Удобный флаг судна. Российские корабли продолжают ходить под иностранными флагами. Порядок регистрации судов в Украине

26.06.2021 Утепление

Почему российские судовладельцы эксплуатируют свой флот не под российским флагом?

Невероятно, но факт: сегодня 9 из 10 судов, принадлежащих отечественным судовладельцам, ходят в морях-океанах под иностранными флагами. Если бы это отражалось только на российских моряках, которые плавают на таких судах, – они лишаются поддержки своего государства, поскольку по международным законам оказать помощь судну под иностранным флагом, попавшему в переплет, Россия не может (единственное, на что могут рассчитывать наши соотечественники, – на гуманитарную помощь).

Но это отражается и на доходах нашего государства: российский бюджет несет существенные потери в виде недополученных налогов от флота, которого у России, по сути, получается, нет, не говоря уже о разрушенной судостроительной отрасли (ставшей ненужной за отсутствием флота). Про патриотизм и репутационные издержки пока помолчим, хотя и они вызывают немало вопросов.

Почему же российские судовладельцы эксплуатируют свои суда под чужим флагом? И куда смотрит при этом правительство морской державы, потерявшей флот?

«Дешевый» флаг

Сегодня в мире создана такая система, которая позволяет судовладельцам без ограничений выбирать законы (флаг) той страны, которые их больше устраивают в плане предоставления преференций и налоговых льгот.

– В настоящее время суда могут принадлежать компании, зарегистрированной в одном государстве, фактически быть собственностью владельца из другой страны, а судно может ходить под флагом третьей страны, – говорит доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета при председателе Счетной палаты РФ Елена Румянцева.

К слову, сегодня около 2/3 мирового торгового флота зарегистрировано в трех десятках стран и территорий «дешевого» флага. Ведущее место занимает Панама. За ней следуют Либерия, Греция, Мальта, Кипр, Норвегия, Сингапур и Китай.

Государства, регистрирующие суда, можно разделить на две группы: с закрытым и открытым реестром. Первый подразумевает возможность регистрации судов только резидентами страны, которые подпадают под полное налогообложение. Второй – возможность регистрации судов нерезидентов или их местных офшорных компаний с освобождением или существенным снижением налогов на доходы от эксплуатации судов. Большинство стран «дешевого» флага одновременно являются и признанными офшорными центрами.

– Режим «удобного» флага предоставляет существенные льготы, – продолжает Елена Румянцева. – Он гарантирует судовладельцам очень быструю и упрощенную регистрацию иностранных судов как в самой стране «дешевого» флага, так и в ее зарубежных консульствах. А еще возможность беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны. Администрация морских регистров портов обеспечивает анонимность директоров судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности коммерческих операций. Именно поэтому так много российских судов ходит под «дешевыми» флагами.

Премьер пристыдил офшорами

Ныне даже крупнейшее государственная судоходная компания ОАО «Совкомфлот» тоже предпочитает «дешевые» флаги. Компания специализируется на морской транспортировке энергоносителей, обслуживая около 25% всех экспортных поставок энергоносителей из России, входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира. Предприятие управляет 157 судами общим дедвейтом почти 12 млн тонн. 100% акций компании принадлежит государству.

Однако под российским флагом у «Совкомфлота» ходит около десятка судов. В основном это балкеры. А танкеры бороздят просторы Мирового океана под флагами Кипра, Либерии, Мальты, Испании. К примеру, танкер «Невский проспект» плавает под флагом Либерии, танкер «Юрий Сенкевич» – под флагом Кипра, а «Максим Горький» ходит под флагом Багамских островов.

Напомним, что в свое время Россия занимала пятое место в мире по количеству морских торговых судов. В 80-х годах в стране был флот из 9 тыс. судов общим дедвейтом 22 млн тонн. Сегодня насчитывается 1,7 тыс. судов суммарным тоннажем 18 млн тонн. При этом более 60% этих судов ходит под чужими флагами. Причина проста – в России судовладельцы платят в виде налогов до 80% своей прибыли, в европейских странах – 10-15%, а в офшоре – 5%. Вот и весь секрет.

Но «Совкомфлот», как и другие государственные компании, некоторое время тому назад получил «задание» от премьер-министра Путина порвать с офшорами. Владимир Путин объявил об этом на совещании по электроэнергетике в Хакассии. Премьер выступил тогда с резкими заявлениями, разоблачающими коррупцию. В числе необходимых мер глава российского правительства назвал вывод компаний из офшоров и раскрытие информации о доходах руководителей. «Стратегические отрасли экономики должны быть выведены из офшоров», – строго заявил В. Путин. Он попросил Минэнерго, Минэкономразвития, отраслевые ведомства, а также государственные инфраструктурные компании «Газпром», «Транснефть», РЖД, «Совкомфлот», «Внешэкономбанк», «Внешторгбанк», «Росатом» в течение двух месяцев доложить о принятых мерах.

К слову, в стране немного судоходных компаний, которые до сих пор, можно сказать, являются офшорами и, по сути, работают преимущественно на экономику других стран. При этом российские чиновники спокойно смотрят на то, как от этого страдает бюджет России и ее экономика. Следствием такой политики, очевидно, стало крушение судостроения и судоремонта, возникла угроза исчезновения системы подготовки морских кадров, а также снижения стандартов безопасности судоходства.

