Проживание в доме становится комфортным, когда в нем тепло. Чтобы отопление квартиры никаких проблем не вызывало, необходимо устанавливать качественные современные радиаторы. Как правило, этот процесс происходит еще на этапе строительства. Но со временем обязательно возникает потребность в замене батарей отопления.
Причин задуматься, что замена батарей в вашей квартире неизбежна - много. У кого-то радиаторы от старости сгнили и протекают мелкими струями воды. Механическое разрушение части отопительной системы и батареи происходит в результате гидроудара, который состоит в резком росте давления в системе.
У других радиаторы не дают достаточно теплоты, намекая, что внутри больше грязи, чем необходимого теплоносителя. Образование на внутренних стенках минеральных отложений также приводит к уменьшению просвета и значительному ухудшению проходимости теплоносителя отопительной системы, которым в данном случае выступает вода.
Иногда бывает так, что мощности радиатора не хватает для обогрева жилища. И если жители частного дома могут менять уровень тепла в своем доме путем регулировки в котле напора газа, то проживающие в городских квартирах панельных домов постоянно вынуждены мириться с обыкновенными конвекторами, которые не располагают достаточной мощностью для качественного обогрева всей жилплощади.
Но замена батарей отопления является актуальным вопросом и для жителей частных домов, так как сегодня существует много современных технологий для регулирования отопления у себя в доме и возможности экономии немалых средств на отоплении при получении максимального коэффициента полезного действия. К тому же при использовании радиаторных термостатов у вас будет возможность самостоятельно выбирать нужную температуру в комнате.
Кроме того, не стоит забывать, что время полезной службы старых батарей когда-то да истекает, и эксплуатация таких батарей не желательна. Подобные радиаторы могут в любой момент выйти из строя, но также они могут стать причиной серьезной аварии не только в отопительный период, но даже летом. В таком случае цена демонтажа и установки радиаторов отопления сильно возрастет, ведь нужно еще и последствия поломки ликвидировать.
Заниматься приборами отопления лучше в межсезонье, когда отопительная система находится в нерабочем состоянии. Поскольку в летний период отопление отключается, то и разрешение на процедуру замены батарей вы сможете взять без особых затруднений.
Прежде чем заменить радиатор отопления своими руками, нужно рассмотреть их разновидности и параметры. Выделяют следующие виды радиаторов:
Будете ли вы производить замену радиаторов отопления самостоятельно, или вы собираетесь пригласить специалиста - в любом случае стоит выбирать самые качественные батареи. В этом случае вам следует обратить внимание на критерии выбора радиаторов:
Если у вас получится, то договоритесь с соседями снизу и сверху о полной замене труб, так как это считается самым лучшим вариантом, ведь вам не придется резать в своей квартире металлические трубы. Уговорите их поставить новую трубу от выхода из батареи соседа сверху до входа в батарею соседа снизу. Так вы значительно облегчите замену старых радиаторов отопления, а соседи получат в своей квартире новый участок трубопровода.
Если вам не повезет, то придется обрезать стояк у пола и под потолком и переходить на полипропиленовые армированные трубы у себя в квартире. Подключение батарей выполняют полипропиленом, металлопластиком, металлом сваркой и на сгонах. Но чаще всего используют металлопластик. Их и монтировать намного быстрее и легче, да и служат они гораздо дольше традиционных металлических труб.
Прежде чем заменить батарею отопления новым радиатором, следует перекрыть во всей системе воду. Затем воспользуйтесь насосом, откачайте максимально возможное количество воды, и после этого перекрывайте воду возле своего радиатора. Подсчитайте, сколько в батареи может содержаться воды, и запаситесь посудой подходящего объема, которую вы будете подставлять в процессе демонтажа старого радиатора.
Приступите после этого к снятию необходимых замеров:
Батареи отопления для дома продаются «голыми». К ним следует купить такие детали:
На данном этапе вам остается подготовить все инструменты для работы:
Если вы не смогли договориться с соседями, то потребуется еще и лерка для нарезания на трубе у пола и под потолком наружной резьбы.
