Александр сокуров премия ника. Сокуров предложил отправить под гаагский трибунал российских тележурналистов. Вот это признание

19/02/2018

Режиссер Александр Сокуров дал большое интервью Софико Шеварнадзе о природе власти, о Борисе Ельцине и Владимире Путине. Кинодеятель попытался объяснить, почему несмотря на свою критическую позиции, нынешний президент России неизменно дает ему слово.


«Он (Путин — прим.ред.) хорошо знает, что мне лично от страны ничего не надо», - рассказывает в эфире «Эха Москвы» Сокуров. «Что всё, о чем я говорю, имеет отношение только к судьбе страны или той отрасли, частью которой я являюсь. Мне очень запомнился наш разговор, когда мы были один на один и он меня спросил, где я был за последнее время. И я ему сказал, что был в Ульяновской области и что у меня осталось тяжелое впечатление от одного места. «Что это такое?» - говорит он. - «Ульяновский завод «Авиастар», пустой завод, где ничего не производится, где стоят недостроенные самолеты». И он подробно выслушал все мои впечатления, не прерывая. Он вообще в разговоре один на один абсолютно другой, чем в публичном поле… Как и Борис Николаевич, кстати».

По словам Сокурова, Путин действительно слушает людей, однако подвержен влиянию окружения.

«Он слушает, он действительно слушает. Но, мне кажется, что его могут настраивать против тех, кто систематически ему возражает, публично тем более. То есть ему можно доложить про меня всё что угодно. Вот мне говорят, что идет сейчас разработка ФСБ. Ищут против меня какие-то компрометирующие документы, еще что-то. Я не могу понять, почему…», - добавляет Сокуров. «Я уверен, что он сам не воспринимает меня как какого-то врага. Мне всегда дают слово. Но между тем, как мне кажется, мы как-то не до конца слышим друг друга. Я понимаю, что он может не слушать меня или не до конца слушать…».

Однако режиссер уверен, что общение лучше выстраивать с помощью личных встреч.

«И, я думаю, что не хватает, конечно, прямого разговора. Это разговор, при котором невозможно не перебивать человека. Я знаю, что он очень не любит, когда его перебивают. Мне после разговора о Сенцове [на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку в декабре 2016 г.- Ред. ] много раз делали замечание, как я там посмел несколько раз вторгаться, останавливать, перебивать Президента. Но при этом я не почувствовал с его стороны какой-то злобной раздраженности или мстительности. Это очень странно. Я действительно иногда веду себя резко, но исключительно потому, что я настолько встревожен тем, что происходит вокруг меня, я настолько несу ответственность за это… Бывает, просто не уснуть… Тревога не от политики, не от внешней войны, а оттого, что изнутри происходит с нами, с теми людьми, которые окружают меня. Я же знаю, есть великие мои соотечественники, которые никогда не решатся сказать и десятой доли того, что я говорю».

На вопрос Шеварнадзе, какой бы художественный образ Путина сделал бы Сокуров в своем потенциальном фильме о президенте, тот ответил: «Человек, который стоит перед подножием очень высокой крутой горы и не знает, что будет, если он поднимется на вершину, есть ли там еще более тяжелые вершины и что делать: штурмовать или обустраивать всё у подножия и с кем. Главное - с кем. Он видит, кто рядом с ним, и понимает, что с ними штурмовать - не подняться. Вот такой был бы образ. Они очень сильно с Борисом Николаевичем отличаются. Ельцин - это человек, который так же стоит, но в окружении более надежных людей на берегу очень-очень широкой реки, где не видно того берега и кто там на берегу. Вот два разных образа. Одинаково трагичные, конечно, и одинаково сочувственные. Я по природе своей человек художественный, не публицистический. И мне нравится эта модель медицинская, которая применима, наверное, к кинематографу или драматургии: мы сотрудники больницы, к нам привозят какую-то группу раненых, больных, и многие из них такие мерзавцы, что к ним прикоснуться страшно. Но мы должны принять их, поставить диагноз во что бы то ни стало, вылечить и вернуть их в общество. Не в яму выбросить, не расстрелять, не удушить, а вернуть в общество. И пусть народ или, там, Бог судит этих преступников. Искусство не имеет права убивать преступников. Оно вообще не имеет право убивать…».

