Я замедляю темп, я больше не взорвусь. Вам - жажда перемен, я сильно не стремлюсь. Не потому, что стар и выбился из сил... - поет легендарный Леонард Коэн в песне под названием Slow. Каждый второй россиянин испытывает дефицит времени. Большую часть суток отнимают работа и сон, а оставшиеся драгоценные часы мы тратим на стояние в пробках, телевизор и Интернет. А где же собственно жизнь?
Стоп, - сказали себе слоулайферы, - успевает тот, кто никуда не торопится. Проглоченный на бегу бутерброд не еда, отдых "галопом по Европам" не отдых. Жить нужно на оптимальной скорости, без лишней спешки, наслаждаясь часами и минутами, а не просто считая их.
Слоулайф (Slow Life), или "медленная жизнь" - новое социальное явление, набирающее популярность по всему миру. В 1986 году никто и предположить не мог, что демонстрация против появления ресторана "Макдоналдс" в центре Рима перерастет в движение Slow Food (с англ. медленная еда. - Прим. ред.), которое сегодня уже имеет представительства по всему миру, а также свои издательство, фонд защиты биоразнообразия сельского хозяйства и даже собственный вуз - Университет гастрономических наук. Цели вроде самые благие: пропаганда здорового питания и экологически чистых продуктов, поддержка местного производителя, особенно фермеров.
Российские последователи Slow Food советуют отказаться от фастфуда, покупать только отечественные продукты и готовить простые блюда дома. "После введения санкций, - шутят они, - все россияне стали приверженцами Slow Food, потому что покупают продукцию отечественных производителей". Хотя вряд ли большинство россиян будет разбираться, какая часть языка воспринимает кислоту, а какая сладость, и, исходя из этого, готовить себе гармоничную простую пищу.
Зато все те, кто сажают картошку и огурцы на своих дачных участках, могут смело называть себя последователями Slow Food.
Идею Slow подхватили Гейр Бертелсен, создавший Мировой институт медленности, и Карл Оноре, написавший основополагающие труды о замедлении ритма жизни.
"Мы превращаем свою жизнь в бесконечную спешку вместо того, чтобы действительно ее прожить, - пишет Оноре. - Иногда, чтобы мы это поняли, необходим "тревожный звонок". Для многих таким "звонком" становится болезнь, истощение физических и душевных сил, когда наше тело говорит: "Я так больше не могу".
Карл Оноре призывает начинающих слоулайферов предупредить коллег и знакомых, что теперь вы будете больше времени тратить на выполнение рабочих заданий, реже отвечать на звонки или вообще отключать телефон.
Увлеченность, азарт и стремление сделать все быстро и сразу сгубили большинство моих благих начинаний, - объясняет слоулайфер по убеждению, создатель сайта www.slow-life.ru Игорь Савельев. - Со временем пришло понимание, что гармония с самим собой и окружающим миром лежит в стороне от навязанных нам обществом стереотипов успеха и благополучия.
По его словам, он добивался больших успехов, когда включал долю пофигизма и сосредоточивался на процессе, а не на результате.
Меня все достало, - откровенничает уже бывшая сотрудница крупного банка Елена. - Работа по 12 часов в сутки, постоянный стресс, хроническая усталость... Зачем эти деньги, если тебе их даже тратить некогда.
Прожив 4 месяца на Бали, Елена вернулась в Москву и сейчас ищет работу фитнес-инструктора с зарплатой в три раза меньше, чем у нее была. Вопрос денег ее не волнует, квартира и машина есть, а крутиться как белка в колесе ради новых модных шмоток или последнего айфона она больше не хочет.
Работу на износ в сумасшедшем городском ритме действительно выдержать может не каждый. В США, например, некоторые компании намеренно замедляют темп работы, ставя перед сотрудниками меньшее количество задач, и переориентируют их на удаленную работу.
Оказалось, что уменьшение нагрузки существенно влияет на качество работы. Люди более усердно и внимательно выполняют свою работу и делают меньше ошибок. Этому способствуют и специальные "зеленые полянки" в офисе, где человек может отдохнуть и расслабиться, а значит, окунуться в работу с новыми силами.
Концентрироваться на чем-то одном, расставлять приоритеты, жить не спеша, наслаждаться каждым моментом - звучит красиво, но не скрывается ли за всем этим обычная человеческая лень? Сделал все по минимуму и ушел, а все остальное - "извините, мне за это не доплачивают".
