Православная электронная библиотека.  Сергиевский храм г. Воскресенска Евагрий понтийский православная энциклопедия

11.02.2022 Утепление
Место рождения
  • Ibora [d] , Турция

Евагрий Понтийский (Эвагрий ; греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός ; (0346 ) -) - христианский богослов , византийский философ , монах .

Жизнеописание

Родился около 345 года в небольшом понтийском городке Ивора , расположенном на севере современной Турции.

Отец Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископа .

После внезапной кончины в 379 году Василия Великого Евагрий покинул Каппадокию и прибыл в Константинополь к епископу Григорию Богослову . Став архиепископом Константинопольским, святитель Григорий Богослов сделал Евагрия своим архидиаконом .

Евагрий стал верным помощником и учеником святителя. Об этом свидетельствует сам святитель Григорий Богослов в «Завещании», написанном 31 мая 381 года, где говорит: «Диакону Евагрию, понесшему вместе со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность пред Богом и людьми. Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы, я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь , два плаща и тридцать золотых монет».

Уклонился от многообещающей церковной карьеры ради монашества: с 383 года сперва в Нитрийской, затем в Келлийской пустыни в Египте . В Келлиях Евагрий оставался вплоть до своей кончины. Духовным отцом его стал преподобный Макарий Египетский , подвизавшийся ещё дальше в глубине пустыни, в Скиту, где Евагрий постоянно навещал его, ища духовного назидания.

Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий , автор известного «Лавсаика», и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра , позднее рукоположенный святителем Иоанном Златоустом в епископа Ефесского.

Проводя свою жизнь в трудах, молитве, и духовном окормлении паствы, Евагрий завершил свой земной путь в 399 году.

Видео по теме

Литературное наследие

Автор ряда трудов о монашеской жизни («Слово о духовном делании», «Зерцало иноков и инокинь»). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах .

На Евагрия Понтийского оказал влияние другой известный христианский мистик и богослов, Ориген . Однако нигде в своих сочинениях Евагрий на него не ссылается: Ориген не был для Евагрия церковным авторитетом, по своему значению сравнимым с каппадокийскими отцами и отцами-пустынниками.

Критика

Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе ( г.) был осуждён вместе с Оригеном как еретик .

Осуждение Евагрия было подтверждено Шестым Вселенским собором .

Евагрий и все его тексты преданы анафеме на Латеранском Соборе 649 года, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Евагрия:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.

Духовное состояние и аскетическая практика Евагрия критикуется преподобным Иоанном Лествичником :

Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы.

Библиография

Переводы:

  • Умозрительные главы аввы Евагрия Понтийского. Пер. и комм. А. И. Сидорова .
  • Творения аввы Евагрия : Аскетические и богословские трактаты. / Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. - М.: Мартис. 1994. - 362 с. 10000 экз.
  • Послание к Мелании. / Пер. с сир. Ю. Н. Аржанова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. - М.-СПб., 2009. - С. 477-497.

Исследования:

  • о. Иоанн Мейендорф . Введение в Святоотеческое богословие.
  • Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII в. - М., 1992.

Примечания

  1. SNAC

Евагрий Понтийский (346—399) — христианский богослов, ранневизантийский церковный писатель мистико-аскетического направления. Евагрий был сыном пресвитера в г. Ибор. Василий Великий сделал его чтецом, Григорий Назианзин рукоположил в диакона. Евагрий Понтийский выступал как проповедник в Константинополе, откуда ок. 385 года уехал в Иерусалим, затем — в Нитрийскую пустыню в Египте, где жил среди монахов и зарабатывал средства к жизни переписыванием книг.

Он был первым христианским монахом, который развил широкую литературную деятельность. Все произведения Евагрия касаются в основном проблем монашества и аскетизма; при этом он стремится дать аскетизму философское обоснование. Большое влияние на Евагрия Понтийского оказал Ориген, за близость к неортодоксальным идеям которого его осудил Пятый Вселенский Собор в 553 году. Из-за этого многие сочинения Евагрия сохранились не в оригинале (на греческом), а в латинских, сирийских (восточноарамейских), армянских переводах; его оригинальные тексты часто фигурировали под чужими именами. Тем не менее, Евагрий Понтийский оказал немалое влияние на византийскую аскетическую литературу.