Интеллигенция и народ. Интервью Александра Сокурова, в котором режиссер призвал судить тележурналистов в Гаагском суде. Также в работе против власти. Эти и другие темы обсуждают Дмитрий Куликов и Ольга Подолян .

Подолян : В этом часе мы хотели поговорить о реакциях.

Куликов : Да, о реакциях - адекватных и неадекватных. О функциях осмысления и осознания. Вроде должна этим заниматься наша интеллигенция. Но я бы так поставил вопрос в этом часе: интеллигенция и народ. Но не в абстрактной его форме, а очень конкретно - кто, как и что понимает.

Честно говоря, меня потрясло интервью режиссера Александра Сокурова, которое вышло совсем недавно. Там много чего, я все это интервью анализировать не буду. В принципе, каждый человек имеет право на свое мнение, но две вещи из этого интервью следует обсудить.

Первая вещь заключается в том, что, по мнению господина Сокурова, наши СМИ, наше телевидение что-то там разжигает, и по поводу этого удивительного термина "разжигает" господин Сокуров призвал к тому, чтобы российских тележурналистов судили в Гааге. Вот так, ни много ни мало. Это, кстати, такой либерал-демократ, как выясняется, который совсем недавно требовал . Сенцов - это руководитель украинской группы, которая готовила теракты в Крыму. Он как бы режиссер, и то, что он как бы режиссер, по мнению Сокурова (тогда он спорил с президентом Путиным), было достаточным основанием для того, чтобы Сенцова выпустить. Несмотря на то, что в суде доказана его вина, террористическая деятельность действительно там была, они действительно готовили эти теракты.

Кстати, когда возникает вопрос, откуда же в нашем обществе берутся репрессии, такие страшные механизмы, с которыми мы в истории сталкивались, так вот отсюда они и берутся - из позиции наших либералов и демократов, которые считают, что они против репрессий и за свободу. Они против тех репрессий, которые они считают неправильными. Но они очень "за" правильные репрессии. И все это уживается одновременно в их голове, которую они считают ни много ни мало "мозгом нации".

В принципе, мне не нравится российское телевидение, - сказал Сокуров, - поэтому давайте в Гаагу отправим. Кстати, это тоже вершина правосудия - Гаага. Господин Сокуров почему-то по поводу Гааги не говорит, что лидеры Югославии, например, просто умерли в гаагской тюрьме. А вина их так и не была доказана. Это господина Сокурова не волнует. Ну ладно, про Гаагу отдельно.

Так вот, журналистов, которые не нравятся господину Сокурову, надо отправить в Гаагу. А террориста Сенцова, который нравится Сокурову, надо выпустить и проявить к нему "акт милосердия".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

12.03.2020, 07:08

Китай победил коронавирус, весь мир – заразился

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ: «Толпы людей на улицах – забудьте, на концерте – забудьте, рукопожатия, поцелуи при встрече – забудьте. Постепенно, постепенно это будет отходить. Что крайне беспокоит, крайне беспокоит, это конечно то, что выяснилось, насколько мир беззащитен».

16.03.2020, 11:12

Суперновые ценности – хорошо, пока нет проблем

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В Бельгии власти объявили, что, скорее всего, ничего не хватит – ни мест, ни вентиляторов, ни медикаментов! В Бельгии не хватит! И, более того, тут уж вообще не до смеха, они сказали, что в этой ситуации помощь будет оказываться не всем, вы слышите? Про Европу! Привет реминисценции из 30-х годов! Помощь не будет оказываться пожилым людям, потому что бессмысленно!»

