Да хун пао. Чай Да Хун Пао: особенности напитка, полезный эффект и противопоказания. Технология производства чая Да Хун Пао

30.06.2020 Утепление

«Вставляет» ли чай пуэр ? Эффект от чая Пуэр, Те Гуань Инь, Да Хун Пао

В последнее время среди молодых людей актуальна тема воздействия китайского чая на сознание. Есть много различных мнений на этот счет, но общий тренд, пропагандируемый в обществе таков: определенный сорт китайского чая (Пуэр , Те Гуань Инь, Да Хун Пао ) «вставляет », «прет », «штырит», «расслабляет», «вызывает опьянение », в общем, обладает выраженным наркотическим эффектом.

Насколько это верно и правдиво? Это слухи или в этом есть доля правды? Мы решили основательно разобраться в этом вопросе, об этом и наша статья, давайте разберемся по порядку.

А за основу возьмем песню «Чайный Пьяница» популярных реперов Басты и Gufa…

Это ведь не наркота, он же не прет,
Ну да, но чай бывает разным
Есть опасные сорта
Я составил тройку лидеров из каких-то соображений
И решил провести некоторые параллели…

3 место: Пуэр

В первую очередь пуэр обладает ярко выраженным тонизирующим эффектом. Этот эффект можно сравнить с легким наркотическим, но все же это чай, поэтому в умеренных количествах он благотворно воздействует на весь организм .

Пуэр оказывает прямое воздействие на организм. Если описать эффект от пуэра одним словом, то можно сказать, что от него становишься: "заведенным", "возбужденным", "взвинченным" . Пуэр очень хорошо употреблять перед спортивными тренировками, перед экзаменами, водителям во время дальней дороги. От настоящего качественного чая пуэр эффект не спутать ни с каким другим.


Основные эффекты от хорошего и качественного чая пуэр:

  • Тонизирует, бодрит, уменьшает сонливость,
  • Проясняет сознание, делает ум ясным,
  • Успокаивает дух, помогает взять себя в руки, сосредоточится,
  • Улучшает пищеварение и обмен веществ в организме,
  • Отрезвляет, делает глаз зорким и взор ясным,
  • Обладает множеством лечебных свойств, это один из самых лечебных чаев в мире.

Как заваривать пуэр:

При заваривании пуэра большое значение имеет используемая вода, лучше, если она будет родниковая или мягкая, очищенная. Шу (черный) пуэр нужно заваривать крутым кипятком 95-100 °C, можно даже немного прокипятить. Молодой Шен (зеленый) пуэр нужно заваривать при температуре 80-90 °C. Первый настой нужно слить, затем чай настаивается около 3 минут.

Эффект пуэра зависит и от времени настаивания. Чем дольше настаиваится чай, тем сильнее его тонизирующие свойства. Можно заваривать пуэр в термосе и пить в течение нескольких часов. Он прекрасно сохранит температуру и все свои свойства.


Вкус пуэра:

Шу (черный) пуэр имеет специфический земляной привкус, может быть с оттенками чернослива, сочетать фруктовые или ореховые ноты. Шен (зеленый) пуэр - более терпкий на вкус и больше напоминает .

В качественном Пуэре не должно быть горечи (или она должна быстро исчезать), он должен легко и мягко проходить по горлу, согревая и успокаивая. Чем дольше хранится пуэр, тем мягче становится его вкус. Начиная с 3-х летней выдержки пуэр становится для употребления.


Послевкусие:

В зависимости от сорта, послевкусие у пуэра сладковатое, полное, приятное и достаточно продолжительное.

2 место: Те Гуань Инь


Настоящий качественный Те Гуань Инь успокаивает и умиротворяет, ведёт душу и тело к гармонии. Те Гуань Инь относится к бирюзовым чаям, обладает исключительно ярким и многогранным цветочным ароматом и вкусом.


Физические ощущения усиливаются от органолептики (Метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса). Поэтому можно войти в некую эйфорию от гармоничного восприятия этого чая. Это не просто слова - при правильном заваривании Вы действительно сможете это довольно быстро почувствовать.

Те Гуань Инь обладает оказывает благоприятный эффект на общее самочувствие человека. Этот чай поднимает настроение, дарит жизненный тонус и энергию, помогает творческим людям обрести вдохновение. Идеально подходит для общения с друзьями, делает беседу приятной и душевной, настраивает на общую волну и сближает людей.


В идеале нужно заваривать способом Гунфу Ча (Высшее мастерство чаепития), именно таким способом нужно заваривать улуны. Можно заварить обычным способом: при температуре 80-90 °C. Вода должна быть родниковая или мягкая, очищенная. Первый настой нужно слить, затем чай настаивается около 2 минут, количество завариваний – до 5-7 раз. Те Гуань Инь нельзя настаивать долго, так как он может потерять свой вкус и свойства.


Те Гуань Инь идеален для общения. Если Вы пригласите несколько близких друзей на пару чайничков чая Те Гуань Инь, беседа будет протекать легко, душевно, открыто и непринужденно. Этот чай способен создать особую атмосферу, в которую погружаются все участники чаепития.


Апофеозом чаепития может стать некая эйфория, которую почувствуют все участники чайной церемонии. Для лучшего эффекта чаепитие нужно проводить в изолированной от постороннего шума комнате, с приглушенным светом и легкой приятной музыкой.


Вкус чая Те Гуань Инь:


Богатый, слегка сладковатый, медовый, с выраженными цветочными нотками. Вкус чая Те Гуань Инь может изменяться от чашке к чашке, от терпкого и насыщенного, до легкого, едва уловимого.

Послевкусие:


Свежее, яркое, необычайно длительное с цветочными оттенками.

1 место: Да Хун Пао

Итак, первую строчку моего хит-парада
Я смело отдаю большому красному халату
Вот что мне по нраву так это Да Хун Пао
Чайный пьяница здесь!

При производстве чая Да Хун Пао ферментация более длительная, чем у чая Те Гуань Инь, поэтому его вкус можно охарактеризовать как полный, насыщенный, медовый. Его эффект схож с чаем Те Гуань Инь, но по продолжительности чуть дольше.

Да Хун Пао обладает расслабляющим эффектом, он согреет Вас изнутри, позволит почувствовать уют окружающей обстановки. Чай отлично улучшает настроение, способствует гармоничному общению в компании друзей, настраивает на одну волну.

Да Хун Пао дает очень интересное состояние и позволяет почувствовать именно «чайное опьянение», которое не похоже ни на что другое. Большой Красный Халат делает ум ясным и трезвым, снимает эмоциональное напряжение, позволяет почувствовать приятные растекающиеся ощущения во всем теле.

» - Да Хун Пао - самый легендарный китайский улун и самый дорогой.

По поводу необычного названия чая существует не одна легенда: про обезъянок-сборщиков чая в красных халатиках, про чудесное излечение матери императора чайным напитком, за что кусты обернули в кумач, про студента, облачившего чайный куст в красный халат. Китайцы - мастера придумывать легенды. На каждый вид чая у них наберется несколько поучительных и наивных историй.

Совершенно точно одно, что чай красный халат - это утесный китайский чай, произрастающий на северо-западе известной чайной провинции Фудцянь, в горах Уи. Горы достигают 2158 м над уровнем моря. На склонах утесов и в ложбинах между утесами, где протекает множество горных ручьев, формирующих высокую влажность, где гуляют ветра и почва, как нельзя лучше, подходит для произрастания чая (кислая и глинистая) самой природой созданы идеальные условия для культивирования высококлассных утесных чаев. Чаи с гор Уи считаются лучшими во всем Китае.

Именно утесные чаи обладают многогранным, ярко выраженным вкусом, необычным ароматом и запоминающимся послевкусием. Обрабатываются они по классической для них технологии, с сильной ферментацией, длительной сушкой, прожариванием на древесных углях. Изготовление улуна Да Хун Пао - это высшее мастерство. Поэтому информация о последовательности этапов обработки, длительности того или иного процесса относятся к секретам чайных мастеров и являются коммерческой тайной. Да, собственно, зачем нам, простым потребителям знать, когда надо прекращать процесс «убийства зелени» или как долго держать прожаренный чай в корзинах над углями? Гораздо интереснее знать, с точки зрения потребителя, каковы свойства чая Красный халат.

