Сострадание - способность сочувствовать другому. «Сострадание – лучшее умение человека

Хороший или плохой человек перед нами, мы определяем по его поступкам. Слова в зачет не идут. Иной блестящий оратор, произносящий пламенные речи, на деле оказывается никчемным болтуном. Наверное, поэтому мы привыкли доверять делам, а не словам.

Есть определенный набор качеств, не имея которые, невозможно соответствовать гордому слову «человек». Одно их – сострадание. Если разобрать это слово по составу, то легко понять, что оно обозначает. Приставка «со-» - это значит, вместе, а корень «страдание» в пояснении не нуждается. Сострадание – это умение разделить чье-то горе, взять часть боли на себя, облегчить тяжесть переживаемой беды.

Люди спорят об этом, одни утверждают, что сегодня способность сострадать есть не у каждого. Другие, напротив, говорят, что оно так же, как прежде, живет в наших сердцах. Проверим? Обязательно! Решили провести эксперимент. Попросили актера упасть на тротуар и полежать «без сознания» 10 минут. Камеры установили с трех сторон так, чтобы был виден лежащий человек и ноги идущих по тротуару людей. Место выбрали людное.

Актер прекрасно исполнил свою роль: он схватился за сердце, покачнулся и медленно опустился на тротуар. Было интересно наблюдать, как повели себя прохожие. Кто-то ускорил шаг, кто-то шел в том же темпе. За время эксперимента возле актера прошли 28 человек, а остановились только двое. Но мы рано обрадовались: один постоял, посмотрел, даже понюхал, не пахнет ли спиртным, и той же размеренной походкой пошел дальше. У второго в руке был сотовый. Он сделал фото и ушел.

Никто не остановился! Никто не помог, не вызвал скорую помощь! Может, актер плохо сыграл свою роль? Или все же правы те, кто говорит об отсутствии сострадания? Решили усложнить задачу. Гример нарисовал на виске актера кровавую рану, мы для чистоты эксперимента переместились на другую улицу.

Мизансцена та же: актер на тротуаре, три камеры, вокруг люди. Изменения были. Теперь все останавливались, смотрели, но все равно уходили. Многих интересовало, сам упал или его кто-то ударил. Двое вызвали скорую помощь, один рискнул пощупать пульс. Прогресс налицо.

Хотели уже свернуть эксперимент, но остановился проезжавший мимо автобус, из него выскочили девушка и двое парней. Совсем еще юные ребята, на вид не больше восемнадцати. Они рванули к нашему актеру, ощупали голову, определили, не пробита ли она. Провели опрос окружавших нас людей. Как упал? Чем ударился? Вызвали скорую и не ушли до тех пор, пока наша машина не увезла «пострадавшего».

Получается один – один. Правы и те, кто говорит, что сострадания стало меньше в окружающем нас мире, и те, кто утверждает, что оно все же еще

стучится в наши сердца.

Пообщались с ребятами, задали вопросы. Удивленно переглянулись, когда их спросили, почему помогли. Говорили все сразу, но об одном и том же. А как же иначе?! Узнав, что до их появления никто не спешил на помощь, ответили, что не удивило. Все люди разные. Равнодушные тоже есть. Добавление порадовало - а хороших людей все же больше.

Жизненного опыта у этих детей еще маловато. Но какая твердая убежденность в своей правоте и верном устройстве мира, в котором есть все, но хорошего больше!

Кстати, мы повторили эксперимент через неделю и на другой улице. Остановились все, сделали все, что полагается в таких случаях. Волшебным образом появились ниоткуда нашатырный спирт, вода и валидол. Актера подняли, уложили на скамейку, дождались машины и врачей.

Во время проведения первого эксперимента день, наверное, был какой-то неудачный. Однако, есть сострадание в наших душах, есть, никуда оно не делось! А зачем оно нам? Ведь с ним так трудно! Свои переживания и беды пережить бы, а тут еще другим сострадать надо. Для чего рвать душу, портить нервную систему?

Скорее всего, сострадание нужно для того, что вот так, как сейчас, всем миром собирать гуманитарную помощь людям, пострадавшим от наводнения или пожара. Принимать беженцев, спасать брошенных животных, кормить горячим обедом в лютый мороз бездомных и покупать им за свой счет одеяла. Тратить заработанные деньги на содержание детского дома и никому об этом не рассказывать.

Говорят, что есть Тайные Знания, и известны оно только Посвященным. Каждое их них – пророчество. Одно из этих Знаний говорит о том, что если сострадание исчезнет, если люди потеряют эту способность, то Земля перестанет существовать. Она растворится в пространстве, ибо существует она только затем, чтобы помочь человечеству научиться любить и сострадать.

admin

Проявление эмоций к другому человеку – эта важная составляющая психологического состояния личности. Сочувствие и сопереживание помогают наладить отношения с людьми, сбросить негативные эмоции. Навык формируется в детстве и необходим для анализа ситуаций, происходящих с другими людьми. Таким образом, срабатывает инстинкт самосохранения. Что собой представляет эмпатия и почему важно уметь сопереживать?

