Цветной фотоаппарат. Как зародилась цветная фотосъемка. Дальнейшее развитие цветной фотографии

Ещё каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были чёрно-белыми. Многие и не догадываются, что появилась цветная фотография намного раньше, чем широко вошла в жизнь. В этом посте — о развитии цветной фотографии.

На самом деле попытки получить цветные снимки стали предприниматься ещё в середине 19 века, вскоре после того, как . Но изобретателей подстерегало множество технических сложностей. Помимо того, чтобы просто получить цветной снимок, были большие проблемы с правильной цветопередачей. Именно из-за разнообразных технических сложностей широкое внедрение цветной фотографии в жизнь растянулось на более, чем сотню лет. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов, сегодня мы можем увидеть довольно качественные цветные фотографии 19 и начала 20 века.

«Ленточка из шотландки» — это фото считается первой в мире цветной фотографией. Его показал известный английский физик Джеймс Максвелл во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте 17 мая 1861 года.

Впрочем, фотографией Максвелл всерьёз не занимался, и пионером цветной фотографии стал француз Луи Артюр Дюко дю Орон. 23 ноября 1868 года он запатентовал первый метод получения цветных фотографий. Метод был довольно сложен и предусматривал трёхкратную съёмку нужного объекта через светофильтры, а искомая фотография получалась после совмещения трёх пластинок разных цветов.

Фотографии Луи Дюко дю Орона (1870-е)

В 1878 году Луи Дюко дю Орон представил свою коллекцию цветных фотографий на Всемирной выставке в Париже.

В 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем было сделано открытие сенсибилизаторов — веществ, способных повышать чувствительность соединений серебра к лучам различной длины волны. Затем другой немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к разным участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.

Фотографии Адольфа Мите (начало 20 в.)

Пионером цветной фотографии в России был Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который улучшил метод Адольфа Мите и добился очень качественной цветопередачи. В начале 20 века он объездил Российскую империю, сделав множество превосходных цветных снимков (до настоящего времени дошли около двух тысяч из них).

Фотографии Прокудина-Горского (Россия, начало 20 в.)

Всё же получать одно цветное изображение из трёх было неудобно, чтобы цветная фотография стала массовой, метод нужно было упростить. Этим занялись братья Люмьер, знаменитые изобретатели кинематографа. В 1907 году они продемонстрировали свой метод «Автохром», который позволял получать цветное изображение на стеклянной пластинке.

Некоторые из «автохромов» (начало 20 в.)

В течение следующих 30 лет «Автохром» стал основным методом получения цветных снимков для масс, пока фирма «Кодак» не разработала более совершенный метод цветной фотографии.

Цвет определяет сущность многих вещей на фотографиях, начиная от цветущих растений, заканчивая богатой голубизной океана. Возможность получать цветные фото отпечатки во многом изменила мир фотографии, но в начале 19 века этой красочной стороной фотосъемки никогда не пользовались.

Изначально, плёночные катушки и фотосъемка были в черно-белом формате, но поиск путей получения цветной фотоплёнки продолжался на протяжении 19-го века. Проводились соответствующие эксперименты, но цвета на фотографиях не держались и быстро исчезали.

Если верить истории, то первая цветная фотография была сделана в 1861 году физиком Джеймсом Клерком Максвеллом (James Clerk Maxwell, 1831-1879). Один из ранних методов получения цветной фотографии был кропотливым, и нужно было использовать в общей сложности 3 фотоаппарата.

первая цветная фотография

В 1915 году Прокудин-Горский (1863-1944) стал первым, кто воспользовался этим процессом для съемки цветных фотографий. Он взял цветной фильтр и поместил его перед объективом каждой из трёх фотокамер. Таким способом он мог получить три базовых цветовых канала, также известных как RGB, то есть Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). Прокудин-Горский продолжил начатое еще одной техникой, в которой использовал трёхцветные пластины и применял их в последовательно.

На фоне продолжающихся экспериментов, Герман Вильгельм Фогель (Hermann Wilhelm Vogel, 1834-1898) в конце 19 века смог получить эмульсии, которые обладали необходимой чувствительностью к красному и зелёному свету. Позднее, братья Люмьер изобрели первую цветную фотоплёнку, названную Autochrome.

