Таинство рождественской звезды

Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Традиции сочельника

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.

В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Различные обряды гадания по башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю канули в лета, с укоренением христианства.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания.

Так может не стоит возрождать глупые языческие гадания, а просто, в ночь перед Рождеством, посмотреть на небо и попытаться увидеть падающую звезду. И если вам повезёт, и падающую звезду вы увидите в эту Рождественскую ночь, попросите у родившегося Христа исполнить ваше заветное желание.

Не упустите это время, иначе вам придется ждать ещё целый год. В ночь на Рождество чаще всего случаются чудеса!

На столе в Рождественский сочельник должно быть двенадцать постных блюд – по числу первых апостолов. К трапезе следует приступать вечером, после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питьё не употребляются.

Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после торжественной Литургии, разрешаются мясные блюда.

После Сочельника начинаются Святки. Продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних праздников.

Блюда на Рождественский сочельник

Первое обязательное блюдо в Сочельник это сочиво – хлебное зерно, размоченное в воде, меду, бульоне или подливке. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже, преимущественно, пшеница, а у людей зажиточных – рис.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба, желательно в целом виде (можно заменить отварной), и густой взвар из целых или половинок разных фруктов (груш, яблок, слив, абрикосов, инжира, айвы, изюма). Взвар отличается от обычного компота более высокой концентрацией. Кроме взвара варят и ягодный кисель.

Полное меню Сочельника следующее:

1. Сочиво.
2. Рисовая или пшеничная кутья с изюмом.
3. Печеная или вареная целая рыба.
4. Взвар или компот из целых плодов или кислый ягодный кисель.

Количество блюд можно расширить до двенадцати, и остальными блюдами могут быть орехи, овощи, постные пироги и пряники. Символика такого стола – рождение Иисуса Христа. Размоченное в воде зерно – как символ начала жизни, прорастание. Компот из целых плодов или плоды, переработанные в жидкий кисель – символизируют полное созревание жизни и окончание её.

Эти два блюда – первое и последнее – являются символами рождения и смерти.

А все вместе блюда являются напоминанием о зернах и плодах, принесённых Христу волхвами в день Его Рождения.

Трапеза в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа.

Это должен быть тихий и скромный предпраздничный ужин, который следует проводить в семейном кругу, без долгих посиделок за столом и пустых разговоров. Празднование Рождества начнётся на следующий день.

Рецепты приготовления ритуальных блюд для Рождественского Сочельника

Сочиво

Ингредиенты:
- 150 граммов мака;
- 150 грамм грецких орехов;
- 1,5 стакана зерен пшеницы;
- 5 столовых ложек мёда.
Приготовление. Очищенную пшеницу сварить на воде в виде жидкой каши. По вкусу подсластить. Размолоть в кофемолке мак, тщательно перемешать его с мёдом и добавить в остуженную кашу.

Кутья пшеничная

Ингредиенты:
- 250 грамм пшеницы;
- 100 грамм мёда;
- 150 грамм инжира;
- 150 грамм мёда.
Приготовление. Сварить очищенные зерна пшеницы. Отдельно сварить инжир с изюмом. Всё перемешать, добавив мёд.

Кутья рисовая

Промыть рис, залить водой и довести до кипения. Затем откинуть на сито, подержать под холодной водой и снова поместить в кастрюлю. Добавить в кастрюлю большое количество воды и варить до готовности. Снова откинуть на сито, остудить.
Две ложки сахара развести в небольшом количестве кипяченой воды, до растворения. Добавить сироп в готовый рис. Туда же добавить и предварительно вымытый, ошпаренный и высушенный изюм без косточек.
Всё перемешать. Строгих пропорций в выборе ингредиентов нет – всё берется по вкусу.

Печеная холодная рыба

Свежие караси выпотрошить, оставить лишь икру, и запекать (время от времени следует поворачивать с боку на бок). После пропекания рыбы, сделать с боков надрезы, и печь до готовности. Подавать в холодном виде.

