Требования, предъявляемые к применению контрольно-кассовых машин

Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам

Требования к применению. Во всех организациях и предприятиях могут применяться только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Перед приобретением ККМ необходимо убедиться в том, что они:

Допущены к использованию в соответствии с классификатором;

Имеют в случаях, установленных Государственной комиссией по ККМ, прикладные программы;

Оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

Находятся на учете в центре технического обслуживания (ЦТО), который ежегодно (в январе- феврале) обязан проводить проверку исправности;

Зарегистрированы в налоговых органах.

При истечении срока применения, в связи с исключением из реестра, ККМ должна быть снята с регистрации в налоговых органах, и с этого момента пользоваться ею запрещается.

Требования к реквизитам чека. Раньше требования к реквизитам чека ограничивались лишь отражением в нем номера ККМ, даты приема наличных денег и полученных сумм. Теперь вместо кассового чека покупателю (клиенту) разрешается выдавать вкладной (подкладной) документ, проведенный через ККМ и отражающий, как и чек, следующие реквизиты:

Наименование организации;

Идентификационный номер организации-налогоплательщика;

Заводской номер ККМ;

Порядковый номер чека;

Дату и время покупки;

Стоимость покупки или услуга;

Признак наличия фискальной памяти.

Установлен порядок применения ККМ с фискальной памятью - при этом на чеках, контрольных лентах и других документах должны быть специальные признаки. Такие кассы запрещено применять в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Требования к документации. Внесены изменения в порядок ведения книги кассира-операциониста для ККМ и в сроки хранения документации, подтверждающих денежные расчеты с покупателями. Если ранее допускалось ведение общей книги кассира-операциониста на все ККМ в торговом зале, то сейчас за все ККМ в обязательном порядке применяется контрольная дата и по каждой ККМ отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение их хранения несет руководитель организации.

Признаки неисправности. Ранее неисправностью ККМ (и в этом случае запрещалось ее использование) считалось отклонение в ее работе от технических требований, для определения которого требовалось заключение ЦТО. Сейчас предусмотрен конкретный перечень неисправностей ККМ. Она признается неисправной, если у нее:

Отсутствует или повреждена пломба ЦТО;

Отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одного из способов визуального контроля; а также если KKМ:

Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает предусмотренные Положением и указанные выше реквизиты на чеке, контрольной ленте или других документах, предусмотренных техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

Не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти и необходимые для осуществления контроля налоговым органом.

Применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию конкретной моделью ККМ.

Эксплуатационные требования. Для того чтобы ККМ была допущена к работе, она должна отвечать таким требованиям, как:

Соответствие конструктивного исполнения машины типу предприятия, методу продажи, уровню цен на товары;

Простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и ремонта;

Безупречная точность расчетов;

Высокая производительность;

Отражение вида операций и результатов расчетов;

Четкость показаний индикаторного механизма;

Надежность в работе;


ИП и организации, которые занимаются торговлей или оказанием услуг, должны оборудовать свои рабочие места в соответствии с действующим законодательством. Кассовый аппарат – это одна из разновидностей техники, которая обязательно должна присутствовать в торговой точке. Выбор модели зависит от сферы деятельности, также существуют определенные требования, которые обязательны к выполнению каждым предпринимателем.

Кассовый аппарат или ККМ – это специальное устройство, используемое в сфере торговли. Он является инструментом, с помощью которого государственные органы могут контролировать налично-денежный оборот любой компании или магазина, а также получать данные об операциях с наличными, полученными от клиентов.

ККМ – электронный прибор, снабженный клавиатурой, дисплеем и приспособлением, позволяющим распечатать бумажный чек. Накапливать и хранить данные о проведенных операциях позволяет фискальная память, их невозможно изменить посредством постороннего вмешательства.

Эта особенность ККМ гарантирует достоверность информации о расчетах между клиентом и поставщиком услуг, совершенных на конкретной торговой точке, которые подлежат обязательному налогообложению.