Творения

Сведения о жизни Аввы Евагрия

Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4–го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского (Монастырь св. Василия был недалеко от этого города). Род или способности его обратили на него внимание процветавших в то время великих святителей: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Под их руководством он возрастал и развивался в духе и познаниях о вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Василий Великий поставил его чтецом, Григорий Нисский дьяконом и оставил его в Константинополе, бывши там на Соборе втором вселенском. Одно обстоятельство, подвергавшее опасности его чистоту, заставило его удалиться из Константинополя. И он, побыв немного в Иерусалиме, направился в Египет, где и подвизался сначала в Нитрии, потом в кельях и, наконец, Ските, под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами.

Палладий, ученик его, по Сократу, пишет о нем в Лавсаике, гл. 73:

«Находя несправедливым умолчать о делах Евагрия, знаменитого дьякона Христова, мужа жизни Апостольской, напротив признав за справедливое предать оные писанию, для назидания читателей и прославления благодати Спасителя нашего, я предложу сначала, как поступил он в монашество и как, потрудившись достойно своего обета, скончался в пустыне 54 лет, по словам Писания: скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо 6е Господеви душа его ».

Родом он был Понтиец, из города Иворы, сын пресвитера; св. Василием, епископом Кесарийским, поставлен в чтецы к церкви в Аргос. По преставлении св. епископа Василия, св. Григорий епископ Нисский, брат епископа Василия, стяжавшего славу Апостольскую, мудрейший, бесстрастнейший и весьма знаменитый ученостью, обратив внимание на способность Евагрия, рукоположил его в дьякона. Пришедши потом с ним на великий собор Константинопольский, св. Григорий епископ оставил его там у блаженного епископа Нектария, как искуснейшего в опровержении всех ересей. И стал он славиться в великом городе, мужественно побеждая словами всякую ересь.

Случилось, что этот муж, которого во всем городе уважали за отличную честность нравов, был уязвлен страстной любовью к женщине, как он сам рассказывал нам после, когда уже освободился от сего искушения. Женщина взаимно полюбила его, а была она из знатного дома. Евагрий, так как и Бога боялся, и своей совести стыдился, и представлял себе скверну порока и злорадование еретиков, усердно молил Бога воспрепятствовать намерению женщины, которая, быв распалена страстью, усиливалась вовлечь его в грех. Он хотел отдалиться от нее, но не мог, удерживаемый узами одолжений.

Немного спустя после молитвы, которою предотвратил он совершение греха, предстал ему в видении Ангел в одежде воина епархова и, взяв его, повел будто в судилище и бросил в темницу, обложив шею железными узами и связав руки железными цепями. Приходившие к нему не говорили ему о причине заключения, но сам он, мучимый совестью, думал, что подвергся сему за то дело, и полагал, что муж той женщины донес судье об этом деле. К тому же ему представлялось, что тут же производили суд над другими за подобное же преступление. От этого находился он в крайнем смущении и страхе. Тогда Ангел принял образ одного искреннего друга его и пришел будто навестить его. Он вошел, будто чрезвычайно пораженный и опечаленный тем, что друг его терпит поносные узы и сидит в заключении между сорока преступниками, и сказал ему: отче диаконе! За что так бесчестно держат тебя с преступниками? Он отвечал ему: по истине не знаю, но подозреваю, что на меня донес такой–то епарх по безумной ревности, и я опасаюсь, не подкуплен ли им градоначальник и не подвергли бы меня тяжкому наказанию. Представший в виде друга сказал ему: если хочешь послушать друга своего, то я советовал бы тебе удалиться из этого города, потому что, как вижу, не полезно тебе жить в нем. Евагрий сказал ему: если Бог освободит меня из этой беды, и ты потом увидишь меня в Константинополе, пусть подвергнусь еще большему наказанию. Друг сказал ему: если так, я принесу Евангелие, поклянись мне на нем, что удалишься из сего города и сделаешься иноком, и я избавлю тебя от этой беды. Евагрий сказал: клянусь, как ты хочешь, только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши, в тревоге, он рассуждал: пусть клятва дана в исступлении, но все же я поклялся. Потому нимало не медля, перенес все, что имел, на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланией Римляныней.