Взвар из сухофруктов

Ингредиенты:
- 1 литр воды;
- 500 грамм сухофруктов;
- 1 стакан сахара;
- корица.
Приготовление. Сухофрукты вымыть, поместить в кастрюлю, добавить корицы и залить водой. Довести до кипения и накрыть крышкой. Варить на небольшом огне до готовности. Когда остынет, фрукты вынуть, а в сок добавить сахар, довести до кипения, снять с огня и снова добавить туда фрукты. Пить можно и в горячем, и в холодном виде.

Кисель

Ингредиенты:
- 125 грамм сочных ягод;
- 125 грамм сахара;
- 30 грамм крахмала;
- 800 грамм воды.
Приготовление. Сочные ягоды (малина, земляника, ежевика, смородина, черника, голубика, брусника или клюква) вымыть и отжать из них сок.
Сварить выжимки и процедить, добавить в отвар сахар и довести до кипения.
Залить водой крахмал, размешать и добавить в кипящий сироп.
Помешивая, добавить в сироп и сок. Сразу после закипания быстро охладить. По вкусу можно добавить и лимонную кислоту.

Приметы на Рождественский сочельник

Метель в канун Рождества – к ранней листве.

Снежная погода на Сочельник – к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залазили под стол и «цыкали», как цыплята – чтобы куры хорошо водились.

Жадность и скупость совершенно не для этого времени – это время подготовки к великому празднику, заготовки покупок и подарков.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце – на лето.
После наступления Сочельника, после вечерней церковной службы в этот день, заниматься хозяйственными делами нельзя. Оно и понятно – ведь вот-вот уже наступит один из самых главных праздников, который празднуется в течение трех дней!

15.12.2014

Пост перед наступлением Рождества - время, которое предназначено для спокойных размышлений и молитв, для подготовки к одному из самых радостных праздников в христианской религии.

Однако некоторые, тщательно соблюдая запрет на вкушение пищи до появления на небе первой звезды, не могут дать ответ на вопрос, почему так принято делать. Не только верующим, но и любителям истории, а также всем, кто интересуется традициями и обычаями, будет интересно узнать, как появилось это строгое христианское правило.

Для выяснения обстоятельств его возникновения придется обратиться к библейским сказаниям. А они повествуют о том, что Иосиф и Мария незадолго до предполагаемого срока родов отправились в Вифлеем. Причиной послужила предпринятая властями перепись населения. Поскольку Иосиф был родом из Вифлеема, он отправился туда, и жена его пошла с ним.

Не найдя пристанища в Вифлееме, пара долго блуждала в поисках места, где можно было бы отдохнуть. Все это время они ничего не ели. Наконец они обнаружили пещеру, где и укрылись. Там-то через некоторое время родился Христос. О появлении на свет Божественного Младенца возвестила рождественская звезда. Таково предание...

С тех самых пор христиане в память о страданиях матери Христа соблюдают пост строго до появления первой звезды. Таким образом они могут сильнее проникнуться переживаниями и чувствами, предвещающими рождение Иисуса. Возникает некая мистическая общность с Марией и ее Сыном, более полно ощущается связь между теми далекими событиями и современностью.

Христианские священники рекомендуют соблюдать пост в целях телесного и духовного очищения, избавления от греховных мыслей. Появление звезды на небосклоне символизирует момент рождения Иисуса. Теперь можно радоваться и вкушать пищу: вскоре после появления Вифлеемской звезды в пещеру к Марии и Иосифу пришли волхвы, принесшие с собой дары.

Правда, первая пища должна быть еще постной: это кутья и узвар. Время пировать придет чуть позже. В наше время не только верующие, но и многие люди, придерживающиеся атеистских убеждений, стараются соблюдать старинный обычай. Во-первых, это уважение к своей истории и народной памяти, а во-вторых, строгий пост действительно очищает организм и просветляет голову.

