Какие микроорганизмы могут находиться в воздухе. Микрофлора воздуха, воды, почвы и человека. Качественный состав микрофлоры воздуха

Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сарцины и другие пигментообразующие кокки.

Актуальность темы.

Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться, успешно преодолевать трудности. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды. Где бы ни находились люди – на работе, в школе или дома, при вдыхании чистого воздуха их самочувствие и работоспособность улучшаются. Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, где мы находимся большее количество времени. В связи с этим, проблема сохранения чистоты воздуха школьных помещений, в которых мы проводим по 6-7 часов в день, является для нас актуальной. Большую часть дня современные дети проводят в школе. Иногда нам кажется, что в нашей школе все просто помешаны на чистоте. Первое, что слышишь, когда заходишь в школу: “Посмотрите, сколько грязи вы на ногах приносите, а потом будете целый день этой пылью дышать”. “А вы знаете, сколько в этой пыли микробов?” Нет, не знаем, но я могу выяснить, какое количество микробов содержится в воздухе школьных помещений, и какие факторы влияют на это.

Цель работы: выявить количественные изменения микрофлоры воздуха в различных школьных помещениях в течение учебного дня методом осаждения.

Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач :

1. Изучить различные источники информации по рассматриваемой проблеме, требования к санитарно-гигиеническому состоянию воздуха учебных помещений.
2. Овладеть приемами работы с лабораторным оборудованием, взять пробы воздуха для определения его чистоты.
3. Провести наблюдение за процессом роста бактериальных колоний, выполнить расчеты по результатам эксперимента.
4. Изучить динамику содержания микроорганизмов в воздухе в течение учебного дня.
5. Разработать предложения по улучшению состояния воздушной среды в школе.

Методы исследования:

Теоретический;
-экспериментальный - опыты, наблюдения, сравнения;
-математический - проведение расчетов.

Оборудование: одноразовые пластиковые чашки Петри с плотной питательной средой (МПЖ), термометр, лупа, линейка, фотоаппарат.

Объект исследования: воздушная среда школьных помещений.

Предмет исследования: микрофлора воздушной среды.

Гипотеза: я предполагаю, что воздух школьных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе и микробному, причем со временем количество микроорганизмов в воздухе увеличивается.

Глава I. Обзор источников информации по проблеме исследования

1.1. Краткая характеристика микроорганизмов

Большая часть микробов относится к группе бактерий. Эта группа широко распространена в природе, наиболее хорошо изучена, поэтому изучение микробов обычно начинается с бактерий.

Бактерии по форме своих клеток разделяются: на шаровидные – кокки, палочковидные или цилиндрические – собственно бактерии – и извитые – вибрионы и спириллы. Кроме того, имеются еще нитевидные бактерии и миксобактерии. Между всеми этими группами имеются многочисленные и часто не заметные переходы, например кокко-бактерии и другие.

Кокки, в свою очередь, разделяются по их сочетанию друг с другом на несколько подгрупп: микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, стафилококки и сарцины.

Среди кокков наиболее важное практическое значение имеет стрептококк, участвующий в молочнокислом брожении. Многие кокки вызывают различные заболевания человека и животных. К стрептококкам относится возбудитель ангины. Стафилококки и стрептококки относятся к гноеродным микроорганизмам.

При повреждении кожных покровов, различных видов травмирования, а также при ослаблении защитных функций организма, эти микроорганизмы вызывают гнойные воспаления кожи, горла, дыхательных путей и так далее. Патогенные стрептококки являются также возбудителями скарлатины, ревматизма, вторичных смешанных инфекций и многих других. Все эти возбудители могут вызывать сепсис – заражение крови.

Палочковидные бактерии составляют наиболее обширные группы.

К этой группе относятся много возбудителей инфекционных заболеваний: сибирской язвы, бруцеллеза, столбняка, кишечных инфекций. Но среди бактерий этой группы много и полезных микробов, например интрификаторы, и бактерии, усваивающие азот из воздуха.

Извитые бактерии называются спириллами, если имеют вид спирали с несколькими завитками, и вибрионами, если имеют один завиток, не превышающий ¼ оборота спирали. Типичными представителями вибрионов являются возбудитель холеры и водные вибрионы, очень похожие на холерного вибриона, но не болезнетворные, обычные обитатели пресных водоемов, также как спириллы.

Нитчатые бактерии представляют собой длинные нити из соединенных вместе клеток. Это главным образом водные микроорганизмы.

Миксобактерии (слизистые бактерии) являются наиболее высокоорганизованными бактериями. Большинство видов имею хорошо оформленное ядро.

Внутреннее строение бактерий остается еще недостаточно изученным в связи с техническими трудностями в методике исследования.

1.2. Микрофлора воздуха

Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, и переменную, представители которой, попадая в воздух из свойственных им мест обитания, недолго сохраняют жизнеспособность. Постоянно в воздухе обнаруживаются пигментообразующие кокки, палочки, дрожжи, грибы, актиномицеты, спороносные бациллы и клостридии и др., т. е. микроорганизмы, устойчивые к свету, высыханию. В воздухе крупных городов количество микроорганизмов больше, чем в сельской местности. Над лесами, морями воздух содержит мало микробов (в 1 м 3 - единицы микробных клеток). Дождь и снег способствуют очищению воздуха от микробов.

В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1 м 3 воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарно-гигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий.

В воздух могут попадать и патогенные микроорганизмы от животных, людей (больных и носителей).

Пылевые частицы служат благоприятной средой для жизнедеятельности различных микроорганизмов. В воздухе учеными обнаружено 383 вида бактерий и 28 родов микроскопических грибов. Источниками загрязнения воздуха являются почва, вода, растения, животные, человек и продукты жизнедеятельности живых организмов.

Микрофлора воздуха зависит от микрофлоры почвы или воды, над которыми расположены слои воздуха. В почве и воде микробы могут размножаться, в воздухе же они не размножаются, а только некоторое время сохраняются. Поднятые в воздух пылью они или оседают с каплями обратно на поверхность земли, или погибают в воздухе от недостатка питания и от действия ультрафиолетовых лучей. Поэтому микрофлора воздуха менее обильна, чем микрофлора воды и почвы. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов. Воздух сельских мест гораздо чище. Микрофлора воздуха отличается тем, что содержит много пигментированных, а также спороносных бактерий, как более устойчивых к ультрафиолетовым лучам (сарцины, стафилококки, розовые дрожжи, чудесная палочка, сенная палочка и другие). Весьма богат микробами воздух в закрытых помещениях, особенно в кинотеатрах, вокзалах, школах, в животноводческих помещениях и других.

