Об акции говори правильно. Волонтёрская акция «Говорим правильно! Сценка «Ненужные словечки, или

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Д.С. Лихачев

В начале декабря в колледже стартовала акция « Говори правильно!», организаторами которой стали группы Ф-15 и СЗЭС-15 под руководством преподавателя Н.Н. Тарасовой. Основная цель акции - повышение культуры речи студентов. Данное мероприятие было приурочено к неделе русского языка и литературы.

Ранее, весной, Натальей Николаевной было проведено анкетирование среди студентов и преподавателей колледжа, целью которого являлось исследование состояния норм ударения в речи и определение отношения к поставленной проблеме. По результатам данной работы выяснилось, что почти все респонденты хотели бы научиться говорить без ошибок. И порадовал тот факт, что все учащиеся признали необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни. Поэтому акция «Говори правильно!» актуальна и является одним из путей решения проблемы нарушения норм в устной речи. Также умение правильно говорить, соблюдая нормы русского языка - является одним из показателей общей культуры человека.

В течение недели, для поддержания правильности речи, организаторами акции были размещены по колледжу листовки с перечнем слов, в которых часто делаются ошибки в акцентологических и морфологических нормах. К созданию листовок студенты отнеслись очень серьезно, подключив творчество и креативность. Даже в столовой, за обедом, не обошлось без листовок с правилами устной речи.








Следующим этапом было проведение занятий в группах Ф-15 и СЗЭС-15 под названием «Словесная перестрелка». На занятиях присутствовали преподаватели: Тутаева З.Ш., Кагарманова В.А., Кагарманова Г.Х., Сулейманов Ф.Ф., Кильмухаметова Э.Ф.. Гости получили большое удовольствие от занятий, а студенты сумели проявить эрудицию в русском языке и пополнили свои знания.


Заключительным этапом были проведены классные часы в форме семинара-практикума в группах БД-14 и БД-15 на тему «Устная речь и её особенности». С помощью презентационного материала были рассмотрены трудные случаи акцентологических и морфологических норм. Будущих специалистов-бухгалтеров заинтересовал данная тема, и они проявили свою активность в практической части. Ведь правильная устная речь является необходимым навыком современного специалиста в любой области.

Наталья Николаевна и студенты СМПК призывают всех ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО: «Мы уверены, что, благодаря этой акции, кто-то обогатит, а кто-то освежит свои знания в великом и могучем русском языке!»

Регистрационный номер:

Дата подачи:

Заполняется членом рабочей группы Конкурса при регистрации заявки

ЗАЯВКА

на участие в Конкурсе социально значимых

проектов Гражданского форума

«Забайкальцы – Забайкалью» 2010

Полное название организации:

Научное общество учащихся «Мысль» Муниципального общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением немецкого языка»

Название проекта:

«Давайте говорить по - русски правильно!» (Экология общения в городе)


Аннотация (краткое описание) проекта – не более ½ страницы:

Проект предполагает широкую пропаганду среди детей и взрослых необходимости владения культурой речевого общения. С этой целью будут проведены различные акции, классные часы, конкурсы и другие коллективные творческие дела, которые помогут привлечь внимание к решаемой проблеме. В результате свойственная подросткам инициативность и активность приобретет социально позитивный характер, а жители Забайкальского края приобретут опыт культурного общения.

Поэтому для реализации проекта будет создана инициативная группа из числа волонтеров, заинтересованная в его осуществлении. Предполагается заручиться поддержкой средств массовой информации: детская газета «Елка» и Читинское телевидение.

Акция «Давайте говорить по-русски правильно» будет обращена к жителям города и гостям Забайкальской столицы: из листовок, размещенных в троллейбусах, маршрутных такси, междугородных автобусах, они узнают о правильном произношении и грамматическом строе нашей речи.

Акция, подобного рода проводилась в городе Новосибирске, была замечена нашими учителями, которые на себе ощутили ее влияние.

Сроки выполнения проекта:

Сентябрь 2010 года – сентябрь 2011 года


Территория реализации проекта (указать город, округ, район):

Забайкальский край

Руководитель проекта:

Светлана Васильевна Буянова, заместитель директора СОШ №38 по научно-методической работе

Телефон руководителя, телефон моб.:

41-62-23.