В современном мире слоулайф, дауншифтинг на самом деле доступны немногим, - говорит журналист и режиссер Анна Абрамова. - Люди вынуждены работать, зарабатывать, растить детей. Но ничто не мешает использовать отдельные элементы. Многие мои друзья, например, встают утром раньше, чем надо, чтобы успеть спокойно выпить кофе, позавтракать. Или еще пример - йога. Все больше успешных, серьезных людей отключают телефон и по два часа занимаются йогой. Появилась потребность замедлить свой ритм.
Анна советует взять на вооружение опыт англичан, которые ни при каких обстоятельствах не откажутся от five-o-clock tea (пятичасовой чай. - Прим. ред.). После того как посидишь полчаса с чашкой чая и подумаешь, на многие проблемы начинаешь смотреть по-другому.
Мои друзья отписываются от соцсетей, - продолжает Анна. - Главные новости и так все узнают, а заполнять жизнь информацией, которая на самом деле не нужна, они больше не хотят. Они предпочитают тратить это время на что-то более полезное, например, занятия спортом, прогулки или просто могут посидеть в кафе с друзьями и поговорить.
Сами слоулайферы говорят, что их философия - не бегство от реальности, а переформатирование своей жизни. А стремление человека быть лучшим и всегда приходить к финишу первым, по их мнению, никогда не принесет истинного удовольствия и настоящего успеха, потому что всегда будет кто-то более успешный.
Изменив образ жизни человека, философия Slow перекинулась и на другие сферы. Уже есть такие направления, как медленный город, медленное старение, медленное искусство, медленное воспитание, медленная мода, медленное путешествие, медленное телевидение и даже медленное садоводство. Все эти течения объединяет одна идея - делать все нужно в своем удобном ритме, получая удовольствие от процесса.
В самом деле, многие идеи философии медленной жизни вполне применимы в обыденной реальности. Например, отключать раз в месяц на день все телефоны и гаджеты, а освободившееся время провести с детьми или просто почитать книжку, на которую обычно не хватает времени. Или попробовать сходить в музей для того, чтобы посмотреть всего пять картин, но по-настоящему, рассмотрев каждую деталь.
А еще можно взять за правило высыпаться хотя бы раз в неделю и писать письма не электронные, а настоящие бумажные. А можно приготовить вкусный ужин, собрать семью за столом и поговорить по-настоящему, глядя друг другу в глаза. Может, тогда и не надо будет придумывать никаких модных течений с иностранными названиями, а можно будет просто жить.
Медленная жизнь – это шанс взглянуть на свою жизнь с новой стороны, обрести вкус жизни и получить силы для дальнейших свершений.
Несясь по жизни, как на автогонках, мы стараемся добиться успеха, воплотить в жизнь свои планы или хотя бы выглядеть не хуже других. Сам строй современного общества заставляет нас иметь крутую машину, квартиру, модную одежду и положение. Чтобы этого добиться мы стараемся больше работать, ложимся и встаем с мыслями о работе. Суета постепенно проникает в наш мозг, и мы перестаем наслаждаться всем разнообразием жизни…
Но хуже всего то, что, несмотря на все старания, добиться желаемого так и не удается.
Человек бежит по жизни, не жалея ног:
Дом – работа. Дом – работа.
Отбывая срок…
Выходные – передышка.
Отпуск – как привал.
Старость, пенсия, одышка…
А куда бежал?…
Благодаря медленной жизни можно получить такие результаты:
Основным стержнем Медленной жизни является принцип «Жить не ради чего-то, а просто жить». Каждое утро мы встаем для того, чтобы чего-то в этот день добиться, выполнить определенный объем дел. Конечно, от работы и обязанностей никуда не уйти. Но есть разница в том, как к ним относиться. Никакая деятельность не должна выходить на первое место в нашей жизни. Первое место должна занимать сама жизнь.
Каждый день должен быть днем, когда мы увидим что-то интересное, порадуемся, понаблюдаем за проявлениями жизни: развитием наших детей, играми животных, цветением цветов. Жизнь должна приносить радость, а не угнетать.
Нередко люди говорят, что сделают это и то, а потом «заживем!» Но потом может и не наступить или появятся новые проблемы. Жить надо сейчас, а не потом.
Люди, живущие по правилам Медленной жизни, могут казаться нерасторопными и медлительными. Однако на самом деле в своей медлительности они могут успеть гораздо больше, чем суетящийся человек. При этом они получат наслаждение от любого действия и будут полны энергии даже к концу дня.
