Преподобный сисой печерский, схимонах. Преподобный схимонах иоасаф печерский Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, схим-ни-ка Печерского

(† ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. № 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. № 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. № 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. № 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт. )» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

В 1598 г. на месте разрушенного Печерского монастыря была построена деревянная ц. в честь Преображения Господня с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, под спудом почивали мощи И., над погребением стояла рака. Ранее 1745 г. обветшавшая церковь была разобрана, на ее месте построена новая, к-рая ок. 1782 г. сгорела и была заменена каменнным Преображенским храмом с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1794 г. церковь перестраивалась, в 1816 г. в ней устроили 2-й придел - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1860 г. в храме над погребением И., находившимся за левым клиросом, близ северной стены, возобновили пещеру, на восточной стене к-рой был поставлен иконостас, а в 1882 г. устроен придел во имя св. царевича Иоасафа. Посреди пещеры стояла каменная гробница, в которой имелось овальное отверстие, откуда паломники могли брать песок с раки святого (считалось, что вода, смешанная с этим песком, излечивает от болезней). В пещере ежедневно после литургии служилась панихида по И.

Об исцелениях, происходивших от мощей И., свидетельствует «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа», в к-рой рассказывается, что Нижегородский митр. Исаия в 1702 г. повелел соборному ключарю свящ. Андрею расследовать исцеление жительницы Балахны Евдокии Михайловой. Больной дважды являлся во сне Московский митр. св. Филипп (Колычев) , повелевавший ей идти в Печерский мон-рь к гробу И., а затем принять монашеский постриг. «Повесть…» встречается в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г. (напр.: РНБ. Погод. № 1579; Собр. Титова. № 1749). О др. чудесах, совершавшихся по молитвам к И. в 1-й четв. XVIII в., сообщается в Похвальном слове «на обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоасафа, затворника Нижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новаго российскаго чудотворца, мироточиваго, в Летописце же Нижегородском свидетельствованнаго» (РГБ. Ф. 651. № 88, XVIII в.) В окт. 1745 г. старопечерский свящ. Иоанн Михайлов под присягой показал, что он неоднократно чувствовал благоухание от гроба, находившегося в «ветхой церкви». Священник сообщил, что у гробницы И. служились панихиды, читали каноны, из могилы брали песок, но в 1720 г. «по словесному запрещению бываго ж преосвященнаго Питирима архиепископа никому приходящим… по оном схимонахе Иоасафе панихид петь, и каноны читать, и песка с того места давать не стали». О. Иоанн сказал, что не знает о чудесах и исцелениях от мощей И., но слышал о чуде с Евдокией Михайловой, об исцелении крестьянина Захара Герасимова и о случае, когда 2 прихожан, ставших слишком близко к гробнице И., невидимой силой были отброшены назад. О. Иоанн также сообщил, что церковь, где находились мощи, была разобрана, на ее месте построено новое здание, к-рое вскоре сгорело, и «он, иерей Иван, не знает, оные-де мощи от случившагося пожарного времени целы ль находятся или нет» (фрагмент распросных речей свящ. Иоанна Михайлова читается в сб. РНБ. Q.XVII.53). В устной традиции исцеления от мощей И. фиксируются до нач. ХХ в.

Имя И. встречается в святцах с кон. XVII в. (напр., в Кайдаловских святцах: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562). Старообрядческий мон. Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807-1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е... но времени памяти не объяснено» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 398-398 об.). Имя И. вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 372). В 1993 г. И. был канонизирован как местночтимый святой. 19 апр. 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в т. ч. И. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры И., место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около к-рой 22 сент. 2006 г. был отслужен 1-й после мн. лет водосвятный молебен.

Образ И. есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя блгв. кн. Александра Невского, написанной в апр. 2009 г.

Ист.: Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 20012. С. 60-61, 623-626, 659-661, 671-673, 714-716; Шайдакова М. Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новг., 2006. С. 91-92, 204; Серебровский И., свящ. Жизнеописание св. прп. схимонаха Иоасафа Печерского. Н. Новг., 2006. С. 7, 15-16; Описание о российских святых. С. 248.

Лит.: Ратшин А. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 359; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Четыркин И. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского муж. мон-ря. Ч. 2: Разрушение Печерского мон-ря в кон. XVI ст. и перенесение его на теперешнее место // Нижегородские ЕВ. 1886. № 17. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 86-87; Зверинский. Т. 2. № 1055. С. 270; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Серебровский И., свящ. Гробница схимонаха Иоасафа в с. Старых Печерах. Н. Новг., 1900, 2006; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 20053. С. 314-315; Рамодановская Е. К. «Святой из гробницы». О нек-рых особенностях сибирской и севернорус. агиографии // Русская агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 151-152; Тихон (Затёкин), архим. Нижегородский Вознесенский Печерский муж. мон-рь // ЖМП. 2007. № 12. С. 55-57.

