Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.
В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.
Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:
Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.
Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:
Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.
Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.
«Цветок и одуванчик»
В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.
«Веселый хомяк»
Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.
«Дракон»
Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.
Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.
Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:
Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.
Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.
У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.
Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.
Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.
Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:
Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.
Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.
«Веселые снежинки»
Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.
«Спортивные фломастеры»
Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.
«Праздник»
Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.
«Самолетик»
В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.
Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.
Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.
«Маятник»
Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.
«Вождение»
Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».
Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох - сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».
Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.
На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.
Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.
Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.
Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.
Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ. Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.
Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.
Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом. Учеными были выделены следующие благотворные последствия:
Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.
Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:
Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.
В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.
Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.
До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.
Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).
Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.
Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.
В детском саду может быть проведена во время , физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.
Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:
Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:
Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.
Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика и иммунитет ребенка .
Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.
В осенне-весенний период эта дыхательная гимнастика будет являться отличным источникам профилактики ОРЗ и ОРВИ, а так же поможет, только что переболевшему ребенку, быстро восстановить здоровье.
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система малыша будет развиваться правильно.
К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:
Улучшает кислородный обмен в организме;
Стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
Помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.
А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:
Вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
Выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).
А чтобы не произошла гипервентиляция легких, необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений ребенком. После выполнения каждого комплекса упражнений, попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель:
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель : формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит »
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемоты»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.
Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:
Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:
Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.
Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.
Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.
Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.
Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.
Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:
Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.
Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.
В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.
Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.
В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.
Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:
Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.
При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.
Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.
Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.
Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.
В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.
Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.
Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.
Данный подход состоит из нескольких упражнений:
Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:
Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох - выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Повторить 4-10 раз.
Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
Повторить 3-4 раза.
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
лёгкие до отказа.
выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
Покачивая головой вправо - влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо - влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
носоглотки.
бы пуская мыльные пузыри.
носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
высунуть и тоже сложить «трубкой».
лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.
наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как
при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд - назад (большой маятник), делая при этом вдох - выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.
Проводится в игровой форме.
Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат - Нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза - вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат - Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат - Нам» - отзовись!».
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».
грудную клетку.
«Я сильный (ая)».
Дыхательные имитационные упражнения
Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот - выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
Повторить 1-5 раз.
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».
Повторять 1,5 мин.
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».
Повторить 3-4 раза.
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
Повторить 4-5 раз.
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».
Повторять 5-6 раз.
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».
Повторять 1,5-2 мин.
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны - вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
Медленная ходьба по залу. На вдох - руки поднимать в стороны. На выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».
Повторять 1-2 мин.
Комплекс дыхательных упражнений игрового характера
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках,
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам - вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим - так (Е. Антоновой-Чалой).
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх - вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки - пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто -
Покачай насос ты.
Направо, налёг…
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто -
Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой).
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки - маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой).
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох (губы трубочкой). Голова прямо - вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад - вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой).
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете
(Е. Антоновой-Чалой).
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо - вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.