Как осторожно снять батарею отопления в квартире без затопления соседей. Как временно снять радиатор отопления

13.06.2019 Освещение

Проживание в доме становится комфортным, когда в нем тепло. Чтобы отопление квартиры никаких проблем не вызывало, необходимо устанавливать качественные современные радиаторы. Как правило, этот процесс происходит еще на этапе строительства. Но со временем обязательно возникает потребность в замене батарей отопления.

Необходимость замены радиаторов

Причин задуматься, что замена батарей в вашей квартире неизбежна - много. У кого-то радиаторы от старости сгнили и протекают мелкими струями воды. Механическое разрушение части отопительной системы и батареи происходит в результате гидроудара, который состоит в резком росте давления в системе.

У других радиаторы не дают достаточно теплоты, намекая, что внутри больше грязи, чем необходимого теплоносителя. Образование на внутренних стенках минеральных отложений также приводит к уменьшению просвета и значительному ухудшению проходимости теплоносителя отопительной системы, которым в данном случае выступает вода.

Иногда бывает так, что мощности радиатора не хватает для обогрева жилища. И если жители частного дома могут менять уровень тепла в своем доме путем регулировки в котле напора газа, то проживающие в городских квартирах панельных домов постоянно вынуждены мириться с обыкновенными конвекторами, которые не располагают достаточной мощностью для качественного обогрева всей жилплощади.

Но замена батарей отопления является актуальным вопросом и для жителей частных домов, так как сегодня существует много современных технологий для регулирования отопления у себя в доме и возможности экономии немалых средств на отоплении при получении максимального коэффициента полезного действия. К тому же при использовании радиаторных термостатов у вас будет возможность самостоятельно выбирать нужную температуру в комнате.

Кроме того, не стоит забывать, что время полезной службы старых батарей когда-то да истекает, и эксплуатация таких батарей не желательна. Подобные радиаторы могут в любой момент выйти из строя, но также они могут стать причиной серьезной аварии не только в отопительный период, но даже летом. В таком случае цена демонтажа и установки радиаторов отопления сильно возрастет, ведь нужно еще и последствия поломки ликвидировать.

Инструкция по замене батарей отопления

Заниматься приборами отопления лучше в межсезонье, когда отопительная система находится в нерабочем состоянии. Поскольку в летний период отопление отключается, то и разрешение на процедуру замены батарей вы сможете взять без особых затруднений.

1. Выбор радиаторов отопления

Прежде чем заменить радиатор отопления своими руками, нужно рассмотреть их разновидности и параметры. Выделяют следующие виды радиаторов:

  • Панельные радиаторы представляют из себя 2 или 3 панели, через которые будет проходить вода. Нагрев подобных радиаторов осуществляется быстрее, чем секционных. Подключение бывает нижним и боковым. Устройства изготавливают из катаной стали.
  • Колончатые радиаторы - два коллектора, которые между собой связаны трубчатыми колонками. Изготавливаются эти аппараты из алюминия или стали.
  • Секционные батареи состоят из двух или больше полых секций, по которым происходит циркуляция теплоносителя. Количество секций почти не ограничено и определяется чаще всего массой радиатора. То есть секции можно наращивать до тех пор, пока имеется возможность подвесить эту батарею. Изготавливают устройства данного типа из чугуна, алюминия, стали и биметалла - двух разнородных металлов.

Будете ли вы производить замену радиаторов отопления самостоятельно, или вы собираетесь пригласить специалиста - в любом случае стоит выбирать самые качественные батареи. В этом случае вам следует обратить внимание на критерии выбора радиаторов:

  1. Прочность. Батареи могут быть более дешевыми, с малой теплоотдачей, но они в обязательном порядке должны быть прочными. В паспорте любого аппарата указываются рабочее и испытательное давление. Ориентироваться нужно на рабочее давление, оставляя про запас и на случай форс-мажора испытательную прочность. Для подачи теплоносителя на высоту девятого этажа применяется давление 6 атмосфер, а на 22 этаж - уже 15 атмосфер! Подобное давление выдерживает не всякий радиатор, поэтому аппараты и алюминия отпадают сразу. Алюминиевые радиаторы уместны в частном секторе, ведь обладают высокой теплоотдачей. Чугунные батареи отопления подходят только для девятиэтажных зданий. У чугунных рабочее давление больше 9 атмосфер не бывает. При подобном высоком давлении лучше поставить устройство из биметалла или высококачественной стали. Радиаторы, выполненные из биметалла, в себе сочетают высокую теплоотдачу и повышенную прочность.
  2. Устойчивость к коррозии. Устойчивость к коррозии - это ещё один важный фактор при покупке радиаторов отопления. По этой шкале самыми полярными считаются чугунные радиаторы. Чугунные батареи противостоят коррозии лучше всех, в то время как батареи из алюминия будут самыми слабыми в этом отношении. Поэтому при выборе алюминия во время заливки воды в систему отопления рекомендуется подмешать антикоррозийные добавки в теплоноситель.
  3. Теплоотдача. Наиболее насущный момент, для которого собственно и устанавливают радиаторы - это показатель их теплоотдачи для обогрева помещения. В сопроводительных документах к батарее указывается его мощность, или может обозначаться мощность одной секции. Чтобы рассчитать эту величину, следует помнить, что на 1 м2 традиционной комнаты требуется 80 -120 ватт мощности теплоносителя, зависимо от высоты и теплоизоляции стен.

2. Подготовительный процесс

Если у вас получится, то договоритесь с соседями снизу и сверху о полной замене труб, так как это считается самым лучшим вариантом, ведь вам не придется резать в своей квартире металлические трубы. Уговорите их поставить новую трубу от выхода из батареи соседа сверху до входа в батарею соседа снизу. Так вы значительно облегчите замену старых радиаторов отопления, а соседи получат в своей квартире новый участок трубопровода.