Вместе с безвредными сапрофитами в воздухе, особенно закрытых помещений, могут находиться и болезнетворные микробы: туберкулезная палочка, стрептококки, стафилококки, возбудители гриппа, коклюша и так далее. Гриппом, корью, коклюшем заражаются исключительно капельно-воздушным путем. При кашле, чихании выбрасываются в воздух мельчайшие капельки-аэрозоли, содержащие возбудителей заболеваний, которые вдыхают другие люди и, заразившись, заболевают. Микробиологический анализ воздуха на патогенную флору производят только по эпидемическим показаниям.

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше люди болеют. Подсчитано, что, если провести щеткой пылесоса по поверхности предмета четыре раза, удаляется до 50% микробов, а если двенадцать раз - почти 100%. Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают, поглощают пыль и выделяют фитонциды, убивающие микробов.

Микробы приносят вред не только здоровью человека. По воздуху распространяются также и возбудители болезней животных и растений. Микроорганизмы вместе с пылью оседают на пищевые продукты, вызывают их скисание, гнилостное разложение.

В плановом порядке пробы воздуха для бактериологического исследования берутся в операционных блоках, послеоперационных палатах, отделениях реанимации, интенсивной терапии и других помещениях, требующих асептических условий. По эпидемическим показаниям бактериологическому исследованию подвергают воздух ясель, детских садов, школ, заводов, кинотеатров и так далее.

Обнаружение в воздухе закрытых помещений гемолитического стрептококка группы А и стафилококка, обладающего признаками патогенности, являются показателем эпидемического неблагополучия данного объекта.

1.3. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха

Воздушная среда, как объект санитарно-микробиологического исследования имеет целый ряд специфических особенностей. Как правило, среди них в первую очередь выделяют:
- отсутствие питательных веществ и, как следствие, невозможность размножения микроорганизмов;
- кратковременное нахождение микроорганизмов в воздушной фазе и их самопроизвольная седиментация;
- невысокие концентрации микроорганизмов в воздухе;
- относительно небольшое число видов микроорганизмов, обнаруживаемых в воздухе.

Микроорганизмы находятся в воздухе в форме аэрозоля. Микробный аэрозоль – это взвесь в воздухе живых или убитых микробных клеток, адсорбированных на пылевых частицах или заключенных в “капельные ядра”. Он включает частицы размером от 0,001 до 100 мкм. Размер частиц определяет 2 важных параметра аэрозоля:

1. скорость оседания (седиментации) – для частиц размером от 10 до 100 мкм составляет 0,03 – 0,3 м/сек. Частицы указанного размера оседают на поверхности за 5-20 минут. Частицы с размером 5 мкм и менее формируют практически не седиментирующий аэрозоль постоянно взвешенных в воздухе частиц;

2. проникающая способность частиц – наиболее опасны частицы с размером от 0,05 до 5 мкм, так как они задерживаются в бронхиолах и альвеолах. Именно эта фракция пылевых частиц принимается во внимание в современной классификации чистых помещений согласно ГОСТ Р 50766 – 95. Частицы с размером от 10 мкм и более задерживаются в верхних отделах дыхательных путей и выводятся из них.

Опасность микробного аэрозоля для здоровья людей обусловлено не только существованием аэрозольного механизма передачи при ряде инфекционных заболеваний. Микробный аэрозоль может также явиться причиной развития аллергии, а также интоксикаций (отравлений), связанных с ингаляцией эндотоксинов грамотрицательных бактерий, грамположительных бактерий и микотоксинов плесневых грибов. Кроме того, присутствие в воздухе микробных аэрозолей нежелательно при осуществлении ряда технологических процессов.

1.4. Методики микробиологических исследований качественного и количественного состава бактерий в воздухе

Для изучения различных свойств микробов в микробиологии разработан метод искусственного выращивания их на специальных средах. Микроорганизмы в природных условиях обычно находятся в виде сообществ различных видов. Точное изучение отдельных видов возможно только при выделении их в чистых культурах, то есть в культурах, содержащих лишь один вид микробов. Пастер впервые разработал специальные методы исследования микробов. Дальнейшее усовершенствование методов бактериологического исследования принадлежит крупнейшему немецкому ученому Р. Коху.

В настоящее время пользуются естественными и искусственными средами, жидкими и плотными. К естественным средам относятся: обезжиренное молоко, неохмеленное сусло, отвары гороха, кусочки картофеля и другие. Искусственных сред очень много. Для гетеротрофных бактерий пользуются средами с пептоном. Пептон – продукт неполного расщепления животных белков. Такова пептонная вода (1 г пептона, 0,5 поваренной соли на 100 мл воды). В мясопептонном бульоне то же количество пептона и соли прибавляется к мясному бульону, из которого осаждены белковые вещества. Эти жидкие среды можно сделать плотными, если прибавить к ним 1-3% пищевого агара. Агар – это вещество, добываемое из морских водорослей. Ценность его в том, что агаровая среда застывает в виде прозрачного студня и не разжижается, если нагревать его не до кипения. Среда должна иметь определенную реакцию (рН), должна быть стерильной. Посевы выращиваются при определенной температуре. Мясо-пептонный агар очень широко применяется в микробиологии, так как практически все виды микроорганизмов растут на этом субстрате, и поэтому, он применим для первичной идентификации бактерий воздуха.

При исследовании воздуха закрытых помещений большое значение имеет способ выделения микроорганизмов из воздуха. В зависимости от принципа улавливания бактерий, микробиологические методы исследования воздуха разделяют на седиментационные, фильтрационные и аспирационные. Метод естественной седиментации основан на осаждении микроорганизмов под действием силы тяжести на поверхность плотной питательной среды. Открытую чашку Петри с питательной средой оставляют на горизонтальной поверхности на определенное время. Затем чашку закрывают и после инкубации в термостате проводят подсчет выросших колоний. Следует отметить, что получаемые в этом случае результаты оказываются заниженными, по сравнению с данными, получаемыми при использовании прибора Кротова, в среднем в три раза, так как фракции с частицами менее 100 мкм практически не оседают. В связи с этим неоднократно принимались попытки откорректировать схему расчета, однако они не завершились разработкой общепризнанного метода расчета. В настоящее время многие авторы, приводя результаты замеров, произведенных с помощью седиментационного метода, ограничиваются указанием количества колоний, времени проботбора и диаметра чашки Петри. Для определения вида микробов решающее значение имеют: особенности поверхности колоний (гладкая, шероховатая, выпуклая, бугристая), ее краев (ровные, зубчатые), цвет, размеры колоний.

Количество микробов в рабочих и жилых помещениях находятся в тесной связи с санитарно–гигиеническим режимом помещения: размеров помещения, условий освещения, качества уборки, частоты проветривания и других факторов. При скоплении людей, плохой вентиляции, слабом естественном освещении, неправильной уборке помещений количество микробов увеличивается. Сухая уборка, редкое мытье полов, использование грязных тряпок и щеток, сушка их в том же помещении создают благоприятные условия для накопления в воздухе микробов .