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность сострадать любому живому существу, не обязательно человеку. Сопереживание проявляется при виде больного животного, к незнакомым людям, пережившим сильные потрясения. Человек сочувствует героям книг или фильмов, проникаясь сюжетной линией. Важно понимать, что эмпатия – это и считывать мимические сигналы, движения. После получения знаков, личность, способная сопереживать, разговорит страдающего и окажет поддержку.

Что же такое эмпатия? Это сходный с сочувствием навык или расхожий? Эмпатия отличается от сочувствия тем, что человек не просто жалеет, попавших в беду людей, но и полностью проникается проблемой. Этот навык помогает понять окружающих и стать к ним ближе.

Эмпатия – это не обязательно активные действия. Сопереживающий человек не обязан решать проблемы другого. Хотя уровень помощи не измеряется, здесь уже зависит от конкретной ситуации. Эмпатию можно назвать обратной стороной эгоизма. Сострадающая личность выделяется добрым нравом, способностью любить, видеть в людях хорошие качества. Таким человеком движет душевная сила, которая подключается при виде людей, попавших в беду.

Почему важно уметь сопереживать?

Сострадание проявляется по-разному. На уровень эмпатии влияет, кто перед нами – близкий или незнакомый человек. Сопереживающая личность принимает боль и проносит через себя. Вспомните, как вы реагируете на трогательные моменты в фильмах. Многие не способны . Подобные переживания снимают напряжение, помогают .

Описанное состояние называют эмоциональной эмпатией. Такие люди остро реагируют на положительные и печальные события. Теракт в другой стране вызывает слезы, победа на олимпийских играх – радость и смех. Реагируя на беды, происходящие во всем мире, человек не контролирует эмоции, его покидает душевное равновесие.

В любом вопросе требуется золотая середина. Почему важно уметь сопереживать?

Как развить эмпатию?

Для начала следует вытянуть чувства наружу. Человек, который подавляет эмоции, не понимает, когда испытывает радость или грусть, не способен сопереживать другим людям. Сострадание основывается на понимании чувств, наблюдательности, общения, участливого отношения к окружающим.

Как развить эмпатию?

Пройдя эти упражнения, переходите к сложным методам. Проявите эмпатию к незнакомцам или людям, которых не любите или не уважаете. Общаясь с человеком, участвуйте в дискуссии, задавайте встречные вопросы, а не только рассказывайте о своей жизни.

Эмпатия у детей

Чтобы проверить готов ли ваш малыш сочувствовать другим, понаблюдайте за поведением ребенка. Как он реагирует, если у сверстника поломалась игрушка. Есть три варианта развития событий: малыш расплачется или погладит «страдальца», не обратит внимания, или посмеется в ответ. Последние две реакции говорят о том, что чувство эмпатии вашему ребенку неизвестно. Возьмите на заметку и после достижения ребенком 3 лет, начинайте действовать.

Эмпатия у детей проявляется по-разному. Сочувствующий ребенок обратит внимание на слезы, расстроится или также заплачет. Детки, способные сострадать, реагируют на интонацию родителей, мимику. Эмпатия способствует развитию полезных навыков ребенка: адекватной эмоциональной оценке происходящего, заботе о природе, близких людях. Эти качества необходимы для формирования зрелой и

Развитие эмпатии у дошкольников

Не существует универсального метода, который из безразличного малыша сделает сопереживающего ребенка. Основы закладывают родители и близкие, находящиеся в окружении. На развитие эмпатии у дошкольников уйдут годы, поэтому не откладывайте прививание навыка на потом. Для формирования отзывчивости выполняйте такие правила:

Следите за эмоциональной обстановкой в семье. Ребенок копирует действия родителей, считывает с них информацию, повторяет слова, привычки. Покажите на своем примере, как общаются близкие люди. Проявляйте сочувствие, интересуйтесь, как прошел день, предлагайте помощь, заботьтесь во время болезни.
Станьте примером для подражания. Как правило, люди замыкаются в своей семье, оставаясь безразличными к бедам других. Покажите, что вы активно участвуете в жизни бабушек и дедушек, проведываете друзей. Помогаете незнакомцам, попавшим в неприятные ситуации. Достаточно начать с малого, предложить ребенку уступить место пожилому человеку и объяснить, что ему тяжело стоять.
Поощряйте ребенка за проявление чувств. Благодарите малыша, если он помог или проявил участие. Поддерживайте, если у ребенка возникло желание помочь окружающим. Пусть даже если совершаемые действия кажутся вам пустяком. Например, спасение муравья от дождя.
и не наказывайте. Если ребенок повел себя неадекватно, то не спешите ругать. Разберитесь, правильно ли малыш понял ситуацию, знает ли он, как принято реагировать. Непонимание эмоций или поступков приводит к неправильному поведению ребенка.
Давайте эмоциональную подпитку. Не скупитесь на похвалу, объятия, поцелуи. Рассказывайте ребенку, как прошел день, спрашивайте о его переживаниях. Главное при этом не жаловаться и не осуждать поступки других, а просто объяснять, плакали или грустили. Не отмахивайтесь от проблем ребенка, проявите сочувствие.