Но дьявол опять омрачил его сердце и поколебал его до того, что он переменил уже опять одежду, и ум его обуяло ораторское тщеславие. Бог же, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его и здесь в другую беду, послав на него горячку, и тяжкой болезнью в продолжение шести месяцев измождив плоть его, которая препятствовала ему идти начатым уже путем. Когда врачи оставили его, не находя способа вылечить его, блаженная Мелания сказала ему: думается мне, что болезнь твоя не простая, сын мой, скажи мне, нет ли у тебя чего на душе? Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе. Блаженная сказала ему: дай мне пред Богом слово, что решишься вести монашескую жизнь, и я хоть грешница, помолюсь Господу, да дарует Он тебе продолжение жизни на покаяние и исправление сердца. Когда он дал слово, она помолилась, и Евагрий выздоровел в несколько дней. По выздоровлении она сама доставила ему иноческое одеяние, и он, облекшись в него, отправился в Египет, где два года прожив на горе Нитрийской, на третий удалился в пустыню.

Четырнадцать лет прожил он в так называемых Келлиях, питаясь только хлебом и водою с малым иногда количеством елея и не позволяя себе в этом отношении никакого утешения. Не ел он ни зелени, ни плодов, ни винограда, не пил вина и не омывал тела. Так томил себя человек, живший прежде в довольстве, но искушения и здесь не оставляли его. Иногда восставал на него сильно демон блуда, как сам он говорил о том: и тогда он целую ночь сиживал нагой в колодце во время зимы, так что тело его цепенело. В другое время досаждал ему дух хулы, и тогда он сорок дней не входил под кровлю, томя себя. И вообще он столько претерпел искушений от различных бесов, что трудно их и перечислить, даже бит он был демонами.

Но так умерщвляя тело свое и так терпя, блаженный ввутренне оживотворялся Духом Святым и, очистив ум, сподобился дара ведения и различения духов.

Этот доблестный подвижник Христов говорил нам пред смертью: вот уже три года не тревожила меня плотская похоть. Если после такой строгой жизни, после таких подвижнических неутомимых трудов и непрестанного бодрствования в молитве, ненавистник добра и погибельный демон так нападал на этого праведника, то сколько терпят от этого нечистого демона, или от собственного нерадения люди беспечные!

Он сочинил сто молитв, составил три книги, так называемые: iera - вернее stihira (краткие изречения в виде стихов или притч), monahon - монах или деятельные уроки, и antirritikon - противоборство - о борьбе с демонами и страстями.

