Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Дидактическая игра "Кто чем питается?"

10.10.2019 Утепление

Дарья Алфёрова
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы

Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений

для подготовительной группы .

Подготовила : Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна

МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Тамбов, 2017

«Мы - экологи »

Цель : закреплять знания детей о природе.

Ход игры : воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами , и предлагает побыть им в роли экологов . Остальные дети будут задавать им вопросы. Например :

1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2. Для чего природе нужны хищники?

3. Что такое красная книга и для чего она нужна?

4. Для чего люди создают заповедники?

5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

«Охрана природы»

Цель : закреплять знания об охране объектов природы.

Оборудование : картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.

Ход игры : на столе или наборном полотне картинки , изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок , и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

«Живая пирамида»

Цель : закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты .

Оборудование : перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.

Ход игры : воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.

«Природа и человек»

Цель : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Оборудование : мяч.

Ход игры : воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»

«Что создано природой» ? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Большая цепочка»

Цель : уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Оборудование : картинки с изображением объекта живой или неживой природы.

Ход игры : у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку , сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Воздух, земля, вода»

Цель : закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание , мышление, сообразительность.

Оборудование : мяч.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока» . Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода» , на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Кто где живёт?»

Цель : закреплять знания о животных и местах их обитания.

Оборудование : картинки с изображением животных и местами их обитания.

Ход игры : у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить , где оно обитает, и если совпадает с его картинкой , «поселить» у себя, показав карточку воспитателю .

«Польза-вред»

Цель : закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры : Первый вариант : «Польза – вред» . (Тема : живая природа)

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос : «Какая польза от пчелы?» , дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется : «Какой вред от пчелы?»

Второй вариант : «Нравится – не нравится» (Тема : не живая природа)

Третий вариант : «Хорошо – плохо» . (Тема : времена года и 4 стихии : вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

Воспитатель задает вопрос : «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько , что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

«Что в корзинку мы берем»

Цель : закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.

Оборудование : картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.

Ход игры : у одних детей - картинки , изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок .

«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие : каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Грибная корзинка»

Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование : корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры : на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки . Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку -отгадку съедобного гриба в корзинку.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду Дидактические игры и упражнения для.

Картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Чтобы глазки не болели» Цель: Формировать знания об органах зрения. Воспитатель читает правила и показывает карточки-модели.

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет. Название игры: 1. Разминка Цель: Организация детей перед занятием. Материалы и оборудование: Без предметов Ход игры: Дети сидят на стульчиках.

«Әулиекөл ауданы әкімдігінің білім бөлімінің Чернигов орта мектебі»ММ

ГУ «Черниговская средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»

Систематизировала: Карпенко Л.Г.

Пояснительная записка.

"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения... будущее человечества окажется в серьезных руках ".

М.М. Камшилов.

Пробуждать любовь к окружающей природе, прививать бережное отношение ко всему, что находится вокруг нас, учить элементарно, любить всё это, необходимо начинать с самого раннего возраста. Малыши очень восприимчивы к любой информации, и она откладывается у них в память на всю жизнь, если ее правильно преподнести.

Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Игра - это, своего рода, средство познания ребенком

действительности. Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря ним, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норму и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем.

Многие верят, что детские дидактические игры по экологии станут ключевым фактором в этом вопросе из-за своей восприимчивости со стороны детей и высокой результативностью процесса. И это именно то новое, что заслуживает влиться в процессы детского обучения, перейдя со временем в раздел классики.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Разработано множество дидактических игр экологического содержания от простых, до более сложных. Задача педагога - подобрать их в соответствии с возрастом так, чтобы ребенок мог самостоятельно с ними справиться.

Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам,обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе (во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.


Дидактические игры на тему: «Деревья».

    «Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»

Правила игры: Выбрать из предло­женных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.

Цель - закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.

    «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови»

Правила игры: Определить дерево, по внешнему виду листа.

Цель - закре­пить названия деревьев.

    «Назови, одним словом»

Цель - закрепить обобщающие слова: «фрукты», «деревья».

    «Ласковые слова»

Правила игры: Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель - образование существительных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    «Найди дерево»

Правила игры: Найти дерево по названию.

Цель - закрепить названия дере­вьев.

    «Сравни»

Правила игры: Сравнить веточки разных деревьев.

Цель - найти и назвать веточки разной длины и толщины.