Свойства чая красный халат

Китайский чай Красный халат обладает стойким, богатым ароматом, близким к запаху жареных орехов, с пряными оттенками, с легчайшим запахом дыма, терпким вкусом и очень интересным, сладковатым послевкусием. Цвет чая - темно-каштановый, глубокий, с янтарным оттенком. При последующих заварках аромат, цвет и вкус меняются, смягчаются и появляются легкие фруктовые оттенки.

Чай красный халат содержит большое количество - более 400 видов полезных химических соединений : танин, кофеин, полифенол и пр.

Он также необычайно богат микроэлементами , среди которых: марганец, фосфор, кальций, йод, селен, железо, селен, магний, цинк и др.

Витамины широко представлены в этом чудесном напитке: С, D, E, K, B1, B6, B3, B12.

Воздействие чая Да Хун Пао (красный халат) на организм человека:

  • Способствует укреплению стенок кровеносных сосудов
  • Является профилактикой тромбофлебита
  • Эффективен в диетических программах, направленных на сброс веса. Считается наиболее эффективным из всех чаев для снижения веса.
  • Противодействует развитию раковых клеток
  • Выводит из организма тяжелые металлы
  • Способствует выведению шлаков, очищению организма
  • Абсорбирует жиры
  • Укрепляет зубы, десны
  • Улучшает состояние волос и кожи

Отдельного упоминания достоин создаваемый психологический эффект чая Красный халат.

Этот чай способен удивительным образом гармонизировать эмоциональное состояние, повышать настроение, улучшать концентрацию внимания, расслаблять, порождая ощущение чистой радости и осознанности здесь и сейчас, создавая отличное пространство для беседы. Не зря китайские монахи так долго держали его в секрете, и так дорого продавали. Считается, что чай Большой красный халат дает легкое ощущение измененного сознания, а это, как вы понимаете, всегда ценилось в человеческом несовершенном обществе. Чтобы выйти в подобное состояние путем медитации и духовных практик - надо долго трудиться, а чайку выпил - и ты в нирване.

Как заваривать чай красный халат

Заваривается чай (из расчета 1 г на 25 мл воды) при довольно большой температуре 80-90°С. Первая заварка обязательно сливается. Время заваривания - от 30 секунд до 1 минуты. С каждой заваркой время заваривания увеличивается. Заваривается чай красный халат 5 - 6 раз, пока листики не приобретут зеленоватый цвет. Как это сделать правильно, красиво и со вкусом, продемонстрировано на видеоролике.

Немного о грустном

К сожалению, настоящий Да Хун Пао купить нельзя. В 2006 году весь урожай с материнских кустов (их всего четыре или пять) был передан в Музей Чая, где хранится и по сей день, а на сбор Да Хун Пао наложен мораторий.

Поговаривают, что в Китае, на территории монастыря Тянь Синь Сы произрастает небольшое количество настоящего чая Да Хун Пао, но массово этот чай не выращивается и не производится.

Все, что продается сейчас под маркой «Большой красный халат» - это миксы из чайных кустов различных пород, произрастающих в горах Уи. Чай «Большой красный халат» от разных производителей отличается по вкусу, составу, цвету, свойствам. Более того, сырье для изготовления чая также бывает разного качества, применяются разные технологии, часто упрощенные - все это сказывается на качестве чая.

Название Да Хун Пао (大红袍) — одно из известнейших среди пантеона марочных китайских чаёв. Ему удалось выйти далеко за пределы узкой ниши качественного китайского чая: даже простая домохозяйка, привыкшая к чаю в пакетиках, может знать этот сорт, а возможно даже когда-то брала его в подарок в одной из многочисленных чайных лавочек. Да Хун Пао, чай-легенда, чай-миф. Чай, в котором стоит разобраться. Что ж, давайте попробуем!

Первые упоминания
История названия Да Хун Пао насчитывает уже более пятисот лет, причём нужно заметить, что для чая из Уишань (тогда местность относилась к ныне упразднённому уезду Чунъань) этот срок не является рекордом. Записи за 1279 год свидетельствуют о популярном уже тогда сорте Ши Жу (石乳, “Каменное молоко”), а также Сунло (松萝, “Вьющаяся лоза”, перевод “Зелёная улитка” не совсем верен). Уже в это время уишаньский чай славился своим качеством и поставлялся к императорскому двору, входя в перечень продуктов, которыми тогда взималась дань. Также нужно отметить, что технология производства этих сортов на заре становления династии Юань отличалось от современных — технология производства современных улунов была придумана и описана несколько столетий спустя. Первое же упоминание о Большом Красном Халате датируется 1385 годом.

Что такое Да Хун Пао?
Да Хун Пао (大红袍), или Большой Красный Халат, относится к улунам, частично-ферментированным чаям (а если правильнее, то частично окисленным или недоокисленным). Также эта группа чаёв именуется иногда бирюзовыми чаями или оолонгами (искажённая транскрипция в западных языках китайского слова “улун”, wulong, 乌龙).

Откуда этот чай?
Родиной знаменитого сорта является регион в восточной провинции Китая под названием Фуцзянь. На севере провинции расположился природный заповедник Уишань (У И Шань, 武夷山) площадью более 50 000 гектар, в сердце которого и появился на свет чай-легенда. Регион был воспет за свои достоинства ещё в V веке нашей эры, снискав такие сравнения, как край “лунных долин и облачных ниш”, а также “бирюзовых вод, киноварных гор”.

По легенде регион получил своё название в честь двух сыновей мудреца-даоса по имени Пэн Цзу. Стремясь помирить вечно ссорящихся братьев, отец попросил их проложить новое русло для реки, чтобы спасти местные земли от затоплений. Помогая отцу, братья помирились. Одного брата звали Пэн У, а другого — Пэн И. Проложенная ими река получила название Цзю Цюй Си (九曲溪, Река Девяти Излучин). В окрестностях этой реки и появился Да Хун Пао.


В окрестностях заповедника произрастает большое количество древних видов растений, к которым относится и чай, являясь для местности У И Шань эндемиком (естественным образом произрастающим видом растительности). Ранее данная местность являлась морским дном. В результате эрозии горных хребтов кислые глинистые почвы в ущельях скал Уишаня обогащаются большим количеством минеральных веществ, а ландшафт и климат располагают к образованию в ущельях туманов. Сочетание этих факторов делают местность Цзюцюйси подходящей для выращивания чая, а многие считают, что уникальной.

Технология изготовления
Приготовление чая состоит из нескольких этапов, в которые входят:

  • Сбор чайного листа . Лучшим временем является весна, собирается веточка с несколькими листьями (не более четырёх).
  • Подвяливание (вэй дяо) и протряхивание . Лист подвяливают на открытом воздухе, чтобы убрать из него излишки влаги, добившись повышения эластичности, после чего выполняется протряхивание. Эта процедура проводится для того, чтобы повредить чайный лист и запустить процесс частичного (неравномерного) окисления, являющегося одной из ключевых особенностей улунов. В результате протряхивания окисление листа в повреждённых участках протекает интенсивнее. Традиционно использовались бамбуковые противни и протряхивание вручную в несколько циклов, в настоящее время процедура может выполняться машинным способом.
  • Обжарка . Также этап носит название “убийство зелени” (ша цин). Процедура осуществляется в горячем котле. В результате этого действия останавливается дальнейшее окисление (и потемнение) листа.
  • Сушка (гань цзао) . На этом этапе из листа удаляются остатки избыточной влаги, и фиксируется его форма. Чем естественнее происходит высушивание, тем лучше сохраняется баланс веществ в листе. Чай, прошедший сушку, получает название Мао Ча (毛茶, чай-сырец). Такой чай уже годен к употреблению, его пьют местные крестьяне. Слабой стороной этого “полуфабриката” является непродолжительность хранения.
  • Просеивание . На этом этапе из Мао Ча вручную убирают черенки, вместе с которыми было собрано начальное сырьё. После просеивания чай состоит исключительно из листьев.
  • Прожарка, или хун пэй (烘焙) . Изначально придуманный для придания чаю устойчивости к транспортировке и хранению, хун пэй является важнейшим этапом в производстве уишаньских улунов. Без хун пэй чай-сырец быстро теряет вкус и аромат, лишаясь своей ценности.
    Традиционно прожарка осуществляется над горячим древесным пеплом, выбираются породы, которые не дают много дыма. В наши дни также прибегают к обработке горячим воздухом, нагреваемым с помощью электрических элементов, это ускоряет процесс, делает его более контролируемым, но может сказаться на качестве конечного продукта.