Autochrome была запущена в продажу в 1907 году. Этот процесс привлёк использование плоского сетчатого фильтра, окрашенные точки которого производились из картофельного крахмала. Autochrome была единственной доступной цветной плёнкой, пока не появилась немецкая компания Agfa, представившая в 1932 году цветную фотоплёнку под названием Agfacolor. Следуя её примеру, компания Kodak выпустила в 1935 году трёхслойную цветную фотоплёнку и назвала её Kodachrome. Плёнка Kodachrome была основана на трёхцветных эмульсиях.

Следом за плёнкой Kodachrome в 1936 году компания Agfa выпустила фотоплёнку Agfacolor Neue. Плёнка Agfacolor Neue имела цветные соединительные элементы, которые были интегрированы в слои эмульсии, что упростило обработку плёнки и дало импульс развития фотоиндустрии. Все цветные фотоплёнки, за исключением фирмы Kodak, основаны на технологии Agfacolor Neue.

Творчество порождает творчество! Это может быть доказано тем фактом, что цветные плёнки Kodachrome были изобретены Леопольдом Маннесом (Leopold Mannes, 1899-1964) и Леопольдом Годовски младшим (Leopold Godowsky, Jr., 1900-1983), двумя очень известными музыкантами. Леопольд Годовски младший был сыном одного из великих пианистов его времени - Леопольда Годовски.

Цветная фотосъемка фактически совершила переворот в эпохе и показала впечатление, которое оказывают цвета посредством ярких и детальных снимков, включая фотографии Второй мировой войны и разрушений, вызванных природными катаклизмами. Цветные снимки захватывали эмоции и окрестности таким образом, что они использовались все чаще и чаще в газетах, журналах и даже на обложках книг.

ВЕХИ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

1777 - Карл В. Шиле заметил, что хлористое серебро быстро темнеет при освещении его фиолетовыми лучами спектра. Мысль о получении цветного изображения прямым путем захватила некоторых пионеров фотографии ХIХ века, но в конце концов стало ясно, что необходим другой путь, связанный с использованиеми цветных светофильтров или вычитающих красителей.

1800 - Томас Янг читает лекцию в Лондонском королевском обществе о том, что глаз воспринимает только три цвета.

1810 - Йоганн Т. Сибек открывает, что хлористое серебро под воздействием белого света вбирает все цвета спектра.

1840 - Эдмонд Бекерел в ходе экспериментов получает цветное изображение на пластинках, покрытых хлористым серебром.

1861 - Джеймс Кларк Максвелл получает трехцветное изображение.

1869 - Луи-Дюко дю Орон публикует работу "Цвета в фотографии", в которой излагает принципы аддитивного и субтрактивного цветовых методов.

1873 - Герман В. Фогель получает эмульсию, чувствительную не только к синему, но и к зеленому.

1878 - дю Орон вместе с братом публикует работу "Цветная фотография", в которой описываются применяемые ими методы получения цветного изображения.

1882 - появляются ортохроматические пластинки (чувствительные к синему и зеленому свету, но не к красному).

1891 - Габриэль Липман получает естественные цвета методом интерференции. На фотопластинке Липмана беззернистая фотоэмульсия находилась в контакте со слоем жидкой ртути. Когда свет падал на фотоэмульсию, он проходил сквозь нее и отражался от ртути. Входящий свет "сталкивался" с исходящим. В результате образовывался устойчивый рисунок, в котором яркие места чередуются с темными. Габриэлю Липману за эти исследования была вручена Нобелевская премия.

1891 - Фредерик Айвис изобретает фотоаппарат для получения трех цветоделенных негативов путем съемки в одну экспозицию.

1893 - Джон Джоули изобретает линейный растровый светофильтр. Вместо изображения, составленного из трех цветных позитивов, в результате получалось многоцветное изображение. Вплоть до 30-х годов нашего века растровые фотопластинки позволяли получать приемлимое, а иногда просто хорошее цветное изображение.