Санитарно-гигиеническое состояние воздуха помещений определяется двумя показателями :

микробным числом – содержанием общего числа микроорганизмов в 1 м 3 воздуха;
числом санитарно-показательных бактерий - гемолитических стрептококков и патогенных стафилококков в 1 м 3 воздуха;

Особо строгие санитарно-гигиенические требования предъявляются к воздуху операционных, родильных домов, больничных палат и детских учреждений.

Для дезинфекции воздуха помещений применяют бактерицидные лампы различной мощности. Облучение воздуха такими лампами приводит к быстрой инактивации и полной гибели вирусов и бактерий. Иногда для дезинфекции воздуха помещений используют метод распыления химических антисептиков – пропиленгликоля, триэтиленгликоля, лишенных запаха и нетоксичных для человека.

Микробы могут распространяться токами воздуха, воздушно – пылевым и воздушно – капельным путем. Через воздух могут передаваться вместе с каплями слизи и мокроты при чиханье, кашле, разговоре возбудители гриппа, кори, ОРЗ, скарлатины, дифтерии, коклюша, ангин, туберкулеза и других заболеваний. При чиханье, кашле, разговоре больной человек выбрасывает вместе с каплями слизи, мокроты патогенные бактерии в окружающую среду радиусом на 1 – 1,5 м и более .

Патогенные микроорганизмы могут передаваться через воздух воздушно-пылевым путем. В 1 г пыли содержится до 1 млн. различных бактерий, в том числе и патогенные грибы. Воздушно-пылевым путем могут передаваться гноеродные стрептококки и стафилококки, микобактерии туберкулеза, бациллы сибирской язвы, бактерии туляремии, сальмонеллы и т.д.

В период эпидемий в целях защиты людей от заражения патогенными микроорганизмами через воздух рекомендуется обязательная влажная уборка и частое проветривание помещений, ватно-марлевые маски, сжигание или обеззараживание мокроты больных.

Глава II. Методика проведенных исследований

Исследование микрофлоры воздуха проводилось в ноябре 2014 года в помещениях МБОУ ООШ №18 станицы Кисляковской и включало в себя ряд этапов:

1. Приготовление искусственной питательной среды.
2. Выращивание микроорганизмов методом осаждения из воздуха.
3. Количественный расчет микроорганизмов в воздухе.
4. Проведение статистической обработки материала и анализ полученных данных.

2.1. Приготовление искусственной питательной среды.

Сначала я дома приготовила мясопептонный бульон из говяжьего мяса (500 г мяса без костей и жира пропустила через мясорубку). Фарш в эмалированной кастрюле залила водой (1 литр) и оставила на 24 ч при температуре 7°С. Затем фарш кипятила 30 мин. Остудила и отфильтровала. Затем добавила 1 г соли и 1 г пептона в 100 г бульона, снова довела до кипения и отфильтровала второй раз. Добавила 10% раствор питьевой соды для нейтрализации бульона до слабощелочной реакции. В полученный МПБ добавила 20 г желатина. Получила мясопептонный желатин. Простерилизовала чашки Петри, разлила в них одинаковое количество МПЖ и закрыла их, оставила для застывания.

2.2. Выращивание микроорганизмов методом осаждения из воздуха.

Для определения наличия в воздухе микроорганизмов я использовала метод выращивания их на культуральных средах, производя посев непосредственно на питательную среду (седиментационный метод Коха). Метод оседания Коха используют только при исследовании воздуха закрытых помещений и пригоден для сравнительных оценок чистоты воздуха . О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колоний.

Сначала вместе с учителем определили кабинеты для исследования. Мы выбрали помещения, в которых температура была одинаковой (20-22 °С): кабинет географии - № 11 (солнечная сторона), кабинет химии/биологии (теневая сторона) - № 12, коридор 1 этажа, школьную столовую и гардеробная комната.


Гардероб


Коридор 1-го этажа


Столовая


Кабинет № 11


Кабинет № 12

Микробиологический анализ проводили в течение одного дня три раза: рано утром, до прихода учеников; затем на третьей перемене, при активном движении школьников, и после шестого урока до влажной уборки.

Чашки Петри, наполненные мясопептонным желатином, заранее пронумерованные маркером, разместила в указанных точках и оставила открытыми в течение 10 минут. Вместе с пылью и капельками влаги на поверхность МПЖ оседают и микробы. По истечение установленного времени чашки закрыла крышками, поставила в самодельный термостат и выдерживала в лаборантской кабинета биологии при t 25ºС в течение 7 дней.

2.3. Количественный расчет микроорганизмов в воздухе

Через 7 дней производят подсчет выросших колоний, полагая, что каждая колония выросла из одной осевшей микробной клетки. Установлено, что за 10 мин на площадь 100 см 2 осядет то количество микроорганизмов, которое содержится в 10 л воздуха.

Зная количество колоний, выросших в чашке Петри, и её площадь (при 9 см она равна 63,6 см 2), можно рассчитать, сколько микроорганизмов содержится в 10 л воздуха. Так, если на площадь, равную 63,6 см 2 , осядет А микроорганизмов, то на площади, равной 100 см 2 , содержится Х микроорганизмов:

Умножив полученный результат на 100, определяют содержание микроорганизмов в 1 м 3 , или в 1000 л воздуха

Описание колоний микробов, выросших на питательной среде, проводят по следующим показателям: форма (округлая, неправильная); поверхность (гладкая, блестящая, шероховатая, сухая, складчатая); край (ровный, волнистый, городчатый); цвет; размер (диаметр).

Следует отметить, что метод подсчета колоний в чашках Петри с посевом из воздуха дает лишь приблизительные данные. Учитываются лишь микробы быстро оседающей пыли, кроме того, на твердой питательной поверхности прорастут только аэробные формы микроорганизмов. Седиментационный метод отбора проб (Коха) не позволяет определить точное количество микроорганизмов в воздухе, он дает лишь ориентировочную оценку микрофлоры. Тем не менее, результаты таких исследований позволяют получить общую картину загрязнения воздуха.

2.4. Проведение статистической обработки материала

Статистическая обработка полученных данных проводилась по методике Б. А. Доспехова .

Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1 м 3 воздуха. Для этого:
1) определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле πr 2 ;
2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм 2 ;
3) пересчитывают количество бактерий на 1 м 3 воздуха .