Легенды о Да Хун Пао
Долгая история любого явления неизменно связана с многообразием легенд и версий его происхождения. Да Хун Пао — не исключение. По мере развития и завоевания популярности его история дополнялась, додумывалась, приукрашивалась, а иногда подменялась красивыми легендами. Эти истории интересны, а местами очаровательны, поэтому имеет смысл вкратце о них упомянуть. Итак, мифы о Да Хун Пао:

Крестьянин и кабарга
Эта легенда рассказывает о смуглолицем крестьянине по имени Лун (龙). Тёмный цвет в китайском обозначается иереголифом У (乌), поэтому называли крестьянина У Лун (乌龙). Однажды он пошёл в горы, где набрал полный заплечный туес чайных листьев. Возвращаясь домой, он увидел кабаргу (зайца, оленя — версии разнятся), которую захотел изловить. Погоня была долгой, но всё же увенчалась успехом — домой крестьянин вернулся с добычей. Открыв туес, он обнаружил, что листья повредились во время тряски, их края покраснели. При этом чай издавал приятный аромат, поэтому крестьянин решил его высушить. Заварив получившийся напиток, он с удивлением обнаружил, каким вкусным получился чай. Так человек открыл для себя Да Хун Пао.

Обезьянки в красных халатиках
Другая легенда рассказывает нам о невероятно умных обезьянках, которые обитали (и обитают сейчас, и они, действительно, довольно смышлёные) в Уишани. Поскольку малышки были умны, местные жители наловчились дрессировать их на сбор чая — тот рос на утёсах и собирать его порой было затруднительно. Чтобы маленьких сборщиков ненароком не изловили на ужин соседи, их наряжали в маленькие красные халатики. По названию одежды получил название и чай.

Девственницы, собирающие чай
Про девственниц не в этот раз.

Красная кайма на кустах
Более рациональной выглядит теория о красном ободке — хун бьен (红边). По этой версии чай получил название за цвет каймы частично окисленного листа — она была бордово-красной. Также нередко можно видеть подобный эффект на листьях, ещё не собранных с куста. За счёт этого, создаётся впечатления, что весь куст одет в красные одеяния.

Воля небес
Заключительная версия, имеющая под собой документальное основание — это история из записей монастыря Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”), расположенного в Уишань. В сохранившихся летописях описана история, произошедшая в 1385 году. Рассказывается о студенте по имени Дин Сянь (丁显), который проходил мимо монастыря, держа путь в столицу, для сдачи императорских экзаменов. По дороге путник занемог. Восстановить силы ему помогли монахи, напоив целебным чаем. Студент дошёл до города, сдал экзамен и снискал хорошую должность, в нагрузку к которой шли красные одеяния. Вернувшись в монастырь, студент пожелал отблагодарить монахов, отдав им чиновничий красный халат, но те учтиво отказались. Тогда молодой чиновник одел халат на куст чая, из листьев которого был приготовлен целебный напиток. Так появился Да Хун Пао, Большой Красный Халат.


В разных версиях этой истории Дин Сяня называют уже состоявшимся учёным, мудрецом, а иногда его место занимает жена или мать самого императора Поднебесной. Неизменным элементом остаются только монахи и монастырь — поэтому имеет смысл рассказать об этом месте поподробнее.

История монастыря Тянь Синь
Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”) — это буддийский монастырь, начало которому положил в IX веке монах по имени И Сэн, построив в глубине горного массива Уишань хижину, где практиковал чань-буддизм и выращивал чай, тесно связанный тогда с обрядами этой конфессии. Старые здания монастыря до сих пор хранят на своих стенах летописные записи, открывающиеся 801 годом.

В XII веке бытовавшая в стенах монастыря фраза “У просветление и чая одинаковый вкус” (禅茶一味, «Чань Ча И Вэй») положила начало объединению учений конфуцианства, даосизма и буддизма под девизом «Чжэнь, Цинь, Хэ, Я» (正,清,和,雅) — «Прямота, чистота, единство и тонкость», определившим во многом основы чайной культуры в Уишань.

Тянь Синь и Да Хун Пао
Современное название — Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (天心永乐禅寺, “Чаньский монастырь Воли небес и Вечной радости”), монастырь получает в 1419 году. Тогда же, как отмечается, весь производимый в нём чай начинают именовать Да Хун Пао, а также “Предком десяти тысяч чаёв”. В 1685 году, в труде под названием “Песнь уишаньского чая” монаха по имени Ши Чао Цюань (释超全) была впервые описана технология изготовления Да Хун Пао. В 1855 году саженцы из Тянь Синь Юн Лэ отправляются на Тайвань, где, прижившись, дают начало знаменитому тайваньскому Дун Дину.


В окрестностях монастыря находятся знаменитые материнские кусты Да Хун Пао.

Да Хун Пао и не только
Несмотря на то, что уже с XV века название Да Хун Пао начало своё победное шествие по Китаю (а затем и по миру), чайное разнообразие Уишань на ограничивалось только Красным Халатом. Из дикорастущих “цай ча”, утёсных эндемиков (чай рос сам по себе, как сорняк), имевших высокую приспособляемость к местным почвам, монахи, а затем и крестьяне в результате семенных высадок и культивации вывели большое количество разновидностей кустов. К ним относятся известные и поныне Те Лохань (铁罗汉, “Железный архат”), Бай Цзи Гуань (白鸡冠, “Белый петушиный гребень”), Шуй Цзинь Гуй (水金龟, “Водяная черепаха”) и Бань Тянь Яо (半天腰, “Просвет меж утёсов”), а также более древние и менее известные Вань Гань Хоу (晚甘侯), Яньгао (研膏), Ламянь (腊面), Лунтуань (龙团), Фэнбин (凤饼).

Упадок и возрождение монастыря
При Мао Цзе Дуне, в 1958 году монастырь был распущен. Монахов выгнали, они ушли вместе со знаниями о чае. Монастырь с его чайными плантациями пришёл в запустение. В интервью для BBC нынешний настоятель монастыря Чжэ Дао рассказывал, что вернувшись в эти места из Сучжоу в 1990 году, он нашёл обветшавшие остатки монастыря, населяемые павлинами. Так началось возрождение буддийской обители. В настоящее время “Воля небес и Вечная радостть” является одним из крупнейших монастырских комплексов в Уишань, а также одним из самых известных. С 2006 года при нём действует «Государственное общество изучения культуры чая и Чань Буддизма в Уишани».


Наследник Вьющейся лозы
Можно сказать, что знаменитый представитель пантеона китайских чаёв, Да Хун Пао ведёт свою историю… от зелёного чая.

В начале 50-х годов XVII века правительство уезда Чунъань пригласило монахов из Хуаншань с просьбой наладить производство зелёного чая сорта Сунло, так в то время назывался сорт прожаренного зелёного чая. Технология изготовления Сунло практически полностью совпадавшая с технологией улунов, описанной выше в этой статье, включала тщательный отбор и просеивание сырья, а также прожаривание в котле со строгим контролем температуры. Чай обжаривали в котле, а по окончании обжарки обмахивали веером, чтобы снизить температуру листа, далее следовала процедура пропекания (современный “хун пэй”). С увеличением спроса на Сунло и последовавшим ростом объёмов его производства, качество соблюдения технологии стало снижаться, это привело к появлению Сунло, лист которого через некоторое время из зелёного становился бурым и тёмно-красным.

