Как распеться перед пением в домашних условиях. Лучшие, проверенные способы для тренировки голосовых связок

21.09.2019 Освещение

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие из нас обожают петь или хотели бы научиться этому мастерству сирен. Правильно поставленный голос завораживает, ноты пьянят и обладают колоссальным излучением и темперамента обладателя.

Конечно же, не всем хватает уверенности в собственных силах, чтоб отправиться к преподавателю по вокалу. Многих сдерживает нехватка времени, мысль, часто приходящая в голову мужчинам: «а что подумают люди?» и конечно же кусачая, финансовая составляющая этого вопроса.

Именно поэтому, мы оттачиваем свое мастерство где придется: в ванной, в караоке, на корпоративе, дуэтом с котом или с друзьями на кухне. Но как натренировать голосовые связки в домашних условиях? Без вреда здоровью и получая при этом не малый профит?

Упражнения для разогрева и прокачки «голосовых мышц», можно и нужно выполнять в домашних условиях, предварительно определившись с миссией. Вы хотите стать профессиональным исполнителем и посвятить этому ремеслу все свободное время? Это один вектор пути.

В случае, когда вы хотите блистать на вечеринках, исполняя известные хиты, замечая отвисшие от восторга челюсти слушателей - это абсолютно иной путь развития. Но объединяет эти схожие пути становления — подход к предстоящей работе, желание, и систематическое выполнение упражнений.

Люди, которые не вникали в суть того, «как это работает? » изначально могут испытывать дискомфорт или необычные ощущения в области горла. Боятся этого не нужно, но подходить здраво к началу вашего опыта, как эксперта в области теории и, непосредственно, практики необходимо сразу.

Научиться красиво петь мгновенно - невозможно. Я не говорю сейчас о врожденных и нечеловеческих возможностях. Мне хочется привести пример среднестатистического человека, берущего уроки вокала.

Во-первых, скорее всего, в детстве, он лично или его родители заметили склонность к подпеванию песенкам из мультфильмов и удачному попаданию в ноты. Далее следовал путь к педагогу, проверка ребенка на наличие слуха, «вступительный» тест на пригодность и начало обучения с перспективой.

Во-вторых, многие люди, которые уже слушают готовый продукт в записи по радио, выложенный файл в Интернете, забывают о предварительной работе. А так же о приложенных усилиях исполнителя и методикам, которые позволили понять азы мастерства и применить их на практике.

Польза тренировок

Как поставить голос? — Спросите вы. Отвечу так: даже если вы не видите себя оперным певцом через пять лет или суперзвездой большой сцены, репетиции способны подтянуть технику речи. Органично чистая речь, без явно выраженных изъянов и привычки бормотать себе под нос, чрезвычайно важна, как на рабочем поприще, так и в обыденных, житейских делах.

Чтобы у вас получилось говорить четко и внятно, а так же обладать звонким и приятным голосом, нужно прибегнуть к артикуляционным тренировкам. Что это значит?

В ротовой полости расположено большое количество мышц, которые обеспечивают качественное извлечение звука с верхнего и нижнего регистра с помощью связок и посыла. А раз это мышцы, то они непременно нуждаются в развитии и нагрузке!

Для того, чтобы разогреть свой речевой аппарат за короткий срок, я посоветую вам применять эти проверенные упражнения. Время, которое следует выделить для проработки каждого из них, не должно быть меньше 2-3 минут. Запомните важное правило. Ваше положение тела всегда должно быть вертикальным! Сидя, лежа, вверх ногами - плохой вариант, по причине перекрывания доступа к диафрагме и не качественному забору воздуха.

И еще одна особенность. Стремитесь брать воздух нижней частью живота, а в момент его подачи - напрягать мышцы процесса, по примеру «выталкивания».