У Сократа (Кн. 4, гл. 23) кроме того находим, что Евагрий был ученик обоих Макариев - Египетского в Александрийского, под руководством которых, быв прежде философом только на словах, стяжал он философию деятельную. Пришедши в Египет из Константинополя, он встретился с упомянутыми мужами и стал подражать их жизни. Ниже Сократ приводит два обстоятельства из жизни Евагрия, со слов его самого, из которых видно, какия сношения были у него с Макарием Великим. Первое то, что авва Макарий спрашивал Евагрия о различии в действиях на душу памяти оскорбления людей и памяти оскорбления демонов, второе то, как, пришедши к авве Макарию, Евагрий, утомленный от пути на жару, просил немного воды и получил отказ. То и другое приводятся в его деятельных главах к Анатолию (Гл. 93, 94). Ниже еще поминает Сократ, что Евагрий в книге своей - гностик - пишет о себе: «мы выучились у праведного Григория, что добродетелей и умозрений о них четыре: благоразумие, мужество, воздержание и справедливость». Кто сей Григорий? По Палладию - Григорий Нисский, а по Сократу - Назианзин, который будто и рукоположил его в дьякона в Константиноле. Не смешал ли Сократ Назианзина с Нисским? Палладию лучше было знать истину. Наконец у Сократа встречаем следующее сказание. Дивный Аммоний, бывший вместе с Афанасием Великим в Риме и ничего там не хотевший видеть, кроме церкви Петра и Павла, был призываем потом в Египте Феофилом Александрийским к епископству и, убегая от него, отсек у себя правое ухо, чтоб безобразием тела отклонить от себя рукоположение. Спустя несколько времени, епископ Александрийский Феофил взял для епископства Евагрия, который также убежал, но не изуродовал никакой части своего тела. Встретившись с Аммонием, Евагрий ласково сказал ему: худо сделал ты, что отсек себе ухо, за такой поступок будешь отвечать пред Богом. А ты не будешь отвечать, Евагрий, что отсек у себя язык и ради самолюбия не воспользовался дарованною тебе благодатью? - отвечал Аммоний.

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Ευαγριος ο Ποντικός) (345 Ивора Понт - 399, Келлии, Египет) - греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел монаха в Египте - сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний “Лавсаик”. В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения - “Послание о вере”, “Слово о духовном делании, или Практик”, “Гностик”, “Гностические главы”, “Зеркало иноков и инокинь”, “Слово о молитве”, “Опровергатель” и др.), Евагрий осуществил оригинальный мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.

Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (λογικοί, νόες), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй творения, дав каждой душе , поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров - ангельский, человеческий и бесовский и дав им совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший с Богом. Цель каждой твари - пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).

Систематизируя духовный монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа - практическую (πρακτική) и гностическую (γνοστική). “Практическая” жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев Γργή), уныние (ακηδία), тщеславие (κενοδοξία), гордость (ύπερηφανία), - и достижение в результате бесстрастного состояния (απάθεια). “Гностическая” жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение.

Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник , Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теорети

ков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские “несторианские” богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский “монофизитский” богослов бар Эбрей и др.).

Соч.: Traité pratique o.u le Moine, ed. A. Guillaumont, C. Guillaumont, t. 1-2. P., 1971 (Sources Chrétiennes, t. 170-171); Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке); Les six centuries des “Kephalaia gnostica”, éd. A. Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. XXVIII, fasc. 1); Le Onostique ou à celui qui est devenu digne de la science, éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrétiennes, t. 356); Scholies aux Proverbes, éd. par P. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 340); Scholies à L"Ecclesiaste, éd. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 397); в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М., 1994.

Лит.: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: жизнь , литературная и место в истории христианского богословия. - В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5-75; Guillaumont A. Les “Kephalaia gnostica” d"Evagre le Pontique et l"histoire de l"origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962; Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von Überdruss. Köln, 1989; Guillaumont A., Guillamont C. Evagre le Pontique. - “Dictionnaire de Spiritualité” (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731-1743.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ" в других словарях:

    - (346 399) христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия первый опыт осмысления монашеского духовного делания оказали глубокое влияние на всю последующую… … Большой Энциклопедический словарь

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П.,… … Православная энциклопедия

    - (346 399), христианский церковный писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия Понтийского первый опыт осмысления монашеского духовного «делания» оказали глубокое влияние на… … Энциклопедический словарь

    Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. Отец… … Википедия

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - (ок.345–399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к–рый поставил его чтецом. Он пользовался также… … Библиологический словарь

    Евагрий Понтийский - ЕВÁГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ (346–399), христ. церк. писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Соч. Е. – первый опыт осмысления монашеского духовного делания – оказали глубокое влияние на… … Биографический словарь