89144686509

Факс:

Электронная почта:

bsw5@mail.ru

Руководитель организации:

Тамара Гаврииловна Винокурова, директор школы №38


Телефон:

41-49-47

Факс:

Электронная почта:

bagulnik71@mail.ru

Интернет-страница: http://www.proshkolu.ru/org/chita-38/folder/

Продолжительность

проекта (месяцев) :

Дата

начала:

Дата

окончания:

12 месяцев

Сентябрь 2010 года

Сентябрь 2011 года

Директор СОШ №38 ____________________________ Т.Г. Винокурова

Руководитель проекта ____________________________С.В. Буянова

Ф.И.О. регистрирующего лица _______________________________________________

Информационная карта проекта

Цели и задачи проекта:

Цели проекта:

    привлечение внимания школьников и общественности к необходимости повышения культуры речевого общения в городе Чите и забайкальском крае;

    включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из социальных проблем.

Задачи проекта:

    пропагандировать нравственную ценность культуры речи среди учащихся и населения Забайкальского края;

    повысить уровень культуры речи населения города и края через рекламирование грамматических норм языка,

    создать условия для совместного участия взрослых и подростков в общественно-значимой деятельности с целью формирования активной жизненной позиции современного школьника.

Постановка проблемы /обоснование значимости проекта:

Девиз проекта « Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее, культуру и науку,

человека и нацию!»

Проблема экологии общения (меры, предпринимаемые для повышения культуры общения) нас заинтересовала из-за ощутимого снижения культурного уровня общения учащихся и граждан нашего города. Сегодня, когда пренебрежение к нормам языка и засорение речи стилистически сниженной лексикой становится опасной тенденцией, задача сохранения чистоты русской речи и постижение языка как ценности приобретает особое значение. Учителя русского языка нашей школы убеждены в том, что объединив усилия педагогов школ, общественности, средств массовой информации, можно изменить отношение школьников и горожан к языковой ситуации в городе и крае.

Анализ результатов анкетирования учащихся старших классов показал, что большинство из них понимают необходимость борьбы за чистоту языка, но допускают значительное количество ошибок в своей речи. То же можно сказать о взрослых. Проверка знаний орфоэпических норм среди учащихся показала, что только 20% школьников могут безошибочно использовать слова повседневного лексикона: газопровод, досуг, дремота, щавель, ломоть, мусоропровод, обеспечение, простыня, свекла, тефтели, туфля, ходатайство, христианин, танцовщица, валовой, единовременный, занятый, зубчатый, сливовый, торты, звонит, красивее, средства, договор.

Значительное число учащихся считают, что с этим явлением необходимо бороться и сами готовы способствовать улучшению ситуации. Беседы с учителями русского языка других школ города подтвердили наши предположения о том, что ситуация в их школах и в социуме приблизительно одинаковая: орфоэпические, грамматические лексические ошибки сопровождают речь взрослых и детей. Досадно, что нельзя назвать культурной речь некоторой части педагогов и руководителей разного уровня.

В связи с этим возникает противоречие между насущной потребностью общества в культурной, в языковом отношении, личности и недостаточным вниманием к проблеме экологии языка со стороны школы, общественности, руководителей города и средств массовой информации.

Данное противоречие определили проблему, которая заключается в поиске путей сохранения чистоты русского языка.

Описание деятельности по проекту /механизмы его реализации/:

Проект предполагает широкую пропаганду среди детей и взрослых необходимости владения культурой речевого общения. С этой целью будут проведены различные акции, классные часы, конкурсы и другие коллективные творческие дела, которые помогут привлечь внимание к решаемой проблеме. В результате свойственная подросткам инициативность и активность приобретет социально позитивный характер.

Для реализации проекта будет создана инициативная группа из числа членов школьного Научного общества, заинтересованная в его осуществлении. Предполагается заручиться поддержкой средств массовой информации: детская газета «Елка» и Читинское телевидение. Участники проекта хотят предложить редакциям теле- и радиовещания создать цикл «пятиминуток», посвященных культуре устной и письменной речи.

Грант в размере 20 тысяч необходим для проведения Акции «Давайте говорить по-русски правильно», которая будет обращена к жителям города и гостям Забайкальской столицы: из листовок, размещенных в троллейбусах, маршрутных такси, междугородних автобусах, они узнают о правильном произношении и грамматическом строе нашей речи (Чтобы напечатать листовки, нужен цветной лазерный принтер, канцелярские принадлежности, деньги понадобятся также для премирования участников конкурсов.

Важным направлением в успешной реализации проекта будет его широкое рекламирование: листовки, выступление с идеями проекта на семинарах и конференциях учителей, на радио, статьи в газете, размещение материалов проекта и освещение его результатов на сайте школы.

Пользователи проекта, количество благополучателей (в цифрах):

  • Благополучателей не менее 90 тыс. жителей города и гостей Забайкальского края (50 тыс. - троллейбусные перевозки, 25 тыс.- маршрутное такси, 15 тыс. - междугородние автобусы).
  • Школьники СОШ №38 – не менее 500 чел.
  • Родители - не менее 500 чел.