Упражнения

  1. Перед тем, как вы начнете извлекать звук из своего горла, я упомяну надобность по началу делать это в одиночестве, чтобы никто не мешал вам полностью отдаться процессу.
    Итак, представьте, процесс ополаскивания рта. Только вместо того, чтобы запрокидывать голову вверх и набирать полный рот воды, вам нужно медленно поворачивать голову слева-направо с характерным, резонирующим звуком.
  2. Глубокий вдох-пауза-задержка дыхания. При сомкнутых губах, нужно разомкнуть челюсти и слегка округлить рот, будто бы вы собираетесь сказать букву «о и м».
    В результате, у вас должен образоваться мычащий звук и при этом, нужно делать легкую пальпацию ноздрей и зоны гайморовой пазухи (еле уловимое постукивание)
  3. Аналогично второму, только вместо постукивания по ноздрям, совершите манипуляцию по носогубным морщинам (мимическим).
  4. Произносите звук «бы-бы-бы-бы-бы», на выдохе. Со вторым разом, добавьте пальпацию верхней губы.
  5. Произнося звук «мы-мы-мы-мы-мы» или «сэ-сэ-сэ-сэ-сэ». Со вторым подходом, добавьте пальпацию нижней губы.
  6. Запаситесь глубоким вдохом через рот. Приготовьте кулачок, для легкого постукивания груди слева-направо, произнося при этом нараспев звук «ааа-ооо-ууу» в нижнем регистре.
    Звук должен быть ровным, чуть тише обычного, поскольку используются нижние ноты. Не спешите израсходовать воздух. Делайте упражнение плавно.

Что исключить?

Для пения очень полезно использовать табу на некоторые продукты перед началом репетиции, проработки упражнений или публичного выступления.

А именно, стоит отказаться от:


Вместо этого, я посоветую вам остуженные, не сладкие травяные чаи, а так же чистую воду комнатной температуры. Иногда полезно добавление в нее чайной ложки меда.

В нашем современном мире, не обязательно иметь дома живой инструмент, вам достаточно скачать приложение или установить программу с уже готовыми заготовками для проигрывания.

Что касается важного. В музыкальной индустрии, полно непонятных терминов и названий, с которыми вам предстоит столкнуться.

В человеческом теле есть 3 вида резонаторов, с помощью которых мы извлекаем звук:

  • грудные (легкие, бронхи и трахея);
  • головные (рот и носоглотка);
  • центральные (гортань).

Основная проблема людей, которые только начали работать со звуком, состоит в том, что они задействуют исключительно головной резонатор.

Старайтесь петь и говорить, используя грудину. Звук получиться более объемным и целостным.

Опять-таки, без предварительного разогрева, совершать эти манипуляции категорически нельзя. Поскольку на связках могут образоваться узелки, опасные для дальнейшей деятельности. Не бережливый подход к голосу, обеспечит вас походом к фониатру.

Друзья, будьте здоровы и осваивайте новые горизонты и поприща.

Я искренне желаю вам побед! Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о своих проверенных способах тренировки голосовых связок.

До встречи на блоге, пока-пока!

Разогревать голос очень важно для любого профессионального вокалиста, а также для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. Разогревая голосовые связки, считайте, что вы их настраиваете специальным способом и подготавливаете к работе, какой бы тяжелой она не была.

Шаги

Используйте все тело

  1. Держите хорошую осанку. Для улучшения потока воздуха и, следовательно, улучшения звука, вам нужно иметь хорошую осанку. Даже когда вы сидите или стоите. Представьте себе линию, проходящую от верхней части головы через вашу спину, и которая поддерживает вас.

    • Если вы стоите, то ставьте ноги на пол прямо, на ширине плеч. Вес тела распределен одинаково на обе ноги. Держите голову прямо и отведите назад плечи. Ваше тело должно быть вытянутым по струнке.
    • Если вы сидите, то выполните те же рекомендации, как если бы вы стояли, но не прислоняйтесь к спинке стула и сидите ближе к его краю.
  2. Дышите глубоко. У большинства людей есть плохая привычка дышать только с помощью верхней части легких. Делая так, вы не используете диафрагму и уменьшаете силу голоса.