Правила Slow Life:
Начать жить по новым принципам, не так-то просто. Особенно тем, кто привык постоянно куда-то бежать. В еще большей степени это
касается трудоголиков, которые не представляют свою жизнь без работы. Им постоянно нужен процесс, поэтому они не останавливаются ни на минуты. Именно поэтому хронические заболевания являются обязательными спутниками
.
Чтобы начать жить Медленной жизнью, предлагается следовать таким принципам:
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
В 1986 году итальянец Карло Петрини организовал демонстрацию против открытия ресторана "Макдональдс" в центре Рима. Противники быстрого питания публично лакомились традиционной итальянской пастой, напоминая прохожим о том, что еда - это важная часть национальной культуры и жизни. Так зародилось движение Slow Food ("Медленная еда"), которое борется за здоровое и осознанное питание и сохранение кулинарных традиций. Затем появилось более масштабное направление, которое называют по-разному: Slow Life, "Медленная жизнь", "Культура замедления". Оно рассказывает людям, как жить счастливо в нашем ускоряющемся мире.
Мы в сайт решили разобраться, чем опасна вечная спешка и как современный человек может жить медленно и при этом все успевать.
Если коротко: замедлиться. Если подробнее: осознанно подходить к жизни, получать удовольствие и не гнаться за материальными ценностями. В общем, не жить так, как будто мы опаздываем на собственные похороны , как сказал основатель Гейр Бертелсен.
Приверженцы культуры замедления вовсе не призывают человека отказаться от благ цивилизации. Slow Life - это желание наслаждаться жизнью в современном мире. Самое главное - найти свой ритм. Если вам срочно потребовалась какая-то информация, вы не обязаны ехать в центральную библиотеку на другой конец города. Конечно же, проще обратиться к гуглу. «Вся философия медленного движения сводится к одному слову: равновесие. Когда нужно торопиться - торопитесь. Но там, где естественно не спешить, не гоните. Ищите то, что в музыке называется tempo giusto , правильный темп », - пишет Карл Оноре в своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить».
Если человек осознанно проживает настоящий момент, внимательно изучает свой внутренний мир и мир вокруг, жизнь становится более насыщенной и приятной. Счастливые события в нашей памяти кажутся бесконечно долгими, хотя в реальности они могли длиться несколько секунд. Маленькие радости можно и нужно искать в повседневности, но, когда мы хотим сделать все «по-быстрому», мы не получаем удовольствия от еды, чтения, музыки, секса и других вещей.
Культура замедления напоминает, что человек должен получать от работы удовольствие, а не выгорание, нервный срыв и инфаркт. Философия медленности проникла и в другие сферы жизни:
Даже если это короткая прогулка вокруг дома, наблюдайте за жизнью вокруг или рефлексируйте. Самое главное - не утыкайтесь в смартфон.
А вам часто приходится спешить? Хотели бы вы замедлить темп жизни?
Мы привыкли, что кофе готовится быстро, такси приезжает за считаные минуты, а полет на другой континент — лишь часть дел из списка на целые сутки. Мы, словно дети, наблюдающие за всемирным ускорением, находимся под воздействием невероятных информационных потоков. Мир, в котором мы оказались, не такой, каким он был предыдущие тысячелетия. Стираются географические и временные границы, меняются ценности, но покоя и счастья не становится больше. И все сложнее справляться с посредственностью нашей эпохи. Почему приятные на первый взгляд достоинства быстрой жизни вызывают отторжение и не находят согласия с человеческой природой? Поговорим о качестве, осмысленности и удовольствии, которые выявляют главный смысл философии «медленной» жизни.
Началось все в Италии конца 80-х годов, когда в центре Рима, рядом с Площадью Испании, собрались открывать первый в стране ресторан McDonald’s. Тогда страстный противник быстрого питания, журналист и политический деятель, Карло Петрини в знак неодобрения придумал по-настоящему итальянское решение: организовать на той же площади традиционный прием пищи, где главным блюдом станет паста. В день открытия Петрини и его последователи смело размахивали чашами со спагетти в качестве символа протеста. Демонстрация прошла успешно, но McDonald’s все же появился на площади. Правда, их букву «М» сделали в несколько раз меньше, чем планировали — помогли переговоры с властями.