Д. Ю. Кривцов, А. А. Романова

Уважаемый Антон Евгеньевич, здравствуйте! Пишет вам прихожанка храма Преображения Господня в слободе Печеры г. Нижнего Новгорода. Я несу послушание возле раки со св. мощами преподобного Иоасафа. В ночь с 11 на 12 января 2004 г. я читала книгу «Блаженная схимонахиня Мария», написанную вами. Книгу эту мне дала прочитать девушка, которая иногда бывает в нашем храме. А ей дала прочесть монахиня из Дивеево. Время было ограничено: 12 января в 13.00 я должна была книгу вернуть. Несмотря на возрастную усталость и дневные труды и хлопоты, к моему величайшему удивлению, я ни на минуту не задремала. И так мне по сердцу пришлась эта книга, что казалось: я знала старицу Марию в жизни. Как будто она была рядом во время чтения книги и давала силы за короткий срок ее прочитать.
Дивны дела Твои, Господи! Еще за несколько часов до того, как попала мне в руки эта книга, я и слыхом не слыхивала об этой удивительной Матушке. И вот я уже всем сердцем и всей душой - с ней. И мне было даже стыдно перед своей духовной матерью - схимонахиней Марией из Макарьевского нашего монастыря. Как бы я ее немного отодвинула в сторону на время.
Много времени ходила я под впечатлением прочитанного. Самой первой мыслью было написать вам благодарственное письмо. Но… увы! Как это часто со мной бывает - суета сует. Несобранность моя, неумение беречь минуты драгоценные, разбазаривание времени на ненужные разговоры, и результат - порыв благой был и только…
Но вот год спустя появляется в нашем храме молодой человек из Самары. С ним и передаю это письмо. К сожалению, не обладаю даром выразить свои чувства. Но первые дни, недели я даже молилась за вас у мощей нашего местночтимого святого - преподобного схимонаха Иоасафа. Потом немного подзабыла о вас, уж простите меня, грешную. Все-таки возраст уже во всем сказывается, и память не та, и силы не те. Блаженная матушка Мария вновь напоминает мне о вас, постараюсь почаще молиться за вас с вашей супругой. Молитвенница из меня абсолютно никакая; мое дело - ваше имя сказать у гробницы с мощами, а уж святой преподобный Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец, сам вознесет молитву ко Господу.
Когда я впервые оказалась у мощей в качестве прислужницы, то меня очень многое удивляло, я была постоянно в каких-то восторженных чувствах. Но это скоро сменилось искушениями, и такими сильными, что дело уже было в том, чтобы убегать или оставаться. Но немного поостыв от восторгов и «набив шишек», я увидела уже в основном человеческое горе и слезы…
Иногда случались удивительные истории, но настоятель меня не благословил записывать, мотивируя это тем, что святой Иоасаф уже канонизирован. А со временем все забывается - и факты, и люди. Прихожане постоянные, у которых можно узнать фамилии и адреса, как правило, не раскрывают свои «секреты». Многие просто скрывают исцеления, боясь снова заболеть, некоторые уже года через три-четыре вдруг расскажут. Если спросят меня: от чего исцеляются чаще всего? - отвечу: «От всего».
Меня больше всего поразил такой случай. Женщина лет сорока взяла песочек, а через небольшой промежуток времени приехала и поведала следующее. Она работала около дома, очень глубоко поранила острым предметом руку, кровь хлещет (ее выражение). Она, ни минуты не раздумывая, вбежала в комнату, схватила песочек и на глазах изумленных домочадцев стала посыпать кровоточащую рану. Приехала она показать нам руку - там нежно-розовая кожа, ровная поверхность, хотя рана, повторяю, была очень глубокая.
Бабушка семидесяти с небольшим лет в субботу на Всенощной попросила масла из лампадки (она у нас неугасимая) и сказала: «Мне в понедельник на операцию, опухоль на груди очень большая, возьму с собой в больницу масло». В воскресенье ждет меня утром с подарком - масла купила лампадного для неугасимой лампадки, и, расстегнув пуговички, показала нам розовый след от бывшей опухоли. Вечером, придя из церкви, помазалась маслицем святым, а ночью прорвалась сама собой опухоль. Бабушка проснулась вся в гное, в крови, дочь ее все промыла и снова намазала маслицем. Уснули, а утром - лишь розовая кожа на том месте.
Пояснично-радикулитные заболевания наши бабушки лечат песочком от мощей: прикладывают к больному месту в плотно зашитом мешочке.
Желудочно-кишечные заболевания обычно подлечивают и даже совсем вылечиваются: пьют воду с песочком. Но воду в основном берут из наших источников, хотя люди из отдаленных районов добавляют песочек даже в водопроводную.
Глазки промывают водичкой, настоянной на песочке, маслицем помазывают веки - в глаза капать батюшки не благословляют, только веки помазывать крестообразно.
Это о заболеваниях медицинского характера. А духовно-душевные - рецепт тот же, а результат разный: от небольшого улучшения до полного исцеления. Но тут все по благословению священства и выполнению разных молитвенных правил (каждому индивидуально). Бывали случаи - помогал преподобный схимонах Иоасаф в житейских ситуациях. Как-то явилось несколько «больших» начальников, видимо, были проблемы на работе.
А иной раз святой «не дает» песочек сам кому-либо. Случаев таких было несколько. Один запомнился особенно.
Идет Литургия, поют «Символ веры». Женщина просит песочек, я ей тихо говорю: «Сейчас нельзя, после «Отче наш». Стоим все, сосредоточенно молимся. А она прошла к гробнице и мне заявляет: «Тогда я возьму сама» - и… хотела открыть небольшую деревянную крышечку и насыпать себе песочку. И вот тут произошло нечто необъяснимое: она никак не могла открыть крышечку. Она стала красной, как рак, вся покрылась потом, стала со злостью дергать с силой крышку, а та никак не открывалась, и длилось это до конца службы. В конце службы она снова подошла ко мне и говорит: «А теперь уже можно? Вы дадите мне песочку?» Мне пришлось ответить: «А теперь я вам уже не могу дать. Пойдемте к батюшке за благословением», - беру ее за руку и веду в верхний храм, там она вырывает свою руку и убегает через весь храм на улицу. Батюшка потом объяснил, что, видимо, не для чистых целей хотела взять святыню. Таких случаев в разных вариациях бывает много. Иной раз даже масло не дает из лампадки, то разольется, то пузырек - вдребезги, то еще что.
…Странно, только посмотрев на часы, удивилась совпадению: вашу книгу читала ночью, и письмо вам пишу ночью; уже половина второго, а начала писать без малого в 12 часов ночи. У меня, к сожалению, времени практически свободного нет. На столе стоит фотография блаженной Марии Самарской. Видимо, она дает мне силы, чтобы не уснуть.
Какие еще и в наше время были и есть подвижники и подвижницы и в утешение нам, и в духовную поддержку, и в молитвенную помощь.