Учитывая, что первое описание приготовления Да Хун Пао было выполнено спустя 30 лет с момента начала производства хуаншаньскими монахами зелёного жареного Сунло, можно предположить, что технология Да Хун Пао стала результатом развития и трансформации традиции прожарки зелёного чая.

Бурный ХХ век
История чая в У И насчитывает больше 1200 лет, история сорта Да Хун Пао в том виде, в котором мы его знаем сейчас — триста пятьдесят. И эта история заслуживает внимания.

К концу XVIII века в Уишань насчитывалось 95 чайных заводов, утёсный чай шёл в Монголию и Россию, а также в страны Юго-Восточной Азии, в близлежащие провинции и на Тайвань. Чайная торговля стимулировала развитие чайного дела в У И. Утёсный чай был выделен в отдельный подвид чая — Bohea (так транскрибировалось в западных языках название У И Шань). Классификацию ввёл Карл Линней.

До середины ХХ века чай из У И представлял собой отдельный подвид чая. Это можно видеть в классификации Джорджа Ватта 1907 года, классификации Коэна Стюарта 1917 года, а также классификации Лоуэлла Бэйли 1925 года.


Также встречаются версии, что именно Да Хун Пао был целью экспедиции Роберта Форчуна, санкционированной Ост-Индской компанией в 1849 году. Англии нужен был свой чай, за который не приходилось бы платить непомерные цены серебром. Компания уже имела опыт выращивания семян из Китая на территории Индии, но оказалось, что ранее вывезенные из провинции Гуандун семена не прорастали, индийские же чайные деревья местного происхождения не давали продукта с нужным вкусом. Так было принято решения предпринять ещё одну попытку достать образцы семян — теперь уже из провинции Фуцзянь, из Уишань. Упоминается, что останавливался в своих поисках в упомянутом ранее монастыре Тянь Синь.

Поиски английского ботаника увенчались успехом, и семена с материнских кустов Да Хун Пао, скрещенные впоследствии с индийскими деревьями, положили начало многомиллиардной чайной индустрии во главе с индийским чаем.

Возрождение легенды
Оригинальные кусты Да Хун Пао монастыря Тянь Синь Юн Лэ сохранились до наших дней. Всего это шесть кустов, три из которых относятся к оригинальному Да Хун Пао, а три других — к его “младшим братьям”, выращенным тут же из взятых непосредственно с этих кустов отростков-черенков. В 1927 году на скале были выбиты знаменитые красные иероглифы Да Хун Пао (大红袍), хотя такая “реклама” не могла сгладить происходившие в стране разрушительные процессы.

Падение династической системы Китая в начале ХХ века, революция 1911 года во главе с Сун Ятсеном, разгоревшаяся в дальнейшем гражданская война и жестокая борьба за власть между политическими группировками во главе с Мао Цзедуном и Чаном Кайши на многие десятилетия затормозили развитие не только чайной промышленности, но и всей страны. Мировой рынок захватил индийский чай с созданных Англией плантаций, а после октябрьской революции 1917 года Китай потерял последнего крупного экономического партнёра в лице Российской Империи. Объёмы поставок в новообразованный Союз Советских Социалистических Республик значительно упали, а в середине 50-х годов почти прекратились. Причиной послужил практически полный разрыв отношений между странами: Мао Цзедун не принял программы нового генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва, направленной на развенчание культа личности Иосифа Сталина.

Не способствовало развитию индустрии и положение дел внутри Китая, который с начала ХХ века поочерёдно сотрясали гражданская война, голод, оккупация Японией восточных провинций Поднебесной, а затем становление нового государственного строя и Культурная революция.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только в 70-е годы ХХ века. Китайский чай стал входить в состав дипломатических подарков. Существует история, согласно которой в 1971 году, во время визита Ричарда Никсона в Китай, тому был подарен чай Да Хун Пао . Президент США был удивлён скромности подарка, на что первый премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай пояснил, что стоимость этого чая сопоставима с половиной всего Китая. По другой версии вместо Да Хун Пао был зелёный чай Лун Цзин.

Период подлинного возрождения и расцвета чайного дела в У И начинается с середины 1990-х годов. Государство начинает предпринимать активные действия по развитию региона. Так к 1999 году Уишань был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО, Уишань объявляется заповедником. Жители были выселены из этих мест, им были выделено жильё за границей заповедника. При этом за ними сохранили права на чайные посадки, расположенные на территории заповедника.

На этом участие государства в судьбе Да Хун Пао не ограничилось. Это было только начало.

Регулирование государством
В 2002 году китайским правительством выпускается постановление, согласно которому сорта чая, именуемые 武夷山大红袍 (Уишань Дахунпао) и 正山小种红茶 (Красный чай Чжэншань Сяочжун), становятся торговыми марками со строгой географической привязкой (“Продукт с охраняемой геолокацией”). “Большой красный халат” и “Оригинальный мелколистовой” включаются в «Государственный реестр знаменитых торговых марок”. Для производства чаёв с такими названиями теперь нужно получать соответствующую лицензию. С этого момента начинается отсчёт в истории не сорта Да Хун Пао, но бренда.


Попутно Да Хун Пао становится одним из первых чаёв в Китае, для которого в рамках рекламы региона как туристического направления проводится обширная рекламная кампания. Начинается эра повышенного спроса на Большой красный халат, и только на него. Перед местными производителями встаёт непростая задача. Как сделать много из того, чего крайне мало? Выяснилось, что попытки решить данную проблему уже предпринимались.

Селекция и купажи
К началу ХХ века, по подсчётам У Цзюэнуна (吴觉农, Wu Jue Nong), одного из известнейших чаеводов Китая, в окрестностях Уишань насчитывалось более 300 дворов, занимавшихся производством тёмных улунов, причём это был не один лишь Большой красный халат. Все производимые сорта изготавливались из гибридных разновидностей кустов группы «цай ча» (дикорастущие чайные эндемики Уишань) и были по-своему уникальны. Они различались по способу уборки листа, скрутке, гибридной разновидности куста или способу прожарки. У каждого двора было несколько различных позиций, что совокупности давало более тысячи различных сортов.

Также такое разнообразие было обусловлено интересной особенностью. В традиции чаеторговли того времени отсутствовала практика повышения цены на товар. Зарекомендовавший себя чай продавался по одной цене. Когда нужно было увеличить цену, придумывался новый сорт, схожий с изначальным, но имеющий отличия или “улучшения” — его продавали уже по более высокой цене (Ещё больше обжарка! Ещё темнее лист! Новые грани вкуса! Камера 21 мегапиксель!). При всём этом разнообразии сортов общий объём производимого чая был невысоким. На протяжении середины ХХ века ситуация, по вышеописанным причинам, не менялась.

К моменту взлёта популярности Уишань, как туристической достопримечательности и Да Хун Пао, как её составной части, вставал вопрос, как удовлетворить высокий спрос на столь ограниченный в количествах чай. Так были начаты работы по селекции, созданию Да Хун Пао нового образца.

Нужно отметить, что весь чай в Уишань в принципе является результатом селекции. Крестьяне и монахи на протяжении многих веков занимались окультуриванием дикорастущих чайных деревьев (цай ча дань цуны), высадкой семян уишаньских “цай ча” в разных областях, что обеспечивало естесственную гибридизацию: пыльца чайных растений смешивалась, что приводило к формированию внутрипопуляционного разнообразия и появлению новых разновидностей изначального куста.

Начало целенаправленных работ по селекции положил уже упомянутый выше господин У Цзюэнун в первой половине ХХ века. Это были изыскание и попытки одного человека, которые приносили результаты, пригодные для научной работы, но не для повсеместного внедрения в агропромышленность региона. Дело господина У продолжили не менее уважаемые в наше время чаеводы: господин Яо Юэмин и господин Чэнь Дэхуа.