Нам поможет международный реестр?

Морские государства мира столкнулись с практикой «ухода» своих судов в офшоры более 30 лет назад. Но практически сразу же в Европе стали предприниматься попытки решить эту проблему. Одной из действенных мер для многих европейских стран стало введение национальных международных реестров судов.

Первой его ввела Норвегия в 1986 году. По уровню фискальной нагрузки международный реестр этой страны занимает промежуточное положение между офшорами и действующим традиционным реестром. Нововведение оказалось столь успешным, что и другие страны поспешили обзавестись такими же реестрами. Сегодня Норвегия вернула себе 90% флота, Дания – 97,5%, Турция – 84%, Португалия – 83%, Италия – 70%, Великобритания – 55%.

С 2006 года такой реестр есть и у России. Это так называемый Второй реестр, или Российский международный реестр судов (PMPC), который существенно упрощает юридические формальности регистрации и снижает налогооблагаемую базу. Но ощутимых результатов его создание пока не принесло.

– Еще в начале 2010 года, по данным Росморречфлота, более чем из 3 тыс. судов, имеющих право плавания под российским флагом, в PMPC было зарегистрировано не более 300, причем в основном класса «река-море», – рассказывает доктор экономических наук, директор Института микроэкономики Сергей Гальперин. – Все остальные российские суда продолжили работать под флагами Кипра, Белиза, Камбоджи, Панамы и Монголии.

Регистрация в международных реестрах этих стран действительно в разы дешевле, чем в российском. Например, в случае регистрации в PMPC судно, купленное за рубежом, облагается налогом примерно в 24% от его стоимости. А для получения флага Монголии требуется заплатить лишь 2,5% стоимости судна. Еще дешевле обходится схема с регистрацией компании-судовладельца в офшорах.

Но есть и другое объяснение популярности офшорной регистрации. Большинство судов российские судовладельцы строят на иностранных верфях на заемные средства западных банков, которые в качестве ключевого условия выдвигают требование офшорной регистрации. Почему же тогда нужно обращаться к Западу? Потому что строить в России суда уже негде (утрачены мощности и технологии), а брать кредиты в российских банках все еще нельзя (проценты по кредитам запредельные, сроки короткие – банковская система все еще у нас формируется, поддерживается правительством и опять формируется).

Между тем сегодня зарегистрировавшиеся в РМРС суда не платят четыре налога – на имущество, на прибыль, транспортный налог и НДС. Таким образом, по сравнению с ранее существовавшими для судовладельцев условиями работы новый закон о Российском международном реестре судов значительно снижает затраты на эксплуатацию судов (налоговая нагрузка уменьшается в 2 раза). В то же время, в отличие от регистрации в офшорах, приписка к РМРС не освобождает судовладельца от уплаты единого социального налога (ЕСН). Это обстоятельство снижает привлекательность РМРС, зато, как считают разработчики закона, гарантирует социальную защиту моряков: пенсионное и медицинское обеспечение.

В ноябре 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о государственной поддержке российского судостроения и судоходства, принятый Государственной Думой РФ месяцем ранее. Этот документ внес соответствующие изменения в ряд действующих законов, в том числе в Налоговый и Трудовой кодексы. При этом расширяется и сфера действия Российского международного реестра судов на все типы судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.

В частности, предусматривается освобождение от уплаты налога на прибыль операций в отношении реализации судов, зарегистрированных в РМРС, доходов от каботажных перевозок, осуществляемых судами, построенными после 1 января 2010 года на российских судоверфях и зарегистрированными в РМРС.

Вместе с тем вводится запрет на регистрацию в РМРС судов возрастом более 15 лет, состоящих в иностранных реестрах судов, а также аналогичных по возрасту судов, используемых для буксировки в каботажах.

Законом также предусматривается освобождение судоходных компаний, производящих выплаты экипажам судов, зарегистрированных в РМРС, от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды с 2012 по 2027 год.

Как построить новые суда?

В соответствии с обновленным законодательством теперь владельцы судов, зарегистрированных во Втором реестре, освобождаются от уплаты всех налогов и таможенных платежей при ввозе судна. Они будут платить лишь регистрационный взнос ($1,3-4 тыс. в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодные потоннажные сборы ($3-10 тыс. с судна). Владельцы зарегистрированных в РМРС судов освобождаются и от обязательной продажи валютной выручки, доходы могут размещаться в иностранных банках без разрешения ЦБ РФ. С валютных операций по финансированию покупки или аренды судов тоже снимаются все ограничения.

Разработчики закона уверены, что российский флот существенно увеличится, в том числе и за счет судов, вернувшихся под родной флаг, что за первый год функционирования РМРС в новых налоговых условиях возможно получить доход порядка $15 млн. Ожидается и мультипликативный эффект: заказы на строительство и ремонт судов на российских верфях составят около $500 млн в год. Дополнительно появится около 18 тыс. рабочих мест для плавсостава, 150 тыс. рабочих мест – в судостроении и судоремонте.