1903 - братья Люмьер разрабатывают процесс "Автохром". Экспозиции при хорошем освещении не превышали одной-двух секунд, а экспонированная пластинка обрабатывалась по методу обращения, в результате получался цветной позитив.

1912 - Рудольф Фишер открывает химикаты, которые выделяют красители в процессе проявления. Эти цветообразующие химикаты - цветные компоненты - могут вводиться в эмульсию. При появлении пленки происходит восстановление красителей, и с их помощью создаются цветные изображения, которые могут потом совмещаться.

1924 - Леопольд Манис и Леопольд Годовский патентуют двухцветный субтрактивный метод с использованием пленки с двумя эмульсионными слоями.

1935 - в продажу поступают пленки "Кодахром" с тремя эмульсионными слоями. Поскольку цветные компоненты для этих пленок добавлялись на стадии проявления, покупатель должен был отсылать отснятую пленку изготовителю для обработки. Обратно приходили диапозитивы в картонных рамках.

1942 - в продажу поступает пленка "Кодаколор" - первая пленка, позволяющая получать цветные отпечатки.

1963 - в продажу поступает фотоаппарат "Полароид", позволяющий делать моментальные цветные снимки в течение минуты.

Несмотря на обилие фотографов, зачастую самоиспечённых, мало кто сможет детально поведать об истории фотокадров. Именно этим мы сегодня и займёмся. Прочитав статью, вы узнаете: что такое камера обскура, какой материал стал основой для первого фотоснимка и как появилась моментальная фотография.

С чего всё начиналось?

О химических свойствах солнечного света люди знали очень давно. Ещё в древности любой человек мог сказать, что солнечные лучи делают цвет кожи более тёмным, догадывались о воздействии света на вкус пива и искрение драгоценных камней. История насчитывает более тысячи лет наблюдений за поведением тех или иных предметов под воздействием ультрафиолетового излучения (именно такой вид излучения характерен для солнца).

По-настоящему применять первый аналог фотографии стали ещё в X веке нашей эры.

Применение это заключалось в так называемой камере обскура. Представляет она собой полностью тёмное помещение, одна из стен которого имела круглое отверстие, пропускающей свет. Благодаря ему на противоположной стене появлялась проекция изображения, которое художники того времени «дорабатывали» и получали красивые рисунки.

Изображение на стенах было перевёрнутым, но это не делало его менее красивым. Открыл такое явление арабский учёный из Басры по имени Альгазен. Он на протяжении долгого времени занимался наблюдением за световыми лучами, а явление камеры обскура впервые было замечено им на затемнённой белой стене своей палатки. Использовал учёный её для наблюдения за затемнениями солнца: уже тогда понимали, что смотреть на солнце напрямую очень опасно.

Первая фотография: предпосылки и успешные попытки.

Главной предпосылкой можно назвать доказательство Иоганном Генрихом Шульцем в 1725 году того, что именно свет, а не тепло, заставляет серебряную соль становиться тёмной. Сделал он это случайно: пытаясь создать светящееся вещество, он перемешал мел с азотной кислотой, и c небольшой долей растворённого серебра. Он заметил, что под влиянием солнечных лучей белый раствор темнеет.

Это натолкнуло учёного на ещё один эксперимент: он попытался получить изображение букв и цифр, вырезая их на бумаге и прикладывая к освещаемой стороне сосуда. Изображение он получил, но у него даже мыслей не было о его сохранении. На основе работ Шульца, учёный Гротгус установил, что поглощение и излучение света происходит под влиянием температуры.

Позднее, в 1822 году, было получено первое в мире изображение, более-менее привычное для современного человека. Получил его Жозеф Ньсефор Ньепс, но кадр, который он получил, не сохранился должным образом. Из-за этого он продолжил работу с большим усердством и получил 1826 году, полноценный кадр, названный «Вид из окна». Именно он вошёл в историю как первая полноценная фотография, хоть и до привычного нам качества было ещё далеко.

Применение металлов – существенное упрощение процесса.

Спустя несколько лет, в 1839 году ещё один француз Луи-Жак Дагер опубликовал новый материал для получения фотографий: медные пластины, покрытые серебром. После этого, пластину обдавали парами йода, из-за чего создавался слой светочувствительного йодида серебра. Именно он был ключевым для будущей фотографии.

