Зачем женщины одевают платок в церкви. Почему в церкви надевают платок

27.09.2019 Утепление

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, почему в церкви женщины покрывают голову платком. Уже сам вопрос можно считать недостаточно корректным. Если появились сомнения в этой традиции, то очень легко перейти и к другим, не менее некорректным вопросам.

Может ли традиция устареть

Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие. Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.

Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан, об этом заговорили.

Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.

В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы, среди которых может попасться и кружевной шарф и снуд.

Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.

Платок-капюшон

Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой. Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты.

Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.

Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.


Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.

Какой платок выбрать в церковь

Между тем, по церковным канонам предопределено не только, каким следует быть головному убору, но и какого цвета в каких случаях надевать, как повязать, и кто может надевать ту или иную разновидность:

  • светлый, белый однотонный или с мелкой цветочной каймой, в небольшой рисунок, можно надевать в храм по праздникам;
  • любого цвета, кроме зеленого или черного, используют для обычного, каждодневного визита;
  • черный надевается в знак траура, а однотонный темного цвета можно и нужно надевать в дни строгого поста;
  • красный надевают на Пасху или все время до Святого Вознесения;
  • зеленый – приличествующий только на Вербное Воскресенье и Троицу;
  • в цветочек или в мелкий горошек с каймой обычно надевают женщины, прислуживающие в храме.

Донские платки, которые сейчас усиленно продают в интернет-магазинах, кружевные и со стразами от Сваровски – вещь, абсолютно противоречащая самому духу сложившейся традиции, которая присутствует только в православной религии.

Есть специальные православные платки (платок-капор с завязками под подбородком, которые надеваются на голову). Завязки сшиты на кулиске.

Надетый и завязанный под подбородком головной убор, обычно не спадает, его можно надеть и женщине, не привыкшей к такому наряду.


Можно любую косынку использовать, как платок, девочке главное чтобы он не соскальзывал с головы. Традиционный платок в церковь должен быть средних размеров, чтобы его можно было завязать под подбородком, а сзади он закрывал волосы.

Ниспадающий не выполняет той функции, для которой он изначально был предназначен.

Важно. Огромное значение имеет именно, как в церковь, остальные светские профанации обычая, допущенные современной церковью в процессе секуляризации – это имитация традиции, но не совсем ее соблюдение.


Стразы Сваровски, используемые по праздникам, чтобы продемонстрировать, по какой цене приобретен головной убор для похода в церковь – не более, чем гордыня. Христианская религия призывает бороться с такими перегибами, осуждая такой наряд, как один из недозволенных грехов.

Чтобы разобраться в традиции, которую призывают соблюдать опосредованно, нужно просто понять, почему в церкви женщины покрывают голову платком.

Почему в церкви женщины покрывают голову платком: истоки и важность традиции

Согласно преданию, эту традицию положил Апостол Павел. Она ведет свои истоки со времен его прибытия в Коринф с проповеднической миссией.

На тот момент существовал языческий храм, в котором жрицы обривали голову наголо и отдавались во славу своей богине, совершая таким образом акт жертвоприношения.

Некоторые из жриц этого храма стали исповедовать христианскую религию. Чтобы никто не мог упрекнуть их прошлым, пока не отрастут волосы, Апостол Павел обязал всех одевать в храм платки.

Вторая версия этого же события состоит в том, что женщины с волосами демонстрировали их в назидание блудницам, а это было проявление гордыни, ведь пред Господом все равны.

Еще одна трактовка платка в церкви состоит в том, что мужчина создан Богом по образу своему и подобию. Поэтому он снимает шляпу или головной убор, в знак уважения перед Творцом. Женщина, созданная Богом из мужского ребра, надевает платок, чтобы показать свое смирение и покорность мужчине.


Существуют и другие версии. Например, что покрывая волосы в храме сразу после замужества, женщина дает обет верности, оставляя возможность видеть волосы только самому близкому человеку – мужу.

В церковь же платок надевают не только женщины, но и девушки, чтобы скрыть одну из самых привлекательных черт внешности.

В Храме Господнем не должно быть греховных мыслей и предметов вожделения, поэтому и предписывалось надевать юбки до полу и платки.

Важно. В этом случае надевать кружевной шарф, кокетливый платочек с выправленными из-под него волосами и завязанный назад, нет никакого смысла. Он не прячет дамские прелести, как это происходит в случае с настоящим головным убором, а, наоборот, подчеркивает их и привлекает внимание.

В случае с мужчинами снимание головного убора тоже может трактоваться по-разному. На Руси шапка была отличительной особенностью титула или должности, особенно у государевых служащих.

Когда снимали головной убор, то они нивелировали свой общественный или имущественный статус. Снятая шапка демонстрировала всем, что пред Господом все равны.


Насколько оправдано ношение платка в церкви

Прежде, чем искать в сети, где купить или как сшить накидку платок, следует подумать о том, для чего надевается в церковь головной убор. Это не средство продемонстрировать или подчеркнуть свои прелести, привлечь восхищенные взгляды мужчин или завистливые – женщин.

Потому что иначе хождение в Храм не имеет особого смысла. Начиная с отрицания одной традиции, заложенной в религиозных постулатах, далее можно легко поставить под сомнение целесообразность обрядов, облачений читаемых молитв.

Ведь именно они используются для обращения к Богу. Определенные правила поведения приняты в любом сообществе. Только самому невоспитанному человеку придет в голову есть на полу, плевать в колодец, отказывать в уважении старших или лишать заботы детей.

Примерно так же обстоят дела и с религиозными обычаями, продиктованными вековым опытом, национальным менталитетом, наследием предков.

Жизнь изменилась, появились новые транспортные средства, информационные технологии, способы общения. Но для многих людей ничего не изменилось в отношении и обращении к Богу, следовании религиозным заповедям, церковным канонам и правилам. И если человек считает себя верующим, он следует им неуклонно, без рассуждений о целесообразности.

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Женщина в храме

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому , апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы .

Зачем надевать платок в церковь

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии.

Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале . Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

Начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – человек:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Божества разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые предусмотрел для полноценного счастливого брака Господь. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за равноправие женщин. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы нежиться в его объятиях, скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что всякий муж , молящийся или пророчествующий с покрытою головою , постыжает свою голову” (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях .

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему. Представляется, это было связано с тем, что у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно.

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о хиджабе, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, то есть с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” - осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе “нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” .

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Рассуждая об этих текстах ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться верующими, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Константин Чумаков, Валерий Татаркин


Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Что касается выполнения этих канонов, то их строгое соблюдение сейчас мы видим только в мусульманском вероисповедании. В иудаизме эти предписания приняли более современный вид. А в христианстве большинство женщин считают обычай устаревшим, женщину с покрытой головой в обычной жизни встретишь нечасто, если, конечно, не рассматривать погодные условия.

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.