Эмпатия поддается развитию, но и неиспользование навыка ведет к снижению сопереживания. Исследования среди студентов показали, что уровень отзывчивости за последние 30 лет снизился на 40%. Поэтому понимания эмпатии недостаточно. Проявляйте участие ежедневно, заботясь о близких людях.

25 марта 2014, 17:36

Сострадание – есть оценивающий фактор, характеризующий умение понять горе другого. Сострадание и сочувствие присуще только земным Душам. Ни одна космическая Душа этими каче-ствами не обладает. Данный фактор имеет различную шкалу степе-ней Сострадания, которая объясняет зависимость способности по-нимания от реально сформированного условия, воспринимаемого как горе индивида.

При Сострадании всегда существуют два индивида: страдаю-щий и сочувствующий. Насколько будет раскрыта при правильном понимании сложившейся обстановки степень Сострадания у со-чувствующего, настолько он способен оценить положение страда-ющего и соответственно понять все его чувства на данный момент. Степень раскрытия Сострадания всегда зависит от Уровня сочув-ствующего индивида, от его собственного Уровня развития.

Истинная развитость Души индивида, у которого начинают накапливаться энергии сострадания, 13 э.е. и выше. Сочувствие – при 17 э.е. и выше. Энергии Сострадания накапливаются в чакре «физическая манипура», сочувствия – «эфирная анахата». Каче-ство Сострадания – одно из первых, которое «по крупицам» начи-нает заполнять ячейку непосредственно матрицы Души. Сострадание – нравственное качество, свойственное только земным людям.

Соответствие Уровней сознания индивида, конкретно отдель-но взятых зон с качественными накоплениями, с Уровнем самой ситуации горя страдающего отвечает характеристикам полного по-нимания сочувствующим страдающего.

Ситуации формирования нежелательных событий или горя для всех землян одинаковы. Зоны полученного от этого ощущения качеств тоже у всех одинаковы. Вариации здесь вносят качества, полученные в результате свободы выбора при прохождении дан-ного горя, в результате чего складывается индивидуальное ощуще-ние горя и понимание чувств другого в данной ситуации. Каждый судит по собственному опыту, а потом уже по опыту других.

Сострадание характеризуется условием возникновения при-знаков жалости у сочувствующего индивида, проявляющихся в различной степени. Сострадание всегда сохраняет тенденцию к прогрессивному росту собственной основы.

Фундаментальной базой Сострадания, как самостоятельно развивающейся субстанции, служит информационная база каче-ственных накоплений индивида, относительно которой Душа про-изводит определённые процессы сопоставлений, сверяющих соб-ственный результат жизненного опыта с ситуацией страдающего.

Фактура Сострадания обладает собственной систематизацией, которая распределяет имеющиеся формы Сострадания по Уровням и по целенаправленным факторам развития данных форм. Каждая субстанция Сострадания развивается самостоятельно, но её инди-видуальность непосредственно формирует индивид, содержащий форму данного Сострадания. Сострадание, как личностная кате-гория, не может развиваться без индивида, который, совершен-ствуя свою основу, одновременно совершенствует и ощущения Сострадания.

Все характеристики, присущие любому индивиду, имея соб-ственные Иерархии, всегда растут и развиваются с данным ин-дивидом, потому что он без них не являл бы того единого цело-го, что составляет его индивидуальность. Они не приспособлены существовать отдельно от него. Такое существование в симбиозе присуще не только отдельным личностным основам, но и всему общемировому Естеству, так как оно тоже является Душой самого наивысшего Уровня и значимости.

Интерпретация:

Сострадание относится к высоким качествам личности. И по-является у многих Душ только через множество воплощений (при достижении истинной развитости Души не менее 13 э.е.). Нельзя сострадать другому, не испытав боль и горе самому. Человек муча-ется, чтобы научиться сострадать другим.

Качество Сострадания несёт в себе функцию понимания чувств и потребностей другого. Но так как человеку трудно по-нимать кого-то постороннего и сочувствовать ему в чём-то, если у него самого подобные качества отсутствуют, то в целях их на-работки Высшие Создатели включили в его жизнь ситуации с не-благоприятными факторами и катастрофами. Человек никогда бы не был человечным, добрым, гуманным и потерял бы много пре-красных качеств (милосердие, любовь к ближнему), если бы не на-учился сострадать другим. Страдания заставляют думать о жизни, о себе подобных, учат делать определённые выводы.