После обработки слой подвергался 30-минутному экспонированию в освещённом солнечным светом помещении. Далее пластину относили в тёмную комнату и обрабатывали парами ртути, а закреплялся кадр при помощи поваренной соли. Именно Дагера принято считать создателем первого более-менее качественного фотоснимка. Такой способ хоть и был далёк от «простых смертных», но уже был существенно проще первого.

Цветная фотография – прорыв своего времени.

Многие думают, что цветная фотография появилась только с созданием плёночных фотоаппаратов. Это вовсе не так. Годом создания первого цветного фотоснимка принято считать 1861, именно тогда Лжеймс Максвелл получил изображение, позже названое «Тартановой лентой». Для создания использовался метод трёхцветной фотографии или метод цветоделения, тут уж как кому больше нравится.

Для получения этого кадра было использовано три камеры, каждая из которых оснащалась специальным фильтром, составляющие основные цвета: красный, зелёный и синий. Как итог, получалось три изображения, которые объединялись в одно, но такой процесс нельзя было назвать простым и быстрым. Чтобы упростить его велись бурные исследования светочувствительных материалов.

Первым шагом к упрощению было выявление сенсибилизаторов. Их открыл Герман Фогель, учёный из Германии. Спустя некоторое время, ему удалось получить слой, чувствительный к зелёному цветовому спектру. Позднее, его ученик Адольф Мите создал сенсибилизаторы, чувствительные к трём основным цветам: красному, зелёному и синему. Своё открытие он продемонстрировал в 1902 году на берлинской научной конференции вместе с первым цветным проектором.

Один из первых в России учёных-фотохимиков Сергей Прокудин-Горский, ученик Мите, разработал более чувствительный к красно-оранжевому спектру сенсибилизатор, что позволило ему превзойти учителя. Также он сумел уменьшить выдержку, сумел сделать снимки более массовыми, то есть создал все возможности для тиражирования фотографий. На основе изобретений этих учёных были созданы специальные фотопластины, которые, несмотря на недостатки, были крайне востребованы среди рядовых потребителей.

Моментальная фотография – очередной шаг к ускорению процесса.

Вообще, годом появления такого вида фотографии принято считать 1923, когда был зафиксирован патент на создание «моментального фотоаппарата». Толку от такого аппарата было мало, комбинация из камеры и фотолаборатории была крайне громоздкой и не сильно уменьшало время получения кадра. Понимание проблемы пришло немного позже. Заключалось оно в неудобстве процесса получения готового негатива.

Именно в 30-х годах впервые появились сложные светочувствительные элементы, позволяющие получать готовый позитив. Их разработкой на первых парах занималась фирма Agfa, а массово ими занялись ребята из Polaroid. Первые фотоаппараты компании позволяли получать моментальные фотографии сразу после съёмки кадра.

Немногим позднее похожие идеи пытались реализовать и в СССР. Здесь создавались фотокомплекты «Момент», «Фотон», однако популярности они не сыскали. Главная причина – отсутствие уникальных светочувствительных плёнок для получения позитива. Именно принцип, заложенный этими аппаратами, стал одним из ключевых и самых популярных в конце XX – начале XXI века, особенно в Европе.

Цифровая фотография – резкий скачок в развитии индустрии.

По-настоящему зародился такой вид фотографии совсем недавно – в 1981 году. Основателями смело можно считать японцев: компания Sony показала первый аппарат, в котором матрица заменила фотоплёнку. Все же знают, чем цифровая камера отличается от плёночной, верно? Да, он не мог называться качественным цифровым фотоаппаратом в современном понимании, но первый шаг был на лицо.

В дальнейшем, похожую концепцию развивало множество компаний, но первый цифровой аппарат, каким его привыкли видеть, создала компания Kodak. Серийно камеру начали выпускать в 1990 году, и она почти сразу стала супер популярной.

В 1991 году компания Kodak совместно с Nikon выпускают профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат Kodak DSC100 на основе фотокамеры Nikon F3. Весил такой аппарат 5 килограмм.