Классификация ККМ

Кассовые аппараты, разрешенные к использованию на территории РФ, классифицируются по разным признакам. За основу взят Классификатор ККМ. В соответствии с его положениями, выделяют:

  • ККМ для сферы услуг
  • ККМ для предприятий, занимающихся торговлей
  • ККМ для реализации нефтепродуктов

Если рассматривать конструктивные особенности устройств, используемых при проведении расчетных операций, можно также выделить четыре больших группы (таблица 1).

Наименование аппарата

Описание

Автономная кассовая машина

Управляется посредством программного обеспечения, без приспособлений ввода-вывода не функциональна.

Чекопечатающая машина (ЧПМ)

Специальное устройство автономного типа, в нем предусмотрена внутренняя память и клавиатура для ввода данных. Такие приборы используются ИП и компаниями, которые по закону освобождены от обязательства устанавливать ККТ. Принцип работы чекопечатающей машины идентичен принципу работы традиционного ККМ, но регистрировать его в органах ИФНС не требуется.

Пассивная системная кассовая машина

Является дополнительным элементом системы, но не влияющим на ее работу.

Активная системная кассовая машина

Законодательная база

В РФ использование ККМ регламентируется на законодательном уровне в соответствующих нормативно-правовых актах. Основным документом является закон 54-ФЗ «О применении ККТ», в который ежегодно вносятся коррективы (не исключение и 2018 год).

Согласно поправкам, необходимо информировать Налоговую инспекцию об объемах продаж, передавая копию чека дистанционно (через интернет). Отвечает за передачу данных новая структура – оператор фискальных данных (ОФД). Таких представителей на территории РФ несколько, с одним из них предварительно необходимо .

Предприниматели могут устанавливать на объектах своей деятельности только кассы, оснащенные фискальным накопителем. Это главное требование в законодательном акте. Он используется для накопления и хранения информации о всех произведенных расчетах.
Передача данных в органы фискальной службы стала исключительно онлайн-процедурой, однако в законе не содержится положений о том, что бумажные чеки в этом году будут не актуальны. Если покупатель выражает такое желание, ему необходимо отправить копию электронного чека на адрес почты или в sms-сообщении. В случае, если нужно будет вернуть товар по гарантии или по причине его брака, покупатель имеет полное право использовать электронный чек, который является законной альтернативой бумажному.

Закон об использовании ККМ с поправками в 2018 году выдвигает к предпринимателю требование указывать максимум информации в чеках. К таковой относятся: адрес электронной почты покупателя, его номер телефона, заводской номер фискального накопителя, полный перечень приобретенных товаров с ценами, а также с указанием скидок и акционных предложений.

Кому ставят кассу

Все индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых связана с продажей товаров или оказанием услуг, где предусмотрен наличный расчет или оплата товара картой из банка, должны использовать ККМ при осуществлении расчетных операций с клиентами. Отсутствие аппарата возможно, если ИП проводит операции по безналу на банковские счета других предпринимателей или юридических лиц. Устанавливаемая техника должна быть нового образца, с предусмотренным подключением к сети интернет, чтобы иметь возможность передавать данные в ФНС онлайн.

Применение ККМ обязательно для ООО, это положение в законе не зависит от формы собственности организаций и обязательно к соблюдению. В противном случае владельцу торговой точки грозит немалый штраф.

В прошлом году некоторым категориям ИП можно было не использовать технику, но в 2018 году их обязали установить технику на всех торговых точках. Необходимо использовать только ККМ нового образца, устаревшие модели в налоговой зарегистрировать невозможно. Некоторые предприниматели, входящие в эту категорию, имеют право на год отсрочки, сроки установки кассы необходимо уточнить в местных органах ФНС.

Если ИП, которые продают товары или оказывают услуги в рознице, не имеют наемных сотрудников, кассу можно установить в 2019 году.

При несоблюдении положений закона нарушителю грозит штраф в денежном эквиваленте, составляющим не менее 10 000 российских рублей, максимум до 50% от суммы полученной выручки, которая прошла мимо кассы. Планируется повышение размера штрафа с каждым годом.