Если вам не повезет, то придется обрезать стояк у пола и под потолком и переходить на полипропиленовые армированные трубы у себя в квартире. Подключение батарей выполняют полипропиленом, металлопластиком, металлом сваркой и на сгонах. Но чаще всего используют металлопластик. Их и монтировать намного быстрее и легче, да и служат они гораздо дольше традиционных металлических труб.

Прежде чем заменить батарею отопления новым радиатором, следует перекрыть во всей системе воду. Затем воспользуйтесь насосом, откачайте максимально возможное количество воды, и после этого перекрывайте воду возле своего радиатора. Подсчитайте, сколько в батареи может содержаться воды, и запаситесь посудой подходящего объема, которую вы будете подставлять в процессе демонтажа старого радиатора.

Приступите после этого к снятию необходимых замеров:

  • Снимите замеры и запишите диаметр выходного отверстия из радиатора соседа, который живет сверху, и диаметр входного отверстия радиатора у живущего ниже вашей квартиры соседа.
  • Сделайте все необходимые измерения длины трубопровода, который нужен для подключения соседа выше: вычислите расстояние от выхода из радиатора соседа выше, вплоть до уголка, и расстояние от него до перекрытия между вашими квартирами.
  • Сделайте все замеры длины трубы, что понадобиться для подключения соседа снизу по аналогии.
  • Рассчитайте необходимую длину трубы, которая понадобится в вашей квартире.
  • Найдите длину трубы, что будет проходить сквозь перекрытия - приблизительно 1 метр. При этом следует брать трубу аналогичного диаметра, которая вы использовали для подключения старой батареи.

3. Покупка расходного материала

Батареи отопления для дома продаются «голыми». К ним следует купить такие детали:

  1. Три заглушки - одну глухую и две проходные под ваш диаметр. Также понадобится заглушка к крану «Маевского» для его вворачивания, чтобы во время запуска отопительной системы можно было спустить воздух.
  2. Прокладки под все заглушки.
  3. Армированные полипропиленовые трубы.
  4. Краны «американка», которые требуются для полного отключения радиатора и проведения профилактических работ, так как предоставляют возможность его отключения и снятия.
  5. Полипропиленовый кран, что пригодится для включения системы отопления при закрытых кранах «американка» и позволяет теплоносителю циркулировать при снятому радиатору.
  6. Концевик ППР, что имеет диаметр 20 миллиметров и аналогичную резьбу, требуется для подключения к батареям соседей.

4. Подготовка необходимого инструмента

На данном этапе вам остается подготовить все инструменты для работы:

  • Паяльник для пайки трубопровода (сегодня многие магазины дают этот инструмент в прокат);
  • Газовый и разводной ключ;
  • Дрель и сверло по бетону для прикрепления новой биметаллической батареи к стене;
  • Болгарка и диск по металлу;
  • Уровень;
  • Карандаш для разметки;
  • Рулетка.

Если вы не смогли договориться с соседями, то потребуется еще и лерка для нарезания на трубе у пола и под потолком наружной резьбы.

5. Демонтаж старой батареи

Если вы внимательно посмотрите на старые приборы отопления, то увидите, что они, как правило, к трубопроводу подсоединяются при помощи так называемых сгонов - готовой длинной резьбы, на которую накручивается муфта и контргайка, что послужит отличным местом для подключения новой батареи. Для демонтажа старого радиатора совершите следующие действия:

  1. Для начала скрутите до конца резьбы контргайку на нижней и верхней подводке.
  2. После этого вооружитесь отвесом или уровнем и определите места реза. Инструмент поставьте так, чтобы на трубе оставалось хотя бы 1 сантиметр резьбы.
  3. Пользоваться уровнем очень важно, так как если вы проигнорируете этот момент, то новый радиатор ровно повесить не получится. А подключение радиаторов отопления на криво срезанные трубы достаточно проблематично.
  4. Дальше разрежьте трубы по отмеченным местам и снимите батареи с кронштейнов. Из стен удалите старые кронштейны, которые удерживают батарею.
  5. Если новая батарея отличается от старой по размерам, действуйте так. Отрежьте трубы до нужного размера, а затем наварите или нарежьте на них резьбу. Если трубы старые, то лучше применять сварку, потому что труба при нарезании резьбы может по шву лопнуть.
  6. Если трубы следует удлинить, то вы можете использовать вставку. Можно воспользоваться экопластом, предварительно сделав нужный поворот трубы или напаяв недостающую длину.
  7. Приготовьте остатки резьбы к дальнейшим работам. Край резьбы при необходимости подровняйте болгаркой, скрутите контргайку с резьбы, чтобы избавиться от заусенцев.

6. Разметка расположения радиатора

Батарею будете крепить по размеченным местам. При разметке положения батареи отопления на стене учитывайте такие моменты:

  • Расстояние от пола до радиатора должно составлять 10-15 сантиметров. Если вы разместите батарею ниже, то через неё будет происходить плохой проток воздуха. И проводить влажную уборку будет неудобно.
  • По причине плохой конвекции не рекомендуется приближать радиатор близко к подоконнику. Расстояние до батареи от подоконника должно быть не меньше 15 сантиметров.
  • Нельзя батарею очень сильно прижимать к стене, так как ухудшиться тепловая отдача. Оптимальное расстояние составляет 3-4 сантиметра. Расстояние до батареи от стены регулируют глубиной вворачивания кронштейнов.