Стоит отметить, что с приходом именно цифровых технологий стала более обширна сфера применения фотографии.
Современные же камеры, как правило, подразделяются на несколько категорий: профессиональные, любительские и мобильные. В целом, они между собой отличаются только размером матрицы, оптикой и алгоритмами обработки. Из-за малого количества различий, грань между любительскими и мобильными камерами постепенно стирается.

Применение фотографии

Ещё в середине прошлого столетия сложно было представить, что чёткие изображения в газетах и журналах станут обязательным атрибутом. Особенно ярко бум фотографии проявился с появлением цифровых камер. Да, многие скажут, что плёночные фотоаппараты были лучше и популярнее, но ведь именно цифровые технологии позволили избавить фотоиндустрию от таких проблем, как закончившаяся плёнка или наложение кадров друг на друга.

Более того, современная фотография переживает крайне интересные изменения. Если раньше, к примеру, для получения фотографии в паспорте нужно было отстоять длинную очередь, сделать снимок и ждать ещё несколько дней до его печати, то сейчас достаточно просто сфотографировать себя на белом фоне с определёнными требованиями на телефон и напечатать снимки на специальной бумаге.

Художественная фотография тоже шагнула далеко вперёд. Раньше было сложно получить высоко детализированный кадр горного пейзажа, сложно было обрезать ненужные элементы или сделать качественную обработку фотографии. Сейчас замечательные кадры получают даже мобильные фотографы, готовые без особых проблем составить конкуренцию карманным цифровым камерам. Конечно, конкурировать с полноценными камерами, типа Canon 5D смартфоны не могут, но это тема для отдельного разговора.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для ценителей NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для ценителей CANON.

Итак, дорогой читатель, теперь вы знаете немного больше об истории фотографии. Надеюсь, этот материал станет полезным для вас. Если это так, то почему бы не подписаться на обновление блога и друзьям про него не рассказать? Тем более вас ждёт ещё масса интересных материалов, которые позволят вам стать более грамотными в вопросах фотографии. Удачи вам и спасибо за уделённое внимание.

Искренне ваш, Тимур Мустаев.

Невероятные факты

Когда мы думаем о старых фотографиях, мы в первую очередь представляем себе черно-белые картинки, однако, как доказывают эти потрясающие фото начала 20 века, цветная фотография была гораздо более развитой, чем можно было подумать.

До 1907 года, если вы хотели получить цветную фотографию, профессиональному колористу приходилось красить ее при помощи разных красителей и пигментов.

Однако, два брата француза Огюст и Луи Люмьер произвели фурор в деле фотографии. Используя окрашенные частички картофельного крахмала и светочувствительную эмульсию, они могли делать цветные фотографии без необходимости дополнительного окрашивания.

Несмотря на сложность производства, а также высокую стоимость, процесс изготовления цветных фото был очень популярным среди фотографов, а одна из первых в мире книг по цветной фотографии была опубликована с использованием именно этой техники.

Первые цветные фото

Таким образом, братья произвели революцию в мире фотографии, позже Kodak перенес фотографию совершенно на новый уровень, введя на рынок в 1935 году плёнку Kodakchrome. Это была более легкая и удобная альтернатива изобретению братьев Люмьер. Их технология Autochrome Lumiere тут же устарела, но всё-таки оставалась популярной во Франции вплоть до 1950-х годов.

Kodakchrome, в свою очередь также устарел после появления цифровой фотографии. Компания Kodak прекратила выпускать пленку в 2009 году. Сегодня цифровая фотография – это самый популярный способ съемки, однако современные достижения в области фотографии были бы невозможны без тяжелой работы пионеров этого дела Огюста и Луи Люмьеров.

Теперь давайте посмотрим коллекцию удивительных фотографий, столетней давности, сделанные с помощью новаторской технологии братьев Люмьеров.