«Задача государства — развивать просвещение и определять цивилизованные рамки существования. Просвещение, а не мистика. Тысячу раз просвещение… А армия, политические партии, дипломатия и даже экономика — это все только инструменты цивилизации. Важно установить «рамки» цивилизованности. Но современное общество выпрыгивает за эти рамки с большой легкостью. И делает это оно сегодня с большим желанием, чем когда-либо. Оно само. Без принуждения… Люди так хотят». 31 августа 2016 года

«Руководству России, так же как и народу чеченскому, давно пора ответить на вопрос о войне с Чечней: что это было? Банальный мятеж против России или национально-освободительная борьба?» 31 августа 2016 года

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года. В 19 лет начал работать на телевидении. В 1975 году поступил во ВГИК, где за отличную учебу получил именную стипендию Эйзенштейна. Закончил учебу раньше срока из-за конфликта с администрацией института и руководством Госкино, которые обвиняли его в антисоветских настроениях. Начал работать в «Ленфильме», но его фильмы не допускали к прокату. Большинство из них вышли после перестройки, при этом удостоились множества премий — в частности, он является лауреатом Государственной премии России, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, а также обладателем премии имени Тарковского. Также Сокуров неоднократно отмечался международными наградами: он является обладателем «Золотого льва», приза FIPRESCI на МКФ в Каннах, неоднократно номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»​. В фильмографии режиссера десятки картин, среди которых «Одинокий голос человека», «Мать и сын», «Русский ковчег», «Фауст» и другие.

«Кроме общих экономических проблем, о которых я говорил на заседании советов, есть еще и политические, и они очень серьезные. Эти политические проблемы не позволяют создавать современное игровое и документальное кино на высоком содержательном уровне. Шаг влево, шаг вправо — угрозы, цензура, фильм не выпускается…» 7 декабря 2016 года

«Где эти политики с гуманитарным сознанием, когда они появятся? В России таких людей нет. Я их, по крайней мере, не вижу. Если бы меня спросили, кого надо разбудить, я бы сказал — Толстого, Томаса Манна. Разбудите хотя бы на короткое время Гёте, чтобы он на все это посмотрел, чтобы хоть одну фразу от него услышать, а потом пусть спит дальше. Не хватает людей такого масштаба, которые могли бы заглянуть в будущее!» 11 сентября 2015 года

«Мы понимаем прекрасно, что, во-первых, мы защищаем не кинематографиста Сенцова, а молодого человека, который совершал политические действия. Как режиссер он еще не состоялся. Сейчас его имя в политическом смысле много выше, чем его профессиональные и прочие умения. Мы прекрасно понимаем, что это абсолютно политическая коллизия и проблема одного звонка». 11 сентября 2015 года

«Я долгое время был за пределами России и вообще сейчас, наблюдая за собой, понимаю, что я все меньше и меньше слушаю «Эхо Москвы», я практически не смотрю «Дождь», хотя я подписан на него, и практически не читаю «Новую газету». И когда я попытался понять, почему это происходит со мной, я понял, что… Что эти мои удивительные уважаемые сограждане отстали от поезда — они не знают, каким способом формировать свою политическую тактику и стратегию». 22 сентября 2015 года

«С каждым днем я понимаю, насколько грязное дело эта политика. Причем со всех сторон — нет ни одного чистого стола, за которым сидят эти гигиеничные люди с чистыми салфетками и говорят о каких-то высоких вещах». 22 сентября 2015 года

«Лучшие из нас — наши великие гуманисты, сопротивленцы — диссиденты. Они положили начало борьбы с политическим лукавством. Они боролись за права человека, когда миллионы молчали. И это были молодые граждане. Именно эти люди привели к власти наших современных политиков и наших миллиардеров. Благодаря им получили свободу религиозные культы. Самоубийство — не ценить, не беречь молодых соотечественников». 10 февраля 2014 года, открытое письмо Владимиру Путину

«В нашей стране отсутствует работа над развитием идеи федерализма. Страна развивается, народ меняется, мир необратимо меняется... А наша федерация — как далекая скала. Национальные амбиции неизбежно будут меняться. Придется как-то с этим иметь дело. Мирным способом люди решать национальные проблемы пока не научились». 2 июня 2014 года

Политические высказывания деятелей культуры

«Проснулось непоротое поколение. Проснулось, очнулось и сообразило, что происходит. Кончилось терпение у истории, кончилось терпение в воздухе. Молодежь, которая обязана выйти на улицы, она-таки вышла».

Худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин на съезде СТД, 24 октября 2016 года:

«Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».

Режиссер Андрей Звягинцев в статье в газете «Коммерсантъ», 26 октября 2016 года:

«В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Режиссер и глава комитета по культуре в Госдуме Станислав Говорухин в интервью телеканалу «Россия 24», 17 ноября 2016 года:

«За эти 15 лет, конечно, уровень нравственности сильно упал в обществе, и все ограничители оказались сняты, потому что государство не имеет права вмешиваться. А мы не вмешиваемся, и это тоже очень плохо».

Режиссер Никита Михалков , 19 февраля 2016 года:

«Начиная с 2000 года и на протяжении всех последующих лет из выборов в выборы я голосую и выражаю свою поддержку конкретному человеку — Владимиру Владимировичу Путину. И я совершенно серьезно считаю, что если бы не было Путина, то не было бы страны».

«Я говорил в 2008 году, что вой-на с Украиной неизбежна. Но я в том же интервью сказал, что эта война случится, если сегодня — то есть в 2008 году — не начнется работа по ее предотвращению. Тут ничего феноменального нет. Нужно просто знать историю». 2 июня 2014 года

«Я не сомневаюсь — я об этом говорил и президенту, и на разных общественных собраниях, — что стране нужна серьезная реформа системы и реформа уголовного права, которая бы касалась форм и способов ограничения свободы для молодых людей. Я в этом уверен, и никто меня не сможет переубедить». ​3 июня 2014 года

«Никакой божественности нет в самом этом понятии — «власть», а есть живые люди, которые действуют на основании своих человеческих инстинктов и характеров. И Борис Николаевич Ельцин действовал на основании своего характера. И Путин действует, опираясь на свой характер. Именно характером определяются политические действия, а не мнимыми законами исторического развития. Власть всегда в руках людей, которые охвачены стихией собственного характера. Люди моральные, совестливые с трудом живут во власти, потому что мораль ставит им определенные ограничения. И как бы ни воспитывали будущего царя, все равно проблемы с народом и государством никуда не исчезали». Ноябрь 2013 года

Опубликовано 29.03.17 09:13

"Ника" 2017: триумфатором премии стал фильм "Рай" Андрея Кончаловского.

Накануне в московском Театре имени Моссовета прошла юбилейная, 30-я церемония вручения национальной кинопремии "Ника". Триумфатором награды стала картина Андрея Кончаловского "Рай", получившая призы в трех главных номинациях: "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучшая женская роль".

Историческая драма "Рай" рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС. Действие картины разворачивается преимущественно в немецком концлагере.

Во время церемонии вручения премии "Ника", лауреаты инткббээ награды со сцены призывали власть услышать молодежь и высказывались в защиту людей, задержанных во время воскресных , и политзаключенных. В частности, об этом в своих речах упоминали режиссеры Александр Сокуров, Александр Митта, Алексей Красовский и актриса Елена Коренева.

Получивший почетную премию в номинации "Честь и достоинство" Сокуров в своей речи напомнил про Олега Сенцова и указал на ошибку государства, которое фамильярно поступило по отношению к молодежи 26 марта. Также он обратил внимание на жёсткие действия правоохранительных органов против девушек и женщин.

"Я обращаюсь к депутатам: давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в массовых акциях. Если вы видели, что происходило в воскресенье, когда за руки, за ноги хватали девчонок. Это было грубо. Это было насилие", - заявил он.

Речь Сокурова на вручении премии "Ника". ВИДЕО

"Государство совершает ошибку, ведя себя столь фамильярно со школьниками и студентами. Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Никто из наших политиков не желает их услышать. Никто с ними не разговаривает. Они боятся это делать - почему?" - отметил режиссер.