7. Монтаж батареи отопления

Последовательность установки батарей отопления едина для всех видов радиаторов:

  1. Если вы будете работать зимой, то договоритесь с эксплуатационной службой, чтобы отключили минимум на полдня стояк отопления. Обычно не разрешается проводить такую работу в отопительный период. Но если случилась поломка, или в квартире критически низкая температура и проживают дети, то получить разрешение на замену батарей вы сможете.
  2. Когда стояк отключен, и открыт в подвале сливной кран, приступайте к процедуре. Оснастите новую батарею футорными гайками, а подводки трубы - шаровыми кранами.
  3. Начните с кранов - правильно намотайте уплотнительный материал на резьбу. Главное, чтобы соединение получилось надежным, почти все мастера для этих целей используют паклю. Сначала хорошо прокрасьте резьбу любой краской, кроме водоэмульсионной, потом намотайте на резьбу паклю. Мотать следует по часовой стрелке, туго и конусом, который начинается от края резьбы. Намотанную паклю снова прокрасьте обильно.
  4. Затем накрутите кран. Его следует закручивать так, чтобы резьбы на трубопроводе почти не осталось. Пропитайте лишнюю паклю краской. После того как она полностью засохнет, данное соединение не даст течь, а сам кран скрутить будет проблематично.
  5. С каждой стороны радиатора имеется 2 внутренние резьбы для подключения батареи отопления к системе. В эти резьбы вкрутите футорки. С одной стороны батареи установите гайки с левой резьбой, а с другой - детали с правой. Чтобы не запутаться, рекомендуется покупать проходные гайки, позволяющие подключить радиатор в любом положении. Футорные гайки в большинстве случаев устанавливают на паронитовые или резиновые уплотнители.
  6. После установки оснастите гайки дополнительным оборудованием. В местах, где будете подключать батарею к трубам, установите ответные части «американок». С другой стороны батареи поставьте внизу заглушку и вверху кран Маевского.
  7. Установите батарею в таком виде. Поднимите ее и соедините кран с американкой. Так вы себя обезопасите от падения батареи при дальнейших работах. Под низ батареи лучше что-то подложите.
  8. Батарею навешивают на стену с помощью специальных кронштейнов. Чтобы точно их установить, нужно провести разметку места для крепления кронштейнов. Для этого используйте уровень. Просверлите отверстия и установите крюки.
  9. Когда все 4 кронштейна будут установлены на свое место, радиатор можно окончательно вешать на место, при этом зажмите гайки разъемного соединения при помощи разводного ключа.

Вот монтаж радиаторов отопления вы и завершили. Запустите систему отопления, наполнив предварительно стояк теплоносителем снизу вверх и одновременно стравив воздух на верхнем этаже с помощью крана Маевского. Откройте кран подачи и проверьте узел на наличие течи. Если вы проводили работы в летний период, то рекомендуется закрыть краны на подводках до сезонного запуска системы отопления.

Вопрос о том, как снять батарею отопления со своего места, может застать врасплох владельца квартиры или дома. На первый взгляд данная проблема кажется сложновыполнимой и требующей специальной подготовки, а на самом деле такую процедуру может осуществить любой человек, не обладающий специальными знаниями. Для этого надо просто знать, какие манипуляции необходимо произвести.

Потребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.

Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.

Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.

Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:

  1. Присоединение на сгонах. Так чаще всего подключали старую чугунную батарею. Соединение обеспечивалось связкой из патрубка с удлиненным резьбовым участком (сгоном) и контргайки.
  2. Фитинговая система (“американка”). Это соединение используется, когда устанавливаются современные батареи. В систему входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа.
  3. Сварочное соединение – использовалось ранее при подключении радиаторов-конвекторов, имеющих форму трубчатого змеевика. Такие батареи устанавливались при помощи сварки.

Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.

Предварительные работы


Для работ потребуется подготовить следующие инструменты:

  • болгарка;
  • разводной и сантехнический ключ;
  • крестообразная отвертка;
  • гаечные ключи;
  • молоток.

Для того чтобы спокойно снимать батарею, необходимо отключить ее от отопительной системы, т.е. перекрыть поступление теплоносителя. Конечно, в собственном или одноэтажном доме вопрос решается очень просто – закрываются соответствующие вентили. Задача усложняется в многоэтажных зданиях. Здесь нельзя пойти и самому перекрыть стояк. Такую процедуру может осуществить только сантехник с полномочиями и по предварительной заявке.

В современных отопительных системах перекрытие поступления воды особых проблем не вызывает. Для отключения батареи не придется перекрывать весь стояк, оставляя без отопления много квартир. Каждый радиатор снабжается перемычкой, а потому с помощью отсекающих вентилей теплоноситель просто направляется по ней, минуя снимаемую батарею.

Если все же придется отключать весь стояк, то порядок работ зависит от направления подачи воды. При верхнем розливе вначале закрывается вентиль на чердаке, при этом заглушку выкручивать не следует. Затем перекрывают вентиль в подвале и выворачивают заглушку на 1-2 оборота, постепенно сбрасывая давление. После выполнения перечисленных мероприятий заглушка снимается полностью.

При нижнем розливе работы ведутся в подвале. Для начала перекрывается нужный (свой) и 2 соседних стояка, выворачивается немного заглушка. После того как вы убедились в том, какой стояк представляет интерес, надо открыть все остальные вентили, кроме стояка, парного требуемому. После этого полностью выворачивается заглушка.

