Храм на площади революции. Храм богоявления господня бывшего богоявленского монастыря. Другие церкви монастыря

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат - игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.

Собор Богоявления Господня Богоявленского монастыря на Никольской. Улица всегда была одной из самых популярных среди жителей Москвы.

Еще в 12 веке неподалеку проходили дороги в московский Кремль из Ростова, Суздаля и Владимира.

Неудивительно, что место облюбовали торговцы, а вдоль улицы появилось несколько монастырей и храмовых сооружений, одно из которых - Собор Богоявления Господня при Богоявленском монастыре на Никольской, называемый в обиходе местом «за Торгом».

Краткая история собора Богоявления в Москве

Начальная история святыни загадочна.

Известно то, что монастырь сначала был возведен из дерева, а когда постройка сгорела, в 1340 году появилось сооружение (первое за пределами Кремля), сделанное из камня.

В Смутное время Собор Богоявления с монастырем на Никольской сильно пострадал: он оказался в самом центре военных действий. Поэтому Романовым пришлось восстанавливать сооружение с нуля.

Значение новый монастырь имел огромное.

Его игумены и архимандриты всегда принимали активное участие в жизни государства и правителей. Здесь же была открыта и высшая школа, первая в России.

При Романовых монастырь не только возродился, но и был дополнен новыми постройками, выполненными в стиле московского барокко.

При царе Петре Собор Богоявления Господня продолжил свой расцвет, однако имела место и первая секуляризация. А во времена правления Екатерины II храм жил только благодаря тому, что здесь покоились представители знатных фамилий России.

В войну 1812 года святыня выстояла, хотя во время взрыва в Кремле монастырь также изрядно пострадал.

В целом, судьба была благосклонна к Собору Богоявления на Никольской .

Лишь с 1919 года начались, по истине, сложные времена для храма: он был разграблен и закрыт (что-то из реликвий отдано музеям, что-то разрушено и осквернено).

В 1941 году стены Собора Богоявления пострадали вновь: немецкий бомбардировщик упал недалеко от сооружения и взрывной волной была разрушена верхняя часть постройки.

Реставрация началась лишь в 80-х годах. Постепенно восстанавливалось даже то, что было разрушено еще французами.

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Богоявленский за Торгом, или за Beтошным рядом. Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Находится между улицами Никольской и Ильинкой, образован, согласно Новгородской летописи, в конце XIII в., незадолго до смерти князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. В годы основания и строительства Богоявленского монастыря его западная часть примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная сторона граничила с оживленной дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир (ул. Никольская). Все строения возводились из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления построили в 1342 г. под наблюдением боярина и тысяцкого Протасия.

В 1624 г. в монастыре на месте храма Богоявления, простоявшего без малого 300 лет, построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. Позднее в нижнем ярусе (в подклете) устроили церковь во имя иконы Явления Казанской Божьей Матери, освященную 29 декабря 1693 г., а двадцатью годами раньше, когда боярыня Ксения Репнина — вдова князя и воеводы Бориса Александровича Репнина-Оболенского, одного из руководителей боярской думы, участника борьбы с польскими интервентами — подарила монастырю землю, примыкающую к нему со стороны Никольской улицы и Богоявленского переулка, то монастырь построил здесь главные Святые ворота с выходом на оживленную Никольскую улицу и надвратную церковь Рождества святого Иоанна Предтечи.

В конце XVII в. в монастыре построили по линии Ветошного ряда каменные братские кельи и под прямым углом к ним внутри двора — настоятельский корпус (1693-1697). Тогда же перестроили и собор. Храм приобрел нарядный вид постройки московского барокко. Наружные стены его апсиды и трапезной, украшенные одинаковой декоративной отделкой, создавали впечатление богатого убранства, а двойные окна четверика, карнизы и наличники окон на восьмерике, составленные из нескольких ярусов мелких профилированных деталей, и легкий фигурный шпиль придавали особенную праздничность всему сооружению.

Летом 1782 г. Богоявленский собор вновь подновили снизу доверху, как снаружи, так и внутри, а к концу века в зданиях, обращенных на Торги и Никольскую, первые этажи отвели под галантерейные лавки. Через 18 лет после ухода Наполеона из Москвы в колокольне над Святыми воротами на средства гвардии капитанши Евдокии Власовой возвели церковь Спаса Нерукотворного Образа вместо оскверненной французами церкви Бориса и Глеба. Почти через 40 лет после этого в верхнем ярусе собора соорудили придел во имя иконы Тихвинской Божьей Матери.

