составные клетки.

17.2 Мониторинг окружающей природной среды.

17.3 Влияние рыболовства, охоты и сбора продуктов дикой природы на экосистемы.

17.4 Рассчитайте какова будет численность оленей через 1,3,5 и 10 лет, если начальная численность волков составляет 15 особей и возрастает на 10% ежегодно. Один волк потребляет 30 оленей ежегодно. При численности оленей 2000 особей. Выжившая популяция увеличивается на 40%. Отобразите изменение численности оленей графически.

18.1 Система пищеварения человека.

18.2 Экологические последствия загрязнения атмосферы.

18.3 Пространственная структура сообществ. Ярусность. Опишите ярусы лесного сообще6ства. Приведите примеры.

18.4 Рассчитайте, какой должна быть численность растущей популяции волков, чтобы численность оленей была относительна стабильна (т.е. равнялась примерно 2000 особей) в течении первых пяти лет существования. Выжившая популяция оленей ежегодно увеличивается на 40%. Один волк потребляет 30 оленей в год.

19.1 Вода как экологический фактор. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

19.2 Какое наказание последует при порче земли, а также нарушении правил охраны и использования недр.

19.3 Резистентность вредителей. Причины возникновения.

19.4 Рассчитайте, какой должна быть начальная численность волков и пум, чтобы численность оленей была относительно стабильной (т.е. равнялась 2000 особей) в течение первых пяти лет. Выжившая популяция оленей ежегодно увеличивается на 40%. Один волк потребляет 30 оленей в год, одна пума потребляет 20 оленей в год.

20.1 Биологический закон и теория эволюции.

20.2 Агроэкосистемы. Особенности и отличие от естественных растительных сообществ.

20.3 Экологические последствия влияния животноводства на окружающую природную среду.

20.4 Что происходит, если в степных экосистемах по каким-либо причинам пропадают копытные? Произойдет ли резкое увеличение фитомассы? В каком случае произойдет значительное изменение экосистемы?

21.1 Свойства почвы как экологического фактора (эдафические факторы).

21.2 Договор на природопользование.

21.3 Общие и специальные органеллы растительной и животной клетки. Включения.

21.4 Студенты решили озеленить территорию ВУЗа и посадить аллею из елей. В лесничестве им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

22.1 Потоки энергии в экосистеме. Трофические цепи и экологические пирамиды. Правила пирамид.

22.2 Влияние с/х техники на экосистемы.

22.3 Уровни организации живой материи. Геохимическая работа живого вещества.

22.4 Объясните, почему водные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых холодных условиях. Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже -1,3 о С, а температура воздуха на суше может падать до -70 о С.

23.1 Показатели качества воды. Меры по охране вод.

23.2 Акустическое (шумовое) загрязнение окружающей среды.

23.3 Какое наказание последует при незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении лесов, а также нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

23.4 Рассчитайте ДОК токсикантов в растительной продукции, потребляемой человеком за сутки. Подпороговая доза токсикантов для наиболее чувствительных животных равна ДСД ж =2,0 и К зп =90. Потребление человеком продуктов растительного происхождения составляет п пр =0,9 кг/сут. Масса человека m ч =65 кг. С продуктами питания поступает 80% токсикантов.

24.1 Система кровообращения человека.

24.2 Снижение качества продукции из-за нарушения питания с/х растений..

24.3 Государственный учет природных ресурсов (кадастры) и загрязнителей (по степени токсичности).

24.4 Докажите на конкретных примерах связь продовольственной проблемы с проблемой деградации почв.

25.1 Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ и их условности. Виды стандартов качества окружающей среды, для чего они необходимы.

25.2 Понятие об экологически чистой продукции. Сертификация пищевой продукции.

25.3 Разведение с/х растений и животных, как антропогенный фактор.

25.4 Определите СПЗ, если в почве содержится, в мг/кг, Pb-180, Cd-2,5, Cu-15. Фоновое содержание, мг/кг, Pb-6, Cd-0,05, Cu-8. Установите категорию загрязнения почвы.

26.1 Источники загрязнения воды.

26.2 Какое наказание последует при незаконной охоте и уничтожении критических местообитаний, занесенных в Красную книгу.

26.3 Какое наказание последует при порче земли, а также нарушении правил охраны и использования недр.

26.4 Определите коэффициент экологической безопасности (К Э.Б.) дерново-подзолистой суглинистой почвы, если в почве содержится, в мг/кг, Hg-5,2, Co-20, Ni-29. ПДК, мг/кг, Hg-2,1, Co-30, Ni-100.

27.1 Какое наказание последует при нарушении правил охраны рыбных запасов, а также незаконной добыче водных животных и растений.

27.2 Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение.

27.3 Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Персистентность пестицидов.

27.4 Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных культур от вредителей без использования ядохимикатов. Приведите конкретные примеры.

28.1 Классификация организмов по их экологической роли, исходя из типов питания (продуценты, консументы, редуценты).

28.2 Платность природопользования. Определение платы за природные ресурсы.

28.3 Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

28.4 Среди врачей-диетологов бытует мнение, что при выращивании моркови, редиса, свеклы, шпината, салата для употребления в сыром виде должны быть запрещены подкормки азотными удобрениями. Почему?