    «Наоборот»

Правила игры: Подобрать противоположные по значению слова к заданным.

Цель - научить подбирать антонимы к словам.

    «Доскажи фразу»

    «Что сначала, что потом»

Правила игры: Определить последовательность, в которой растёт дерево, по предложенным вариантам, (цветущая яблоня, семечко, яблоки на яблоне, росток).

Цель - закрепить знания детей о деревьях.

    «Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать предметы на определённый звук.

Цель - найти слова с определённым звуком в начале слова.

    «Времена года».

Правила игры: Определить время года по названным приметам.

Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

    «Когда это бывает?»

Правила игры: По описательному рассказу определить время года. Цель - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

    «Кто больше назовет действий»

Правила игры: Перечислить действия объекта. (качается, стоит, растёт, цветёт и т.д.)

    «Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения с определённым словом.

    «Было - будет»

Правила игры: Преобразовать глагол в прошедшем времени в форму будущего времени.

Цель - просле­дить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.

    «Угадай по описанию»

Правила игры: Составить описательный рас­сказ о предложенном дереве, не называя его.

    «Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенное дерево.

Цель -

    «Сосчитай»

Правила игры: Составитьт предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.

    «Придумай слово»

Правила игры: Подобрать однокоренные слова к предложенному воспитателем слову.

Цель - научить составлять одноко­ренные слова.

    «Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенные воспитателем растения.

Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.

    «Найди дерево»

Правила игры: Распознавать деревья по при­знакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.

    «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Описать дерево, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.

Цель - закрепить знания детей о рас­тениях, растущих в саду, назвать их признаки.

    «Хорошо - плохо»

Правила игры: Дети рассуждают на заданную тему.

Цель - развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.

    «Теремок».

Правила игры: Воспитатель разрешает поселится в «теремке» если ребёнок назовёт, чем его фрукт, листок похож на фрукт, листок названый воспитателем, чем отличается от него. «Тук-тук. Кто в теремочке живет? – Это я, яблоко. А ты кто? – Я – груша. Пусти меня. – Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи…»

    «Что это, если оно умеет…?»

Правила игры: По названным свойствам или функциям, найти как можно больше объектов, выполняющих эту функцию или обладающими этими свойствами. «Что это, если оно умеет расти, цвести?» - «Дерево, цветы, трава…»

Цель – развить умение мыслить.

    «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Назвать пользу, которую приносит объект. «Какая польза от дерева?» - «В жару под ним прохладно, тень. Листьями питаются насекомые. А еще для птиц польза,

можно на дереве вить гнезда».

    «А что еще?»

Правила игры: По называнным свойствам или функциям объекта указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает. «На деревьях появляются листочки. А что

еще?» - цветы, фрукты, семена...»

    «Кто заблудился?»

Правила игры: Определить объект не классифицирующийся с остальными в одну группу, а остальные назвать одним словом. «Яблоня, тополь, сирень, береза, клен. Кто заблудился? – Сирень, потому что это куст. А остальные – деревья!»

    «Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли деревья?»

Цель - развитие связной речи.

    «Что это, если у него есть...?»

Правила игры: По названной части определить что это за объект.

Цель – формирование умения выявлять подсистемные связи.

    «Детки на ветке».

Правила игры: По называнию фрукта, определить на каком дереве он растет.

Цель: Разобрать предметы по принадлежности к одному растению. Поиск сво­ей пары. Учить ориентировке в пространстве.

    «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Давать описание в определённом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске. Называть предмет при описании нельзя.

Цель: Описать предметы и найти их по описанию. Загадывание и отгадыва­ние загадок о природных материалах. Развивать логическое мышление и внимательность.

    «Получили мы письмо…»

Правила игры: Воспитатель объявляет детям, что получили письмо от почемучки, который просит помочь узнать какую пользу приносит то или иное дерево.

Цель: Закреплять знания у детей о деревьях, учить кратко и ясно излагать свою мысль.

    «Путешествие по временам года».

Правила игры: По предложенным признакам, определить к какому времени года они относятся. Например: в саду созрели вкусные и ароматные фрукты. Какое это время года? (Ответы детей).

Цель: Знакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.

    «Найди похожий».

Правила игры: Находить одинаковые листья, деревья, кустарники и назвать их.

Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, тополь, яблоня и т.д.), научить рисовать деревья и их листья отдельно, воспитывать слуховое внимание.