В том же году Италия пережила «метаноловый скандал». После отравления дешевым некачественным вином из провинции Асти около 30 человек умерли и еще 90 стали инвалидами, потеряв, в основном, зрение. Компания Ciravegna di Narzole добавляла в напиток метанол, чтобы повысить содержание спирта, за что в 1992 году ее владельцы Джованни и Даниэль Чиравенья были приговорены к тюремному заключению. Скандал спровоцировал кризис: на одну треть в год снизился вывоз итальянского вина за границу.
К идее основать «Международное движение медленной еды» (International Slow Food Movement) Карло Петрини привела необходимость создать организацию, которая отстаивала бы гастрономические традиции всех стран мира. Он верил, что культура и история любого народа берет начало от местной еды, а потому кулинарные традиции и рецепты нужно беречь и хранить.
На первом официальном собрании в 1989 году делегаты из 15 стран подписали Манифест движения. Одними из ключевых принципов стали «качество продуктов и вера в право на удовольствие».
«Скорость заковала нас в кандалы. Мы пали жертвами вируса под названием быстрый темп жизни, который ломает наши обычаи и атакует даже в нашем собственном доме, заставляя питаться едой быстрого приготовления», — говорится в Манифесте.
В документальном фильме «История медленной еды» Карло Петрини признается, что больше всего в фастфуде ему не нравится однообразие: «Эскимос ест то же самое, что и марокканец, а марокканец ест то, что ест житель Стокгольма».
Шутливый образ улитки, выбранный в качестве покровителя и символа «Движения медленной еды», отражает идею о здоровом питании, которое приносит чувственное удовольствие. Но это удовольствие возможно только при медленном наслаждении едой, ее вкусом и неторопливом единении за столом.
По мнению Карло Петрини, сейчас производится достаточно еды, чтобы прокормить всех жителей Земли, но эти запасы распределяются абсолютно неравномерно. Получается, два миллиарда людей пресыщены едой, а еще миллиард голодает. И с этим тоже нужно что-то делать.
Тема пресыщения касается не только вопроса еды. Татьяна Черниговская, российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, которая в рассказывает об особенностях работы нашего мозга, указывает на новые проблемы, с которым все чаще сталкивается наше сознание в современном мире:
«Если в Советское время главный вопрос был «где найти литературу?», то сейчас — «куда ее деть, как от нее избавиться?». Большой объем информации, который доступен в наше время, не только нельзя обдумать, но и физически нельзя прочесть».
И что тогда делать?
Создатели Slow Food уверены: достаточно узнать, что и как человек ест, и сразу станет ясно, в каком ритме он живет. И, если еда отражает наш образ жизни, то он в свою очередь определяется работой нашего сознания.
Основываясь на идеях медленного и качественного питания, движение Slow Life развивалось под большим влиянием Гейра Бертелсена (Geir Berthelsen), создателя «Мирового института медленности», и Карла Оноре (Carl Honoré), канадского журналиста и автора книг о замедлении ритма жизни.
В 2004 году Карл Оноре выпустил книгу «Похвала медлительности» (In Praise of Slowness), в которой писал:
«Философия медленной жизни — это не делать все по-старому, а стремиться делать все на правильной скорости, наслаждаясь часами и минутами, а не просто подсчитывая их. Делать все как можно лучше, а не настолько быстро, насколько это возможно. Речь идет о качестве по количеству во всем, от работы до еды и воспитания детей».
Американское издание The Washington Post даже обратило особое внимание в книге Оноре на способы освобождения от того, что французский поэт Шарль Бодлер называл «ужасным бременем времени» и «преодолением посредственности своей эпохи». В наше время эти способы просты: сократить время просмотра телевизора, выключать телефон и компьютер всегда, когда это можно сделать, научиться и выбирать важное, чтобы не переполнять собственный график в работе и личных встречах. Но все ли готовы на такие жертвы? Карл Оноре предупреждает:
«Все мы связаны, и если человек решает изменить образ жизни, сделав ее медленнее, нужно принять во внимание то, как это повлияет на окружающих людей. Необходимо предупредить друзей и коллег, объяснив, почему вы собираетесь делать меньше, чаще отключать свои электронные устройства и просить больше времени на выполнение рабочих заданий».
В результате мы относимся внимательнее к своей жизни, которая наполняется спокойствием и ощущением полноты настоящего момента.