Процесс демонтажа


После проведения подготовительных работ по перекрытию поступления теплоносителя осуществляется слив воды, оставшейся внутри труб перекрытого участка. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу, который осуществляется в следующем порядке:

  1. В нижней части радиатора в месте подведения труб с помощью крестообразной отвертки полностью вкручиваются 2 заглушки.
  2. Используя разводной ключ, откручивают крепление, соединяющее подводящую трубу с батареей. Придется приложить определенные усилия, но работу следует проводить аккуратно, чтобы не повредить резьбу.
  3. Контргайку вначале откручивают вручную примерно наполовину, контролируя рукой выброс воды. Надо обеспечить, чтобы теплоноситель стекал небольшим ручейком, а не хлестал струей во все стороны.
  4. Под воду устанавливается емкость, и выкручиваются ранее закрученные заглушки.
  5. Радиатор немного приподнимают с одной стороны, обеспечивая максимальный сток воды из него.
  6. Батарея снимается с крепежных кронштейнов на стене, для чего она постепенно поднимается вверх и подается на себя.
  7. Проводится демонтаж всех деталей крепления батареи.

При проведении демонтажных работ следует учитывать следующие важные нюансы:

  1. Внутри радиатора после перекрытия содержится достаточный объем воды, способный затопить соседей снизу. Работы надо вести аккуратно, не допуская ее разлива по полу.
  2. Демонтаж батареи целесообразно приурочить к летнему периоду, когда отопление не требуется, чтобы не вызвать беспокойства соседей, а все работы проводить не спеша и тщательно.
  3. Для исключения повреждения отводов и резьбы рекомендуется перед началом демонтажа под батарею установить деревянный брусок, устраняющий риск ее падения.

Старую отопительную батарею легко снять своими руками. Важно, чтобы отключение системы обеспечил специалист, а сам демонтаж проводился аккуратно, с соблюдением рекомендаций и мер безопасности.


Эта статья — о том, как снять радиатор отопления. В зависимости от способа его присоединения к подводкам и типа фитингов могут понадобиться разные инструменты и технические решения. С ними нам и предстоит познакомиться.

Зачем это нужно

Демонтаж необходим в следующих случаях:

  • При межсекционных течах чугунной батареи на небольшом расстоянии от подводок. Если секций много, длины радиаторного ключа часто не хватает для того, чтобы добраться до нужной пары ниппелей со стороны глухих пробок. Единственное решение — разбирать радиатор со стороны подводки;

Течь между секций — типичная болезнь чугунных батарей.

  • При свищах сгонов на подводках к радиатору. Для замены сгона (на резьбах или сварке) нужно полностью снять отопительный прибор;
  • При замене радиаторов на новые (с большей тепловой мощностью или более эстетически привлекательные);
  • При восстановлении радиаторов их отжигом;

Забитые окаменевшим илом чугунные секции можно привести в рабочее состояние, прогрев их (например, в костре) и простучав деревянной или резиновой киянкой. Отгоревшая грязь высыпается через коллекторы. Разумеется, после отжига межсекционные прокладки подлежат замене.

  • При ремонте помещения. Оштукатурить стену или поклеить обои за батареей, согласитесь, довольно проблематично.

А можно всех посмотреть

Почему мы говорим о разных способах демонтажа радиаторов?

Чем различаются способы их подключения?

  1. Используемыми фитингами. Традиционно для монтажа чугунных радиаторов советского образца использовалась связка из сгона (патрубка с длинной резьбой) и контргайки, сейчас батареи чаще подключают американками — быстроразборными фитингами с накидными гайками;

На фото — подключение алюминиевого секционного радиатора американкой.

  1. Расположением подводок относительно радиатора. Подключение может быть односторонним и двухсторонним. Это важно при монтаже на сгоны: одна из проходных радиаторных пробок будет иметь левую резьбу.

Особый случай

  1. В многих домах 80-90х годов постройки в качестве отопительных приборов используются конвекторы. Конвектор представляет собой змеевик из стальной трубы того же диаметра, что и стояк, с увеличивающим теплоотдачу оребрением. Типичный способ соединения конвектора и стальной подводки — стыковый сварной шов.

Отключение подачи теплоносителя

Перейдем к практике.

Прежде, чем снимать радиатор, нужно отключить отопление и слить воду. Как это сделать?

Я разберу отключение отопления в квартире многоквартирного дома. Для автономных систем отопления трудно дать какие-то общие рекомендации из-за их индивидуальности.

Самый простой сценарий — отключение воды установленными на подводках вентилями, шаровыми кранами или дросселями. Достаточно перекрыть запорную арматуру на обеих подводках — и можно разбирать соединения на радиаторных пробках, предварительно подставив под них таз или другую емкость для слива воды.

Между подводками с отсекающими вентилями обязательно должна быть смонтирована перемычка. Без нее перекрытый дроссель или кран остановит циркуляцию во всем стояке. Очень скоро к вам придут соседи и станут вслух подвергать сомнению ваши высокие моральные качества.

Если подводки лишены запорной арматуры, придется искать и сбрасывать стояк. Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление.

В многоквартирных домах со стоячной разводкой используются две схемы расположения розливов:

  • Верхний розлив подразумевает вынесенную на чердак подачу. Стояки соединяют ее с расположенным в подвале или подполе обратным розливом. Каждый стояк функционирует независимо от остальных и отключается в двух точках — внизу и вверху;

  • В доме с нижним розливом разводка подачи и обратки выполнена в техническом подвале. Стояки попеременно подключаются к обоим розливам и попарно соединяются перемычками на верхнем этаже дома. Соответственно, отключать придется два стояка — подающий и обратный.

Чтобы определить тип разводки, загляните в подвал. Если по периметру дома проложены две горизонтальных трубы в теплоизоляции — у вас нижний розлив, одна — верхний.