Примерный расчет:

В чашке Петри диаметром 10 см выросло 25 колоний.
1) определяют площадь питательной среды в чашке Петри по формуле 3,14*5 2 = 3,14*25 = 78,5 см 2
2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм 2 , равного 100 см 2
25 колоний – 78,5 см 2
х = 25*100/78,5 = 32 колонии
х колоний – 100 см 2
т. е. на площади 1 дм 2 имеется 32 колонии.
3) пересчитывают количество бактерий на 1 м 3 воздуха, который равен 1000 л. Содержащиеся 32 колонии бактерий на площади 1 дм 2 соответствуют объему 10 л воздуха. Чтобы узнать количество в 1 м 3 воздуха, составляют пропорцию:
32 – 10
х = 32*1000/10 = 3200
х – 1000
Следовательно, в 1 м 3 воздуха содержится 3200 бактериальных телец.

Глава III. Результаты и их обсуждение

В ходе исследований для каждой микробиологической оценки использовалось по три чашки Петри. Колонии микроорганизмов, выросших на среде МПЖ, представлены на фото (результаты микробиологического анализа на 3-ей перемене):


Кабинет № 11


Кабинет № 12


Столовая


Гардероб


Коридор 1-го этажа

На основании подсчета колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов, которые содержатся в воздухе различных помещений в разные периоды учебного дня.

Результаты данного исследования сравнила с критериями для санитарной оценки воздуха жилых помещений (табл. №1) и представила в таблице №2.


Таблица №1. Критерии для санитарной оценки воздуха жилых помещений



Таблица 2. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1 м 3 воздуха школьных помещений в течение учебного дня

Затем был проведен сравнительный анализ микрофлоры школьных помещений в течение всего учебного дня (Диаграммы 1-3).



Диаграмма 1.Санитарная оценка воздуха в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ № 18 утром (микроорганизмов в 1м 3)



Диаграмма 2.Санитарная оценка воздуха в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ № 18 на 3-ей перемене (микроорганизмов в 1м 3)



Диаграмма 3.Санитарная оценка воздуха в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ № 18 после 6-го урока (микроорганизмов в 1м 3)

Выявила тенденцию увеличения численности микроорганизмов во всех школьных помещениях по сравнению с утренней пробой, что, по-видимому, связано с интенсивностью передвижения людей. На основе полученных данных наиболее загрязненным микроорганизмами помещением является гардеробная комната, коридор 1-го этажа, затем кабинет № 12, столовая и кабинет № 11.

Высокая загрязненность гардеробной комнаты объясняется большой интенсивностью движения людей, через нее проходят все 134 ученика школы, и забор воздуха проводили во время раздевания и одевания учащихся, из-за чего усилена циркуляция пыли - главного переносчика микроорганизмов. Большая загрязненность коридора 1–го этажа объясняется тем, что там более высокая температура воздуха +24°С и высока интенсивность движения в течении всего учебного дня. Исходя из того, что микроорганизмы обильно размножаются в теплой и влажной средах, на остатках пищевых продуктов, на частицах пыли в затемненных местах помещений, мы можем сказать, что высокая микробность, выявленная в помещениях, является закономерной. Повышенная численность микроорганизмов после уроков может быть объяснена как увеличением загрязнения воздуха к концу учебного дня, так и интенсивностью движения. Но уровень микробной загрязненности, исходя из нормативов, во всех помещениях, кроме гардероба, не превышен.

Воздух кабинета № 11 и столовой после 6-го урока оказался более чистым по сравнению с другими помещениями, это можно объяснить тем, что уже прошла влажная уборка. Малое количество колоний микроорганизмов в кабинете № 11 говорит о том, что там нет благоприятных условий для их развития (солнечная сторона).

Выводы по работе

Результаты проведенного исследования в целом подтверждают мою гипотезу.

1. Наименьшее количество микроорганизмов было выявлено в пробах воздуха первого опыта (утром).
2. Уровень микробной загрязненности в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ №18, кроме гардероба, не превышает норматива.
3. Воздух закрытых помещений действительно содержит бактерии, количество которых возрастает в течение дня под воздействием различных факторов.
4. При нахождении большого количества людей в помещении количество микроорганизмов в воздухе возрастает.
5. Влажная уборка и проветривание помещения способствуют снижению пыли и количества бактерий в воздухе.

1. Обязать дежурных на большой перемене открывать форточки.
2. Чаще проводить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
3. Одежду должен выдавать работник гардероба через окно или дверь.
4. При входе в школу разложить коврики, снимающие механическую грязь с обуви.

Заключение

Итак, на данном этапе моего проекта я могу утверждать, что микробы попадают в воздух главным образом вместе с поднимающейся пылью, поэтому поддерживать чистоту в помещениях очень важно. Вместе с педагогом мы планируем продолжить наше исследование в теплое время года и сравнить полученные результаты с данными этой работы. Кроме того, можно провести сравнительный анализ одного помещения в разные периоды времени при наличии дополнительных факторов:
1) проветриваемость помещения,
2) количество людей и интенсивность их передвижения,
3) влияние фитонцидной активности растений на микрофлору школьных помещений.

Нами не были взяты пробы воздуха в спортивном зале из-за его ремонта, что планируется сделать в дальнейшем.

Ну и мое маленькое наблюдение, которое основывается не только на научном, но и на житейском опыте. Ученики начальной школы всегда переобуваются в сменную обувь, а вот учащиеся среднего и старшего звена часто ленятся это делать. Как выяснилось, напрасно. Создание безопасной среды вокруг нас, школьников, – это забота не только уборщиц или дежурных учителей, но и нас самих.

Список использованных источников информации

1. Аникеев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии.- М.: “Просвещение”, 1983.
2. Васильева З.П., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: “Просвещение”, 1979.
3. Гусев М. В., Минеева Л. А.. Микробиология. Третье издание. - М.: Рыбари, 2004
4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. – М.: “Агропромиздат”, 1985.
5. Кашкин П.Н, Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983.
6. Лабинская А. С. Микробиология с техникой микробиологических исследований, М, Медицина, 1978.
7. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”
9. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998.
10. http://www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
11. http://ayp.ru/shpargalki/biologiya/1/Page-19.php
12. http://www.ebio.ru/gri06.html

Работу выполнила:
Рудь Софья Григорьевна
ученица 7 класса МБОУ ООШ № 18

Научный руководитель:
Фоменко Елена Владимировна
учитель химии, биологии МБОУ ООШ № 18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18

Краснодарский край
Кущёвский район
станица Кисляковская
2014 г.

Микроорганизмы полностью заселили нашу планету. Они есть везде – в воде, на суше, в воздухе, им не страшны высокие и низкие температуры, не критично наличие или отсутствие кислорода или света, высокие концентрации солей или кислот. Бактерии выживают везде. И все же если вода и почва как среда обитания являются наиболее благоприятными, то вирусы и бактерии в воздухе живут очень недолго.

Как бактерии оказываются в воздухе

Если в почве и воде бактерии обитают, то в воздушном пространстве они присутствуют. Эта среда не способна обеспечить нормальную жизнедеятельность микроорганизмам, так как не содержит питательных веществ, а УФ-излучение Солнца зачастую приводит к гибели бактерий.

