Что было создано на заре человечества. Николас Уэйд На заре человечества: Неизвестная история наших предков. Сокращающиеся органы –

1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

воспитание, традиции общества, закон

4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

Это виртуозное исследование о том, как изменения в ДНК на протяжении поколений дают возможность проследить путь человека от древнейшего охотника и собирателя до полезного члена современного общества.
Джеймс Уотсон, американский биолог, лауреат Нобелевской премии

Николас Уэйд написал смелую, безупречную, глубокую книгу, в которой обобщены все самые последние и актуальные научные данные о происхождении человека.
Лайонел Тайгер, профессор антропологии, Ратгерский университет

Лучшая из тех, что я читал, ни с чем не сравнимая книга об истоках человечества.
Эдвард Уилсон, почетный профессор Гарвардского университета, автор книги «Существование смысла»

Это замечательная работа, которая обобщает все самые важные и актуальные исследования в сфере генетики и антропологии. Еще и отлично написанная.
The Scientist

О чем книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков»

Книга помогает современному человеку понять себя, восстановив историю происхождения нашего вида с самого начала, от единого общего предка. Известно, что еще совсем недавно первые шаги человечества были покрыты мраком — 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи оставались для всех загадкой. Лишь в последнее десятилетие силами ученых-генетиков открылись абсолютно новые данные. Это стало возможным в первую очередь благодаря завершению работы по определению последовательности ДНК в человеческом геноме.

Научный эксперт журналист Николас Уэйд делится с читателями уникальной информацией, записанной в ДНК человеческого генома, которая помогает нам в изучении нашего общего прошлого.

Книга будет интересна всем тем, кто интересуется антропологией, исследованиями в области генетики и историей.

Почему книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков» достойна прочтения

  • Николас Уэйд следует по тропе эволюции и знакомит читателя с историческими событиями и фктами: когда человеческая ветвь отделилась от ветви шимпанзе, появление языка, исход первых современных людей из Африки, война с неандертальцами, оседлость и одомашнивание, возникновение общества и религии.
  • В книге автор описывает находки, сделанные в самые последние годы, приводит результаты научных исследований и открытий, ставших несомненными научными прорывами.
  • Книга занимает 12-е место в разделе «Палеонтология», а также входит в сотню книг по антропологии на Amazon.

Об авторе

Николас Уэйд научный журналист , получил степень бакалавра естественных наук в Королевском колледже Кембриджского университета. Пишет для Nature, Science, New York Times на темы обороны, космических исследований, медицины, техники, генетики, молекулярной биологии, экологии и политики. Автор нескольких книг. Лауреат премии Национального общества писателей — популяризаторов науки «Наука в общественно-политической журналистике».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Работа ученика 4а класса, ГБОУ СОШ № 491 Краснокутского Александра Санкт-Петербург

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад

ГРУППЫ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

ПРОПИТАНИЕ Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

ПРОЖИВАНИЕ С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

УВАЖЕНИЕ Чтобы вместе охотиться защищаться от хищников, люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определённые обычаи и правила поведения. Люди стали заботиться о детях, не обижали слабых. Так были заложены первые нормы морали-основы человеческого общества. Однако на членов других племён эти нормы не распространялись.

РАЗУМ С тех пор как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества. Общественный опыт стал главным условием развития человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "На заре человечества" 4 класс

Данная презентация разработана для учащихся начальной школы и была представлена в рамках общешкольной недели истории....

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».

Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....

Открытый урок по окружающему миру в 4г классе

Желаева Н.Ю.

Т ема: На заре человечества

Цель: - рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Оборудование: презентация, иллюстрации из жизни первобытных людей, мягкие игрушки (обезьянки).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний.

Слайд 1: Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке…..Б.Заходер

О ком идёт речь? (человекоподобные обезьяны )

Какую тему изучали на прошлом уроке? (изучали сходства и различия человекоподобных обезьян и современных людей)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Слайд 2:

К нам в гости пришли три весёлые обезьянки.

Слайд 3: первая обезьянка хочет проверить ваше домашнее задание!

(выполнение теста на листочках + взаимопроверка) Слайд 4.

Слайд 4: вторая обезьянка принесла нам кроссворд. (вместе решаем кроссворд – фронтальная работа) В результате решения кроссворда открываем слово «человек» и делаем вывод о том, что сегодня на уроке речь будет идти уже не об обезьянах, а о человеке.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Слайд 5:

Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение и развитие человека разумного.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Слайды 6, 7, 8:+Работа в учебнике.

На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

Почему древние люди охотились сообща?

Как они готовились к охоте?

Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

Кто заботился о детях?

Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

Слайды 9, 10, 11:

Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (работа в парах)

(два-три на выбор ).

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 15). Подготовить рассказ о том, как люди расселялись по планете и одомашнивали животных.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что является главным условием исторического развития человека?



Но, несмотря на обладание всей необходимой нейрологической базой для речи, обезьяны начисто лишены способности транслировать мысли в какое-то подобие человеческого языка.