По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, РМРС способен в перспективе пополнить количественный состав судов под российским флагом на 750 единиц общим дедвейтом свыше 17 млн тонн и общей стоимостью $13 млрд. Это, во-первых, за счет принадлежащих российским судовладельцам морских судов и судов класса «река-море», зарегистрированных под иностранными флагами. Во-вторых, за счет судов, которые будут построены на отечественных верфях для российских судовладельцев (80% нового флота). В-третьих, за счет судов иностранных судоходных компаний.

– Без бюджетных средств можно вернуть под флаг России около 700 судов, – считает И. Левитин. – Это фрахт на $2,5 млрд. Сегодня из 6 млрд российского фрахта мы транспортируем лишь 5%.

Безусловно, принятие закона о Российском международном реестре судов стало важным шагом в деле возвращения отечественного флота под российский триколор. Но для его массированного возвращения под российскую юрисдикцию одного этого закона недостаточно. Сейчас принят второй важный закон – о поддержке российского судостроения и судоходства, который активизировал изменение законодательства и улучшение условий регистрации во Втором реестре.

Закон закрепил (сроком на 15 лет) норму о нулевой ставке страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов, с компенсацией этих взносов из государственного бюджета РФ (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Судовладельцы получают возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей судов – только НДФЛ (13%). Члены экипажей судов, которые находятся за рубежом свыше 183 суток в году, по новому закону будут облагаться налогом по той же ставке 13%, вместо 30%-ной ставки, действовавшей ранее, и др.

Эксперты расценивают новый закон как революционный для обеих отраслей – и для судостроения, и для судоходства.

Однако возвращение флота под российский флаг, наверное, все же будет нескорым. Легко ломать – трудно создавать: и судостроительные мощности, и банковскую систему, и налоговую, да и в целом условия для притока инвестиций в страну. Ведь большинство судоходных компаний являются частными, а частный бизнес весьма чувствителен к инвестиционному климату и состоянию политической системы.

ИЗ ДОСЬЕ «МВР» *

Российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы Riggs Walmet Group.

Сегодня, по данным Министерства экономического развития РФ, 90 из 100 российских компаний держат свое «имущество» в офшорах.

Надежда ПОПОВА

Под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна, выдачей судну соответствующих документов, предоставлением судну права плавания под флагом данного государства. Национальность судна указывает, законам какого государства судно подчиняется. Флаг является внешним выражением национальности судна.
Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь: наличие между государством флага и судном правовой связи в экономической, технической, административной и социальной областях для осуществления государством своей юрисдикции и контроля за судами, плавающими под его флагом.
Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться его юрисдикции в открытом море. Оно не может менять флаг во время плавания или при заходе в порт, за исключением случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Существуют страны, которые не участвуют в вышеуказанной Конвенции, согласно законодательству которых суда могут быть зарегистрированы в двух и более реестрах разных государств. Следовательно, они могут менять свой флаг, пользуясь ими по «удобству». С точки зрения стран - участниц Конвенции такие суда не вправе требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и могут быть приравнены к судам, не имеющим национальности.
ITF (англ. International Transport Workers" Federation) - Международная федерация транспортных рабочих - определяет удобный флаг следующим образом: «Если подлинный судовладелец находится за пределами государства флага судна, то это судно считается под "удобным" флагом».
Еще во время Первой мировой войны Панама, а позднее и Гондурас приняли законы об условиях регистрации иностранных торговых судов, позволявшие обойти конкурентов под национальными флагами развитых государств. Достигалось это путем упрощения, а зачастую и преднамеренного занижения законодательных стандартов в социальной трудовой сфере и налогообложении.
Перечисленные «удобства» и добавившиеся позднее другие послабления оказались настолько привлекательными для судоходных компаний по сравнению с национальными законами, что в послевоенные годы практика регистрации под «удобными» флагами получила широкое распространение.
Сегодня масштабы использования «удобных» флагов в мире достигли рекордного уровня: под ними зарегистрировано уже более половины всех судов мирового торгового флота.
К числу государств, предоставляющих «удобные» флаги (иногда их также называют странами открытой регистрации) в настоящее время, в частности, относятся: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Кипр, Джибути, Гибралтар, Гондурас, Либерия, Люксембург, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Панама, Сингапур и др.
Основные причины сохранения «удобных» флагов следующие:
- продажа национального регистра является одним из важнейших источников пополнения доходов государственного бюджета. Так, Панама ежегодно зарабатывает на своем регистре около 45 млн долл.; Кипр - 22 млн долл.; Багамские острова - 15 млн долл.;
- для судовладельцев в странах с высокими налогами перевод судов под «удобные» флаги является своего рода налоговым убежищем, поскольку в странах открытой регистрации некоторые налоги вообще отсутствуют, а имеющиеся несопоставимо низки;
- «мягкие» технические требования к судам: к примеру, Сент-Винсент и Гренадины называют «мусорным ящиком» мирового торгового флота, так как многие судовладельцы переводят свои суда под этот регистр перед продажей на слом;
- низкие требования в социальной сфере, особенно в части зарплаты моряков, продолжительности рабочего дня. Это является причиной настоящей войны, объявленной «удобным» флагам Международной федерацией работников транспорта.
Судовладельцы разных морских держав часто отдают предпочтение какому-либо одному из «удобных» флагов. Так, греческие компании явно тяготеют к флагу Кипра: под этим флагом зарегистрировано 1/3 всего греческого тоннажа и фактически огромный флот Кипра на 60 % принадлежит Греции. Японские компании предпочитают флаг Панамы, американские - флаг Либерии.
В Российской Федерации произошли изменения по данному вопросу. Если раньше СССР был против «удобных» флагов, то сейчас РФ находится в середине ведущих стран мира по масштабам их использования.
Основные причины:
- несовершенство финансово-кредитноИ системы в стране;
- непомерно высокие проценты за пользование кредитом.
Судовладельцы вынуждены производить обновление существующего
флота за счет западных кредитов под залог имеющихся и приобретаемых судов. Обязательным требованием западных кредиторов в этом случае является регистрация закладываемых судов под «удобными» флагами и передача функциИ управления опытным западным компаниям.
МассовыИ уход национального флота под «удобные флаги» вызывает следующие негативные реакции:
- значительное снижение налоговых поступлениИ в национальныИ бюджет от судоходного бизнеса;
- обострение проблемы трудоустроИства россиИских морских кадров;
- снижение безопасности судоходства ввиду использования на судах в основном низкоквалифицированноИ рабочеИ силы из развивающихся стран;
- снижение потенциала национальноИ безопасности из-за снижения мобилизационноИ готовности торгового флота, зарегистрированного под «удобными» флагами.
Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы (среди них Дания, Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, КитаИ и др.) для преодоления тенденциИ оттока флота под «удобные» флаги стали создавать международные судовые реестры, ос- новноИ особенностью которых является специальныИ налоговыИ режим для зарегистрированных в них судов.
В России для решения задач, стоящих перед морским транспортом, был принят ФедеральныИ закон от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ «О внесении изменениИ в отдельные законодательные акты РоссиИскоИ Федерации в связи с созданием РоссиИского международного реестра судов» , которыИ вступил в силу 24 января 2006 г.
Целью образования РоссиИского международного реестра судов является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условиИ, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем россиИских и иностранных судов, компенсирующих все экономические преимущества стран с открытоИ регистрациеИ.
Судоходные компании, имеющие в своем составе суда, зарегистрированные в РоссиИском международном реестре судов, освобождаются от уплаты налога на имущество, налога на прибыль, транспортного налога. Суда, приобретаемые за рубежом, при ввозе в Россию освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. При строительстве на отечественных верфях суда, которые будут зарегистрированы в созданном реестре, освобождаются от уплаты НДС. Из налогов уплачивается только единыИ соци- альныИ налог.