29.1 Определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Их сходство и различие.

29.2 Почвенные ресурсы и их значение в сельскохозяйственном производстве.

29.3 Проблема качества воды. Эвтрофирование водоемов.

29.4 Какое количество арбуза, содержащего 120 мг нитратов на 1 кг сырой массы, можно съесть в сутки без вреда для своего организма, не учитывая другие источники их поступления.

30.1 Традиционное и современное определение экологии. Учение В.И. Вернадского о биосфере и роли живого вещества. Понятие о ноосфере.

30.2 Последствия осушения для экосистем.

30.3 Возрастная структура популяции.

30.4 Газообразные выбросы металлургического комбината содержат пыль и сернистый газ. Какие можно предложить методы очистки выбросов? Почему?

31.1 Способы деления растительной клетки.

31.2 Какое наказание последует при нарушении правил: а) охраны окружающей среды при производстве работ; б) обращении экологически опасных отходов.

31.3 Какое наказание последует при загрязнении вод и атмосферы.

31.4 Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны?

32.1 Жизненный цикл клетки. Клетка как целостная саморегулирующая система.

32.2 Отрицательное действие пестицидов на человека и с/х животных.

32.3 Охрана земель от деградации в результате эрозии.

32.4 В воздухе присутствуют одновременно фенол (0,009 мг/м 3) и ацетон (0,342 мг/м 3); соответственно им ПДК равны 0,01 и 0,35 мг/м 3 , их фоновые концентрации равны 0. Допустим ли такой уровень загрязнения?

33.1 Численность, плотность, рождаемость, смертность популяции. Факторы, влияющие на гомеостаз популяции.

33.2 Продолжительность жизни и выживаемость. Экологические стратегии выживания.

33.3 Деградация почв и причины ее возникновения

33.4 Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25. На различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды. К каким последствиям это приводит?

34.1 Система выделения человека.

34.2 Санитарно-защитные зоны и зеленые насаждения животноводческих ферм и комплексов.

34.3 Отрицательная роль тяжелых тракторов и сельскохозяйственных машин на почвенную среду.

34.4 Рассчитайте предельно допустимый сброс бытовых сточных вод, исходя из коэффициента разбавления. Воды сбрасываются в реку шириной 10 м, глубиной 0,5 м, скорость течения 1 м/сек.

35.1 Различия водных и наземных сообществ.

35.2 Биогеохимические циклы как основа динамического равновесия и устойчивости биосферы.

35.3 Атмосфера как часть биосферы. Экологические функции атмосферы

35.4 Пораженное колорадским жуком картофельное поле площадью 1000 м 2 было обработано 2 кг гептахлора. Определите, через сколько лет можно сажать растения на этом участке земли, если период полураспада гептахлора составляет 9 лет, а ПДК гептахлора - 5 мг/м 2 .

36.1 Интегрированная система защиты растений.

36.2 Урбоэкосистемы.

36.3 Профессиональная ответственность за состояние окружающей среды.

36.4 В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы, было загрязнено пастбище площадью 1000 м 2 , глубина проникновения вод составляет 0,5 м. Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.

37.1 Почвенный покров (педосфера) как часть биосферы. Экологические функции почвы.

37.2 Регулирование численности (плотности) популяции.

37.3 Строение и функции клеточной мембраны.

37.4 В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водоемы. Какое значение для здоровья человека и существования экосистем имеют такие водотоки? Выскажите предположения о путях защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водоемов.

38.1 Иммунная и эндокринная системы человека.

38.2 Ландшафтный подход в агроэкологии

38.3 Юридическая ответственность за состояние окружающей среды. Виды наказания за экологические правонарушения.

38.4 Иркутс/p/olКрупная рыба (сарган)/olкий ученый В.П. Кривых доказал, что протравливание семян зерновых культур хвойной мукой с небольшой добавкой фосфорного удобрения вместо «грубого» протравливания пестицидами дает прибавку урожая в среднем в 2 раза. Назовите выгоду предложенной ученым технологии.

39.1 Гидросфера как часть биосферы. Роль воды в природе.

39.2 Эколого-биологическая роль продуцентов.

39.3 Экономический механизм охраны природы.

39.4 Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать, учитывая экономические и экологические последствия, этот снег?

40.1 Ядро клетки. Его функции.

40.2 Уровни организации живой материи. Функции живого вещества.

40.3 Современная экологическая ситуация в регионе.

40.4 Океан - обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения.

41.1 Нервная система человека.

41.2 Платность природопользования.

41.3 Какое наказание последует при незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении лесов, а также нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

41.4 Во всем мире каждый год вымывается около 25 тыс. т почвы. В районах, где земли расположены на крутых склонах и подвергаются неразумной эксплуатации, водная эрозия, кроме резкого снижения плодородия, может привести к драматическим результатам. Опишите к каким.

42.1 Гелиотропизм.

42.2 Законы Б. Коммонера. Их биологическое и экологическое обоснование.

42.3 Экологические последствия влияния животноводства на окружающую среду как на кормовую базу.

42.4 Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов. Сделайте вывод о сходстве фитоценозов.

Первый фитоценоз - сосняк-черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, грушанка круглолистная.