Обстоятельное изучение практики культивации оригинального Да Хун Пао продолжилось экспериментом по по вегетативному размножению чая сорта Да Хун Пао. В 1995 году был достигнут положительный результат: полученный по принципу агамогенеза сорт успешно прошёл экспертную оценку в Комитете по науке и технике провинции Фуцзянь. Было установлено, что полученный путём селекции Да Хун Пао не уступает оригинальному Да Хун Пао, полученному с материнских деревьев, сохраняя уникальную вкусовую специфику.

Дальше путь становления “доступного” Да Хун Пао резко вильнул в неожиданную сторону. Стало иметь место произвольное смешивание сортов с целью получения схожего с оригинальным Да Хун Пао купажа. Довольно быстро такие купажи начали составляться без использования ни сырья с материнских деревьев, ни даже сырья с кустов, выращенных из выведенного Яо Юэмином и Чэнем Дэхуа “нового” Да Хун Пао. Под общим названием Да Хун Пао стали продавать смеси. Оригинальное происхождение чая при этом начали заменять маркетинговой “обёрткой”, состоящей из легенд, искажённых сведений или просто вранья.

В связи с такой ситуацией на государственном уровне были предприняты меры по сохранению доброго имени Да Хун Пао. В 2006 году был введён запрет на сбор сырья с материнских деревьев Да Хун Пао. Последняя собранная партия оригинального сырья была направлена в музей Гугун в Пекине. Процесс же купажирования чайного листа для последующей продажи под маркой “Да Хун Пао” был регламентирован. Для контроля за этим процессом и для сохранения качества продукции под маркой “Большого красного халата” совместно с известными чайными специалистами Китая, среди которых был и господин Чэнь Дэхуа, разработали свод норм и правил. Так Да Хун Пао из чая-сокровища превратился в повсеместно распространённую марку, доступную для любой категории потребителей.

Чем может быть Да Хун Пао?
На сегодняшний день термин Да Хун Пао может иметь несколько значений:

Да Хун Пао с материнских кустов
Точным значением термина нужно считать чай, собранный исключительно с материнских кустов Да Хун Пао. Их шесть, и сбор с них находится под запретом уже более 10 лет. Таким образом точное значение постепенно уходит в историю.

Оригинальный Да Хун Пао
Появилось после успешных опытов по получению саженцев Да Хун Пао из отростков с материнских кустов. Полностью такой чай именуется Чжэнь Янь Да Хун Пао (正岩大红袍, “Оригинальный утёсный Большой Красный Халат”). Регион происхождения Чжэнь Янь Да Хун Пао строго ограничен территорией Уишаньского заповедника. Чай, собранный и приготовленный вне его пределов, не может носить соответствующего названия. Именно этот чай обладает такой характеристикой, за которой гоняются любители утёсного чая — янь юнь (“Утёсная мелодия”).

Данный вид Красного халата в наши дни стал не менее труднодоступным, чем в своё время был Да Хун Пао с материнских деревьев. За Оригинальным Красным халатом стоит очередь, он продаётся ещё перед тем, как будет изготовлен (такой, вот, чайный фьючерс).

Сырьё для Чжэнь Янь Да Хун Пао делится на три вида: Чжэнь Янь, Бань Шань (半山, “Половина утёса” — полуутёсный) и Вай Шань (外山, “Внешняя часть горы”). Различие состоит в расположении делянки с чайными кустами внутри заповедника У И. Если делянка окружена утёсами с обоих сторон (т.е. находится в подобии ущелья), чай относят к Чжэнь Янь. Если же чай растёт у основания только одного утёса, а другой стороной делянка выходит на равнину, такой чай относят к Бань Шань. К Вай Шань относят кусты, растущие не в ущелье или половине ущелья, а расположенные непосредственно на склонах утёсов У И. Поскольку полезные для роста кустов вещества собираются в низинах, кусты, растущие на утёсных склонах ценятся ниже.

Коммерческий Да Хун Пао
Этот термин был придуман господином Чэнь Дэхуа в начале 2000-х годов, когда возник феномен подделки “Чжэнь Янь Да Хун Пао” путём составления смесей из утёсных чаёв другого сорта. Изначально коммерческий Красный халат представлял собой Чжэнь Янь Да Хун Пао, “разбавленный” утёсными же сортами Шуй Сянь и Жоугуй — такая смесь была составлена непосредственно господином Дэхуа. Но постепенно вариантов купажирования стало больше. Как правило в такие купажи идёт сырьё категории Бань Шань. Наиболее распространённой на сегодняшний день смесью Да Хун Пао по-прежнему является купаж, включающий Шуй Сянь и Жоу Гуй.

Две вышеописанных группы Да Хун Пао — Чжэнь Янь и Коммерческий — различаются по сортам: первый сорт, второй сорт и высший сорт.

Ненастоящий Да Хун Пао
Эта категория занимает наибольшую долю в общем объёме чая, объединяемом названием “Большой красный халат”. К этой категории относятся две основных группы чаёв.

Первая группа состоит из чая, приготовленного внутри заповедника У И, но не имеющего в своём составе сырья с материнских кустов или кустов-клонов (Чжэнь Янь Да Хун Пао). То есть это может быть всё та же смесь Жоу Гуй и Шуй Сянь, но без самого Да Хун Пао.

Вторая группа — это подделки. Такие чаи делаются из сырья, получаемого вне местности Уишань. Иногда это может быть сырьё вообще не из провинции Фуцзянь.

Чайная лихорадка
Отдельный интерес представляет феномен торгов за Да Хун Пао с материнских кустов. На протяжении более 20 лет сделки по этой позиции ставили рекорды по цене, когда-либо уплаченной за чай. За несколько десятков грамм чая владельцы ресторанов и частные коллекционеры отдавали суммы, сопоставимые со стоимостью дорогих автомобилей, домов или произведений искусства. Этот феномен нельзя обойти стороной. Ниже приведены примеры самых известных сделок по продаже Да Хун Пао с материнских деревьев. Для наглядности перечисление осуществляется с привязкой к датам:

  • 1998 год
    Утверждается, что в этот год китайское правительство впервые выставило на торгах лот «Да Хун Пао с материнских деревьев». По окончании торгов 20 грамм утёсного чая были куплены за 156 800 юаней (на тот момент — около 19 000 долларов США).
  • 2002 год
    Встречается история о торгах на одном из чайных аукционов, регулярно проводимых в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, а также в Гонконге. На одном из таких аукционов, проводившемся в рамках Всемирной чайной выставки в Гуанчжоу, 7 лянов (350 грамм) Да Хун Пао с материнских кустов было продано уже за 180000 юаней (21 000 долларов США по курсу того времени). Позиция поставила рекорд торгов.
  • 2005 год
    Очередной аукцион, в котором была представлена позиция оригинального Да Хун Пао, проводился в апреле 2005 года в провинции Фуцзянь (по другой версии в провинции Гуандун). На этот раз лот включал 20 грамм чая. Стоимость позиции достигла 208 000 юаней (25 000 долларов США по курсу того времени).
  • 2006 год
    Последний рекорд Да Хун Пао поставил в тот же год, когда государством был введён запрет на сбор чая с материнских кустов. На торгах один олигарх из Сингапура заплатил за 20 грамм утёсного чая около 320 000 юаней (40 000 долларов США по курсу того времени).

После ввода в 2006 году запрета на сбор чая с материнских кустов, информации о торгах не встречается, хотя можно предположить, что где-то столь «денежные» лоты по-прежнему торгуются. Чай, по-прежнему собираемый с материнских кустов (около 400 грамм в год) передаётся в музей Гугун в Пекине, а также используется в дипломатических подарках.


Заключение
В более чем тысячелетней чайной истории Уишань Да Хун Пао стал блестящим аккордом, своей яркой пронзительностью выразившим богатство и глубину чайной традиции региона. Пройдя путь от монашеского чая до мировой чайной легенды, Да Хун Пао не растерял своей красоты и привлекательности, по прежнему оставаясь желанным в коллекции каждого любителя чая.

Надеюсь, данная статья даст нужные ответы тем, кто собирается начать знакомство со знаменитым Красным халатом, а тем, кто уже знаком с этим чаем, поможет структурировать знания и лучше разобраться в истории его происхождения.