    «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Правила игры: По приведённым примерам определить хорошо это, или плохо. (Если дети ломают ветки - это хорошо? Сажают цветы, разоряют гнёзда…)

Цель: Учить детей описывать увиденное, находить различия между хоро­шим и плохим, воспитывать доброту, трудолюбие.

    «Найди дерево по семенам».

Правила игры: По предложенным листья, семенам и плодам деревьев и кустарников, найти дерево, кустарник которому они принадлежат.

Цель: Найти целое по части. Учить ориентироваться в пространстве.

    «Позовем сказку».

Правила игры: По предложенному произведению определить к какому времени года можно отнести этот фрагмент. О каком дереве, фрукте говорится в произведение.

Цель: Закреплять знания о основных признаках разных времен года.

    «Придумай небылицу».

Правила игры: По образцу рассказа заме­тить и называть элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из трёх- четырёх предложений.

Цель: Развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

    «В гости к груше».

Правила игры: Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: куда хотим пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться?

Цель: учить детей правильно описы­вать выбранный путь.

    «Местное радио».

Правила игры: Найти то, что потерял­ось.(Фрукт, листок, веточка).

Цель: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

    «Овощ или фрукт».

Правила игры: На­зывать овощ, фрукт и где они растёт.

Цель: упражнять детей в описании овощей и фруктов; учить узнавать овощи и фрукты по цвету, форме, описанию.

    «Охотник».

Правила игры: По сигналу (удар в бубен) один из де­тей шагает, произнося на каж­дый шаг названия деревьев (фруктовых деревьев, кустарников). Кто ошибся, садится на место, а охоту продолжает дру­гой участник.

Цель: проверить, хорошо ли дети знают деревья.

    «Не перепутай!».

Правила игры: По называнию определить, к какому виду относится: «де­ревьев», «кустарники», «фруктовые деревья».

Цель: закрепить знания детей о жи­вой природе; учить классифицировать предметы.

    «Бывает - не бывает».

Правила игры: По предложенному образцу составить рассказ о каком-либо природном явлении (например:«На елке растут яблоки»). Определить, бывает так или нет.

Цель: учить детей видеть причинно-следственные связи, существующие в природе; совершен­ствовать умение составлять рассказы с элементами опи­сания.

    «Мяч бросай и деревья, кустарники называй».

Правила игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    «Я знаю три названия деревьев (кустарников)».

Правила игры: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: Раз и два, и три, четыре - Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

    «Что происходит в природе?».

Правила игры: Воспитатель: бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч должен на заданный вопрос ответить. Вишня что делает- цветёт.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    «Из чего сделано?».

Правила игры: Воспитатель предлагает варианты: Варенье из чего? Компот варят из чего? Сухофрукты делают из чего?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    «Один - много».

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

    «Веселый счет».

Правила игры: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).

    «Что выше, а что ниже?»

Правила игры: По названию деревьев и кустарников определить, какое из них выше, ниже.

Цель: Упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины растений. Использовать в игре свои знания о величине.

    «Соберем фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты по определенному признаку.

    «Магазин «Фрукты»

Правила игры: Отбирать фрукты по определённому признаку: по форме, по окраске, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

    «Садовник и деревья».

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о фруктовых деревьях.

    «Сравнения».

Правила игры: Воспитатель говорит: Этот ластик зеленый, как …Этот помидор красный, как …Этот лимон желтый, как … и т.д.

Цель – формировать умения сравнивать.

    «Да – нет».

Правила игры: На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое растение мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где растёт, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.

    «Игра в слова».

Правила игры: Определить какое дерево, куст подходит под описание.(Сирень… ранетка...)

Цель – формировать умения сравнивать. Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.

    «Дорожка».

Правила игры: Двигаться в соответствии с словесными указаниями воспитателя, рассказывая при этом с чем они «сталкиваются» на пути.

Цель: Научить детей ориентироваться на ограниченной плоскости, в соответствии со словесным указанием. Закреплять навыки счета, изменяя направление. Закреплять последовательный счет. Развивать мышцы глаз, внимание, память и сосредоточенность. Активизировать словарь наречиями: вправо, влево, вверх, вниз. Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, в соответствии с лексическими темами: фрукт, ягоды, деревья, куст. Воспитывать смекалку, заинтересованность, умение выслушать ответ товарища.

    «Где я живу».

Правила игры: Вспомнить и назвать все деревья, кустарники растущие дома у детей.

Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном селе, его своеобразность.