Второй фитоценоз - сосняк-брусничник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавоводный.

43.1 Экологические ограничения при проектировании сельскохозяйственных предприятий.

43.2 Международное сотрудничество в сфере экологии.

43.3 Какое наказание последует при нарушении правил обращения экологически опасных отходов.

43.4 В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделею отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченные в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.

44.1 Человек и окружающая среда. Ухудшение качества окружающей среды и здоровье человека. Тератогенное, канцерогенное и мутагенное действие загрязнений.

44.2 Определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Их сходство и различие.

44.3 Современная экологическая ситуация в мире, в стране, в регионе.

44.4. Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

45.1 Какое наказание последует при незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении лесов, а также нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

45.2 Агроэкосистемы. Особенности и отличие от естественных растительных сообществ.

45.3 Тяжелые металлы и человек.

45.4 Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми? Самыми легкими? Объясните почему.

46.1 Ресурсообеспеченность. Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов.

46.2 Профессиональная ответственность за состояние окружающей среды.

46.3 Какое наказание последует при загрязнении вод.

46.4 Не имея лицензии на охоту и охотничьего билета, гражданин Ш. застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором. Руководствуясь КоАП РФ и УК РФ, поясните, к какой ответственности может быть привлечен гражданин Ш.? Подлежит ли изъятию мясо и шкура убитого лося, а также оружие?

47.1 Значение эдафических факторов в распределении растений и животных.

47.2 Экологическая ниша. Объясните, для чего необходимо пространственно-временное разделение экологических ниш. Приведите пример.

47.3 Обмен веществ и энергия в организме человека.

47.4 В России на протяжении веков заготавливали ивовые прутья, бересту, березовый сок, березовые веники, кору ивы, лыко с липы, живицу (смолу сосны). Опишите, какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе, наносимого промыслами. Распределите промыслы по степени причиняемого вреда.

48.1 Органы управления качеством окружающей природной среды.

48.2 Платность природопользования. Определение платы за загрязнение окружающей среды.

48.3 Экологические последствия эксплуатации дизельных двигателей в сельском хозяйстве.

48.4 По данным ФАО человечество теряет (за счет вымывания, засоления, загрязнения и т.п.) 5-7 млн. т почвы в год. Если не брать в расчет возобновление почвы и распашку новых территорий, рассчитайте, за какой срок при нынешнем хозяйствовании человечество потеряет всю обрабатываемую сегодня почву (около 150 млн. т). Опишите возможные экологические последствия.

49.1 Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.

49.2 Методы исключения человека из участия в производственных технологиях, опасных для состояния здоровья.

49.3 Основные типы природных экосистем. Зональность экосистем.

49.4 При проведении работ в своих садах и огородах местное население традиционно зеленую массу сорных растений и старые кусты плодовых кустарников выбрасывали на свалку. Что бы вы предложили с целью изменения традиций.

50.1 Значение лимитирующих факторов. Закон «толерантности».

50.2 Химический состав клетки.

50.3 Генетически модифицированные продукты.

50.4 При определении антропогенного загрязнения воздуха применяется метод лихеноиндикации. Что это за метод и принцип его дейсвтия?

51.1 Лимиты на природопользование.

51.2 Мышление и эмоции человека.

51.3 Пространственная структура популяции.

51.4 В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченые в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.

52.1 Значение лимитирующих факторов. Правило оптимума.

52.2 Понятие о биосфере. Структура биосферы.

52.3 Свет как экологический фактор. Гелиотропизм.

52.4 Охотоведы установили, что весной на площади 20 км 2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки. Ежегодно одна самка в среднем приносит 3 детенышей. Постройте график роста осенней численности за 4 года. Отношение родившихся и погибших самцов и самок условно принимайте 1:1. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Показатель смертности, начиная со второго, составил 20%. Как Вы думаете, будет ли на самом деле через 4 года численность соболей на этой территории такой, которая соответствует расчетной? Какие внутрипопуляционные процессы будут способствовать стабилизации численности соболей

53.1 Лимиты на природопользование.

53.2 Понятие «экологически чистая продукция». Сертификация пищевой продукции.

53.3 Какое наказание последует при загрязнении атмосферы.

53.4 Постройте график изменения заготовок шкурок зайца-беляка последовательно за 27 лет (объем заготовок приводится в баллах). Баллы: 2, 1, 3, 3, 4, 5, 15, 30, 80, 100, 60, 55, 0, 1, 1, 1, 2, 8, 90, 100, 100, 130, 10, 2, 1, 2. Сколько лет длится один цикл в динамике численности зайца-беляка. Какой прогноз для заготовок шкурок будет более точным (на один год; средний на 5 лет вперед; средний на 10 лет вперед).

54.1 Экологические последствия влияния растениеводства и животноводства на окружающую среду.

54.2 Половая структура популяции.

54.3 Ресурсы биосферы. Ресурсообеспеченность.

54.4 Сравните видовой состав гнездящихся птиц на трех участках приволжской степи.

Ковыльная степь: степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, каменка-плясунья, каменка-плешанка, лунь степной, орел степной.

Посевы с лесополосами: степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, желтая трясогузка, розовый скворец, перепел, лунь полевой.