Если вы внимательно посмотрите на старые приборы отопления, то увидите, что они, как правило, к трубопроводу подсоединяются при помощи так называемых сгонов - готовой длинной резьбы, на которую накручивается муфта и контргайка, что послужит отличным местом для подключения новой батареи. Для демонтажа старого радиатора совершите следующие действия:
Батарею будете крепить по размеченным местам. При разметке положения батареи отопления на стене учитывайте такие моменты:
Последовательность установки батарей отопления едина для всех видов радиаторов:
Вот монтаж радиаторов отопления вы и завершили. Запустите систему отопления, наполнив предварительно стояк теплоносителем снизу вверх и одновременно стравив воздух на верхнем этаже с помощью крана Маевского. Откройте кран подачи и проверьте узел на наличие течи. Если вы проводили работы в летний период, то рекомендуется закрыть краны на подводках до сезонного запуска системы отопления.
Вопрос о том, как снять батарею отопления со своего места, может застать врасплох владельца квартиры или дома. На первый взгляд данная проблема кажется сложновыполнимой и требующей специальной подготовки, а на самом деле такую процедуру может осуществить любой человек, не обладающий специальными знаниями. Для этого надо просто знать, какие манипуляции необходимо произвести.
Потребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.
Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.
Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.
Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:
Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.
Для работ потребуется подготовить следующие инструменты:
Для того чтобы спокойно снимать батарею, необходимо отключить ее от отопительной системы, т.е. перекрыть поступление теплоносителя. Конечно, в собственном или одноэтажном доме вопрос решается очень просто – закрываются соответствующие вентили. Задача усложняется в многоэтажных зданиях. Здесь нельзя пойти и самому перекрыть стояк. Такую процедуру может осуществить только сантехник с полномочиями и по предварительной заявке.
В современных отопительных системах перекрытие поступления воды особых проблем не вызывает. Для отключения батареи не придется перекрывать весь стояк, оставляя без отопления много квартир. Каждый радиатор снабжается перемычкой, а потому с помощью отсекающих вентилей теплоноситель просто направляется по ней, минуя снимаемую батарею.
Если все же придется отключать весь стояк, то порядок работ зависит от направления подачи воды. При верхнем розливе вначале закрывается вентиль на чердаке, при этом заглушку выкручивать не следует. Затем перекрывают вентиль в подвале и выворачивают заглушку на 1-2 оборота, постепенно сбрасывая давление. После выполнения перечисленных мероприятий заглушка снимается полностью.
При нижнем розливе работы ведутся в подвале. Для начала перекрывается нужный (свой) и 2 соседних стояка, выворачивается немного заглушка. После того как вы убедились в том, какой стояк представляет интерес, надо открыть все остальные вентили, кроме стояка, парного требуемому. После этого полностью выворачивается заглушка.
После проведения подготовительных работ по перекрытию поступления теплоносителя осуществляется слив воды, оставшейся внутри труб перекрытого участка. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу, который осуществляется в следующем порядке:
При проведении демонтажных работ следует учитывать следующие важные нюансы:
Старую отопительную батарею легко снять своими руками. Важно, чтобы отключение системы обеспечил специалист, а сам демонтаж проводился аккуратно, с соблюдением рекомендаций и мер безопасности.
Эта статья — о том, как снять радиатор отопления. В зависимости от способа его присоединения к подводкам и типа фитингов могут понадобиться разные инструменты и технические решения. С ними нам и предстоит познакомиться.
Демонтаж необходим в следующих случаях:
Течь между секций — типичная болезнь чугунных батарей.
Забитые окаменевшим илом чугунные секции можно привести в рабочее состояние, прогрев их (например, в костре) и простучав деревянной или резиновой киянкой. Отгоревшая грязь высыпается через коллекторы. Разумеется, после отжига межсекционные прокладки подлежат замене.