Сострадание выражает не только чувство, но и понимание си-туации пострадавшего в деталях, осмысление его нужд и потреб-ностей, видение последствий случившегося и умение находить вы-ход из сложившихся обстоятельств. Сострадание – это не просто сочувствующее «оханье и аханье», а участие в изменении ситуа-ций, оказание помощи.

Сострадание несёт в себе особый тип энергии, способный оживлять, воссоединять, восстанавливать разрушенное на Земле.

Сострадание – качество, присущее только земным Душам. В других Мирах Бога и в Божественной Иерархии такое каче-ство отсутствует. Потому, что во всех Мирах, кроме Земли, су-ществует, говоря земным языком, глубокое уважение к любой, находящейся там, форме жизни и понимание её.

Это утверждение Высших Иерархов относится и к Опре-делителям и Управителям людей Земли. У наших Небесных Учителей никогда не бывает нас, Их подопечных, жалко. Они не знают чувства сострадания, сочувстия к нам. Но Они испы-тывают к нам такое чувство Любви, которое нам не знакомо. Энергетика чувства сострадания составляет 14 э.е, сочувствия - 12 э.е. Энергетика Любви Небесных Учителей к нам 26 э.е. Самая высокая степень земной любви составляет 19 э.е.

У отрицательных индивидов качество Сострадания полно-стью отсутствует на всех Уровнях развития. Этим они отличают-ся от положительных и молодых Душ. Последние, начиная свой путь в земном мире, на начальных стадиях развития тоже не имеют данного качества, но впоследствии его нарабатывают, а индиви-ды, выбравшие отрицательный путь, не приобретают его никогда. Поэтому надо отличать тех, кто ещё не успел приобрести данное качество, от тех, кто его никогда не приобретёт. Положительные Души учат сострадать, сопереживать, сочувствовать, восприни-мать чужую боль как собственную.

Земная Иерархия имеет несколько степеней данного качества, поэтому его приходится нарабатывать не только многократными повторениями жизненных сложностей, но и утончением их. Это развивает способность индивида всё глубже понимать ситуацию, реально происшедшую с другим.

Человек обязательно бывает и в роли жертвы, и в роли по-стороннего наблюдателя. Такая методика ускоряет набор индиви-дом необходимых качеств. Сначала индивид выступает как жертва, попадая в сложные или опасные ситуации, от которых приобре-тает какой-то опыт и понимание. Но что он вынесет из данных обстоятельств, проверяется в других ситуациях, где он является посторонним наблюдателем. Сам, не соприкасаясь с горем и тра-гедией, он обязательно каким-то образом реагирует на увиденное или услышанное. Степень его понимания чужой трагедии позволя-ет выяснить, насколько он усвоил необходимое через собственный опыт, что извлёк из него конкретно. Можно вместо Сострадания накапливать ненависть, злобу, коварство и множество других ка-честв, противоположных сопереживанию. Многие неразвитые Души используют чужие страдания для собственного развлечения. Трагические события их удивляют, встряхивают сознание, обры-вая цепочку однообразных дней, но не затрагивают Душу. Когда анализируется степень Сострадания, определяется сте-пень сочувствия индивида к чужому горю по способности его оце-нить чью-то трагедию, понять её и прочувствовать, как бы пред-ставляя себя на месте другого.

Если одну трагедию видят три индивида разных по Уровню, то низкий ничего не испытает, кроме страха за себя: как-бы самому не оказаться в таком же положении, или, наоборот, воспримет это, как развлечение для себя. Второй может слегка посочувствовать на словах и тут же забыть обо всём. Это – слабая степень сочувствия. И третий человек сумеет понять боль и страдания другого в тон-костях, увидит последствия случившегося и постарается оказать посильную помощь. Это будет уже высокая степень Сострадания

с желанием перевести отрицательные эмоции пострадавшего в положительные.

У отрицательного индивида случившееся с другим может вы-звать смех, злорадство или чувство удовлетворения. Наблюдения за чужими трагедиями будут способствовать его совершенствова-нию в отрицательных качествах.

Чем больше опыт страданий накопил положительный инди-вид в прошлых воплощениях, тем лучше и тоньше он понимает чувства и состояние другого человека. В итоге оказывается, что степень Сострадания зависит от Уровня индивида. Без личного опыта страданий не найти ни одного человека, который смог бы посочувствовать другому.

Полное понимание трагизма положения или каких-то слож-ностей в жизни у другого происходит только при соответствии качественной основы наблюдателя Уровню той ситуации, которая происходит с другим. Наблюдатель подобную ситуацию уже про-ходил и набрал необходимые качества, которые помогают понять постороннего человека. Если же должной оценки происходящего индивид делать не будет, что означает несформированность в его Душе нужного показателя, то подобные ситуации для него будут повторять.