Как и во многих старых обычаях, в этом заложена глубокая мудрость. Правда, тем, кто имеет проблемы со здоровьем, лучше от поста воздержаться, а вот остальные могут попробовать выдержать его - возможно, это изменит не только многие мысли, но и какие-то жизненные цели.

Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или "навечерие Рождества Христова" - канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности - уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

"Символ" Сочельника

Главное постное блюдо Сочельника (видоизмененное "сочевник") - это сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", - вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует "воскресшую жизнь", а мед - "сладость будущей блаженной жизни".

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища - "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного - сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и в молитве, все другое отходило на второй план", - напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в Сочельник, помимо сочива, готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой - в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества - вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан - как Богу и смирна - как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если Сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих и по своему характеру не постные, а праздничные, - тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии - отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, - это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается, прежде всего, особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", - говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина - допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в Сочельник относится, прежде всего, к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году - это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в Сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", - рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограмм "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

"Тайна боговоплощения"

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, - Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель - часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", - сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать Сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали "колядовать": ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные, обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в "святочные дни" - период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.

Елочный торг. Г. Манизер. 1870-е годы. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — сайт рассказывает о традициях Рождества.

Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале сайт.

История праздника

Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

Елка на Руси и в СССР

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.



В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Рождественские традиции

Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

Рождественские угощения

Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.

Услышав слова: «Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждем-с», - многие и сегодня вспомнят продолжение рекламного слогана уже несуществующего банка . Для людей религиозных эта фраза наполнена совсем другим смыслом - ожиданием появления в небе Вифлеемской звезды, которая, по легенде, возвестила волхвам о рождении Христа.

Астрономы имеют свое объяснение этому небесному явлению и считают появление «звезды на востоке» следствием совпадения редких астрономических и астрологических событий. Оставила пророческая звезда след и в материальной культуре: изображениями звезд украшали интерьеры, до сих пор макушки новогодних елей украшают звезды, женщины вывязывают и вышивают восьмиконечные звезды в орнаментах своих рукоделий. Считают, что звезда приносит благополучие и счастье и устанавливает связь между духовным и материальным миром.

Постные традиции

Сегодня Сочельник, день накануне Рождества Христова. В этот день завершается четырехнедельный рождественский пост, и религиозные традиции запрещают верующим принимать пищу до наступления темноты и появления первой звезды. С этим днем издавна связано много традиций и особых ритуалов.

Название «сочельник» дню перед Рождеством дала особая пища - сочиво - рисовая или пшеничная каша с медом, орехами и изюмом. Она являлась первым обязательным блюдом ужина накануне праздника. Сочиво - это хлебное зерно, размоченное в воде, меде, бульоне или подливке, оно символизировало прорастание, начало жизни. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже - пшеница, а у зажиточных людей - рис.

Сочиво из пшеницы. Как приготовить?

Ингредиенты : потребуется 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 2-3 столовые ложки мака, 140 г ядер грецкого ореха.

Способ приготовления : пшеницу перебрать, тщательно промыть. Зерно замочить на два-три часа в холодной воде. Затем откинуть на дуршлаг или марлю, слить воду и переложить пшеницу в кастрюлю. Залить чистой водой в пропорции 1:3, слегка посолить, варить на тихом огне два часа или поставить в духовку, где томить при 180`С до мягкости. Пока варится пшеница, залить мак крутым кипятком. С пшеницы слить воду, в которой она варилась. Немного отвара сохранить и развести в нем мед. Пшеницу полить медовой водой.

С мака слить воду, набухший мак растереть в ступке или прокрутить через мясорубку с частой решеткой несколько раз. Орехи порубить, поджарить на сухой сковороде. Смешать пшеницу, мак и орехи, дать немного настояться. Сочиво готово.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба и густой взвар из целых или порезанных на половинки фруктов. От компота взвар отличается более насыщенной концентрацией, символизирует полное созревание жизни и ее окончание. Сочиво и взвар или кисель являются символами рождения и смерти.