Почему мы говорим о разных способах демонтажа радиаторов?
Чем различаются способы их подключения?
На фото — подключение алюминиевого секционного радиатора американкой.
Перейдем к практике.
Прежде, чем снимать радиатор, нужно отключить отопление и слить воду. Как это сделать?
Я разберу отключение отопления в квартире многоквартирного дома. Для автономных систем отопления трудно дать какие-то общие рекомендации из-за их индивидуальности.
Самый простой сценарий — отключение воды установленными на подводках вентилями, шаровыми кранами или дросселями. Достаточно перекрыть запорную арматуру на обеих подводках — и можно разбирать соединения на радиаторных пробках, предварительно подставив под них таз или другую емкость для слива воды.
Между подводками с отсекающими вентилями обязательно должна быть смонтирована перемычка. Без нее перекрытый дроссель или кран остановит циркуляцию во всем стояке. Очень скоро к вам придут соседи и станут вслух подвергать сомнению ваши высокие моральные качества.
Если подводки лишены запорной арматуры, придется искать и сбрасывать стояк. Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление.
В многоквартирных домах со стоячной разводкой используются две схемы расположения розливов:
Чтобы определить тип разводки, загляните в подвал. Если по периметру дома проложены две горизонтальных трубы в теплоизоляции — у вас нижний розлив, одна — верхний.
Для начала найдите свой стояк. В подвале легче всего ориентироваться по лестничным маршам между входом и площадкой первого этажа, на чердаке — по окнам квартир. Дальнейшие действия зависят от типа розлива.
В случае верхнего розлива порядок действий по отключению будет таким:
Вот инструкция по отключению своими руками стояка отопления в доме с нижним розливом:
Как снять батарею, установленную на американках?
Предельно просто:
Единственная проблема, которая может возникнуть при демонтаже — значительное усилие, необходимое для того, чтобы разжать стальные подводки при диагональном подключении. В этом случае слегка наклоните радиатор на кронштейнах, и американки рассоединятся.
Как снимают радиатор, подключенный к подводкам сгонами?
Слева — исходное положение, справа — согнанная по резьбе контргайка.
Буква «Л» говорит о левой резьбе.
Чтобы отвернуть чугунную пробку, используйте трубный ключ №3-№4. Если она не страгивается, прогрейте коллектор первой секции. Дальше на вашей стороне сыграет тепловое расширение: диаметр коллектора незначительно увеличится, и резьба стронется с небольшим усилием.
Подчеркиваю: греть нужно не пробку, а секцию.
При выкручивании левой пробки вас ждет неприятный сюрприз: вращая ее, вы одновременно будете вкручивать сгон в радиатор. Если со стороны подводки есть резьбовое соединение — не выворачивайте радиаторную пробку, а выверните из муфты или уголка сгон. Он уйдет в отверстие в пробке, а затем, после демонтажа батареи отопления, вывернется без всяких усилий.
Что делать, если донышко чугунной пробки отломилась, а резьба осталась внутри секции?
Нередко длинная резьба на конце подводки вблизи контргайки оказывается изъеденной ржавчиной или украшенной свищом. Что делать в этом случае?
Нам понадобятся:
Латунная муфта. Размер — 1/2 дюйма.
Способ ремонта подводки предельно прост:
В качестве подмотки на отоплении я использую сантехнический лен с пропиткой быстросохнущей краской на органическом растворителе. Она не дает органическому волокну загнить при низкой температуре и выгореть при высокой.
Чтобы демонтировать конвектор, его подводки просто-напросто перерезаются под прямым углом к продольной оси с помощью ножовки по или болгарки с кругом по стали.
Для присоединения новой батареи на подводках придется нарезать новую резьбу.
Это делается так:
Плашка с рамкой — держателем.
Нарезав пять ниток на одной подводке, повторите все операции на второй. Работа закончена.