Резюмируя философию медленной жизни, норвежский философ и профессор Гатторм Флистад как-то заявил:
«Полезно напомнить всем, что наши основные потребности никогда не меняются. Это необходимость быть замеченным и оцененным. Необходимость принадлежать. Необходимость в близости и заботе, а также в маленькой любви! Это дается только через медлительность в человеческих отношениях. Чтобы осмыслить изменения, нам нужно восстановить медленность, размышление и единение. И так мы действительно возобновим себя».
Здесь остается разобраться, что подразумевается под самым главным понятием — «медлительностью». Гейр Бертельсен, имея степень магистра в области промышленной организационной психологии, на протяжении многих лет работал над категорией «Время», рассматривая ее в качестве концепции и изучая влияние времени на мозг. Это привело его к основанию в 1999 году Мирового института медлительности, который определяет «медлительность» как забытое измерение времени.
«В отличие от хронологического времени, это время нелинейное, время здесь и сейчас, время, которое работает для вас, необычное время. Так зачем быть быстрым, когда можно быть медленным? Медлительность связана с балансом, поэтому, если вы должны спешить, то спешите медленно», — говорится на официальном сайте Института.
Мировой институт медлительности не единственная организация, которая поддерживает движение Slow Life. Среди других американский фонд «Продлить мгновение» (Long Now Foundation), европейское «Сообщество замедления времени» (Society for the Deceleration of Time), «Международный институт неделания слишком многого» (International Institute of Not Doing Much), а также японский «Клуб неторопливости» (Sloth Club), который, к слову, рекомендует «стать» ленивцем, подражать некоторым повадкам этого животного, чтобы найти способ жить в гармонии с Землей. Все они не контролируют само движение, так как оно является свободным, но борются со всемирным ускорением совместными усилиями.
Примечательно, что буддизм — одно из основных религиозно-философских учений, которое исповедуют большинство японцев. Именно в буддийской практике любопытно обратить внимание на идею осознанности, которая рассматривается как неотъемлемая часть духовного развития. Буддисты верят, что осознанность по отношению к себе освобождает нас от наших прошлых моделей поведения, а осознание реальности освобождает от заблуждений, которые ведут к страданию и неудовлетворенности.
Буддийское качество осознанности на английском звучит как «mindfulness», но на санскрите оно имеет три разных слова с различными оттенками значений.
Первое, «смрити» (в русской транскрипции), обычно используется для обозначения состояния, когда мы присутствуем в нашем действительном переживании, в противоположность отвлечению или рассеянности. «Сампраджня» означает «ясное знание», его используют для обозначения идеи, что ты ясно видишь свои цели и отношение между тем, что ты делаешь, и твоей целью. И третье, «апрамада» переводится как «бдительность» — внимательное ограждение себя от неискусных действий тела, речи и ума. Отсюда противоположное этому слово «прамада» — опьянение, беспечность и небрежность. Считается, что последние слова Будды были «Аппамадена сампадетха», что часто переводят как «Продолжайте прилагать усилия с бдительностью».
Джон Кабат-Зинн, доктор в области молекулярной биологии, основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса, является сторонником буддийской концепции осознанности. Профессор верит, что осознанность может открыть для каждого новые измерения благополучия и целостности, мудрости, сострадания и доброты:
«Осознанность — это определенный способ обратить внимание на то, что исцеление, которое является восстановительным, напоминает вам о том, кто вы на самом деле».
Когда мы практикуем осознанность в нашей повседневной жизни, мы меньше подвергаемся влиянию разрушительных эмоций, и это помогает нам находиться в равновесии, которое дает нам большее удовлетворение от работы, отношений с близкими и жизни в целом.
Но можно ли найти эффективный метод, помогающий использовать силу осознанности? Дэвид Стейндл-Раст, католический монах, известный активным участием в работе по взаимодействию между духовностью и наукой, в 2013 году выступил на TED Talks с лекцией «Хочешь быть счастливым? Будь благодарным» (Want to be happy? Be grateful). Он дает такой совет:
«Когда дети учатся пересекать улицу, им говорят: «Остановись. Посмотри. И иди». Это все. Но как часто мы останавливаемся? Мы мчимся по жизни. Мы не останавливаемся. Мы упускаем эту возможность, потому что не останавливаемся. Мы должны остановиться. Мы должны успокоиться. И мы должны строить знаки остановки в нашей жизни».