1. Кристина в красном, 1913


2. Уличная продавщица цветов, Париж, 1914


3. Хайнц и Ева на холме, 1925


4. Сестры, сидящие в саду и делающие букеты из роз, 1911


5. Мулен Руж, Париж, 1914


6. Мечты, 1909


7. Миссис А. Ван Бестен, 1910


8. Девочка с куклой возле солдатского снаряжения в Реймсе, Франция, 1917


9. Эйфелева башня, Париж, 1914


10. Улица в Гренаде, 1915


11. Одна из самых первых цветных фотографий, сделанная по технологии братьев Люмьеров, 1907


12. Молодая девушка в ромашках, 1912


13. Две девушки на балконе, 1908


14. Воздушные шары, Париж, 1914


15. Чарли Чаплин, 1918


Самые первые цветные фотографии

16. Автохром Марка Твена, 1908


17. Открытый рынок, Париж, 1914


18. Кристина в красном, 1913


19. Женщина курит опиум, 1915


20. Две девушки в восточных костюмах, 1908


21. Ван Бестен рисует в саду, 1912


22. Босния-Герцеговина, 1913


23. Женщина и девушка на природе, 1910


24. Ева и Хайнц на берегу озера Люцерн, Швейцария, 1927


25. Мать и дочери в традиционной одежде, Швеция, 1910


26. Фонтан Нептуна, Челтнем, 1910


27. Семейный портрет, Бельгия, 1913


28. Девушка в саду с цветами, 1908

Одни из самых первых цветных фотографий, сделанных в Советском Союзе, а также одни из первых кадров цветной кинохроники Великой Отечественной войны, что само по себе является уникальным явлением.
У нас практически нет советских цветных изображений войны, поэтому мы вынуждены пользоваться трофейными немецкими. Однако, оказалось, что кое-то что есть и родное, отечественное.

Это не просто цветная фотография Харькова, выполненная в технологии автохром в 1933 году, на данный момент это самая первая известная цветная фотография, сделанная в СССР:
На фото Госпром - Первое железобетонное здание в СССР.
Слава о Госпроме сразу после завершения строительства полетела по всей стране, а затем - по всему миру. Когда на соседних улицах Харькова ещё стояли глиняные хаты с крышей из соломы, такое здание казалось чем-то из области фантастики, воплощением мечтаний о Новом мире, символом целой эпохи.
Ещё во время земляных работ на территории 6-го подъезда Госпрома был найден скелет мамонта. Вероятно, останки этого мамонта и вид возведенного над ними железобетонного гиганта вдохновили В.В. Маяковского, который написал знаменитые строки:
«Где вороны вились, над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный
столицей гудит украинский Харьков,
живой, трудовой, железобетонный..»