Для землян Высшие Разработчики дали 10 типов программ

с аналогичными для каждого Уровня ситуациями. В зависимости от своего Уровня развития индивиды проходят подобные события.

Так как диапазон энергий на каждом Уровне Они прорабатывают один и тот же - это приводит к подобным накоплениям внутри чакр индивидов, что способствует появлению у них одинаковых ощущений и приводит к формированию страданиями одинаковых качеств.

Для земного плана существует определённое количество по-ложительных качеств и определённое количество отрицательных. Человек, совершая действия, включая чувства и мышление, совер-шает выбор между ними. Каждое качество связано с проработкой тонкими конструкциями человека конкретных типов энергий зем-ного плана. Человек не может нарабатывать в себе высшее качество, которым обладает, например, Определитель или Управитель, пото-му что в земном мире отсутствуют те высшие энергии и процессы, которые присутствуют в Их мире. Для высших энергий предназна-чены специальные процессы, которые на Земле тоже отсутствуют. Поэтому человек подходит к наработке высших качеств постепен-но, через последовательное освоение земных технологий.

Сопереживание и осмысление чужих трагедий и ошибок не-обходимо для осознания ситуаций, причин возникновения траге-дий и несчастий, а также для умения предвидеть последствия для пострадавшего.

Наблюдая за человеком, находясь в его среде, видишь чело-веческую черствость, эгоизм, душевную слепоту, неумение отли-чить белое от чёрного, способность всё извращать и жажду удо-вольствий. Чтобы выработать в Душе человека противоположные качества, Высшим Творцам приходится кропотливо и очень долго трудиться над человеческой Душой. Чтобы заронить крохи Со-страдания в малоразвитую Душу, человека приходится многократ-но заставлять страдать, мучиться, терзаться угрызениями совести и прочим.

Качество Сострадания не свойственно отрицательным инди-видам. Если они кому-то и помогают в трудную минуту, то только из корыстных побуждений.

Молодые Души, участвуя в трудных ситуациях, извлекают из них разные уроки. У одних появляются элементы Сострадания, у других – ненависти и мстительности. Одни встают на путь, веду- щий к Богу, и продолжают нарабатывать положительные качества, а другие в погоне за местью и, как им кажется справедливым воз-мездием, встают на путь, ведущий в отрицательную Систему. Каж-дое действие человека способствует производству положительной или отрицательной энергии, поэтому ему надо чаще задумываться над тем, что он делает и к чему это в итоге может привести.

Сострадание – это сложное чувство. Неопытной Душе трудно определить, в какой степени оно у неё развито и есть ли вообще. Если человек даёт копейку нищему, это не значит, что у него по-явилось чувство Сострадания. Это может быть сделано всего из желания подражать другим или ради того, чтобы в глазах осталь-ных выглядеть добродетельным, или из корыстного побуждения заработать поощрительный балл в глазах Бога. Душа такого чело-века ничего не чувствует и не осознаёт. Настоящее Сострадание вовлекает в работу много чувств и мыслей.

О наличии Сострадания в Душе человек может судить по чув-ству жалости, которое на низшей стадии развития помогает ему прочувствовать состояние другого. Жалость – это низшая форма Сострадания. Она тоже имеет несколько степеней развития, и каж-дая помогает человеку прочувствовать ситуацию, в которую попал несчастный, в разной мере.

По мере развития жалость переходит в более тонкое чувство

– Сопереживание. Качество Сострадания постоянно совершен-ствуется у положительного индивида от стадии к стадии развития, видоизменяясь и приобретая новые характерные для него черты. Чем выше Уровень развития Души, тем выше у неё становится по-нимание чувств другого и обстоятельств, в которые он попадает. Страдания и муки даются человеку не для того, чтобы он просто мучился и страдал, а для того, чтобы научился понимать другого, сочувствовать ему и помогать в направлении совершенствования Души; научился понимать себя и своих родных, не причинять им физическую и душевную боль. Страдания учат очень многому.

Индивид в каждой стадии развития делает какие-то построения в своём качестве Сострадания. Если этого требует позитивная тенден-ция развития, то в программу индивида обязательно закладываются ситуации, способствующие прогрессу в нём данного качества. При высокой степени развития индивида (истинная разви-тость Души 50 э. е. и выше) для продолжения развития качества Сострадание ему уже не обязательно самому страдать и мучить-ся, он способен учиться и развиваться на чужом опыте, чужих ситуациях. Его подсознание накопило уже такую базу, которая позволяет ему перейти на новый Уровень Сострадания без не-посредственного участия самого в тяжёлых низких ситуациях. Например, просматривая спектакли, кинокартины, читая книги, индивид способен сострадать их героям, сам оставаясь в роли на-блюдателя. Приобретая личный опыт в данном направлении, всё больше и больше он может подняться выше ситуаций страданий, перестанет выступать в трагических событиях в роли главного действующего лица. Он способен учиться на чужих ошибках. Чтобы самому перестать страдать и мучиться, надо наработать в себе соответствующую базу понятий.