Посевы без лесополос; степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, каменка-плясунья, чибис, лунь полевой.

На каких участках сообщества более сходны между собой по составу размножающихся птиц?

55.1 Температура как экологический фактор. Физиологические адаптации растений к низким и высоким температурам.

55.2 Ресурсы биосферы. Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов.

55.3 Агрофитоценозы.

55.4 Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов. Первый располагается в заповеднике, другой в соседнем лесу, где отдыхают люди.

Список видов первого фитоценоза: дуб черешчатый, липа, лещина, осока волосистая, мужской папоротник, подмаренник Шультеса, сныть обыкновенная.

Список видов нарушенного фитоценоза: дуб черешчатый, яблоня домашняя, липа, одуванчик лекарственный, подорожник большой, осока волосистая, земляника лесная, сныть обыкновенная, крапива двудомная, горец птичий, лопух большой, череда.

Выпишите названия видов, которые исчезли из сообщества под воздействием вытаптывания. Выпишите названия видов, которые появились благодаря вытаптыванию и другим процессам, сопутствующим отдыху людей в лесу

56.1 Загрязнители пищевых продуктов биологического происхождения.

56.2 Международное сотрудничество в сфере экологии.

56.3 Управление популяциями в зависимости от религии.

56.4 Рассчитайте первичную продуктивность участка, если площадь лесов 23 га, садов-огородов - 3 га, дороги - 6 га, пруда - 0,9 га. Способность территории воспроизводить возобновляемые ресурсы в виде первичного органического вещества можно рассчитать по формуле:

П р = С i · Т i ,

где П р С i - ежегодная продуктивность i-го растительного сообщества; Для леса в среднем - 8,6 т/га; для водоемов - 0,69 т/га; для населенных пунктов, дорог и рудеральных сообществ - 0,62 т/га; Т i

57.1 Технический сервис сельскохозяйственной техники и окружающая среда.

57.2 Классификация организмов по их экологической роли, исходя из типов питания. Охарактеризуйте эколого-биологическую роль продуцентов, консументов, редуцентов.

57.3 Понятие о популяции (элементарная, экологическая, географическая). Охарактеризуйте основные статистические показатели популяции. Понятие гомеостаза.

57.4 Какая площадь садов-огородов и населенных пунктов обеспечит первичную продуктивность, равную продуктивности 4 га леса? Способность территории воспроизводить возобновляемые ресурсы в виде первичного органического вещества можно рассчитать по формуле:

П р = С i · Т i ,

где П р - продуктивность территории по растительной массе; С i - ежегодная продуктивность i-го растительного сообщества; Для леса в среднем &‐ 8,6 т/га; для водоемов - 0,69 т/га; для населенных пунктов, дорог и рудеральных сообществ - 0,62 т/га; Т i - территория, занимаемая сообществом, га.

58.1 Основные типы природных экосистем и биомов. Вертикальная и горизонтальная зональность экосистем.

58.2 Экологическая структура сообществ.

58.3 Потоки энергии в экосистеме. Трофические цепи. Экологические пирамиды. Правила пирамид.

58.4 Составьте пять цепей питания. Все они должны начинаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточными звеньями должны быть: 1 - дождевой червь; 2 - личинка комара в пресном водоеме; 3 - комнатная муха; 4 - личинка майского жука; 5 - инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6-7?

59.1 Экологические сукцессии и их типы. Основные закономерности сукцессий. Понятие сукцессионного ряда.

59.2 Элементарный и химический состав клетки.

59.3 Антропогенные экосистемы (агроэкосистемы и урбосистемы). Особенности и отличие от естественных сообществ.

59.4 Рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг. Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне поедаются только представители предыдущего уровня.

60.1 Стресс и адаптация. Поведение. Биологические и социальные основы поведения человека.

60.2 Понятие о биосфере. Структура биосферы. Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы.

60.3 Экологическая экспертиза. Экологические ограничения при проектировании сельскохозяйственных предприятий.

60.4 Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей - 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

61.1 Классификация разделов экологии: по уровням организации природных систем; таксономическим категориям; подразделениям среды обитания; по времени; методическим подходам и т.д.

61.2 Прикладные разделы экологии.

61.3 Двигатели внутреннего сгорания и окружающая среда.

61.4 Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми? Самыми легкими? Объясните почему.

62.1 Загрязнение окружающей природной среды. Классификация загрязнений. Виды веществ-загрязнителей.

62.2 Экологизация науки, природопользования, образования, здравоохранения, политики.

62.3 Назовите органы, от которых кровь поступает в печень.

62.4 Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн. т нефти. Один грамм нефти или нефтепродуктов способен образовать пленку на площади 10 м 2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

63.1 Нормирование загрязняющих веществ в окружающей среде.

63.2 Назовите виды и функции кровеносных сосудов..

63.3 Экозащитная техника и технологии.

63.4 При аварии супертанкера было выброшено в море 230 тыс. т нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.

64.1 Понятие об экологическом кризисе и его причинах.

64.2 Консорционная экология.

64.3 Экологические зоны мирового океана.

64.4 В результате взрыва танкера было выброшено в море 100 тыс. т нефти. Какая площадь воды была покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки примерно 3 мм, а плотность нефти 800 кг/м 3 .