Статья. T Ching, 2014 , китайское издание. Перевод Сергей «Хризолит» Кошеверов, 2017

  • 18. « » , документальный фильм. CCTV, 2013.
  • Кирилл Константинов, 2017 год

    Да хун пао, что в переводе с китайского языка означает – большой красный халат, один из самых знаменитых чайных напитков. Наравне с непревзойденными вкусовыми свойствами и ароматом, он обладает по-настоящему сильным эффектом оздоровления человеческого организма.

    Описание напитка

    Вкус этого чая ярко выражен, причём каждое заваривание видоизменяет его, придавая новые нотки. От этого создается впечатления дегустации совершенно разных напитков. Правильно приготовленный Да Хун Пао позволяет наслаждаться вкусом, лишенным всякой горечи. Особенно это касается остывшего чая, который дополнительно обретает сладковатый привкус и особую мягкость, наделенную долгим приятным послевкусием .

    Характеристики

    Вкус:

    • насыщенный;
    • бархатистый;
    • мягкий;
    • сладкий

    Запах:

    • богатый и стойкий;
    • бодрящий;
    • с присутствием ванильной нотки в сочетании с запахом жареных орехов;
    • с обязательным наличием пряных тонов

    Цвет:

    • чайные листья могут иметь оттенки цвета от зелёного до красновато-коричневого;
    • напиток окрашен в чёрно-каштановый цвет;
    • повторное заваривание может осветлять напиток, придавая ему оттенки янтаря

    Полезные свойства

    Дахунпао обладает целой совокупностью витаминов и минералов, наделяющих этот напиток полезными для организма свойствами. Чай содержит в себе такие элементы :

    1. Минералы: железо, марганец, цинк, йод, кофеин, танин.
    2. Витамины: В1, В12, D, C, В3, К, Е.

    Да Хун Пао способен целебным образом воздействовать практически на все системы организма, оказывая общее благотворное влияние и нормализуя работу отдельных органов.

    Листья крупно

    Влияние чая да хун пао на организм

    Косметология

    • укрепление волосяной и ногтевой структуры;
    • устранение ломкости;
    • увеличение количества волосяных фолликул;
    • уменьшение воспалений на коже;
    • снижение частоты возникновения прыщей и сыпи;
    • противодействие преждевременному старению кожи;
    • улучшение цвета лица;
    • выравнивание неровностей на поверхности кожи

    Обмен веществ

    • ускорение работы системы обмена веществ;
    • выведение шлаков и примесей тяжелых металлов;
    • лёгкое похудение (при условии применения специальных программ и регулярных тренировок)

    Сердечно-сосудистая система

    • укрепление сосудистых стенок;
    • улучшение кровообращения во всех системах и органах;
    • снижение вероятности появления воспалений вен и артерий;
    • предотвращение развития атеросклероза;
    • уменьшение риска возникновения гипертонии и ишемических проблем

    Ротовая полость

    • повышение прочности зубной эмали;
    • борьба с возникновением эрозий слизистой оболочки полости рта;
    • укрепление дёсен;
    • профилактика развития кариеса

    Иммунная система

    • повышение сопротивляемости организма внешнему воздействию со стороны инфекций и бактерий;
    • нормализация работы иммунитета

    Мочеполовая система

    • выведение лишней жидкости за пределы организма;
    • профилактика развития мочеполовых инфекций;
    • избавление организма от избытков молочной и мочевой кислот

    Центральная нервная система

    • стимуляция ЦНС;
    • Да хун пао повышает энергетический баланс;
    • увеличение способности к сосредоточению;
    • улучшение мышления;
    • достижение одновременного бодрящего и успокаивающего эффектов

    Дыхательная система

    • расслабление гладкой мускулатуры дыхательных органов;
    • снижение вероятности возникновения бронхоспазма;
    • улучшение кровообращения в сосудах бронхов и лёгких;
    • ·ускорение отхождения мокроты

    Желудочно-кишечный тракт

    • подавление роста патогенной микрофлоры в кишечнике;
    • ускорение выздоровления при наличии таких заболеваний, как холера, дизентерия, энтерит, брюшной тиф;
    • заживление язв

    Организм в целом

    • профилактика возникновения новообразований как доброкачественного, так и злокачественного характера;
    • повышение тонуса организма;
    • увеличение эффекта от проведения лечения алкоголизма и наркомании;
    • затормаживание естественных процессов старения тела

    Китайский бодрящий чай дахунпао нормализует эмоциональное состояние человека, употребляющего его на регулярной основе. Этот напиток обладает свойством избавлять от тревожности и повышать спокойствие. Неспешная чайная церемония позволяет получить положительный настрой и способствует плодотворному общению в приятной компании.

    История возникновения сорта Да хун пао

    История происхождения этого целебного напитка уходит своими корнями в 14 век, когда в Китае правила династия Мин. Согласно легенде родительница императора, находящегося у власти, долго и тяжело болела. Никакие лекарства ей не помогали до тех пор, пока во дворец не прибыл монах с высоких гор по имени Уи Шань и не привез целебный напиток. Это снадобье помогло матери императора исцелиться, а в знак особой благодарности, её сын накинул на кусты чая красные халаты.

    Существует ещё одна, не менее интересная легенда, согласно которой студент из китайской провинции отправился на сдачу важных экзаменов в Пекин. По дороге ему внезапно стало плохо, он потерял сознание, а очнулся уже в заботливых руках монахов, которые напоили его чудодейственным напитком. Молодому человеку стало гораздо лучше, и он смог продолжить свой путь.

    После сдачи экзамена, студент сумел получить отличную должность и в дополнение к ней халат красного оттенка. Именно его он и презентовал монастырю в знак особой признательности за помощь ему в дороге. Монахи не согласились принять этот дар, тогда молодой человек положил халат на чайные кусты.

    И последняя, не менее интересная версия, гласит, что название «дахон пао», чай получил из-за того, что сбором его листьев занимались обезьянки, работавшие в красных халатах. Это было нужно для того, чтобы видеть, где находились маленькие умелицы.

    На сегодняшний день, листья чая Да хун пао собирают на севере Китая, в провинции, носящей название Фуцзянь. Кустов этого сорта осталось только 4, они находятся под надежной охраной и дают всего около 500-600 грамм чая в год. Поэтому этот чай имеет высокую стоимость, которая доходит до 1000 долларов за упаковку с небольшим весом.

    Несколько урожаев последних лет вообще не выставлялись на продажу, даже на традиционно проводящемся аукционе. Они сразу отправлялись в государственное хранилище, откуда напиток поставляется на стол президента или в специальный музей чая на хранение.

    Тем не менее, в свободной продаже всё равно несложно найти «красный халат», представляющий собой разновидности, которые были получены после срезания веточек от материнского куста и их последующего размножения.

    К таким сортам относят:

    • Уи Шуй Сянь;
    • Сяо Хун Пао;
    • Уи Ба Сянь;
    • Уи Ци Лань.

    Стоимость этих чаев несколько ниже, хотя они и имеют большое вкусовое сходство с чаем Да Хун Пао.


    В виде прессованной плитки

    Как создается чай Большой красный халат

    Власти Китая, понимая ценность и популярность этого чая, позволили называть любой , произрастающий в районе Уишань, Да Хун Пао. Эта мера сделала возможным налаживание массового производства популярного напитка и в значительной степени снизила его стоимость.

    Степень ферментации чая Большой Красный Халат равняется 80-85%, что относит его не столько к зелёной, сколько к красной разновидности напитков.

    Получение чая, отвечающего самым высоким требованиям, отличающегося необходимыми критериям вкуса и аромата, возможно только в случае, когда его производство проходит ряд обязательных стадий. Все они осуществляются ручным образом, ни в коем случае не механизированным. Их начало, и конец контролируются специалистами, которые имеют богатый опыт, передаваемый на протяжении веков.