    Евагрий - – это имя носили четыре церковных писателя: 1) Евагрий Понтийский, сын пресвитера в Иборе, родившийся около пол. IV в. Будучи посвящен Григорием Богословом в диаконы, он не последовал за ним из Константинополя, когда последний оттуда уехал.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Эвагрий (Евагрий) греческое имя (греч. Euagrios). Его носили: Эвагрий Понтийский византийский богослов IV века. Эвагрий Схоласт византийский историк VI века. Евагрий епископ константинопольский … Википедия

    1) Е. схоластик (537 594), антиохийский юрист, автор Церковной истории обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках. Лучшее издание ее Миня, Patrol. ser. gr. t. LXXXVI; русский перев. в Христианском Чтении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эвагрий. Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом… … Википедия

Книги

  • Книга еретиков , Бирюкова Д.. История борьбы с христианскими ересями - это в каком-то смысле история становления самой Церкви. В ходе этой борьбы основные церковные догматы уточнялись, очищались от всего случайного,…

Григорий Нисский в свою бытность епископом - рукоположил его во диаконы. Евагрий умер в сане диакона. Наконец, произошла история, давшая ему повод покинуть Константинополь и заодно покинуть великих Каппадокийцев: какой-то скандал из-за его увлечения знатной женщиной. Это послужило ему уроком, после которого он решил придти к жизни подвижнической. По совету св. Мелании Старейшей, он сразу попал в главный центр такой жизни - в Нитрию, в Египет (Нитрийскую пустыню), поселился в местечке Скит (отсюда и название обителей позже). После поселения в Нитрийской пустыне Евагрий переписывался со св. Меланией дают особенно много для реконструкции его учения. На следующий год после смерти Евагрия (в 400 г.) на соборе епископов Египта осуждаются оригенистсткие мнения монахов, которые были тесно связаны с Евагрием при его жизни. Некоторые принесли покаяние, некоторые были причислены к оригенистам по недоразумению. Но на этом соборе был - впервые на соборном уровне - осужден Ориген, а также и Евагрий. В 491 г. это осуждение, вынесенное на Соборе Египетских епископов, подтверждает папа Римский. В первой пол. VI в. происходят бурные споры с оригенистсткими монахами в Палестине. Среди трех имен, проклятых на V Вселенском Соборе за оригенистскую ересь, было имя Евагрия - наряду с Оригеном и Дидимом.

Под его именем незначительное количество работ.. Кроме того, греческая традиция такого же рода сочинения сохранила под именами другими, прежде всего св. Нила Синайского и св. Марка Подвижника. Подлинное имя Евагрия восстанавливается, благодаря сирийской и армянской рукописной традиции тех же сочинений, поскольку вынесенное в 553 г. его осуждение имело канонический авторитет только в Византии.Императорским указом сочинения Евагрия были сожжены, но из-за учения о молитве пользовались популярностью среди монахов, подписывались другими именами. (К ВОПРОСУ О СУДЬБЕ НАСЛЕДИЯ).

Под именем Нила Синайского сохранилось "Слово о молитве", которое на самом деле принадлежит Евагрию (единогласное свидетельство сирийской и армянской традиций). Также важно "38 послание св. Василия Великого", которое на самом деле принадлежит Евагрию. "Избранное толкование на псалмы", дошедшее под именем Оригена, также составил Евагрий. Но самое главное дошло в основном благодаря сирийской традиции. Главное сочинение Евагрия - трилогия, которая состоит из следующих трактатов:

Трактат "Практик" (о целях монашества и монашеских учениях), сокращенный перевод на русский язык в 1 томе Добротолюбия под именем Евагрия; - Трактат "Гностик", 50 глав, по-русски не издан. Он служит прологом к третьему трактату; - Гностические главы, 600 глав. На сирийском сохранилось так наз. Большое письмо к ст. Мелании Старшей. Большое письмо к Мелании и Гностические главы являются главными источниками для реконструкции Евагриева оригенизма.