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закрепить умение узнавать деревья по форме листа, цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.

    «Деревья, кустарники».

Правила игры: Ведущий предлагает при названии кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст - похлопать; дерево - поднять руки вверх; фруктовое дерево - положить руки на пояс.

Цель – учить классифицировать объекты. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

Шиповник
Сосна

Яблоня
Тополь

Вишня
Груша

Карагач
Акация
Рябина
Боярышник
Ясень

Лох серебристый

    «Что растет в родном краю».

Правила игры: Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности.

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.

Дидактические игры на тему: «Цветы».

1.«Какой цветок?»

Правила игры: Описать предложенный цветок.

Цель: Раз­вить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

2.«Назови одним словом».

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

3.«Ласковые слова»

Правила игры: Назвать ласково.

Цель - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4.«Найди цветок»

Правила игры: Найти цветок по образцу.

Цель - закрепить названия цветов.

5.«Сравни»

Правила игры: Сравнить цветы по признакам.

Цель - найти и назвать цветы одного цвета, высоты.

6.«Назовите растение»

Правила игры: По предложенным признакам находить цветок.

Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок

среди других.

7.«Доскажи фразу»

Правила игры: Закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

8.«Что сначала, что потом»

Правила игры: Составить в определённой последовательности вре­мена года, определённые признаки. (Листья, стебель, бутон, семена).

Цель - закрепить знания детей о временах года.

9.«Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать цветы с определённым звуком в начале, середине, конце слова. Цель - закреплять звуки и их положение в слове.

10.«Времена года».

Правила игры: По описанному состоянию цветов определить время года.

Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

11.«Кто больше признаков назовет»

Правила игры: Перечисляют признаки объекта. (пахнут, цветут, увядают, благоухают и т.д.)

Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

12.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветок».

Цель - учить составлять предложения на предложенную тему.

13.«Угадай по описанию»

Правила игры: Составить рас­сказ о цветке, не показывая его.

Цель - научить со­ставлять описательный рассказ.

14.«Сосчитай»

Правила игры: Составить предложение, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

15.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенный воспитателем цветок.

Цель - закрепить названия и признаки цветов.

16.«Найди цветок»

Правила игры: Находить цветок по описанию.

Цель - научить детей распознавать цветы по при­знакам: форме, цвету и внешнему листьев.

17.«Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Находить цветок по описанию, загадке.

Цель - закрепить знания детей о цветах, растущих на участке.

18.«Хорошо - плохо»

Правила игры: Рассуждают на заданную тему.

Цель - развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.

19.«Что где растет?»

Правила игры: По названию определять, какие цветы: луговые, комнатные, садовые.

Цель - закре­пить знания детей о цветах садовых, луговых, комнатных.

20. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Дети должны назвать как можно больше пользы, которую приносит объект.

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

21.«А что еще?»

Правила игры: Педегог называет свойство или функцию объекта, а дети должны указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает.

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

22. «Кто заблудился?»

Правила игры: Воспитатель перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребенок должен определить этот объект, а остальные назвать одним словом.

Цель – учить классифицировать объекты.

23.«Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли цветы?»

Цель - развитие связной речи.

24.Что где растет?

Правила игры: Группировать цветы по месту их произрастания: луговые, комнатные, садовые.

Цель:Закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанав­ливать пространственные связи между предметами, группировать рас­тения по месту их произрастания, развивать активность и самостоя­тельность мышления.

25.Игра «Кто помогает сохранять красоту цветов!»

Правила игры: Дети должны рассказать как можно больше о цветах и о людях которые их выращивают.

Цель: Уточнить представления о роли цве­тов в жизни людей (цветы украша­ют и радуют); о

названии цветов, растущих в разных местах (поле­вые, луговые, лесные, садовые); о том, в какое

время года цветов особенно много и в какое мало; о людях, которые выращивают садо­вые

цветы (высевают семена цветов или высаживают цветы в клумбы, на газоны, на грядки и т. п.),

уха­живают за цветами, составляют из них букеты, радуют людей красотой цветов в любое

время года, особенно осенью и зимой.

26.Игра «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме (бабушке, сестре, тете, товарищу)!»

Правила игры: Дети рассказывают о том какой, из каких цветов и кому они хотели бы подарить букет.

Цель: Воспитывать внимание, доброже­лательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить веж­ливой форме общения, умению счи­таться с интересами другого, прини­мать участие в беседе, сговоре для игры. Проверить и закрепить пред­ставления о разных материалах. Обратить внимание детей на то, что цветы и сосуд, в который они поставлены, вместе создают общую красоту букета.