Ранее ИП, а также организации, которые пользовались , могли выдавать покупателям на руки другие документы, которые были аналогом кассового чека. В настоящее время их также обязали установить ККМ на всех точках.

Классификация ККМ на видео:

В особую категорию выделяют интернет-магазины как поставщиков услуг и товаров для населения. Онлайн-торговля является тем видом деятельности, который в этом году не освобождается от использования ККМ.

Здесь есть свои нюансы, при проведении платежей онлайн необходимо использовать ККМ, зарегистрированную по ссылке интернет-магазина. Если товар разносится курьером, и он принимает оплату, представитель интернет-магазина должен иметь с собой мобильную кассу, которая позволит ему распечатать чек при выдаче товара, а также загрузить данные онлайн в ФНС. Что касается пунктов самовывоза, то при оплате товара на месте используется еще один кассовый аппарат, зарегистрированный по адресу пункта.

Можно ли работать без ККМ

ИП, независимо от выбранной ими системы налогообложения, освобождаются от установки кассового аппарата, если они занимаются торговлей следующими товарами:

Также в 2018 году освобождаются от установки ККМ бизнесмены, которые занимаются разноской вещей по вокзалам, предоставлением услуг няни или сиделки, изготовлением ключей, ремонтом обуви, вспашкой территорий огородов и других земельных угодий.

Требования к аппарату

Чтобы аппарат можно было без проблем поставить на учет в органах фискальной службы, он должен соответствовать определенным требованиям, в частности – находиться в списке в специальном государственном реестре. Найти, включена ли в него выбранная модель или нет, можно, ознакомившись самим реестром на официальном сайте.

Также многие производители сопровождают свою продукцию голографическими наклейками, которые подтверждают оригинальность аппарата. На наклейке должна присутствовать надпись «Государственный реестр» с указанием года. Важно при выборе кассового аппарата приобрести ту модель, которая предназначена для конкретной сферы деятельности (это может быть продажа билетов, оказание различных услуг, розничная или оптовая торговля).

Регистрация ККМ

Процедура регистрации ККМ происходит в органе ФНС, к которому индивидуальный предприниматель или организация принадлежат территориально, то есть по месту проживания. Юридические лица должны регистрировать свои аппараты по физическому адресу организации. Если компания имеет несколько торговых точек в разных городах, необходимо регистрировать оборудование в каждом городе отдельно.

Видео о регистрации онлайн-кассы:

Для того чтобы процедура прошла успешно, необходимо составить письменное заявление на регистрацию, форму которого можно получить в Налоговой службе. В качестве дополнительных документов необходим договор о техническом обслуживании и паспорт устройства, которым производитель сопровождает каждую ККМ. Заключить соглашение с поставщиком можно в любом сервисном центре города. Также нужно включить в пакет документов бумагу, удостоверяющую личность индивидуального предпринимателя.

Где можно купить аппарат

Аппараты можно приобрести в торговых точках поставщиков или в специализированном интернет-магазине, который имеет разрешение на данный вид деятельности. Главное, выбрать качественный товар, соответствующий техническим параметрам и требованиям к подобному виду техники на законодательном уровне.

Пользуются популярностью ККМ отечественных производителей, каждый аппарат снабжен техническим паспортом и инструкцией по эксплуатации, написанной простым и понятным языком. При регистрации такого торгового оборудования в органах ФНС обычно проблем не возникает.

Учет кассового аппарата

Согласно законодательству РФ, обязателен бухгалтерский учет ККМ в 2018 году. В зависимости от стоимости оборудования он регистрируется в составе основных средств или в составе материально-производственных запасов.

В стоимость оборудования включаются не только затраты на приобретение техники, но и вложения, связанные с доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации в условиях торговой точки. Чтобы кассовый аппарат был проведен по бухгалтерии в составе основных средств, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • организация не будет продавать его третьим лицам в будущем
  • ККМ будет использован длительный срок, 12 месяцев и более
  • оборудование способно приносить экономическую выгоду
  • аппарат используется в основной деятельности организацией

Цены на кассовые аппараты

Стоимость кассового оборудования зависит от многих факторов, в частности, от комплектации и разновидности. Аппарат, адаптированный к работе конкретной организации, стоит недешево, однако его качество окупается со временем. В обычном магазине техники для дома и быта аппарат кассового учета приобрести невозможно. Если такая возможность у предпринимателя появилась, а цена откровенно низкая – это мошенническая схема и ее следует избегать.