65.1 Деградация почв и причины ее возникновения. Основные источники загрязнения почвы и сельскохозяйственной продукции.

65.2 Сформулируйте закон необратимости эволюционных процессов..

65.3 Понятие коэволюции.

65.4 Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать, учитывая экономические и экологические последствия, этот снег?

66.1 Экологические проблемы применения минеральных удобрений.

66.2 Ресурсы. Типы среды. Биотоп.

66.3 Этологические структура популяции.

66.4 Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?

67.1 Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Какой документ в России регламентирует список применяемых пестицидов?

67.3 Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Причины исчезновения видов.

67.4 Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25. Из реки на различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды. К каким последствиям это приводит?

68.1 Тяжелые металлы и человек.

68.2 Факторы, зависящие и не зависящие от плотности популяции. Природные циклы.

68.3 Круговороты веществ и превращение энергии как основа динамического равновесия и устойчивости биосферы.

68.4 Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак - доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

69.1 Биологические методы борьбы в лесном и сельском хозяйстве.

69.2 Объясните понятие кумулятивного действия загрязнителя.

69.3 Понятие о ноосфере.

69.4 В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена . Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А , В , 0 . Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 - вторую, BB или В0 - третью, АВ - четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0 , тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери - вторая группа крови, а у отца - первая?

70.1 Трансгенные растения.

70.2 Эктотермные и эндотермные организмы.

70.3 Морфологические признаки и адаптации животных к местообитанию. Приведите примеры.

70.4 У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

71.1 Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха. Оценка загрязнения атмосферного воздуха. Понятие трансграничного загрязнения.

71.2 Синергизм факторов. Сигнальное значение факторов.

71.3 Биоиндикация и биотестирование.

71.4 У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

72.1 Экологические последствия загрязнения атмосферы.

72.2 Влияние экологических факторов на пространственное размещение организмов, их выживание, рост, развитие и размножение.

72.3 Назовите причину неполного окисления топлива в камере сгорания до конечных продуктов.

72.4 Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

73.1 Предупреждение и пути снижения загрязнения атмосферного воздуха.

73.2 Жизненные формы. Конвергенция.

73.3 Мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения почв.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?

2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?

3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

74.1 Акустическое (шумовое) загрязнение окружающей среды.

74.2 Принцип эмерджентности.

74.3 Анатомо-морфологические и физиологические приспособления растений и животных к низким и высоким температурам.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

75.1 Проблема качества воды. Эвтрофирование водоемов. Обезвреживание и очистка сточных вод.

75.2 Иерархия биосистем - уровни организации живого.

75.3 Современная экологическая ситуация в мире, в стране, в регионе.

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F 1 , если красная окраска и круглая форма плодов томата - доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма - рецессивные признаки?

2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

76.1 Понятие биологическое разнообразие. Экологическое и экономическое значение биологического разнообразия.

76.2 Синузия - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).

76.3 Фотопериодизм.

76.4 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники - с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

77.1 Воздействие человека на биологическое разнообразие.

77.2 Демографический (возрастной, половой, иерархический) и генетический состав популяций.

77.3 Мониторинг окружающей природной среды. Особенности лесного мониторинга.

77.4 Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ АНД ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?

78.1 Охраняемые природные территории, их роль в сохранении биологического разнообразия.

78.2 Принцип агрегации особей У. Олли. Типы агрегации.

78.3 Охарактеризуйте воздействие соединений свинца на организм человека.

78.4 В одной исследовательской лаборатории изучен участок одной из цепочек молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Оказалось, что он состоит из 24 мономеров-нуклеотидов: ГТГ ТАА ЦГА ЦЦГ АТА ЦТГ ТАЦ АЦЦ... . Каково строение соответствующего участка второй цепочки той же молекулы ДНК?

79.1 Экономический механизм стимулирования производства экологически безопасной продукции.

79.2 Динамика (цикличность) популяций и её основные типы.

79.3 Вода как экологический фактор.

79.4 При выполнении упражнений мышцы обеих рук за 1 мин расходуют 20 кДж энергии. Определите:

1) Сколько всего израсходуют мышцы за 15 мин при условии, что кислород в мышцы доставляется кровью в достаточном количестве?
2) Накапливается ли молочная кислота в мышцах?

80.1 Нормирование селитебных территорий. Особенности нормирования зеленых насаждений в населенных пунктах.

80.2 Специфические особенности деятельности животных биотрофного комплекса (в надземной сфере, в почвенной среде) - позвоночных и беспозвоночных.

80.3 Мониторинг окружающей природной среды. Виды мониторинга

80.4 У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая - а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.

81.1 Экологическая экспертиза.

81.2 Перечислите известные вам альтернативные виды автомобильного топлива.

81.3 Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных.

81.4 У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей.

82.1 Биотехнология в охране окружающей природной среды.

82.2 Строение почвы. Почвенные биогеогоризонты и слои.

82.3 Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Платность природопользования.

82.4 Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?

83.1 Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды.

83.2 Отличие почвы от материнской породы.

83.3 Световой режим. Экологические адаптации растений и животных к световому режиму.