Подсчеты произведены приблизительно за месяц, в течение которого будет проходить

акция «Давайте говорить по-русски правильно»

Календарный план реализации проекта:

Планируемые действия по реализации проекта

Сроки

Ответств.

Опрос жителей города на тему «Правильно ли мы говорим по-русски»

октябрь

Е.В. Топорова, учитель русск. языка

Тестирование школьников для определения уровня языковой культуры

Октябрь

А.З. Золотухина, учитель русск. языка

Творческий проект «Культура речи и письма»

(серия конкурсов)

Октябрь

Е.В. Топорова, учит. русск. языка

Разработка плана мероприятий, направленных на повышение языковой культуры в школе и социуме

Октябрь

С.В.Буянова, учитель русск. языка

Размещение на сайте школы тем для исследования по экологии языка

Ноябрь

С.В. Буянова, учит. русск. языка

Разработка серии классных часов по культуре речи.

Ноябрь

МО русского языка

Подготовка лекторской группы старшеклассников на тему «Давайте говорить по-русски правильно»

Ноябрь-декабрь

Учителя русского языка

День интервью «Что означает понятие «культура речи»

Декабрь

Члены Малой академии наук

Круглый стол «Содержание понятия «культура речи современного человека».

Декабрь

Л.А. Яковлева, зам. директора по УВР

Обсудить и принять большинством педагогов и школьников правила, регулирующие культуру речи и письма

Январь

А.З. Золотухина, учитель русского языка

Конкурс на лучший плакат по экологии общения в городе с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний известных людей о родном языке и др.

Март

Т.В. Гурбатова, учитель ИЗО

Коммунарские сборы «Язык мой – друг мой»

(Включая конкурс «Самый культурный житель страны Языкознание»

Март

Е.В. Трухина, координатор дет. движения

13.

Акция на территории Забайкальского края «Давайте говорить по-русски правильно»

Апрель

С.В. Буянова, руководитель МО русского языка

Выступление с докладами по культуре речи на научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Апрель

Учителя русского языка

Выступление на радио и телевидении с обращением к жителям города об ответственности за культуру собственной речи.

Май

Учащиеся

Выступление на августовской конференции педагогов с обобщением результатов проекта

Август

С.В. Буянова

Ожидаемые количественные и качественные результаты:
Количественные результаты:
* Будет проведено 3 конкурса на владение школьниками культурой устной и письменной речи
* Опрошено не менее 500 жителей города: что понимается под культурой речи, нужна ли она всем.
* В проекте будет задействовано не менее 150 школьников(участники конкурсов, исполнители проекта), 10 педагогов (сопровождение проекта).
* Благополучателей не менее 50 тыс. (троллейбусные перевозки), 25 тыс. (маршрутное такси), 15 тыс. (междугородние автобусы)
Распространено не менее 1000 листовок.
Качественные результаты:
  • Будет привлечено внимание средств массовой информации и общественности Забайкальского края к проблемам экологии языка.

    Жители города получат опыт культуры речевого общения.

    Участие школьников в проекте поможет творчески реализовать себя. Старшеклассники смогут ощутить реальный вклад в изменение языковой ситуации в местном сообществе.

Соисполнители по проекту и их участие:

Школьники, члены научного общества учащихся – не менее 40 человек (инициаторы акций, распространение листовок, написание заметок в газету «Елка», проведение классных часов в школе, участие в опросе жителей города)

Учащиеся СОШ №38 – не менее 100 человек (участие в конкурсах, других мероприятиях в рамках проекта)

Педагоги – не менее 10 человек (организаторы конкурсов, акций, осуществление педагогической поддержки проекта)

Редакция газеты «Елка» (печать заметок школьников по культуре речи)

Редакция Читинского телевидения

Начальник троллейбусного депо (разрешение на расклеивание листовок)

Начальник управления маршрутными такси (разрешение на расклеивание листовок)

Грантовая история организации:

Принимали ли Вы участие в Конкурсе социально-значимых проектов (программ)? Если да, укажите год реализации и название проекта (программы).

Получали ли Вы гранты других фондов в течение последних 3-х лет? Если да, укажите название грантодающей организации, наименование проекта (программы).

Нет

Собственные ресурсы для реализации проекта:

Компьютер (1) – 25 тыс.

Добровольный труд 40 школьников-20 тыс. (оплата в месяц по 1 тыс. руб. на одного ребенка по нормативам службы занятости)

Родительские вложения: бумага, канцелярские принадлежности

Финансовая заявка

п/п

Статья расходов

Объем финансирования

Собственные ресурсы

Запрашива-

емая сумма

Итого

Компьютеры (1)

25 000

25 000 руб.

Добровольный труд школьников

20 000

20 000 руб.