На стоимость техники также влияет качество материала, из которого он изготовлен, вес, размер, тип дисплея (его цвета и разрешение), скорость передачи данных. Диапазон цен широк – от 4 000 до 40 000 руб.

Важно помнить о необходимости заключить контракт на обслуживание техники в одном из сервисных центров, стоимость этой услуги стартует от 300-500 руб. в месяц.

Законодательством не запрещается приобретать б/у аппарат, если предыдущий владелец самостоятельно снял его с учета в Налоговой службе. Необходимо обращать внимание на срок использования техники, он не должен превышать 7 календарных лет.

Существенную роль играет тип программного обеспечения, которое будет установлено в оборудовании. Если ПО устарело, его можно модернизировать в сервисном центре. Стоимость такого апгрейда также вариативна, стартует от 5 000 руб. Регистрация ККМ в органах ФНС также платная, максимальная сумма к оплате – около 3 000 руб.

Кассовый аппарат – это необходимое оборудование для ИП, организаций, занимающихся торговлей или предоставлением услуг. В 2018 году внесены поправки в закон, обязывающие устанавливать ККМ, независимо от выбранного вида налогообложения. Важно выбирать тип кассового аппарата в зависимости от вида деятельности. Стоимость такого оборудования стартует от 4 000 рублей, дополнительно потребуется ряд расходов.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Обсуждение: 4 комментария

    У нас кассовый аппарат в магазине заменяют как правило обычные продавцы, с одной стороны это может неудобно для продавцов, а для людей такое обслуживание является более привычным.

    Ответить

    Знаете, вот, вроде бы, и предлагает нам государство самые разные послабления на старте предпринимательской деятельности: и налоговые каникулы, и возможность работать по патенту, и всего 6% по УСН, и прочее, но вот этот обязательный по закону НЕДЕШЁВЫЙ кассовый аппарат подчас оказывается тем, что начинающему предпринимателю приобрести сложнее всего(((

    Ответить

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику установлены ст. 5 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна (п. 3 "Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"):
1. Быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
2. Быть исправна, опломбирована в установленном порядке.
Образец марки-пломбы контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 351.
Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов).

3. Иметь фискальную памятьи эксплуатироваться в фискальном режиме.
Фискальная память ККМ - комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.
Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники, при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники утвержден Приказом ФНС России от 08.08.2008 № ММ-3-2/351.
4. Иметь паспорт установленного образца, содержащий отметки о:
- регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию,
- проверке исправности,
- ремонте,
- техническом обслуживании,
- замене программно-аппаратных средств,
- установке средств визуального контроля,
- наклеивании марок-пломб,
- выводе из эксплуатации данной техники.
Отметки в паспорте контрольно-кассовой техники о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации заверяются печатью налогового органа.
Бланк паспорта версии модели контрольно-кассовой машины утвержден решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам от 24.04.2001 (протокол N 2/61-2001).
5. Иметь идентификационный знак установленного образца.
Образец идентификационного знака контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 N 352.
6. Иметь эксплуатационную документацию(Руководство по эксплуатации, Руководство налогового инспектора, Паспорт, Учётный талон).
Технические требования к контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли, в ресторанах утверждены Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ России от 28.11.1994 N АО-7-272.
Обязательное техническое условие, которому должна соответствовать ККТ, - наличие фискальной памяти и ее действие в фискальном режиме. Применение техники без фискальной памяти не допускают.
Фискальная память представляет собой электронное устройство, позволяющее фиксировать информацию о наличных денежных расчетах, проходящих через ККТ, и хранить итоговую информацию в течение длительного времени. В фискальную память записывают только итоговые данные за день или смену.
Фискальный режим представляет собой режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. Когда вы приобретаете ККТ, она функционирует в нефискальном режиме, это позволяет произвести проверку ее работоспособности, а в ряде случаев - обучить персонал работе на ней.
При регистрации налоговый инспектор производит фискализацию техники, при этом вводит следующие реквизиты: заводской и регистрационный номер кассовой машины, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дату проведения фискализации, пароль доступа к фискальной памяти. После проведения фискализации фискальный режим отключаться не должен.