83.4 Одну из форм наследственной глухонемоты вызывает рецессивный ген. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родились два глухонемых ребенка. Какова вероятность того, что третий ребенок окажется глухонемым?

84.1 Государственный учет природных ресурсов (кадастры) и загрязнителей (по степени токсичности).

84.2 Диссипация энергии.

84.3 Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

84.4 У кролика черная окраска шерсти доминирует над белой. Фермер приобрел самца черной окраски, точный генотип которого неизвестен. Какие мероприятия должен провести хозяин кролика для определения генотипа?

85.1 Международное сотрудничество в сфере экологии.

85.2 Пастбищные и детритные пищевые цепи.

85.3 Эволюция общества в его отношении к природе.

85.4 Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F 2 ?

86.1 Законы Коммонера.

86.2 Экологические коридоры.

86.3 Закон конкурентного исключения.

86.4 От скрещивания безрогого быка и безрогой коровы получено только безрогnbsp;ое потомство. В потомстве, полученном от другой пары безрогого быка и безрогой коровы, оказались не только безрогие, но и рогатые особи.

87.1 Значение коэволюции.

87.2 Планктон, бентос, нектон.

87.3 Экономический механизм охраны природы. Государственный учет природных ресурсов (кадастры) и загрязнителей (по степени токсичности).

87.4 Черная корова Ночка принесла красного теленка. У красной коровы Зорьки родился черный теленок. Эти коровы из одного стада, в котором один бык. Каковы генотипы всех животных? (Ген черной окраски - доминантный. ) pp

88.2 . Первичные, вторичные и климаксные экосистемы (сообщества).

88.3 Защита генофонда биосферы. Охраняемые природные территории, их задачи и цели.

88.4 У фигурной тыквы белая окраска плода доминирует над желтой. Скрещивали тыквы с белой и желтой окраской плода и получили в F 1 все плоды с белой окраской. Затем скрестили между собой гибриды F 1 и получили 36 плодов. Сколько плодов с желтой окраской получится в результате скрещивания гибридов F 1 между собой?

89.1 Биологический мониторинг.

89.2 Типы пресноводных сред и лимитирующие факторы.

89.3 Киотский протокол.

89.4 Гетерозиготного петуха с оперенными ногами скрестили с‐ курицей, имеющей неоперенные ноги. Определите численное соотношение расщепления гибридного потомства по фенотипу и генотипу.

90.1 Международное сотрудничество в сфере экологии.

90.2 Зональность в море. Морские сообщества.

90.3 Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

90.4 У родителей-карликов родился сын нормального роста. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка с нормальным ростом; двоих детей с нормальным ростом.

91.1 Общая структура наземных сообществ.

91.2 Законы экологии Б. Коммонера.

91.3 Проблема загрязнения почвы навозом и навозными стоками.

91.4 От скрещивания белого кролика с черной крольчихой получены как белые, так и черные крольчата. Объясните, почему расщепление произошло в первом же поколении. Каковы генотипы родителей и крольчат?

92.1 Понятие об экологическом кризисе и его причинах. Современная экологическая ситуация в стране, в регионе.

92.2 Антропогенный этап развития биосферы.

92.3 Особенности агроэкологического мониторинга.

92.4 У фасоли черная окраска семенной кожуры доминирует над белой. Определите вероятность появления семян разной окраски при скрещивании:

1) Аа x Аа; 2) АА x аа; 3) аа x АА; 4) аа x Аа.

93.1 Прямое и косвенное, целенаправленное и стихийное воздействие человека на подсистемы биосферы.

93.2 Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «минимума».

93.3 Коадаптация биосферы и техносферы.

93.4 При скрещивании земляники с красными и белыми плодами все потомство оказалось с розовыми плодами.

Определите: а) Какое потомство следует ожидать в F 2 ?

94.1 Эколого-биологическая роль продуцентов

94.2 Сенокошение и выпас, как антропогенный фактор.

94.3 Особо охраняемые природные территории: заповедники

94.4 У пшеницы карликовый стебель доминирует над нормальным. В потомстве 75% растений оказались карликовыми. Каковы генотипы исходных форм пшеницы?

95.1 Основные виды мониторинга.

95.2 Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия.

95.3 Загрязнение воздушной среды.

95.4 У коров безрогость (А ) доминирует над рогатостью, а черная окраска (В ) над рыжей. От скрещивания рыжих рогатых коров с черным безрогим быком получено 84 теленка. Известно, что бык гетерозиготен по обоим признакам.

а) Сколько будет телят, похожих на быка?

б) Сколько будет разных генотипов у телят?

в) Сколько будет рыжих телят?

96.1 Понятие о биосфере. Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы.

96.2 Уменьшение озонового слоя.

96.3 Изменения природных сообществ в результате распашки земель.

96.4 Мужчина - левша, родители которого были правшами, женился на женщине - правше, отец которой был левшой, а мать была правшой. Каких детей можно ожидать от этого брака?

97.1 Загрязнение окружающей природной среды. Виды веществ-загрязнителей.

97.2 Особо охраняемые природные территории: национальные парки.

97.3 Понятие о качестве окружающей природной среды.

97.4 Какие группы крови возможны у детей, если у матери II группа, а у отца IV группа?