Путь выхода из личных страданий для человека лежит через развитие Сострадания к другим и понимание тонкости обстоя-тельств, в которые они попадают, умение видеть цели Высших Создателей, старающихся через даваемые ситуации привести че-ловека к определённому результату. Путь лежит через собствен-ное совершенствование, повышение личного Уровня.

Научившись сострадать другим и понимать происходящее, человек перестаёт страдать сам и переходит на новый виток раз-вития без страданий и мучений. Дальше он учится развивать это качество с помощью сравнений и сопоставлений, пополнения себя новой информацией.

Сострадание означает выражение сочувствия и обеспокоенности другими людьми - как в мыслях, так и на деле. Оно есть обращение к окружающим в духе любви и уважения. Человеку, наделенному развитым духовным Интеллектом и состраданием, одновременно будут свойственны и ощущение долга перед другими людьми, и готовность брать на себя ответственность за оказание им всяческой помощи.

Хорошая новость (а для некоторых - и наиболее трудная задача) заключается в том, что первый человек, к которому вы должны проявлять сострадание, это вы сами! Вам необходимо уважать себя, заботиться о себе, быть пре данным себе и помогать себе реально стать тем, кем вы мо жете быть.

Центральная проблема при объединении дуалистических энергий наших взаимоотношений состоит в необходимости научиться, каким образом почитать друг друга. Ведь на деле весьма многое из тех путей и способов, какими мы реагируем на различные внешние вызовы, определяется тем, как мы реагируем на самих себя. В дополнение ко всем многообразным отношениям, которые мы поддерживаем с другими людьми, нам необходимо также постоянно формировать здоровые и любящие отношения с самими собою…

(Каролина Мысс)

Только в том случае, если вы питаете сострадание к самому себе, если вы взрастили и культивировали в себе это чувство, вы можете расширить зону действия своего сострадания таким образом, чтобы она включала и охватывала других людей.

Сочувствие

Терпимость

Правдивость

Готовность прощать

Добросердечность

Просвещенность

Наблюдательность

Откровенность


Удивительное открытие, которое я сделал, проводя указанное упражнение во всем мире на протяжении 30 лет, состоит в том, что между людьми наблюдается очень немного общего, зато проявляется куда больше индивидуального, чем вы могли бы ожидать!

Это означает, что вы, как это уже было ранее установлено во второй главе, являетесь редкой драгоценностью, уникальным индивидуумом. Кроме того, отсюда также вытекает, что данный факт - уникальность - имеет место и для каждого другого человека. Наконец, из этого также следует, что восприятие или, если хотите, понимание разных явлений и событий с точки зрения других людей носит более сложный характер, требует от нас более углубленного подхода, порождает больше эмоций и представляет собой более полезный опыт, чем мы думали ранее.

Рекомендуется поиграть в игру под названием «Понимание» с разными другими терминами или понятиями на ваш выбор. Особенно интересно, играя в нее с друзьями, родственниками или коллегами, строить указанную игру вокруг тех концепций, которые важны для всех вас, концепций, по поводу которых у вас существуют разногласия, или тех концепций, которые для нескольких участников игры представляют собой их общие цели.

3. Имейте сострадание к вашим собратьям

Во всех ситуациях пытайтесь анализировать, почему окружающие вас люди действуют так, а не иначе. Пытайтесь всегда, особенно в трудных ситуациях, ставить себя на место другого человека, или, как утверждает одна старая поговорка коренных жителей Америки, «Никогда не судите человека, пока вы не походили в его мокасинах». Обращайтесь с другими так, как вам бы хотелось, чтобы обращались с вами. Это поможет вам увидеть вещи и явления глазами другого человека (который, со своей точки зрения, всегда прав) и проявлять по отношению к каждому из ближних больше понимания и сострадания. В свою очередь, это сделает вашу жизнь намного легче, а духовное состояние - более спокойным и счастливым.

И чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

(Деяния апостолов, 15:20)

4. Действуйте просто ради того, чтобы действовать

Давая кому-либо высокую оценку или проявляя сострадание, не ожидайте никакого ответа или ответной реакции. Отдавая, не думайте о собственной выгоде или пользе. Будь те готовы к тому, что человек, которому вы помогаете, может отреагировать на ваши действия позитивно, но может и никак не откликнуться, - при иных ожиданиях вы оба можете быть разочарованы. Не исключено, что вы вообще никогда не узнаете, какой сильный эффект может иметь или действительно имел ваш поступок. Для вас должно быть достаточно знать, что вы, предприняв некоторое позитивное усилие, сами стали немного счастливее, и то же самое может на каком-то уровне произойти с теми людьми, к которым вы проявили сострадание. А поэтому улыбайтесь, будьте счастливы и не ожидайте ничего взамен.