3.

Цветной лазерный принтер

9000 руб.

9 000 руб.

4.

Заправка катриджей (4)

4000 руб. (4 шт. по

1 000)

4 000 руб.

5.

Призы детям за участие в конкрсах

3500 руб.

3 500 руб.

7

Приобретение грамот, благодарственных писем, сертификатов участия

2500 руб.

2 500 руб.

Бумага (5 пачек)

1000

1 000 руб.

45 000 руб.

Итого

20 000 руб.

Итого 65 000 руб.

Директор школы №38 ___________________________Т.Г. Винокурова

Руководитель проекта ___________________________С.В. Буянова

Место проведения:
г. Камышин, Волгоградская обл.
Участники: 1, 2, 3 классы, жители города.
Дата проведения: 4 декабря 2013 г.

4 декабря 2013 года в г. Камышине прошла акция «Говорим правильно!», организаторами которой стали учитель - логопед школы № 18 Матяж Валентиной Ивановной. Акция состоялась на площади у здания Городского театра. В течение часа учащиеся 1 - 3 классов встречали жителей города (прохожих) улыбками, а также информировали их о проводимой акции, которая нацелена на развитие уровня владения русским языком, обогащение знаний о родном языке. Не случайно Толстой А. Н. говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».



Всем участникам акции раздавались буклеты «Говорим правильно!» с перечнем слов, в которых правильно поставлено ударение, при произношении которых мы так часто делаем ошибки. Эпиграфом к буклету стали слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». Девиз акции: «Береги родной язык, изучай его, гордись им!».

1 001 идея интересного занятия с детьми

АКЦИЯ «БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА РОДНОМ РУССКОМ ПРАВИЛЬНО? ДА!»

Манохина Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 4 г. Рассказово Тамбовской области

Предмет (направленность): русский язык.

Участники акции: обучающиеся5 – 11 классов, члены кружка «Юный филолог», актёры Открытого любительского театра.

Место проведения: школа, Открытый любительский театр, школьная библиотека.

Длительность: один день.

Актуальность данной акции обусловлена тем, что она позволит обучающимся обратить внимание на звучащую речь, необходимость развития речевого слуха, который поможет им не только слушать, но слышать и правильно пон имать речь учителя, сверстника, взрослого, диктора, артиста, воспринимать и анализировать её фонетические особен­ности с позиций правильности-неправильности, чёткости-нечёт­кости, выразительности-невыразительности. Обучающиеся должны понять, что раз­витой речевой слух — непременное условие не только грамотного говорения и чтения, но и грамотного письма. С лышащий человек способен сомневаться , что, в свою очередь, предполагает поиск правильного ответа в словаре, на страницах учебника, у учителя, использование собственного языкового опыта. Проведение акции должно способствовать повышению интереса к урокам русского языка как школьному предмету, так как прикосновение к живому звучащему слову почти никогда и ни­кого не оставляет равнодушным.

Цель: формирование языкового вкуса, языкового чутья, негативного отношение к произносительным ошибкам, не­радивости и небрежности в пользовании устной и письменной русской речью.

Задачи:

обратить внимание обучающихся на современное состояние языковой культуры;

оказать помощь нуждающимся в лингвистической консультации;

развить желание выражать мысли в устной и письменной формах правильным литературным языком, потребность в речевом самосовершен­ствовании, языковом самообразовании;

создать оптимальные педагогические условия для пополнения знаний в области культуры речи.

Формирование УУД

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивные: умение организовывать свои дела (ставить цель, планировать, получать и оценивать результат).

Познавательные: умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

Коммуникативные: умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

Оборудование: словари, плакат (большого размера).

Предварительная работа:

подготовка членами кружка «Юный филолог» заданий для экспресс-анализа;

подготовка актёрами театра сценок;

организация работы консультационного пункта «У вас вопрос – у нас ответ»;

изготовление листовки-памятки «Говори правильно!».

Ход мероприятия

I . Экспресс-анализ , выявляющий степень сформированности умений и навыков произносительной культуры речи обучающихся.

Каждому участнику акции предлагается выполнить задание. Подсчитывается количество ошибок и правильных ответов.

5 – 6 классы

Задание. Какое произношение из двух приводимых вариантов является правильным? Где это возможно, объясните, почему возникает та или иная орфоэпическая ошибка.

«[Ч’т]о» — [шт]о, «коне[ч’н]о» — коне[шн]о, бере[к] — «бере[х]», [фанэ]тика» — «[фонэ]тика» — « [фон’э]тика» — «[фан’э]тика», «ску[ч’н]о» — ску[шн]о, «сне[к]» — «сне[х]», «[т’э]кст — «[тэ]кст», «начинае[ца]» — «начинае[тс]я».