Жизнеописание
св. пр. схимонаха Иоасафа Печерского

Село — Старые Печеры получило свое название от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т. е. нынешнего Печерского монастыря.

Старыми Печерами село называется потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного тут около 1330 года и разрушившегося в 1597 году.

Так как существование и особенно разрушение этого монастыря стоит в связи с историею Печерской Слободы, и так как разрушение, надо сказать, послужило толчком к новой обстановке этой приходской Печерской Слободы, устроившей тут в последствии свою приходскую церковь: то мы считаем не лишним для предпринятого описания упомянуть кратко об основании и разрушении прежнего Печерского монастыря.

Нижегородский Печерский мужской монастырь основан Святым Дионисием, как сказано выше, около 1330 года, во время владения Нижним Новгородом удельного Князя Суздальского, Александра Васильевича. Дионисий, пришедши в Нижний Новгород из Киево-Печерской обители, в трех верстах от города, вместе с другими, пришедшими с ним, иноками выкопал в полугоре на берегу волги пещеру, и вскоре, по стечении к нему других иноков, устроил тут монастырь, в котором и был настоятелем. Основанный таким образом в 1-ой половине четырнадцатого века, к концу этого столетия, монастырь начал приходить в цветущее состояние, хотя, надо полагать, он наряду с другими обителями пострадал от нападения Арапши с Монгольскими Татарами, в 1377 году. Неизвестно в какой год, но, тем не менее, достоверно, что около того времени вблизи монастыря по ту и другую сторону стали селиться жители — предки нынешних жителей Печерских и Подновских, закрепленные в последствии (в начале 17 столетия) за монастырем и составлявшие его ближайшую прислугу.

Существуя на прежнем месте, около 250 лет, и пользуясь милостями великих Князей, Царей и благоволениями других лиц, Печерский монастырь к концу 16 столетия достиг самого цветущего состояния и был одним из славных монастырей того времени по своему богатству и устройству — внешнему и внутреннему. Но настал для него роковой 1597 год: тогда суждено ему было испытать страшный переворот. 18 числа июня того года, в третьем часу пополуночи, он разрушен горой, под которою был расположен.

Незадолго до сего несчастного случая, повыше монастыря образовалась в горе, в половине которой стоял монастырь, огромная расселина на протяжении одной версты вверх по Волге до монастырской Слободы, а вниз — до пещер, вырытых в горе. В монастыре и около его оказались признаки разрушения: ощущались трясения земли под монастырем и даже монастырский мост, по правую сторону стены его, начал разрушаться. В виду предстоящей опасности, и в ожидании от Бога помощи и спасения от угрожающей гибели, бывший в то время Архимандрит Трифон вышел из Монастыря; в то же время вынесены были: чудотворный образ Печерской Божией Матери с прочими иконами, церковная утварь, и все, что можно было собрать и взять в такое короткое время; многое и другое вынесено и сохранено в целости, за исключением некоторых бумаг — крепостей и дарственных записей, утратившихся в это время, выведены были даже монастырские лошади и прочий скот.