Для начала найдите свой стояк. В подвале легче всего ориентироваться по лестничным маршам между входом и площадкой первого этажа, на чердаке — по окнам квартир. Дальнейшие действия зависят от типа розлива.

Верхний розлив

В случае верхнего розлива порядок действий по отключению будет таким:

  1. Перекройте вентиль на чердаке. Заглушку не выкручивайте;

  1. Перекройте вентиль в подвале;

  1. Выверните заглушку на один-два оборота и дождитесь падения напора струи воды, бьющей по резьбе. Так вы убедитесь с полной исправности запорной арматуры;
  2. Выверните заглушку полностью. Зависшая в стояке вода выльется после того, как вы вскроете подводку к радиатору.

Нижний розлив

Вот инструкция по отключению своими руками стояка отопления в доме с нижним розливом:

  1. Перекройте свой стояк и два соседних с ним;
  2. Выверните заглушку на один-два оборота;

  1. Поочередно приоткройте вентиля на соседних стояках. Так вы выявите стояк, связанный с вашим;
  2. Полностью откройте ненужный вам вентиль. Парный вашему стояк перекройте;
  3. Выверните заглушки на своем и связанном с ним стояках.

Гуд бай, Америка

Как снять батарею, установленную на американках?

Предельно просто:

  1. Отверните гайки американок разводным, рожковым или трубным ключом. Резьбы на них обычные, правые;

  1. Оттяните подводку от радиаторной пробки на несколько миллиметров;
  2. Снимите радиатор с кронштейнов.

Единственная проблема, которая может возникнуть при демонтаже — значительное усилие, необходимое для того, чтобы разжать стальные подводки при диагональном подключении. В этом случае слегка наклоните радиатор на кронштейнах, и американки рассоединятся.

Сгоны

Как снимают радиатор, подключенный к подводкам сгонами?

  1. Строньте трубным ключом №1 — №2 контргайки на подводке. На контргайках всегда правая резьба, независимо от их расположения относительно радиатора;
  2. Сгоните контргайки до конца резьбы сгонов. Если наслоения краски и ржавчина мешают сделать это, предварительно прогрейте подводку строительным феном, паяльной лампой или импровизированной газовой горелкой из баллончика и насадки к нему;

Слева — исходное положение, справа — согнанная по резьбе контргайка.

  1. Удалите с резьб остатки спрессованной подмотки (обычно старые резьбы подмотаны пропитанным свинцовым суриком сантехническим льном). Это можно сделать плоской отверткой или ножом;
  2. Строньте и сгоните вслед за контргайками радиаторные пробки. При одностороннем подключении обе проходные пробки с правой резьбой, а вот при диагональном одна из проходных пробок — левая. На обратный ход резьбы указывает буква «л» на плоскости второй пробки, расположенной с той же стороны радиатора.

Буква «Л» говорит о левой резьбе.

Чтобы отвернуть чугунную пробку, используйте трубный ключ №3-№4. Если она не страгивается, прогрейте коллектор первой секции. Дальше на вашей стороне сыграет тепловое расширение: диаметр коллектора незначительно увеличится, и резьба стронется с небольшим усилием.

Подчеркиваю: греть нужно не пробку, а секцию.

При выкручивании левой пробки вас ждет неприятный сюрприз: вращая ее, вы одновременно будете вкручивать сгон в радиатор. Если со стороны подводки есть резьбовое соединение — не выворачивайте радиаторную пробку, а выверните из муфты или уголка сгон. Он уйдет в отверстие в пробке, а затем, после демонтажа батареи отопления, вывернется без всяких усилий.

Что делать, если донышко чугунной пробки отломилась, а резьба осталась внутри секции?

  1. Прогреть коллектор;
  2. Приставив зубило к чугунной детали по касательной по ходу ее выкручивания, ударами молотка провернуть на несколько оборотов;
  3. Когда край резьбы покажется из коллектора, вывернуть ее пассатижами.

Нередко длинная резьба на конце подводки вблизи контргайки оказывается изъеденной ржавчиной или украшенной свищом. Что делать в этом случае?

Нам понадобятся:

  • Латунная или чугунная муфта соответствующего диаметра;

Латунная муфта. Размер — 1/2 дюйма.

  • Короткий сгон с длинной и короткой резьбами. Лучше — латунный. Да, его цена в два-три раза выше, чем у стальной детали, но это компенсируется практически неограниченным сроком службы.

Способ ремонта подводки предельно прост:

  1. Отрезаем с подводки резьбу, оставив только первые пять ниток;
  2. Прогоняем резьбу плашкой;
  3. Подматываем;

В качестве подмотки на отоплении я использую сантехнический лен с пропиткой быстросохнущей краской на органическом растворителе. Она не дает органическому волокну загнить при низкой температуре и выгореть при высокой.

  1. Наворачиваем муфту;
  2. Вкручиваем в муфту подмотанную короткую резьбу сгона.

Сварка

Чтобы демонтировать конвектор, его подводки просто-напросто перерезаются под прямым углом к продольной оси с помощью ножовки по или болгарки с кругом по стали.

Для присоединения новой батареи на подводках придется нарезать новую резьбу.

Это делается так:

  1. Напильником или болгаркой делаем заход для плашки — снимаем пологую фаску на торце трубы;
  2. Смазываем конец трубы любым маслом (для швейных машинок, моторной отработкой, даже подсолнечным). Смазка уменьшит необходимое для нарезки усилие и исключит появление задиров на резьбе;
  3. Надеваем плашку держателем вперед;

Плашка с рамкой — держателем.