7- 8 классы

Задание. Расставьте ударение в наречиях. Произнесите их вслух в соответствии с пометами. Измените место ударения в выделенных словах. Произнесите их в изменённом виде. Какие части речи у вас получились?

Донельзя, бегом, досуха, досыта, тотчас, кругом, остро, умно,завидно, наверх, затемно, засветло, надолго, задолго, набело, мельком.

9 – 11 классы

Задание. Подготовьтесь к чтению отрывка из стихотворения А. Прокофьева. Расставьте ударение, обозначьте произношение «трудных» слов. Какие слова можно произносить двояко?

Я поднял дерево,

Оно росло не стоя,

Лесок его, как в битве, потерял.

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

Оно, скажу, ползло в лесу заветном,

Что кронами встречает синеву,

Оно ползло,

Униженное ветром,

Им брошенное намертво в траву.

Для справок. Желательно обратить внимание на произношение следующих слов: п О днял, не ст О я, ун И женное, н А мертво. Существительное звездою может звучать как [з’в ‘]ездою и как [зв ’]ездою. Таким образом, слова звездою может звучать двояко.

II . Посещение Открытого любительского театра (просмотр сценок, подготовленных к акции актёрами-учениками).

Сценка «Ненужные словечки, или

Классный Днепр при клёвой погоде» (Лион Измайлов)

Действующие лица : культурный взрослый человек и современный школьник Ваня Сидоров.

— Здравствуй, Ваня.

— Здравствуйте.

— Hу, расскажи, Ваня, как дела?

— У, дела моща.

— Что-что?

— Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
— А что, там лошадь была?

— Какая лошадь?

— Hу, которая ржала. Или я не понял ничего.

— Hу, ничего вы не поняли?

— Hу-ка, давай всё сначала.

— Hу, давайте. Значит, один фитиль…

— Без свечки?

— А что же это за фитиль?

— Hу парень один, длинный, подкатил к шкету…

— Он на чём подкатил, на велосипеде?

— Да не, велосипед у шкета был.

— У какого шкета?

— Hу, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.

— С кем, с кем?

— Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Hу вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

— У него что, чесалось что-нибудь?

— Да нет, попилил он.

— Hу и как, распилил?

— Что распилил?

— Hу велик?

— Чем?
— Hу, этим самым, шнобелем?

— Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

— А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

— Да не было там никакой зимы, там училка была.

— Учительница, ты хочешь сказать.

— Hу да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Hо самая-то укатка, что велик гикнулся.
— Как гикнулся?

— А так, накрылся. Hа мелкие кусочки. Теперь поняли?

— Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.

— Как это не знаю!

— Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?

— Помнишь, у Гоголя. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина» и дальше «Редкая птица долетит до середины Днепра».

— А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит». Hу как, нравится?

— Hравится, — сказал он и побежал, выкрикивая: «Классный Днепр при клёвой погоде».

Сценка «На уроках русского языка»

Действующие лица : учитель и ученики класса

Учитель : Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин : Никакого.

Учитель : Почему же?

Ученик Синичкин : Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель : Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков : «Стол», «стул» и «носок» — мужского рода, а «чулок» — женского.

Учитель : Почему?

Ученик Петушков : Потому что чулки носят только женщины!

Учитель : Кто, ребята, может придумать предложение с однородными членами?

Ученица Тюлькина тянет руку .

Учитель : Пожалуйста, Тюлькина.

Ученица Тюлькина : В лесу не было ни деревьев, ни кустов, ни травы.

Учитель : Собакин, придумай предложение с числительным «три».

Ученик Собакин : Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.

Учитель : Рубашкин, выходи к доске, запишешь предложение.

Ученик Рубашкин выходит к доске .

Учитель диктует : Ребята ловили бабочек сачками .

Ученик Рубашкин пишет : Ребята ловили бабочек с очками .

Учитель : Рубашкин, ты почему такой невнимательный?

Ученик Рубашкин : А что?

Учитель : Где ты видел очкастых бабочек?

Учитель : Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит .

Учитель : Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков : Каковатый? Суховатый!

Учитель : Антонимы — это слова, противоположные по своему значению. Например, толстый — тонкий, плакать — смеяться, день — ночь. Петушков, приведи ты теперь свой пример.

Ученик Петушков : Кошка — собака.

Учитель : Причём тут «кошка — собака»?

Ученик Петушков : Ну как же? Они противоположные и часто дерутся между собой.

Сценка «Наши падежи» (по Л . К аминскому)

Действующие лица : учитель и ученик Петров

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель (диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик : Да!

Учитель: Начинай!

Ученик : “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” — это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!

Вот и всё!