Вскоре после этой, в пору предпринятой предосторожности, именно через три дня, гора, вершина которой была покрыта спелым хлебом и местами лесом, начала осыпаться в ту глубокую и великую расселину; отчего произошел сильный шум и ужасный треск: то было ранним утром. Все люди, жившие поблизости, от такого треска проснулись, искали спасения в бегстве из своих жилищ. Богобоязненный и благочестивый Архимандрит Трифон, а вместе с ним и братия безбедно вышли из своего жилища и, ставши вдали, смотрели на оставленный ими монастырь, плакали и молились.

Гора между тем, оторвавшись от своей вершины над монастырем сажень на пятьдесят, а где и более, со страшным шумом ринулась в расселину и вытеснила из-под монастыря землю в реку Волгу также на пятьдесят и более саженей, так что суда, стоявшие под монастырем на водах реки, отбросило далеко от прежнего берега, именно сажень на двадцать и более, и все-таки они остались на суше, потому, что на Волге от вытесненной из-под горы земли образовались огромные бугры, вследствие чего она изменила даже свое течение.

От обрыва и провала горы во многих местах потекли сильные источники и монастырь стал разрушаться: каменный храм Вознесения Господня обвалился до основания, прочие каменные же церкви, колокольня с колоколами, здания, келии, все службы монастырские и ограда, частично разрушены, частично повреждены. На берегу стоявшая возле монастыря деревянная церковь Святителя Николая сдвинута была с места на две сажени; в самой Слободе Печерской дома жителей пошатнулись и покачнулись.

Таким образом, гора, стоявшая неподвижно, быть может, на продолжении тысячелетий, в несколько минут рушилась на значительном пространстве, вековые храмы и здания разрушались, и благолепного, цветущего храма не стало!

Часовня над источником св. прп. Иоасафа Печерского. Рисунок конца XIX в. НГОУНБ

Прошло два с половиной века, а следы этого разрушения еще заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно видеть груды камней на земле и под землею в огромном количестве, остатки и развалины пещер, не вдалеке от восточной стороны монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев-старожилов, сгорала гривневая восковая свеча, при обходе этих пещер любопытными смельчаками. У бывшего входа в пещеры существует колодезь с отличной водою, называемый Святым. Колодезь этот, содержимый жителями в чистоте и с особой заботливостью, доселе посещается многими богомольцами, как некая древняя святыня.

Только на третий день после сего ужасно-печального приключения иноки осмелились подойти к своему, прежде мирному, прочному и постоянному, а теперь лежащему в развалинах и невозвратно потерянному жилищу. Не имея пристанища, они с грустью и скорбью бродили по развалинам. Но Премудрый Промысел, наказующий и вместе с тем милующий, в сих печальных для них остатках готовил им не малое утешение. Лишившись хотя дорогого, тленного, они обрели сокровище бесценное и нетленное, которое, быв для них великим утешением, оставалось и будет навсегда вечным памятником и незабвенным ознаменованием того святого места.

Среди развалин открылись мощи Схимонаха Иоасафа, погребенного на том месте за три десятилетия до разрушения монастыря. Гроб его, мало прикрытый землей, остался цел, одежды и тело Схимонаха тоже были нетленны. Только некоторая часть лица его была взята землею. Считаем нужным привести здесь буквальное сказание летописи об этом открытии, хранящейся в Старопечерской церкви. Так говориться в ней: «последи того разрушения в третий день обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же Схимонах, мощи убо его и ризы и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть. Во оно же время монахи древни известиша, глаголющее: яко есть сей Схимонах, именем Иоасаф, к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен и по преставлении его на сем месте погребен; тому же предыде тридесять лет. Сему же бывшу, прииде Дудина монастыря (где ныне село Подъяблонное Горбатовского уезда), Игумен Евфимий с братиею и того Печерского монастыря Архимандрит Трифон с братию же, — вси вкупе гроб с того места вземше, известнаго же ради свидетельства, мощи смотриша и своими руками осязаша, и погребшее его во ином месте, поставиша гроб с землею вровень, непокровен землею, также и гробницу над ним устроиша».

Житие схимонаха Иоасафа. 1899 г. НГОУНБ

После этого свидетельства мощей схимонаха Иоасафа, гроб его был поставлен на том месте, где и до сих пор стоит в Старопечерской Преображенской церкви, в ограде прежнего разрушенного монастыря. В том же году, как разрушился монастырь, Архимандрит Трифон ездил в Москву к Царю Феодору Иоанновичу просить дозволения построить монастырь снова на прежнем или другом каком месте, не вдалеке от прежнего монастыря. Царь, снисходя его просьбе, дал приказание Нижегородскому воеводе Леонтию Аксакову и дьяку с каменосечцами осмотреть то место и дознать, будет ли оно пригодно для постройки на нем вновь монастыря.