Корабли под флагом сухопутной Монголии, не имеющей никаких выходов к морю, в последнее время всё чаще мелькают в сводках новостей - главным образом, скандальных. Так, около месяца назад Стокгольмский международный институт мирных исследований (SIPRI) заявил, что Россия возит в Сирию военные грузы на бывшем украинском транспортном корабле «Георгий Агафонов», купленным через Монголию. А в конце прошлого года западные СМИ потрясла новость о том, что 21 декабря в порт Керчи, в обход санкций США и Европы против Крыма, прибыл танкер со сжиженным газом под монгольским флагом.

Как это ни удивительно, но мировой океан сегодня бороздят сотни морских судов с эмблемой «Соембо» - государственным символом Монголии. И каждый месяц их число увеличивается примерно на десяток. Разумеется, на самом деле эти суда фактически принадлежат другим странам и ни одного монгола вы на них, скорее всего, не увидите. Хитрость в том, что в 2003 году Монголия организовала международный морской регистр, предложив всем желающим судовладельцам зарегистрировать свои корабли у нее.

Под удобным флагом

Открыв морской регистр для всех желающих, Монголия вступила в международный клуб стран, предоставляющих услуги «удобного флага». Начало этому феномену положила Панама, которая первой ввела льготный режим приписки судов в 1925 году. Услуга оказалась очень востребованной - в первую очередь североамериканскими контрабандистами, которые начали использовать суда под панамским флагом, чтобы обойти «сухой закон», запрещавший американским кораблям перевозку алкоголя. С началом второй мировой войны спрос на панамский флаг ещё больше возрос - США, чтобы сохранить видимость нейтралитета, использовали его для своих судов, перевозивших грузы в воюющую Европу.

Поняв, что национальный флаг может стать весьма прибыльным товаром, примеру Панамы во второй половине двадцатого века последовали многие страны, не имеющие других шансов на экономическое развитие. Сегодня признанными странами «удобного флага» являются такие страны, как Либерия, Антигуа и Барбуды, Белиз, острова Кука, Гондурас, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Тувалу и Вануату. Всего же услуги льготной регистрации морских судов предоставляют более 50 стран, в том числе два государства, вообще не имеющие выхода к морю - Монголия и Боливия.

Мировые лидеры по тоннажу

Примечательно, что США и Великобритания, регулярно развязывающие шумные кампании против офшорных зон, сами контролируют большинство офшоров. Например, только под британской юрисдикцией находится 12 офшоров, таких как Нормандские оcтрова, остров Мэн, Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар и т. д. В США существуют как «внутренние» офшоры (Делавэр, Вайоминг) так и островные: Виргинские острова США, Пуэрто - Рико. В зоне ЕС находится более десятка юрисдикций с признаками офшора: Монако, Мальта, Кипр, Ирландия, Нидерланды, и другие.