Госпром.1932 г
Фото начала 30 - х годов

Здание Госпрома в оккупированном Харькове

Госпром, современное время
Интересные факты:
Высота самого здания Госпрома составляет 63 метра. А вместе с телевышкой, установленной в 1955 году - 108 метров.
Полезная площадь всех помещений Госпрома - 60 тыс. м. кв., площадь участка строительства - 10760 кв.м.
Впервые в мире разработаны и использованы точные расчёты сложнейших рамных железобетонных конструкций. Создатели нового метода (графо-аналитический метод постоянных точек) - харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков.
Госпром начинал возводиться с использованием человеческой и лошадиной энергии примитивными инструментами - лопатами, носилками, телегами и т. п. К окончанию строительства работы уже были автоматизированы на 80 %. До пяти тысяч рабочих в сутки (зимой 500-600 человек), половина из которых ютилась в деревянных бараках, строили в три смены и окончили проект менее чем за два с половиной года.
Рабочие, в основном, вручную выкопали огромный котлован под здание объёмом 20 тысяч кубических метров и транспортировали грунт на плоских телегах - «грабарках». Затем они выровняли место под будущую площадь имени Дзержинского.
На момент постройки это был огромнейший в СССР «небоскрёб», который и в наше время никого не оставляет равнодушным: его объём 347 тыс.кв.м. Материал - монолитный железобетон. Использовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м.кв. стекла. В здании 4500 окон, площадь остекления - 17 гектаров.
Изначально, по указанию Харьковского НИИ гигиены, ручки на дверях Госпрома были медными. Медики советовали использовать медь, характеризующуюся бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, уничтожающую микробов
В 1930-х годах зимой на отопление здания тратилось ежедневно до 25 тонн угля.
7 из 12 лифтов работают без замены с момента запуска в эксплуатацию (1928)
Здание Госпрома построено методом «плавающей опалубки» - инновационным в те времена - и поэтому представляет из себя цельный монолитный массив железобетона. Отсюда такая сильная прочность здания. Еще одно объяснение прочности - Госпром состоит из группы башен, соединённых переходами, поэтому собственные резонансные частоты башен, опираясь друг на друга, сильно ослабляют колебания общего строения (этот метод применяется в Японии при возведении небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).
В первичном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания не были предусмотрены. Здание фасадом целенаправленно смотрит на восток так, чтобы заходящее солнце полностью его просвечивало. В совокупности с большим остеклением возникал эффект пространства и воздушности. В заходящих солнечных лучах окна как бы пылали огнем
Первый в мире аэробус, самолёт-гигант К-7 был спроектирован в КБ Калинина в 1933 году. Он получил название «воздушный Госпром»
В 5 подъезде Госпрома открыт его музей, основанный в 1980-х годах
Сам Теодор Драйзер сказал как-то о Госпроме: “Чудо, увиденное в Харькове”
Удивителен тот факт, что реконструкция Госпрома, проводившаяся современными методами в 2000-х годах, потребовала в несколько раз больше времени, чем весь период его строительства примитивными методами в 1920-х. Госпром построили всего за три года; реконструкция же продолжается 7 лет и так до сих пор и не закончена. Выводы вы можете сделать сами, все и так очевидно…Еще интересное фото.
Официальный биограф Сталина и «отец партийной истории» Ярославский у себя на даче вместе с внуком, 1938 год. Внук - будущий кинорежиссер-документалист Роман Кармен, умер несколько лет назад, сын того самого знаменитого Романа Кармена:

Кстати, сам Ярославский довольно интересная личность.
Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский- революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников».
Это был удивительно плодовитый пропагандист, не стеснявшийся самых грубых выражений в отношении религии и Церкви. В предисловии к самой известной своей антирелигиозной работе «Библия для верующих и неверующих» он писал: «С помощью религии и церкви господствующие классы затуманивают сознание рабочих и трудящихся слоев крестьянства, превращая их в покорных рабов капиталистической, помещичьей и кулацкой эксплуатации. В Советской стране миллионы колхозников, сознательно участвующих в борьбе за строительство социализма, уже порвали с религией, осознав ее вред для трудящихся. Но немало еще есть верующих в поповские и кулацкие религиозные сказки, как в городе, так и в деревне. Немало, следовательно, надо поработать, чтобы убедить верующих в противонаучности и вредности библейских сказок».
Главный безбожник никогда не задумывался над тем, чтобы придать своим текстам хотя бы подобие научной объективности. Он «разоблачал» библейские тексты с помощью шуток и голословных утверждений, вскрытые мощи святителя Иннокентия Иркутского называл «12 фунтами гнилых костей, изъеденных червями и молью».


Антирелигиозный «задор» Ярославского был настолько силен, что он оправдывал даже признаваемые некоторыми представителями советской власти «перегибы» в антирелигиозной борьбе. В декабре 1928 года на заседании оргбюро ЦК ВКП (б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы, которое положило начало новому наступлению на Церковь, Ярославский не нашел ничего плохого в газетном заголовке «Пресвятой богородце амба». Хотя даже будущий председатель Комиссии для рассмотрения религиозных вопросов Петр Смидович на этом же заседании отметил, что подобные выпады лишь напрасно раздражают верующих и мешают советской власти проводить эффективную антирелигиозную политику.
Ярославскому было наплевать на чувства верующих, а из всех форм борьбы он предпочитал физическое уничтожение храмов и карательную политику ОГПУ. Правда, он просил Молотова разрешить учиться в советской школе детям священников, но лишь для того, чтобы те могли с «себя смыть пятно этого звания». «Товарищ Емельян» (это была партийная кличка главного безбожника) считал, что из детей духовенства получаются самые ярые борцы с верой и Церковью.
Еще одним любимым детищем Ярославского была серия изданий под общим названием «Безбожник». Это были газеты и журналы с самыми грубыми рисунками и подобными же текстами, задача которых была «искоренять религиозный дурман». Писал Ярославский и многочисленные статьи, в которых упрекал все религии и духовенство за догматизм и угнетение народа.
Однако у главного безбожника была и вторая жизнь. Он беззаветно, бездумно любил товарища Сталина и других видных партийцев. Борец с «опиумом для народа» был создателем биографии Сталина, которая по степени восхваления может затмить любое житие, и истории ВКП (б) - текста, «заменившего» для коммунистов Библию. Это был человек совершенно нетерпимый к любым спорам внутри партии, он считал, что на свете есть только одно правильное мнение и принадлежит оно Сталину. Вскоре после убийства Кирова, в 1934 году, Ярославский в письме к Орджоникидзе пишет: «Я прошу тебя, Сталина, Кагановича, Клима и других: берегите себя! Вы нужны всему человечеству, этого не надо забывать. Наша партия делает величайшее историческое дело в интересах всего трудящегося человечества».