Как видите, демонтаж отопительных приборов не требует особых навыков и не отличается сложностью. Узнать о нем больше вам поможет видео в этой статье. Не стесняйтесь дополнить ее, поделившись в комментариях собственным опытом. Успехов, камрады!
Бывают ситуации, когда нужно самостоятельно выполнить демонтаж радиаторов отопления. Неважно, из какого материала они сделаны - алюминия, чугуна или являются биметаллическими. Любую модель радиатора можно отсоединить от системы.
Чтобы разобраться, как снять батарею отопления в квартире, нужно познакомиться с основными способами крепления этих приборов.
Чаще других нужно выполнять демонтаж чугунного радиатора отопления, который уже отслужил свой век. Но иногда приходится решать, как снять биметаллический радиатор. Современные отопительные приборы поддаются демонтажу легче всего.
Работы по демонтажу радиатора отопления могут понадобиться при следующих обстоятельствах:
Перед тем, как ставить современный радиатор, нужно выяснить, как снять старую батарею отопления. Чугунные радиаторы, хоть и долговечные, но их сложно снимать хотя бы потому, что они очень тяжёлые. Чтобы выяснить, как снять чугунную батарею отопления, нужно разобраться в способах соединений.
Способы демонтажа радиаторов отопления прежде всего зависят от того, какие крепления используются, и как они располагаются относительно радиатора.
Варианты могут следующие:
Фитинги и сгоны так же бывают разными.
Обычно батареи из чугуна советских образцов крепились связкой из сгона и контргайки. Современные радиаторы крепят с помощью американок. Американка представляет собой разборный фитинг с накидной гайкой.
Подводки относительно батареи могут располагаться по-разному. Подсоединение может быть одностороннее или двустороннее. Почему это так важно выяснить, перед тем, как открутить батарею отопления? Если монтаж выполнен на сгонах, то какая-то из проходных пробок на радиаторе будет с левой резьбой.
Иногда в многоэтажках постройки конца прошлого века встречаются конвекторы, которые соединены с подводящими трубами сварным швом.
Первый шаг при демонтаже радиатора - это отключение отопительной системы и слив теплоносителя. И не важно, решается проблема, как снять чугунную батарею или алюминиевую: алгоритм действий одинаковый.
При индивидуальном отоплении всё просто. Выключается отопительный агрегат и сливается вода из системы. Делается это по-разному, способ зависит от того какой котёл и какие подсмотрены возможности для слива теплоносителя.
Но чаще всего требуется понять, как снять старую чугунную батарею, забитую накипью, в квартире. При центральном отоплении самый не хитрый способ - перекрыть теплоноситель с помощью запорной арматуры.
После этого можно начинать работу с соединениями. Обязательно нужно подставить ёмкость под слив воды из радиатора. Этот способ годится, когда между трубами подачи и обраткой смонтирована перемычка. Если нет, то циркуляция теплоносителя прекратится на всём стояке. А это значит, что у соседей станут холодными радиаторы.
Существует принципиально разные схемы розлива теплоносителя. При верхнем способе розлива предусмотрено вынесение подачи в чердачное помещение дома. При этой системе стояки будут независимыми и их отключают в подвале и на чердаке. При нижнем розливе разводящие трубы на подачу и обратку находятся в цокольном техэтаже. Отсоединять придётся подающий и обратный стояки.
Определяют тип разводки следующим образом: когда в подвале по периметру здания идут горизонтально расположенные две трубы, закрытые теплоизоляционным материалом, розлив нижней схемы. Если труба одна - верхний.
Нужно найти стояк, который идёт к квартире, при этом ориентироваться можно по лестничным маршам между входом и площадкой 1 этажа, а на чердаке - по окнам.
Если в здании верхний способ розлива, поступают следующим образом:
Вода, которая осталась в трубе, выльется при отсоединении радиатора.
Если в здании нижний способ розлива, поступают так:
Бывают варианты попроще, когда нет заглушки, а его заменяет обычный «сбросник».