Учитель : Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик : Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — “пятёрку”?

Ученик : В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик : Ну, я же её сам предложил!

III . Работа консультационного пункта «У вас вопрос – у нас ответ».

Консультационный пункт находится в школьной библиотеке. На вопросы детей отвечают наиболее подготовленные обучающиеся, владеющие нормами современного русского литературного произношения и ударения, образцами русской речи. В их распоряжении находится учебная, справочная и методическая литература, компьютер с выходом в Интернет.

IV . Распространение листовки-памятки «Говори правиль­но!»

Памятка «Говори правильно!»

    Следи не только за тем, что сказать и написать, но и как сказать и написать.

    Говоря вслух, слушай себя как бы со стороны, это по­могает избавиться от произносительных ошибок.

    Если сомневаешься в правильности произношения или написания того или иного слова, посмотри в словарь или спроси у учителя русского языка и литературы, других учителей; если нет возможности узнать в данный момент, как произносится или пишется слово, то постарайся не писать его или исключить из речи, заменив синонимом, пока не узнаешь, как надо произносить или писать это слово.

    Чтобы не ошибиться в дальнейшем, почаще пиши и произноси «трудные» слова вслух правильно.

    Вежливо исправляй своих товарищей по классу, школе, если заметишь ошибки в их речи; с благодарностью восприни­май, если обоснованно исправят тебя.

    Учись говорить выразительно и правильно у дикторов те­левидения и радио, актеров, чтецов.

    Помни, что говорить и писать с ошибками так же неприемлемо, как и не­правильно писать.

V . Подведение итогов акции. Рефлексия.

Коллективное оформление стены «Буду говорить на родном русском правильно, потому,…»

На специально подготовленной стене каждый ученик имеет возможность продолжить фразу «Буду говорить на родном русском правильно, потому…». Фамилия и имя написавшего слова (афоризм, эссе, стихотворение) обязательны.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Л . И змайлов. «Ненужные словечки, или Классный Днепр при клёвой погоде».

http://www.zanimatika.5narod.ru/Narabotki7_1_1.htm#Сценка10

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1989. – 144 с.

Образовательная система «Школа 2100».

Сценка «На уроках русского языка»

Транскрипт

1 Проект «Давайте говорить правильно» Авторы проекта: ученики 5 Б класса МАОУ Гимназия 2 Руководитель проекта: Бродецкая Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы Контактный телефон: Тема проекта: «Давайте говорить правильно» Цель: повысить уровень акцентологической грамотности учащихся гимназии 2, их родителей. Задачи: - изучить литературу, посвященную специфике русского ударения, акцентологическим нормам русского языка - провести социолингвистическое исследование с целью определения наиболее частотных акцентологических ошибок в словах повседневного обихода в речи учащихся 5 классов гимназии, их родителей; провести повторное социолингвистическое исследование и сравнить результаты - разработать в группах способы решения проблемы по устранению и предупреждению акцентологических ошибок в словах повседневного обихода среди учащихся гимназии, в т.ч. среди учащихся 5 классов: - провести акцию «Давайте говорить правильно»: создать листовки, плакаты со словами повседневного обихода, для того чтобы визуально привлечь внимание к соблюдению акцентологических норм - создать веб-сайт «Говорите правильно» с возможность тестирования с целью определения уровня знаний учащихся, их родителей - создать «Запоминалки» для облегчения запоминания постановки ударения в словах повседневного обихода -создать буклет «Давайте говорить правильно» с целью расширения списка слов с правильным ударением для учащихся 5 классов и всех желающих правильно говорить гимназистов, их родителей 1

2 Проблема, на решение которой направлен проект. Нарушение акцентологических норм литературного языка одна из самых больших проблем разговорной речи людей разных возрастов. Владение акцентологическими нормами русского языка, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость, как показатель уровня культуры, образованности современного человека. У учеников 5 классов часто возникают трудности в правильной постановке ударения в словах повседневного обихода. В настоящее время на развитие речи учеников 5 классов влияет не только окружающая среда, но и не соответствующая нормам речь, воспринимаемая в транспорте, во дворе, дома, в школе (т.е. в повседневном обиходе). Мы отметили, что часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи взрослых в семье быстро закрепляются и входят в словарный запас детей. Сложность заключается и в разноместности, подвижности русского ударения. Так как в постановке ударения в русском языке нет правил, ударение трудно запомнить. В учебнике русского языка 5 класса под редакцией М.М.Разумовской, по которому мы занимаемся, имеется словарь с небольшим количеством слов с правильным ударением, но в активном запасе пятиклассников значительно больше слов повседневного обихода (например, облегчит, включит, краны, опломбировать, приняла, шарфы и др.). Мы редко задумываемся над правильным ударением, а ведь незнание акцентологических норм свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека, поэтому ученики 5 Б класса решили привлечь внимание учащихся гимназии 2, их родителей к решению данной проблемы. Наш проект поможет ученикам 5 классов, учащимся гимназии 2, в том числе при подготовке к экзаменам учащимся 9, 11 классов, их родителям усвоить правильное ударение в словах повседневного обихода, повысить акцентологическую грамотность. 2