При осмотре место то оказалось слабым и опасным для сооружения каменных зданий. Вследствие чего велено было перенести монастырь на другое место на том же берегу Волги, только выше, на расстояние около версты от прежнего места, где было семь холмов. Холмы эти и саму гору велено было выровнять на казенный счет, и построить тут также в полугоре деревянный храм Вознесения Господня с келиями для братии и другими необходимыми для монастыря службами и обнести монастырь оградой.

Вид Спасо-Преображенской Печерской церкви. Рисунок конца XIX в. НГОУНБ

На прежнем же месте, где остались одни развалины монастыря, Государь повелел построить деревянную церковь для поминовения умерших братий. Церковь эта и была в скором времени устроена в честь Преображения Господня с пределами Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Николая Чудотворца, над поставленной здесь гробницей схимонаха Иоасафа. Туда же в то время были перенесены из бывшего вне ограды монастырской, на самом берегу Волги храма Святителя Николая некоторые святые иконы, в том числе, как слышно по преданию, две чудотворные иконы Николая Чудотворца — одна резная размером в два аршина, а другая — в 2,25 аршина древней иконописи в серебряной чешуйчатой оправе. Иконы эти и до сих пор находятся в Старопечерской церкви, — первая в пределе Святого Иоанна Богослова на первой стене между окнами, а вторая — в настоящей Преображенской церкви за правым клиросом, и пользуются особенным уважением и благоговением к ним прихожан и странствующих богомольцев.

Гробница схимонаха Иоасафа находилась в той деревянной церкви, в пределе Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Так говорится и в летописи: «Сей же Преподобный Иоасаф почивает даже и доныне в Старых Печерах, в церкви Святого Иоанна Богослова под спудом, иже исцеления многа подает с верою приходящим ко гробу его; гроб же его по левую сторону царских врат за клиросом».

Св. прп. схимонах Иоасаф. Иконописец В. Важаев

Печерский монастырь, основанный в 1598 году на новом месте, мало помалу начал устраиваться, и к половине 17 столетия, не более чем через 50 лет, обогащенный милостями царскими и поддерживаемый вкладами разных частных благотворителей, начал снова приходить в более чем удовлетворительное состояние. Деревянные храмы и строения стали заменяться каменными. Заново воздвигались церкви и здания, каменные или деревянные, и в более или менее лучшем виде, чем прежде. Только деревянная церковь, устроенная на месте старого монастыря на гробе Схимонаха Иоасафа, оставалась в прежнем состоянии на продолжении почти двух веков. На основании царского повеления, она состояла в полном распоряжении монастыря, по примеру прочих церквей, приписанных к нему. В этих церквях, а, следовательно, и в Старопечерской, как в селах и деревнях, к ним приписанных, богослужение и требы отправляемы были монастырскими иеромонахами и белыми священниками, посылаемыми в те места Настоятелем монастыря, как видно из метрических книг и разных монастырских документов. Так было, надо полагать, до 1764 года.

По составлении и утверждении монастырских штатов, когда приписные к монастырям села с крестьянами были от них отобраны и в замен того им дано было жалование и разные угодья, тогда и церкви тех сел сделались самостоятельными и стали для исправления Богослужения и треб особый, поставленный уже епархиальным начальством, причт. Тогда, по всей вероятности, и Старопечерская церковь обращена в приходскую, хотя и нет в документах ясного указания на эту перемену, за исключением нескольких и то неполных духовных росписей, ведущих свое начало в этой церкви от 1770 года. В полном же виде и правильном порядке ведутся метрические и росписные книги с 1782 года. Около сего времени, по рассказам старожилов, во время сажания огородных овощей в мае месяце, был в Печерской Слободе сильный пожар, жертвою которого вместе со строением жителей сделалась и деревянная приходская церковь.

Преображенская церковь слободы Печер. Рисунок конца XIX в. НГОУНБ

Вместо сгоревшей деревянной церкви, уже тщанием прихожан и усердием посторонних благотворителей, как значится в церковных документах, построена вскоре после пожара церковь каменная сперва с одним пределом Николая Чудотворца, который первоначально был освящен при Преосвященном Дамаскине в 1790 году. В 1794 году отстроена и настоящая Преображенская церковь. Через некоторое время церковь оказалась невместительной; а потому в 1816 году трапеза ее с правой стороны расширена и устроен 2-й придел во имя Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Гробница св. Иоасафа Печерского в Спасо-Преображенской церкви

В 1860 году холодная Преображенская церковь, бедная по внутреннему украшению, усердием прихожан и старанием церковного старосты, внутри и снаружи украшена благолепно. Древние иконы исправлены и очищены, иконостас и киоты на иконах вызолочены на полименте, пол сделан каменный, чистый и прочный, — и вообще церковь приведена в такое благоустроение, что по благолепию своему не многим уступает из церквей Нижегородских. При таком устроении каменной церкви возобновлена и пещера Схимонаха Иоасафа, находящаяся при новом расположении церкви уже не в пределе, как было прежде, а в настоящей холодной церкви, за левым клиросом, близ северной стены.