Если радиатор присоединен к системе отопления с помощью американки, то отсоединить его не составит труда:
Демонтаж не должен вызывать трудностей, батарея снимается в течение нескольких минут. Но может случиться так, что понадобится дополнительное усилие для того, чтобы разъединить металлические подводки, если подключение диагональное. Чтобы это сделать легче, нужно немного наклонить батарею на кронштейнах.
Поэтапные действия для снятия радиаторов на сгонах следующие:
Нужно быть готовым моменту, когда из радиатора потечет остаток теплоносителя.
Совет. Для того. чтобы выкрутить чугунную пробку, применяют трубные ключи No3 или No4. Чтобы работа пошла легче, можно нагреть коллектор первой секции. Даже небольшое увеличение диаметра от теплового расширения приведёт к тому, что резьба стронется. Внимание, греть необходимо секцию, а не саму пробку!
Может случиться неприятная ситуация, когда при демонтаже чугунных батарей донышко пробки отламывается и резьба остаётся внутри.
Поступают следующим образом:
Часто приходится снимать старые ржавые батареи, в которых резьбовое соединение изъедено коррозией или даже продырявлено.
В этой ситуации нужно сделать следующее:
Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается. Главное и очень важное условие при этом - делать это надо строго под прямым углом.
Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.
Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:
Демонтаж батарей отопления - не такой уж сложный процесс, если знать теорию, как это правильно делать. В любом случае, плановые работы нужно выполнять вне отопительного сезона. Трогать систему отопления в разгар зимы - вынужденная необходимость.
Чтобы работоспособность отопительной системы не страдала, нужно вовремя производить все необходимые профилактические мероприятия. Поэтому лучше позаботиться о новых радиаторах или прочистить старые до наступления отопительного сезона. Это касается любых работ, связанных с отопление, как в частных домовладениях, так и в квартирах.
Повреждение радиатора, сопровождающееся нарушением его герметичности, зачастую ведёт к его замене, так как радиатор в большинстве случаев не ремонтопригоден. Так сложилось, что стоимость снятия и/или замены радиатора - довольно недешёвая процедура, поэтому желательно уметь снять радиатор самостоятельно.
Кроме того, алюминий не так хорошо рассеивает тепло, как это делала медь на старых автомобилях, поэтому современный радиатор имеет ячеистую структуру из так называемых слотов или плавников, которые помогают охладить антифриз. В то же время эти слоты могут легко забиться грязью , и не всегда лучшим выходом является прочистка радиатора.
Однако, у нас для Вас хорошие новости: современные лёгкие радиаторы, как правило, также легко и просто снимаются, имея небольшой ряд креплений. А вот как снять радиатор и заменить его, мы рассмотрим подробнее ниже.
Итак, снимать радиатор необходимо тогда, когда двигатель охладиться, иначе есть большая вероятность ошпариться близким к температуре кипения воды тосолом. В первую очередь нужно открутить крышку давления на радиаторе - или на отдельном бачке, если он установлен. Это крышка в самой верхней части радиатора - она обычно бросается в глаза, и на ней написано что-то вроде "Не открывать при работающем или горячем двигателе ". Ничего страшного, если оттуда вытечет немного антифриза - он находится в системе под давлением, и потому это нормальное его поведение.
Приготовьте чистую ёмкость, куда Вы будете сливать антифриз.
Большинство автомобилей имеют кран или сливную пробку в нижней части радиатора - открутите (откройте) его, и антифриз из радиатора должен вытечь. Если он не течёт, потыкайте в заглушку мягкой проволокой или выкрутите кран. Если Вы не видите у себя в автомобиле крана или сливной пробки, или если Вы не в состоянии очистить засорение проволокой или выкрутить пробку, отсоедините нижний толстый шланг радиатора.
Сохраните охлаждающую жидкость для повторного использования - её не обязательно заменять после слива, хотя, если ей уже много лет и километров, то лучше всё-таки залить новый антифриз; если у Вас есть специальный прибор для замера плотности антифриза в охлаждающей жидкости - ареометр - то лучше замерить плотность. Слейте её в чистую ёмкость, затем процедите через марлю, чтобы удалить ржавчину и грязь. Отложите пока ёмкость с антифризом в сторону.