Под контрольно-кассовой техникой, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Это предусмотрено в статье 1 Закона № 54-ФЗ.

К эксплуатации допускаются лишь те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Госреестр ). Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется.

Требования к контрольно-кассовой технике закреплены в пункте 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ. Кроме того, технические характеристики и параметры функционирования ККТ определены в пункте 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Положение о ККТ). Итак, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна:

Быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Обязательность такой регистрации предусмотрена в статьях 4 и 5 Закона № 54-ФЗ;

Иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

Обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение данных;

Обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

Обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах;

Обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте;

Эксплуатироваться в фискальном режиме;

Регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;

Иметь часы реального времени;

Быть исправной;

Обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания. На контрольно-кассовую технику, обеспеченную технической поддержкой, поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак «Сервисное обслуживание» (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту). Это делается ежегодно. Образец знака утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 135н;

Иметь идентификационный знак установленного образца, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер. Образец знака утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 352;

Иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию. Марка-пломба (необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники) наклеивается на ККТ поставщиком или центром технического обслуживания после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания. Образец марки-пломбы утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 №351;

Соответствовать образцу модели, поименованной в Госреестре ККТ;

Иметь знак «Государственный реестр», образец которого утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 13бн. Указанный знак наносится поставщиком на корпус машины, только если сведения о данной модели контрольно-кассовой техники включены в Госреестр ККТ;

Требования к ККТ

Регистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу сведений о произведенных кассовых операциях ОФД, с 1 февраля 2017 г. не допускается за исключением касс, используемых в отдаленных от сетей связи местностях (). Добавим, что к таким местностям приравниваются населенные пункты, в которых численность населения не превышает 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Новый порядок применения кассовой ттехники предусматривает оснащение всех кассовых аппаратов фискальными накопителями (далее – ФН), которые представляют собой аналог электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), устанавливаемой на кассовую технику предыдущего поколения. Однако новые устройства не только позволяют хранить данные о расчетах, но и являются криптографическим средством. Так, фискальные документы, перед отправкой в налоговые органы с помощью ФН подписываются ключом фискального признака – аналогом усиленной электронной подписи.

Важно отметить, что организации и ИП, применяющие ОСН или совмещающие ОСН и спецрежимы, обязаны производить замену ФН один раз в 13 месяцев. Организации и ИП, применяющие УСН, ПСН и ЕНВД, – один раз в три года. Причем пользователи обязаны хранить ранее использовавшиеся в составе ККТ ФН не менее пяти лет с даты окончания их использования ().

Добавим, что в условиях образовавшегося на рынке дефицита фискальных накопителей Минфин России выпустил разъяснение, согласно которому предприниматели не должны привлекаться к административной ответственности за неприменение ККТ в случае, если ими приняты необходимые меры по соблюдению требований законодательства о применении ККТ. В качестве примера таких мер приведен договор поставки ФН, заключенный с поставщиком в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ ().

В соответствии с новыми требованиями ККТ должна:

  • иметь корпус, заводской номер, нанесенный на корпус;
  • иметь внутри корпуса часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (при осуществлении расчетов в Интернете устройство для печати фискальных документов может отсутствовать);
  • осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ;
  • обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства для осуществления операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;
  • обеспечивать возможность установки ФН внутри корпуса и при применении ККТ содержать ФН внутри корпуса, а также передавать фискальные данные в ФН;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
  • исключать возможность формирования кассового чека или БСО, кассового чека коррекции или БСО, содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
  • обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого ФН, включенного в реестр ФН, любому ОФД сразу после записи фискальных данных в ФН, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов, по которым не было получено подтверждения оператора;
  • обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов в Интернете;
  • обеспечивать возможность печати на кассовом чеке или БСО двухмерного штрихового кода, содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или БСО (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО;
  • принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
  • информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через ОФД, а также о неисправностях в работе ККТ;
  • обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за исключением ККТ, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);
  • обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в ФН, установленный внутри корпуса ККТ, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме;
  • исполнять необходимые протоколы информационного обмена ().

