Общественное сознание типы уровни формы. Формы общественного сознания

Сознание - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание конкретного общества (массовое сознание), и идеальную модель общественного сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п.

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.

Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.

Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов (лиц), разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.

Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных (Маркс). Религия - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом.

Наука - специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства производства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

Уровни общественного сознания по Егорову

А) Теоретический уровень

1.Научное мышление

/ Отражает природное и социальное бытие.

2.Идеология

/ Механизм поведения человека в обществе.

В) Эмпирический уровень

1.Массовое сознание

/ Реакция на действия государства.

2.Обыденное сознание

3.Общая психология

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

- политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

- правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

- нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

- эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

действительности. Ключевая ценность – красота;

- религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

Мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

Эмоциональный, то есть религиозные чувства;

Нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

- святое.

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

До сих пор в философии доминирует общее абстрактное определение сознания. Сознания вообще не бывает, оно всегда кому-то принадлежит, не может быть без субъекта. В нашем сознании есть какие-то формы, которые нам не принадлежат. В отличии от психики, сознание имеет выход за пределы данного индивида. Этот выход – не уход от себя, а способ осознания самого себя. Сознание позволяет выйти к другим культурам, мышлениям и пр. границы сознания лежат не в плоскости физиологии, а в плоскости, скорее, социальной. Социальная граница сознания может превратиться в психологическую структуру. Важно ставить вопрос: чье сознание кто создает? Единого ответа на этот вопрос нет. В разных типах общества можно получить разные ответы.

Гносеологическая и онтологическая трактовка сознания. Для классического понимания сознания (от Аристотеля до Гегеля): сознание всегда связано с познанием; сознание как отражение мира. Возникает проблема, как человек познает мир? Сознание существует, чтобы правильно отобразить объект. Для развития сознания нужно развивать познавательную деятельность. Уровень развития сознания зависит от уровня образования.

В конце 19 века гносеологическое понимание сознания разрушается. Философия вообще оказалась под ударом. Появляется тяга к вещам. Вещи дают власть над остальными людьми. Научное знание- средство конкуренции, кооперации, власти. Главный вопрос сознания – вопрос борьбы людей, кооперации, связи с другими людьми. Сознание переходит в область бытия людей, в форму взаимодействия между людьми. Вопрос о сознании становится онтологическим, то есть вопросом СФ.

Сознание всегда субъективно; всегда входит в состав определенных структур, по-разному распределено между разными субъектами.

Сознание общества возникает надиндивидуально, в процессе взаимодействия людей. Есть представления, которые существуют независимо от сознания отдельного человека, но содержатся в нем. То есть в нашем сознании есть формы, которые нам не принадлежат (язык, правила, законы, стереотипы, нормы, мораль) – коллективные представления, которые не изобретаются каждым человеком в отдельности.

Разные индивиды могут образовывать разные группы, вопрос в том, какие же идеи эти группы вносят в общественное сознание.

Вывод: сознание всегда субъективно, оно включено во взаимодействие различных социальных субъектов, групп. В сознании общества идет борьба за коллективные представления. Фуко: сознание – поле борьбы за власть, то так сознание подчиняет разум, волю человека. Сознание оказывается продуктом определенной деятельности, производства. Сознание – продукт человеческой деятельности, некий инструмент коммуникации, связывающий людей.



Проблемы типологии сознания: 2 модели – классическая и постклассическая.

Классическая: классическая философия и наука оперируют понятие абстрактного сознания (непонятно, кому оно принадлежит) и общества вообще. Выделяется несколько уровней сознания:

Низший уровень

Высший уровень

Научное сознание ближе к истине, чем обыденное. С точки зрения философа-классика сознание может рассматриваться как в плане отношения к истине, так и в плане отношения к ценности. Поэтому сознание делится на 2 плана: гносеологический и аксеологический (сознание – форма отношения между людьми). Обыденное и психологическое сознание аппелирует к непосредственному опыту человека, в то время как научное и идеологическое сознание системно, опосредованно.

Научное сознание с точки зрения классики ближе к реальности, более систематично, точно. Формы научной деятельности – эксперимент, теория. Обыденное сознание существует в качестве наблюдения, повседневного опыта, слухов, сплетней, не требует эксперимента. Психология выражается в стереотипах, привычках, нормах, правилах, потребностях, ценностях. Идеология отличается от всего вышеперечисленного тем, что лежит не в обыденном опыте, а создается специально людьми; носит всеобщий характер; часто маскируется под научную теорию со своими обоснованиями.

Неклассическая: На рубеже 19-20 веков классические представления о сознании начинают меняться. В конце 19 века рациональность, научность получает все больше критики. Причины: наступление массовой жизни, развитие индустриального общества. Жизнь идет под влиянием масс, а не идеологов. Происходит осознание того, что повседневная практика сознания играет огромную роль. Повседневная жизнь оказалась разнообразной и сложной. Наука не справляется с трактовкой обыденного сознания.



Происходит возвышение обыденного сознания, познания. В каком-то смысле исчезает научное познание (аргументация, логическое доказательство). Но опускание науки в повседневную область приводит к изучению наукой повседневности. Оказывается, что повседневность неоднородна, богата, ее нельзя трактовать абстрактно, общо. У каждой культуры своя повседневность, которая требует особого, конкретного подхода.

Оказалось, что повседневное сознание людей сложно структурировано, а не просто, как считалось в классике. Человек вырабатывает свои нормы, стандарты, представления и позиции. Миры повседневности воспроизводятся и конструируются самими людьми.

Классика предлагала еще один взгляд на общество: разделить все сознание на ряд форм по критерию разного отображения мира ими ввиду разного предмета изображения, разных средств отображения, функций. (Пр: искусство и наука- формы общественного сознания) .

В архаическом обществе классическая модель неприменима, так как не существовало форм общественного сознания, они еще не сформировались. Существовала мифологическая форма сознания, синкретичная.

В традиционном обществе появилась политическая форма сознания, религиозная, так как мифы не могли уже обслуживать все общество. Но научного сознания еще не было.

В индустриальном обществе религия больше не господствует. Начинается классическая схема + взаимопроникновение различных форм общественного сознания.

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
Рубрика (тематическая категория) История

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повсœедневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней (ʼʼбытовойʼʼ) стороны жизнедеятельности людей и не нацелœено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повсœедневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всœего об их эмоциональной жизни, определœенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе (ʼʼсоциально-психологическая атмосфераʼʼ), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определœенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всœегда связана с потребностями всœего общества, является выражением его целœей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всœегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, ʼʼоткрытогоʼʼ, ʼʼзакрытогоʼʼ и т.п. Она всœегда была, есть и будет. Ибо всœегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии (ʼʼдоидеологизацияʼʼ). Это связывается ими или с ʼʼприродной ложностьюʼʼ идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют из себяспособы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - ʼʼлокомотивʼʼ прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к ʼʼценности добраʼʼ и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. При этом общественное сознание и каждая из его форм имеют определœенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура общественного сознания, его основные уровни и формы" 2017, 2018.

Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания - обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень - теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию . Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания :

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время - политика и наука).

Важнейшие функции общественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации , но и средство познания и общения . С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­ми предметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный язык специально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном - те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка - его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение - это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака - это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.