Перед тем как снять радиатор, проверьте все шланги и хомуты на них. Заранее купите им замену, если шланги потрескались или износились, или, если хомуты сильно заржавели - они могут легко сломаться, когда Вы будете их снова устанавливать на радиатор. Однако, классические хомуты с винтовыми зажимами лучше сразу купить на замену, так как они ломаются (срываются) почти всегда.
При необходимости, сделайте заметки или рисунки, где и откуда Вы снимали каждый шланг. Кроме того, не перепутайте таковые, ведущие к основному радиатору и радиатору кондиционера . К слову, радиатор кондиционера обычно расположен перед основным (ближе к решётке радиатора), поэтому не перепутайте сами радиаторы! К радиатору кондиционера, скорее всего будут подходить только две трубки - именно трубки, а не шланги, потому как в них достаточно высокое давление. Именно эти трубки трогать не нужно.
Помимо верхних и нижних шлангов, которые обычно сразу бросаются в глаза, скорее всего, будет один шланг внизу радиатора, а также небольшой шланг к расширительному бачку (расширительного бачка может и не быть в зависимости от марки машины, но он есть, к примеру, почти на всех радиаторах корейцев Kia и Hyundai). Также чаще всего к радиатору подходит пучок электрических проводов к датчику температуры или автоматическому выключателю электрического вентилятора. Эти провода, конечно же, также должны быть отсоединены перед снятием радиатора.
Вентилятор может быть прикручен к радиатору. В зависимости от конструкции, Вам нужно либо снять вентилятор, чтобы освободить радиатор, либо Вы снимете радиатор вместе с вентилятором. Проверьте руководство по эксплуатации автомобиля или попросту взгляните и оцените конструкцию на месте в подкапотном пространстве.
Некоторые автомобили имеют брызговик под радиатором, который также должен быть удалён. Автомобили с автоматической коробкой передач могут иметь охладитель масла в коробке передач, установленный в нижней части радиатора.
Отключите аккумуляторную батарею перед тем, как начать снимать радиатор, который имеет электрические соединения.
Хотя, в большинстве автомобилей Вы сразу найдёте крепления радиатора (хотя, может быть и не все сразу), некоторые автомобили имеют необычные крепления радиатора: посмотрите внимательно по всему радиатору и найдите точки креплений - они не всегда очевидны. Так, на некоторых Опелях есть только один болт, установленный с резиновой втулкой внизу радиатора. Когда болт удаляется, радиатор вытаскивается снизу вверх по пазам. Типичный радиатор в большинстве современных автомобилей имеет четыре боковых крепления, а также верхний (или два верхних) и нижний шланг. Электрический вентилятор может быть прикреплён болтами вместе со своим кожухом.
Перед тем, как Вы открутите какие-либо масляные штуцеры (используемые, как правило, на радиаторах с автоматической коробкой передач), подставьте под место соединения контейнер, готовый поймать в случае чего стекающее масло. В отличие от антифриза, масло вновь использовать будет нельзя - долейте в коробку передач свежее масло после замены радиатора (см. статью о том, как проверить и долить жидкость в АКПП).
Закройте отсоединённые масляные соединения - как на радиаторе, так и на самих шлангах - полиэтиленовыми пакетами или резинками, чтобы не пустить в них грязь.
Отвинтите болты крепления радиатора (мы их должны были уже найти) так, чтобы радиатор можно было легко достать, удаляя всё, что необходимо для этого удалить, но хорошо думая перед удалением, что может находиться внутри этих деталей. Радиатор необходимо вытаскивать очень осторожно, чтобы не раздавить мягкие слоты и сам корпус радиатора, а также чтобы не повредить лопасти вентилятора, если радиатор снимается вместе с последним.