98.1 Видовая структура сообществ (биоценоза). Показатели видовой структуры (обилие вида, частота встречаемости, постоянство, доминирование).

98.2 Закон снижения энергетической эффективности природопользования.

98.3 Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду.

98.4 Темноволосая короткопалая женщина, гетерозиготная по обоим признакам, вступила в брак с нормальнопалым мужчиной. Какими будут дети?

99.1 Основные источники загрязнения почвы. Мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения.

99.2 Биотехнология в охране окружающей природной среды.

99.3 Экологическое аудирование (аудит).

99.4 Численность населения в данном году составила 500 000 человек и за год родилось 10 000. Рассчитать, какова рождаемость в этом году при пересчете на 1000 человек. Достаточно ли этого уровня для поддержания стабильности народонаселения в данном регионе?

100.1 Эффект экотона. Объясните с точки зрения экологии, почему наблюдается этот эффект.

100.2 Закон необходимого разнообразия. Правило монокультуры Одума.

100.3 Экологическое страхование.

100.4 Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ АНД ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?

Растения широко распространены на Земле. Они встречаются в подавляющем большинстве мест, пригодных для жизни.

При этом для каждого места обитания и климатической зоны характерна своя растительность. Растениям нужна жидкая вода, поэтому их много там, где выпадает достаточное количество осадков и нет морозов круглый год. В таких климатических зонах формируются леса и луга. В более сухих местах мы встречаем степи. Но даже в пустынях и в условиях вечной мерзлоты растут некоторые растения.

Человек для своих нужд выращивает многие виды растений, в том числе завезенные из далеких мест обитания. Культурные растения растут на полях, в садах, в теплицах, где создаются условия, при которых растения могут расти и плодоносить круглый год. Человек выращивает много декоративных растений.

В природе растения играют очень важную роль, ведь благодаря им возможна жизнь животных.

Во-первых, растения производят органические вещества из неорганических . Животные этого делать не умеют, им приходится питаться готовыми органическими веществами, т. е. поедать растения или других животных, которые питаются растительностью. Без растений животные умерли бы от голода. Сначала растения синтезируют органическое вещество глюкозу, потом ее превращают в другие органические вещества, в основном в крахмал. Для синтеза глюкозы растениям нужны в основном два неорганических вещества - это вода и углекислый газ. Воду растения всасывают по большей части из почвы, а углекислый газ поглощают из воздуха. Для синтеза органического вещества растениям необходима энергия. Они ее получают от лучей Солнца. Процесс такого синтеза называется фотосинтезом .

Как известно, углекислый газ выделяется в процессе дыхания. Если бы его не поглощали растения, то он бы накопился в атмосфере. Это бы привело к плачевным последствиям (проблемам с дыханием у животных, парниковому эффекту). Поэтому второе важное значение растений - это поглощение углекислого газа .

В процессе фотосинтеза выделяется побочный продукт - кислород. Именно кислородом дышат все живые организмы (они его поглощают из атмосферы). Поэтому третье важное значение растений в природе - это обогащение атмосферы кислородом .

Велика роль растений и в жизнедеятельности человека. Люди используют их в пищу, кормят ими домашних животных, строят из растений дома, мебель и многие другие вещи. Из растений получают бумагу, различные вещества (ткани, лекарства и др.). Растения используются как топливо. При этом используется не только древесина, но также торф и каменный уголь, представляющие собой остатки древних растений. Можно сказать, природа за свой долгий путь развития сумела сделать энергетический запас для человека. Благодаря этой запасенной энергии, человеческое общество получило шанс на быстрое развитие.

В пищевом рационе человека присутствуют разные растения. У одних съедобными являются плоды, у других - семена, у третьих - зеленые части, а у многих - подземные части (клубни, корни и др.).

Люди перерабатывают растения и получают из них многие пищевые продукты: муку, каши, сахар и другое.

Велика эстетическая роль растений. У многих из них расцветают красивые цветы, другие выращиваются как комнатные растения.

К сожалению влияние человека на растительный мир во многом отрицательно. Из-за хозяйственной деятельности исчезли многие виды растений, а другие находятся под угрозой вымирания. Часто человек изменяет места обитания растений, в результате они уже не могут расти.

Возвращаясь из дальних странствий, люди сознательно или бессознательно завозили многочисленные виды растений из одних регионов планеты в другие. Эти растения адаптировались к новым природно-климатических условий, заселяя новые территории. Расселяясь на новых участках, такие "гости" не могли не влиять на аборигенные растительность.

Целью сознательного завоза растений является получение новых кормовых, пищевых, технических видов, а также тех, что используются для озеленения населенных пунктов, мелиорации, повышения продуктивности лесов. Бессознательное завоза - это результат случайного биологического загрязнения.

Общеизвестным примером целенаправленного отбора и завоза растений сельскохозяйственного назначения является картофель, кукуруза, томаты, завезенные из Америки в Европу. В состав лесных насаждений в Украине были введены клен ясенелистный (Acer negundo ), сосна Банкса (Pinus banksiana), различные виды рода десен (Fraxinus), дуб красный (Quercus rubra) и многие другие древесный пород и кустарников.