Запись о погребении в Печерской церкви г. Н. Новгорода схимонаха Иоасафа. РГИА

В склеп, где почивают под спудом мощи Схимонаха Иоасафа, около простенка между северными боковыми дверьми и окном, устроен узкий сход в 12 ступеней, огражденный сверху небольшими перилами. Пещера вся каменная, длиною 8 аршин, а в ширину 3 аршина, с полукруглым сводом и небольшим окном, ниже окна левого клироса. Усердием благотворителей она отделана довольно благолепно. Стены ее, обитые досками, и свод раскрашены; на передней восточной стене устроен небольшой иконостас в три киота рядом, с тремя посеребренными лампадами пред иконами — в середине «Преподобного Иоасафа Царевича», справа — «Феодоровской Богоматери», а слева — «Церкви торжествующих», хорошей иконописной работы. Вверху над этими иконами в полукруге живописный образ Господа Саваофа, с небольшой лампадкою, никогда не гасимою. Посреди пещеры поставлена над самым гробом Схимонаха Иоасафа обыкновенного размера длиною в три, а шириною в 1,5 аршина каменная гробница, возвышающаяся над полом на аршин с лишком; украшена она дорогими покровами, пожертвованными усердием христиан; в гробнице сделано сверху овальное отверстие, как только просунуть руку для взятия песка, насыпанного на гроб в значительном количестве еще при устройстве церкви. На верхнем конце гробницы, в ногах, стоит живописный образ восстания их гроба Христа Спасителя в 10 вершков вышиною, а на противоположном конце постоянно лежит в футляре благословенный крест, покрытый древним воздухом для прикладывания поклонников, с двумя по бокам его посеребренными подсвечниками. Над самою же гробницею подвешено посеребренное паникадило в 7 свечей. Таково устройство пещеры! В ней каждодневно после литургии совершается панихида за упокой души здесь в Бозе почивающего Схимонаха Иоасафа.

Под мрачный свод этой-то пещеры, слабо освещаемой светом неугасимой лампады, к безмолвной, но поучительной гробнице духовного подвижника со времени разрушения прежнего Печерского монастыря до сих пор стекается множество поклонников, особенно в летнее время, — стекается не только из Нижнего Новгорода и окрестных селений, но и из дальних городов и селений других губерний.

Почасту с раннего утра и до позднего вечера, в продолжение всего лета, по прошению усердных богомольцев, воспевается здесь надгробное пение об упокоении души почившего, с испрошением себе духовной и телесной пользы, и все, по мере своей веры, приемлют оную. Больные разными недугами, особенно горячкой и лихорадкой, приложась с верою ко гробу Преподобного, берут оттуда песок, а от лампады — елей, и получают вскоре исцеление. Дети- младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика, и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье.

В народных древних преданиях сохраняется много рассказов о чудных исцелениях и явлениях разного рода от гроба Преподобного Иоасафа. Но эти факты, дорогие для Церковной Истории вообще и для Печерской церкви в особенности — потому ли, что в свое время не были заявлены причту, или по другим причинам, прежним духовенством Старопечерской церкви к крайнему прискорбию, не были занесены в жизнеописание Преподобного. Мы имеем под руками только довольно древнее и надлежащее — удовлетворительное повествование о чудесном исцелении, города Балахны, девицы Евдокии Михайловой, сохранившееся в рукописи о разрушении Печерского монастыря, которое мы и предаем здесь от слова до слова.

ПОВЕСТЬ

О целебной милости Преподобного Схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых Отца нашего Филиппа Митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новгороде, в церкви Спасова Собора под колоколами