3 Практическая деятельность по реализации проекта Этапы работы над проектом 1. Январь 2015г. Изучение литературы по данной проблеме. Наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, учащихся 5 классов, взрослых, в семье. Выявление слов повседневного обихода с ошибками в постановке ударения. Составление карточек со словами для тест-опроса. Социолингвистическое исследование (анкетирование, тест-опрос среди учащихся 5 классов гимназии, среди родителей). Обобщение исследований, составление диаграмм. Работа в группах по определению способов повышения акцентологической грамотности. Работа с источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). 2. Февраль 2015г. Самостоятельная работа групп по повышению акцентологического уровня учащихся 5 классов, их родителей: - проведение акции «Давайте говорить правильно», в ходе которой мы создавали листовки, плакаты повседневного обихода и вывешивали их в местах наибольшей проходимости в гимназии, чтобы их могли видеть и ученики, и родители (в фойе гимназии, в столовой, в кабинетах русского языка), чтобы визуально привлечь внимание к соблюдению акцентологических норм. Для более быстрого запоминания ударения мы разделили слова на тематические группы и создали сюжеты со словами («На кухне», «У стоматолога», «Собираемся в школу», «Ремонт») - создание веб-сайта «Говорите правильно» с возможностью тестирования с целью определения уровня знаний учащихся, их родителей - создание «Запоминалок» для облегчения запоминания постановки ударения в словах повседневного обихода -создание буклета «Давайте говорить правильно» с разделами: «Особенности русского ударения», «Акцентологический минимум пятиклассника», «Запоминалки» с картинками, «Основные орфоэпические словари» (электронные и бумажные) 3

4 3. Март 2015г. Оформление результатов работы групп в виде презентации. Презентация Буклета «Давайте говорить правильно среди учащихся гимназии, их родителей на родительских собраниях. Защита проекта. Ожидаемый результат. Благодаря нашему проекту учащиеся гимназии 2 научатся быстрее запоминать ударение в словах повседневного обихода, повысят уровень акцентологической грамотности. Повторное тестирование показало увеличение акцентологической грамотности в 5 классах на 10%, в 11 классах на 22%. Результат (продукт) проекта: Созданы учебные материалы: - сравнительно-сопоставительный анализ акцентологических знаний учащихся 5 и 11 классов гимназии 2; - анализ данных социологического опроса; - презентация «Особенности русского ударения»; - мини-словарик «Акцентологический минимум пятиклассника»; - создан сайт «Говорите правильно» с 10 тестами (в каждом по 10 вопросов): - создан «банк» тестов по орфоэпии в программе Pover Point (10 тестов) создан буклет «Давайте говорить правильно»; - создано 4 презентации «Запоминалок» (40 текстов «запоминалок», из них 15 авторские). Проведена акция «Давайте говорить правильно»: создано 5 листовок формата А3 и 10 плакатов с тематическими группами слов, составлены сюжеты из слов для быстрого запоминания Практическая значимость: материалы проекта можно использовать на уроках русского языка не только в 5 классах, но и при подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах; при проведении классных часов по культуре речи. 4

5 Список литературы 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. М., Введенская Л.Л. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: ИКЦ Март, Волина В.В. Учимся играя. М., Русский язык и культура речи, Краткий курс, Голованова Д., Михайлова Е., Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы. М., Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., Русский язык и культура речи, Краткий курс, Голованова Д., Михайлова Е., Трудности русского языка: Словарь-справочник/Под ред. Л.И. Рахмановой. 3-е изд. М.: МГУ, Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис- Пресс,


Знакомьтесь: Орфоэпический словарь Общий план темы 1. Наука орфоэпия 2. Орфоэпический словарь 3. Словарная статья орфоэпического словаря 4. История орфоэпического словаря 5. Известные орфоэпические словари

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» Кафедра русского языка Программа учебной дисциплины ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОРФОЭПИИ И АКЦЕНТОЛОГИИ Направление

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ для 9«А,Б» классов МАОУ СОШ 3, 1 часа в неделю (всего 17 часов) 2017-2018 учебный год Составитель: Назарова Ю.А. (Ф.И.О.) Учитель русского языка