НАША СПРАВКА

К понятию контрольно-кассовой техники относятся электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через ОФД и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ().

ВНИМАНИЕ!

Для ИП, являющихся налогоплательщиками, применяющими ПСН и УСН, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных , за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, требование в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 г. ().

Следует отметить, что применяться может исключительно техника и ФН, включенные, соответственно, в реестр контрольно-кассовой техники (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/) и реестр фискальных накопителей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestr_fiscal/). Эти реестры размещены на официальном сайте ФНС России, в настоящее время в них включены более 70 моделей контрольно-кассовых машин и четыре модели ФН. Кроме того, при покупке новых ККТ и ФН пользователи могут проверить, зарегистрированы ли они в указанных реестрах. Для этого можно воспользоваться соответствующими сервисами, расположенных в разделах "Реестр контрольно-кассовой техники" и "Реестр фискальных накопителей" сайта nalog.ru.

При выборе конкретной модели контрольно-кассовой машины, следует учитывать, что не каждая модель может подходить для конкретного вида деятельности. К примеру, некоторые модели разработаны для применения в такси, другие – на автозаправочных станциях, третьи – в платежных терминалах и так далее. Вы не сможете использовать в ресторанном бизнесе ККТ, предназначенную для работы в такси, поэтому будьте внимательны при покупке кассового аппарата. В реестре контрольно-кассовой техники можно также уточнить особенности применения отдельных видов ККТ, предназначенных, к примеру, для работы только в автоматических устройствах для расчетов, для расчетов в Интернете или только в качестве автоматизированной системы для БСО.

НАША СПРАВКА

К фискальным документам, передачу которых в налоговый орган по новым правилам должна обеспечить ККТ, относятся не только кассовые чеки, но и БСО. Эти документы могут быть как напечатаны на бумажном носителе, так и сформированы в электронной форме ().


Обязанности пользователей ККТ

Устанавливает основные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты и пользователей ККТ, в соответствии с которыми они должны:

  • осуществлять регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с регистрационного учета в налоговых органах в установленном порядке;
  • иметь договор с ОФД на обработку фискальных данных, за исключением пользователей ККТ, используемой в отдаленных от сетей связи местностях;
  • применять ККТ с установленным внутри корпуса ФН, соответствующую требованиям законодательства о применении ККТ;
  • выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или БСО в случаях, предусмотренных ;
  • при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в ККТ и в устройства, предназначенные для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств ();
  • обеспечивать сохранность ФН в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе ККТ;
  • исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее ФН;
  • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;
  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к ККТ и ФН, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять этим должностным лицам документацию на них;
  • осуществлять замену ФН и расходных материалов;
  • передавать в случае аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у ОФД, с которым у пользователя был заключен договор, в срок не более чем 20 календарных дней со дня прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы в налоговые органы через ОФД в электронной форме;
  • обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в ККТ информации о сумме расчета, полученной от устройства, устройства, предназначенного для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств ();
  • предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством о применении ККТ в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники (за исключением пользователей, работающих в отдаленных от сетей связи местностях) в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о применении ККТ.

Таким образом, после выбора и приобретения контрольно-кассовой техники, ее следует зарегистрировать в налоговых органах, кроме того необходимо заключить договор с ОФД на обработку фискальных данных.

Несмотря на то, что по новым правилам заключение договоров с центрами технического обслуживания перестало быть обязанностью, мы рекомендуем не спешить с отказом от услуг специалистов – экономия на техническом обслуживании вряд ли оправдает себя в будущем.