У некоторых видов приматов существуют довольно проработанные системы коммуникации. Например, у гелад есть 22 вида призывов, а у горилл задокументировано около 30 жестовых сигналов. Одна из самых изученных сигнальных систем у животных – репертуар тревожных криков, издаваемых зелеными мартышками, обитающими в Восточной Африке. Жизнь этих обезьян полна опасностей, им постоянно угрожают орлы, леопарды и змеи, и для каждой из угроз мартышки используют свой сигнал тревоги. В ответ на предъявляемые им записи того или иного крика обезьяны сразу вскидывают взгляд на небо, высматривая орла, или смотрят вниз в поисках змеи, или прыгают в кусты, заслышав предупреждение о леопарде.

Интересная параллель с человеческим языком: базовый механизм этой сигнальной системы у мартышек, судя по всему, врожденный, но отлаживается в процессе обучения. Детеныши зеленых мартышек испускают «орлиный» крик в ответ на любые объекты, движущиеся в небе, включая падающие листья, а повзрослев, используют его лишь при виде орла, особенно – боевого орла, но пропускают нехищных птиц, например стервятников.

Можно было бы предположить, что мартышки таким образом придумали слова для обозначения орла, змеи и леопарда, но на деле ситуация иная. Мартышка не может составить два сигнала, чтобы сообщить, что, по ее мнению, «орлы опаснее леопардов». Эти сигналы используются только как тревожная сирена, предупреждающая: «Прячьтесь, в небе орел!» или «Бегите – леопард!»

Мало того, что у животных нет звуковых сочетаний, точно связанных с понятиями, им также недоступен синтаксис. Так, обезьяны капуцины, судя по всему, придерживаются строгого порядка в голосовых сигналах (т. е. клич A испускается перед кличами B и C, но не повторяется после них), но значение таких последовательностей, если оно есть, пока ученым не ясно. Люди упорно пытались научить говорить шимпанзе. Сначала обезьян учили издавать звуки похожие на человеческие. Затем, поняв, что их голосовой аппарат к этому не способен, ученые попробовали язык жестов. Шимпанзе могут выучить немалое число знаков: 125 – по данным занимавшихся с ними педагогов, 25 – по оценкам скептиков, но нет никаких убедительных свидетельств, что они выстраивают эти знаки в какие-то последовательности, чтобы получить новый смысл, а именно в этом и состоит суть человеческого языка. Типичные фразы Нима Чимпски, самца шимпанзе, обученного Гербертом Террейсом из Колумбийского университета, были: «Я банан ты банан ты я дать» и «Дать апельсин я дать есть апельсин я есть апельсин дать я есть апельсин дать я ты». «Способность шимпанзе освоить хоть какие-то основы грамматики оказалась почти нулевой», – заключает Стивен Пинкер из Гарвардского университета.

И все же принцип эволюционного конструирования – непрерывность, и значит, в мозгу млекопитающих должны быть какие-то нейронные сети, которые приспособились генерировать комбинаторные системы грамматики и лексики так же, как ухо млекопитающих приспособилось воспринимать человеческую речь, а голосовой аппарат млекопитающих – ее производить. Недавно необычная команда ученых – этологи Марк Хаузер и Текумзе Фитч совместно с лингвистом Ноамом Хомски – выдвинула гипотезу о том, что человеческая способность строить высказывание эволюционировала из мозговой структуры, у животных отвечающей за другие функции, такие как навигация. Авторы гипотезы считают основополагающим свойством языкового мышления рекурсию, т. е. способность вкладывать одно высказывание внутрь другого, выстраивая сколь угодно длинные цепочки. Рекурсия также может быть полезна и для других способностей, например для навигации, когда животному требуется запомнить путь от A до D с отклонениями к B и C на случай, если дорога непрямая. Если бы гены, кодирующие навигационный модуль мозга, случайно продублировались, то лишний набор мог бы, эволюционируя, принять на себя функцию кодирования картины мира в язык.

Природа языка

Многие считают, что мышление невозможно без языка, что язык и мышление, по сути, одно. Другие отождествляют язык с речью. С точки зрения лингвистики оба утверждения ложны. У животных встречаются довольно сложные мыслительные процессы: шимпанзе, несомненно, знают статусы всех членов своего сообщества и понимают, кого можно привлечь в союзники, но не могут облечь эти смыслы в слова. А речь – лишь одна из форм бытования языка, который также может быть письменным или жестовым, как язык глухонемых. Лингвисты считают такого рода знаковые системы полноценными языками и обнаруживают у них те же свойства, что и у звучащих языков, включая сюда настоящий синтаксис и набор грамматических правил.

С точки зрения лингвистики язык – это не речь, а система передачи смыслов материальными знаками, обычно звуками речи или письмом. Эту передачу мозг осуществляет, как бы пользуясь двумя взаимодополняющими комбинаторными системами, одна из которых производит лексику, другая синтаксис.

Комбинаторная система лексики – это остроумное решение непростой задачи. Многие виды животных общаются при помощи некоторого набора сигналов, обладающих определенными значениями. Если бы человеческий язык был построен по тому же принципу, то сигналов было бы так много, что после энного по счету они становились бы все менее различимыми, сливаясь в однообразную массу. Но естественный отбор нашел способ справиться с бесконечным разнообразием смыслов, построив весь словарь из короткого набора отдельных звуковых «кубиков». Эти кубики могут складываться в бесконечное число комбинаций, а комбинациям произвольно присваиваются значения, чтобы получились слова. Эта система называется комбинаторной, потому что производство слов представляет собой комбинирование блоков-элементов.