По словам Сокурова, он обсудил с Владимиром Путиным вопрос об освобождения из тюрьмы украинского режиссёра Олега Сенцова, осуждённого по обвинениям в терроризме на 22 года. По его словам, президент России обещал "подумать над этой проблемой".

Лауреат "Ники" в номинации "Открытие года", создатель фильма "Коллектор" Алексей Красовский призвал кинематографическое сообщество повлиять на судьбу задержанных участников митингов.

"Я хочу попросить вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе", - приводит его слова ТАСС .

Его выступление поддержал художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров.

"Счастлив, что Красовский сказал о некоторых наших болевых и тяжелых проблемах нашей жизни", - сказал Захаров.

Обладатель спецприза "Ники" "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" Александр Митта также поддержал Сокурова.

"Я разделяю тревоги и отчаянье, мы все озабочены тем, как растет наше поколение, чтобы оно выросло под нашими заботами, а не пугалками", - отметил режиссер.

Говорила со сцены о политзаключенных и задержанных 26 марта протестующих и актриса Елена Коренева, победившая в номинации "Лучшая актриса второго плана" за роль в фильме "Ее звали Муму", а актриса Юлия Ауг подчеркнула, что в этом году вручение премии стало настоящей акцией протеста.

"Мне очень жаль, что телезрители не услышат речи Красовского, Сокурова и Кореневой. Я знаю, что это вырежут. Такого очень давно не было, чтобы «Ника» была акцией протеста. И этот факт значит, что нарыв созрел", - подчеркнула Ауг.

Выступая 28 марта 2017 года на церемонии вручения кинопремии "Ника", режиссер Александр Сокуров вновь вопрос о политзаключенном Олеге Сенцове и призвал власть к диалогу с участниками акций протеста, прошедших по всей России 26 марта. Кремль в лице пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова тут же отреагировал на это, заметив, что президент уже в декабре ответил режиссеру на вопрос о Сенцове (тогда, напомню, Путин заявил, что "по‑русски и по‑христиански мы действовать в этой ситуации не сможем", то есть дал понять, что Сенцов будет сидеть и дальше). Тот же Песков ранее высказал предположение, что участникам митингов платили деньги за участие в протесте, определив тем самым отношение к происходящему и главы государства, который и вовсе сравнил протесты с "майданом" и "арабской весной". Однако мало кто обратил внимание на то, что свое выступление на вручении "Ники" режиссер начал с упоминания разговора со своей матерью, которая предупредила сына, что его убьют, если он произнесет эту речь, убьют за то, что он критикует действующую власть.

Режиссер Александр Сокуров во время церемонии вручения награды национальной кинематографической премии «Ника». Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Мы не знаем как именно она ему это сказала, с какой интонацией и в какой точно формулировке, но то, как об этом перед большой аудиторией говорил сам выдающийся русский художник, который известен не только своими фильмами и заступничеством за политзаключенных, но и своим умением делать разного рода предсказания (напомню, что Сокуров задолго до 2014 года предсказал войну России с Украиной), наводит на неутешительную мысль о том, при каком режиме мы сейчас, действительно, живем. Когда я слушал речь Сокурова, то мне сразу же вспомнились кадры с матерью Бориса Немцова, склонившейся над гробом, в котором лежал ее сын, так же не боявшийся публично говорить правду и так же за несколько недель (!) до своего убийства произнесший примерно похожие слова: "Когда я ей [матери] звоню регулярно, она говорит: «Сынок, когда ты прекратишь ругать Путина? Он тебя убьет»".