Неудивительно, что к 2004 году в странах «удобного флага» было зарегистрировано три четверти мирового торгового флота (по тоннажу). Десять основных реестров «удобного» флага сосредоточили половину общего дедвейта мирового флота, причём на Панаму и Либерию приходится треть мирового тоннажа, а на ещё три регистра (Багамские острова, Мальта и Кипр) - ещё 15%.


Страны-лидеры по использованию «удобных флагов».

От пожаров до терроризма

Система «удобного флага» регулярно подвергалась критике за фактическую бесконтрольность кораблей, купивших регистрацию в той или иной льготной юрисдикции. В результате на таких судах регулярно нарушаются требования безопасности плавания и трудовое законодательство, не проверяется техническое состояние судов, что зачастую приводит к катастрофам.

В этом смысле одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, которая первой предложила клиентам «высокие технологии» - регистрацию судов через Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов. В итоге за десять лет из 450 официально зарегистрированных в этом реестре судов 25 погибли или были списаны после аварии, 41 судно пострадало в столкновениях, на 9 возникали крупные пожары. Ещё девяти судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу другим судам и окружающей среде.


Катастрофа, Hillebrand Steve , 2015 год.

В конце концов камбоджийский реестр был закрыт, но в целом ситуация с «удобными флагами» не менялась до терактов в США 11 сентября 2001 года. После них ООН, озабоченная угрозой терроризма, порекомендовала чаще проверять суда под флагами Либерии, Кипра, Панамы и других традиционных офшоров.

Этим обстоятельством и воспользовалась Монголия, открывшая в 2003 году свой морской регистр для всех желающих. Момент был выбран весьма удачно - поскольку страна не значилась ни в каких черных списках, монгольский флот начал пополняться в среднем на 10 кораблей ежемесячно. Сегодня в Реестре морских судов Монголии зарегистрировано около 2,5 тысяч судов, в первую очередь, китайских и российских.

Не надо жадничать

Для судовладельцев основной довод в пользу перехода под «удобный» флаг - возможность избегать высокого налогообложения. Например, в России для регистрации судна его владельцу нужно заплатить таможенную пошлину (5% от стоимости) и НДС (18% от стоимости). Таким образом, при стоимости морского судна от 25 млн до 60 млн долларов, регистрация будет стоить от 6 до 14 миллионов. А за регистрацию в Монголии взимается всего лишь ежегодная плата в размере от 100 до 3000 долларов. Понятно, что для клиента страна степей оказывается более привлекательным вариантом.


Неудивительно, что российский судоходный бизнес сегодня считается одним из наиболее вовлеченных в оффшорную деятельность. Из контролируемых Российской Федерацией 1387 судов под российским флагом находится 1110 судов дедвейтом 5 989,4 млн. т, под иностранным флагом - 277 судов дедвейтом 14 279,9 млн. тонн. Примечательно, что средний возраст судов под российским флагом составляет 20,5 лет, под иностранным - 9 лет. То есть все самые большие и новые российские суда зарегистрированы в офшорах.

Владимир Путин поручил вернуть под флаг России 27 рыболовецких судов, зарегистрированных на Кипре

Россия полна решимости уже в ближайшие годы восстановить статус великой морской державы - об этом не раз за последние годы заявляли руководители нашей страны. Однако до сих пор подавляющее большинство судов отечественного торгового флота ходит по морям и океанам под чужими флагами. Почему же не удается вернуть их под российский триколор?

Ситуация в области морских грузовых перевозок в России за минувшие два десятилетия складывалась катастрофически. Бывшая когда-то практически вне конкуренции торговая армада сократилась чуть ли не до размеров флотилии. Если конкретно - с 1800 до 172 единиц, то есть в разы. За последние несколько лет численность российских судов удалось удвоить, но остальные и сегодня ходят под чужими, или, как еще говорят, «удобными» флагами.

Тема эта далеко не новая, но и сегодня из разряда чрезвычайных. Правда, чиновники иногда называют другие цифры: мол, Россия контролирует более 1,5 тысячи судов. Лукавое это слово – «контролирует». Ну, в самом деле, уместно и допустимо ли применять его к собственности, принадлежащей другим странам? А значительная часть «плавсредств», которые работают на наши судоходные компании, именно таковой и является.

Сейчас сотни российских судов приписаны к портам Либерии, Панамы, Мальты, Багамских островов, Кипра, Камбоджи, Белиза и других государств, подчас даже не имеющих выхода к морям и океанам, которые сделали национальным бизнесом предоставление подобной «прописки».

Они «удобны» тем, что предлагают судовладельцам самые льготные условия: мизерные налоги, упрощенная процедура оформления документов, никаких требований соблюдать права членов экипажей, как и нормы международного мореплавания. А потому их услуги столь востребованы судоходными компаниями, которые, естественно, устремляются туда, «где глубже».