Движением воздуха с поверхности поднимаются пыль и микроскопические частички вещества вместе с содержащимися на них микроорганизмами – именно таким образом бактерии оказываются в воздухе. Они перемещаются воздушными потоками и со временем оседают на землю.

Так как микробы поднимаются с поверхности, то бактериальная обсемененность воздушного пространства как качественно, так и количественно напрямую зависит от микробиологической насыщенности поверхностного слоя.

Чем выше от поверхности планеты расположен воздушный слой, тем меньше в нем содержится микроорганизмов. Но они есть. Бактерии в воздушном пространстве обнаружили даже в стратосфере, на высоте более 23 км от поверхности, где воздушный слой чрезвычайно разрежен, а воздействие космических лучей весьма жесткое и не сдерживается атмосферой.

Бактериальная проба на высоте 500 м над поверхностью в большом городе количественно в тысячи раз выше, чем проба воздуха в высокогорном районе или над водной поверхностью вдали от берегов.

Какие бактерии могут быть в воздухе

Так как в воздушном пространстве бактерии не живут, а лишь переносятся потоками ветра, говорить о каких-то типичных представителях бактерий не приходится.

В воздухе могут оказаться самые различные виды бактерий, которые по-разному реагируют на пребывание в такой неблагоприятной для них среде:

  • не выдерживают обезвоживания и быстро погибают;
  • переходят в фазу спор и месяцами пережидают критические для жизнедеятельности условия.

Для человека существенным является наличие в воздухе патогенных микроорганизмов, среди которых:

  • чумная палочка (возбудитель бубонной и септической чумы, чумной пневмонии);
  • бактерии Борде-Жангу (возбудитель коклюша);
  • палочка Коха (возбудитель туберкулеза);
  • холерный вибрион (возбудитель холеры).

Почти все из перечисленных бактерий, попадая в воздушную среду, достаточно быстро погибают, однако есть и такие, как палочка Коха (туберкулез), кислотоустойчивая спорообразующая бактерия, которая даже в сухой пыли остается жизнеспособной до 3 месяцев.

Наличие в воздушной среде возбудителей инфекционных заболеваний увеличивает риск заражения отдельного человека, а также возникновения эпидемии, когда заражению подвергается значительная группа людей.

Бактерии могут передаваться не только с сухими частицами по ветру

Когда больной кашляет или чихает, в воздух попадают выделяемые им капельки мокроты, содержащие большое количество бактерий-возбудителей заболевания. При попадании на здорового человека капельки мокроты, содержащие патогенные бактерии, с большой вероятностью вызовут инфицирование. Данный способ передачи инфекционных заболеваний называют воздушно-капельным.

К патогенным бактериям, вызывающим инфекционные заболевания и передающимся практически только воздушным путем, относятся:

  • грипп;
  • скарлатина;
  • оспа;
  • дифтерия;
  • корь;
  • туберкулез.

Различие бактериального состава воздуха

Закономерно, что воздух в различных местах имеет свои особенности, зависящие от многих факторов. Если это закрытое помещение, то большое значение на уровень обсемененности пространства бактериями оказывают следующие факторы:

  • специфика использования помещения – это может быть спальня, рабочая зона, фармлаборатория и т.д.;
  • проведение проветриваний;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении;
  • плановое проведение мероприятий по очистке воздуха помещения от бактерий.

Бактериальная обсемененность в местах, связанных с длительным пребыванием больших масс людей, таких как вокзалы, станции и вагоны метро, больницы, детские сады и т.д., характеризуется наиболее высокими показателями.

Как оценка уровня количества и состава бактерий используются санитарно-гигиенические нормы, применимые для любых закрытых помещений:

  • квартир;
  • рабочих зон;
  • медицинских стационаров;
  • любых мест общественного пользования.

Для воздуха в закрытых помещениях санитарно-показательными микроорганизмами принято считать зеленящие стрептококки и стафилококки, а наличие в пробе гемолитических стрептококков указывает на угрозу возникновения эпидемии.

Количественный и качественный бактериологический состав воздушных масс как под открытым небом, так и в закрытых помещениях (квартирах, рабочих зонах и др.) не является статической величиной, а изменяется в зависимости от времени года, с минимальными значениями зимой и максимальными показателями летом.

Чистоту воздуха оценивают согласно СанПин 2.1.3.1375-03 по определяемому в объеме воздуха количеству микроорганизмов, чаще всего проба привязывается к 1 м 3 исследуемого воздуха.

Методы очищения воздуха от микробов

Согласно проведенным исследованиям, воздух в квартирах или рабочих зонах в разы грязнее и токсичнее, чем на улице. Это связано с наличием в воздухе, помимо микробов, вирусов, плесени и спор грибков, домашней или промышленной пыли, шерсти домашних животных, табачного дыма, летучих химических соединений (мебель, напольные покрытия, бытовая химия и т.п.) и многого другого.

Для очистки воздуха от бактерий можно применять различные методы, но в первую очередь необходимо избавиться от грязи и пыли – именно с ними микроорганизмы попадают в воздух .

Влажная уборка и пылесос как методы очистки воздуха

Домашняя и производственная пыль на организм человека воздействует как сильный аллерген; при малейшем движении воздух она перемещается с места на место, а вместе с ней и бактерии.

Самый надежный способ избавиться от пыли и содержащихся в ней бактерий – провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Причем эту процедуру необходимо проводить регулярно.

Удалить пыль с поверхностей можно пылесосом – они довольно хорошо очищают полы и напольные покрытия. Однако нет гарантии полного удаления слежавшейся пыли, большего уровня чистоты позволяет добиться современный моющий пылесос с НЕРА-фильтрами.

Ковровые покрытия, лежащие в квартирах, следует выносить на улицу и выбивать – это давно известный способ избавиться от накапливающейся пыли.

Проветривание для очищения воздуха

Действенным методом очистки воздуха от пыли и бактерий как в квартирах, так и в рабочих зонах является проветривание помещения. Наиболее эффективно его проводить рано утром и поздно вечером (в домашних условиях – перед сном).

Воздухоочистители

Эти приборы предназначены для очистки воздуха в жилых помещениях и рабочих зонах от примесей, загрязняющих воздух. Применяется метод фильтрации, когда содержащаяся в воздухе пыль, вредные вещества и бактерии остаются на фильтре.

Качество очистки воздуха напрямую зависит от типа используемого фильтра.

Фильтры воздухоочистителя подразделяют:

  • механические – удаляют из воздуха лишь крупные по размеру загрязнения;
  • угольные – достаточно эффективны, но не могут использоваться для очистки воздуха при высокой влажности;
  • НЕРА-фильтры – современные высокоэффективные фильтры; задерживают все примеси, включая бактерии и их споры; как дополнительный плюс – увлажняют воздух в помещении.