Дополнить меню могут блюда из овощей и бобовых. Количество блюд предрождественского ужина может доходить до двенадцати. Все вместе они служат напоминанием о зернах и плодах, принесенных Христу волхвами в день его рождения.

К ужину верующие приступают после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питье не употребляются. Мясные блюда на столе постящихся появляются только после торжественной литургии в День Рождества Христова.

Стол к трапезе готовили особым образом - выстилали соломой, а сверху покрывали отбеленной скатертью. Это отсылало верующих к легенде о том, что Христос родился в овечьем хлеву на соломе. Ужин Сочельника у верующих - это тихая семейная трапеза, без долгих посиделок и пустых застольных разговоров.

Игровые обряды

Другая рождественская традиция - колядки. Из небольшого ящика - вертепа - устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывали действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Молодые люди «рядились» - надевали на себя тулупы мехом наружу, лица прятали под звериными масками и распевали рождественские гимны.

Деве Марии

Рождество Христово - Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песни пел:

Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте

Днесь - Христово Рождество!

Я лечу от Бога, Радость вам принёс,

Что в вертепе бедном родился Христос.

Скорей поспешайте,

Младенца встречайте Новорожденнаго.

Пастухи с Востока раньше всех пришли,

В яслях на соломе Младенца нашли.

Стояли, рыдали, Христа прославляли

И Святую Матерь Его.

А волхвы, увидя яркую звезду,

Пришли поклониться Богу и Царю.

Богу поклон дали, Царю дары дали:

Злато, смирну и ливан.

А Ирод мятежный о Христе узнал,

Убить всех младенцев воинов послал.

Младенцев убили, мечи притупили,

А Христос в Египте был.

Много мы грешили, Спасе пред Тобой.

Мы все люди грешные, Ты один Святой.

Прости согрешенья, дай нам оставленье.

Днесь - Христово Рождество!

Считалось, что в рождественскую ночь встречаются силы добра и зла. Добрые силы зазывали колядовать или угощать артистов сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Злые силы собирали шабаш ведьм, беснующихся в своем бессилии, и тянули людей на гадания.

Гадальные обряды с укоренением христианства утратили свою актуальность, но о различных способах заглянуть в будущее знают многие. Случается, что и в наши дни гадания по башмачку, зеркалу, пеплу, кольцу, луковице или собачьему лаю заставляют гадальщиц затаить дыхание. Считается, что и желания, загаданные в ночь перед Рождеством, имеют много шансов исполниться.

Рождественские гадания на свечах делаются следующим образом:

необходимо взять остатки воска или парафина от свечей белого цвета, разноцветные и праздничные свечи не подойдут. Воск выложить в металлическую посуду, расплавить на большом огне и быстро влить в холодную воду. Фигура, которая при этом образуется из застывшего воска и рассказывает о будущем.

Толкование фигур:

если капли воска застынут в виде дома - это означает, что в ближайшем будущем у вас появится новое хозяйство, а у девушки - жених;

если фигура бесформенная, то будущее сулит неприятности;

если увидите дерево, то обратите внимание на направление его ветвей: тянутся вверх - близко радость, если склонились к низу - будет скука, тоска и печаль;

свеча или кольцо предрекают близкую свадьбу;

если на дно упал блин, то девичество девушки затянется.

После Сочельника до праздника Крещения, который отмечают 19 января, продолжаются святочные недели. Жадность и скупость совершенно не для этого времени - это время заготовки подарков и покупок.

Приметы на Рождество

Гадания наши предки не приветствовали, но за приметами наблюдали. Считалось, что метель в канун Рождества - к ранней листве, снег на Сочельник - к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залезали под стол и «цыкали», как цыплята - чтобы куры хорошо неслись.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце - на лето.

Погода в этом году народным приметам следует. Независимо от того, решите ли вы присоединиться к народным традициям или нет, мы желаем вам счастья, здоровья, благополучия и ярких звезд на вашем пути!