В 1870 г. основательно перестроили трехэтажный братский корпус с западной и двухэтажный настоятельский дом с северной стороны, стоящие под прямым углом друг к другу. На южной стороне вместо ветхих хозяйственных строений возвели трехэтажные торговые здания и разобрали галереи, соединяющие корпуса с собором. Богоявленские теплые торговые ряды сохранились до наших дней. Завершили благоустройство обители созданием в приделе верхнего яруса собора церкви великомученика Пантелеймона (1873).

В начале ХХ столетия коммерческая деятельность захватила и монастырь. Были снесены угловые постройки и надвратная церковь со Святыми воротами (1905), а через пять лет на их месте поставили четырехэтажное здание торгового дома с фасадом в стиле модерн на Никольскую улицу.



Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного Образа находилась в Богоявленском монастыре над воротами под колокольней. Колокольня была выстроена в 1739-42 гг. Церковь была освящена вначале в честь Бориса и Глеба, а после обновления 1830 г. получила нынешнее наименование. На колокольне есть 4 колокола XVII ст., из них один большой помечен 1616 г.



Существовавшая ранее часовня Богоявленского монастыря на Никольской улице построена была по поводу прибытия в 1866 г. с Афона части мощей великомученика Пантелеимона и иконы Божией Матери Скоропослушницы. Освящена 11 февраля 1873 г. Когда Пантелеимоновский монастырь построил свою собственную часовню у Владимирских ворот, туда и были перенесены Афонские святыни.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.



Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один - князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского.

Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль - в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах.

Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли - "Монастырь за Торгом". О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать.

Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила - Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.

Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила.

Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом - это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь "годовой корм" для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора.

В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года.

Поляки полностью разорили монастырь и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане, по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле "московского барокко", который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора - неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор - двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году.

В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре.

В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.

Правление Екатерины II принесло Богоявленскому монастырю абсолютную секуляризацию. В основном монастырь существовал за счет того, то здесь обретали последний покой члены многих знатных русских семей, вносившие пожертвования на помин душ своих близких. Почти с момента своего возникновения Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей после кремлевской. Всего в церкви-усыпальнице находилось более 150 могил с уникальными надгробиями, которые были уничтожены в советские годы. Здесь покоились Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны, похоронен сподвижник царя Петра Великого князь Григорий Дмитриевич Юсупов.

Перед тем как наполеоновские войска вступили в Москву, архимандрит Богоявленского монастыря успел вывезти ризницу обители, а казначей с монахами спрятали остальные сокровища в церковной стене. Ни угрозы, ни пытки, не помогли французским солдатам выведать, куда подевались ценности монастыря. От разорения и уничтожения Богоявленский монастырь спас тот факт, что здесь остановился один из маршалов Наполеона. После того как армия Наполеона покинула Москву, Богоявленский монастырь находился в довольно неплохом состоянии.

Во второй половине 19 века из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в город привезли икону Божией Матери "Скоропослушница", а также части мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, частицу камня Гроба Господня. Чтобы приложиться к этим святыням в Богоявленский монастырь стекался люд со всей России. В 1873 году в монастыре был устроен придел святого Пантелеимона, а также выстроили Афонскую часовню на улице Никольской. Часовня была небольшой и не могла вместить всех посетителей, поэтому в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря подарил монастырю для строительства новой часовни участок на Никольской улице.

В начале 20 века в Богоявленском монастыре был проведен ряд работ по ремонту и благоустройству храмов и помещений, которые с одной стороны привнесли комфорт и красоту, но с другой - погубили редкие архитектурные ценности. Когда внутри храма проводили паровое отопление, уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими - они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор.

В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма. Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца "Красный звон" и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория.

https://www.ruist.ru/index.php/moskva/79-moskva/97

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия) :
Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Храм находится напротив выхода из метро.

От станции метро «Китай-город» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
Выход в город «К Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Подняться по лестнице, повернуть налево и подняться по эскалатору. В длинном переходе повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Идти по улице Ильинке до Богоявленского переулка (второй по правой стороне). Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета.

От станции метро «Лубянка» (Сокольническая линия):
Выход в город «на площади: Лубянская, Новая, к Театральному проезду, к улицам: Пушечная, Рождественка, Никольская, б. и м. Черкасским переулкам, Камерному музыкальному театру, Музею истории Москвы, Политехническому музею, авиакассам, аптеке № 1, универмагу «Детский мир»». Выйти на Лубянскую площадь, повернуть налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идти по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево).