Увлажнители

Помимо чистоты, воздух должен обладать определенным уровнем влажности – при сухом воздухе в жилых помещениях и рабочих зонах влага с кожных покровов будет насыщать воздух. Что закономерно привет к пересыханию кожи и слизистых оболочек, образованию микротрещин, что снизит противобактериальную и противовирусную устойчивость организма.

Оптимальным уровнем влажности воздуха в помещении является интервал 35-50%:

  • для человека – наиболее комфортная влажность;
  • для бактерий – зона угнетения развития.

Для поддержания в рабочих зонах и местах проживания оптимального уровня влажности используют увлажнители.

В зависимости от типа увлажнители бывают:

  • ультразвуковые;
  • традиционные;
  • прямого распыления;
  • парогенераторы.

Чтобы решить, какой именно увлажнитель использовать в каждом конкретном случае, следует знать их достоинства и недостатки.

Краткий обзор характеристик увлажнителей

1.Ультразвуковые увлажнители.

Плюсы: экономичные по стоимости и энергозатратам, при работе создают незначительный шум (вентилятор).

Минусы: использование дистиллята; нет автоматического долива воды; угроза развития в емкости микрофлоры (чаще всего – легионелл) с последующим выбросом ее в воздух, необходимость регулярной дезинфекции емкости; короткий срок службы.

2 .Традиционные – увлажнители холодного испарения.

Плюсы: низкая стоимость, очищает воздух помещения, используется водопроводная вода.

Минусы: работает шумно, требует регулярной чистки и дезинфекции, опасность развития патогенной микрофлоры и попадания ее в воздух помещения, высокий износ.

3. Увлажнители прямого распыления.

Оборудование высокого класса, практически лишенное недостатков. Из минусов можно отметить высокую стоимость и необходимость профессионального монтажа.

4. Увлажнители – генераторы пара.

Плюсы: средняя стоимость, дезинфекция воды кипячением.

Минусы: очень энергоемки, большие габариты, шумные в работе, требуют частого обслуживания, прямой выход пара является потенциальной опасностью.

Увлажнители любого типа решают задачу очистки воздуха от пыли и бактерий в рабочей зоне или жилом помещении, следует только определить, сколько и какие именно увлажнители являются оптимальными в конкретном случае.

Роль зеленых насаждений

Чем чище воздух в местах общественного и личного пользования, тем меньше он содержит различных бактерий, в том числе и патогенных.

Значение зеленых насаждений при очистке воздуха невозможно переоценить – растения осаждают пыль, а выделяемые ими фитонциды убивают микробов.

Растения в квартире

Комнатные растения в жилых и рабочих зонах выполняют функцию биологического фильтра – поглощают вредные вещества из воздуха, собирают пыль на листьях, увлажняют воздух, выделяют кислород и фитонциды, убивающие патогенные бактерии.

Распространенные растения-антисептики для домашней очистки воздуха:

  • герань;
  • алое;
  • бегония;
  • мирт;
  • розмарин.

Средний радиус антибактериального воздействия растения составляет около 3 м, кроме этого, растения дезодорируют воздух и обладают тонизирующим эффектом.

Уличные растения очищают воздух

Деревья и кустарники под открытым небом постоянно проводят очистку воздушного пространства как от механических примесей и токсинов, так и от болезнетворных микроорганизмов. Растения выделяют летучие фитонциды, убивающие бактерии.

Jpg" alt="девушка на фоне природы" width="400" height="225" srcset="" data-srcset="https://probakterii.ru/wp-content/uploads/2015/10/bakterii-coli-v-moche2-400x225..jpg 600w" sizes="(max-width: 400px) 100vw, 400px">

Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаются там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сардины и другие пигментообразующие кокки.

Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от метеорологических условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов, наименьшее— воздух лесов, гор. В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, особенно при скоплении людей. В открытом воздухе количество микроорганизмов зимой меньше, чем летом, а в воздухе закрытых помещений соотношение обратное.

Патогенные микроорганизмы попадают в воздух от людей — больных или бактерионосителей, а также от животных, выделяясь главным образом через дыхательные пути. Патогенные микробы могут попасть в воздух с пылью от загрязненных предметов (одежда, одеяла и др.) либо из инфицированной почвы. Споры многих фитопатогенных грибов рассеиваются с пораженных растений и разносятся ветром.

При поражениях полости рта или дыхательных путей в окружающий воздух выделяются патогенные микробы: стафилококки и стрептококки, возбудители дифтерии, коклюша, туберкулеза, различные вирусы, например кори, гриппа. Вдыхая воздух, содержащий эти микробы, человек может заболеть. Этот путь передачи возбудителей инфекционных заболеваний называется воздушно- капельным. Существует и воздушно-пылевой путь передачи патогенных микробов при попадании их в воздух с пылью.

Различают три фазы бактериального аэрозоля, в котором микробы могут находиться в воздухе. Капельный аэрозоль состоит из мелких жидких частичек, взвешенных в воздухе и содержащих большое количество микроорганизмов. Это могут быть капельки слюны или мокроты, которые выделяются при разговоре, кашле, чиханье. Например, при чихании в воздух выбрасывается от 4000 до 40 000 капель диаметром 20—100 мкм. При величине капель до 10 мкм они длительно находятся в воздухе. Многие патогенные микробы малоустойчивы во внешней среде, и заражение человека возможно лишь в непосредственной близости от больного. Такой воздушно-капельный путь передачи характерен для кори, гриппа, коклюша, менингита.

Капельно-ядерный и пылевой аэрозоли состоят из подсохших частичек слюны и мокроты или частиц пыли, взвешенных в воздухе. Находящиеся в ядрышках микробы защищены белковой оболочкой под¬сохшей мокроты и длительное время могут быть жизнеспособными. С частичками пыли в воздухе могут находиться, например, споры сибиреязвенных бацилл. В ядерном аэрозоле коринебактерии дифтерии могут оставаться жизнеспособными в течение суток, гемолитический стрептококк — до 2 сут, микобактерии туберкулеза — до 18 дней.

Как правило, благоприятные условия для воздушно-капельного распространения инфекции создаются в закрытых помещениях, где концентрация патогенных микробов в воздухе может быть значительной. Возможность аэрогенного инфицирования на открытом воздухе возникает редко. В борьбе с воздушно-капельными инфекциями большая роль принадлежит очистке воздуха путем вентиляции и дезинфекции его. Для уменьшения распространения бактериальных аэрозолей применяют различные маски: ватно-марлевые, марлевые, из ткани Петрянова. При возникновении эпидемий гриппа маски использует медицинский персонал в больницах, аптеках. Маски рекомендуется носить больным гриппом и членам их семей. Во избежание распространения капельных инфекций при поликлинических осмотрах детей используют боксы. Больных с открытыми формами туберкулеза необходимо госпитализировать или обеспечить изолированным жилищем.

