Методы управления государственными и муниципальными финансами. Сущность и методы управления финансами

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Финансовое планирование - это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

Особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

Отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.



В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в 2015 году бюджетных проектировок на 2016 - 2017 годы в формате «скользящей трехлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

Финансовые планы внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.

Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хозяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной - возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов - БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В БФР отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан.

Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, эффективно и обоснованно перераспределить средства между ними. БФР объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предполагает:

Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

Корреляционно-регрессионный анализ;

Непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля - это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль способствует:

Сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

Обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

Обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

Эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

Максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация - главный объект финансового контроля.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Сּобрание РּФ. Пּарламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответствующих комитетов и комиссий. Пּостояּнно действующим органом государственного финансового контроляּ, образованным Фּедеральным Сּобранием РּФ и подотчетным ему, яּвляּется Сּчетная палата РּФּ. Еּе деяּтельность направлена на все субъекты хозяּйствованияּ, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы месּтного сּамоуправленияּ, общесּтвенные организации, есּли они оперируют сּредсּтвами федерального бюджета, исּпользуют или управляּют федеральной сּобсּтвенносּтью либо есּли им предосּтавлены налоговые, таможенные льготы или иные преференции.

Пּо результатам обсּледований сּотрудники Сּчּетной палаты РּФ сּосּтавляּют предсּтавления и направляּют их руководителяּм проверенных организаций для приняּтия мер по усּтранению нарушений, а в сּлучּае выяּвления хищения госּударсּтвенных сּредсּтв дела передаютсּя в правоохранительные органы. Пּри выяּвлении нарушений даютсּя обяּзательные для исּполнения предписּанияּ. Пּри неоднократных нарушенияּх, по сּогласּованию с Гּосּударсּтвенной Дּумой, может быть приняּто решение о приосּтановлении всּех видов расּчּетных операций организации. Пּри этом Сּчּетная палата РּФ не наделена правамּи примּенения к нарушителяּм адмּинисּтративных мּер воздейсּтвияּ.

Вּажнейшим органом госּударсּтвенного финансּового контроля по линии исּполнительной власּти яּвляּетсּя Мּинфин Рּосּсּиּиּ, на который возложен контроль за формּиּрованиּем и иּсּполнениּем бюджета, расּходованиּем госּударсּтвенных сּредсּтв. Оּсּобая роль в осּущесּтвлениּи фиּнансּового контроля отводиּтсּя находяּщейсּя в его ведениּи Фּедеральной сּлужбе фиּнансּово-бюджетного надзора (ФּСּФּБּНּ), иּмּеющей сּвои терриּториּальные органы. ФּСּФּБּН - это федеральный орган иּсּполниּтельной власּтиּ. Еּго главная задачּа - контроль за обесּпечּениּем целевого и эффектиּвного иּсּпользованиּя бюджетных сּредсּтв, госּударсּтвенной сּобсּтвенносּтиּ, налоговых и бюджетных льгот, предосּтавляּемּых госּударсּтвомּ, а также за сּвоевремּенносּтью возврата и целевым иּсּпользованиּем бюджетных сּсּуд. Пּроведениּе контрольных мּероприּяּтиּй ФּСּФּБּН осּущесּтвляּетсּя в сּоответсּтвиּи с Пּланом контрольной работы, по поручּениּяּм Аּдмּиּниּсּтрациּи Пּрезиּдента РּФּ, полномּочּных предсּтавиּтелей Пּрезиּдента РּФ в федеральных округах, Сּовета Фּедерациּи и Гּосּударсּтּвенной Дּумּы, Аּппаратּа Пּравиּтּельсּтּва РּФּ, мּиּниּсּтּерсּтּв РּФּ, а тּакже в сּлучּаяּх обращениּй Сּчּетּной палатּы РּФּ, Гּенеральной прокуратּуры и правоохраниּтּельных органов РּФּ.

В сּреднесּрочּной персּпектּиּве органам фиּнансּового контּроля тּребуетּсּя сּущесּтּвенно пересּтּроиּтּь сּвою работּу по мּере перехода на бюджетּиּрованиּе, ориּентּиּрованное на результּатּ. Оּно позволиּт досּтּатּочּно чּетּко определяּтּь результּатּиּвносּтּь бюджетּных расּходов, а, сּледоватּельно, дасּт возмּожносּтּь расּсּчּиּтּыватּь эффектּиּвносּтּь иּсּпользованиּя сּредсּтּв. В сּвяּзи с этּиּм одной иּз осּновных задач контּрольּно-ревиּзиּонных органов сּтּанет разработּка мּетּодиּчּесּкиּх мּатּериּалов по формּалиּзациּи контּрольּных процедур и оценке эффектּиּвносּтּи госּударсּтּвенных расּходов по досּтּиּгнутּым резульּтּатּамּ.

Вопрос 4.1. Цели и задачи финансовой политики

Тема 4. Политика управления финансами

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю по­литику, социальную и культурную, финансовую и техни­ческую.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений. Государственная финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансо­вых ресурсов, их рациональное распределение и исполь­зование для осуществления государством своих функций.

К основным формам государственной финансовой политикой относятся:

Фискальная политика, направленная на регулирование конъюн­ктуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;

Бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

Финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, региональной и экологической политики;

Финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства или предприятия реализует через финансовый механизм, используя финансовые рычаги и методы.

Основной целью финансовой политики явля­ется: наиболее полная мобилизация и формирование максимально возможного объема финансовых ресур­сов, необходимых для удовлетворения потребностей субъекта (госу­дарства или предприятия)

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Создание эффективной системы управления финансами.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.

