Казанский собор. Собор иконы казанской божией матери Феодосия собор иконы казанской божьей матери

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

собор

Казанской Божией Матери


Колокольня над Казанским собором (Феодосия)
Страна Россия
Местоположение Феодосия, Соборная улица, 52
Конфессия УПЦ
Епархия Феодосийская и Керченская епархия
Координаты : 45°02′18″ с. ш. 35°22′41″ в. д.  /  45.0384111° с. ш. 35.3782833° в. д.  / 45.0384111; 35.3782833 (G) (Я)

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) - православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия (Соборная улица, 52), кафедральный собор Украинской православной церкви (Московского патриархата) .

История собора

Строительство собора

Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря , и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря . 24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек».

Рядом с дачей жители города выделили в 1892 году участок земли, где должны были построить храм в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. Церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

Современное состояние

В 2004 году по инициативе игумении Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию .

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии , Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Архитектура собора

Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон. Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии , Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери .

Напишите отзыв о статье "Казанский собор (Феодосия)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Земля Крым

Отрывок, характеризующий Казанский собор (Феодосия)

Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа.
– Который? Который? – плачущим голосом спрашивал вокруг себя Петя, но никто не отвечал ему; все были слишком увлечены, и Петя, выбрав одного из этих четырех лиц, которого он из за слез, выступивших ему от радости на глаза, не мог ясно разглядеть, сосредоточил на него весь свой восторг, хотя это был не государь, закричал «ура!неистовым голосом и решил, что завтра же, чего бы это ему ни стоило, он будет военным.
Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.

Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери - главный православный храм городе Феодосия (Крым). Памятник архитектуры русско-византийского стиля начала XX в.

В 1887 г. староста Казанского собора в Санкт-Петербурге передал в ведение Свято-Троицкого Параскевиевского монастыря (находится рядом с селом Тополевка Белогорского района Крыма) свою дачу, находящуюся в Феодосии. На этой территории решено было построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Но средств для возведения церкви не было. Поэтому сюда была перенесена деревянная церковь из феодосийского имения Кастрополь. Освящен храм был во имя великомученика и целителя Пантелеимона.

С 1890 г. стало традицией совершать ежегодный крестный ход с иконой Казанской Богоматери из Свято-Параскевиевского монастыря в храм.

В 1907 г. деревянный храм был демонтирован, а на его месте к 1911 г. построена современная каменная церковь. Автор проекта - феодосийский архитектор Г. Л. Кейль. Архитектурный стиль - русско-византийский.

В 1919 г. монастырь со всеми его подворьями был разграблен. Было утрачено множество святыней. В начале ВОВ Казанский храм использовался как концлагерь для советских военнопленных. Позже был действующим храмом для румынских военных, оккупировавших город. После освобождения в 1944 г. Феодосии советскими войсками, вновь стал действующим православным храмом, и более не закрывался.

С 2012 г. - кафедральный собор вновь образованной Феодосийско-Керченской епархии.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) - православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия (Соборная улица, 52), кафедральный собор Феодосийско-Керченской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).

История собора

Строительство собора

Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря, и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря. 24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек». Рядом с дачей жители города выделили в 1892 году участок земли, где должны были построить храм в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. Церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона. 26 июля 1890 года из Топловской обители в Феодосию был проведён крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, что впоследствии стало ежегодной традицией. Традиция осуществления крестных ходов была утрачена в советский период. В 1907 году деревянная церковь Топловской обители была разобрана, а вместо неё было начато строительство каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство велось по проекту архитектора Г. Л. Кейля из Феодосии, собор выдержан в традициях русско-византийского стиля. Собор был освящён в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

Собор в годы советской власти

После начала Гражданской войны весь Топловский монастырь с подворьем, храмами и прочими строениями оказался разграблен в 1919 году, а многие его святыни оказались утрачены. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба. На протяжении 1950-1960-х гг. по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиереи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.

Собор иконы Казанской Божией Матери  - православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия. Он не обременен множеством архитектурных элементов, храм кажется легким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, купол, напоминающий шлем русского богатыря, световой барабан с десятью арочными окнами. Над входом - три соединенные между собой арки, в двух боковых - устроены окна, а в средней части - храмовая икона.

История

История Казанского собора тесно связана с Топловским монастырем . Граф Николай Федорович Гейден пожертвовал обители свою дачу «Кафа» в Феодосии, чтобы здесь устроили подворье монастыря. Жители города в 1892 году выделили участок земли в 689 квадратных саженей рядом с дачей для возведения храма в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Но средств на строительство храма не было, поэтому баронесса Мария Петровна Фредерике, фрейлина Императрицы, и Марфа Степановна Сабинина подарили переносную церковь, которая находилась ранее в имении Кастрополь на Южном берегу Крыма . 22 октября ее освятил архиепископ Мартиниан во имя великомученика и целителя Пантелеймона .

В 1890 году благодетель Топловского Свято-Параскевиевского монастыря граф Н. Ф. Гейден передал в дар икону Казанской Божией Матери .

С Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Петербурге, в Казанском соборе, были сделаны списки. Один из таких списков передавался по наследству в семье графа Н. Ф. Гейдена. В честь чудесного избавления царской семьи при крушении поезда в Борках граф пожертвовал семейную реликвию Топловскому Параскевиевскому монастырю. Икону, украшенную серебром и золотом, жемчугом и драгоценными камнями, торжественно доставили в Крым . Жители Феодосии обратились в Святейший Синод с просьбой приносить икону крестным ходом и оставлять в городе с 17 октября по 22 октября. Разрешение было получено, и каждый год икону Божией Матери крестным ходом несли из обители в Феодосию. 16 октября она прибывала на монастырское подворье, а на следующий день ее торжественно переносили в Александро-Невский собор. Там процессию встречали священники с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Это был праздничный день для всех жителей Феодосии, даже татары почитали Богоматерь и просили у нее здоровья. 22 октября так же торжественно икона возвращалась в монастырь.

На рубеже столетий, в 1907 году, на феодосийском подворье Топловского монастыря вместо деревянной церкви построили каменный собор, который освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. В лихие революционные годы храм был разграблен и долгое время пустовал. Богослужения в Казанском соборе возобновились в 1943 году и с тех пор не прекращались. В пятидесятые годы храм обновили при активном участии архиепископа Симферопольского и Крымского святителя