Богослужения
Вторник: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Среда: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви - попеременно.
Четверг: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Пятница: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Вечернее Богослужение.
Суббота: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Всенощное бдение.
Воскресение: 8.00 - Исповедь; 9.30 - Часы и Божественная Литургия (с мая по октябрь - 8.30).
Накануне церковных праздников в 17.00 - Всенощное бдение (с мая по октябрь - в 18.00), в самый день праздников в 8.00 - Исповедь, в 8.30 - Божественная Литургия.

Совершаются все церковные требы.

Престолы:
Верхний храм:
Богоявления Господня (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.
Нижний храм:
Казанской иконы Божией Матери;
святителя Алексия, митрополита Московского.

Престольные праздники:
Богоявления Господня — 19 января (главный престол);
святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря;
святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого — 7 февраля;
Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;
святителя Алексия, митрополита Московского — 2 июня.

История

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря был построен в 1693–1996 годах в стиле «Нарышкинское барокко», как главный храм Московского Богоявленского мужского монастыря, основанного в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским. Попечителями монастыря, начиная с XIV века, были св. блг. князь Иоанн Калита и московские бояре Воронцовы-Вельяминовы, Плещеевы, Долгоруковы и Галицыны. Здесь же находился родовой некрополь попечителей. В монастыре подвизались преподобный Стефан, брат преподобного Сергия и преподобный Дионисий Святогорец, преподобный Гавриил (Зырянов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). В 1313 году в монастыре принял монашеский постриг будущий святитель Алексий митрополит Московский.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но Богослужения в храме продолжались. В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось под склад, общежитие, типографию, а позднее храм передан Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.

В 1990 году храм был передан православной общине Русской Православной Церкви, а 19 января 1991 года в нем были совершены первые Богослужения. 31 мая было совершено малое освящение придела в честь святителя Московского Алексия; 25 апреля 1992 года освящен приставной престол в честь священномученика Владимира Киевского; 14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня; 31 октября 2003 года освящен престол в честь апостола Андрея Первозванного на северной галерее верхнего храма; 6 марта 2011 года освящен главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995–1999 годах проведены работы по воссозданию барабана и купола храма, разрушенных в советское время, и фасадов храма. Заново выстроены алтарные части Алексеевского и Алфеевского приделов нижнего храма, восстановлены иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Святыни

Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня;

Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей: святых апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской;

Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. Кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.

Иконы с частицами святых мощей:
o Апостола Андрея Первозванного;
o Апостола Варнавы;
o Вмц. Екатерины;
o Вмч. Димитрия Солунского;
o Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
o Прав. воина Феодора Ушакова;
o Прав. Марфы;
o Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары;
o Прп. Алексия Зосимовского;
o Прп. Аристоклия старца Московского;
o Прп. Варлаама Суздальского;
o Прп. Гавриила исп., Мелекесского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Иоанна Лествичника;
o Прп. Иова Почаевского;
o Прп. Лаврентия Черниговского;
o Прп. Максима Грека;
o Прп. Пимена Великого;
o Прп. Романа Киржачского;
o Прп. Софии Суздальской;
o Прп. Стефана Махрищского;
o Прп. Феодора Санаксарского;
o Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского;
o Св. блг. кн. Олега Брянского;
o Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского;
o Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского;
o Св. блгв. кн. Александра Невского;
o Св. блгв. кн. Даниила Московского;
o Св. блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;
o Св. блж. Андрея Симбирского;
o Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского;
o Св. вмц. Варвары;
o Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского;
o Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских;
o Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев;
o Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских;
o Свт. Иннокентия, еп. Иркутского;
o Свт. Иннокентия, епископа Пензенского;
o Свт. Иннокентия, митр. Московского;
o Свт. Иоанна, епископа Суздальского;
o Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского;
o Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского;
o Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских;
o Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси;
o Свт. Феодора, еп. Суздальского;
o Свт. Феодосия Черниговского;
o Свт. Феофана, Затворника Вышенского;
o Свт. Филарета, митр. Московского;
o Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого;
o Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского;
o Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского.

Иконы с частицами покровов со святых мощей:
o Прп. Илии Муромца, Печерского;
o Свт. Спиридона Тримифунтского;

Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских,

Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины.

При храме действуют:
Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);
Приходская библиотека ;
Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье - по средам в 19.00, проводит протоиерей Геннадий Нефедов;
Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);
Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ - 1 раз в 3 года).