  1. Зажимаем подводку трубным ключом и в процессе нарезки резьбы компенсируем с его помощью вращательный момент. Иначе есть вполне реальные шансы оторвать от радиатора, установленного на сгонах или американках в соседней квартире;

  1. Прижимаем плашку с максимальным усилием к торцу трубы и вращаем. Прижим нужен лишь при нарезке первой нитки, дальше плашку нужно только вращать.

Нарезав пять ниток на одной подводке, повторите все операции на второй. Работа закончена.

Заключение

Как видите, демонтаж отопительных приборов не требует особых навыков и не отличается сложностью. Узнать о нем больше вам поможет видео в этой статье. Не стесняйтесь дополнить ее, поделившись в комментариях собственным опытом. Успехов, камрады!

Бывают ситуации, когда нужно самостоятельно выполнить демонтаж радиаторов отопления. Неважно, из какого материала они сделаны - алюминия, чугуна или являются биметаллическими. Любую модель радиатора можно отсоединить от системы.

Чтобы разобраться, как снять батарею отопления в квартире, нужно познакомиться с основными способами крепления этих приборов.

В каких случаях выполняют демонтаж батарей

Чаще других нужно выполнять демонтаж чугунного радиатора отопления, который уже отслужил свой век. Но иногда приходится решать, как снять биметаллический радиатор. Современные отопительные приборы поддаются демонтажу легче всего.

Работы по демонтажу радиатора отопления могут понадобиться при следующих обстоятельствах:

  • Когда чугунные батареи дают течь между секциями. При этом расстояние от подводки небольшое, секций много. Обычным радиаторным ключом бывает невозможно дотянуться до ниппелей, которые находятся со стороны глухих пробок. Поэтому приходится снимать прибор со стороны подводки. Чтобы сделать демонтаж экстренно, нужно знать заранее, как правильно снять батарею отопления.
  • Если образуются течи в местах сгона на подводке к батарее. Чтобы сменить сгон (не важно, резьба или сварка), требуется демонтаж прибора.
  • Иногда возникает необходимость замены радиатора на другой прибор, с более выгодными мощностными характеристиками или более современный по дизайну.

  • Радиаторы требуется снимать и для проведения профилактических работ, чтобы удалить накипь внутри. Иногда это делают методом отжига. После этой процедуры обязательно требуется замена межсекционных прокладок.
  • При ремонте квартиры для проклейки или окраске стены за радиатором, его требуется снять. Клеить обои возле радиаторов не рекомендуется в отопительный сезон, они держаться не будут, поэтому об этом нужно позаботиться заранее.
  • Бывают и другие случаи: например, решено переделать однотрубную систему на двухтрубную. Радиаторы нужно демонтировать аккуратно, чтобы использовать их повторно. Особой осторожности требуют алюминиевые приборы.

Перед тем, как ставить современный радиатор, нужно выяснить, как снять старую батарею отопления. Чугунные радиаторы, хоть и долговечные, но их сложно снимать хотя бы потому, что они очень тяжёлые. Чтобы выяснить, как снять чугунную батарею отопления, нужно разобраться в способах соединений.

Разные способы демонтажа

Способы демонтажа радиаторов отопления прежде всего зависят от того, какие крепления используются, и как они располагаются относительно радиатора.

Варианты могут следующие:

  • фитинговое подключение;
  • с помощью сгонов.

Фитинги и сгоны так же бывают разными.


Обычно батареи из чугуна советских образцов крепились связкой из сгона и контргайки. Современные радиаторы крепят с помощью американок. Американка представляет собой разборный фитинг с накидной гайкой.

Подводки относительно батареи могут располагаться по-разному. Подсоединение может быть одностороннее или двустороннее. Почему это так важно выяснить, перед тем, как открутить батарею отопления? Если монтаж выполнен на сгонах, то какая-то из проходных пробок на радиаторе будет с левой резьбой.

Иногда в многоэтажках постройки конца прошлого века встречаются конвекторы, которые соединены с подводящими трубами сварным швом.

Отключение отопления и слив воды с радиатора отопления

Первый шаг при демонтаже радиатора - это отключение отопительной системы и слив теплоносителя. И не важно, решается проблема, как снять чугунную батарею или алюминиевую: алгоритм действий одинаковый.

При индивидуальном отоплении всё просто. Выключается отопительный агрегат и сливается вода из системы. Делается это по-разному, способ зависит от того какой котёл и какие подсмотрены возможности для слива теплоносителя.


Но чаще всего требуется понять, как снять старую чугунную батарею, забитую накипью, в квартире. При центральном отоплении самый не хитрый способ - перекрыть теплоноситель с помощью запорной арматуры.

После этого можно начинать работу с соединениями. Обязательно нужно подставить ёмкость под слив воды из радиатора. Этот способ годится, когда между трубами подачи и обраткой смонтирована перемычка. Если нет, то циркуляция теплоносителя прекратится на всём стояке. А это значит, что у соседей станут холодными радиаторы.

Разные схемы

Существует принципиально разные схемы розлива теплоносителя. При верхнем способе розлива предусмотрено вынесение подачи в чердачное помещение дома. При этой системе стояки будут независимыми и их отключают в подвале и на чердаке. При нижнем розливе разводящие трубы на подачу и обратку находятся в цокольном техэтаже. Отсоединять придётся подающий и обратный стояки.


Определяют тип разводки следующим образом: когда в подвале по периметру здания идут горизонтально расположенные две трубы, закрытые теплоизоляционным материалом, розлив нижней схемы. Если труба одна - верхний.

Нужно найти стояк, который идёт к квартире, при этом ориентироваться можно по лестничным маршам между входом и площадкой 1 этажа, а на чердаке - по окнам.