27.Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай цветы называй»

28.Игра с мячом «Я знаю названия трёх цветов»

Правила игры: Называть цветы при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия цветов.

29. Игра «Один - много» Мы - волшебники немного: Был один, а станет много.

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя цветок в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя цветок во множественном числе.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

30. Игра «Веселый счет» Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Правила игры: Ребёнок называет название цветка вместе с числительным.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

31.«Садовник и цветы»

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет цветок, имеющийся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о цветах.

32.«Цветочный магазин»

Правила игры: Отбирать цветы по определённому признаку: по цвету, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай такой – то цветок», закрепить названия цветов, их цвет, закреплять умение различать цветы, называть их быстро. Учить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

33. «Поезд»

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке цветы. Ведущий называет остановки, например «ромашка». Ребята с цветком ромашки выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закреплять умение различать цветы

34.Игра «Что растет в родном краю»

Правила игры: Дети должны отметить хлопком те цветы, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.

35.«Назови одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Правила игры: Воспитатель перечисляет названия фруктов, овощей, цветов, а дети называют их обобщенным словом.

Цель - закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

36.«Ласковые слова»

Правила игры: Воспитатель называет цветы, а ребёнок произносит их названия ласково. (роза – розочка, ромашка – ромашечка и т.д.)

Цель - закреплять умение образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

37.«Доскажи фразу»

Правила игры: Ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

38.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветы».

Цель - научить составлять предложения.

39.«Угадай по описанию»

Правила игры: Дети составляют описательный рас­сказ о предложенном цветке, не показывая его.

Цель - научить со­ставлять описательный рассказ.

40.«Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенный предмет.

Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

41.«Сосчитай»

Правила игры: Дети составляют предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.

42.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Дети рассматривают и описывают пред­ложенные воспитателем растения.

Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


Дидактические игры

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. « Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) - льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния - (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры.

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

1 вариант.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

2 вариант.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ : Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:

Название;

Описание дидактического материала;

Методику проведения, а отдельные игры - несколько вариантов проведения.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

Второй вариант: - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса (лес - гриб - белка - куница; лес - ягоды - еж - лиса; лес - цветок - пчела - медведь; лес - желуди - дикий кабан - волк; лес - береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна - сосновая шишка - дятел).

Второй вариант - объемный - набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый - растения; шестой - корм птиц; седьмой - птицы (например,: рябина - ягоды рябины - снегирь; ель - еловая шишка - клест; дуб - желуди - сойка; водоросли - улитка - утка; трава - кузнечик - аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один - скворец, две - ласточки, 3 - пчела, 4 - муравей, 5 - медведь, 6 - белка. На отдельных карточках - иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии .

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой - иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное - корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать , расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить ; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

Дидактические игры по
экологическому
воспитанию в
подготовительной группе
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Польза -
вред»
Цель: дать понять детям, что в
природе нет ни полезных ни вредных,
одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза – вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг.
Воспитатель задает вопрос: «Какая
польза от пчелы? », дети должны по
очереди ответить на вопрос, не
повторяя ответы товарищей. Затем
задание меняется: «Какой вред от
пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не
нравится».

(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода,
воздух, земля и огонь). Принцип тот
же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что
случилось бы, если бы все плохие
качества природных объектов
исчезли, и все окружающее стало бы
хорошим? » (волк стал хорошим -
перестал есть зайцев, зайцев бы
развелось столько, что они погрызли
бы всю кору на деревьях, деревьев
стало бы меньше и многим птицам
негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет
только польза и никакого вреда, то
жизнь на планете резко изменится и
даже может погибнуть.
сделать вывод, что нет вредных
существ, нет полезных, в природе нет
ничего лишнего, всё необходимое.