1 Содержание 1. Пояснительная записка.3 2. Задания для самостоятельной работы.4 3. Критерии оценок 7 4. Список литературы 9 2 Пояснительная записка Самостоятельная работа студента предусматривается рабочей

1 ВВЕДЕНИЕ Тема данной бакалаврской работы «Изучение орфоэпии на уроках русского языка в старших классах». Актуальность работы. Вопросы орфоэпии являются достаточно важными для современного человека. Модель

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств» Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических наук ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.04 Специальное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия г.троицка» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры русского языка и литературы подпись руководителя кафедры Неделькина И.В. 21.08.2018г. СОГЛАСОВАНО

Возраст обучающихся: 12 лет Срок реализации программы: 4 мес. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа лингвистической направленности «Увлекательная орфоэпия» исследовательский проект

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Петраш И.А. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск Проведение словарной работы на уроках русского языка рассматривается в методике

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессионального образования (далее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа рассчитана на учащихся 0 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный

Говори правильно Ермаковой Дарьи ученицы 4«Б» класса школы 570 Преподаватель: Кириллова Н.С. Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа кружка «О письменной речи, правильной и хорошей» рассчитана на учащихся шестых классов и ориентирована на обучение работе с текстом, выполнению письменных

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку

Городской округ Ревда Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Еврогимназия» Школьное методическое объединение учителей гуманитарных дисциплин Рассмотрено на заседании методического объединения

1 Введение Тема выпускной квалификационной (бакалаврской) работы «Работа над орфоэпической нормой на уроках русского языка в 5 классе (на материале учебного комплекса под ред. Н.М. Шанского)». Данная тема

АННОТАЦИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 3.0.07 Техническое обслуживание

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) создана на основе федерального компонента государственного стандарта

Пояснительная записка Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного

Муни д г Альнов Б одквтнов общвобразоватвльнов учрвжшнив срвд я общвобразоватв ъная ко А ъ в городского окрута тольятти г о о г ьятги Р йихайлов г ооновании ре шения дополнитв ъг Ая образоватвльная трограмма

Проект- социологическое исследование Школа глазами взрослых и детей выполнила ученица 5а класса Собченко Полина руководитель учитель математики Таженова У.С. Актуальность Результатом школьного образовательного

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия города Троицка» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Русского языка и литературы Руководитель кафедры Камышинцева Е.А. СОГЛАСОВАНО руководитель

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЕТАЛЛУРГОВ» 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. АНГЛИЙСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам

1 Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. 273-ФЗ; федеральным базисным учебным планом и примерными учебными

Дидактические игры как один из компонентов развития речи Словарь - один из компонентов речевого развития ребёнка. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только нам, взрослым людям,

Отчёт по самообразованию Семухиной Ирины Викторовны, учителя начальных классов Тема самообразования: развитие логического мышления и навыка грамотного письма у детей с проблемами в здоровье через различные

Комитет образования Санкт-Петербурга Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 250 Кировского района Санкт-Петербурга Согласовано на педсовете Пр. «...»...

Департамент образования города Москвы ГОУ гимназия 1518 Утверждена на научно-методическом Совете Гимназии протокол 1 от 30.08.2013 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЗАГАДКИ

Пояснительная записка. Программа разработана на основе: 1Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМЫ для обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования подготовки магистров 45.04.01 Филология

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Долгова Марина Семеновна учитель географии МБОУ «СОШ 74» г. Ульяновск, Ульяновская область СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Педагогика общеобразовательной школы ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Венгер Анастасия Давидовна учитель начальных классов МБОУ «Белькачинская ООШ» с. Белькачи, Республика Саха (Якутия) ОБУЧЕНИЕ ЯКУТСКОМУ

1 Рабочая программа. 11 класс. Русский язык. Пояснительная записка Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Русский язык (1 класс) Пояснительная записка Нормативная база разработки рабочей программы Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с: Федеральным

1 Общие сведения о маркетинговых исследованиях «Учащиеся 2018» (учащиеся 5 классов) 2018-2019 учебный год Цель исследования: выявление интересов, потребностей учащихся 5-классов и их родителей (законных

В) в рамках программ: ОБЖ. 8-11 класс, «Окружающий мир», 1-4 класс: тематическое планирование занятий по правилам дорожного движения в 1-11 классах. 2.2. Обеспеченность учащихся учебниками и рабочими тетрадями:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 6 «30» мая 2018г. «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

Среднее профессиональное образование Основная профессиональная образовательная программа программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 9.0.0Социальная работа код, наименование на 05

Министерство здравоохранения Иркутской области Областное государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение «Иркутский базовый медицинский колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

Рабочая программа по предмету «Китайский язык», класс 5. I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета знать/понимать - знаки буквенного китайского алфавита, звуки китайского языка; -