Верхний тип розлива

Если в здании верхний способ розлива, поступают следующим образом:

  • перекрывают вентиль, который находится на чердаке (не выкручивают заглушки);
  • перекрывают запорную арматуру в техэтаже;
  • затем нужно вывернуть заглушку на пару оборотов и дождаться, пока упадёт давление струи теплоносителя теперь можно полностью выворачивать заглушку.


Вода, которая осталась в трубе, выльется при отсоединении радиатора.

Нижний способ розлива

Если в здании нижний способ розлива, поступают так:

  • перекрывают стояк своей квартиры и два соседних;
  • выворачивают заглушку на пару оборотов;
  • поочередно приоткрывают вентили на соседних стояках, чтобы выяснить, какой связан с в квартирой, где нужно отсоединить радиатор;
  • целиком открывают ненужный вентиль;
  • стояк, который находится в паре, перекрывают;
  • выворачивают заглушки на стояке квартиры и связанном с ним стояке.


Бывают варианты попроще, когда нет заглушки, а его заменяет обычный «сбросник».

Как снимается радиатор, если он установлен на американках

Если радиатор присоединен к системе отопления с помощью американки, то отсоединить его не составит труда:

  • отворачивают гайки с помощью разводного, рожкового или трубного ключа (резьба на американке правая);
  • далее нужно совсем немного оттянуть подводку от радиаторной пробки и снять прибор с кронштейнов.


Демонтаж не должен вызывать трудностей, батарея снимается в течение нескольких минут. Но может случиться так, что понадобится дополнительное усилие для того, чтобы разъединить металлические подводки, если подключение диагональное. Чтобы это сделать легче, нужно немного наклонить батарею на кронштейнах.

Как поступить, если батареи на сгонах

Поэтапные действия для снятия радиаторов на сгонах следующие:

  1. Трубным ключом (номера 1 или 2) нужно отвернуть контргайки до конца резьбы сгонов (правая резьба). Если остатки краски или коррозийный налёт мешают, поводку нужно прогреть. Это делают легко с помощью строительного фена, паяльной лампы, либо другим удобным способом.
  2. С резьбы отвёрткой или обычным ножом удаляют остаточную спрессованную подмотку. Как правило, свинцовый сурик или сантехнический лён.
  3. Теперь нужно «свернуть» радиаторные пробки. Если подключение одностороннее, две пробки имеют правое резьбовое соединение. При диагональном способе подключения одна из них левая, литер «л» укажет на ход резьбы.


Нужно быть готовым моменту, когда из радиатора потечет остаток теплоносителя.

Совет. Для того. чтобы выкрутить чугунную пробку, применяют трубные ключи No3 или No4. Чтобы работа пошла легче, можно нагреть коллектор первой секции. Даже небольшое увеличение диаметра от теплового расширения приведёт к тому, что резьба стронется. Внимание, греть необходимо секцию, а не саму пробку!

Нестандартные ситуации

Может случиться неприятная ситуация, когда при демонтаже чугунных батарей донышко пробки отламывается и резьба остаётся внутри.

Поступают следующим образом:

  • коллектор прогревают;
  • приставляют зубило к детали по направлению её выкручивания и пытаются с помощью молотка её провернуть;
  • как только краешек резьбы будет высунут наружу, его выворачивают плоскогубцами.

Часто приходится снимать старые ржавые батареи, в которых резьбовое соединение изъедено коррозией или даже продырявлено.


В этой ситуации нужно сделать следующее:

  • «вооружиться» муфтой из латуни или чугуна нужного диаметра;
  • отрезать резьбу с подводки, но оставить первые пять витков;
  • прогнать резьбу плашкой;
  • подмотать резьбу сантехническим льном, пропитанным краской (на органическом растворителе), которая быстро сохнет;
  • наворачивают подготовленную муфту;
  • теперь подмотанная резьба вкручивается в муфту, и проблема решена.

Что делать, когда батарея на сварке?

Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается. Главное и очень важное условие при этом - делать это надо строго под прямым углом.

Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.


Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:

  1. С помощью болгарки или обычного напильника снимается пологая фаска на торце трубы;
  2. Для облегчения процесса на то место, где будет нарезаться труба, наносится смазка (подойдёт та, которая используется для швейной машинки);
  3. Плашку осторожно надевают вперёд держателем;
  4. Теперь нужно зажать подводку трубным ключом. Это делают обязательно, иначе при нарезки можно оторвать стояк от батарей, которые крепятся к нему с помощью американок (в соседней квартире). Последствия, конечно, будут плачевны.
  5. Далее нарезается резьба. Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом - не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.

Итоги

Демонтаж батарей отопления - не такой уж сложный процесс, если знать теорию, как это правильно делать. В любом случае, плановые работы нужно выполнять вне отопительного сезона. Трогать систему отопления в разгар зимы - вынужденная необходимость.


Чтобы работоспособность отопительной системы не страдала, нужно вовремя производить все необходимые профилактические мероприятия. Поэтому лучше позаботиться о новых радиаторах или прочистить старые до наступления отопительного сезона. Это касается любых работ, связанных с отопление, как в частных домовладениях, так и в квартирах.


Повреждение радиатора, сопровождающееся нарушением его герметичности, зачастую ведёт к его замене, так как радиатор в большинстве случаев не ремонтопригоден. Так сложилось, что стоимость снятия и/или замены радиатора - довольно недешёвая процедура, поэтому желательно уметь снять радиатор самостоятельно.

Кроме того, алюминий не так хорошо рассеивает тепло, как это делала медь на старых автомобилях, поэтому современный радиатор имеет ячеистую структуру из так называемых слотов или плавников, которые помогают охладить антифриз. В то же время эти слоты могут легко забиться грязью , и не всегда лучшим выходом является прочистка радиатора.