Микрофлора воздуха зависит от микрофлоры воды и почвы, над которыми расположены слои воздуха. В почве и воде микробы могут размножаться, в воздухе они не размножаются, а только некоторое время сохраняются. Поднятые в воздух с пылью, они либо оседают с каплями обратно на поверхность земли, либо погибают в воздухе от недостатка питания и от действия ультрафиолетовых лучей. Однако некоторые из них более устойчивые, например, туберкулезная палочка, споры клостридий, грибов и др., могут длительно сохраняться в воздухе.

Наибольшее количество микробов содержится в воздухе промышленных городов. Наиболее чист воздух над лесами, горами, снежными просторами. Верхние слои воздуха содержат меньше микробов. Над Москвой на высоте 500 м в одном метре воздуха содержатся 2-3 бактерии, на высоте 1000 м - в 2 раза меньше. Весьма богат микробами воздух в закрытых помещениях, особенно в лечебно-профилактических, детских дошкольных учреждениях, школах и т.д. Вместе с безвредными сапрофитами в воздухе зачастую находятся и болезнетворные микробы.

При кашле, чихании в воздух выбрасываются мельчайшие капельки-аэрозоли, содержащие возбудителей заболеваний, таких как грипп, корь, коклюш, туберкулез и ряд других, передающихся воздушно-капельным путем от больного человека - здоровому, вызывая заболевание.

Санитарно-бактериологическое исследование воздуха

Скопление и циркуляция возбудителей заболеваний в воздухе лечебно-профилактических учреждений является одной из причин возникновения госпитальных гнойно-септических инфекций, которые наносят колоссальный экономический ущерб, увеличивая стоимость лечения в 2 раза.

Вследствие этого в последнее время уделяют большое внимание санитарно-бактериологическому исследованию воздуха в больницах, операционных, родильных домах, детских учреждениях и др. Исследования проводят как в плановом порядке, так и по эпидемиологическим показаниям. Бактериологическое исследование воздушной среды предусматривает:

Определение общего содержания микробов в 1 м3 воздуха;

Определение содержания золотистого стафилококка в 1 м3 воздуха.

Отбор проб воздуха для бактериального исследования проводят в следующих помещениях:

* операционных блоках;

* перевязочных;

« послеоперационных палатах; « родильных залах;

* палатах для новорожденных;

* палатах для недоношенных детей;

* послеродовых палатах;

* отделениях и палатах интенсивной терапии и других помещениях, требующих асептических условий.

Методы отбора проб воздуха

Существуют два основных способа отбора проб воздуха для исследования:

1. седиментационный - основан на механическом оседании микроорганизмов;

2. аспирационный - основан на активном просасывании воздуха (этот метод дает возможность определить не только качественное, но и количественное содержание бактерий).

Пробы воздуха отбирают аспирационным методом с помощью аппарата Кротова, который состоит из трех основных частей: основания, корпуса и крышки. В крышке укреплен диск из прозрачного органического стекла с клиновидной щелью для засасывания воздуха. Для определения количества воздуха, прошедшего через прибор, на наружной стенке корпуса помещен ротаметр. В верхней части корпуса расположен вращающийся диск, на который устанавливается чашка Петри. Засасывание воздуха в прибор осуществляется центробежным вентилятором, насаженным на ось электродвигателя. Поступающая в прибор струя воздуха ударяется о поверхность находящейся в чашке питательной среды, оставляя на ней микроорганизмы, и, обтекая электродвигатель, выходит через ротаметр наружу.

Скорость протягивания воздуха составляет 25 л в минуту. Количество пропущенного воздуха должно составлять 100 литров для определения общего содержания бактерий и 250 литров для определения наличия золотистого стафилококка.

При отборе проб в разных помещениях необходимо обрабатывать поверхность аппарата, столик, внутренние стенки дезинфицирующим раствором 70° спиртом.

Определение микробного числа, патогенных микроорганизмов

Для определения общего содержания бактерий в 1 м3 воздуха забор проб проводят на 2% питательный агар. Посевы инкубируют при температуре 37° С в течение 24 часов, затем оставляют на 24 часа при комнатной температуре, подсчитывают количество выросших колоний и производят перерасчет на 1 м3 воздуха. Если на чашках питательного агара выросли колонии плесневых грибов, их подсчитывают и делают перерасчет на 1 м3 воздуха. В протоколе количество плесневых грибов указывают отдельно.

Расчет. Например, за 10 минут пропущено 125 литров воздуха, на поверхности выросло 100 колоний.

100x1000 л Число микробов в 1 м3 воздуха = - T -- = 800 л, т.е.

Количество выросших колоний -1000 л количество пропущенного воздуха

Для определения наличия золотистого стафилококка забор проб проводят на желточно-солевой агар (ЖСА). Чашки помещают в термостат при температуре 37° С на 24 часа и выдерживают еще 24 часа при комнатной температуре, можно на 48 часов при температуре 37°С. Колонии, подозрительные на стафилококк, подлежат обязательной микроскопии и дальнейшей идентификации.

С желточно-солевого агара снимают в первую очередь колонии стафилококков, которые образуют радужный венчик вокруг колонии (положительная лецитовителлазная реакция). Дальнейшему изучению подвергают также пигментированные колонии и с отрицательной лецитовителлазной реакцией не менее двух колоний различного вида. Подозрительные колонии пересевают на чашки с кровяным или молочным агаром. Дальнейшее изучение их проводят по схеме.

Бактериологическое исследование на стафилококк

Посев на элективные среды (желточно-солевой, мол очно-солевой или молочно-желточно-солевой агар). Засеянные среды выдерживают в термостате при 37° С в течение 2 суток, либо одни сутки в термостате и дополнительно 24 часа на свету при комнатной температуре.

2-3-й день.

Просмотр чашек, фиксация в журнале характера и массивности роста. На вышеуказанных средах стафилококк растет в виде круглых блестящих, мастянистых, выпуклых пигментированных колоний. На средах, содержащих желток, золотистый стафилококк, выделенный от человека, в 60- 70% случаев образует радужный венчик вокруг колонии (положительная лецитовителлазная реакция).

Отвивка на скошенный агар для дальнейшего исследования не менее 2 колоний, подозрительных на стафилококк. Для исследования отвивают прежде всего колонии, дающие положительную лецитовителлазную реакцию.

Пробирки с посевом помещают в термостат при 37°С на 18-20 часов.

После суточной инкубации у выделенных штаммов проверяют морфологию, тинкториальные свойства (окраска по Граму) и наличие плазмокоагулирующей активности и хло-пьеобразующего фактора.

Под микроскопом окрашенные по Граму стафилококки имеют вид фиолетово-синих кокков, располагающихся гроздьями или небольшими кучками («кружево»).