Книга о схимонахе Иоасафе. 1899 г. ЦАМНЕ

«В лето 7210, а от Рождества Христова 1702, бысть явление во граде Балахне девице Евдокии Михайлове. Явися ей во сне Св. Филипп митрополит дважды: месяца июня против 4 числа, еще же месяца Ноемврия в 8-й день в явь, и повелеваше ей идти в Нижний Новград в Соборную церковь молебное пение сотворити и воду освятити, и в Старых Печерах от гроба Преподобного Иоасафа песка взять, и с него питии, и от того де будеши здорова, потом же повелев ей пострищися; оная же девица обещавшись ему тако сотворити; он же де и про образ свой известил ей, сице рече: яко стоит в Нижнем Новграде Спасова собора под колокольницею в церкви одесную страну царских врат. Егда де она Евдокия бысть в Нижнем Новгороде в той святей церкви, и в божественную Литургию до „достойно есть“ лежаше, яко мертва; последи же „достойно есть“ паки де явися ей Святый (Филипп) и повелев стати, она же воста и от скорби своей бысть здрава; и в молебное пение и водоосвящение стояше, молитву творя, и от того времени бысть в истовом разуме и здравии. Повелено же бысть тогда Нижегородским Митрополитом Исаием Спасова Собора Ключарю священнику Андрею о том бывшем чудеси свидетельствовати; Священник же Андрей, пришед в Балахну, (наведался) и Церкви Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, иже есть Нерукотвореннаго образа и св. Великомученика Никиты, Священник Иоанн Михайлов известил ему, что девица Евдокия дочь ему духовная, а скорбела де она в 7028, а от Рождества христова 1700 году Июля со 8 числа, и кликала от порчи во многие времена, и бывает безумна много. Тояж церкви и другой Священник Григорий, таяжде известил, таже и окрест живущие люди: Михаил Авдеев, сын Осмаков и жена его Агрипина, фока Тимофеев, сын Мамаев и жена его Марина и сродники ея, — Козьма Алексеев, сын Косатов, Леонтий Савельев, сын Туршеников и жена его Елена, — сии вси известиша по Святей Христовой Евангельской заповеди — еже ей-ей, тыя же изречения, что и священники поведали. Также вопросивша и оныя девицы Евдокии; она все исто, яже о видении, чудеси и явлении, еже бысть ей, и оскорби своей, ею же немощствующи скорбела, такожде известивши, якоже и Священники и окрестные люди многие. Сие же явление известнаго ради о тех чудесах свидетельства написася в Богоспасаемом Нижнем Новгороде, в славу и хвалу Христу Богу и Пречистой Богоматери и Святых Его угодников».

В народном предании ходит много рассказов о подобных исцелениях и явлениях от гроба Схимонаха Иоасафа, относящихся к довольно далеким временам. Слова нет, что все эти чудесные действия не подлежат никакому сомнению: но дело в том, что сказания об них в некоторых обстоятельствах не ясны. А относительно времени, лиц и местностей между собой даже расходятся. Почему, не касаясь их в настоящее время, пока не соберем более точных и подробных сведений, мы теперь только укажем на некоторые из них, относящиеся ко времени очень близкому к нам.

Книга о схимонахе Иоасафе издания 1900 г. НГОУНБ

Не так давно в числе богомольцев, пришла в церковь Печерской Слободы, для поклонения у гроба Схимонаха Иосафа, крестьянская женщина лет 50, ни имя, ни отчества, ни фамилия ея, к сожалению, не записаны. Родом она из Костромской губернии, Ветлужского уезда. Эта женщина в присутствии всей здешней церкви, духовенства и церковного старосты, разсказала следующее: «больна она была три года разслаблением всех членов тела, и к концу этого времени болезнь ея до того усилилась, что она не могла не только ходить, но и вставать с постели. В это время, когда положение ея было совершенно безнадежно, ей является во сне, в продолжение трех ночей сряду, монах, называвший себя Иоасафом и повелевавший ей идти в Печеры для поклонения у его гроба, о котором она ни от кого не слыхала и не имела даже понятия. Отказываясь на этом основании и в виду своего болезненного состояния и совершенной невозможности предпринять, какое бы то ни было, путешествие и исполнить повеление являвшегося ей схимонаха во время первых двух явлений, уже в минуту третьего явления больная, угрожаемая страхом смерти, изрекла обет. На другой же день после того она почувствовала облегчение от своей болезни и вскоре нашлась в возможности отправиться в путь. Прибывши сюда, она с усердием помолилась над гробом Преподобного, — теперь чувствует себя совершенно здоровою, чем обязана молитвам Схимонаха Иоасафа». Бывшие с нею богомольцы, из одной и той же стороны, в числе человек 10-ти, подтвердили все ею сказанное.

Вскоре после того получила исцеление от гроба Схимонаха Иоасафа жена Диакона села Н. Васильевского уезда. Больна она была со времени брака своего, по словам мужа ея, от порчи. В минуты этой тяжкой болезни она доходила до безумия, кликала и бесновалась; это замечено было и при посещении ею гробницы Схимонаха Иоасафа. После поклонения мощам больная затихла, была в здравом уме и чувствовала себя лучше прежняго. В скором времени богомольцы из той стороны, где находится село Н., известили духовенство и старосту здешней церкви, что диаконица села Н., будучи действительно сильно нездорова от порчи, сделалась после посещения гроба Схимонаха Иоасафа совершенно здоровою.