Говорится так, что тело - это тюрьма , это полезное заведение для исправления (происходит путем праксиса (это созидательный труд, молитва, короче, духовное усилие) и цель этого "праксиса" - достижение бесстрастия , еще не спасения, но некоторого важнейшего этапа на пути к спасению, а именно, бесстрастия, освобождения от страстей плоти. ДВА ВИДЕНИЯ. Страстному человеку доступно созерцание внешности предметов, но это внешняя физическая феория, природное созерцание. Это означает, что за внешними предметами, за творением, уже будет видно реальное Божественное присутствие в каждом творении, т. е. то, как Бог присутствует в каждой вещи как ее Создатель. Эти видения основываются на 2х творениях (это оригенизм, но оригенизм не Оригена, а Евагрия): Бог сотворил некий духовный мир, который был первым творением, а потом это творение отпало и началась духовная деградация его, и для этого творения Бог сотворил тварный мир - второе творение.

Уже здесь происходит видение Света, т.к. энергия, премудрость Божия - это свет. Далее - - видение (феория) первой природы. Это так наз. "сущностное видение" -познание природы Бога вне энергии, непосредственное познание по сущности Божией. Евагрий говорил, что "познание своего ума означает то же самое, что познание Бога по сущности, и оно невозможно пока мы живем чувственным познанием". Возникает вопрос, зачем вообще в этой схеме нужен Христос, если и так природа умов и природа Бога - одна и та же? Евагрий держится ответа, общего для оригенистской традиции: Христос - это тот единственный ум, который удержался от грехопадения, увлекшего всех остальных, и в нем сохранилась природа неиспорченная. он нужен как руководитель, чтобы нас привести к Отцу. Он принимает условия второй природы для того, чтобы возвести нас к первой природе. Когда это случится, "царство Христово приимет конец" - Он его передаст Отцу. Молитва . Основным занятием в монашеской жизни должна быть молитва. Следовать за Христом, согласно Евагрию, означает идеальную, непрерывную молитву, завещанную Апостолом Павлом "Молитва - есть восхождение ума к Богу" (гл. 36) "Нерассеянная молитва есть наивысшее умное делание" (гл. 35). Истинная молитва приводит к тому, что Бог становится видимым и начинается богословие в исконном смысле слова, т.е. просто - вижу и говорю. Помимо развития самой идеи Евагрию принадлежит и термин "умная молитва", которую он понимал как "непрерывное общение разума с Богом" ("О молитве”). Определение монаха - "Монах, - писал Евагрий, - это человек, который отделен ото всего и в гармонии со всем"Учение о "рукоделии" (о труде). Но у Евагрия есть высказывания о более глубоком аскетическом значении труда: "Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, Гл. 167: "Отказывающиеся от рукоделия под предлогом, что должны непрестанно молиться, на самом деле и не молятся. Они тем самым чем думают в праздности доставить душе свободу от забот. ВОТ НЕ ЗНАЮ, НУЖНО ЛИ ЭТО, САМИ РЕШАЙТЕ.Учение о восьми греховных помыслах. Специально этому посвящено послание Евагрия к Анатолию "О восьми греховных помыслах", где дается определение каждому Существует 8 основных греховных помыслов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. От них исходят другие помыслы (Это толчок к учению о семи смертных грехах).

Учение о четырех стадиях развития помысла - у Евагрия этой схемы еще нет, она появляется позднее, но достаточно рано - в V–VI вв. Древнейшие источники, по которым мы сегодня усваиваем это учение, - различные изречения отцов (в записях V в.) и Вопросоответы преп. Варсануфия и Иоанна Газских (рубеж V и VI вв.).

1. Прилог - буквально попадание броском. Удар помысла по уму. Эта стадия безгрешная.

2. Сосложение (сочетание) - когда наша мысль начинает сочетаться с помыслом, пытается с ним "выяснить отношения". И это стадия, в которой незаметно прокрадывается грех. Грех здесь начинается или может начаться.

3. Пленение - когда помысел стал собственным желанием нашей души.

4. Грех действием - осуществление действием.