Фактически умение отключаться от будущих результатов и связанных с ними ожиданий - одна из наиболее трудных сторон сострадания, но именно она в конечном итоге и приносит самое большое вознаграждение. Кроме того, данное умение защищает вас от всех головных и сердечных болей, которыми часто сопровождаются ожидания такого рода.

5. Принимайте участие в «случайных актах доброты»

Вливайтесь в постоянно растущие ряды людей, практикующих «случайные акты доброты» в рамках движения, которое началось в Америке, а сейчас распространяется и в Других странах. Эти случайные акты осуществляются анонимно и могут представлять собой нечто столь же простое, как, скажем, готовность подсунуть нуждающемуся немного денег под дверь или уплатить дорожный сбор за проезд по мосту или особому участку автострады за тот автомобиль, который стоит позади вас и выглядит потрепанным.

6. Сотрудничайте с другими! 7. Уважайте других людей

Каждый из нас - самое настоящее чудо. Царит всеобщее мнение, что история жизни любого человека может послужить основой для написания бестселлера, и ваша жизнь в этом смысле не является исключением! Задумайтесь об этом… Вместо того чтобы строить разнообразные предположения по поводу биографии окружающих, попробуйте вести себя как сочувствующий журналист и попросите ближних рассказать вам про наиболее интересные и значимые события в их жизни. Обращайте внимание на все: и на величайшие испытания, через которые они прошли, и на самые дорогие для них воспоминания, и т. д., - а также выясняйте их жизненные цели и убеждения. Безотносительно к текущим обстоятельствам каждый человек носит с собой все, что он когда-либо сделал и кем ему когда-то довелось быть, - наподобие Линуса , который вечно всюду таскает свое одеяло. Выясняйте, восхищайтесь, уважайте и наслаждайтесь!

8. Ваша «темная сторона»

Вот непростое упражнение и своеобразный вызов - попытаться посмотреть на себя со стороны, когда чувствуешь себя в порядке!

Предположите на мгновение, что вам специально пришел помочь в занятиях по овладению непростым умением сострадать кто-то из тех людей, с кем вам бывает особенно трудно, неприятно или даже противно! А теперь сделайте еще одно предположение, что этот человек является зеркалом, в котором отражается ваша собственная темная сторона, скрытая от вашего взора, и постарайтесь извлечь уроки из этого мысленного эксперимента. Помните:

Человеку свойственно ошибаться. А прощать свойственно божеству.

(Александр Поп)

9. Игра в смешение

Вообразите, что люди, которые так или иначе близки к вам, с которыми вы боретесь или которых любите, на самом деле не являются отдельными, самостоятельными индивидами. Они - это часть вас, а вы являете собой сочетание вас и их. Другими словами, вы - это некое более крупное «я».

А теперь, взирая на мир с этой новой для вас перспективы, оцените, каким образом она изменила бы ваши восприятие, чувства и действия. Особенно интересно опробовать эту игру применительно к отношениям «любовь-ненависть», «студент-преподаватель», «хозяин-работник» и т. д.

10. Доверяйте другим людям

Доверять людям намного более приятно, нежели не доверять им. Многие из тех людей, кого обидели или кому причинили боль, после этого эмоционально закрываются, что бы снова не стать объектом какой-то душевной травмы. Двигаясь по этому пути, они фактически прекращают нормально жить и чувствовать, а в конечном счете страдают намного сильнее. Составьте каждому, кто встречается на вашем жизненном пути, первоначальную оценку «отлично» а со временем либо прибавляйте баллы, либо отнимайте их. Кроме того, решайте, есть ли у вас желание проводить с данным человеком больше времени. В этой связи интересно также отметить следующее. Если вы в своих контактах с людьми ожидаете лучшего и от них самих, и от своих отношений с ними - а я имею в виду очень широкий круг лиц: от продавщицы, которая обслужявает вас в магазине, до вашего лучшего друга, - то вы со стопроцентной вероятностью также получите от них оценку «отлично»!

Доверяйте людям - и они всегда будут честны с вами; обращайтесь с ними прекрасно - и они прекрасно себя зарекомендуют.

(Ралф Уолдо Эмерсон)

Если вы начнете реально применять принципы сострадания, изученные в данной главе, то сможете внести существенные изменения в деятельность многих различных сообществ, частью которых вы являетесь, особенно в жизнь делового сообщества и достаточно широко понимаемого политического класса, которые весьма нуждаются в такой помощи!

Если вы, будучи бизнесменом, научитесь подлинно сострадать людям, то сможете поспособствовать долгожданному изменению традиционной ориентации всей динамики бизнеса с прибылью, которая произведена благодаря обслуживанию других людей, на обслуживание других людей, которое становится возможным благодаря получению прибыли. В политике необходима точно такая же динамика развития, и было бы особенно важно заменить концепцию внешней власти, используемой, чтобы управлять другими людьми, на такой подход, который, произрастая из внутреннего сострадания, распространялся бы на все другие области жизни.