Однако, у нас для Вас хорошие новости: современные лёгкие радиаторы, как правило, также легко и просто снимаются, имея небольшой ряд креплений. А вот как снять радиатор и заменить его, мы рассмотрим подробнее ниже.

Основное устройство радиатора и что будет нужно снимать

Сливаем антифриз

Итак, снимать радиатор необходимо тогда, когда двигатель охладиться, иначе есть большая вероятность ошпариться близким к температуре кипения воды тосолом. В первую очередь нужно открутить крышку давления на радиаторе - или на отдельном бачке, если он установлен. Это крышка в самой верхней части радиатора - она обычно бросается в глаза, и на ней написано что-то вроде "Не открывать при работающем или горячем двигателе ". Ничего страшного, если оттуда вытечет немного антифриза - он находится в системе под давлением, и потому это нормальное его поведение.

Приготовьте чистую ёмкость, куда Вы будете сливать антифриз.

Большинство автомобилей имеют кран или сливную пробку в нижней части радиатора - открутите (откройте) его, и антифриз из радиатора должен вытечь. Если он не течёт, потыкайте в заглушку мягкой проволокой или выкрутите кран. Если Вы не видите у себя в автомобиле крана или сливной пробки, или если Вы не в состоянии очистить засорение проволокой или выкрутить пробку, отсоедините нижний толстый шланг радиатора.

Сохраните охлаждающую жидкость для повторного использования - её не обязательно заменять после слива, хотя, если ей уже много лет и километров, то лучше всё-таки залить новый антифриз; если у Вас есть специальный прибор для замера плотности антифриза в охлаждающей жидкости - ареометр - то лучше замерить плотность. Слейте её в чистую ёмкость, затем процедите через марлю, чтобы удалить ржавчину и грязь. Отложите пока ёмкость с антифризом в сторону.

Отключаем шланги и провода на радиаторе

Перед тем как снять радиатор, проверьте все шланги и хомуты на них. Заранее купите им замену, если шланги потрескались или износились, или, если хомуты сильно заржавели - они могут легко сломаться, когда Вы будете их снова устанавливать на радиатор. Однако, классические хомуты с винтовыми зажимами лучше сразу купить на замену, так как они ломаются (срываются) почти всегда.

При необходимости, сделайте заметки или рисунки, где и откуда Вы снимали каждый шланг. Кроме того, не перепутайте таковые, ведущие к основному радиатору и радиатору кондиционера . К слову, радиатор кондиционера обычно расположен перед основным (ближе к решётке радиатора), поэтому не перепутайте сами радиаторы! К радиатору кондиционера, скорее всего будут подходить только две трубки - именно трубки, а не шланги, потому как в них достаточно высокое давление. Именно эти трубки трогать не нужно.

Помимо верхних и нижних шлангов, которые обычно сразу бросаются в глаза, скорее всего, будет один шланг внизу радиатора, а также небольшой шланг к расширительному бачку (расширительного бачка может и не быть в зависимости от марки машины, но он есть, к примеру, почти на всех радиаторах корейцев Kia и Hyundai). Также чаще всего к радиатору подходит пучок электрических проводов к датчику температуры или автоматическому выключателю электрического вентилятора. Эти провода, конечно же, также должны быть отсоединены перед снятием радиатора.

Отсоединяем (или не отсоединяем) вентилятор

Вентилятор может быть прикручен к радиатору. В зависимости от конструкции, Вам нужно либо снять вентилятор, чтобы освободить радиатор, либо Вы снимете радиатор вместе с вентилятором. Проверьте руководство по эксплуатации автомобиля или попросту взгляните и оцените конструкцию на месте в подкапотном пространстве.

Некоторые автомобили имеют брызговик под радиатором, который также должен быть удалён. Автомобили с автоматической коробкой передач могут иметь охладитель масла в коробке передач, установленный в нижней части радиатора.

Отключите аккумуляторную батарею перед тем, как начать снимать радиатор, который имеет электрические соединения.

Снимаем радиатор

Хотя, в большинстве автомобилей Вы сразу найдёте крепления радиатора (хотя, может быть и не все сразу), некоторые автомобили имеют необычные крепления радиатора: посмотрите внимательно по всему радиатору и найдите точки креплений - они не всегда очевидны. Так, на некоторых Опелях есть только один болт, установленный с резиновой втулкой внизу радиатора. Когда болт удаляется, радиатор вытаскивается снизу вверх по пазам. Типичный радиатор в большинстве современных автомобилей имеет четыре боковых крепления, а также верхний (или два верхних) и нижний шланг. Электрический вентилятор может быть прикреплён болтами вместе со своим кожухом.

Перед тем, как Вы открутите какие-либо масляные штуцеры (используемые, как правило, на радиаторах с автоматической коробкой передач), подставьте под место соединения контейнер, готовый поймать в случае чего стекающее масло. В отличие от антифриза, масло вновь использовать будет нельзя - долейте в коробку передач свежее масло после замены радиатора (см. статью о том, как проверить и долить жидкость в АКПП).

Закройте отсоединённые масляные соединения - как на радиаторе, так и на самих шлангах - полиэтиленовыми пакетами или резинками, чтобы не пустить в них грязь.

Отвинтите болты крепления радиатора (мы их должны были уже найти) так, чтобы радиатор можно было легко достать, удаляя всё, что необходимо для этого удалить, но хорошо думая перед удалением, что может находиться внутри этих деталей. Радиатор необходимо вытаскивать очень осторожно, чтобы не раздавить мягкие слоты и сам корпус радиатора, а также чтобы не повредить лопасти вентилятора, если радиатор снимается вместе с последним.