Экологическая игра «Совы и
вороны»
Цель: проверить и закрепить
представления детей об окружающем
мире.
Дети должны разделиться на две
команды: «Совы» и «Вороны». Те и
другие становятся в шеренгу друг
напротив друга на расстоянии 3
метра, за их спинами их дома, также
на расстоянии 3 метра.
Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» -
ложь, поэтому, если я говорю правду,
«Совы» должны ловить «Ворон».
«Вороны» убегают в свои дома и
наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы
природоведческого содержания:
-медведи любят есть тигров
-у березы весной бывают сережки
-слоны не умеют плавать
-дельфин – это животное, а не рыба
Дети должны осознать правильность
или неправильность фразы,

основываясь на своих знаниях по этой
теме и сами отреагировать своим
поведением (убегать или догонять) на
эту фразу. Целесообразно после
каждого раза спрашивать детей о том,
почему они так или иначе поступили, а
после 2-3 фраз поменять игроков
местами.
Экологическая игра «Какие все
мы разные»
Цель: показать многообразие
природного мира, его неповторимость,
выделить хорошие качества любого
природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит
море, направо – те, кто больше любит
речку, а посередине пусть останутся
те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен
сделать вывод, что и то и другое
хорошо, надо лишь замечать это
хорошее в природе в результате
проведения таких игр детям
становится трудно выбирать то, что
лучше и они остаются посередине.
Однако, это не является целью игры.
Экологическая игра «Найди свое
Цель: обеспечить возможность
познавать окружающую среду,
использовать опыт прямого общения с
ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному
ребёнку глаза, несколько раз вращает
вокруг себя и ведет к какому-нибудь
дереву. Ребенок должен изучить это
дерево, ощупав его.
Во время изучения воспитатель задаёт
наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
дерево»

Высоко ли от земли начинаются
ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от
дерева, запутывает следы,
развязывает глаза и предлагает
угадать «своё» дерево, используя
опыт, полученный во время
ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать
детям игры попарно.
Экологическая игра «Времена
года»
Цель: развивать логическое
мышление и обогащать кругозор
детей понятием о сезонных
изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо
предмет живого мира (живого или
растительного) и предлагает детям
представить и рассказать, где и в
каком виде этот предмет можно
увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям
дороги, на лугу, а также

консервированные в банках, сушеные,
если остались с прошлого года или
приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или
сушеные, но могут быть и свежие,
только если их выращивают в
специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы,
которые растут весной (сморчки) .
Экологическая игра «Что
изменилось»
Дидактическая задача. Найти
предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего
предмета.
Правило. Показывать узнанное
растение можно только по сигналу
воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения
(по 3-4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает

какое-нибудь растение на одном из
столов, описывает его характерные
признаки, а затем предлагает ребенку
найти такое же на другом столе.
(Можно попросить детей найти такие
же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из
растений, находящихся на столах.

расскажу»
Дидактическая задача. Найти
предметы по перечисленным
признакам.
Игровое действие. Угадывание
растения по опи санию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи
или фрукты можно только по просьбе
воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты
раскладывают по краю стола так,
чтобы хорошо были видны

всем детям отличи тельны е признаки
предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно
описывает один из лежащих на столе
предметов, то есть
называет форму
овощей и фруктов, их окраску и вкус.
Затем педагог предлагает кому-либо
из ребят: «Покажи на столе, а
по том назови то, о чем я рассказала».
Если ребенок справился с заданием,
воспитатель описывает
другой предмет, а задание выполняет
уже другой ребенок. Игра
продолжается до тех пор, пока все
дети
не угадают предмет по описанию.
Экологическая игра «Найди такой
же»
Дидактическая задача. Найти
действие. Дети находят изменения в
расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как
воспитатель меняет растения
местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах
ставят 3-4 одинаковых растения в
определенной последовательности,
например фикус, цветущая герань,
аспарагус, душистая герань.
хорошо рас смотреть, как стоят
растения, и закрыть глаза. В это время
он меняет местами растения на одном
столе. А за тем просит детей
переставить горшочки так, как они
стоя-ли прежде, сравнвая их
расположение с порядком растений на
другом столе. После некоторых
повторений можно провести игру с
одним набором растений (без
зрительного контроля).
Экологическая игра «Угадай
растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти
предметы по перечисленным
признакам. Игровое действие. Поиск
предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно
только после рассказа воспитателя по
его просьбе.
Оборудование. Для первых игр
отбирают не сколько комнатных
растений (2-3) с заметными
отличительными признаками. Их
расставляют на столе так, чтобы всем
детям было хорошо видно каждое
растение
Ход игры. Воспитатель начинает
подробно рассказывать об одном из
растений. Сначала он, например,
отмечает, на что
оно похоже «на дерево», на «травку»),
затем просит сказать, есть ли у
растения стебель. Педагог обращает
внимание
детей на форму листьев (круглые,
овальной формы - как огурчик, узкие,
длинные), окраску цветов (основные
цвета),