Плазмокоагулирующую активность проверяют в реакции коагуляции плазмы (РКП). С учетом результатов РКП и лецитовителлазной активности в 70-75% случаев, на четвертый день исследования может быть подтверждена принадлежность вьщеленного штамма к виду золотистого стафилококка и выдан соответствующий ответ.

Если культура обладает только плазмокоагулирующей или только лецитовителлазной активностью, то для окончательного ответа требуется определение других признаков па-тогенности - ферментация маннита в аэробных условиях или ДНКазной активности.

Определение антибиотикограммы проводят только после выделения чистой культуры. Выделенные культуры золотистого стафилококка подлежат фаготипированию.

Учет результатов фаготипирования, определения чувствительности к антибиотикам, ДНКазной активности. Окончательная выдача ответа.

Исследование воздуха седиментационным методом допускается в исключительных случаях.

Чашки Петри с питательной средой (МПА) устанавливают в открытом виде горизонтально, на разном уровне от пола. Метод основан на механическом оседании бактерий на поверхность агара в чашках Петри. Чашки со средой экспонируют от 10 до 20 минут, в зависимости от предполагаемого загрязнения воздуха. Для выявления патогенной флоры используют элективные среды. Экспозиция в этих случаях удлиняется до 2-3 часов. После экспозиции чашки закрывают, доставляют в лабораторию и ставят в термостат на 24 часа при температуре 37 °С. На следующий день изучают выросшие колонии.

Критерии оценки микробной обсемененности воздуха в хирургических и акушерских стационарах

Место отбора проб

Условия работы

Допустимое общее количество КОЕ в 1 м3 воздуха

Допустимое количество колоний золотистого стафилококка в 1 м3 воздуха

Операционные и родильные комнаты

До начала работы

Не выше 500

Не должно быть

Во время работы

Не выше 1000

Не более 4

Палаты для недоношенных и травмированных детей

Не выше 500

Не должно быть

Во время работы

Не выше 750

Не должно быть

Комнаты сбора и пастеризации грудного молока

Во время работы

Не выше 1000

Не более 4

Детские палаты

Подготовленные к приему детей

Не выше 500

Не должно быть

Во время работы

Не выше 750

Микрофлора воздуха зависит от микрофлоры почвы и воды, откуда они вместе с пылью и капельками влаги увлекаются в атмосферу. Воздух является неблагоприятной средой для размножения микроорганизмов. Отсутствие питательных веществ, солнечные лучи и высушивание обусловливают быструю гибель микроорганизмов в воздухе. Вследствие этого микрофлора воздуха менее обильна, чем микрофлора почвы и воды.

Состав микробов воздуха весьма разнообразен. В воздухе часто встречаются пигментные сапрофитные бактерии (микрококки, сарцины), споровые (сенная, картофельная и др.), палочки, актиномицеты, плесневые, дрожжевые грибы и др. Наряду с сапрофита ми в воздухе встречаются условно-патогенные микроорганизмы, споры грибов из родов Aspergillus, Mucor, Penicillium.

В животноводческих помещениях аэрозоли возникают при кашле, отфыркивании, быстром перемещении животных, во время раздачи, особенно грубых кормов, а также при чиханье кашле, разговоре обслуживающего персонала. Доказано, что в 1 м воздуха животноводческих помещений содержится до 2 млн, иногда более микробных тел, в том числе и патогенных. Степень обсемененности воздуха микроорганизмами зависит от вентиляции, скученности животных, характера помещений и способа содержания животных, величины фронта кормления и других факторов. В плохо вентилируемых помещениях число микробов в 1 м воздуха в 5—6 раз выше, чем в хорошо вентилируемых.

Наибольшее количество микроорганизмов содержит воздух крупных промышленных городов. Воздух же полей, лесов, лугов, а также над водными пространствами, в удалении от населенных пунктов отличается сравнительной чистотой. Значительные изменения претерпевает микрофлора воздуха в зависимости от времени года. Максимальное количество микробов обнаруживают в июне — августе, а минимальное — в декабре — январе.

Санитарное состояние воздуха оценивается по микробному числу — количеству микроорганизмов, обнаруженных в J м атмосферного воздуха, а в помещениях для животных (коровниках, свинарниках, птичниках, крольчатниках), мясо- и птицекомбинатов — по микробному числу и наличию в них санитарно-показательных микробов: Staph. aureus, Str. haemoliticus, E. coli.

Бактериологическое исследование воздуха осуществляется с использованием седиментационных, аспирационно-фильтрацион-ных (сорбционных) методов, основанных на осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхности твердых питательных сред или задержке их в жидкой среде путем сифонирования и барботажа. Наиболее простым, но менее точным является метод самопроизвольного осаждения микроорганизмов из воздуха на чашки Петри с мясо-пептонным агаром (метод Р. Коха, 1881). Бактериологические чашки с МПА оставляют открытыми в разных точках помещения на 5—10 мин, затем их закрывают и переносят в термостат с температурой 37—38 °С на 48 ч для получения колоний. Принято считать, что на площадь 100 см агара оседает за 5 мин приблизительно столько микробов, сколько их содержится в 10 л воздуха.

Для более точного исследования микробов воздуха применяют специальные аппараты: бактериоуловитель Речменского, аппараты Кротова, Киктенко и др. Метод Кротова основан на использовании ударного действия воздушной струи на питательную среду в чашках Петри. С этой целью используют специальный прибор, состоящий из трех частей: прибора для отбора воздуха, микроманометра и электрической части. Сущность действия его заключается в том, что при работе электромотора вращается диск с поставленной на него чашкой Петри; центробежный вентилятор засасывает через клиновидную щель в крышке исследуемый воздух, который ударяется в поверхность МПА, оставляя на нем микроорганизмы. За 1 мин через прибор может засасываться от 25 до 50 л воздуха.

Бактериоуловитель Речменского состоит из стеклянного цилиндра с резервуаром, содержащим стерильную жидкость (физиологический раствор, бульон и др.). При просасывании воздуха через прибор происходит подсасывание воздуха с образованием аэрозоля. Капли жидкости оседают на внутренних стенках прибора и вновь стекают в резервуар (приемник). Обсемененную таким образом жидкость высевают на обычные или элективные питательные среды и производят подсчет выросших колоний в определенном объеме исследуемого воздуха.

При необходимости идентифицировать микробы или вирусы используют специальные методы бактериологического и вирусологического исследований. Разрабатываются и внедряются в. практику ускоренные методы обнаружения микробов в воздухе с помощью мембранных фильтров, каскадных импакторов, фильтров Петрянова «Микрофил» и др.

Допустимые санитарно-бактериологические показатели для воздуха животноводческих помещений не должны превышать 500-1000 бактерий в 1 м.