Античные мудрецы знали цену времени и порицали бессмысленную суету. Когда Рим победил Грецию войной, ответная страна в свою очередь победила Рим своей культурой, и началось мощное влияние эллинистической цивилизации на римлян. учила жить в соответствии с принципом carpe diem (наслаждаться мигом быстротекущей жизни), что стало отражаться и в произведениях древнеримских поэтов, писателей и философов.
«Долгой надежды нить кратким сроком урежь. Мы говорим, время ж завистное мчится: день ты лови, меньше всего веря грядущему», — писал Гораций в оде «К Левконое».
В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека писал: «Все не наше, а чужое, только время наша собственность». И, если время, то самое, в которым мы сейчас пребываем — наша собственность, то в наших силах ей распорядиться.
Немецкий философ Фридрих Ницше еще в 19 веке пришел к убеждению, что человек пагубно удалился от природы, что возвращение к естественному, стихийному, докультурному — единственный путь спасения человека.
И если человека все же нужно спасать, то начать лучше с ложных ценностей. Кристофер Сводер, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, изучал проблему одиночества. Опираясь на данные Всемирного исследования ценностей, он изучал проблему на примере Москвы и пришел к выводу, что современные горожане вполне могут жертвовать общением ради работы или других, более важных, на их взгляд, целей.
«Одиночество также связано с материальным успехом: люди, достигающие его, меньше ориентированные на традиционные ценности вроде семьи, им ближе короткие знакомства, прагматичные отношения», — говорится в исследовании.
И хотя люди всеми силами стараются убежать от одиночества, включая музыку или телевизор дома, лишь бы не остаться одному, Дмитрий Леонтьев, заведующий лабораторией позитивной психологии НИУ ВШЭ, добавляет:
«Для человека, находящегося на достаточно высоком уровне личностного развития, одиночество может быть ценным ресурсом».
Известное многим выражение о сладостном безделье и восхитительном ничегонеделании — dolce far niente впервые встречается в письмах древнеримского автора Плиния Младшего, датированных между 97 и 109 годами. За все это время веселые и эмоциональные итальянцы довольно преуспели в искусстве наслаждаться свободным временем и сохранять связь с природой. С 2007 года 26 февраля итальянцы со всем миром отмечают Международный день неторопливости, идея которого, кстати, тоже принадлежит им. Надеюсь, нам не потребуется и тысячи лет, чтобы человек начал получать удовольствие от общения с близкими, полноценно отдыхать, жить с удовольствием, готовить и питаться вкусной и правильной едой и заботиться о природе.
Обложка: Pexels.
Slow Life - образ жизни, который предполагает ответственное отношение к повседневности. Его сторонники призывают прекратить спешку и начать действительно проживать каждый день. Например, научиться уделять внимание родным, избавиться от интернет-зависимости и вернуть себе способность думать, а не просто принимать спонтанные решения.
Итак, давайте рассмотрим 5 популярных концепций медленной жизни:
Чтобы усилить свою роль в гражданском обществе и укрепить сотрудничество с властями ЕС в области сельскохозяйственной и промышленной политики, в 2013 году Slow Food открыла офис в Брюсселе. На территории Евросоюза организация постоянно проводит мероприятия, поощряет экологичное рыболовство и работу фермерских хозяйств. Правда, в странах Балтии, чье и пищевая промышленность сильно пострадалииз–за действий ЕС в последние годы, Slow Food отчего-то совсем не проводит мероприятий.
По мнению ученого, «медленная» система - это мышление в узком смысле слова: преднамеренное и осознаваемое формирование мыслей. Мы используем медленное мышление, например, когда решаем уравнения, анализируем научные тексты, принимаем решения о том, куда поехать в отпуск или что приготовим на ужин.
«Быстрая» система, напротив, отвечает за сиюминутное познание мира, каталогизацию инстинктивных ощущений и естественных потребностей, добавление новых данных к опыту прошлого и поддержание стабильности воспринимаемого мира, его непрерывности во времени, пространстве и в области причинно-следственных связей.
При этом, система медленного мышления расходует очень много энергии, ее работа выматывает человека, так что при любой возможности сознание стремится переключиться на менее энергозатратную «быструю» систему. В результате таких скачков мы можем, к примеру, купить в супермаркете больше, чем собирались лишь потому, что были голодны. Книга Даниэля Канемана позволяет понять, почему мы совершаем подобные иррациональные поступки и научиться находить ошибки решений, суждений и выбора. Ведь кажется, в конечном итоге все снова упирается в то, что мы слишком спешим, не давая себе возможности действительно мыслить.