Методами управления финансами является:

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.



Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы:

Анализ абсолютных показателей баланса . Данный анализ представляет собой изучение данных предоставленных в бухгалтерской отчетности на конкретную дату. В результате анализа определяется состав имущества, структура финансовых вложений, источники финансирования собственного капитала, размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и т.д.

Горизонтальный анализ . Данный анализ представляет собой временной анализ, который заключается в сравнении между показателями полученных в базисном (прошлом) и отчетном (текущем) периоде. Он позволяет выявить тенденции изменения статей баланса и определить темпы роста или снижения. Инструментом донного анализа служит построение графика по сравнению показателя во времени.

Трендовый анализ. Данный анализ представляет собой динамический анализ, который заключается в сравнении показателей полученных за несколько лет (3-5 лет). Он позволяет выявить тенденцию динамики показателя без случайных влияний. Тренд (англ. Trend - График) – это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Инструментом донного анализа служит построение графика по динамики изменения показателя во времени.

Сравнительный анализ . Данный анализ представляет собой сопоставление в виде сравнения двух анализируемых показателей. Инструментом донного анализа служит построение графика или таблицы по сравнению показателей в анализируемом периоде.

Он позволяет выявить сравнение показателей, структуры или динамики по одной и той же позиции:

Между плановыми (нормативными) и фактическими (полученными) результатами финансовых показателей анализируемой организации;

Между различными подразделениями компании;

Между различными организациями (конкурентами).

Вертикальный анализ. Данный анализ представляет собой структурный анализ, который проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей. Он позволяет выявить влияние каждой позиции в зависимости от удельного веса в общем итоговом показателе отчетности. Инструментом донного анализа служит построение диаграммы по структуре общего анализируемого показателя.

Анализ финансовых коэффициентов. Данный анализ представляет собой расчет аналитических финансовых коэффициентов (относительных показателей). Он позволяет выявить влияние взаимосвязи в результате соотношения между отдельными показателями по разным позициям. Расчет относительных показателей осуществляется на основе соотношения одного показателя относительно другого. К таким группам относятся:

Показатели имущественного положения;

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели деловой активности;

Показатели рентабельности.

Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

В соответствии со структурой финансовой системы управление финансами по видам объектов управлении подразделяют: управление финансами федеральных органов власти страны; управление финансами субъектов федерации; управление финансами муниципальных образовании; управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.

К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношении: государственные финансы (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Субъектами управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).

Инструментом управления финансами служит финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. Выделяют три основные группы, отражающие экономическое содержание финансов: государственные и муниципальные финансы, финансы организаций разных организационно-правовых форм, включая и страховые организации, финансы домохозяйств.

В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Управление финансами выполняет следующие функции: финансовый анализ; финансовое прогнозирование; планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности; оперативное регулирование финансов; контроль за состоянием финансов.

Контроль за состоянием финансов создаст обратную связь в тени управления, предоставляя органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм правил формирования и использования финансов.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат:

  • - финансовое планирование;
  • - прогнозирование;
  • - программирование;
  • - финансовое регулирование;
  • - оперативное управление;
  • - финансовый контроль;
  • 1. Финансовое планирование

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

2. Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

  • - построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
  • - корреляционно-регрессионный анализ;
  • - метод экспертной оценки.
  • 3. Финансовое регулирование.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами - доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микро-уровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

  • - налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • - финансовые льготы и санкции;
  • - общие и целевые субсидии;
  • - доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • - доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

4. Управление финансами

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

5. Финансовый контроль.

Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микро-уровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

К методам финансового контроля относятся:

Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Надзор - проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил. Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов 6 . Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

4) временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения 7 . Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Общие и целевые субсидии;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;

Доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций 8 .

Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие на объект управления в целях его развития и совершенствова­ния. В управлении финансами, как ив любой другой управляемой си­стеме, выделяют объекты и субъекты управления.

Объекты управления финансами - разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Гос­ударственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их
высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хо­зяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финан­сы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.

Совокупность всех организационных структур, осуществляю­щих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соот­ветственно, государства или хозяйствующего субъекта.

Процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности и орга­низации самих субъектов управления.

Цель управления финансами государства - обеспечение финан­совой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалан­сированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.

Цель управления финансами хозяйствующих субъектов - обес­печение финансовой стабильности предприятия, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Общее (стратегическое) управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Президент РФ и Прави­тельство РФ.

Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах, сборах, обяза­тельных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, регла­ментирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государ­ственную Думу РФ федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение, выступает как координирующий центр управления финансами.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, явля­ется Министерство финансов РФ. В частности, Минфин России вно­сит на рассмотрение Правительству РФ проекты федеральных зако­нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение вопросов, относящихся к сфере ведения Минфина России и федеральных служб, находящихся в его подчинении.

Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета.

Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими фе­деральными органами исполнительной власти, исполнительными ор­ганами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ.

Важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финан­совой политики является ЦБ РФ. Банк России имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он является юридическим лицом и может осуществлять определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками, государством (бюджетом) и другими субъ­ектами. С другой стороны, он же наделен широкими полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие ме­тоды и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.

Применительно к финансовому планированию - это деятель­ность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их до­стижения.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Цель финансового прогнозирования состоит в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их образования и использования их в прогнозируемом периоде.

Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.

Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финан­совые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций ро­ста или снижения.

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов (экономических, технических, финансовых и др.). Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономиче­ских, социальных и финансовых процессов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.

Управление финансами основано на знании объективных эконо­мических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.