Почитание Сталина у главного безбожника приобретало черты фанатичной веры. Догматик до мозга костей, Ярославский вмешивался даже в личную жизнь членов партии и их поведение, он готов был исключать коммунистов из партии за лишний стакан вина или не очень скромное платье. Его пристрастие к единообразию приводило к тому, что некоторые инициативы Ярославского вызывали раздражение у членов ЦК. Между тем, Сталин считал Ярославского недостаточно жестким и иногда устраивал ему показательные «порки», после которых главный безбожник и партийный историк униженно просил указать на ошибки и был готов на любые изменения собственных мыслей и текстов.


Артек 1940 года в цвете. В советском раю у тёплого моря
Надо сказать, что в СССР до войны было снято около 70 цветных фильмов по технологии двухцветки и трёхцветки (т.е. через цветные фильтры), известной в России ещё с 1911 года.
Однако фильм про Артек явно снят по другой технологии, на многослойной плёнке, возможно, закупленной у немцев (а может, и нашей экспериментальной). Поэтому совершенно отсутствует эффект расслоения движущихся объектов, однако цветовая гамма очень бедная, по сравнению с трёхцветкой, например, со знаменитым фильмом 1939 года о физкультурном параде в Москве.
Ну ладно, хоть плохенький, но цвет, и сюжет весьма интересный. Как отдыхали счастливчики в советском раю у тёплого моря накануне войны.
Давайте посмотрим некоторые кадры.
Начинается с вида лагерных лодок:
Появляются счастливые артековцы, все в матросках:

Они отправляются на морскую прогулку.
Проплыв через какую-то пещеру, они высаживаются на берег, где обнаруживают краба:

После сюжета с похода по горам действие переносится в лагерь, где каждый находит себе занятие по душе.
Один из артековцев что-то делает с кинокамерой (фотокамерой?):

Другие занимаются стрельбой:

«В Артеке каждый может заниматься своим любимым делом», сообщает голос за кадром:

Кто-то смастерил футуристическое плавсредство:

Затем горнист зовёт всех на обед:





После обеда и тихого часа можно написать письмо домой:



Вечером.

В конце фильма дети собираются на построение, чтобы отчитаться о том, как они отдохнули.
«Все пионеры Родины великой заботой партии всегда окружены», звучат звонкие голоса:
Еще интересные фото.


Только что построенная и открытая ВДНХ в Москве, 1939 год: И, наконец, кадры цветной кинохроники 1943 года, самый разгар Великой Отечественной войны!


Офицер-экскурсовод у немецкого трофейного орудия, лето 1943 года:

-->Посетители выставки, главным образом женщины и дети, все мужчины на фронте.

Пионеры, галстуки еще на зажимах, их заменят просто узлом только в 50-е годы.

Экскурсовод в отделе авиации, у него белая указка в руках, рассказывает посетителям о трофейных самолетах


А это, самолеты «Аэрокорба» перед отправкой в СССР по программе ленд-лиза, скоро в них сядут советские летчики-ассы и будут громить люфтваффе, 1942 год. Их из США было поставлено 4423 самолета.