их количество на цветоножке Первое
описание дается в медленном темпе,
так, чтобы дети смогли увидеть
ирассмотреть все то, о чем говорит
воспитатель. Закончив описание,
педагог спрашивает: «О каком
растении я вам
рассказала?» Дети показывают
растение и, если могут, называют его.
Можно предложить ребятам найти в
групповой
ком нате все растения, похожие на
описанное.
Экологическая игра «Найди
растение по названию»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти
растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски
названного рас тения.
Правило. Смотреть, куда прячут
растение, нельзя.
комнатное растение, стоящее в

групповой комнате, а дети должны
найти его. Сначала
педагог дает задание всем детям:
«Кто быстрее найдет у нас в
групповой комнате растение, которое
я назову?» Затем
просит некоторых детей вы полнить
задание. Если детям трудно будет
найти на званное растение на
большой площади
комнаты среди многих других, игру
можно провести по аналогии с пре
дыдущими, то есть отобранные
растения
поставить на стол. Тогда поиск
растения в комнате станет усложнен
ным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с
использованием игрушки, которую
воспитатель или кто-нибудь из детей
спрячет (см. игру «Где
спряталась матрешка?»), но вместо
опи сания комнатного растения, возле
которого спрятана игрушка, можно
дать

только его название.

Экологическая игра «Чего не
стало!»
Дидактическая задача. Назвать
растение по памяти (без зрительного
контроля). Игровое
действие. Отгадать, какого растения
не стало. Правило. Смотреть, какое
растение убирают,
нельзя.Оборудование. На стол ставят
2-3 хорошо знакомых детям по
прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает
малышам по смотреть, какие растения
стоят на столе, а потом закрыть глаза.
В это время педагог одно растение
убирает. Когда дети откроют глаза,
педагог спрашивает: «Какого
растения не стало?» Если получен
правильный ответ, растение ставят на
место, и игра повторяется с другим
предметом. Примечание. Приведенные

выше игры рекомендуются для детей
3-4 лет.
Экологическая игра «Опишите, я
отгадаю»
Дидактическая задача. Найти
растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание
растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти
растение, о котором расскажут, а
потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает
одно из растений, находящихся в
групповой комнате. Дети должны
найти его
по описанию, а если оно им знакомо,
то назвать. Те растения, названия
которых дети еще не знают, вос-
питатель называет сам.
При описании следует использовать
общепринятые термины: «форма
листа», «окраска цветов» и т. д. Это

поможет детям выделить
отличительные и общие при знаки
растения.
Экологическая игра «Найди, о
чем расскажу»
Дидактическая задача. Описать и
назвать признаки растения в ответ на
вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление
«загадки» для
взрослого.Правила. Называть
загадываемое растения нельзя.
Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к
детям, спиной к комнатным
растениям, стоящим на столе. Одного
ребенка воспитатель просит выбрать и
показать детям растение, которое он
затем должен будет узнать по
описанию ребят. Педагог задает им
вопросы о наличии стебля, форме и
окраске листьев (называет оттенки
зеленого цвета), о поверхности листа
(гладкий, негладкий), о том, есть ли

цветы, сколько их на ветке, какой они
окраски. Например: «На что похоже -
на дерево или травку? Ствол толстый,
прямой? Листья большие, как огурец?
Темно-зеленые, блестящие?» Узнав
растение, воспитатель называет и
показывает его. Игру можно
повторить.
Экологическая игра «Загадай, мы
отгадаем»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать
предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3
-4 растения.
Игровое действие. Загадывание и
отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно,
не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за
дверь. Он - водящий. Дети
договариваются, о каком растении и
что будут

говорить. Водящий возвращается, и
дети описывают ему задуманное.
Внимательно прослушав рассказ,
водящий должен назвать и показать
растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из
детей описать какое-нибудь растение,
стоящее на столе. Остальные должны
узнать растение по рассказу и назвать
его.
Экологическая игра «Продайте то,
что назову»
Дидактическая задача. Найти
предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение
ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать
растение, но не показывать его.
Продавец находит растение по на
званию.
Оборудование. Подобрать
комнатные растения, полевые и
садовые цветы. Разложить и