Растения, не свойственные для данного региона, ранее назывались синантропними, а проникновение новых видов к местной флоры - синантропизацисю флоры. Сейчас эти сроки применяют к рудеральные видов и сорняков, занесенные растения называют адвентивными, а соответствующий процесс - интродукцией.

Адвентивные растения - растения, которые появились в определенном регионе, лежит за пределами их естественных ареалов, в результате умышленного или случайного заноса человеком.

Интродукция (от лат. Introductio - введение) - переселение некоторых видов за пределы их естественных ареалов, осуществляемое человеком целенаправленно или случайно.

Переселение адвентивных растений - это сложный и далеко не однозначный с экологической точки зрения процесс, требующий научного обоснования и контроля. Вид, новый для данного региона, называется интродуцентов. Интродукция - явление не новое в истории человечества. Любые миграции людей сопровождались расселением растений на новые для них территории, поэтому адвентивные растения делят на

археофиты - растения, которые были переселены за пределы естественных ареалов в древние времена;

неофиты - растения, которые появились в местной флоре относительно недавно.

Археофиты в флору Украины проникли так давно, что стали для нас привычными видами. В каменном веке появились пырей ползучий (Elytrigia repens), звездчатка средняя (Stellaria media), марь белая (Chenopodium album), мак дикий (Papaver rhoeas), глухая крапива пурпурная (Lamium purpureum). В бронзовом - мыльнянка лекарственная (Saponaria officinalis), горчица полевая (Sinapis arvensis), люцерна хмелевидна (Medicago lupulina), молочай кипарисовидний (Euphorbia cyparissias ), фиалка трехцветная (Viola tricolor). В галло-римские времена к нам проникли чистотел большой (Chelidonium majus), портулак огородный (Portulaca oleracea), мьяточник северный (Ballota borealis). Неофитов также довольно много, а история их проникновения и распространения в большинстве случаев известна. Скажем, распространенные в Европе элодея канадская (Elodea canadensis) и сытник тонкий (Juncus tenuis) попали из Северной Америки, соответственно, в Ирландию в 1859 и в Бельгию и Голландию в 1822 С того же континента проникли в Европу ослинник двулетний (Enotera biennis) и Злынка канадская (Erigeron canadensis), которые известны в Европе с XVII века. Последний вид настолько хорошо приспособился на новом месте, что значительно потеснил аборигенные виды, создавая сплошные покровы благодаря легкому семени хорошо переносится ветром. С европейского континента на другие также были завезены, или попало случайно многие виды растений. Так, благодаря деятельности человека, пастбища Новой Зеландии практически не отличаются по видовому составу от тех, что мы встречаем в Европе. До появления европейцев на этом острове не было животноводства и травянистые растения, которые там росли не были так приспособлены к поеданию и вытаптыванию, как завезенные европейские виды. В результате, аборигенные виды оказались менее конкурентоспособными по отношению к завезенных и были постепенно вытеснены интродуцентов.

С развитием техники и становлением мирового хозяйства, благодаря транспортным потокам, происходит интенсивнее и более быстрое перемещение растений из одного региона в другой. Сознательное выращивания культурных растений приобрело международное значение. Выращивание культурных видов там, где экологические условия благоприятны и где гарантирован значительный урожай, начинается почти мгновенно. Одновременно происходит бессознательное перемещение значительного количества растений. Оно проходит путем перевозки семян или вегетативных органов с одеждой, вещами, как примеси к посевного материала, на теле домашних и диких животных, с любыми предметами, оборудованием, машинами, с помощью автотранспорта, кораблей, самолетов и железной дороги. На пути естественного распространения растений стояли высокие горы, моря, океаны, но люди помогают им преодолевать эти препятствия.

Понятно, что далеко не все виды, которые попадают на другие территории, приживаются и распространяются. Безусловно, трудно предположить, что растения, которые растут в тропиках и попавших хотя бы в умеренную зону, могут акклиматизироваться и распространиться в естественных условиях. Виды имеют свои, присущие им экологические особенности, а территории на которые они попадают также характеризуются своими экологическими условиями. Не всегда особенности и условия совпадают, а потому не все виды способны прижиться на новом месте. Кроме того, не все интродуценты способны конкурировать с аборигенными видами. Только благодаря экологической пластичности, свойства давать большое количество семян (лучше если оно легко распространяется) и конкурентной мощности определенный вид способен закрепиться и распространиться на новых территориях и континентах. Вот почему, среди натурализованных видов так много терофиты, которые переносят неблагоприятные времена года в виде семян (подорожник большой, мятлик однолетний, медовая трава шерстистая), растений с большим количеством семян, легко переносится ветром (желтый осот огородный, Злынка канадская), водных растений, которые быстро распространяются водными потоками (элодея канадская, гиацинт водный). Независимо от путей, причин и методов проникновения, растений чаще всего закрепляются на площадях, нарушенных в результате хозяйственной деятельности человека. В природных фитоценоз им проникнуть значительно труднее. Это происходит тогда, когда определенная природная экологическая ниша занята аборигенными видами, легко вытесняются. В любом случае, введение интродуцента в природные фитоценозы или создание культурных фитоценозов с их участием, требует длительных наблюдений на опытных участках, а также контроля за их распространением.