Все это - следствие непродуманной фискальной политики сменявших друг друга российских правительств. В соответствии с ней, покупая построенные за рубежом суда – а таковых сейчас подавляющее большинство – судоходные компании были вынуждены платить налоги и таможенные сборы, составляющие четвертую часть от стоимости своего приобретения. Вот лишь типичный пример. Концерн «Лукойл» заказал на одной из германских верфей пять арктических танкеров. Но для того, чтобы зарегистрировать их в российском порту, хозяевам пришлось выложить по 10,7 миллиона долларов за каждый. Даже для такого нефтяного гиганта, как «Лукойл», это чересчур.

Сегодня «присягают» чужим флагам уже более 50 тысяч российских моряков. 70 процентов россиян, трудоустраивающихся за границей, это именно они. Их наймом занимаются 360 агентств в 44 регионах России, в одном только Приморье таковых около 80. Лишь за первое полугодие минувшего года они отправили за рубеж почти 26 тысяч рекрутов.

И отношение к российским матросам и специалистам соответственное - как к подневольным. Им могут месяцами и даже годами не выплачивать жалованье, за малейшую провинность списывают на берег, вовлекают в разного рода авантюры.

Достаточно вспомнить тех бедолаг, что два года без суда и следствия промаялись в нигерийской тюрьме по обвинению в контрабанде нефти. Кроме того, в последние годы десятки российских моряков оказались пленниками морских пиратов. Совершенно игнорируется и безопасность мореплавания, как было в случае с теплоходами «Ароса» и «Вест», когда в Японском море погибли десятки наших моряков. На их флагштоках, кстати, развевались отнюдь не российские флаги, а камбоджийский и… монгольский.

Причем в вынужденную эмиграцию отправляют свои суда не только частные, но и государственные судоходные компании. К примеру, такие крупнейшие в России, как «Совкомфлот» и «Новошип». Напомню, что эти предприятия, созданные на базе Новороссийского морского пароходства, когда-то получили от государства десятки новых, самых современных судов. И быстренько вывели их в оффшоры.

Теперь большинство судов «Совкомфлота» и «Новошипа» прописаны в других странах. Им они и платят налоги, а в российскую казну поступают лишь крохи от огромных прибылей.

Три года назад оба флота были объединены, стараниями Минтранса создана третья по объему капитализации танкерная компания мира. Но, к сожалению, в ее планах не нашлось места идее возвращения судов под российские цвета. Хотя это было одним из условий, выдвинутых правительством при заключении сделки.

Ситуация парадоксальная. В то время, когда идет явное огосударствление экономики и, прежде всего, ее ключевых и самых доходных сфер, некоторые государственные же корпорации фактически действуют в противоречии с национальными интересами. А потому невольно возникает вопрос, который, наверное, не менее важен, нежели «разбор полетов» в конкретной отрасли: всегда ли государственное, точнее, госкапиталистическое управление эффективнее и даже патриотичнее, чем частнопредпринимательское? Не говоря уже о том, что чиновники, назначенные руководить этими компаниями или избранные в их советы директоров, неизбежно оказываются перед выбором между личным и общественным, и, как правило, решают эту дилемму однозначно – в свою пользу.

Ведь в совокупности отечественные судовладельцы показывают в своих годовых финансовых отчетах жалкую прибыль в 300-400 миллионов долларов. Между тем, стоимость фрахта, по некоторым оценкам, выливается в несопоставимую с нею сумму – 9-10 миллиардов! Объемы внешнеторговых перевозок только за последние годы выросли вдвое, однако на поступлениях в бюджет это почти не отразилось. Помимо прямых убытков есть еще и косвенные, которые тоже влетают нашей стране в копеечку. Вот, к примеру, какие. Средний возраст судов под российским флагом – более 24 лет. Для сравнения: у «эмигрантов» он менее девяти. Еще несколько лет, и изношенный отечественный флот придется списывать на металлолом. Более того, сегодня в нем можно буквально пересчитать по пальцам такие специализированные суда, как рефрижераторы, контейнеровозы, паромы, крупнотоннажные танкеры для экспорта сырой нефти, балкеры для доставки руды, угля, зерна и удобрений, суда для перевозки жидких химических грузов. Исчезло некогда крупнейшее Балтийское пароходство, фактически ничего не осталось от камчатского и сахалинского флотов.

Эти убийственные факты уже не один год озвучиваются на многочисленных совещаниях, заседаниях, научно-практических конференциях. Однако пока мало что изменилось.

Федеральная целевая программа «Возрождение торгового флота России», принятая еще в 1992-м, была профинансирована лишь на 0,3 процента и, понятное дело, провалилась.

Теперь ее эстафету перехватила Транспортная стратегия, рассчитанная до 2030 года. Но вот что будет в итоге?

Правда, несколько лет назад, наконец-то, был принят закон о российском международном реестре судов (РМРС), или, как его еще называют — втором реестре (первый - это российский государственный реестр судов), который до того семь лет гулял по кабинетам ведомственных чиновников и парламентариев. Как показывает международная практика - а уход под «удобные» флаги – не только наша, российская, беда – подобные реестры, предусматривающие серьезные налоговые и таможенные послабления для судовладельцев, заставляют многих из них затосковать о родных берегах. Так вернула домой почти весь свой коммерческий флот Дания, которая ныне стала лидером на рынке международных рефрижераторных и контейнерных перевозок. В значительной степени удалось восстановить морской престиж и Норвегии, Турции, Португалии, Франции.