    • Если вы напряжены во время дыхания, то это будет отражаться на ваших голосовых связках. Дышите нормально, но не забывайте опускать плечи и расслаблять мышцы груди. Попытайтесь полностью расслабиться и дышать низом живота. Советуем вам класть руку на живот, чтобы напоминать себе, что это он должен двигаться вверх и вниз, а не ваша грудь и плечи. При выдохе произносите звук "с", как будто вы шипите, чтобы контролировать количество воздуха, которое вы можете выдохнуть.
  3. Расслабьте челюсть. Вообще любое напряжение будет мешать вашему голосу. Ваша челюсть – это место, откуда выходят звуки, издаваемые голосовыми связками, поэтому вы также должны заботиться о ней.

    • Помассируйте ваши щеки тыльными запястьями ваших рук. Надавливайте на щеки, прямо под скулами, и вращайте ладони по часовой стрелке. Ваш челюсти должны открыться при этом сами, и у них не будет другого выхода, кроме как расслабиться. Сделайте это несколько раз.
  4. Пейте теплые жидкости. Ледяная вода закроет ваши голосовые связки, буквально как створки моллюска. Вам также лучше избегать кофеина и никотина. Они сужают ваше горло и мешают вам звучать на все 100%.

    • Теплый чай или вода комнатной температуры являются вашими лучшими помощниками. Вы, безусловно, хотите, чтобы ваши голосовые связки всегда были увлажнены, но не надо их морозить или обливать кипятком! Так что когда вы пьете чай, то убедитесь, что он не слишком горячий.

    Прежде чем петь

    1. Пойте гаммы. Вам не пробежать без разминки 10 км, так что не ожидайте, что ваши связки выдадут вам три октавы вверх и вниз. Распевая гаммы, вы медленно разогреете связки в верхнем и нижнем диапазонах. И это очень легко делать, вам даже не нужен аккомпанемент.

      • Если вы правильно дышите и держите осанку, то вам будет легче брать высокие ноты. Будьте терпеливы, разогревайтесь постепенно. Вы можете навредить своему голосу, если вы начнете распеваться со слишком низкой или слишком высокой ноты, заставляя связки делать то, что они действительно не хотят делать.
    2. Делайте трели губами и языком. Другой распространенный метод для разогрева голосовых связок являются трели. Они расслабляют губы и язык, подключают к работе дыхание и устраняют напряженность.

      • Для губной трели просто легко сомкните губы и сделайте долгий выдох. Поэкспериментируйте с различными согласными, такими как "п" и "б". Медленно меняйте диапазон вверх и вниз, но так, чтобы вам не было неудобно или трудно это делать.
      • Для трели языком произнесите звук "р". Сильно и равномерно выдыхайте воздух, меняя диапазон. Опять же, старайтесь не навредить своим связкам.
    3. Имитируйте голосом сирену или инструмент Казу. Некоторыми из наиболее интересных разминок являются имитации сирены и инструмента Казу. Когда вы имитируете сирену, поднимаясь от низкой ноты к высокой, то дирижируйте себе рукой, поднимая и опуская ее по мере изменения звука.

      • Имитация Казу помогает следить за звуком и правильно растягивать голосовые связки. Представьте, что вы всасываете в себя спагетти. На выдохе произносите звук "Ву", чтобы слышалось, будто вы гудите. Произносите звук устойчиво, меняя диапазон вверх и вниз. Сделайте это несколько раз.
    4. Создайте пространство во рту для лучшего резонанса.
    5. Убедитесь, что вы знаете, что вы делаете.
    6. Предупреждения

    • Не напрягайтесь слишком по поводу вашего голоса. Этим вы заставляете ваш мозг, в свою очередь, напрягать ваши голосовые связки. Сознательно старайтесь расслабиться.