    Стадии производства чая да хонг пао:

    1. Сбор чайных листиков, производимый только ручным способом. Чаще всего он проводится в первую декаду мая.
    2. Подвяливание сырья, необходимое для устранения излишней влаги из листьев. Для осуществления этой процедуры сырье размещается на открытом, проветриваемом пространстве, после чего оно размягчается и высушивается.
    3. Ферментирование: предполагает выделение из листвы соков, которые, в совокупности с кислородом, запускают процессы биохимической переработки сырья. В ходе этого этапа, листву немного сминают и размещают в специальных барабанах, где они хранятся на протяжении нескольких суток. Как долго будет длиться этот период, решает опытный мастер, точных сроков не существует.
    4. Обжаривание сырья, проводимое для приостановки . Эта процедура проводится в специальном котле.
    5. Скручивание продольным способом для придания листве уникальной формы.
    6. Сушка листвы для удаления остатков влаги и приобретения ею окончательной формы.
    7. Сортирование чайных листьев, в ходе которого они отдыхают, дозревают и насыщаются ароматом и вкусом. Этот этап может длиться всё лето.
    8. Последняя обжарка проводимая путем медленного продвижения сырья над горящими углями с целью их окончательного высушивания.

    Степень нагревания и его продолжительность оказывают важное влияние на характер получившегося Да Хун Пао. Мягкий сорт имеет название Цин Сян, крепкий – Нун Сян . Только опытный специалист может грамотно регулировать процесс создания сырья для этого напитка, своевременно останавливая процесс прожаривания или брожения. Это и оказывает важное влияние на окончательный вкус и аромат чая.


    В упаковке

    Выбор качественного чая

    Для того чтобы приобрести по-настоящему полезный напиток, который, при заваривании раскроет все свои грани, следует уделить внимание выбору правильного сырья. Оно должно отвечать таким требованиям:

    1. чай должен быть собран в текущем году, свежесть — это гарантия тонкого вкуса и непревзойденного аромата;
    2. листва Да Хун Пао должна быть яркой, плотной;
    3. сырье не должно крошиться, сминаться в шарики или мяться. Всё это свидетельства неправильной обработки и сушки сырья;
    4. заваренный напиток не должен терять аромат после повторного заваривания, если такое происходит, значит, в процессе создания чая в него добавлялись красители.

    Как заваривать да хун пао

    Для того чтобы благородный напиток раскрыл все тонкие грани своих вкусовых качеств, следует ответственно отнестись к процессу его приготовления и соблюсти такие требования:

    1. Использование воды, прошедшей фильтрование либо взятой из родника. Водопроводная вода только испортит вкус напитка.
    2. Для заваривания чая «большой красный халат» следует применять жидкость, температура которой варьируется от 90 до 93 градусов по Цельсию. Этот фактор имеет решающее значение для сохранения и выделения полезных качеств чая. Если при заваривании используется крутой кипяток, то большая часть пользы от употребления такого напитка будет уничтожена.
    3. Для приготовления следует использовать сосуды из фарфора, глины или стекла. Причём объём такой тары не должен превышать 200 мл, что позволит брать для однократного заваривания около 6-8 гр сырья.
    4. Заваривание чая проводят только в предварительно прогретом чайнике: для этого в него наливают горячую воду, выдерживают 50 секунд и сливают её.

    Процесс заваривания Да Хун Пао проходит так:

    1. Сначала осуществляется так называемая «нулевая заварка», которая позволяет убрать лишние примеси, зачастую попадающие в сырье в ходе хранения или производства. Процедура поводится путем заливания листов горячей водой с незамедлительным её сливанием. Причём получившуюся жидкость не обязательно выливать совсем, допускается её использование для нагревания чайных пиал.
    2. Спустя 3 — 4 минуты после первого заваривании, когда листва раскроется, её снова заливают горячей водой, выдерживают 40-50 секунд и переливают в стеклянную чашу, называемую Ча Хай. Только оттуда чай разливают по пиалам и предлагают к дегустации.
    3. Каждое следующее заваривание должно длиться на 30 секунд больше предыдущего. Оно будет раскрывать всё новые ноты во вкусовой музыке Да Хун Пао, постепенно проявляя оттенки ванили, фруктов, цветов и мёда. В случае, когда заваривание даёт слабый оттенок и аромат, время его выдержки позволено увеличить на 1-2 минуты.

    Для приготовления разных по крепости чаёв существуют особые рецепты :

    1. Некрепкий чай: требуется залить горячей водой не более 5 гр сырья и выдерживать его около 2 минут.
    2. Крепкий чай: для заварки берётся не менее 6 граммов листвы, а время выдержки увеличивается до 5 минут.

    Противопоказания к употреблению напитка

    Китайский чай Да Хун Пао, несмотря на массу достоинств, имеет некоторые противопоказания к употреблению. Не рекомендуется его пить следующим категориям людей:

    • женщинам и ;
    • страдающим от гипертонии, гастрита или аритмии;
    • находящимся в процессе острых респираторных заболеваний, особенно с повышением температуры тела.

    Эффект от употребления

    Чай Большой Красный Халат способен оказывать на организм человека особый, ни с чем несравнимый, эффект:

    • он расслабляет и согревает человека изнутри;
    • увеличивает восприимчивость окружающего уюта;
    • улучшает настроение;
    • способствует душевному единению компании, собравшейся за чайной церемонией, настраивает людей на единую волну.

    Важная особенность Да Хун Пао заключается в способности подарить человеку чайное опьянение, которое не затрагивает ума, оставляя его трезвым и ясным . Этот напиток снимает эмоциональное напряжение, и дарит телу приятные ощущения, словно растекающиеся от кончиков пальцев по всему телу.

    Все легенды, повествующие о происхождении этого напитка, подчеркивают его целебную силу. Тем не менее, его редко используют в качестве лекарства, гораздо чаще, им наслаждаются, получая приятный бонус в виде профилактики развития множества проблем со здоровьем.

    (大红袍, Da Hong Pao , Большой Красный Халат, ДХП, Дахунпао) - это китайский чай, который производят на северо-западе провинции Фуцзянь, в горах Уи. По классу его относят к улунам сильной ферментации. Да Хун Пао - один из самых известных сортов китайского чая, наряду с такими, как Пуэр, Те Гуань Инь, Лун Цзин. Но по количеству легенд и мифов, Красный Халат, пожалуй, на первом месте.​​​​ Как гласят исторические записи монастыря Тян Син Сы, в 1385 г. в династию Мин (в 18 год под девизом Хун У), студент Дин Сянь, направляясь на сдачу императорских экзаменов, получил тепловой удар, и один из монахов вышеназванного монастыря использовал чай, чтобы его вылечить. Успешно сдав экзамен и получив высокую должность Чжуан Юань (которой соответствовал большой красный халат с изображением драконов), желая отблагодарить Будду за чудесное излечение, Дин Сянь вернулся в монастырь, где преподнес Халат монаху, который его излечил. Но монах, как истинный буддист, не принял столь высокий дар. Тогда чиновник укрыл Халатом кусты чая. Так и появилось название Да Хун Пао: « Большой красный халат » .

    Монастырь Тянь Синь Сы

    Уже в 1419 году, когда монастырь получил название Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (天心永乐禅寺), Чаньский монастырь Небесного сердца и Вечной радости , весь чай, производимый в нем, стали называть «Да Хун Пао». Вскоре этот чай стали именовать предком 10 тысяч чаёв и слава о нём разнеслась по всей Поднебесной. Веками позже, в 1855 году, настоятель монастыря подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи (林凤池) 36 саженцев чая, чтобы посадить чай на Тайване. Позже, когда чай прижился и стал производиться, то назван был Дун Дин.

    По поводу истории возникновения имени этого самого знаменитого утёсного чая, существует множество всевозможных мифов. Начиная от истории, в которой на месте студента сам император, и заканчивая… нет, вы не поверите, историей про специально обученных маленьких обезьянок, которые лазают по утёсам в поисках чая, а чтобы их было заметно издалека, на них надевают маленькие красные халатики (!). Где-то в той же области мифотворчества попадаются истории про девственниц, собирающих чай (что, впрочем, в древности было распространено, но сейчас имеет мало отношения к реальности), и так далее. Почти как с пуэром, который «закапывают в землю». Поистине, велика фантазия людей, творящих легенды.