расставить их на столе.
Ход игры. Один ребенок - продавец,
остальные - покупатели. Покупатели
называют растения, которые хо тят
купить, продавец находит их и выдает
покупку. В случае затруднения
покупатель может назвать признаки
растения.
Примечание. Последние три игры
рекомендуются для детей средней
группы.
Экологическая игра «Найди
листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти
предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с
определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по
команде можно только тем, у кого в
руках такой же ли сток, какой показал
воспитатель.
Ход игры

воспитатель показывает детям какой-
. Во время прогулки

либо лист и предлагает найти такой
же.
Отобранные листья сравнивают по
форме, отмечают, чем они похожи и
чем отличаются. Воспитатель оставля-
ет каждому по листу с разных
деревьев (клен, дуб, ясень и др.).
Затем педагог поднимает, напри мер,
кленовый листок и говорит: «Подул
ветер. Полетели вот такие листочки.
Покажите, как они по летели». Дети, в
руках у которых листья клена,
кружатся, а по команде воспитателя
останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Экологическая игра «Найди в
букете такой же листок»
Дидактическая задача. Найти
предмет по сходству.
Игровое действие. По иск похожего
предмета.
Правило. Листок подни мать после
того, как назовет и покажет его
воспитатель.

Оборудование. Подо брать
одинаковые букеты из 3-4 разных
листьев. Игра прово дится на
прогулке.
Ход игры.

Воспитатель раздает
детям букеты, та кой же оставляет
себе. Затем показывает им какой-
нибудь
лист, например кленовый, и
предлагает: «Раз, два, три - такой
лист покажи!» Дети поднимают руку с
кле
новым листом.
Игру повторяют несколько раз с
остальными листика ми букета.
Экологическая игра «Такой
листок, лети ко мне!»
Дидактическая задача. Найти
предметы по сходству. Игровое
действие. Подбежать к воспитателю
по его сигналу. Правило.Бежать к
воспитателю можно только по сигналу
и только с таким же, как у педагога,
листком в руке. Оборудование.

Подобрать резко отличающиеся по
форме листья клена, дуба, рябины
(или других, рас- пространенных в
данной местности деревьев).
Ход игры. Воспитатель поднимает,
например, лист рябины и говорит: «У
кого такой же листок - ко мне!» Дети
рассматривают полученные от
воспитателя листики, у кого в руках
такие же, бегут к воспитателю. Если
ребенок ошибся, воспитатель дает ему
свой лист для сравнения.
Экологическая игра «Найди
листок»
Дидактическая задача. Найти часть
по целому.
Игровые действия. Поиски
предмета.
Правило. Искать лист на земле можно
после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей
внимательно рассмотреть листья на
невысоком дереве. «А теперь по
пробуйте найти такие же на земле,-

говорит педагог.- Раз, два, три -
ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к воспитателю.
Экологическая игра «Найди, о чем
расскажу»
Дидактическая задача. Найти
предметы по перечисленным
признакам.
Игровое действие. Поиск предмета
по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву
можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на
воздухе. Воспитатель описывает
дерево (величину и окраску ствола,
форму
листьев), называет и описывает
семена и плоды. Затем он просит
детей угадать, что это за дерево. Тот,
кто
узнал, должен подбежать после слов
воспитателя: «Раз, два, три - беги!»

Экологическая игра «Найди свой
дом»
Дидактическая задача. Найти
целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика»
по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику»
можно только по сигналу. Лист в руке
и листья на дереве должны быть
одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям
раздают листья разных деревьев. Все
дети - «зайчики». Чтобы зайчата не
потерялись, «мама-зайчиха» дает им
листья от веток, из которых сделан их
дом. Все прыгают, бегают по поля не,
а по сигналу. «Все домой, волк
близко!» - бегут к себе в домик - под
определенное дерево. Игру можно
продолжить, если дети будут
меняться листьями - «переезжать в
новый дом». С детьми среднего
возраста подобным образом можно
провести игру с плодами и семенами
деревьев.

Экологическая игра «Кто
быстрее найдет березу, ель, дуб»
Дидактическая задача. Найти
дерево по на званию.
Игровое действие. Бег к названному
дереву (соревнование «Кто быстрее
найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному
дереву можно толь ко по команде
«Беги!».
Ход игры. Воспитатель называет
хорошо знакомое детям дерево,
имеющее яркие отличительные
признаки, и
просит найти его, например: «Кто
быстрее найдет березу? Раз, два, три
- к березе беги!» Дети должны найти
дерево и подбежать к любой березе,
растущей на участке, где проводится
игра.