Книга о схимонахе Иоасафе 1901 г. ЦАМНЕ

На этих же годах приведена была родными в здешнюю церковь Нижегородская купеческая жена Е. Н., заболевшая, по словам родственников, за несколько пред тем месяцев, раздражением нерв. Болезнь ея до того усилилась, что она доходила до беспамятства, кричала до неистовства, кликала и бесновалась. По убеждению и разсказам родственников и некоторых ея знакомых, бывших при ней в церкви, она была одержима злым духом. В таком болезненном состоянии больная была приведена в Старопечерскую церковь, и во время молебного пения пред чудотворным образом Святителя Николая Чудотворца она билась и кричала. Больших усилий стоило только подвести ея к Святому Евангелию и Кресту. Но когда больная была сведена в пещеру Схимонаха Иоасафа, таким же, как прежде, неистовым криком и приложена к гробнице его: тогда она заметно стала затихать и к окончанию панихиды совершенно успокоилась, так, что сама без всякого принуждения и содействия родных, приложилась ко гробу. Не более как через 20 дней, в продолжение которых постоянно совершаемы были в здешней церкви молитвы об здравии усердствующей больной и нарочито за нея отправляема была над гробом Схимонаха Иоасафа панихида. Е., вместе с мужем своим К. Н. приходила для поклонения мощам Преподобного уже в совершенном здоровьи.

К числу же чудесных явлений от гроба схимонаха Иоасафа нужно отнести сохранение Печерской церкви от вновь грозившего ей разрушения горою, в середине которой она расположена.

Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени на сколько страшное, на столько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весною же, только не в Июне, а в Мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину, и пошла прямо на церковь, разрушая повыше ея сады и разныя обывательския здания. Что же? Конечно, однем молитвам и заступлению Угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь Схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нея, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу.

На пути своем она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходским кладбищем, спустившимся к Волге сажен на двенадцать.

Жители с удивлением и ужасом смотрели, как по премудрому Промыслу Божию восходят и нисходят горы, трепетали за свой храм, с бесценными, хранящимися в нем, сокровищами, страшились вместе и за свои жилища с имуществом. Но страшная гроза эта миновалась, и они прославили Господа Бога, дивнаго во святых Своих.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Пре-по-доб-ный Ила-ри-он, схим-ник Пе-чер-ский, стро-гий ас-кет, был спо-движ-ни-ком и уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3 мая). Под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю, пре-по-доб-ный Ила-ри-он дни и но-чи со сле-за-ми мо-лил-ся Бо-гу, со-блю-дая стро-гий пост. Совре-мен-ни-ки зна-ли его как кни-го-пи-са-те-ля, ко-то-рый днем и но-чью тру-дил-ся над пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем книг в кел-лии пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия. В это вре-мя на-став-ник пел псал-мы и прял шерсть. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в ХI ве-ке. Пре-по-доб-ный по-гре-бен в Даль-них пе-ще-рах. Па-мять его так-же 28 ав-гу-ста и во 2-ю Неде-лю Ве-ли-ко-го по-ста.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, схим-ни-ка Печерского

В жи-тии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, игу-ме-на Пе-чер-ско-го мо-нас-ты-ря, о пре-по-доб-ном Ила-ри-оне ска-за-но: «Чер-нец Ла-ри-он по вся дни и но-щи пи-са-ше кни-ги в кел-лии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, оно-му Псал-тирь по-ю-щу усты ти-хо, ру-ка-ми же пря-ду-щу вол-ну, или ино что де-ла-ю-щу». В «Ска-за-ни-ях о жи-ти-ях свя-тых, в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-чи-ва-ю-щих» опи-сы-ва-ет-ся пре-по-доб-ный Ила-ри-он так: «Пре-по-доб-ный Ила-ри-он схим-ник та-ко-го воз-дер-жа-ния был, иже в неде-лю раз толь-ко и то ма-ло что едал, рев-ну-ю-чи пре-по-доб-но-му Фе-о-до-сию, бо и со-жи-тель его был, мо-литв же и мо-ле-ний мно-го, день и нощь, с ко-ле-но-пре-кло-не-ни-ем и сле-за-ми тво-ря-ше, уго-дил Гос-по-ду Бо-гу». В жи-тии же пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-вест-ву-ет-ся еще, что упо-мя-ну-тый Ила-ри-он от-кры-вал-ся пре-по-доб-но-му Несто-ру, как ис-ку-ша-ли его бе-сы и как пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ча-сто уве-ще-вал его тер-петь эти ис-ку-ше-ния и сво-и-ми мо-лит-ва-ми из-ба-вил его от них. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в XI ве-ке. Имя пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, как уче-ни-ка пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, упо-ми-на-ет-ся в об-щей служ-бе пре-по-доб-ным Даль-них пе-щер (4-я песнь ка-но-на). Мо-щи его по-чи-ва-ют в Фе-о-до-си-е-вых (Даль-них) пе-ще-рах, по-это-му и па-мять его со-вер-ша-ет-ся сов-мест-но с пре-по-доб-ны-ми упо-мя-ну-тых пе-щер 28 ав-гу-ста. А 21 ок-тяб-ря па-мять его со-вер-ша-ет-ся, ве-ро-ят-но, ра-ди те-зо-име-нит-ства его пре-по-доб-но-му Ила-ри-о-ну Ве-ли--ко-му († 372).