    Горы Уи, родина утёсных чаёв, также имеют свою легенду происхождения названия. В 25 веке до н.э. в Китае жил даос Пэн Цзу, великий Учитель искусства Любви. Прожил сей легендарный персонаж, по приданию, 767 лет, имел 19 жён и 900 наложниц. Его даже называют прародителем китайской нации. Так вот, Пэн Цзу, после очередного гнева великого дракона (иначе говоря - всемирного потопа в его китайской интерпретации), в поисках убежища набрёл однажды на горы. Точнее даже не сам набрёл, а его туда привели его сыновья Пэн У и Пэн И. Именно от их имён и произошло название «УИ Шань» - Горы Уи.


    Утро в Уи Шань

    Горы по высоте достигают 2158 м. над уровнем моря, однако чай выращивается в ложбинах между утёсами, где высота составляет в среднем 600 метров, а климат не подвержен резким перепадам. Между гор с утесами, образованными выветриванием, струятся ручьи и лежит туман, благодаря чему здесь довольно высокая влажность. Почвы глинистые, кислые, очень благоприятные для выращивания чая. Именно благодаря уникальности этих почв мы обязаны возможности культивирования высококлассных утёсных чаёв. Исторически, чаи с гор УИ считаются лучшими представителями достижений китайского чайного дела. Чайные кусты, произрастающие здесь делятся на те, что произрастают рядом с рекой - долинные и те, что растут в горах - утёсные.

    Именно утёсные чаи представляют собой особую ценность для ценителей высококачественных чаев с многогранным интересным вкусом и ярко выраженным характером. Они обрабатывается по классической для УИ технологии достаточно сильной ферментации и сравнительно долгой сушки на древесных углях, которая позволяет максимально раскрыть характер чая. Технология обработки уишаньских улунов является высочайшим мастерстом. Она состоит из нескольких этапов: вэйдяо (подвяливание), цзоцин (встряхивание, чередующееся с ферментацией), шацин (короткий, высокотемпературный прогрев), жоунянь (скручивание), хунбэй (прогрев-пропекание), чжубэй (финальный прогрев) и тяо ча (переборка готового чая). При этом у каждого мастера-технолога существуют свои маленькие профессиональные секреты, которые являются его коммерческой тайной.

    Уишаньские утёсные чайные кусты - это древовидные кустарники с довольно плотно растущими ветками, кончики которых направлены вверх и в стороны; листья овальные, широкие, со слегка заостренными и свисающими вниз кончиками, загибающимися внутрь краями, темно-зеленые и глянцевые; зелень молодых почек отдает багрянцем и покрыта пушистыми нежными ворсинками. Те самые «материнские кусты» Да Хун Пао, с которых и был собран тот самый (что, впрочем, не факт - см. ниже) вылечивший чиновника чай, растут на западе от монастыря Тянь Синь Сы. Это место называется Цзю Лун Кэ («Убежище девяти драконов»). Оно круглогодично орошается бьющими из скалы родниками. На момент своего обнаружения в 1941 году, там сохранилось всего 1 чахлое деревце Да Хун Пао, имеющее восемь корней (хотя можно найти информацию и о 6, 4, 3 и 2) толщиной от 1,5 до 5,5 см.


    Материнские кусты Да Хун Пао в Цзю Лун Кэ

    Кроме того, у утёсов Бэй Доу (Северный Ковш) и Хо Янь (Языки Пламени) в 60-х годах ХХ века также росли старые деревья Да Хун Пао, с которых были взяты и удачно клонированы черенки. Потомки этих растений получили название . Развитие селекции Большого Красного Халата продолжается и в настоящее время.

    Распространено мнение, что основное сырьё для ДХП уже собирают с кустов, которые были выращены из срезанных с материнских кустов отростков. Однако и этого чая крайне мало. Поэтому информацию о продаже на рынок чая Да Хун Пао, размноженного отросками, абсолютно справедливо подвергают критике многие китайские чайные специалисты. Тот же Те Лохань, Бань Тянь Яо, Жоу Гуй и другие высокосортные утёсные улуны, по своим свойствам значительно превосходят кусты Красного Халата. Впрочем, это отнюдь не мешает продавать этот чай за сотни тысяч долларов на ежегодно проводимых в Гонконге и Гуанчжоу чайных аукционах.

    Немного истории. В 1974 году великий Мао встречал у себя в резиденции тогдашнего президента США Никсона. Как следует этикету, главы государств обменялись дорогими подарками. Каково же было удивление бывшего голливудского актёра, когда к нему в руки попал мешочек с четырьмя лянами (1 лян = 50 грамм) сомнительной чёрной травки. В кулуарах Никсон обвинил вождя всех китайцев в скупердяйстве. Слава богу, премьер-министр КНР, Чжоу Энлай, объяснил американскому гостю, что этот мешочек является половиной годового сбора этого чая и обладает, как было сказано, «стоимостью в половину страны». В более же капиталистические времена жизни Китая, не далее чем в 2002 году, на аукционе в Фудзяни ресторан из Гуанчжоу приобрёл около 7 лянов чая Да Хун Пао с материнских кустов за немыслимые 120 тысяч долларов, то есть в пересчёте на килограммы, 1 кг такого чая стоил около 600 тысяч долларов.


    Фестиваль чайной культуры в Уи Шань

    Не менее любопытен известный всем местным жителям факт, что на заднем дворе монастыря Тянь Синь Сы есть маленькая чайная деляночка, на которой растёт «тот самый» настоящий ДХП, который гораздо старее, чем эти несколько кустов для туристов. В любом случае, в настоящее время массово не произрастают ни кусты этого улуна, ни отростки от них. А тот чай, что продаётся под названием Да Хун Пао представляет собой купажи (миксы) из сырья различных сортов, которых в горах Уи было выведено уже почти 1000 видов (отсюда такое великое разнообразие уишаньских чаёв). Наиболее часто для производства Да Хун Пао используются сырьё с кустов и .

    Поэтому и чай под одним и тем же названием может быть таким разным. Один производитель делает купаж из одного сырья, другой - из другого, третий вообще маркирует Шуй Сянь как ДХП, и таких немало. Каждый год сырьё меняется (это зависит от огромного количества факторов, от погодных до того, какой именно технолог и как его обрабатывал) и, соответственно, меняется и сам чай. Для более дорогого ДаХунПао используют сырьё более высокосортных «уишаньцев», для ДХП подешевле - сырьё попроще. Кстати, насчёт изменчивости сырья, технологии, и соответственно, чая - это касается далеко не только , но и, в той или иной степени, всего качественного китайского чая в целом.

    Распространённый сейчас на чайном рынке, как и другие сильно ферментированные уишаньские улуны, по цвету листа бурый с бордовым и зелёным оттенками. Аромат чистый, яркий и немного сладковатый, с большим количеством переливающихся обонятельных ассоциаций. Чем-то напоминает аромат старого вина, жареной корочки чёрного хлеба и сухофруктов. Как и юньнаньские пуэры, ДХП также может храниться несколько лет, не только теряя своего качества, а напротив, обретая новые оттенки вкуса и воздействия.

    Цвет настоя - от темно-бордового, почти чёрного, до янтарно-красного. Вкус густой, насыщенный, с выраженной и приятной терпкостью и богатейшим пряным послевкудсием. После нескольких заварок становится сладковатым, с легкими фруктовыми нотками. Чаще всего Да Хун Пао даёт действие одновременно и умиротворяющее, и тонизирующее - ясный ум, приятные ощущения в теле, спокойная сосредоточенность. Действие и эффект Красного Халата довольно сложно описать словами. Как любой чай высокого класса, действует он по-разному в разных ситуациях, гармонично поддерживая текущий настрой человека.

    ----------

    (с) Сергей Шевелёв, 31.01.2011, специально для moychay .ru . копирование статьи без письменного разрешения автора запрещено.

    Рассказать друзьям