Хочется надеяться, что до убийства Сокурова, известного также своей жесткой критикой главы Чечни Рамзана Кадырова (к примеру, в августе 2016 года режиссер , что в Чечне сегодня "принимаются решения по всем политическим убийствам в России"), дело не дойдет, но нельзя не видеть, что в отношении него уже развязана настоящая травля. Первым поспешил отмежеваться от заявлений Сокурова президент премии «Ника» Андрей Кончаловский. Так, комментируя на следующий день заявление Сокурова, он специально подчеркнул, что: «Академия «Ника» - это профессиональная организация, если кому-то хочется высказаться, «Ника» предоставляет такую возможность, но я не считаю, что это правильное место». Также Кончаловский сказал, что понимает, когда, например, режиссер Александр Сокуров сидел на президентском совете и была возможность высказаться, но в случае с «Никой» это идет немного «мимо кассы».

31 марта в газете "Московский комсомолец" появилась заметка "Сокурова предложили лишить госфинансирования, припомнив его слова о Курилах", в которой сообщается , что несколько лет назад режиссер якобы предлагал отдать Курилы Японии. Главный редактор интернет-издания Politrussia.ru Руслан Осташко, комментируя эти слова, призвал игнорировать творчество режиссёра, а также лишить его государственного финансирования. «Люди, которые призывают отдать российские земли в иностранную юрисдикцию, каким-то историческим хозяевам, как они считают, не должны получать деньги от государства, которое они пытаются кому-то продать или подарить», - заявил он в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Член центрального совета Российского военно-исторического общества, писатель Армен Гаспарян также заявил, что лишить Сокурова господдержки было бы правильно. «Если тебе всё не нравится, тогда, пожалуйста, борцунствовать таким образом можно и без учёта средств государственного бюджета. А с другой стороны я прекрасно понимаю, что сейчас же последует истерика, что его затравили, лишили государственного финансирования, тоталитарный режим, кровавый Мордор со всеми вытекающими последствиями», - считает Гаспарян.

В "Экспресс-газете" вышла заказная публикация с заголовком "«Любовницей» Сокурова оказалась жена богатого финансиста". Написана она вот таким слогом: "На «Нике» Сокурова сопровождала эффектная молодая брюнетка. Многие приняли даму за его новую пассию. Александр Николаевич помог спутнице снять верхнюю одежду, и они почти в обнимку улыбались в объективы фоторепортеров. Однако вечер перестал быть томным после того, как герр Сокурофф (с некоторых пор он перебрался в Германию) взобрался на сцену. Брызгая слюной, мэтр элитарного кино вдруг начал хаять «кровавый режим». То есть защищать кучку уродов, которые давеча тщетно пытались устроить в центре Москвы майдан, но были нейтрализованы специально обученными «космонавтами». Красивая брюнетка пожирала оратора-провокатора восхищенным взглядом…"

А вот выдержка из статьи "Наноспектакли Сокурова. За что сегодня дают премию «Ника»", опубликованной в интернет-газете "Столетие": "Примечательна реакция режиссёра из русского лагеря - Юрия Кара. В эфире телеканала «Царьград» он с возмущением сказал о выступлении Сокурова, живущего в Германии: «…его взгляд из Германии нам мягко говоря не подходит, потому что для него это шоу, которое он смотрит по телевизору, а мы здесь живем и видим, что произошло на Украине, где вывели молодых людей, неопытных, тем более школьников, и заставили их там выступать… Я сам из Донбасса. Теперь на него падают бомбы. Такого нельзя допустить в России»". В конце публикации особо отмечено: "Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»".

Приводить примеры других чернушных публикаций и обличительных высказываний прокремлевских пропагандистов я не буду - их довольно легко можно найти на соответствующих ресурсах. Напомню только, что незадолго до убийства того же Бориса Немцова против него также устраивались разные провокации - чего стоит только вывешивание в конце января 2015 года в Москве напротив «Эха Москвы» огромного плаката с текстом «Пятая колонна настояла на санкциях против своей страны» — с лицами Бориса Немцова и Алексея Навального. Немцов давно убит, Навальный сейчас находится под арестом. Теперь вот в открытую угрожают Сокурову - только за то, что он призывает государство быть более гуманным к собственным же гражданам. Мне кажется, что режиссера в таких условиях впору брать под усиленную охрану, а власти, если она не хочет серьезных эксцессов, следует хотя бы на время приструнить своих хунвейбинов.