У нас пока дело движется не очень-то активно. Как недавно отмечал глава Минтранса Игорь Левитин, сейчас в российском международном реестре зарегистрировано всего 350 судов общим дедвейтом 1,5 миллиона тонн. Причем большей частью малотоннажных: вспомогательных либо класса «река-море», да к тому же с большим «стажем». Судовладельцы не очень-то торопятся возвращаться под российский триколор. Дело это хлопотное и очень дорогое. Скажем, перевод под российский флаг танкера «Маршал Чуйков» обошелся Новороссийскому морскому пароходству в миллион долларов. Вот что недавно писал о причинах невысокой притягательности реестра известный морской эксперт Михаил Войтенко: «Как только второй реестр появился и попытался заработать, так сразу выяснилось, что он «сырой». Он моментально оброс различными ведомственными согласованиями, и процесс регистрации стал, как и полагается, до крайности мучительной операцией.

А в чем привлекательность удобного флага? Не только в налогах, а и в полнейшем отсутствии бюрократии. Клерк на Мальте за день, без вашего физического там присутствия, зарегистрирует ваше судно под столь известным сегодня мальтийским флагом.

Регистрация судна под российским флагом – это муки и месяцы времени. То есть судно может простаивать недели и месяцы в ожидании, пока его оформят. А ведь это не просто деньги, простой судна в течение пары месяцев может отправить судовладельца в нокдаун долгов, а то и в нокаут банкротства». Кроме того, как отмечает член президиума Ассоциации международного морского права Геннадий Егиян, преимущества этого реестра, «кажущиеся на первый взгляд весьма привлекательными, перечеркиваются одним кабальным условием, согласно которому судовладелец не вправе в течение 10 лет покидать РМРС. В противном случае он будет обязан заплатить сполна все налоги за прошедший период».

Для того чтобы прочно «привязать» торговый флот к родным берегам, надо решить и еще одну важнейшую задачу: коренным образом модернизировать российские морские порты. За два десятилетия наше портовое хозяйство пришло в полный упадок.

Один лишь красноречивый пример: сейчас через все «морские ворота» России ежегодно проходит вдвое меньше грузов, чем через порты Южной Кореи.

Сегодня у нас 62 морских порта. Шесть десятков удельных княжеств, руководствующихся в своей деятельности в большей степени интересами расположенных там компаний, нежели нуждами перевозчиков или задачами государства. Директор Дальневосточного НИИ морского флота профессор Ярослав Семенихин так описал ситуацию в отрасли: «Если говорить политэкономическими терминами, наблюдается конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Есть развивающаяся система портов, есть флот, железные дороги, пограничники, таможенники и т.д., и т.п., но нет полного взаимодействия и согласованности действий. В итоге в развитых странах меньше минуты уходит на оформление контейнера на таможне, а у нас – часы и даже дни». Операторы – как зарубежные, так и отечественные – обходят российские «морские ворота» стороной: их отпугивают высокие ставки в портах и железнодорожные тарифы, строгие, но зачастую совершенно нелогичные санитарные правила, из-за которых приходят в негодность скоропортящиеся продукты. В результате только на Балтике объемы переработки российских внешнеторговых грузов упали, но зато повысили загрузку порты соседних балтийских стран. Это их основной источник дохода. Под новые прибыли они инвестировали немалые средства в усовершенствование своей инфраструктуры. А в эстонском Силламяэ – основном конкуренте порта в российской Усть-Луге создана даже особая таможенная зона, условия которой позволяют максимально ускорять операции.

В 2007-м, наконец-то, был принят закон о морских портах, разработанный Союзом транспортников России, проект которого обсуждался и отправлялся на доработки целых 11 лет. Этот документ установил разграничение между портом как имущественным комплексом и работающими в нём организациями, что снимает многие вопросы. Хотя далеко не все. Так, например, известно, что практически во всем мире средства от судовых сборов государством не изымаются, а остаются на балансе портов для использования по прямому назначению. Более того, поскольку и их не хватает на содержание и развитие портовой индустрии, транспортные министерства поддерживают её субсидиями, создают льготные системы налогообложения. В России ничего подобного нет.

Если государство уже в ближайшее время не предпримет решительные и действенные шаги для возвращения «блудного флота», для его модернизации и создания современной портовой инфраструктуры, то в обозримом будущем Россия окончательно утратит статус морской державы.

О «великой» и говорить не приходится.

Закладывая более трех столетий назад на государевой верфи под Архангельском купеческие суда, ставшие первенцами российского торгового флота, мог ли думать царь Петр, что его детищу может быть уготована такая участь?..

Специально для Столетия

Целый ряд государств, в том числе и не имеющих выхода к морю (Монголия, Молдавия, Люксембург и проч.), имеет морские администрации и регистрирует в упрощенном и/или льготном режиме под своим флагом иностранные суда и на своей территории судоходные компании (как правило, это процесс взаимосвязанный), что приносит им немалые прибыли за счет огромного количества зарегистрированных судов.

Упомянутая Конвенция 1986г. не запрещает такую регистрацию, однако против ее категорически выступает ITF (Международный профсоюз работников транспорта), который подписывает с морскими администрациями «удобного флага» договора только после урегулирования вопроса о тарифной сетке заработной платы моряков.