Духовные ускорители

Я с каждым днем обретаю все больше сострадания и понимания.

Я проявляю сострадание к самому себе, сосредотачиваясь на развитии своего духовного Интеллекта.

Поскольку я все лучше понимаю других людей, я более склонен к прощению и терпимости.

Углубляющееся понимание того, каким чудом являются другие люди и насколько они сложны, позволяет моему разуму становиться все более непредвзятым и гибким.

Я всегда стремлюсь делать другим то, что хотел бы видеть от них по отношению к себе.

Примечания:

Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) - французский католический философ и палеонтолог. Один из первооткрывателей ископаемого человека - синантропа. Ввел понятие ноосферы (1927) как нового в эволюции состояния биосферы, при котором решающим фактором ее развития становится разумная деятельность человека. Развил сближающуюся с пантеизмом концепцию «христианского эволюционизма», по которой человек развивается психологически и социально, стремясь к окончательному духовному единству. - Прим. перев.

В Толковом словаре русского языка душа определяется как «внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека» Прим. перев.

Перевод Н. Волжиной и Е. Калашниковой. Это эпиграф к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» - Прим. перев.

Донн Джон (1572–1631) - английский поэт. Его религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601) и «Анатомия мира» (1611) положили начало метафизической школе Цитата взята из сборника «Молитвы на неожиданные случаи, Медитация 17» (1624). - Прим. перев.

Далай-лама (от монт. далай море (мудрости) и лама - буддистский монах) - с ХVI в. титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. - Прим. перев.

Рузвельт (Анна) Элеонора (1884–1962) - с 1905 г. жена будущего президента США Фраиклина Делано Рузвельта (1882–1945; президент США в 1933–1945). Сыграла значительную роль в политической карьере мужа, особенно после 1921 г., когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Являлась либеральной общественной деятельницей, публицистом, лектором, а также представителем США в ООН (1945–1953). - Прим. перев.

Тибет с 1914 г. по соглашению между британскими, китайскими и тибетскими представителями стал самостоятельным государством. В 1950 г. войска китайских коммунистов захватили Тибет и присоединили его к Китаю. Далай-ламе как духовному лидеру тибетского буддизма вначале позволили выполнять роль внутренней власти, но в 1959 г. он был вынужден бежать в Индию, после того как в Лхасе, столице Тибета, было подавлено вспыхнувшее там восстание против коммунистического режима. Активные выступления против китайского правления имели место также в 1987 и 1993 гг. - Прим. перев.

Мухаммед Али (собственно, Кассиус Клей) (род. в 1942 г.) - американский боксер. Чемпион Олимпийских игр (1960) в полутяжелом весе. Трехкратньгй чемпион мира среди профессионалов (1964–1978) в тяжелом весе. Именовал себя «самым великим». На пике успеха перешел в ислам и поменял имя. Отказался воевать во Вьетнаме. Сейчас тяжело болен. - Прим. перев.

Мандела Нельсон Ролихлахла (род. в 1918 г.) - южноафриканский государственный деятель, президент ЮАР (1994–1999). Родился в се мье вождя, в 1942 г. закончил колледж и университет, получив специальность правоведа. В 1990 г. в условиях кризиса системы апартеида Манделу освободили из тюрьмы (он был приговорен к пожизненному заключению), и в 1991 г. возглавил Африканский национальный конгресс. В 1993 г. Мандела и президент ЮАР Ф. де Клерк были удостоены Нобелевской премии мира за их усилия положить конец апартеиду. В 1994 г. в Южной Африке были проведены первые общенациональные выборы с участием африканского большинства, в результате которых Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР, а страна встала на путь демократии. На следующих выборах не выставил свою кандидатуру и сейчас отошел от большой политики. - Прим. перев.

Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу (1910–1997) - албанка, учредительница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В разных странах основывала школы, медпункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира (1979). Церковь вскоре намеревается причислить ее к лику святых. - Прим. перев.

Эмпатия - эмоциональное отождествленне себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает; в упрощенной трактовке - сочувствие, жалость, сострадание. - Прим. перев.

Линус - персонаж серии комиксов (начали публиковаться в 1950 г.), а затем - и мультсериала «Земляные орешки» (1952), которые придумал и нарисовал американский художник Чарлз Шульц (род. в 1922 г.). Кроме него, там действуют Чарли Браун, Салли, излишне любопытная собачка Снупи, Люси, Мятный Пирожок и прочие. - Прим. перев.

Поп Александр (1688–1744) - английский поэт. Его стихотворный трактат «Опыт о критике» (1711), откуда и взята данная цитата, - манифест английского просветительского классицизма. В 1732–1734 гг. написал философско-дидактическую поэму «Опыт о человеке». Переводил поэмы Гомера. - Прим. перев.