Для регистрации под «удобным флагом» существуют морские адвокатские компании, которые готовят пакет документов и предоставляют их государственным органам (морским администрациям). Обычно после уплаты сборов за регистрацию судоходной компании и судна (судов) судовладелец не платит государству флага никаких налогов, либо очень незначительные налоги. Этот правовой режим называется режимом «удобного флага» и часто используется судовладельцами многих государств - под ним ходит около 60 % мирового тоннажа. Так, из судов американских судовладельцев более 60% тоннажа работает под «удобным флагом». Многие страны также имеют т.н. двойные реестры, то есть суда дальнего плавания зарегистрированы либо в отдельном реестре, либо в специально выделенном для этой цели национальном порту (например, суда судовладельцев Нидерландов почти все приписаны к порту Виллемстад на Кюрасао). «Удобный флаг» позволяет значительно сдерживать рост фрахтовых ставок за счет экономии судовладельцев на налогах.

6.3.Порядок регистрации судов в Украине

Порядок регистрации судов в Украине определяется двумя документами:

Кодексом торгового мореплавания Украины;

Постановлением Кабинета Министров Украины №1069 от 26.09.97 «Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины».

В Украине имеется Инспекция Государственного судового реестра и, прежде чем судно будет зарегистрировано капитаном порта, оно должно быть внесено в этот реестр и получить регистрационный номер. После этого все суда (в т.ч. вспомогательные суда рыбных портов – буксиры, мусоросборщики, бункеровщики, пассажирские катера и т.д.) должны быть приписаны исключительно к торговому порту соответствующей Морской администрацией, которую возглавляет капитан данного порта. Суда, которые несут на себе орудия лова, считаются рыболовными и приписываются исключительно к рыбным портам (Севастополь, Керчь, Ильичевск, Мариуполь), однако для них еще предварительно необходимо получить право на регистрацию от Исполнительного бюро Госкомрыбхоза.

После получения разрешения на регистрацию капитан порта оформляет «Свидетельство на право плавания под флагом Украины», которое действительно ровно до того момента, пока действительно «Классификационное свидетельство» на данное судно. По истечению срока действия «Классификационного свидетельства» всю процедуру следует повторить.

Если судно сдается в залог или ипотеку, в бербоут или тайм-чартер, об этом также должна быть уведомлена Инспекция Государственного судового реестра.

Перечень документов, подаваемых в Инспекцию Государственного реестра судов Украины и Морскую администрацию порта (для рыболовных судов еще в Исполнительное бюро Агентства Украины по рыбному хозяйству) для регистрации судна:

Анкета Государственного реестра;

Фото, правый борт, заверенное капитаном порта;

То же, левый борт;

Нотариальная копия «Свидетельства о госреестрации юридического лица»;

Выдержка из Госреестра отягощений движимого имущества (от нотариуса);

Выдержка из Госреестра отягощений недвижимого имущества (от нотариуса);

Выдержка из Госреестра ипотек (от нотариуса);

Нотариальная копия «Справки ЕГРПОУ (Единого госреестра предприятий и организаций Украины)»;

Нотариальная копия «Справки взятия на учет плательщика налогов»;

Нотариальная копия Устава судоходной компании;

Копия Классификационного свидетельства судна;

Копия «Свидетельства на право плавания под флагом» (предыдущего), либо Справки о снятии судна с регистрации

Копия «Свидетельства на право собственности» (либо купчая на судно, либо Акт приемки от судоверфи);

Копия «Мерительного свидетельства»

Копия приказа по судоходной компании на назначение лица, ответственного за регистрацию;

Копия «Свидетельства о годности к плаванию»;

Копия «Свидетельства о безопасно минимальном составе экипажа»;

Справка об отсутствии ареста

Для судов государственных компаний – справка о балансовой стоимости судна.

Если судно приобретено за границей, Временное свидетельство о праве плавания под флагом Украины выдает консул Украины в стране приобретения. Суда, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн и/или мощностью главных двигателей менее 55 кВт регистрируются в Судовой книге Украины в упрощенном порядке. Судовладельцы Украины платят налоги точно так же, как и любое предприятие - НДС, на прибыль, отчисления в социальные фонды и т.д.- примерно 33% от прибыли судна, плюс отчисления в социальные фонды для членов экипажа.

Кроме «Свидетельства на право плавания под флагом» (Судовой патент- Ship’s Patent) морская администрация Украины также выдает бессрочно «Свидетельство на право собственности» и «Свидетельство о безопасно минимальном составе экипажа» (Safe Manning List Certificate).

В ряде стран, вместо упомянутых «Судового патента» и «Свидетельства на право собственности», выдается единое свидетельство о регистрации.

Название судну присваивает судовладелец. Кроме того, Государственным центром радиочастот Украины по заявке судовладельца судну присваивается позывной сигнал, идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова радиостанции. Номер ИМО, который независимо от перемены названия судна, его собственника, его флага, остается неизменным, судно получает при постройке в Украине через национальную Морскую администрацию, однако судовладелец имеет право и самостоятельно обратиться в ИМО по поводу присвоения номера.